Туристический портал - Paratourism

Новодевичий монастырь проект. Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь, 1 класса, в Москве, на Девичьем поле. Основан в 1524 году великим князем Василием Иоанновичем по случаю возвращения Смоленска, бывшего более 100 лет под властью Литвы. Во время Польско-Литовского нашествия монастырь служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. В 1611 году пан Гонсевский выжег его. По вступлении на престол Михаила Федоровича монастырь был возобновлен. Иконостас соборного храма, в честь Смоленской иконы Божией Матери, состоит из икон старинного письма, принадлежащих царицам и царевнам. Стены, своды и столбы собора покрыты фресками. Здесь погребена царевна София Алексеевна. Ежегодно 28 июля из Кремлевского Успенского собора совершается крестный ход в монастырь, в память возвращения Смоленска от Литвы. В монастыре находится список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, поставленный в 1525 году, список с подлинной Иверской иконы Божией Матери, иконы Богоматери «Взыграние» и Живоносного источника. При монастыре училище, приют для сирот-девочек и две богадельни.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III в честь величайшей православной святыни - Смоленской иконы Божией Матери, и в ознаменование освобождения Смоленска от поляков и возврата его в состав русских земель. На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей.

С 2004 года Новодевичий монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.



В 1514 году после большой военной победы - взятия Смоленска, возвращение его в состав Руси - Великий князь Василий III Иванович (1479-1533) дал обет построить в память об этом знаменательном для Руси событии монастырь. Новая обитель была основана в 1524 году во имя Смоленской иконы Божией Матери, главной святыни Смоленской земли. По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой и привезена на Русь в Киев гречанкой Анной, супругой Владимира I Святославича (ок.960-1015), а при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1053-1125) была перенесена в Смоленск, где хранилась в городском соборе. Эта икона носит ещё название Одигитрии - "Путеводительницы". В конце 14 века икона попала в Москву - в 1399 Софья Витовна (1371-1453), супруга Великого князя Московского Василия I Дмитриевича (1371-1425), ездила повидать своего отца - князя Литовского Витовта. При расставании Витовт благославил Софью иконой Смоленской Богоматери. Вернувшись в Москву, Софья поставила икону в Благовещенском соборе на великокняжеском дворе. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска, Великий князь Василий II Васильевич Тёмный (1415-1462) вернул им их святыню, а в Кремле была оставлена копия с неё. В 1524 году в Новодевичий монастырь был перенесён список с кремлёвской иконы Смоленской Богоматери.

С самого начала своего основания Новодевичий монастырь занял одно из первостепенных мест среди московских обителей. Государи московские чтили и украшали его. В 17 веке у московских царей появился обычай ежегодно приезжать на богомолье в монастырь 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии. Царский двор останавливался в шатрах у стен монастыря. Стояли вечерню, всенощную, на следующий день - обедню, а потом от царского имени устраивалось обильное угощение. Отсюда пошёл обычай любимого у москвичей ежегодного народного гулянья на Девичьем поле, позднее перенесённого в район Пресни, в Новинское.

Новая обитель с первых же дней заняла особое положение: здесь постригались (и не всегда добровольно) в монахини представительницы знатных боярских и княжеских родов, родственницы и жёны русских царей. В 1598 году после смерти царя Фёдора Ивановича (1557-1598), его вдова царица Ирина Фёдоровна (в девичестве Годунова) (1557-1603) приняла здесь постриг под именем Александры. Вместе с ней в монастырь на жительство удалился и её брат - ближний боярин покойного царя Борис Фёдорович Годунов (1552-1605). И сюда к стенам монастыря, 21 февраля 1598 года пришли бояре, духовенство и народ - просить Бориса Фёдоровича стать во главе государства.

С 1610 года в монастыре жила инокиня Ольга - дочь Бориса Фёдоровича Годунова Ксения Борисовна (1582-1622). А в 1689 году монастырь принял ещё одну высокопоставленную узницу - царевну Софью Алексеевну (1657-1704). В 1698 году она была пострижена здесь под именем Сусанны. Позднее в монастыре были заточены её сёстры - Екатерина (1658-1718), Мария (1660-1723) и Федосья (1662-1713). В 1698 году под окнами Софьиной кельи по приказу Петра I Алексеевича (1672-1725) были повешены её сторонники - 300 мятежных стрельцов, участников стрелецкого восстания, подавленного под Новым Иерусалимом.

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря погребены дочь Ивана IV Васильевича Грозного Анна (1549-1550), и дочери царя Алексея Михайловича (1629-1676) - царевны Софья (1657-1704), Екатерина (1658-1718), Евдокия (1650-1712), первая жена Петра I Алексеевича - Евдокия Фёдоровна (в девичестве Прасковья Илларионовна Лопухина) (1669-1731), во иночестве Елена.

В 1812 году монастырь осквернил своим присутствием предводитель французских и других европеских оккупантов Бонапарт. Перед бегством французов из Москвы монастырь был заминирован и подготовлен к взрыву, но обитель была спасена благодаря подвигу монастырской казначеи - она успела вовремя загасить фитили, тлевшие у заложенных бочек с порохом.

Самым значительным художественно-историческим памятником монастыря является величественный пятиглавый Смоленский собор, построенный в 1524-1525 годах. После завершения строительства собор был расписан фресками, которые сегодня занимают одно из первых мест в истории русского искусства 16-го столетия. Дело в том, что в 16 веке стенная живопись храмов стала весьма редким явлением - новый взлёт этого искусства произошёл только в середине 17 века. Тем ценнее те немногие росписи, дошедшие до нас из эпохи Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича. Иконостас собора выполнен в 1680-х годах под руководством Ивана Михайлова - строителя восьмого чуда света, деревянного дворца Алексея Михайловича в селе Коломенском. В иконостасе имеются прекрасные иконы работы лучших русских мастеров второй половины 17 века - над украшением собора трудились мастера Оружейной палаты, и, вероятно, недаром начальник Оружейной палаты боярин Богдан Матвеевич Хитрово (1615-1680), основатель городов-крепостей Карсуна и Симбирска, погребён в Смоленском соборе. А руководителем работ в Смоленском соборе был выдающийся русский живописец 17 века "царский изограф" Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686). Иконостас Смоленского собора стал его последней крупной работой. Вместе с Ушаковым работал его ученик Никита Иванович Павловец, стены собора расписывала артель Ивана Елизарова и Фёдора Карпова.

К концу 17 века сложился существующий облик монастыря. Основные здания Новодевичьего монастыря построены в 1680-х годах при деятельном участии царевны Софьи Алексеевны. Строивший монастырь зодчий, несомнено, был одним из талантливейших мастеров своего времени. Особенно ярко его мастерство проявилось при сооружении в 1690 году высокой стройной колокольни. "Самой выдающейся из всех московских колоколен" называли колокольню Новодевичьего монастыря, построенную в стиле московского барокко. Она сооружена по ярусной схеме - несколько поставленных друг на друга убывающих восьмигранников стремительно взмывают вверх. Обильное белокаменное кружево, покрывающее стены колокольни снизу доверху, подчёркивает этот стремительный взлёт и придаёт колокольне удивительную лёгкость. Великий русский зодчий Василий Иванович Баженов сказал о ней: "Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего".

Трапезная монастыря с Успенской церковью построена в 1685-1687 годах на средства царицы Софьи Алексеевны. К Софьиным постройкам относятся и обе надвратные церкви - Покрова Богородицы и Преображения Господня. Оба храма, построенные в стиле московского барокко, отличает богатство белокаменной отделки. Особенно это относится к Преображенской церкви. Надвратная пятиглавая Преображенская церковь над северными воротами монастыря сооружена в 1687-1689 годах. Её украшают белокаменные раковины, явно навеянные образами московского Архангельского собора.

В Новодевтчьем монастыре погребены легендарный поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов, историк Сергей Михайлович Соловьёв и его не менее известные сыновья - философ Владимир Сергеевич и писатель Всеволод Сергеевич. Здесь же погребены историк Михаил Петрович Погодин, археолог граф Алексей Сергеевич Уваров, братья граф Николай Алексеевич и граф Дмитрий Алексеевич Милютины. На кладбище Новодевичьего монастыря покоится прах Антона Павловича Чехова, писателей Александра Ивановича Эртеля, Михаила Николаевича Загоскина, Ивана Ивановича Лажечникова, Алексея Фиофилактовича Писемского, поэта Алексея Николаевича Плещеева, пианиста и композитора Александра Николаевича Скрябина, генерала Алексея Алексеевича Брусилова.

Из кн. А.Н. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России". 2000. Вече

- Аэрофотосъемка 360 градусов
Необщежительный женский монастырь. Основан великим князем Московским Василием III в 1525 г. Новодевичий монастырь в наши дни стал как бы отражением истории Российского государства, и в частности Москвы и Московского княжества, с XVI столетия. Он был свидетелем и участником событий, потрясавших столицы Основанию его, по преданию, предшествовали события XIV - XV вв., на первый взгляд не имевшие к нему отношения. давным-давно, а точнее, осенью 1389 г., в древний русский город Смоленск приехала Софья Витовтовна вместе с молодым мужем Василием Дмитриевичем, только вставшим на "стол" великого княжества Московского. Одновременно с западной стороны в город въехал ее отец литовский князь Витовт. Свидание было заранее обговорено, поэтому, когда дочь стала собираться в Москву, отец в числе прочих подарков вручил ей икону Смоленской Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы)

В Москве икону поместили в иконостас рядом с царскими вратами Благовещенского великокняжеского домового храма. Через четыре года Витовт стал велим князем Литовским и, невзирая на родственные отношения, через 12 лет (1404) захватил у зятя Смоленск. Прошло еще 57 лет, и икона Смоленской Божьей Матери проделала обратный путь в родной город. Возвращению ее способствовала настоятельная просьба смоленского епископа Михаила, прибывшего в Москву с посольством Казимира IV Ягеллончика по случаю коронации на королевство Польское. Василий Темный удовлетворил просьбу епископа. И вот по истечении девяти лет когда была закончена копия, оставшаяся в Благовещенском соборе, 28 июля 1456 г, подлинник покинул Москву.

В этот солнечный день от Благовещенского собора Кремля после торжественной службы двинулась многочисленная процессия с икoнами и хоругвями, провожая гостившую более полувека (67 лет) в Москве икону Смоленской Одигидрии Торжественная процессия остановилась на Девичьем поле у митрополичьего Саввина монастыря. Здесь она была передана в руки смолян.

Эту икону, поскольку в Смоленске она находилась с 1101 г., приписывали творению апостола-евангелиста Луки. Кстати, в Московском Воскресенском монастыре на Тверской улице в те времена тоже находилась икона Одигитрии, обгоревшая в пожаре 1482 г. Значительность этой иконы состоялa в том, что на ней до пожара был изображен лик Смоленской Богоматери, написанный в давние времена. Следовательно, в период пребывания дара Витовта в Москве рядом находился ее двойник. День проводов иконы стал днем ее праздника. Каждый год в Москве к месту прощания с ней торжественно следовал крестный ход.


Со времени проводов иконы прошло еще 58 лет, когда в 1514 г. правнук Василия I Василий III решился восстановить справедливость и вернуть Смоленск Руси.Штурм города был назначен им на первый день после праздника Смоленской иконы Богородицы, т.е. на 29 июля. Естественно, 28 июля был совершен большой торжественный молебен с просьбой в адрес Одигидрии помочь русскому войску и даровать победу над литовцами. Василий III пообещал тогда ей, что если Смоленск будет взят, то он на том месте, где она простилась с Москвой, построит монастырь и церковь в ее честь.

Для тех времен штурм был весьма мощным, однако город устоял. И взят он был только тогда, когда после многодневной осады в городе восстали его жители. Они-то и открыли ворота для русских войск. Литовские солдаты сдались на милость победителей. Выполнил ли Василий III свое обещание построить церковь в честь Одигитрии, сведений нет, а про обещание построить монастырь он вспомнил через девять лет. Собираясь в поход на Казань, он на всякий случай указал в своей духовной грамоте: "Да коли есми з Божиею волею достал своей отчины города Смоленьска и земли Смоленьские и язъ тогда обещал поставить на Москве на посаде девичь монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения честного Креста и иные храмы; а которые храмы в том монастыре поставити, и язъ тому велел написать запись диаку своему Трифану Третьякову... И на что Божия воля надо мною състанеться, а тот монастырь при своем животе не успею състроити и язъ приказал казначеем своим и приказным своим людем на том месте монастырь състроити, и из сел своих из дворцовых в тот монастырь велел есми дати село или два в одном поле на тысячу четвертей, а в двух полех по томуж; а на строение тому монастырю наши казначеи выдадут три тысячи рублев денег".

Итак, в 1523 г. казна получила распоряжение на финансирование строительства Девичьего монастыря. Кстати, имеются сведения, что на его строительство было выдано 230 килограммов серебра. Если принять во внимание, что в рубле в те времена было примерно 93 грамма серебра и что казна действительно выдала 230 килограммов, следует, что или строительство обошлось дешевле, или казна сэкономила почти тысячу рублей - 958 рублей, Так или иначе сумма эта для тех времен была преогромная.

По курсу 1893 г. она была равна 60 тысячам рублей. Таким образом, почти через 70 лет после возвращения иконы Смоленской Богородицы на том месте, где ее передали смолянам, был заложен новый монастырь. А место это называлось Самсоновым лугом, или, что было более распространенно, Девичьим полем. Предания далеких лет сообщают, что на этом просторном печальной памяти лугу татарские баскаки отбирали из согнанных сюда московских девушек тех несчастных, которые в уплату дани должны были бьть уведены рабынями в Орду.

По Самсонову лугу, или Девичьему полю, проходило в ту пору ответвление от Литовской дороги, идущей через Смоленск. Где-то далеко за городом к ней примыкала Киевская дорога. Ответвление этой дороги пересекало Москву-реку вброд, недалеко от устья реки Сетунь, и уходило вдоль ручья Вавилон к Крымскому броду. Затем через сельцо Киевец вбегало в Чертольские ворота, мимо государевых конюшен, через ручей Черторый и реку Неглинную, упираясь в ворота Боровицкой башни Кремля. От Сетуньского брода дорога вела и к Саввинскому монастырю, от него к Арбату и далее к Смоленской и Тверской дорогам. Так вот, на этом узле дорог и была построена с юго-запада от Москвы новая обитель-сторожа, четвертая после Данилова, Симонова и Новоспасского монастырей, опоясывающих город с южных и юго-восточных подступов. Монастырь был заложен на склоне, который понижался на юг от города к Лужникам. Уровень подошвы северных ворот на 3,2 метра превышал подошву у южных. В начале строительства северных ворот не было. Место, на котором поставлен собор, было на 10,7 метра выше уреза воды у Сетуньского брода. С западной стороны к нему примыкал обрывистый берег. Поэтому при строительстве обители площадку ее планировали подсыпкой земли на южной стороне.


На плане города 1739 г. южнее монастыря был обозначен квартал жилых строений, а вдоль западной стены- ручей, запруженный в двух местах и впадающий в Москву-руку почти напротив устья Сетуни. В жилом квартале высилась церковь в Малых Лужниках На плане 1767 г. к северо-западу от дороги и ручья Вавилон, там, где сейчас находится Большая Пироговская улица, показана сплошная застройка, разрываемая пустырем перед загородным дворцом князе Трубецких - ныне территория парка пионеров рядом со станцией метро "Фрунзенская". Вдоль берега за Саввинским монастырем показаны пять маленьких прудиков. Между этими застройками и Новодевичьим монастырем простиралось огромное поле.

В конце 1784 г. со стороны его южной стены образовались три прудика и еще два у западной стены, т. е. по ходу русла ручья, существовавшего еще 17 лет назад. На этом месте сейчас разбито Новое кладбище, на котором покоится прах знаменитых писателей, артистов, государственных деятелей и военачальников нашей Родины. Местность вокруг монастыря с каждым годом становилась наряднее.

По этому поводу поэт Лажечников, снимавший квартиру невдалеке, писал: "Я живу совершенно как на даче. Передо мной Девичье поле, окаймленное хорошенькими домами, а за ними все Замоскворечье с Донским монастырем, Александровским дворцом, Нескучным садом, дачей графа Мамонова и Воробьевыми горами: кое-где выглядывают золотые главы Ивана Великого, Спасского монастыря, Симонова... С балкона моего не могу налюбоваться этими видами. Сейчас по случаю праздника Смоленской Божьей Матери идет процессия в Девичий монастырь, народ усыпал поле, духовенство целой Москвы с хоругвями тянется нитью до монастыря, путь усыпан цветами. Картина прекрасная! В красные дни рои детей, как букеты цветов, разбросаны по зелени луга, кавалькады прекрасных амазонок скачут мимо моих окон..."

Смоленский собор строили в течение 14 месяцев и закончили к намеченному сроку - 28 июля 1525 г., т. е. ко дню его престольного праздника. Между тем имя архитектора точно не установлено. Предполагают, что это был Алевиз Новый, но есть основание полагать, что им был Нестор, погибший в числе 56 каменщиков при обвале сводов собора в начале лета 1525 г. Внешне Смоленский напоминал и Архангельский и Успенский соборы Кремля. В отличие от фасада Архангельского его фасад по длине был расчленен на четыре части, а не на пять. От этих соборов он отличался различными радиусами закомар, фасадом, выполненным почти без декоративного оформления, контурами трехчастной апсиды, двумя ярусами окон со смещенными осями друг к другу на небольшом световом барабане: маленькие - по верхнему ряду и большие щелевидные - по нижнему ряду, большей высотой подклети. Собор представлял собой монументальное сооружение строгих линий, присущих древнерусскому зодчеству, и оригинальностью новых решений церкви никоновской эпохи, которые отличало пятиглавие.

В основании собора заложен высокий сводчатый со столпами подклет из белого камня. Ширина собора 21,3 метра, длина 25 метров. Длинная сторона расчленена на четыре неровные части - второе от алтаря членение больше других по ширине. Восточная и западная стены разделены на три части, из которых средняя по ширине равна самому широкому членению на северной и южной сторонах. С восточной стены пристроена апсида, представляющая три вертикальных объема, полукруглых в основании. На северной и южной стенах по линии завершения лопаток пробиты щелевидные окна, а ниже - окна большей ширины. В северной и западной стенах - арочные двери, обрамленные перспективными порталами. Своды собора держатся на шести четырехугольных столпах - два у алтаря и четыре в зале. На крестчатый свод поставлен большой световой барабан, а на пересечении малых сводов - малые световые барабаны со шлемовидными куполами.

В период царствования Бориса Годунова монастырь пережил вторую фазу расцвета. За это время возвели каменные стены протяженностью около 900 метров, высотою в среднем 13 метров и толщиной 3 метра. Стены с зубцами имели галереи для верхнего боя, машикули, бойницы для среднего и подошвенного боев. Выигрышным было господствующее положение монастыря на холме у излучины реки с широким полем для обзора. В это время в монастыре для его обороны находились стрельцы, казаки и другие "воины с пищалями, рогатинами, да без ружья". Периметр стен образовывал трапецию с непараллельной стороной, обращенной к обрывистому склону Москвы-реки.

В 1690 г. завершили строительство монастырской гордости - величественной колокольни с украшениями из белого камня, оригинальными на каждом их пяти ярусов. В среднем ярусе устроили церковь святого Иоана Богослова, ниже в первом ярусе - преподобных Варлаама. и Иосафа-царевича. Эти церкви были устроены в 1686 - 1688 гг., т. е. за два года до завершения колокольни. Обновили их в 1795 г.

По первоначальному плану колокольня должна быть восьмиярусной и превышать звонницу Ивана Великого. Однако при Софье успели построить только пять ярусов. Шестой достраивали уже при игуменье Палладии Дуровой и Петре I, который испытывал неприязнь ко всем делам Софьи. С достройкой шестого яруса колокольня поднялась ввысь более чем на 34 сажени (73 м). В двух сквозных 3-м и 4-м ярусах разместили звонницу. На некоторых колоколах были отлиты адреса. На малой звоннице, например, висели колокола с надписями: "Лета 7059 (1551) при царе Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном Архиепископе Макарие, Митрополите всея Руси", "Лета 7136 (1628) году маия в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Ивановичь Воро тынъской по княгине Марие князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марие Петровне, по своей матери и по своихъ родителях", на остальных колоколах подобные посвящения, даты отливки и вес "13 апреля 1630"; четвертый колокол был отлит в 1673 г. в Девентере, пятый - без указания даты, шестой - "1651 - 200 пуд" (3200 кг), седьмой - "3 августа 1684 - 540 пуд" (8640 кг). Колокол, отлитый 1 декабря 1688 г., подарен князьями Иоанном и Петром Алексеевичами. На большой звоннице висел 6200-килограммовый колокол, отлитый мастером Иваном Маториным, изготовившим в свое время Царь-колокол.

К сожалению, фамилия зодчего колокольни тоже не сохранилась. Когда архитектор В. И. Баженов увидел ее, он воскликнул, что это чудное создание, равного которому в мире нет. Архитектор О. И. Бове писал: "Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря... более обольстит очи человека, вкус имеющего".

Монастырь подновлялся и в царствование Елизаветы Петровны, и позднее. Реставрирогался и ремонтировался он после ухода французов. В Лопухинских палатах на северной стороне амбразуры растесали и превратили в обычные окна, крыльцо перенесли к середине фасада. В 1983 г. при больших реставрационных работах попытались было вернуть собору первоначальный вид, но дело не довели до конца.

В соборе находится мемориальная доска, на которой перечисляются работы, проведенные с XVI по ХХ в.: "Храм сей во имя иконы Смоленской Божьей Матери заложен в лето 1524 при Великом князе вся России Василии Ивановиче+Расписан и украшен в лето 1598 велением царя вся России Бориса Федоровича+Обнавлен в лето 1666 велением царя вся России Алексея Михайловича + В 1759 году исправлен и украшен по велению государыни императрицы всероссийской Елисаветы Петровны + В царствование государя императора и самодержца всероссийского Николая II в лето с 1898 по 1903 храм и иконопись восстановлены в первоначальном виде - при митрополите Московском Владимире - настоятеле оного монастыря игуменьи Антонины - председателе комитета по реставрации сего храма архимандритие Товии - протоиерее Н. М. Антипьеве - производителе работ архитектора Сер. Конст. Радионове - представителе от Имп. Моск. археологического общества архитектора И. П. Меньшикова".

Странно - о периоде расцвета строительства и украшения монастыря во времена Софьи на этой доске нет ни слова.


Уже в 1523 г., т. е. за два года до завершения строительства и основания монастыря, Василий III передал в его владения земли с жилыми постройками и крестьянами в станах Манатьине, Быкове и Коровине Вяземского уезда Смоленской губернии и в Горстовском стану Московского уезда. Великие князья Василий III и Иоанн IV наделили его несколькими дворцовыми деревнями и селами, пожаловали тарханными и несудимыми грамотами. Большой вклад в монастырское хозяйство был внесен за жену брата Иоанна IV", княгиню Ульяну Удельную. Немного позже царь Федор Иоаннович подарил через келаршу Евдокию Мещерскую село Смоленское с деревнями в Верейском уезде, Владения монастырю жаловали не только великокняжеские фамилии, но и состоятельные вкладчики, например, боярыня Морозова, а князь Кубенский в 1571 годупожаловал села Поченки и Кубенское на реке Сетунь, а в 1592 г. - село Чертень Калужской губернии.

В первом ярусе Смоленского собора вдоль южной стены установлены три гробницы сестер Петра I (Милославских): первая от алтаря - Екатерины (1718), затем - Евдокии (1712) и Софьи (1704). У южной грани юго-западного столпа стоит гробница его первой жены Евдокии Лопухиной (1731), матери Алексея и Александры. Сын Петра I царевич Алексей был казнен отцом, а дочь умерла в Покровском монастыре в Суздале. Евдокия Федоровна скончалась на 62-м году жизни. Сначала тело ее было погребено в Софиевской церкви и уже впоследствии перенесено в Смоленский Собор.


Вокруг Смоленского собора и Успенского храма были похоронены тысячи знатных и почетных граждан того времени. Территория кладбища была разбита на 14 участков, которые делились на три разряда. Захоронение на участках 1-го разряда стоило 1000 рублей, 2-го - 500, 3-го - 300 рублей. Кладбище было элитарным. Соответственно этому сооружались и надгробные памятники, изготовленные из ценных пород мрамора, а также из бронзы и чугуна по проектам известных скульпторов.

По исследованиям профессора Д. М. Артамонова, в земле монастыря покоится 90 друзей и знакомых А. С. Пушкина. Из воздвигнутых над их захоронениями памятников сохранились 16: И. М. Бодянскому (1835. Здесь и далее указана дата смерти.- Авт.)- историку, профессору Московского университета; Д. M. Волконскому (1835) - генерал-лейтенанту, сенатору; Д. В. Давыдову (1839) - поэту-партизану, герою Отечественной войны; А. И. Тургеневу (1845)- тайному советнику, общественному деятелю и литератору; А. А. Шаховскому (1846) - князю, поэту, драматургу и театральному деятелю; М. Н. Загоскину (1852) - писателю, участнику Отечественной войны; П. Трубецкому (1860) - князю, декабристу; Н. М. Орлову (1866) - генералу, декабристу; Е. Н. Орловой (Раевской) - жене Орлова; И. И. Лажечникову (1869) - писателю; Н. В. Сушкову (1871) - писателю; Н. А. Милютину (1872) - исполняющему обязанности товарища министра внутренних дел; М. П. Погодину (1875) - историку, издателю; А. С. Уварову (1884) - князю, сенатору, археологу; М. И. Муравьеву-Апостолу (1886) - декабристу; С. Н. Кривцовой (1901) - жене историка П. Н. Батюшкова.

Сохранились памятники С. А. Волконскому, Н. Н. Вяземской (Римской-Корсаковой), А. Н. Муравьеву, А. Ф. Писемскому и Е. П. Писемской, А. Н. Плещееву, Н. В. Рукавишникову, С. М. Соловьеву, Вл. С. Соловьеву, Вс. С. Соловьеву, В. И. Тимофееву, П. А. Черткову, А. В. Якушкину и другим. В целом на кладбище стоят памятники 12 декабристам и 25 участникам Отечественной войны 1812 г.

Последним на территории кладбища был захоронен легендарный полководец А. А. Брусилов, герой первой мировой войны и советский военный деятель (1 сентября 1853 - 17 марта 1926).

Кладбище монастыря в пределах монастырских стен было разорено в 1930-х гг. По состоянию на 1925 г. на его территории находилось 2811 захоронений с надгробными плитами или памятниками. Отцы города распорядились очистить его от захоронений представителей дворянских и купеческих фамилий, оставив могилы только тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также деятелей науки, литературы и искусства. В результате после "прополки" на поверхности осталось около ста памятников. Следует отметить, что сотрудники музея прилагают усилия для восстановления мест захоронения наиболее известных и дорогих истории Родины граждан.

Многие видные писатели, артисты, государственные и партийные деятели, военачальники похоронены на другом кладбище, образовавшемся за пределами монастыря, за его южной стеной. Инициатором создания этого кладбища была монастырская игуменья в конце XIX в. Оно известно под названием Новодевичьего.

Монастырь прекратил существование в начале 1920 г., а уже в 1922 г. в нем открыли музей, который в 1934 г. стал филиалом Государственного Исторического музея. За последние годы в монастыре были проведены большие реставрационные работы. Многие здания освободили от различных пристроек и привели в их первоначальный вид. Была укреплена напрудная сторона стен. Во многих помещениях действуют временные и постоянные выставки древнего искусства, русского оружия прошлых веков. Завершается реставрация колокольни.


Новодевичий монастырь представляет собой один из самых привлекательных объектов туризма. Монастырь и его окрестности стали излюбленным местом отдыха москвичей и являются живописной натурой для многочисленных художников.

С конца 1945 г. Успенский храм с приделами передан в распоряжение местной православной общины, а в Лопухинских палатах размещена резиденция митрополита крутицкого и коломенского.

15. В 2004 году Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет и его архитектурный ансамбль был включённый ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. (Вячеслав Лопатин / ФТ)


План Новодевичьего монастыря:

1. Смоленский собор 1524 - 1525гг. 2. Трапезная и палаты Ирины Годуновой 16 - 17 вв. 3. Амвросиевская церковь 16 -17вв. 4. Покровская надвратная церковь 1687 - 1688 гг. 5. Мариинские палаты 1687 - 1688 гг. 6. Успенская церковь с трапезной палатой 7. Колокольня 1689 - 1690 гг. 8. Преображенская надвратная церковь 1687 - 1688 гг. 9. Лопухинские палаты1687 - 1688 гг 10. Певческие палаты. Начало 18 в 11. Казначейские палаты. Конец 18 в. 12. Стрелецкая караульня при Напрудной башне. 17 в. Палаты царевны Софьи Алексеевны 13. Палаты царевны Евдокии Милославской. Конец 17 - начало 18 вв. 14. Филатьевское училище. 19в. 15. Больница. Конец 17 в. 16. Стрелецкая караульня при Никольской башне 17 в. 17. Стрелецкая караульня при Чеботарной башне 17 в. 18. Сетуньская стрелецкая караульня. 17в. 19. Погребовые палаты. 17в. 20. Часовня Прохоровых. Начало 20в. 21. Мавзолей Волконских. 1-я половина 19в. 22. Царицына башня 23. Никольская башня 24. Иосафовская башня 25. Швальная башня 26. Чеботарная башня 27. Покровская (Богородицкая или Воробьевская) башня 28. Предтечинская (Ирининская) башня 29. Сетуньская башня 30. Затрапезная башня 31. Саввинская башня 32. Надпрудная башня 33. Лопухинская башня А теперь давайте совершим виртуальный полет над монастырем!



Новодевичий монастырь August 30th, 2011

Новодевичий монастырь - православный женский монастырь Русской Церкви в Москве. Он был основан великим князем Василием III в 1524 году - в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. В 2004 году Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет и его архитектурный ансамбль был включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Само собой также является памятником архитектуры федерального значения . Монастырь считается одним из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России.


Монастырь расположен на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим монастырем и филиалом Государственного исторического музея. Добраться до него просто - нужно доехать до станции метро "Спортивная" и пройти 500 метров по улице 10-летия Октября в сторону Москва-сити. Перед самым входом в монастырь, да и вокруг него разбит сквер.
2.


Прямо над входом в монастырь находится храм Спаса Преображения , построенный в 1687-1689 годах. Проход внутрь бесплатен, а вот съемка официально стоит 100 рублей. Хотя в монастыре много туристов, поэтому никто билет на фотосъемку не спрашивал.
3.


Прямо сразу около входа расположены Лопухинские палаты . Они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича. Название - по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, проживавшей здесь в 1727-1731 годах.
4.


Территория монастыря, конечно, хорошо ухожена.
5.


И не спроста - Новодевичий монастырь является одним из обязательных мест для посещения всех туристов, приехавших в Москву.
6.


7.


На территории монастыря похоронены не только его настоятели, но и другие известные московские деятели.

Среди построек выделяется высокая часовня-усыпальница семьи Прохоровых в стиле столпообразных древнерусских храмов.
8.


Она построена в 1911-1914 годах предположительно архитектором В.А.Покровским по заказу последнего владельца знаменитой "Трёхгорной мануфактуры" Н.И.Прохорова.
9.


10.


11.


Центр монастыря - монументальный пятиглавый (первоначально - видимо, девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) собор Смоленской иконы Божией Матери , в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Высота собора - 42,5 метра.
12.


К сожалению, вход в собор платный (250 рублей), так как он является филиалом Государственного исторического музея, который на Красной площади.
13.


Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле.
14.


В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось "север-юг" образуют две надвратные церкви, а ось "запад-восток" - колокольня и трапезная.
15.


16.


Недалеко от Смоленского собора находится храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Она действующая и вход туда свободный.
17.


Церковь была построена в 1682-1687 годах.
18.


Интерес представляют и Певческие палаты , являющееся самым большим жилым зданием в комплексе монастыря. Они возведены в 1718-1726 годах. Первоначально являлись братскими кельями, затем здесь проживала и наместница, а в XIX веке постройка переделана для монахинь-певчих (отсюда и название). Позади них видна Саввинская башня монастыря.
19.


Постепенно огибаем Успенскую церковь и справа оказывается часовня-мавзолей Волконских . Она была поставлена над могилой героя Отечественной войны 1812 года Д.М.Волконского, а затем превращена в усыпальницу его семьи. Сооружена в 1830-х годах в стиле позднего классицизма. Впереди также можно заметить Предтеченскую, или Ирининскую башню .
20.


Позади Успенской церкви, если смотреть относительно главного входа, находится храм святителя Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами Ирины Годуновой .
21.


Церковь была построена в 1560-х годах. Эта группа зданий - самые старые постройки монастыря после Смоленского собора.
22.


Около Сетунской башни в углу монастыря находится караульня , построенная в XVI веке.
23.


Над южными (ныне закрытыми) воротами в 1683-1688 годах был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы .
24.


Через эти ворота действительно самый короткий путь из монастыря на Новодевичье кладбище.
25.


Рядом с южными воротами находятся Маринские кирпичные палаты с белокаменными деталями. Они построены в 1683-1688 годах и названы по имени дочери царя Алексея Михайловича, царевны Марии Алексеевне, жившей здесь в 1690-х годах. А за палатами - Покровская (Воробьёвская, Богородицкая) башня .
26.


По центру - Чеботарная башня , а рядом с ней - Стрелецкая караульня , построенная в конце XVII века.
27.


Есть в монастыре и шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра, построенная в конце XVII века.
28.


В то время это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. И действительно - ее видно еще издалека при подходе к монастырю.
29.


Существует мнение (подтверждённое анализом пропорций), что колокольня должна была быть семиярусной - но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году.
30.

Завершая прогулку по монастырю, стоит взглянуть на его макет.
31.


Даже с разных сторон.
32.


Находится макет недалеко от главного входа (слева) между Казначейскими палатами , построенными на рубеже XVII и XVIII веков...
33.


... и Стрелецкой караульней при Никольской башне .
34.


Неполным посещение Новодевичьего монастыря было бы без того, чтобы не посетить пруд и взглянуть на него с другого берега. Но вначале я обошел монастырь вокруг по часовой стрелке.

Вообще крепостные стены и башни были впервые возведены при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново, с башнями, имеющими ажурные завершения, как например Царицынская (ближняя на фото) и Никольская башни .
35.


Вдоль стен монастыря. Вдали виднеется "Дом на Мосфильмовской".
36.


Рядом с монастырем в 1957 году был разбит парк "Новодевичьи пруды" . По субботам здесь всегда много свадебных групп.
37.


38.


С берегов Новодевичьих прудов открывается красивый вид на монастырь.
39.


40.


Прямо около прудов находится Напрудная башня , а за ней - Лопухинская (которая ближе к центральному входу).
41.

Новодевичий – старейший и самый красивый действующий женский монастырь Москвы.

Находится он в излучине Москвы-реки на Девичьем поле — в этих местах, по преданию, во времена монголо-татарского ига отбирали русских девушек для Золотой Орды.

Основана обитель в 1524 году великим князем Василием Третьим после взятия Смоленска в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основание Новодевичьего историки связывают с расторжением брака Василия Третьего – именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княгиню Соломонию.

Впоследствии в обители часто появлялись особы царского рода, принимали постриг царские дочери и сестры. Иван Грозный определил сюда своих родственниц – вдову младшего брата и вдову старшего сына Ивана. Жила тут царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым. Много было послушниц из знатных княжеских и боярских семей.

Не все женщины приходили сюда по своей воле. По приказу Петра Первого в 1689 году здесь заточили и насильно постригли в монахини его сестру царевну Софью Алексеевну после Стрелецкого восстания. Напротив монастыря были казнены ее сторонники, а головы стрельцов нанизали на зубцы монастырской стены.

Еще одна известная монахиня – первая жена Петра Первого царица Евдокия Лопухина.

Новодевичий монастырь — настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами сложены из кирпича с отделкой белым камнем. Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «московское барокко».

Над главным входом расположена нарядная Надвратная церковь Преображения Господня:

В центре обители возвышается пятиглавый Смоленский собор, сооруженный в 1525 году по подобию Успенского собора в Кремле. В храме сохранился 5-ярусный резной позолоченный иконостас, выполненный мастерами Оружейной палаты. Тут находятся иконы, подаренные многими русскими царями, в том числе Иваном Грозным и Борисом Годуновым и главная святыня монастыря – чудотворная икона Смоленской Божьей матери.

Недалеко от собора выстроена Колокольня с белокаменным кружевом. В свое время она была второй по высоте на Руси после колокольни Ивана Великого и славилась неповторимым звоном. Самый старый колокол на колокольне отлит при Иване Грозном.

Успенский храм с трапезной палатой, построенный по велению царевны Софьи. Здесь находится еще одна святыня -древнейшая чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Монастырский комплекс также включает в себя белокаменную Амвросиевскую церковь, совмещенную с трапезной, Филатьевское училище, где девочек-сирот по приказу Петра Первого учили плетению голландских кружев, больницу для ветеранов русской армии, богадельню и многочисленные палаты: палаты Ирины Годуновой, Евдокии Лопухиной, Евдокии Милославской, Казначейские и Погребовые палаты.

Певческие палаты с кельями для монахинь:

Мариинские палаты, названные по имени сестры Петра Первого Марии Алексеевны, которая здесь жила. Справа от палат — Надвратная церковь Покрова Богородицы.

Напрудная башня со стрелецкими караульнями и палатами царевны Софьи:

Считается, что если дотронуться рукой до Напрудной башни, где была заточена царевна Софья, и загадать желание – оно обязательно сбудется.

Для верности желания пишут на стене башни. Чаще всего встречаются просьбы о любви, здоровье и богатстве.

Всего башен 12: четыре круглые, а остальные – квадратные, все имеют очень красивые ажурные «короны». Похожие башни есть еще в одной московской обители — в .

Угловая Никольская башня:

На территории обители есть ряд захоронений: мавзолей Волконских, могилы Дениса Давыдова, генерала А.А. Брусилова, М.И. Муравьева-Апостола, Сергея Трубецкого. В Смоленском соборе похоронены великая княгиня Софья Алексеевна и другие представительницы царских и княжеских родов.

Небольшая Часовня-усыпальница Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры:

За монастырской стеной находится Новодевичье кладбище. Самые известные персоны, похороненные на Новодевичьем кладбище: А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, М.Н. Ермолова, И. Левитан, Н. Рубинштейн, А.Н. Толстой, Андрей Белый, Владимир Гиляровский, Самуил Маршак, Владимир Маяковский, Василий Шукшин, Светлана Аллилуева, Никита Хрущев, Борис Ельцин и Раиса Горбачева.

В советское время монастырь не работал, монашеская жизнь была возобновлена здесь в 1994 году. В наше время это действующий православный женский монастырь и одновременно музей. Архитектурный ансамбль – объект культурного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с монастырем на берегу Большого Новодевичьего пруда разбит живописный парк.

С дорожек парка открываются красивые виды на мощные стены и башни:

Парковая скульптура «Утка с утятами» был подарена в 1991 году «детям Советского Союза от детей Соединенных Штатов в духе любви и дружбы». Замысел скульптуры взят из известной американской сказки «Дорогу утятам».

Место красивое — так и просится на холст.

Один из самых красивых видов Москвы.

Схема расположения объектов архитектурного ансамбля (кликабельно):

В Софьиных и Ирининых палатах размещены экспозиции музея с древними иконами, уникальными окладами и драгоценной церковной утварью.

В настоящее время проводится реставрация, многие здания в лесах и сетке. Окончание реставрационных работ планируется в 2023 году, к 500-летию основания монастыря.

Как доехать до Новодевичьего монастыря

На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком. Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Часы работы

На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.

Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.

Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник — выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.

Купола Смоленского собора

Музейная часть Новодевичьего монастыря подробно рассказывает о его истории, известных личностях, чьи судьбы в разное время были связаны с этим местом, работает экскурсионный отдел. Также здесь ежедневно проходят богослужения, на которых можно присутствовать всем желающим. Помимо осмотра отдельных достопримечательностей, по тенистой территории Новодевичьего просто приятно совершать неторопливые созерцательные прогулки.

Вид на Новодевичий монастырь

Существует несколько версий происхождения названия монастыря. Первая гласит, что святыня получила свое имя из-за места, где была построена – Девичьего поля. По преданию, именно здесь выбирали самых красивых девушек, которых отправляли в качестве дани хану Золотой Орды. Вторая версия утверждает, что название происходит от фамилии первой настоятельницы – Елены Девочкиной. Третья – наиболее реалистична и чаще всего используется историками. Согласно ей, монастырь с самого начала был создан для женщин, то есть был девичьим. Приставку же начали использовать для того, чтобы отличать святыню от похожей, открытой ранее в Кремле.

История Новодевичьего монастыря

Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI в.

В XVI веке на Самсоновом лугу, который также назывался Девичьим полем, Василий III основал монастырь. Когда московский князь отправлялся отвоевывать занятый литовцами Смоленск, он дал обет, что в случае победы построит святыню. Почти через 10 лет после того, как город все же был взят, Василий III сдержал свое обещание. Место было выбрано неслучайно, ведь именно с Самсонова луга чудотворная икона Одигитрии была отправлена из столицы в отвоеванный Смоленск.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре (1879 г.), картина Ильи Репина

Первоначально величественный комплекс построек, а также стены его территории были выполнены из дерева. Вскоре после окончания строительства здесь появилась первая узница царских кровей, которых впоследствии будет много. Василий III смог добиться развода с княгиней Сабуровой, которая на протяжении долгих лет супружества так и не смогла родить наследника. Первая жена московского князя была сослана в Новодевичий и до конца жизни прожила в его стенах.

После прихода к власти Бориса Годунова большая часть построек была заменена на каменные, созданные по образцу кремлевского монастыря. Но даже массивные зубчатые стены не смогли предотвратить страшное разорение, постигшее святыню в Смутное время. Тогда обитель превратили в крепость, несколько раз она переходила из рук в руки, а потом и вовсе была подожжена.

Панорама Новодевичьего монастыря

Новый этап начинается для Новодевичьего монастыря с приходом к власти Романовых. В этот период святыне передают в дар землю, драгоценности. Сама обитель пользуется большим почетом в царской семье. Огромный вклад в развитие святыни внесла пришедшая к власти Софья Алексеевна. Благодаря ей практически все здания были переделаны в стиле столичного барокко, а также появилось несколько новых жилых и религиозных построек.



В 1689 году царственная меценатка стала узницей в стенах любимой обители, сюда ее заточил Петр I. Кстати, его первая жена также была вынуждена окончить свою жизнь в этом монастыре. Однако она оказалась здесь по милости Петра II. Впрочем, это место было не только тюрьмой, сюда часто уходили женщины из знатных русских династий, добровольно посвящая себя служению Богу, жертвуя свои украшения и другие богатства при постриге.

С трудом удалось спасти Новодевичий после отхода войск Наполеона, которые собирались подорвать святыню. После Октябрьской революции здесь открыли «Музей раскрепощения женщины». В советские годы монастырь для богослужений не использовался и только в конце XX века был возвращен церкви.

Схема Новодевичьего монастыря

Архитектура святыни

Смоленский собор, 1524-1525 гг.

Несколько храмов монастыря выстроены таким образом, что образуют православный крест, повернутый на восток. Центральное место в ансамбле занимает Смоленский собор. Именно здесь содержится древнейший список иконы Иверской Божьей матери, который считается главной и наиболее чтимой реликвией Новодевичьего монастыря. Большой пятиглавый собор сохранил уникальные фрески XVI века и иконостас XVII века, полюбоваться которыми сегодня может каждый посетитель. В архитектурном ансамбле смешались московское барокко и более поздний стиль Средневековья. Этот облик сложился еще в первые столетия существования обители и с тех пор почти не изменился. Несмотря на такое сочетание, храмовая композиция смотрится очень гармонично. Бело-багровые постройки монастыря красиво выделяются на фоне густой зелени, произрастающей на территории святыни.

Колокольня, 1689-1690 гг. Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной, 1685-1687 гг.

Считается, что главным зодчим, участвовавшим в создании большинства построек, был известный московский архитектор того времени Петр Потапов. По крайней мере, именно его имя значится в строительных документах.

В монастыре располагается вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого московская колокольня. Шесть ее уровней поднимаются на высоту в 72 метра. Очень живописно смотрится чередование ажурных и сплошных ярусов.

Мариинские палаты

Отдельные помещения и здания монастыря закрыты для посещения по разным причинам, но наиболее художественно ценные постройки все же доступны для осмотра. При Новодевичьей обители расположено одноименное кладбище, ставшее последним пристанищем многих знаменитых деятелей искусства, культуры, политики.

Как добраться

Похожие публикации