Туристический портал - Paratourism

Павловский посад церковь воскресения христова. Достопримечательности Павловского Посада

Храм Воскресения Христова в Павловском Посаде Храм (собор) в честь Воскресения Христова в городе Павловском Посаде (собор разрушен в кон. 1950-х за исключением колокольни, в которой действует храм Воскресения словущего )

Храмы-предшественники до XVII века

Каменный Воскресенский храм ведёт свою историю от первого в окрестностях села Вохны (Павлова, нынешнего города Павловского Посада) деревянного храма, который был возведён над рекой Вохонкой благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с по годы. Церковь была освящена во имя великомученика Димитрия Солунского .

Воскресенский собор

В - годах к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня . Впоследствии церковь неоднократно расширялась, в результате чего её вместимость достигла 5 тысяч человек.

С по год старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры, праведный подвижник Василий Иванович Грязнов . Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для благоукрашения храма. При них был благоукрашен интерьер храма и создавался новый иконостас . За благолепие храм часто назывался в народе собором. Церковь славилась своим хором и колокольным звоном. В году при храме было учреждено Общество хоругвеносцев. В году на колокольне были установлены часы-куранты с немецким механизмом.

В послереволюционный период во время гонений на Церковь многие из священников храма приняли мученическую кончину. Среди них были священномученики Алексий Знаменский (служил в храме в 1910-1935 годах) и Алексий Воробьёв (служил в храме в 1930-1935 годах). 27 марта года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам , а в году был закрыт. Попытки горожан получить разрешение на открытие храма в году потерпели неудачу.

Здание собора использовалось под склад зерна, позже - склад радиодеталей завода "Экситон". В конце 1950-х годов после обрушения купола храма в результате взрыва кислородных баллонов, складировавшихся внутри здания, Воскресенский собор был снесён.

Возрождение храма

От храма сохранилась лишь 58-метровая колокольня с маленькой крестильней, которая послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение соборной колокольни стало часто использоваться как символ города, достопримечательностью Павловского Посада стали и её куранты.

В году тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено

Храм Воскресения словущего ведёт свою историю от первого в окрестностях села Вохна (ныне город Павловский Посад) деревянного храма, который был возведён над рекой Вохонкой святым благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1340 по 1389 гг. и освящён во имя великомученика Димитрия Солунского.

В XV в. на этом же месте был построен ещё один храм – во имя великомученика Георгия Победоносца с устроенным позже, в XVII веке, приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. Во времена Смуты деревянные храмы уничтожались иноземцами, и в писцовых книгах за 1665 г. на прежнем месте упоминается лишь одна новая церковь Воскресения Христова.

В 1703 году началась постройка каменной Воскресенской церкви с двумя приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. В 1710 году новый храм был освящён.

В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенской церкви Димитрия Егорова родился сын Илларион (монашеское имя — Иннокентий), ставший впоследствии известным архиереем и богословом, борцом с мистицизмом – популярным увлечением в светских кругах того времени. В 2000 году на юбилейном архиерейском соборе он был прославлен как святитель Иннокентий Пензенский.

В 1838-1839 гг. к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня. Впоследствии церковь неоднократно расширялась, в результате чего она могла вмещать до 5 тыс. человек. На сегодняшний день 58-метровая колокольня – это всё, что сохранилось из всего храмового массива.

Начиная с петровских времён в штате храма состояло не менее 3 священников. С 1860 по 1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры Василий Иванович Грязнов, прославленный в 1999 году как местночтимый святой Московской епархии – праведный Василий Павлово-Посадский. Он же явился инициатором учреждения Покровско-Васильевского монастыря. Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для благоукрашения храма.

За своё величие храм часто назывался в народе собором. Он славился своим хором и колокольным звоном. В 1887 г. при соборе было учреждено Общество хоругвеносцев.

В 1891 г. на колокольне были установлены часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий, в том числе «Боже, Царя храни». Куранты эти являются достопримечательностью Павловского Посада, за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков.

В послереволюционный период во время гонений на Церковь многие из священников храма приняли мученическую кончину. Одним из них был священномученик Алексий Воробьёв. Он служил в соборе с 1930 по 1935 гг.

В 1936 г. Советской властью храм был передан живоцерковникам-обносленцам., а в 1939 г. он был окончательно закрыт. Попытки горожан получить разрешение на открытие храма в 1944 г. потерпели неудачу.

Огромное здание собора использовалось под склад зерна, позже – радиодеталей завода «Экситон». В конце 50-х гг. после обрушения купола храма в результате взрыва кислородных баллонов, складировавшихся внутри здания, Воскресенский собор был снесён. Уцелевшая колокольня с маленькой крестильней послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение соборной колокольни часто стало использоваться как символ города.

В 1998 году тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви. В храме начали совершаться богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель, и приход начал свою самостоятельную жизнь.

В Павловском Посаде немало достопримечательностей и памятных мест, это и Храмы, и музеи, и памятники, парки и скверы. Я планирую детально рассказывать о них и ознакомить с целым циклом статей о достопримечательностях города.

Хочется начать с главной достопримечательности города и главного символа Павловского Посада - колокольни Воскресенского Собора. Именно эта колокольня изображена на открытках, на магнитиках, календариках, проиллюстрирована в книгах.

Высота изящной трехъярусной колокольни - 58 метров. Храм Воскресения Словущего ведет свою историю от первого в окрестностях с. Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма. Он был возведен князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1341 по 1389 гг., освящен во имя Димитрия Солунского. В XV в. на этом же месте была построена деревянная церковь во имя Георгия Победоносца. В Смуту оба храма были уничтожены иноземцами. В 1665 г. на этом месте упоминается церковь в честь Воскресения Христова. В 1703-1710 гг. была построена каменная Воскресенская церковь с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и прп. Сергия Радонежского.

В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенского храма Димитрия Егорова родился сын, впоследствии прославленный как святитель Иннокентий Пензенский. В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир впоследствии, за счет расширения, она могла вместить до пяти тысяч человек. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма. В 1860-1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской мануфактуры, Василий Иванович Грязнов. Ныне прославлен как местночтимый святой Московской епархии, праведный Василий Павлово-Посадский, он же был основателем Покровско-Васильевского монастыря. За свое величие храм часто называли собором.

В 1891 г. на колокольне установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий. Куранты эти и сегодня являются достопримечательностью города, за ними следят опытные мастера-часовщики.


С 1930 г. духовенство храма подверглось гонению, мученическую смерть принял священномученик Алексий (Воробьев). В 1936 г. храм сначала передали обновленцам, потом закрыли. В 1950-х гг. Воскресенский храм снесли по причине ветхости.


В колокольне разместился краеведческий музей. В 1998 колокольня и пристроенный к ней дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм. В храме совершались богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель (в настоящий момент настоятелем храма является священник Александр Кувшинников), и приход начал свою самостоятельную жизнь.

На территории храма расположена Воскресенская общеобразовательная школа.

Согласно архивным данным, здание Воскресенского церковно-приходского училища было построено в 1903 году на средства прихожан Воскресенской церкви города Павловского Посада.


В этом здании дети осваивали знания под руководством священников Воскресенского собора и гражданских учителей, получали начальное образование. По окончании четырехгодичного курса церковно-приходской школы каждый ученик получал аттестат и томик Нового Завета на молитвенную память об окончании школы. Впоследствии, как нам известно из истории ХХ века, Церковь была отделена советской властью от школы, и вышеупомянутое здание было экспроприировано по новому закону в пользу государства. В 2012 г. здание возвращено приходу.

В 2011 году в приходе был организован 1 класс из 5 детей, которые получают образование по семейной форме обучения. Их родителями заключены соответствующие договора с МОУ СОШ №9 г. Павловского Посада. В настоящее время в храме обучаются 15 детей в двух классах. В феврале 2013 года настоятель храма обращался к прихожанам с просьбой о финансовой помощи для ремонта православной общеобразовательной школы.

Бесстолпный четверик храма, окруженный двумя боковыми приделами, алтарем и притвором, увенчан декоративным пятиглавием. С запада к зданию примыкает монументальная трехъярусная колокольня под кирпичным шатром. Фасады декорированы исключительно богато: фризы с ширинками, ложные кокошники, оконные наличники двух типов, угловые колонки, местами собранные в пучки. Формы завершения храма даже более оригинальны: все барабаны (в том числе и малые, скрытые острыми вымпергами) вместо глав увенчаны короной кокошников и миниатюрными шатрикми. Тема вымперга повторена в портале главного входа, наряду с трехарочной перемычкой проема с висячими "гирьками". Бесстолпный двусветный четверик храма увенчан главой на световом барабане и окружен приделами, алтарем и трапезной. С запада примыкает двухъярусная колокольня на расширенном основании, завершенная крпичным шатром восьмерика звона. Фронтоны боковых приделов зрительно увеличивают их высоту, образуя с храмом ветви креста. Наружный дкор ограничен оконными наличниками нескольких типов, имитацией перспективных порталов и венчающими карнизами с кронштейнами, "бегунцами" и поребриком. Шатер колокольни оформлен гуртами и двумя рядами "слухов". С вотстока - полукруглые алтари - трехчастный центральный и два придельных.
Совершим летнюю фотопрогулку из центра города на левую сторону речки Вохонки, посетим восстановленную в 2007-2008 годах Часовню памяти 1812 года на ул. Мира (бывшая ул. Купеческая), пройдемся вокруг сохранившейся до наших дней колокольни бывшего Собора Воскресения Словущего в Павловском Посаде, отметив Димитриевскую часовенку (часовенный столб) рядом,


...и зайдем в Покровско-Васильевский монастырь к северу от города.
Как обычно, не забудем и про дореволюционные фотографии этих мест...

Часовня в память войны 1812 года.
Кирпичная пятиглавая шатровая часовня-памятник в память Отечественной войны 1812 года. Была построена в 1911-1912 недалеко от места старой деревянной часовни, приписана к Воскресенскому собору.


Проект часовни в память 1812 года. Слева - чертёж и автограф В.П.Десятова, справа - чертёж и автограф В.К.Сероцинского.

5 апреля 1909 года, общее собрание Общества хоругвеносцев признало желательным соорудить "в Павловском посаде на Купеческой улице вместо существующей деревянной каменную часовню со внутренним входом, с помещением внутри и снаружи Святых икон в память столетней годовщины избавления державы Российския от нашествия французов в 1812 году" в соответствии с проектом, предоставленным архитектором В. П. Десятовым...
Но век часовни оказался весьма недолог. Через двадцать лет на её месте уже проходила проезжая часть улицы: в годы государственной борьбы с религией она была снесена по согласованному с областным начальством решению местных властей.
Часовня на temples.ru.


Разборка часовни, 1932.

В наши дни часовня восстановлена:


...а рядом с ней устроен железный мостик молодоженов, увешаный замочками.

Подробнее об истории часовни - уважаемого исследователя-краеведа Александра Маркина.

Ночной вид часовни

Воскресенский собор Павловского Посада.

Первоначальная небольшая пятиглавая кирпичная церковь с трапезной в XIX в. была полностью перестроена.

Вид с правого берега Вохонки.

В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма, а в 1875 над трапезной поставлен купол.


Храм был закрыт ок. 1936, снесён в нач. 1950-х, уцелела только его колокольня.


Вид на собор с Торговой площади Павловского Посада. Фотография нач. ХХ в.


Еще один вид с той же примерно точки съемки.


Колокольня очень эффектно смотрится, возвышаясь на пригорке.

Вечерний вид со стороны ул. Маркса


Открытка нач. ХХ в.


Вечерний вид с правобережья Вохонки. Русалки встречаются еще тут, хоть и водичка в Вохонке холоднее, чем в Клязьме.
В 1998 колокольня и пристроенный к ней в 1967 дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм.



Фотография Воскресенского собора до 1912 года.
Справа внизу заметен часовенный столб, к описанию которого мы и переходим.

Вечерний вид колокольни со стороны алтаря.
Воскресенская колокольня на temples.ru .

Раннее утро.

Часовенка (часовенный столб) Димитрия Солунского
на месте алтаря прежней деревянной церкви у колокольни быв. Воскресенского собора.

Надпись гласит:
"Бывшее место Престола первого деревянного Храма в Павловском посаде, во Имя Св. Великомученика ДИМИТРИЯ Солунского, построеннаго Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским, во время его владения Вохонскою Волостию. с 1340 по 1389 г." Орфография сохранена


Фотография 1979 года
отсюда . Часовенный столб на temples.ru.

Покровско-Васильевский мужской монастырь.
Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых Павлово-Посадских фабрикантов - Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869).

Фотография нач. ХХ века.


На фотографии: Церковь Иоанна Предтечи Покровско-Васильевского монастыря (у ограды, справа от нас).
Новая кирпичная церковь, строящаяся примерно с 2008 справа от Святых ворот монастыря. Одноглавый четверик с боковыми двухэтажными крыльями, в которых планируется поместить библиотеку, музей и покои настоятеля. Ведется внутренняя отделка.


Цветная фотография нач. ХХ века.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря.
Двухэтажный шестистолпный кирпичный храм в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, был построен в 1870-1895 годах, а высокая шатровая колокольня в псевдо-русском стиле и трапезной была пристроена к основному объему в 1913 году.

Сооружён был храм на средства купцов Я. И. Лабзина и И. И. Грязнова в память В. И. Грязнова.


Покровская церковь при кладбище. Фото 1903 года, еще без колокольни 1913 года постройки

Первоначально храм был кладбищенским, с основанием женского монастыря - стал монастырским.

Похожие публикации