Туристический портал - Paratourism

Панорама Церковь Вознесения Господня (Бурцево). Виртуальный тур Церковь Вознесения Господня (Бурцево)

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Вознесенская церковь

Село Бурцево

История. Вознесенская церковь сооружена из кирпича в 1730-1733 гг. по инициативе владельца села М. С. Аничкова на месте ветхой деревянной Тихвинской церкви. Центрический, крестчатый в плане бесстолпный пятиглавый храм поставлен на подклет, в котором помещалась теплая Тихвинская церковь. Еще недавно храм окружали открытые галереи на аркадах, соединявшие его с отдельно стоящей колокольней. В 1788 г. церковь отремонтировали и надстроили третий ярус колокольни. Храм пострадал во время Отечественной войны 1812 г.

В 1930-е гг. его закрыли. Священника Владимира Покровского расстреляли на Бутовском полигоне в 1938 г. Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. В настоящее время храм действует, регулярно совершаются богослужения. Храм находится в стадии восстановления, работает воскресная школа и библиотека.


Адрес : 143300, Московская обл., Наро-Фоминский р-он, с. Бурцево.

Проезд : от Москвы с Киевского вокзала до ст. Дачная (43 км), пешком (1,5 км).

Вознесенская (Тихвинская) церковь поставлена из кирпича в 1730-1733 гг. владельцем села М.С. Аничковым. «Центрический, крестчатый в плане бесстолпный пятиглавый храм поставлен на подклет, в котором помещалась тёплая Тихвинская церковь. Ещё недавно (больше полвека назад!) храм окружали открытые галереи на аркадах, соединявшие его с отдельно стоявшей колокольней. Весьма своеобразная композиция здания, при которой рукава креста равны по высоте центральному объёму, приём расстановки малых глав по странам света и предельный лаконизм декоративного убранства развивают художественные принципы, заложенные в архитектуре Большого собора Донского монастыря в Москве. Третий ярус колокольни со шпилем надстроен в 1788 г.».

ПАМО, том II, стр. 53.

Храм восстанавливается и уже действует.



Двухэтажная каменная церковь сооружена в 1730-33 гг. владельцем села Михаилом Степановичем Аничковым на месте ветхой деревянной Тихвинской, существовавшей еще в 1705 г.

О зодчем не упоминается, а говорится следующее: "Постройку вести против рисунка образцом, как сделана соборная церковь в Донском монастыре, что в Москве". Храм каменный, двухэтажный. Верхний придел освящен в честь Вознесения Господня, а нижний в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Центрический, кресчатый в плане бесстолпный пятиглавый храм поставлен на подклет, в котором помещалась также теплая Тихвинская церковь. Еще недавно храм окружали открытые галереи на аркадах, соединявшие его с отдельно стоящей колокольней. Весьма своеобразная композиция здания, при которой рукава креста равны по высоте центральному объему, прием расстановки малых глав по сторонам света и предельный лаконизм декоративного убранства развивают художественные принципы, заложенные в архитектуре Большого собора Донского монастыря в Москве. В 1788 г. храм отремонтировали, надстроив еще третий ярус колокольни со шпилем. Из Клировых ведомостей Верейского уезда 1813г. известно, что храм пострадал во время Отечественной войны 1812 г.

По свидетельству А.И. Ильина 1912 г., «церковь была окрашена в рыжекрасный цвет, внутри старины нет, все иконостасы переделаны. Верхняя церковь высокая, светлая, веселая, а нижняя темная, здесь старая изразцовая печь (ныне не сохранившаяся)». Рядом с храмом в то время стояла небольшая часовня, а также здание церковноприходской школы.

С 1894 г. в храме служил священник Владимир Алексеевич Покровский, арестованный и расстрелянный в 1938 г. на полигоне в Бутово и погребенный в общей могиле. Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. В храме есть особо почитаемый образ священномученика Владимира. После ареста настоятеля храм был закрыт, осквернен и варварски разграблен. Здание использовалось как склад.

С осени 1999 г. после шестидесятилетнего запустения храм действует и находится на реставрации. С 7 января 2000 г. совершаются регулярно богослужения, налаживается церковная жизнь. Имеется церковная библиотека. По субботам работает воскресная школа для детей. Прихожанами храма ведется переписка и оказывается благотворительная помощь одеждой, продуктами, высылается духовная литература людям, находящимся в заключении.

Престолы: верхнем храме - в честь Вознесения Господня, в нижнем - Тихвинской иконы Божией Матери. Приписной храм в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы в кавалерийском эскорте Президентского полка Алабинского гарнизона. Деревянный храм построен в 2002 г. по прошению совета атаманов Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» на пожертвования Исмагилова, казаков войска и при поддержке администрации Московской области. С 2003 г. богослужения в храме совершаются один раз в неделю, в них участвуют военнослужащие и жители близлежащих селений.

С сайта Наро-Фоминского благочиния http://nfhram.ru/hramy/burtcevo/index.html, http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=451



Село Бурцево, в начале XVII ст. «пустошь на речке Малой Пахре», Московского уезда, принадлежавшая некогда князю Василию Прозоровскому, в 1627 г. находилась «в порозжих землях». В 1628 г. пустошь Бурцева продана из Поместного Приказа в вотчину Федору Дмитриевичу Шушерину; в 1634 г. деревня Бурцева от вдовы Лукерьи Шушериной досталась племяннику ее Тимофею Дмитриевичу Шушерину, в 1648 г. продана Силе Осиповичу Аничкову.

При этом владельце деревня Бурцева называлась сельцом, в котором был двор вотчинников, двор задворного человека, 8 дворов крестьянских и 4 двора бобыльских и в них всего 44 человека. В 1703 г. сельцо принадлежало Михаилу Степановичу Аничкову.

В Патриаршем Казенном Приказе производилось дело о построении в сельце Бурцеве новой деревянной церкви во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Дело началось по прошению М.С. Аничкова. На прошении написано: «Дать благословенную грамоту церковь строить, 1703 года августа 4 дня». Поместный Приказ, вследствие челобитья стольника М. С. Аничкова, уведомил Патриарший Приказ 10 августа 1703 г., что из его, Аничкова вотчины, в сельце Бурцеве утверждено к новопостроенной церкви Пресвятой Богородицы Тихвинской пашни 10 четвертей в поле, сенных покосов на четверть по копне. Того же года 12 октября выдан антиминс в село Бурцево в новопостроенную церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской, взял антиминс той же церкви поп Роман и расписался.

Церковь Тихвинская в приходных окладных книгах Казенного Приказа с 1706 по 1711 гг. писалась под Загородскою десятиною «в вотчине стольника Михаила Степановича Аничкова, дани 16 алтын, 5 денег, заезда гривна», а с 1712-1740 гг. «30 алтын с деньгою».

В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Бурцеве каменной церкви. Дело началось по прошению М. С. Аничкова. В своем прошении, поданном в Казенный Приказ 12 мая 1730 г., М.С. Аничков писал: «в Московском уезде, в Загородской десятине, имеется в вотчине моей, в селе Богородском, церковь Тихвинской Пресвятой Богородицы, которая от многих лет весьма обветшала, и служить не возможно и просил выдать указ о строении в селе Богородском, на прежнем церковном месте, вновь каменную церковь во имя Вознесения Господня верхнюю, а нижнюю - во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы»… По этому делу состоялось определение: «1730 году мая в 25 день по указу Ее Величества и по благословению Свят. Правит. Синода о строении церкви дать указ». Того же мая в 30 день из Синодального Казенного Приказа выдан указ г. Аничкову о строении каменной церкви.

Он же, М.С. Аничков, 28 мая 1733 г. входил в Казенный Приказ с прошением, в котором объяснял, что «каменная церковь во имя Вознесения Господня верхняя, а нижняя - Тихвинской Богородицы, по подобию против прочих церквей, созданы и святыми иконами и прочим церковным благолепием устроены, и к освящению в готовности, и чтобы указом повелено было вышеозначенные храмы освятить и освященный антиминс выдать в одну церковь, а в другой имеется в целости». На прошении написано: «Дать указ об освящении церквей двух и освященные антиминсы выдать. Докладывано 27 августа 1733 года». Того же числа из Синодального Казенного Приказа выдан указ ключарю Большого Успенского собора Мине Григорьеву с братиею, которому велено: «новопостроенную каменную церковь во имя Вознесения Господня и Тихвинской Пресвятой Богородицы освятить и в оные церкви освященные антиминсы из Синодального дому выдать ему же ключарю Мине Григорьеву».

Село Бурцево-Богородское после М. С. Аничкова досталось его дочери девице Анне, которая в 1760 г. уступила его родной своей сестре, жене Василия Андреевича Плохово - вдове Софье Михайловне.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Прежде, чем готовить этот материал о селе Бурцево, автор этих строк очень желал найти в его прошлом хотя бы маленькую ниточку, пускай и косвенную, но обязательно связывающую с гусаром Алексеем Петровичем Бурцевым, героем стихов участника войны 1812 года, поэта и легендарного партизана - Дениса Давыдова. Они были сослуживцами по Белорусскому гусарскому полку, и Давыдов оставил о своём бесшабашном друге и разгульном офицере следующие стихотворные строки:
Бурцев, ты - гусар гусаров!
Ты на ухарском коне
Жесточайший из угаров
И наездник на войне!

О том, что село Бурцево могло получить свое название в прошлом от имени или фамилии его владельца, не является новостью, и этому есть примеры. Так, Афинеево получило своё название от Афинея, у которого Иван Калита купил это сельцо, и о чём он упоминает в духовной грамоте. Крёкшино получило своё название от его владельца - отставного военно-морского офицера времени Петра I П.Н. Крёкшина. А в самом Наро-Фоминском районе есть сёла и деревни, имеющие аналогичные названия по фамилиям прошлых их землевладельцев: Загряжских, Слепушкиных, Шапкиных, Юшковых, Лисинцевых. Наконец, деревни Алексеевка и Александровка получили своё название от князей Щербатовых, о чём в прошлом писали Наро-Фоминские краеведы. Но всё же, как бы ни хотелось автору этого очерка найти взаимосвязь названия села Бурцево с гусаром и повесой Бурцевым, ему это не удалось. Сам Алексей Петрович Бурцев скончался в 1813 году и остался широко известным нашим современникам как бравый гусарский офицер с лихим и своевольным нравом, вошедший в историю Отечества и литературы благодаря лишь стихам Дениса Давыдова. И всё же своя увлекательная история и биография у села Бурцево есть.


На географической карте Московской провинции Горихвостова 1774 года село Бурцево отмечено как располагавшееся на берегу реки Малой Пахры по Боровскому тракту, ведущему из Москвы в Боровск. В начале XVII века оно входило в Горетов стан Московского уезда и принадлежало князю Василию Прозоровскому, о чём пишет в своей книге «г.Верея и храмы Наро-Фоминского района» протоиерей Олег Пэнэжко. Но в 1628 году, продолжает он, село было продано в вотчину Фёдору Дмитриевичу Шушерину. А в 1634 году Бурцево перешло от вдовы Лукерьи Шушериной её племяннику Михаилу Дмитриевичу Шушерину. В 1648 году его продали Силе Осиповичу Аничкову, являвшемуся в 1666 - 1677 годах воеводой в Илимске, а с 1682 года стольником. Сила Осипович построил в Бурцево помещичий дом, и оно стало сельцом с восемью дворами крестьян и четырьмя бобылями. В последующем оно переходит его родным. Но как это происходило и кому из них, автору пока неизвестно. Между тем в 1703 году по прошению стольника Михаила Степановича Аничкова в Бурцево была построена новая деревянная церковь, освящённая в 1705 году в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По церкви село стали называть Богородским. Однако по карте Горихвостова с момента её создания и по настоящее время Бурцево сохранило своё нынешнее название. В 1730 году на средства Михаила Степановича Аничкова была построена уже каменная двухэтажная, ныне существующая церковь. Здесь следует сказать, что дворянский род Аничковых - очень старинный род. Его генеалогия началась в 1301году, когда татарский хан Берка (Беркай), царевич Большой Орды, поступил на службу к московскому князю, внуку Александра Невского Ивану Даниловичу Калите. После крещения Берка принял имя Оникий (позднее Аникий), женился на дочери знатного человека Викулы Воронцова. Потомки Ани́кия и стали зваться Ани́чковыми. Но более всего фамилия Аничкова известна в Петербурге. При этом есть все основания утверждать, что именно подполковник Михаил Степанович Аничков в 1715 году построил через Фонтанку в Петербурге с подчинённой ему военной командой деревянный мост, названный Аничковым, впоследствии ставший украшением города благодаря своим конным статуям скульптора П.К. Клодта. Не меньшую известность в Петербурге имел и недалеко расположенный от этого моста Аничков дворец, который получил от него своё название. Однако к самому дворцу Михаил Степанович отношения не имеет, так как он начал строиться в 1741 году. Из краеведческих исследований протоиерея Олега Пэнэжко следует, что в 1733 году Михаил Степанович написал прошение об освящении построенной им в Бурцеве (Богородское) церкви. Носило оно следующее содержание: «Каменная церковь во имя Вознесения Господня - верхняя, а нижняя - Тихвинской Богородицы, по подобию против прочих церквей созданы святыми иконами и прочим церковным благолепием устроены и к освящению в готовности». Таким образом, уже в 1733 году существующий и поныне храм Вознесения в Бурцево был полностью построен и с внутренним церковным убранством был готов к освящению. В 1760 году дочь Михаила Степановича Аничкова девица Анна уступила Бурцево сестре Софье Михайловне, вдове Василия Андреевича Плохово. А в 1788 году был надстроен третий ярус колокольни. По аннотированному каталогу А.Б. Чижкова «Подмосковные усадьбы » в середине XIX века усадьбой в Бурцево владел полковник П.Ф. Гурьев, затем князья Вяземские. А с 1890 по 1911 годы — тайный советник Вячеслав Симфорианович Кохманский, заслуживающий отдельного рассказа. Недалеко от его усадьбы располагалась и усадьба Е.А. Канышева, которая также не сохранилась.
Заканчивая свой рассказ об истории села Бурцево, автор этих строк сожалеет лишь о том, что, во-первых, не удалось найти взаимосвязь этого населённого пункта с гусаром Алексеем Петровичем Бурцевым. И во-вторых, что хотя оно и имеет без него свою замечательную историю, но ограниченность предоставленной газетой полосы не даёт возможности раскрыть всю её перед читателем, за что и прошу извинения.

На фото храм Вознесения в Бурцево Наро-Фоминского района.
Валерий Ипатов

Автор: Борис Трубников 6 июня 2019 года Русская Православная Церковь отметила праздник Вознесения Господня.
07.06.2019 Клин Православный Учащиеся городской станции юных туристов г. Ногинска посетили сегодня Ногинскую Соборную мечеть.
06.06.2019 ДУММО Самым популярным местом, которое жители Екатеринбурга чаще всего предлагали для строительства храма Святой Екатерины, оказался пустырь на углу улиц Белинского и Фурманова.
06.06.2019 Газета Новые Известия

Церковь Вознесения Господня - православный храм Наро-Фоминского благочиния Московской епархии, расположенный в деревне Бурцево Наро-Фоминского района Московской области.

История

Первые сведения о деревянной Тихвинской церкви в Бурцево относятся к 1705 году, но, вполне очевидно, что она существовала и ранее. К 1730 году старый храм совсем обветшал и, на средства Михаила Степановича Аничкова, на его месте было начато строительство нового, Вознесенского. Храм возводился по проекту и под руководством крепостного мастера Никифора Алексеева из деревни Макеево Ярославского уезда. К 1733 году был закончен каменный двухэтажный храм оригинальной архитектуры по образцу соборной церкви в Донском монастыре, что в Москве . На верхнем этаже был устроен придел Вознесения Господня, в нижнем - Тихвинской иконы Божией Матери. В 1788 году был надстроен ещё один ярус колокольни, храм пострадал во время войны 1812 года. Имеется описание храма 1912 года

Рядом с храмом стояли небольшая часовня и здание церковноприходской школы.

В 1938 году был арестован священник, Владимир Алексеевич Покровский (служивший с 1894 года), после его ареста храм закрыли, а настоятель, 26 февраля того же года был расстрелян на Бутовском полигоне (7 октября 2002 года, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви, причислен к Собору новомучеников Российских). Разграбленное здание церкви использовалось под склад. Возвращён церкви осенью 1999 года, с тех пор действует и находится на реставрации, с 7 января 2000 года совершаются регулярные богослужения.


2 декабря группа немецких танков с мотопехотой, двигаясь из района Наро-Фоминска, проникла далеко на восток, стремясь выйти к Голицино. К полудню 2 декабря немецкий 478-й пехотный полк при поддержке 15 танков занял Юшково и Бурцево. Одновременно севернее из района Звенигорода к Голицино, двигались немецкие пехотные части. Возникла опасность больших клещей значительно вклинившихся в глубину нашей обороны, но на севере немцы в сторону Голицино, продвинулись только на 4 километра.

25-километровый танковый прорыв на центральном участке Западного фронта был абсолютно неожиданным и наиболее опасным. Немцы подошли к штабу Западного фронта в Перхушково на расстояние чуть более 10 километров и имели реальную возможность прорваться на Киевское или Минское шоссе. При отступлении из Бурцево наши пытались поджечь село, но попытка не удалась и немцы получили возможность отогреться в домах. Предыдущую ночь они провели в старых бетонных дотах на учебном танковом полигоне к западу от села. Мороз был под тридцать и в караул выходили с кирпичом, нагретым на печке. Завернутые в тряпки кирпичи прикладывали к затворам, чтобы масло не замерзало и оружие не клинило. Но рай просуществовал всего шесть часов. 478 пехотному полку было приказано отойти к Юшково. Положение спасло наличие резерва фронта в этом районе. Командарм 33 армии Ефремов сформировал из переданных ему сил танковую группу под командованием полковника Сафира и она 3 декабря разгромила немцев.

По завершении операции генерал- лейтенант М. Г. Ефремов доложил: «Комфронта генералу армии Жукову, 478 ПП (258-я пехотная дивизия) противника, усиленный танковым батальоном в р-не Юшково, Бурцево и лес северо-западнее разгромлен, остатки отошли на запад…» . За этот бой Жуков по телеграфу наградил М.П. Сафира орденом Красного Знамени.

Бурцево, находящееся в одном километре от Юшково, оказалось самым ближним к Москве населенным пунктом, до которого дошли немцы на центральном участке западного фронта (45 километров от центра Москвы).
В дальнейшем информация о Наро-Фоминском прорыве и действиях 33 армии была крайне ограничена. Жуков в своих «Воспоминаниях…» сделал основной акцент на бой 5-й армии у деревни Акулово находящейся на 18 километров дальше от Москвы и во всех путеводителях, до сих пор, крайней точкой наступления немцев называется Акулово.

В Бурцево есть небольшой современный памятник и памятные доски с фамилиями погибших односельчан. Памятником нашему народу остановившему врага около самой Москвы, является выстоявшая, не
смотря на все невзгоды, церковь Вознесения Господня.

Двухэтажная церковь построена в 1733 году,пострадала во время Отечественной войны 1812 года. Закрыта в конце 30-х годов, осквернена и варварски ограблена, а вновь открыта только в 1999 году.

Церковь имеет высокие стены и мощное пятиглавие, венчающее почти на одном уровне ветви «лепесткового» креста. В России имеется всего один подобный храм, это соборная церковь Донского монастыря в Москве, которая и была использована как образец.
Иформация взята с сайта: Храм-памятник битве под Москвой .
А я как обыно выкладываю свои фотографии.


Фотографии в альбоме «18.10.12 » S ergey Vasilev на Яндекс.Фотках

Похожие публикации