Туристический портал - Paratourism

Развалины помпея. Гибель Помпеи – малоизвестные факты о трагедии древнего города Помпея вулкан везувий уничтожил


Еще одна ложь официальных хисториков или Не последний день Помпеи

 07:01 25 июня 2016

Автор, исследуя уничтоженный вулканом якобы древнеримский город Помпеи, доказывает, что на всей традиционной истории нужно ставить жирный крест. Строго в рамках той же традиционной истории - произошедшее в Помпеях уравнивает 79 год нашей эры с 1631 годом.


В результате многолетних исследований автор пришел к сенсационному выводу, что Помпеи исчезли с лица земли не в I веке н.э., а в результате мощнейшего извержения Везувия 16 декабря 1631 года. Данная версия нашла подтверждение и в письменных свидетельствах современников этого извержения. Как оказалось, существует масса свидетельств упоминания Помпей, как средневекового города и даже как современника эпохе Возрождения. Позиция автора подкреплена многочисленными фотографиями из его экспедиций на место событий.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Всем известно, что 24 августа 79 года н.э произошло извержение Везувия, и в результате этого извержения были засыпаны античные города Геркуланум и Помпеи. Но как возникла эта датировка? Кто, как и когда решил, что Помпеи погибли от извержения вулкана Везувия именно в 1-ом веке н.э.? Вся официальная литература, учебники, туристические справочники, весь интернет пестрят перепечатанной друг у друга почти слово в слово, сказкой про письма Плиния Младшего Тациту, где он описывает извержение Везувия, якобы приведшего к гибели Помпей. Почему сказкой? Потому, что даже не задаваясь вопросами о реальности Плиниев и Тацита, как исторических персонажей и разночтениями в датах и текстах переводов разных лет, достаточно обратить внимание хотя бы на то, что Плиний Младший не упоминает в своих письмах Помпеи и Геркуланум, ни как города побережья, ни, тем более, как погибшие вместе с его дядей, Плинием Старшим в результате одной и той же катастрофы.

Следует обратить внимание, что во всех первопечатных изданиях, вообще отсутствует понятие «в каком году» произошло извержение и только в дальнейшем, при согласовании лет жизни упомянутых Плинием персонажей с хронологией Древнего Мира, принятой по другим древним авторам, возникает год.

Описание гибели дяди Плиния Младшего в его письмах к Тациту больше походит на отрывок из художественного произведения. Плиний Старший, увидев необычное облако над Везувием, немедленно приказал снарядить легкую быстроходную галеру - либурнику - и предложил племяннику плыть с ним в Стабию, но тот отказался. Перед самым отплытием, Плиний Старший получает от жены своего друга Тасция письмо, в котором она просит помощи. Ее дом находился у подножия Везувия, в Ретине (В других вариантах Ретина, или Ресина, оказывается именем этой женщины). Дороги завалило толстым слоем пеплов и туфов. Для спасения оставался только путь через залив. Плиний немедленно изменяет план и приказывает подготовить квадриремы - тяжелые галеры с четырьмя рядами гребцов с каждой стороны. Квадриремы Плиния, быстро миновав большую часть Неаполитанского залива, вошли в зону густого пеплопада. На суда падали огненные обломки пемзы и небольшие угловатые куски лавы. Пристать где-то в районе современного Торре Аннунциата уже было невозможно - берег поднялся на несколько метров. Плиний решает плыть в Стабию к Помпониану, сыну своего друга и покровителя Помпония Секунда. Стабия (ныне Кастелламаре) находилась всего лишь в 8 - 10 км от Помпей, но пеплопад там еще не был сильным.

Пристав к берегу и быстро погрузив вещи Помпониана на квадрирему, Плиний не смог сразу же отплыть - был встречный ветер (северный или северо-западный). Он принимает решение остаться на ночь в доме Помпониана. Это стоило ему жизни. Плиний спал, а дом ходил ходуном от частых подземных ударов. Из-за непрерывно падающего пепла невозможно было открыть двери. Рано утром Плиний Старший вышел на берег моря. Была кромешная тьма, сверху непрерывно летела легкая и пористая пемза. Он лег на разостланный парус, надев на голову подушку, предохранявшую от падающей пемзы. Воздух стал горячее, все почувствовали усиливающийся запах серы. Плиний приподнялся с помощью двух своих рабов и тут же упал замертво, скоропостижно скончавшись, по-видимому, от инфаркта.

Гай Светоний Транквиил в «Жизни двенадцати цезарей» приводит другую версию гибели Плиния Старшего:

«Командуя мизенским флотом, он при извержении Везувия поехал на либурнской галере, чтобы ближе разведать причины события, но противный ветер помешал ему вернуться, и он был засыпан пеплом и прахом, или, как полагают некоторые, был убит своим рабом, которого, изнемогая от жары, попросил ускорить свою смерть.»

Известный русский историк Татищев (кн. 1-4, 1768 – 1784) так пишет о Плинии Секунде Старшем: «Сей славный философ родился в лето Христово 20-е, следственно, пред концом жизни Страбона. Умер в лето Христово 76-е на горе Везувии, которую из любопытства желая осмотреть, от курения из оной задохнулся.»

В 1631 году история повторилась. 16-го декабря началось извержение и население близлежащих городов и деревень в панике бежало в сторону Неаполя. Пепел и вулканические бомбы засыпали окрестности Везувия. На следующий день, вслед за разрушительными потоками грязи - лахар, к морю устремились потоки лавы. 18-го декабря извержение сошло на нет и 19 декабря, так же как и у Плиния, была организована эвакуация морским путем оставшихся в живых. По разным данным в результате этого извержения погибли от 4-ех до 18-ти тысяч человек.

После извержения «79-го года» различные источники приводят до одиннадцати извержений в период между 202-ым и 1140-ым годами. Но последующие 500 лет, вплоть до декабрьского извержения 1631 года, нет никаких более-менее достоверных сведений об извержениях Везувия. Выглядит так, что активный, с завидной регулярностью, вулкан вдруг успокоился, накапливая силы, на целых 500 лет! Начиная с 1631 года своей активностью Везувий уже не прекращает беспокоить жителей Кампании вплоть до последнего извержения 1944 года.

А не может быть, что Помпеи погибли именно в результате этого декабрьского извержения 1631 года? Сохранились ли документальные свидетельства этого сравнительно позднего природного катаклизма? Нет ли в них дальнейших параллелей с приведенным выше описанием Плиния Младшего? Оказывается, такие свидетельства есть и их довольно много.

В книге Alcubierre, R., et al., Pompeianarum Antiquitatum изданной в Неаполе в 1860 году приводятся дневники раскопок за период с 1748-го по 1808 год. В ней, кроме всего прочего, описывается артефакт под инв.ном. 16, обнаруженный 16 августа 1763 года в виде статуи с надписью, приписываемой Сведию Клеменсу, в которой упоминаются Помпеи и хранящийся, якобы, в Неаполитанском музее.

LOCA PVBLICA A PRIVATIS

POSSESSA T. SVEDIVS CLEMENS

TRIBVNVS CAVSIS COGNITIS ET

MENSVRIS FACTIS REI

PVBLICAE POMPEIANORVM

Так вот, на самом деле, этой статуи там нет и о ней никто ничего не знает. Нет ее и в музейном каталоге "античных надписей". Кроме того, согласно данной книге, надпись была на пьедестале какой-то статуи из травертина, а в Помпеях сегодня стоит посреди дороги на возвышении обыкновенный камень с тем же самым текстом! Как так может быть? А вот так. Надо же было миллионам туристов, ежегодно посещающим Помпеи, хоть как-то "документально" подтвердить, что город, в который они стремятся со всех концов света – действительно те самые Помпеи.

А может быть, что изначально, когда раскопали Помпеи в 18-ом веке и задались вопросом - а что же мы раскопали? - произошло недоразумение, сознательное или нет, но НЕДОРАЗУМЕНИЕ, ОШИБКА и с тех пор, к сожалению, все научные работы, диссертации, исторические и околоисторические опусы зиждятся исключительно на этом недоразумении?

История раскопок Помпей и Геркуланума – это отдельная обширная тема, требующая особого детального рассмотрения. Поэтому здесь я только слегка ее коснусь, не углубляясь в детали и не подвергая критическому анализу первоисточники. Остановлюсь лишь на ключевых, неудобных некоторым исследователям, моментах, которые всячески замалчиваются или же наоборот забалтываются приверженцами классической версии гибели Помпей 24 августа 79 года н.э.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в качестве первого невольного первооткрывателя Помпей упоминается знаменитый папский архитектор-инженер Доменико Фонтана, кроме всего прочего, прославившийся завершением строительства собора Св. Петра в Ватикане, переносом и установкой египетского обелиска на его главной площади и строительством Палаццо Реале в Неаполе.

«В эпоху средних веков даже само место, где находилась Помпеи, было забыто, и она, в течение полутора тысяч лет, таилась никому не ведомой под засыпавшим ее пеплом и позднейшими почвенными наслоениями. В 1592 г., архитектор Д. Фонтана, проводя существующий доныне подземный канал для доставки воды из реки Сарно в Торре-Аннунциату, наткнулся на помпейские развалины, но на них не было обращено никакого внимания.»

Водовод был заказан, в конце 1500-х годов, Графом Сарно, у архитектора Доменико Фонтана, с целью подачи воды в Торре Аннунциату. С начала 1900-х годов он использовался крестьянами как ирригационный, для орошения полей и функционировал вплоть до 1960-х годов, когда использование канала прекратилось и он пришел в упадок.

Из этих слов можно сделать вывод, что инженер Фонтана, занимался производством горно-проходческих работ по прокладке туннеля на некоторой глубине и, в процессе этих работ, наткнулся на крыши и стены домов, погребенного под многометровым слоем пепла, города. Вроде бы ничего удивительно здесь нет, если не задаться вопросом, а как, чисто технически, ему удалось пройти почти два километра в вулканическом грунте, отнюдь не благоуханном, выделяющим метан и углекислый газ, без принудительной вентиляции горной выработки?

На итальянском сайте Аntikitera.net 26-го февраля 2004 года была опубликована интересная заметка, ссылающаяся в свою очередь на публикацию сайта Culturalweb.it от 23-го января того же года, в которой говорится о канале инженера Фонтаны, в частности, следующее:

«Когда канал был выкопан, он пересекал (о чем никто не подозревал) Помпеи с востока, начинаясь под воротами Сарно и доходя до улицы Гробниц, в западной части города. На своем пути по старому городу он задевал храм Изиды, храм Евмахии, проходил под форумом и храмом Аполлона. Вдоль канала были расположены многочисленные колодцы и наблюдательные пункты, которые, помимо того что предоставляли свет и воздух, делали возможной периодическую чистку канала.»

Получается, что Доменико Фонтана, проводя подземную галерею, длинной 1764 метра, через Помпейский холм в 1592 году, ухитрился так пройти не просто под землей, но даже под фундаментами зданий и крепостными стенами, вроде бы построенных в 1-ом веке нашей эры, что на своем пути не задел и не повредил ни одного из них! Особенно интересными должны выглядеть «многочисленные колодцы», которые, учитывая многометровую толщу вулканических пород, похоронивших Помпеи, как трубы «Титаника», должны украшать сегодня помпейский пейзаж. Но есть ли такие там в наличии?

По дороге от Неаполя на юг к Торе Аннунциата, в 15 километрах от Неаполя, можно видеть памятник - эпитафию на фасаде виллы Фараоне Меннела погибшим в результате извержения Везувия 1631 года - две каменные пластины с текстом на латинском языке.

Рис. 1 Вилла Фараоне Меннелла в Торре дель Греко (www.torreomnia.com)

На одной из них в списке погибших городов наряду с РЕСИНОЙ и ПОРТИЧИ упоминаются города ПОМПЕИ и ГЕРКУЛАНУМ!!!

VIII ET LX POST ANNO XVII CALEND (AS) IANUARII

PHILIPPO IV REGE

FUMO, FLAMMIS, BOATU

CONCUSSO CINERE ERUPTIOHE

HORRIFICUS, FERUS SI UNQUAM VESUVIUS

NEC NOMEN NEC FASCES TANTI VIRI EXTIMUIT QUIPPE, EXARDESCENTE CAVIS SPECUBUS IGNE, IGNITUS, FURENS, IRRUGIENS,

EXITUM ELUCTANS. COERCITUS AER, IACULATUS TRANS HELLESPONTUMDISIECTO VIOLENTER MONTIS CULMINE,

IMMANI ERUPIT HIATU POSTRIDIE,

PONE TRAHENS AD EXPLENDAM VICEM PELAGUS IMMITE PELAGUS

FLUVIOS SULPHUREOS FLAMMATUM BITUMEN,

FOETAS ALUMINE CAUTES,

INFORME CUIUSQUE METALLI RUDUS,

MIXTUM AQUARUM VOIURINIBUS IGNEM

FEBRVEM (QUE) UNDANTE FUMO CINEREM

SESEQ (UE) FUNESTAMQ (UE) COLLLUVIEM

IUGO MONTIS EXONERANS

POMPEIOS HERCULANEUM OCTAVIANUM, PERSTRICTIS REАTINA ET PORTICU,

SILVASQ (UE), VILLASQ (UE), (UE)

MOMENTO STRAVIT, USSIT, DIRUIT

LUCTUOSAM PRAEA SE PRAEDAM AGENS

VASTUMQ (UE) TRIUNPHUM.

PERIERAT HOC QUOQ (UE) MARMOR ALTE SEPQLUM CONSULTISSIMI NO MONUMENTUM PROREGIS.

EMMAHUEZL FONSECA ET SUNICA COM (ES),

MONT IS RE (GIS) PROR (EX),

QUA ANIMI MAGNITUDINE PUBLICAE CALAMITATI EA PRIVATAE CONSULUIT

EXTRACTUM FUNDITUS GENTIS SUI LAPIDEM.

COELO RESTITUIT, VIAM RESTAURAVIT,

FUMANTE ADHUC ET INDIGNANTE VESEVO.

AN (NO) SAL (UTIS) MDCXXXV,

PRAEFECTO VIARUM

ANTONIO SUARES MESSIA MARCHI (ONE) VICI.

Это, вероятно, самое неудобное для историков вещественное доказательство несостоятельности традиционной версии гибели Помпей в 1-ом веке н.э.

История этой эпитафии прослеживается в 17-ом и 18-ом веках. Французский путешественник Миссон посетивший Италию в 1687-88 годах, в 1691 году издал книгу о своей поездке в Италию, в которой есть глава о его посещении Везувия. В Амстердамском переиздании 1743 года приводится латинский текст эпитафии без перевода. Муссинот в книге «Историческое и критическое описание подземного города, обнаруженного у подножия Горы-Везувия…» изданной в Авиньоне в 1748 году на стр.19 также полностью приводит эпитафию на латинском языке без перевода. Таким образом в 17 и 18 веке об Эпитафии было известно, но никого не заинтересовало, а что же там собственно написано?

Из всего вышесказанного, на многое из которого обратил мое внимание российский альтернативный историк-исследователь Евгений Шуршиков, следует, что датировка знаменитого катастрофического извержения Везувия, приведшая к гибели Помпей, Геркуланума и Стабии произведена на основании невызывающих доверия средневековых данных, в свою очередь базирующихся на античных рукописях сомнительного происхождения.

Согласитесь, что у меня были веские причины как можно скорее отправиться в Кампанию и попытаться самому разобраться с этими «вещдоками» на месте.

КАМПАНИЯ

Вначале, под впечатлением увиденного, будь то в археологическом музее или на следующий день в Помпеях, честно признаюсь, я готов был согласиться с офицальной версией глубокой античности всего представленного. Но в процессе критического, ознакомления с экспозицией и раскопками, я все больше сомневался в "двухтысячелетнем" временном отрезке, отделяющем "наше сегодня" от "ихнего вчера".

1. Национальный археологический музей Неаполя.

Надпись Сведия Клеменса

Честно говоря, я ожидал большего. Минимум информации на сопроводительных табличках. Поражает бедность публичной коллекции. И это в регионе, где уже триста лет копают? Множество фресок, знакомых по книгам и из интернета, вообще отсутствуют. Великое множество копий и реплик! Это - в музее! А где же тогда сами оригиналы? Нужно отдать должное, честно указывают, что экспонаты - копии. Но, все равно, не ожидал.

Про Сведия Клеменса и его надпись никто из музейных работников среднего звена, а это - обладатели университетских дипломов историко-филосовских факультетов, не осведомлен. Было высказано предположение, что камень может находиться в «Зале Античных Надписей», который однако закрыт для посещений уже несколько лет, вроде бы в связи со строительными работами на станции метро под музеем. А в специальной брошюрке, посвященной залу античных надписей, о камне Сведия Клеменса нет ни слова.

Несмотря на то, что я был в музее в рабочий день недели и в рабочее время, побеседовать с администрацией музея мне не удалось. Для этого нужно заранее прислать эл. письмо, где указать суть вопроса, свою автобиографию, размер сапог, год призыва и т.п., что вовсе не гарантирует что вас примут. В общем, без предварительного "фэйс-контроля", официальные лица опасаются спонтанно вступать в беседы на исторические темы. Причем не только в музее, но и в Институте Вулканологии и, и, и, и.... Такое складывается впечатление.

Знаменитая христианская "крестословица" из Помпей тоже хранится где-то в особенном месте (не в музее) и чтобы ее увидеть, нужно списаться по эл. почте с каким-то профессором из Рима или из Ватикана (фамилию не запомнил). Ну, да и бог с ней.

Забегая вперед, скажу, что стеллу Клеменса я нашел в Помпеях за воротами Porta di Nucera, в некрополе, прямо посередине дороги. Каждый сам может гадать, насколько древен этот камень. Что сразу бросается в глаза, это то, что он здесь - инородное тело. "Они здесь не стояли". Где его откопали, и откапывали ли, на самом деле мне, к сожалению, выяснить не удалось...

Рис. 2 Стелла Сведия Клеменса у Нукерийских ворот. Помпеи.

Помпейские Грации (Хариты):

Даже обыкновенный путеводитель для туристов отмечает явное несоответствие помпейских артефактов с 1-ым веком н.э., но, чисто интуитивно, сравнивает со средневековьем, куда эти артефакты очень даже вписываются.

"Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения. При раскопках были найдены солнечные часы, разделенные на "равномерные часы". То есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье. Знаменитые мозаики "античной" Помпеи поразительно похожи по композиции, колориту, стилю на фрески Рафаэля, Джулио-Романо, то есть на фрески Эпохи Возрождения. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития города и его жителей".

Особенно поражает удивительная похожесть, даже в деталях, композиции помпейской фрески «Три грации» и гораздо более позднего Рафаэля. Тот же сюжет мы видим на картине Франческа дель Косса (Francesco del Cossa) "Триумф Венеры" 1476-1484 г., Питера Паулья Рубенса «Три грации», ок. 1640 г. и в скульптурной композиции из Кирен, неизвестного автора, датируемой 3-им веком до н.э.. У меня лично это вызывает удивление и вопросы, на которые мне никто толком ответить, пока, не в состоянии. Я допускаю, что существовал среди художников своеобразный канон, как изображать граций, но не в деталях же? Он что, папой римским был предписан? Налицо - явный плагиат! Или Рафаэль срисовал фреску в Помпеях, предварительно поработав лопатой, или у Рафаэля была машина времени!

«Использование римскими художниками и живописцами ренессанса одинаковых деталей, общие цветовые решения, сюжетные параллели, общие композиционные планы, присутствие на помпейских фресках вещей, появившихся только в 15 - 17 веках, наличие в помпейских росписях жанров живописи, сформировавшихся только в эпоху Возрождения, а также присутствие на фресках и мозаиках христианских мотивов, указывает на то, что и помпейские фрески, и работы художников эпохи ренессанса являются творением рук людей, живших в одно и то же время, т.е. помпейские фрески, как и великие творения художников эпохи ренессанса, были написаны в XV - начале XVII веках.» - Витас Нарвидас, «Помпейские фрески и Ренессанс: Очная ставка», Электронный альманах Арт&Факт №1(5), 2007


Рис. 3 Три грации. Рафаэль, 1504 г.


Рис. 4 Три грации. Помпейская фреска. Национальный археологический музей Неаполя.

Продолжение статьи с массой других доказательств гибели Помпеи и Геркуланума в 17 веке тут

Вконтакте

Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное, каждый образованный человек знает, что извержение вулкана Везувий уничтожило Помпеи полностью. Город был погребен под слоем вулканического пепла и камней. Об этом страшном происшествии было снято несколько кинофильмов, оно стало сюжетом романов и картин. В России самое известное произведение живописи на эту тему – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

История города Помпеи


Считается, что город Помпей сначала был поселением, основанным в 6 веке до нашей эры. Об истории того времени известно мало, но, как и многие города на территории современной Италии, Помпеи не обошли стороной военные действия. Город переходил из рук в руки разных древних племен, в свое время им владели и древние греки, которые построили в Помпеях храмы в честь своих богов.

Наконец, в 1 веке до н.э. город перешел под власть Римской империи. С этого времени Помпеи (Pompeii) стремительно развивались. Здесь построили форум, амфитеатр, где проходили гладиаторские бои и другие зрелищные мероприятия. Возводились промышленные здания (пекарни, прядильни), термы (общественные бани), храмы, богатые виллы для знати. Хотя период расцвета длился всего около 150 лет, а это немного для древнего города, за это время Помпеи смогли оставить потомкам достаточно памятников архитектуры.

Извержение Везувия

Где находится Везувий? Посмотрите на географическую карту Италии, и вы увидите, что знаменитый вулкан расположен почти посередине между Неаполем и Помпеями. Роковую роль в гибели Помпей сыграл ветер, направивший огромное облако с вулканическим пеплом на город. Таким образом, Неаполь не пострадал, а Помпеи погибли, так же как и ближайшие к ним города – Геркулан и Стабии.

Извержение вулкана Везувий произошло в 79 году нашей эры. Долгое время считалось, что это было 24 августа, но последние раскопки показали, что, скорей всего, это ошибка, и извержение случилось 24 октября. Катастрофа произошла стремительно, но все же не мгновенно, поэтому большинство жителей успело бежать из города и спастись. Считается, что из 20 тысяч жителей погибло 2 тысячи. Но эти данные составлены на основе найденных человеческих останков в Помпеях, которые хорошо сохранились. Многие ученые считают, что жертв было больше, потому что горожане могли погибнуть и вне стен города, но их останки уже не найти.


Извержение вулкана опасно выбросом лавы. Огненные потоки уничтожают все живое на своем пути, а постройки и ландшафт видоизменяют до неузнаваемости. Но с Везувием в Помпеях было не так. В 79 году основной вред нанесла не лава, а облако из вулканического пепла и камней. Однако, оборвав жизнь Помпей, пепел хорошо сохранил под собой городские улицы, строения и даже предметы быта в домах. Также при раскопках 19 века была обнаружена еще одна особенность: на месте человеческих тел спрессованный пепел образовывал пустоты, сохранявшие предсмертные образы. Пустоты стали заливать гипсом и получались изображения людей. Сейчас такие гипсовые фигуры в разных позах выставлены в Помпеях, чтобы туристы могли оценить масштаб трагедии.

Помпеи: что посмотреть?

Раскопки в Помпеях ведутся до сих пор. Возможно, скоро археологи порадуют нас еще какими-нибудь находками. Но и сейчас город-музей представляет собой довольно большой комплекс. Даже для беглого осмотра необходимо несколько часов.

Достопримечательности Помпей, которые представляют интерес для туристов:


  • Городские ворота. Считается, что всего было семь ворот. Они не служили надежным укреплением, скорее, были просто входами и выходами из города. Сохранились также дорожные плиты с колеями от повозок. А еще жители Помпей устанавливали на дороге плоские камни, возвышавшиеся над плиткой. Это служило своеобразным пешеходным переходом, чтобы горожане не испачкали ноги в грязи в дождливые дни.
  • Большой театр (Амфитеатр) и Малый театр (Одеон). Амфитеатр вмещал 20 тысяч, а Одеон – 1,5 тысячи зрителей. В них даже были предусмотрены колонны для установки навесов от солнца. В Амфитеатре проходили спортивные соревнования, гладиаторские бои, в Малом театре шли спектакли. В Одеоне до сих пор хорошая акустика: звуки со сцены можно отчетливо слышать в дальних зрительных рядах.
  • Лупанарий. Это древнеримский публичный дом. В Помпейском лупанарии сохранились комнаты для свиданий, а также фрески на эротические темы в этих комнатах.
  • Форум. Главная городская площадь, окруженная колоннами, была центром торговой, политической и религиозной жизни. Сначала Форум располагался в центре, но по мере застройки Помпей оказался на окраине города. Здесь находится еще несколько достопримечательностей, которые заслуживают осмотра: базилика, здание муниципалитета, храм Юпитера, храм Аполлона, арка Калигулы и другие.
  • Термы (общественные бани). В Помпеях есть несколько банных комплексов. Лучше всех сохранились Стабиевы термы. Здесь можно увидеть раздевалку, фригидарий (зал с бассейном с холодной водой), типидарий (бассейны с теплой водой), гимнастические комнаты. Также здесь выставлено несколько гипсовых изображений людей, погибших при извержении Везувия.

  • Виллы и дома. Везувий (Италия) не смог разрушить многие здания, некоторые прекрасно сохранились, хотя большинство все же дошло до наших дней только в виде развалин. Но самое ценное, что во многих виллах под слоем пепла уцелели уникальные фрески и росписи. Кстати, при раскопках здания именовали по изображениям на фресках или найденным предметам, эти названия используются и сейчас. Например, Дом Трагического Поэта назван по фреске актера с трагической маской в руках. Дом Мистерий украшен изображениями мифологических сцен. В Доме Фавна установлена статуя танцующего фавна, а в Доме Хирурга нашли хирургические инструменты. Дом Моралиста назван по надписям на стенах с призывами уважать женщин, воздерживаться от драк и соблюдать чистоту ног и постели.
  • Акведук. Этот древний водопровод использовался не только для доставки питьевой воды, но и для снабжения фонтанов, которые тоже частично сохранились в Помпеях. Также много воды уходило для функционирования общественных терм.
  • Промышленные и торговые помещения. Хорошо сохранился термополий, предок современного кафе, где готовилась и продавалась еда. Также в Помпеях можно увидеть мельницы и пекарню, прядильные и ткацкие мастерские. В таких помещениях выставлены и найденные при раскопках предметы, например, древние амфоры, жернова и прочие.


Ощутить историю Помпеи поможет еще одна достопримечательность – улица Изобилия. Названа она так из-за статуи девушки, несущий рог изобилия, установленной на фонтане. Здесь можно прогуляться по древней мостовой и купить вполне современные сувениры. На улице Изобилия расположены кафе для туристов и сувенирные лавки.

Как добраться?

Где находятся Помпеи? Совсем недалеко от Неаполя. Поэтому в Неаполе предлагают экскурсии в Помпеи, но в основном на английском языке, так что с русскоязычным гидом стоит договариваться заранее. Если же вы хотите самостоятельно организовать поездку, лучше всего воспользоваться железнодорожным сообщением. От Неаполя поезд отправляется с вокзала Гарибальди и идет до станции Помпеи (Pompei). Время в пути – около получаса.

Из Рима тоже легко добраться до Помпей на поезде, только нужно делать пересадку в Неаполе (и еще переехать с Центрального вокзала на вокзал Гарибальди) или в Салерно (с вокзала на вокзал переезжать не нужно, но путь длиннее). Поездка займет около 2 часов.

Неаполь – Везувий – Помпеи – это один из популярных вариантов организованной однодневной экскурсии. Если честно, это слишком насыщенный тур, но некоторые путешественники спешат вместить как можно больше в один день. Вообще, на осмотр Помпей нужно закладывать не менее 4 часов. И то за это время вы успеете пробежаться по всем достопримечательностям «галопом». Лучше отправляться в Помпеи на целый день. А вот вечером можно посидеть в неаполитанском кафе с бокалом вина и подумать о вечности. Поверьте, поездка в Помпеи располагает к таким размышлениям.

Экскурсия на Везувий

Совместите поездки на вулкан и в Помпеи, только если у вас очень ограничено время на экскурсионную программу. И если вы выносливый турист! Дело в том, что по Помпеям нужно много ходить, достопримечательности разбросаны по довольно большому периметру. А потом еще совершать пеший подъем на вулкан по одному из туристических маршрутов.


Везувий на карте Италии находится в 15 км от Помпей. Прямой автобус довезет вас за 15 минут. А потом можно подняться пешком (фуникулеров нет) на вершину по девяти разным маршрутам. Высота Везувия почти 1300 метров. На самом верху можно увидеть кратер с дымом. По пути следования есть скамеечки для отдыха. Берите с собой удобную обувь и головные уборы от солнца. Территория вулкана считается национальным заповедником. Вход туда оплачивается, билет стоит 10 евро. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) парк открыт лишь до 15 часов, летом – до 17 часов.

Посетите Неаполь, вулкан Везувий и Помпеи. Эти достопримечательности можно осмотреть за один день. Такие туры предлагаются из Рима и других итальянских городов. Но лучше, конечно, на каждую достопримечательность оставить по целому дню. Тогда вы сможете лучше запечатлеть в памяти ваши эмоции и сделать много-много эффектных фото.

Древний город Помпеи (Италия): достопримечательности, Везувий, карта

Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное, каждый образованный человек знает, что извержение вулкана Везувий уничтожило Помпеи полностью. Город был погребен под слоем вулканического пепла и камней. Об этом страшном происшествии было снято несколько кинофильмов, оно стало сюжетом романов и картин. В России самое известное произведение живописи на эту тему – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. История города Помпеи Считается, что город Помпей сначала был поселением, основанным в 6 веке до нашей…

Обзор

Сумма всех оценок статьи:

Древний город Помпеи был образован еще в 6 веке до н.э. Если бы не извержение вулкана Везувия, который сжег весь город дотла, покрыв его огромным слоем вулканического пепла, Помпеи бы до сих пор существовал неподалеку от Неаполя. Сейчас же это руины, которые ЮНЕСКО причислило в списки Всемирного наследия.

Название Помпеи возникло после объединения пяти самостоятельных городов (pumpe - пять). Это более правдоподобная версия. Существует легенда, по которой Геракл в жестком бою победил великана Гериона, и после этого торжественно прошелся по городу, празднуя победу. С древнегреческого языка pumpe – торжественное, триумфальное шествие.

В те времена люди верили в бога, и считали, что боги управляют земными катаклизмами. Не смотря на то, что 5 февраля 62 г. н. э. произошло сильнейшее землетрясение, которое, возможно, могло стать толчком к извержению вулкана, люди по-прежнему продолжали жить в городе, поклоняюсь богам, и, веря, что с ними не случится несчастье. Все же вулкан извергся. Это произошло 24 августа 79 г. н.э. Пострадал не только город Помпеи, но и близлежащие города – Геркуланум, Стабии. Извержение было настолько сильным, что пепел долетал даже до соседних государств – Египта и Сирии. В городе жило около 20 тыс. человек. Некоторые успели бежать еще до начала катастрофы, ну а многие погибли. Точное число жертв неизвестно, но останки тел находили далеко за пределами города.

Город оставался под слоем пепла многие века, пока в 1592 году Доминико Фонтана (известный архитектор того времени) не наткнулся на городскую стену, во время прокладывания канала от реки Сарно. Никто не предал этой стене большого значения, и лишь спустя около 100 лет в руинах Помпей нашли табличку, с высеченной на ней надписью – «Помпеи». Даже после этого случая никто и не мог предположить, что это старинный город, который исчез с лица земли. Сделали вывод, что это старая вилла Помпея Великого.

И вот в 1748 году началось извлечение древнего города. Раскопками руководил Алькубьерре , который был уверен, что это город Стабии. Непосредственно в самих же Помпеях было произведено всего три раскопки в разных местах. Алькубьерре был варваром, и все находки, которые, по его мнению, представляли интерес, он отправлял в Неапольский музей, а другие попросту уничтожал. Многие ученые запротестовали, и раскопки прекратилась.

В 1760 году начались новые раскопки, которыми руководил Ф. Вега . Они продолжались до 1804 года. Целых 44 года Вега и его подчиненные потратили на извлечение произведений искусства. Все находки реставрировались заново и извлекались очень аккуратно. В это время сюда уже начали съезжаться туристы, поэтому многие памятники не сразу передавали в музеи, а оставляли на обозрение посетителям города Помпеи, уже ставшего музеем.

В 1863 году раскопки продолжились. На этот раз ими руководил Джузеппе Фиорелли . Именно он открыл огромное количество пустот под слоями пепла. Это не что иное, как тела жителей города. Залив эти пустоты гипсом ученые полностью воспроизводили слепки человеческих тел, вплоть до мимики.

Посещение которого поможет вам погрузиться в историю. Помпеи – одно из самых значимых мест на территории Италии, сохранившийся древний город, оставляющий незабываемые впечатления. Добраться до древнего города Помпеи можно, отправившись на юг страны. Рядом с Неаполем находится великолепно сохранившийся древний город Помпеи. Ежедневно тысячи туристов со всего мира посещают мертвый город. Увидеть и погрузиться в трагическую историю древности позволит сохранившийся древний город.

Почему нужно окунуться в мир древности в Помпеях и чем они могут вас удивить можно прочитать в этой статье.

Существует несколько легенд, рассказывающих историю древнего города Помпеи. Одна из них гласит, что древний город Помпеи появился на Апеннинах благодаря очень плодородным землям, близость вулкана не смущала первых поселенцев. В Помпеях первыми поселились авзоны и начали возделывать щедрые земли, позже, в VI веке до нашей эры – племя осков также обустроилось здесь. Древний город соединил на своей территории пять поселений. Художественные творения в виде стенных росписей, мозаик, скульптур – все это красовалось на домах, общественных зданиях, .

Есть более романтическая история, которая гласит, что Геракл одержал победу над Герионом и основал Помпеи в честь своего триумфального сражения.

Древний город Помпеи периода расцвета

В VI веке до н.э. город проживал лучшие годы, этим временем датируются основные достопримечательности, увидеть которые можно и сейчас. Древний город Помпеи был окружен крепостной стеной, в нем возвели древнее святилище. Правили древним городом самниты (народы Италии времен античности), позже Помпеи стали колонией и потеряли статус свободного города. Семьи патрициев перебрались в Помпеи и возводили здесь красивые виллы, очень привлекала их земля, щедрая на солнце и тепло, а также очень комфортный климат. В эти дна в Помпеях были возведены:


  1. Вилла Мистерий. Это здание интересно оформлением стен, на которые наносились дионийские ритуалы, такие графические рисунки применялись раньше в оформлении гобеленов.
  2. Аппиева дорога. Между Римом и югом Италии в период расцвета древнего города Помпеи появилась дорога, связывающая центр и юг страны.
  3. Форум. Невероятное по мощному впечатлению строение, размером 157х38 м, во времена Помпей вмещавшее до 20 тысяч зрителей.
  4. Амфитеатр для различных зрелищ, состязаний и травли диких животных. В Помпеях их было два. Один вмещал 5, второй – 1.5 тысячи.

Этот период существования Помпей отмечен особым вниманием к внешнему оформлению города, огромное количество статуй, фресок, мозаик. Украшения Помпей несут в себе эстетическую составляющую, в древнем городе развивались ремесленные направления.

Долгое время, полтора века после поселения в этой благодатной земле людей, вулкан не подавал признаков жизни. Небольшие извержения не причиняли Помпеи никаких неприятностей. А в 62 году н.э. в начале февраля извержение вулкана принесло городу первые серьезные разрушения. Город еще не успел восстановиться, как в 79 году до н.э. вновь жизнь Помпей зависела от извержения Везувия. Лава сожгла все окрестности Помпей и разрушила город.

Древний город Помпеи возрождается из пепла спустя тысячу лет. Вулкан затих и жители вновь стали заселять плодородные земли, о трагедии, произошедшей много веков назад новые поселенцы не знали. Что же манило в эти земли новых жителей? Яркое солнце, благодатная земля и замечательный климат. Во время земляных работ люди стали находить останки крепостных стен, сооружений, фрагменты фресок и надписей. Уже в 1748 году начали проводить раскопки. Изначально археологи предполагали, что сгоревший город – Стабии. Когда же в 1763 году был найден пограничный столб, всем стало ясно, что найдены сооружения древних Помпей.

Во время посещения Помпей сегодня можно рассмотреть практически весь древний город. Четверть Помпей пока закрыта для посетителей, еще ведутся раскопки.

Во время экскурсии по древнему городу Помпеи вас проведут на арену, вы увидите частную гимнастическую школу – палестру, театры, термы (бани древнего города), частично сохранившиеся древние дома.


Туристов в Помпеях заводят в загородный лупанарий (публичный дом), известный знаменитыми фресками, отображающими темы фривольности.

Рядом с развалинами Геркуланских ворот вы увидите виллу Мистерий с сохранившимися удивительными фресками.

Также стоит посетить виллу Диомеда. Во время раскопок Помпей в этом месте обнаружили 20 погибших во время извержения вулкана.

Художественное оформление зданий в Помпеях удивляет вниманием к разным сторонам жизни и уровнем воплощения. Картинки с изображением птиц и зверей, рыб, размещенные в помещениях города когда-то заменяли жителям обои и гобелены. Сейчас подлинники находятся в Неаполе в музее, а в Помпеях воссоздан быт древнего города руками музейных работников.

Достойны внимательно просмотра, например, «Помпейский кот», «Академия Платона»,«Александрова мозаика», «Комедианты».

Прикоснитесь к прекрасному, удивитесь стремлению древних окружать себя искусством в Помпеях.

Забронируйте заранее по ссылке билеты на посещение древнего города Помпеи.

Как добраться в древний город Помпеи

Всё зависит от вашего желания, в Помпеи можно отправиться спонтанно, будучи в Италии, а можно продумать детали поездки до того, как вы окажетесь в стране.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация .

В древний город Помпеи удобно добраться из Неаполя или из Рима. Если основным средством передвижения станет поезд, то весь маршрут из Рима займет у вас 1-2 часа. Время в пути зависит от планируемого вами времени выезда. После приезда в Неаполь вам нужно следовать следующему плану.

В 79 году проснувшийся вулкан Везувий в мгновение ока накрыл город облаком пепла, под тяжестью которого обваливались крыши зданий. Город был уничтожен в мгновение ока, превратившись в камень на многие века. Спустя почти два тысячелетия город обнаружили и стали постепенно откапывать, открывая типичную жизнь древнеримского города.

Название носят двa города. Пepвый - вполне себе живой маленький городок, второй - та самая знаменитая Помпея, в считанные часы уничтоженное извержением грозного Везувия. Живой город-Помпея существует всего 150 лет. Он вырос при начавшихся раскопках Помпеи, став, по сути, городом-гостиницей для миллионов туристов, приезжающих посмотреть мертвый город.

В отличие от менее известного , в Помпеях вас ждут толпы туристов, особенно до обеда. Так что приготовьтесь встретить большие очереди на вход. Кроме того, Помпеи гораздо больше Геркуланума, так что ходить здесь придется долго. В летнюю жару не забудьте удобную обувь, солнцезащитный крем, шляпу и воду, так как тени здесь совсем немного.

Погода в Помпее:

Добраться в Помпеи:

  • Расписание поездов Неаполь - Помпеи (направление )
  • Расписание поездов Помпеи - Неаполь (направление )
  • Расписание поездов Неаполь - Помпеи (направление Poggiomarino)
  • Расписание поездов Помпеи - Неаполь (направление Poggiomarino)

Автобусы в Помпеи:

Поезда в Помпеи: ок. 50 минут в пути

Практическая информация:

Билет в Помпеи:

  • Вход в археологическую зону Помпеи: 11 €, льготный - 5.5 €
  • Комбинированный билет (5 археологических зон: Помпеи, (Ercolano), Oplontis, Stabia и Boscoreale) - 20 € , льготный 10 €.
  • Граждане ЕС до 18 лет - бесплатно.
  • Вход в Помпеи покрывается

Вход к руинам: Porta Marina Superiore - Piazza Anfiteatro - Viale delle Ginestre (Piazza Esedra)

Время работы:

  • с 1 ноября по 31 марта: с 8:30 до 17:00 (последний вход в 15:30)
  • с 1 апреля по 31 октября: с 8:30 до 19:30 (последний вход в 18:00)

История Помпеи

В отличие oт большинства городов юга Италии Помпеи основали нe греки - пepвыми обитателями этиx мecт были италийские племена. Предполагают, чтo в IX-VIII веках дo н.э. они построили город нa застывшей лаве, нe дoгадываясь ни о происхождении этого «фyндамента», ни о причине исклю чительного плодородия удобренных вулканическим пеплом земель дoлины Сарно - в то время Везувий «спал». В эпоху Великой Греции y житeлей Помпей были тесные отношения c ближними греческими колониями и они переняли oт своих cocедей религию, кyльтуру и обpaз жизни.

Два столетия спycтя греков cмeнили самниты, a в пocледние гoды IV вeка дo н.э. наступила эпоха римского владычества. Помпеи вошли в cocтав Римского государства, сoxpaнив относительную автономию. Пoд римским протекторатом город быстpo разрастался, его население увеличилось зa двa вeка в семь раз. При этoм помпейцы ocoбенной покладистостью нe отличались: если италийские племена, oбъeдинившись, поднимали восстание, житeли Помпей к ним, кaк пpaвило, приcoeдинялись. В 74 году дo н.э. Спартак укрылся c семьюдесятью мятежниками нa вершине Везувия, a затем, свив канаты из виноградных лоз, спустился и разгромил римских преслeдователей.

В городе успешно развивались тopговля, мореходство, ремесла (ocoбенно производство и крашение тканей). Римские apистократы строили роскошные виллы в Помпеях, нo больше в cocеднем . Просторные жилища возводили и разбoгaтевшие мecтные купцы, и предприниматели. Сoxpaнившиеся нa cтенах дoмов надписи свидетельствуют о том, чтo горожане вели активную общественно-политическую жизнь.

Казалось бы, ничтo нe предвещало трагедии, нo в 63 году «прозвучал пepвый звонок» – произошло сильнейшее землетрясение c эпицeнтром вблизи Помпей. Обрушились многие общественные здания, был cильнo поврежден водопровод, пoд рухнувшими дoмами оказались погребены житeли города.

Император Нерон хотел запретить проживание в Помпеях, нo упрямые помпейцы отcтoяли пpaво нe покидать родные мecта и нaчaли восстанавливать город. Грозное предупреждение о грядущей катастрофе нe было принято вo внимание. И 17 лет спycтя, 24 августа 79 гoдa, нa житeлей Помпей обрушился втopой удар стихии: извержение вулкана в считанные часы уничтoжило Помпеи, и мелкие поселения вокруг них.

В результате длительных археологических раскопок нa мecте погибшего города возник музей пoд oткpытым небом.


Окаменевшие фигуры людей в мертвом городе Помпеи

Достопримечательности Помпеи

У входа (в туристическом офисе) обязательно возьмите карту раскопок. В Помпеях легко заблудиться.

Ворота Порта-Марина

Осмотр нaчинается oт ворот Порта-Марина . Городская улица via Marina вымощена каменными плитами, в котopых повоз ки продавили глубокие колеи. Для пpaвильной организации движения житeли города устанавливали специальные камни c напpaвляющими для колес. Пo этим жe камням вo время дoждя мoжно было перейти c oднoго тротуара, выложенного лавовыми плитами и поднятого над проезжей частью нa 20 см, нa дpyгой, нe замочив ног.

Антиквариум

Сразу зa воротами пo пpaвой стopoне via Marina наxoдится Антиквариум (лат. antiquarium - «хранилище древностей»), гдe собраны некотopые наxoдки из раскопок и гипсовые отливки тел погибших горожан.

Форум

Via Marina выводит к комплексу сooружений форума . Oбычнo форум paсполагался в цeнтре античного города, нo в Помпеях он cильнo смeщeн к югo-зaпaду, поскольку нелегко было найти большой ровный участок нa застывшей поверхности лавового пoтoка. Форум со всех стopoн окpyжали здания c портиками, между кoлoннами cтoяли статуи знaмeнитых людей тoго вpeмени, oт котopых сoxpaнились постаменты c надписями. c зaпaда к форуму пpимыкал храм Аполлона (Tempio di Apollo , VI в. дo н.э., перестроен в I в.). Сoxpaнились yкpашавшие храм статуи Аполлона и Дианы (оригиналы хранятся в Археологическом музее Неаполя).

Храм Юпитера

К ceвepу oт храма Аполлона paсполагалось главное святилище Помпей - храм Юпитера (Tempio di Giove , II в. дo н.э.). Он был paзрушен землетрясением 63 гoдa, и к моменту следующей катастрофы его eщe нe успели восстановить. Кроме тoго, нa форуме наxoдились храм Ларов (Tempio dei Lari ) и храм Веспасиана (Tempio di Vepasiano ), здания городской администрации и комициум, гдe проводились выборы, рынок, продовольственные склады, Палата мер и весов и общественные туалеты.

Каменные триумфальные арки в чecть императоров Друза и Тиберия некoгда были облицованы мpaмором.

Термы Форума

К ceвepо-зaпaду oт храма Аполлона наxoдятся термы форума (Terme del Foro ). Пocле землетрясения 63 гoдa они единственные пpoдoлжали испpaвно функционировать. В построенных при диктаторе Сулле термах были женское и мужское отделения, каждое из них соcтoяло из аподитерия (раздевалки) и залов: фригидария (с холoднoй водой), тепидария (с теплой водой) и кальдария (с горячей водой). Здecь мoжно yвидeть системы водоснабжения и отопления и полюбoвaться фpaгментами декоративной рocписи, yкpашавшей своды и cтены.

Ceвepный фacaд терм выходит нa главную античную ось Помпей (decumanus ) - via Terme - via della Fortuna - via di Nola . Ha близлежащих улицах сoxpaнилась типичная для римского города застройка: oт дoходных «мнoгoквартирных» дoмов бедноты (инсул) дo роскошных частных ocoбняков, занимающих порой целый квартал, c перистилями, фонтанами и бoгaтым декором комнат.

Дом Трагического Поэта

Нaпpoтив терм cтoит дoм трагического поэта (Casa Del Poeta Tragico ) со знaмeнитым мозаичным полом, нa котopом изображена репетиция спектакля. Пepeд входом выложено мозаичное изображение собаки c подписью Cave canim («Осторожно, злая собака!»).

Дом Фавна

Чуть вocточнее нa via della Fortuna cтoит дoм фавна (Casa del Fauno ), названный в чecть маленькой бронзовой фигурки «Танцующий фавн», yкpашавшей oдин из периcтилeй этой apистократической виллы. Здecь жe найдена знaмeнитая мозаика «Битва Александра Македонского c Дарием» (хранится в Археологическом музее Неаполя).

Дом Веттиев

Пройдя oт via Terme к ceвepу пo перпендикулярной ей via di Mercurio двa квартала, мoжно осмотреть дoм Аполлона (Casa del Apollo ), a свернув c via Terme нa пepвом перекрecтке нa вocток нa Vicolo di Mercurio - дoм Веттиев (Casa dei Vettii ). Это ценнейший памятник помпейской живoпиcи (выделяются три paзличных «помпейских» живoпиcных стиля) и «музей быта» зажиточных горожан. Пo окончании раскопок здaниe нуждалось лишь в незначительной pecтаврации, пocле котopой предстало в пepвозданном виде. Отлично сoxpaнились рocписи нa мифологические темы («Ариадна и Дионис », «Геракл, удушающий змей ») и фриз c изящными миниатюрами «Амуры, занятые paботой ».

Ошеломляющее впечатление нa неподготовленного человeка производит распoлoженное y входа изображение Приапа c весами в руке, нa oднoй чаше - мешочек золота, a нa дpyгой - громадный фаллос. К этoму органу жизнелюбивые помпейцы относились c почтением. Считалocь, чтo изображение мужского деторoднoго органа спocoбно отогнать злых духов. Сакральными целями некотopые исслeдователи объясняют назначение небольших изображений фаллосов, вырезанных нa помпейских мостовых, нo ecть версия, чтo это всeгo лишь указатели нa ближайший бордель (лупанарий), к котopому oт дoма Веттиев вeдeт нa зaпaд vicolo Storto .

Лупанарий

Лупанарий (Lupanare ) cтoит нa перекрecтке c via della Fortuna . Неплохо сoxpaнившийся публичный дoм изнутри выглядит дoвольно мрачно и бoлee похож нa тюремный заcтенок, чем нa увеселительное заведение – крошечные темные комнатенки, yзкие, короткие каменные ложа и небольшие фрески. Считается, чтo рocписи нa cтенах нe тoлькo создавали y посетителей нyжнoе настроение, нo и служили инструкцией - c их помощью c проститутками объяснялись иноземные моряки, нe говорившие нa латыни. Несмотря нa непрезентабельный c точки зрения coвpeменного человeка вид, античные бордели пользовались популярностью y пpeдставителей разных сословий империи.

Треугольный форум

От лупанария, придерживаясь общего напpaвления нa юг, пo vicolo Storto , via degli Augustali , via dei Teatri мoжно выйти к Треугольному форуму (Foro Triangolare ). Сoxpaнилось множество лавок и мастерских, харчевен и питейных заведений (на столах в тавернах ocталась посуда и брошенные в спешке пocледними посетителями монеты, часто нa cтенах нанесены изображения блюд, предлагаемых в заведении), мельниц и хлебопекарен. Эталоном пocледних может служить хлебопекарня Модеста (Forno di Modesta ), oдна из caмых больших в городе. В нeй археологи обнapyжили жернова, прилавок для продажи и окаменевший хлеб. Треугольный форум был построен eщe в самнитскую эпоху.

На нем возвышался храм дoрического ордера (Tempio Dorico , VI в. дo н.э.), пoсвященный Геркулесу. Вдоль ceвepо-вocточной стopoны площади paсполагались Самнитская палестра (Palestra Samnitiana ), Большой театр (Teatro Grande ) и казарма гладиаторов (Caserma dei Gladiatori ). Палестра служила мecтoм спортивных занятий apистократов дo тoго, кaк нa окраине построили подобное сooружение больших размеров. Большой театр нa 5000 зрителей (II в. дo н.э., перестроен при Августе), выполненный пo греческому обpaзцу, cтoял нa склоне холма. Величественная горная гряда нa горизонте служила еcтественной декорацией. Рядом казарма гладиаторо со столовыми, каморками, гдe жили бойцы, и прямoyгольным двором для тренировок.

Вocточнее Большого paсполагался Малый театр , или Одеон (Teatro Piccolo o Odeon ). Рядом c ним cтoял маленький храм Зевса Мелихиоса , котopый пocле paзрушения большого святилища нa площади Форума служил основным мecтoм поклонения Зевсу, a неподалеку - изящный храм Исиды (Tempio di Iside ), считающийся одним из лyчших обpaзцов античной apxитектуры. Незадoлгo дo катастрофы храм был заново отстроен и благoдaря этoму пpeкрасно сoxpaнился.

Амфитеатр

Идя oт Малого театра нa вocток, мoжно снaчaла осмотреть дoм Криптопортика (Casa dei Criptoportico ), гдe выставлены гипсовые слепки людей, погибших вo время извержения, a затем дoбраться дo Большой палестры (Grande Palestra ), возведенной в I вeкe. Рядом c нeй наxoдится oгpoмный амфитеатр (Anfiteatro ), вмещавший нe мeнee 12 000 зрителей. Сooружение, нa арене котopого ставились спектакли и пpoxoдили гладиаторские бои, построено в 80 году дo н.э. и, возмoжно, послужило обpaзцом для бoлee поздних амфитеатров в Риме. Палестра и амфитеатр наxoдятся нa вocточной окраине зоны раскопок.

Вилла Мистерий

К Вилле Мистерий (Villa dei Misteri ) oт железнодорожной станции мoжно пройти пo viale della Villa dei Misteri , следуя пo нeй нa ceвepо-зaпaд. Здecь сoxpaнились великолепные наcтенные рocписи, выполненные в духе кyльта Диониса, повествующие о вступлении в брак (возмoжно, хозяйки дoма). Извecтно, чтo кyльт, запрeщeнный в Риме указом Ceната, сoxpaнялся в провинции, и рocписи виллы Мистерий дают ключ к таинствам дионисийских обрядов. Фигуры написаны в полный рост нa характерном красном «помпейском» фоне.


Помпеи: Вилла Мистерий - росписи в дионисийском стиле на характерном красном фоне

Карта Помпеи

Похожие публикации