Туристический портал - Paratourism

Гродненский свято покровский кафедральный собор. Гродно, Покровский собор: фото, адрес, расписание богослужений

Собор являлся частью комплекса монастыря иезуитов, который занимал квартал в центральной части города. В настоящее время из всего комплекса по назначению используется только он, так как вот уже 200 лет в здании монастыря находится тюрьма.

В убранстве собора повсеместно использовались элементы скульптуры и живописи. Уникальность интерьеру придает многофигурная композиция алтаря и опорные столбы, обрамленные декоративными колоннами иконостасов, выполненными из дерева. Фресковая роспись выглядит как многосюжетная композиция, расположенная в арочных нишах и сводах.

Летом 2006 года из-за неисправности в электропроводке в алтаре собора произошёл пожар, во время которого две статуи были полностью уничтожены. Был проведен сбор пожертвований с помощью которого стали возможны активные работы по реконструкции алтаря, поэтому уже летом 2011 года восстановленный алтарь был представлен прихожанам на обозрение.

Свято-Покровский Кафедральный собор

В Белоруссии, в старом и красивом городе Городно находится удивительный памятник религиозной архитектуры XX века - Свято-Покровский кафедральный собор. Он находится в старой части города, а она в 1988 году была объявлена памятником градостроительства и архитектуры и охраняется государством.

На самом деле, Свято-Покровский это не только религиозное сооружение, но и мемориальное. Он был построен в 1904 году в память военных погибших в русско-японской войне. Собор представляет собой памятник архитектуры неорусского стиля, он украшен красивыми куполами и тонкими лепными украшениями. Главный фасад здания венчается колокольней с маковкой, она выполнена в форме восьмигранного шатра и высота её составляет порядка 10 метров.

Сегодня Свято-Покровский кафедральный собор является действующей православной церковью. В храме есть несколько особо почитаемых святынь: икона «Казанской Богоматери», мощи мученика-ребенка Гавриила Заблудовского, а также иконы XIX века.

О Свято-Покровском кафедральном соборе в г.Гродно можно рассказывать долго, много, интересно. Его история давняя, дивная, важная не только для города, но и для Беларуси в целом. Да и не только для Беларуси.
Я могу сказать всем, кто планирует поездку в Гродно, обязательно посетить этот собор, а тем, кто планирует поездку в Беларусь, начать знакомство со страной именно с Гродно.

Историю создания, развития, интересные факты и то, что мы увидели в этом соборе, я уже писала Естественно, услышали много интересной информации от прихожан, которых в выходной день было очень много. Столько людей я в наших церквях видела только на Пасху или Рождество.

Нам рассказали о реставрации и ремонте. Собор выглядит нарядно, свежо, чистота и порядок кругом. Новые иконы, лики, на которых изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти, картины, узоры на стенах. Все это как-то необычно для православных храмов, о чем даже священнослужители сказали. Этот капитальный ремонт был сделан накануне столетия собора. Его считают самым масштабным за всё время существования. Стиль храма неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.

Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно.
Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса.
Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

В соборе есть давняя традиция поминать погибших воинов. В декабре 1993 года в день поминовения было совершено освещение и открытие мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.

В Гродно мы были вдвоем с мужем. Поездка оставила глубокий след в душе у каждого. Если мы когда-нибудь поедем в Гродно еще раз, то обязательно снова в первую очередь придем в Свято-Покровский Кафедральный собор и обязательно встретимся с иереем Александром Казакевичем, который с огромной любовью рассказал о соборе, его историю и перевернул своими беседами наш внутренний мир.

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.

В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма

Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (сг.с.)1907года.

Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более тот о, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы

Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе. (1941-1944).

С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось.

После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным.

В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.

Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.

По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.

Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

Еще материалы по истории собора.

В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала.

Главной и наиболее гуманной задачей храма-памятника является моление о погибших воинах. На братских могилах павших, на полях сражений строились монастыри и храмы, выполнявшие роль надгробных памятников. Помимо общецерковных дней поминовения погибших (Димитровская суббота, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и др.), здесь в годовщину битвы поминались воины, павшие в сражении. Их имена вписывались в синодик для вечного Поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и захоронения особо отличившихся героев.

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.

В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках, висящих и сейчас внутри на стенах храма

Строительство Гродненского Свято-Покровского кафедрального собора


Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Архитектура

В плане храм, возведённый в ретроспективно-русском стиле, представлял собой протяжённую трёхнефную базилику с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вертикальный акцент характерен для северо-западного главного фасада собора, который отличается 10-метровой восьмигранной шатровой звонницей с маковкой на барабане и фланкирующими звонницу, создающими симметричную композицию фасада небольшими шатрами с маковками, а также полуциркульными окнами с кокошниками.

Шатры с маковками также завершают ризницу. Алтарную часть же отличает возведённый над нею невысокий четверик с пятикупольем. Эти купола (один большой размещён по центру, а четыре меньшего размера — по углам вальмовой крыши) поставлены на восьмигранные барабаны, ненастоящие окна (бленды) которых завершают кокошники. Для трёх входов фронтального фасада было найдено решение в виде двухколонных рундуков с трёхугольными резными навесами (окантовкой) и высоких крылец. Прямоугольные оконные проёмы, расчленяющие на обоих уровнях протяжённые боковые фасады, отличаются богатыми «теремными» наличниками, простенки же — раскреповкой широкими лопатками с ширинками.

Декоративное убранство собора, как то кокошники, ширинки, витые колонки, крупные сандрики, килевидные бровки арочных оконных проёмов, было во многом взято из древнерусского церковного зодчества. В декоре собора, наряду с дыньками, использована полихромия: на фоне кирпичных коричнево-красных стен собора ярко выделяется белоковровое декоративное покрытие фасадов; для крыш и шатров использован зелёный цвет, а для куполов — охристая окраска.

Трёхнефное деление внутреннего двухсветового пространства собора обеспечивают 12 мощных колонн и перекинутые через них аркады. Перекрытием служит плоский потолок с тремя плафонами, которые украшает орнамент в виде древнерусской текстовой вязи, покрытием пола — кафель с орнаментальным рисунком (в притворе — мозаика). Внутреннее пространство, стены которого покрыты росписями, опоясывает по периметру под окнами мощный профилированный карниз с сухариками. Перекрытием притворам служат высокие крестовые своды.

Выделяющие апсиду главные и боковые иконостасы являются деревянными и резными, имея коричневую тонировку и покрытие позолотой. Форма их силуэта обусловлена трёхлопастными килевидными фронтонами и луковичными главами. Галерея хоров, выступающая над входом, является консольной. Также выделяется резной деревянный алтарь с росписью. Между основным объёмом и притвором находятся массивные резные двери.


Саша Митрахович 03.11.2015 00:48


Храм во время революции

Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более тот о, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы

Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе. (1941-1944).

С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось.


Саша Митрахович 03.11.2015 12:06


После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным.

В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.

Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.

По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.

Чудотворная икона «Казанской Божьей Матери»

Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

В конце XIX– начале XX столетий началось активное строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. По окончанию русско-японской войны, в 1905 году в память воинов Гродненского гарнизона было принято решение возвести гродненский Свято-Покровский кафедральный собор. Имена погибших героев были написаны на мемориальных досках, которые разместили на стенах церкви.

План здания был создан в инженерном управлении Виленского военного округа архитектором М. Прозоровым. В возведении сооружения принимали участие и гражданские, и военные специалисты под руководством И.Е. Савельева. Освящение храма произошло осенью 1907 года.

После активных военных действий и революций, захлестнувших страну в последующее десятилетие, приход разрушенного Софийского собора в 1921 году был перенесен в здание гарнизонной церкви. Таким образом храм получил статус православного кафедрального собора.

Пережив период немецкой оккупации, все тяготы Второй Мировой, Свято-покровский собор мужественно встретил религиозные гонения советской власти. Строго контролировалось количество служб, проводимых еженедельно в церкви, под запрет попали благовест – колокольный звон, крестные ходы и Божественные литургии, но верующим все же удалось защитить свой приход от закрытия.

После оглашения независимости республики следует новый этап в жизни храма. Была восстановлена Гродненская епархия, действие которой прекратилось в послевоенное время, и Покровский собор вернул звание кафедрального.

Зимой 1993 года на стенах здания появилась еще одна мемориальная доска – в честь воинов, отдавших свои жизни в Афганистане.

Спустя десять лет в церкви были проведены грандиозные ремонтные работы по реконструкции. По окончанию их в главном нефе Свято-Покровского кафедрального собора появилось несколько новых икон, на которых написаны образы новомученников и исповедников, претерпевших тяжкие испытания в период борьбы советских властей с верующими.

И по сей день двери храма открыты для прихожан. Здесь находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», частица мощей мученика Гавриила Белостокского, копия креста благоверной Евфросиньи Полоцкой с частичками мощей белорусских святых, а также образ Святого Николая Чудотворца с частицей мощей.

Как добраться до Покровского кафедрального собора

Вы можете добраться до Покровского кафедрального собора самостоятельно:

общественным транспортом:

  • Из Минска на поезде, рейсовом автобусе или маршрутном такси «Минск-Гродно».

личным автомобилем:

  • Из Минска (287 км.): от МКАД 86 км. в направлении города Воложин, поворот на Лиду (91 км.), поворот на Щучин (53 км.), затем поворот на Скидель (33 км.) и поворот на Гродно (24 км. до города).

График работы: с 7.00 до 19.00.

Похожие публикации