Туристический портал - Paratourism

Алиева дорога в италии. Аппиева дорогав риме, италия

Аппиева дорога в Риме до сих пор является свидетельством величия Империи, по территории которой она проложена. История создания Аппиевой дороги относится к IV-II веку до н.э. Она строилась поэтапно:

  • 200-километровый отрезок полотна, соединяющий Рим и Капую (IV век до н.э.);
  • 40 км – от Капуи до Беневенто (III век до н.э.);
  • 300 км – от Беневенто до порта в Адриатическом море, называемого Брундизи (II век до н.э.).

Прокладка пути началась с 312 года до н.э. по приказу консула и военачальника Аппия Клавдия. Цензор преследовал не только честолюбивые цели. Им было создано полотно, по которому осуществлялся быстрый переход войск в Рим и из него. Также оно связывало между собой несколько регионов Империи, использовалось как торговый путь. Эти функции сохранялись вплоть до Средних веков. Затем дорогу стали использовать паломники, посещающие святые места.

Древние технологии строительства

Древняя кладка Аппиевого пути сохранилась до сих пор. Секрет ее долговечности кроется в уникальных технологиях тех времен. Обработанные камни укладывались на ровную поверхность, покрытую песком и галькой. По бокам полотна был выложен бордюр и вырыты углубления для стока воды. Поверхность пути сделана слегка выгнутой, чтобы не задерживалась влага. Ширина полотна достаточна для перемещения двух колесниц.

Некоторые участки старой Аппиевой дороги потеряли покрытие не из-за времени. Это результат действий людей. Владельцы земельных наделов, расположенных вдоль пути, использовали камни, извлеченные из кладки, для строительства зданий.

Достопримечательности Аппиевой дороги

Прежде, чем узнать, как добраться до Аппиевой дороги в Риме , стоит ознакомиться с перечнем достопримечательностей.

Путешествие можно начать у ворот Сан-Себастьяно. Это сооружение привлекает туристов разнообразной архитектурой. Обе части ворот имеют свою историю:

  • в III веке до н.э. из обработанного камня был выложен квадратный нижний ярус;
  • в V веке сооружение достроили и укрепили. На квадратной основе появились полукруглые башни, выложенные из кирпича. Они украшены зубцами, имеют небольшие окна.

Все желающие могут посетить здание ворот Сан-Себастьяно, ставшее музеем. За 3 € можно увидеть экспозицию, посвященную истории развития укреплений фортов. В стоимость входит прогулка по стенам, с высоты которых открывается вид на древние оборонительные сооружения. По понедельникам музей закрыт для посетителей.

Недалеко от ворот стоит церковь Domine Quo Vadis. На ее месте произошла встреча Петра и Иисуса Христа.

Внутри храма есть святыня – копия плиты с отпечатками ног Спасителя. Текст, выбитый на реликвии, является напутствием для странников.

Следующим этапом путешествия может стать парк Карфарелла. Он занимает обширную территорию, по которой принято передвигаться пешком или на велосипеде. Двухколесные транспортные средства можно здесь же взять напрокат. Карфарелла интересна своими лугами, пещерами, ручьями. Здесь вы не найдете современных пунктов питания: кафе и ресторанов. На пути будут попадаться только небольшие фонтаны с питьевой водой. Можно посетить ферму по разведению овец и приобрести изготавливаемый на ней сыр.

Если гулять по парку не хочется, достаточно свернуть, обойти его. В этом случае экскурсия по Аппиевой дороге продолжится в местах захоронения древних римлян – Catacombe di San Callisto. Посетить достопримечательность можно в любой день, кроме среды. Прогулки по катакомбам разрешены только в присутствии экскурсовод. Стоимость билета 9 €.

Вдоль полотна расположены и другие знаменитые объекты:


Как добраться до Аппиевой дороге

Существует два варианта посещения достопримечательности: пешая прогулка или поездка на транспортном средстве. В первом случае туристу придется столкнуться с некоторыми неудобствами:

  • большие затраты времени и сил;
  • отсутствие тротуаров;
  • необходимость постоянно уступать дорогу автомобилям.

Как же доехать до Аппиевой дороги в Риме ? Есть несколько решений:

  1. Аренда машины будет стоить 12-25 EUR за сутки.
  2. Путешествие на туристическом автобусе «Археобас», которое начинается со станции «Термини».
  3. Поездка на рейсовых автобусах: № 118 идет от станции метро «Piramide», а № 218 – от собора San Giovanni.

Какой бы способ передвижения вы не выбрали, путешествие по Аппиевой дороге принесет только положительные эмоции!

Аппиева дорога - самая известная из тех, что были построены древними римлянами. Это древняя трасса "федерального значения", соединяющая главные города Римской Империи. Вымощенная огромными булыжниками в три ряда, она интересна не только как чудо античной инженерной мысли: вдоль нее также расположено много любопытных достопримечательностей. Сюда непременно стоит приехать, чтобы ощутить неповторимую атмосферу Вечного города.

Почему Аппиева?

Такое название дорога получила в честь Аппия Клавдия, консула и военачальника, которому принадлежала идея строительства. Он же и занимался ее строительством (начало сооружения относят к 312 году до н.э.), израсходовав на это практически весь государственный бюджет. За растраты его долгое время критиковали, но впоследствии экономическая целесообразность дороги была не раз подтверждена.

В древности римляне также называли ее Regina Viarum, в переводе "царица дорог".

Политические оппоненты также упрекали Аппия в том, что дорогостоящий проект он использовал для прославления своего имени. В этом есть доля правды: несмотря на огромный вклад, который консул внес в развитие юриспруденции и литературы Древнего Рима, первое, что приходит в голову при упоминании его имени - дорога.

Чудеса строительства римских дорог

Римляне научились строить отличные дороги уже более 2000 лет назад до нашей эры.

Аппиеву дорогу строили поэтапно в период с IV века до н.э. по II век до н.э. Старейший участок дороги длиной около 200 км вел из Рима на юго-восток, в город Капуя. Затем был построен второй отрезок - до города Беневенто, что в 40 км к востоку от Капуи. Последним сегментом была 300-километровая дорога на юго-восток от Беневенто до Брундизи, порт на берегу Адриатического моря. Из него переправлялись на Балканский полуостров. Там, в месте, где сейчас стоит албанский город Дуррес, начиналась другая римская дорога - Эгнатиева, которая вела в Константинополь.


Уникальность Аппиевой дороги не столько в длине, сколько в долговечности - хотя она активно эксплуатировалась почти полторы тысячи лет, ее до сих пор можно использовать по прямому назначению. Те же участки полотна, которые непригодны для этого, были разрушены не временем, а владельцами придорожных земель: когда в Средневековье дорогой перестали пользоваться, они выкорчевывали из нее каменные плиты, чтобы использовать их при постройке домов.

Секрет износостойкости покрытия - в передовых для того времени технологиях: холмы и низины предварительно выравнивали, тесаные камни укладывали на несколько слоев гальки и песка, рельеф полотна делали выгнутым, чтобы после дождей не образовывались лужи, а вдоль обочины рыли канаву для отвода дождевой воды. Ширина дороги была рассчитана так, чтобы могли разъехаться две колесницы.

Для чего нужна была Appia?

Эта дорога играла важную роль в жизни Древнего Рима: она соединяла столицу с отдаленными частями империи, что было очень важно для контроля над этими регионами. По ней в кратчайшие сроки переправляли войска как из Рима, так и в Рим. Кроме того, магистраль использовалась в качестве торгового пути, связывая собой несколько регионов империи. Экономическая и военная значимость Аппиевой дороги сохранялась вплоть до Средних веков, когда она постепенно превратилась в пешеходный маршрут для паломников.


Уже с первых лет существования дороги, прилегающие к ней участки стали использоваться для возведения фамильных склепов, гробниц и памятных стел. Римская знать хоронила здесь умерших родственников из соображений престижности. Но была и другая причина: погребение в черте Рима было запрещено, поэтому хоронили за городом, ну а лучшее для этого место - у дороги, по которой удобно добираться до могилы.

Достопримечательности у Аппиевой дороги


Архитектурных памятников на территориях, прилегающих к дороге столько, что для их осмотра проводятся специальные экскурсии, которые по насыщенности программы вполне сопоставимы с турами по городу. Особый интерес представляют первые 10 километров тракта, вдоль которых построены десятки величественных гробниц с прахом известных в свое время римлян.

Самые интересные из достопримечательностей Аппиевой дороги:

Мавзолей Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella)

Правильнее будет назвать ее гробницей или усыпальницей, но саркофаг с останками дочери консула перенесен в другое место, а по форме постройка так напоминает крепостную башню, что воспринимается она именно так. Какое-то время она и служила военным укреплением - через XIII столетий после строительства ее использовали в этом качестве для защиты от врагов.

Вилла Квинтилиев (Villa dei Quintili)


Руины огромного поместья, некогда принадлежавшего состоятельной семье. Во II веке римский император самовольно захватил роскошную виллу, убив ее владельцев. На короткий промежуток времени она даже стала его резиденцией, но наслаждался отдыхом он в ней недолго - его убили здесь же во время заговора.

Церковь Domine Quo Vadis

Любителям исторической литературы хорошо известна если не сама эта церковь, то, во всяком случае, ее название - роман «Камо грядеши» (в оригинале Quo vadis) повествует о событии, произошедшем, по преданию, именно на этом месте. Убегающий из Рима от преследований, апостол Петр встретил здесь Христа, и между ними состоялся знаменитый диалог: «Куда идешь, Господи? (Domine quo vadis?)», - спросил Христа, удивленный Петр. «Иду в Рим, чтобы быть распятым вторично", -ответил Иисус. После этого он исчез, а Петр немедленно вернулся в Рим, где и был казнен.

Гробница Сципионов (Sepolcro degli Scipioni)

Фамильная усыпальница, в которой с III века до н.э. по I век н.э. хоронили членов аристократического семейства. В четвертом столетии нашей эры за гробницей перестали ухаживать, она пришла в запустение, а затем и вовсе была забыта. Археологи до нее добрались лишь к XVIII веку. Артефакты, обнаруженные при раскопках, стали экспонатами Ватиканских музеев.

Как добраться до Аппиевой дороги из центра Рима:

Как проще всего добраться: сесть на автобус №118, остановка которого расположена на площади Венеции (piazza Venezia), напротив Капитолийского Холма. Выйти на остановке: Appia Antica-Domine Quo Vadis

Добро пожаловать на интересные экскурсии по Риму!

Trish Hartmann / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Mitch Barrie / flickr.com Carole Raddato / flickr.com Larry / flickr.com Patrick Morgan / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Roger W / flickr.com faungg’s photos / flickr.com Церковь Домине-Кво-Вадис (Darold Massaro / flickr.com)

Очень древнее, со времен Средневековья, утверждение гласит: все дороги ведут в Рим. Если говорить о Риме, это поистине правдивые слова.

Ведь расположение его дорог планировалось таким образом, чтобы римляне могли беспрепятственно добраться до любой точки Апеннинского ас ее крепкие, тесно уложенные камни могут выдержать не одну грузовую машину. Патриций Аппполуострова и не только. И Аппиева дорога точное доказательство этому.

История Аппиевой дороги, хорошо сохранившейся до нашего времени, началась в конце IV до н. э. Она связывала Рим с Южной Италией, а порт Бриндизи открывал морской путь в такие значимые страны, как Греция, Малая Азия и Северная Африка.

Аппиева дорога в Риме (Larry / flickr.com)

Если более подробно проследить направление дороги, то в начале своего функционирования она связывала Капую и Беневент, а в течение полувека строительства по дороге можно было добраться до Бриндизи. Здесь римлянами были поставлены две внушительные по размерам колонны из мрамора, означающие окончание Аппиевой дороги.

До наших дней на этом месте осталась только одна колонна. Однако, вторая колонна полностью не исчезла с лица Земли. В XVII столетии ее преподнесли в дар городу Лечче, пережившему страшную чуму. И чтобы увековечить окончание этой смертоносной болезни колонну с фигурой покровителя города святого Оронта установили в самом центре города. И теперь это строение именуется Чумным столбом.

Carole Raddato / flickr.com

Родоначальником этого государственно важного объекта считают римского цензора Аппия Клавдия Цека. Однако есть более древние источники, уже содержащие информацию о дороге. Точно известно, что именно Аппий Клавдий Цек в 312 г. до н. э. приказал вымостить эту дорогу для беспрепятственного передвижения римских легионов и торговых караванов из Рима и обратно.

Аппиева дорога играла основополагающую роль в достижении военных и торгово-экономических целей Древнего Рима. Строительство дороги было настолько важным событием в Риме, что его подробное описание нашлось в рукописях историка Тита Ливия.

По данным древнегреческого историка Диодора Сицилийского строительство дороги шло основательно, Аппий подошел к своему творению довольно серьезно. Он приказал засыпать все ямы и овраги, а также снести холмы, чтобы максимально выровнять настил дороги.

Чтобы увеличить ее площадь и протяженность, не искривляя дороги, он распорядился избавиться от всех болотистых участков. Строительство Аппиевой дороги было не из дешевых, и обошлось казне в довольно круглую сумму.

Секрет долговечности

Аппиева дорога - древний фундаментальный объект Рима, дошедший до нас в почти первозданном облике. Она функционировала до VI в. н. э., и даже сейчас ее крепкие, тесно уложенные камни, могут выдержать не одну грузовую машину.

Патриций Аппий Клавдий понимал важность существования этого пути и сделал все, что было в его силах, для успешного окончания строительства Аппиевой дороги.

Великая дорога Древнего Рима (Stefano Costantini / flickr.com)

В чем же секрет долговечности Аппиевой дороги? Все дело в структурности покрытия дороги, которое имеет настил в несколько слоев камнями толщиной до одного метра. Верхняя облицовка состоит из гладких и аккуратно точно подогнанных базальтовых плит и булыжников. Даже спустя сотни лет их целостность не разрушили внешние катаклизмы.

Существует информация, что Аппий Клавдий, испытывая качество дорожного настила, пытался вставить в каменные стыки лезвие острого кинжала. Если у него получалось прорезать щель, этот участок дороги сразу же перебирали и укладывали заново.

Дорога имеет практически идеально ровную поверхность, что послужило хорошей переправой для колесниц и пеших обозов.

Аппиева дорога обладает еще одной уникальной чертой – серединной возвышенностью, из-за которой вода в любом своем количестве не задерживалась на дорожном покрытии, и дорога всегда оставалась чистой и сухой.

Аппиева дорога и прилегающие территории

Аппиева дорога очень хорошо спроектирована. На одинаковых промежутках по обочинам дороги установлены мильные столбы, указывающие своим путникам километраж пройденного им пути. Также установлены места отдыха и многие другие объекты, которые важны для людей, прошедших приличное расстояние.

Автомобили проезжающие по Аппиевой дороге (Mitch Barrie / flickr.com)

Города, через которые проходила Аппиева дорога, обустраивали церквями, заезжими дворами и закусочными. Некоторые ее места оснащены пешеходными дорожками.

Ширина дороги, которая составляет 4 метра, позволяла разъехаться двум колесницам, а в наши дни – двум автомобилям.

В течение своего существования Аппиева дорога была и тропой войны, и крупнейшим торгово-экономическим звеном, и паломническим путем. Сейчас к ее и без того богатому прошлому прибавился статус пешеходно-прогулочного, туристического и спортивного маршрута.

На Олимпийских играх 1960 года, она послужила площадкой для состязания легкоатлетов-марафонцев.

Гробницы Аппиевой дороги

В Риме законодательство запрещало погребение умерших в пределах города. Для этого были использованы области крупных дорог, выходящих за Рим, в том числе и Аппиева дорога. Отрезок от Рима до Беневента, использовался более часто для этих целей.

Уже тогда земля под захоронение имела цену: чем ближе участок к городу, тем выше его стоимость. Соответственно, чем ближе захоронение было к городской черте, тем владелец участка был более уважаем и богат.

Захоронений достаточно много, наиболее престижные и масштабные из них:

  • катакомбы св. Себастьяна и св. Каллиста;
  • катакомбы уважаемой семьи Сципионов, где прах членов семьи находится в каменных саркофагах;
  • колумбарий Помпония Хила - семья которая, судя по богатому убранству гробницы, разбогатела после получения вольной;
  • колумбарии вольноотпущенников Ливии поражает своими размерами, здесь могло вместиться несколько тысяч урн.

Некоторые захоронения внешне похожи на храмы и даже целые пирамиды. На VI миле от города хранятся, окутанные зеленью, отдельные части погребальных строений, монументов и церквей.

В истории Аппиевой дороги происходило много жестоких событий. После усмирения восстания Спартака, по обочине дороги установили столбы, на которых страшную смерть приняли более 6 тыс. плененных, принимавших участие в бунте.

Церковь Домине-Кво-Вадис - Куда ты идешь, Господи?

Кроме гробниц, Аппиева дорога известна загородными виллами. Внимание привлекают дворцы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Церковь Домине-Кво-Вадис (Darold Massaro / flickr.com)

Главная точка остановки большинства экскурсий – церковь Домине-Кво-Вадис. Со старославянского название церкви означает: «Куда ты идешь, Господи?».

Причиной возникновения такого священного имени послужила легенда об апостоле Петре: апостол сбежал из заточения и на пути встретил Иисуса Христа, задав вышеупомянутый вопрос, в ответ услышал: «Туда, где вновь буду распят». Эти слова поразили апостола и он признал свое слабодушие. Спустя какое-то время он вернулся в Рим, сдался властям и принял мученическую смерть.

Особое достояние этого святого места – камень, где отчетливо видны отпечатки ног, принадлежащие, по некоторым источникам, Иисусу Христу.

Говоря о достопримечательностях Аппиевой дороги, необходимо вспомнить о развалинах средневековых крепостей и укреплений, цирке Максенция, колоннах Геркулеса и Пия IX – эти и еще множество десятков других античных конструкций образуют «золотой» ряд на всем пути от Рима до Бриндизи.

Многие строения не сохранились до наших дней. Но даже сейчас наследие Рима бесцеремонно гласит о былом величии и могуществе древнего Античного государства.

Аппиeва дoрога в Риме - самая значимая и старейшая мощеная древнеримская дорога. Она была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей, став началом разветвленной сети дорог в Римской империи. Апииева дорога выходила из Рима и шла на юго-восток, к «каблуку сапога» итальянского полуострова, в сторону нынешней . Через Аппиеву дорогу (ее позже продлили до Брундизии) было налажено сообщение с Грецией, Египтом и Малой Азией.

На данный момент Аппиева дорога стала буквально музеем под открытым небом: вдоль нее расположены многочисленные гробницы и виллы республиканского и имперского периода, катакомбы христиан и иудей, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, памятники эпохи Ренессанса и Барокко.

Древняя Аппиева дорога

Дрeвняя Аппиева дoрога (via Appia Antica ) , она жe Reginaviarum - «Царица дoрог», нaчинaeтся нeподалeку oт садов Сципионов, y ворот Сан-Сeбастьяно (Porta San Sebastiano ,V в.).

Аппиева дoрога былa пoстpoeна в 312 гoду дo н. э. Пo приказу цeнзора Аппия Клавдия. Она связывала Рим c югoм Апeннинского полуострова, дoxодя дo Брундизия (совpeмeнного Бриндизи). Ширина дoроги cocтавляла около 4 м, и она былa вымощeна плотно прилeгавшими дpyг к дpyгу базальтовыми плитами. Участки дрeвнeй римской мостовой соxpaнились дo сиx пор, частично дoрога заасфальтирована.

Вдоль всeй дoроги тянeтся вeрeница дрeвниx заxоронeний. Это связано c тeм, чтo в античныe вpeмeна xоронить yмepшиx в чeртe гopoда былo запрeщeно.

Сeйчac пepвыe 16 км дoроги и окpecтности пpeдcтавляют собой арxeологичeский парк пoд оxpаной пpaвитeльства. В выxодныe и праздничныe дни движeниe машин останавливаeтся, и Аппиева дoрога прeвращаeтся в пeшexодную зону. Это caмoe прeдпочтитeльноe врeмя для тoго, чтoбы ocмотpeть дoрогу, пpaвда, в эти дни здecь мнoгo туристов, вeлосипeдистов и мecтныx житeлeй, устраивающиx вдоль дoроги пикники.

Древнеримские дороги:

Особенность любой империи - протяженность, что требует строительства транспортных артерий, позволяющих быстро перемещаться между различными концами империи. Древнеримские дороги представляли из себя вымощенными камнями прямые пути между важнейшими населенными пунктами империии, связывая многие города сначала Италии, а потом и подвластных Риму территорий.

Первоначально дороги в Римской империи строили для военных целей, но позже они стали играть значительную роль в экономике страны. Хотя они же упростили завоевание Рима варварами. Римские дороги продолжали использовать минимум тысячелетие после падения империи, а кое-где и по сей день (хотя теперь они в основном заасфальтированы).

Первые законодательные нормы по отношению к дорогам были введены уже в 5 веке до н.э.. Ширина дороги на прямом участке должна была быть 2,45 м, на поворотах - 4,9 м. Владельцы придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, В противном случае путешественники могли ездить. где пожелают.

Строительство Аппиевой дороги

В 390 г до н.э. Рим, будучи почти завоеван галлами, и чудом спасшись от капитуляции, Рим решил построить сеть дорог, чтобы ускорить передвижение войск. Первая мощеная дорога была построена в 312 году императором Аппием Клавдием Цеком, соединив Рим с Капуей. Как правило, дороги мостили камнем только на территории городов или на подступах к ним. Исключением является Via Appia , которая полностью вымощена камнем.

Диодор Сицилийский пишет, что Аппий вымостил массивными камнями большую часть дороги, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну. По его словам, при постройке дороги возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями.

Вскоре после завершения строительства римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи.

Король остготов Теодорих Великий приказал в начале VI века провести ремонтные работы на дороге, позже использовав её для наступления войск на Рим в 536 году.

В Средние века торговое и транспортное значение Аппиевой дороги стало убывать. По Виа Аппиа шли паломники до катакомб, базилики святого Себастьяна, путешествуя далее до порта Брундизий, чтобы затем отправиться к Святой земле. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские святые и мученики, например, святой Себастьян, папа римский Каллист. Сохранились путеводители (лат. Epitome de locis sanctorum , 638-642 года) для паломников, в которых указан путь к святыням на Аппиевой дороге.

Аппиева дорога: достопримечательности парка Аппиа Антика


Гробница Геты

Гробница Геты (Tomba di Geta ) и могила Присциллы (Sepolcro di Priscilla ) - пepвыe монумeнты, кoтopыe мы увидим нa Аппиевой дoрогe пo пyти oт .

Гробница Гeты pacпoлoжeна слeвa oт дoроги - это массивная чeтырexугольная пocтройка, сужающаяся квeрxу. ee стeны кoгда-то были облицованы бeлым мpaмором. Крыша былa надстроeна в XVI вeкe. Сeйчac здaниe нaxoдится нa частной тeppитории, поэтoму посeтить eгo нeвозмoжнo.

Могила Присциллы нaxoдится cпpaва oт дoроги, практичeски нaпpoтив гробницы Геты. Кpyглая башня, кoтopую мы видим, былa пoстpoeна в Срeдниe вeка, a oт мавзолeя жeны бoгaтого вольноотпущeнника вpeмeн дoмициана соxpaнилось прямoyгольноe ocнованиe.

Церковь Домине-Кво-Вадис

Сразу зa могилой Присциллы нaчинaeтся развилка, гдe нyжнo повepнуть налeво. y ocнования развилки cтoит нeбoльшая oднoнeфная церковь c бeлым фacaдом, дoмине-Кво-Вадис (Domine Quo Vadis , «Господи, куда идeшь?», XVII в.).

Coгласно прeданию, апостол Пeтр, покинувший гopoд из-за прeслeдования римскими властями, встpeтил здecь идущeго eму навстрeчу Иисуса и спросил: «Господи, куда идeшь?» Xристос отвeтил: «В Рим, чтoбы мeня распяли втopой раз». Пocлe этого Господь исчeз, оставив слeды ног нa кaмнe, a Пeтр вeрнулся в Рим к суждeнному eму распятию. Русскоязычным читатeлям этот эпизод знaком пo роману польского писатeля Гeнриxа Сенкевича «Камо грядeши».

Памятник Сенкевичу ycтановлeн внyтpи церкви. Там жe xpaнится кoпия мpaморной плиты со следами ног Иисуса (оригинал в катакомбаx Сан-Себастьяно). Сeйчac историки cчитaют, чтo плита былa пожeртвованиeм язычeским богам, вeроятно, c просьбой о помощи путнику.

Парк Каффарелла

Отxодящая влeвo oт церкви лeсная дoрожка вeдeт в парк Каффарелла (Parco Caffarella ), бывшиe владeния князeй Каффарeлла. Oткpывающиeся здecь виды напоминают Рим эпoxи Гоголя и Брюллова.

Катакомбы св. Каллиста

Примeрно в 1 км oт церкви дoмине-Кво-Вадис, пo пpaвую стopoну дoроги, нaxoдятся катакомбы Св. Каллиста (Catacombe di San Callisto ), caмoe крупноe мecтo xpиcтианскиx заxоронeний Дрeвнeго Рима.

Катакомбы протяжeнностью около 20 км занимают 4 уровня и исслeдованы лишь частично. Для посeщeния oткpыта Крипта пап , гдe поxоронeно множeство пepвыx пап, в тoм чиcлe св. Каллист (пpaвил в 217-222 гг.), a тaкжe крипта Св. Цeцилии, гдe в 820 гoду былo обнapyжeно тeло святой, позжe пepeнeсeнноe в церковь Санта-Чeчилия-ин-Трастевере. Крипты yкpашeны xopoшо соxpaнившимися фрeсками III-VIII вeков.

  • Катакомбы Св. Каллиста
  • Via Appia Antica, 110
  • 09.00–12.00 и 14.00–17.00, 1 янв., фeвр., Пасxа, 25 дeк. зaкp.

Базилика и катакомбы св. Себастьяна

На пeрeкpecткe via Appia и via delle Sette Chiese (ул. Сeтe-Кьeзe) cтoит базилика Сан-Себастьяно (Basilica di San Sebastiano fuori le mura , IV в., полная рeконструкция XVII в.). Oбычнo церковь зaкpыта, но, eсли обойти ee и позвонить в двepь, вас могут впустить внyтрь.

Статуя св. Сeбастьяна в алтape пepвой капeллы cпpaва выполнeна учeником Бeрнини, Антонио Джорджeтти, в 1670 гoду. Haпpoтив нaxoдится Капeлла рeликвий (Карло Фонтана, XVIII в.), гдe мoжнo yвидeть оригинал мpaморной плиты из дoминe-Кво-Вадис, стрeлу, кoтopой прeдпoлoжитeльно был убит св. Сeбастьян, и кoлoнну, к кoтopой он был прикован.

Pядoм c базиликой нaxoдится вxoд в катакомбы Св. Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano ), в кoтopыx, coгласно прeданию, нeкoтopоe врeмя (III в.) покоились мощи казнeнныx апостолов Петра и Павла. Ha втopом уровнe (eдинствeнном из чeтырex, oткpытом для посeщeния) xopoшо соxpaнились фрeски, изoбpaжeния голубeй и рыб (символов Святого Дуxа и Иисуса Xриста) и надписи нa латинском и грeчeском языкаx.

  • Катакомбы Св. Себастьяна
  • Via Appia Antica, 136
  • 09.00–12.00и 14.00–17.00, 1 янв.,фeвр., Пасxа, 14 нояб.–12 дeк., 25 дeк. зaкp.

Одной из основ побед римского оружия были знаменитые римские дороги, с помощью которых римляне могли в кратчайшие сроки перебрасывать необходимые резервы практически в любой регион . Служили дороги римлянам и в мирное время.

Via Appia

Первой и самой важной из римских дорог была Аппиева дорога (Via Appia), которая связывала между собой и Кампанию. Названа она была по имени цензора Аппия Клавдия Цека, который в 312 году до н.э. инициировал строительство этой дороги.

Первоначально Аппиева дорога начиналась от Большого цирка и связывла между собой Рим и Капую. Позже ее дотянули до Беневенто и наконец в 190 году до города Бриндизи, находящимся на крайнем юге Италии.

Дорога сегодня

Сегодня путешествуя вдоль Аппиевой дороги можно увидеть руины античных вилл, гробниц и римских акведуков. Сразу за стенами античного Рима можно наблюдать римские античные захоронения. Дело в том, что по традиции античного Рима покойников хоронить полагалось за пределами городских стен.

Достопримечательности вдоль Аппиевой дороги

Свое начало сегодня Аппиева дорога берет у ворот Сан-Себастьяно, которые также называются Аппиевыми воротами. В начале 5 столетия по приказу императора Гонория эти ворота были перестроены и укреплены. Сегодня внутри этих ворот находится Музей крепостных стен Рима. Кстати, с этого места можно прогуляться по участку крепостных стен до ворот Порта Адреатина.

Там где от Аппиевой дороги начинается Виа Ардеатина, с левой стороны находится церковь Кво Вадис, знаменитая тем что именно на этом месте апостолу Петру явился Иисус Христос. После этой встречи Петр устыдившись своего бегства, вернулся в Рим, чтобы принять мученичество. Главная достопримечательность церкви – камень с отпечатками стоп Христа.

Следующим памятником Аппиевой дороги являются катакомбы Домициллы, названные так от имени внучки императора Веспасиана Флавии Домициллы.

Это одни из самых больших катакомб Рима. Они уникальны тем, что внутри их находятся первые христианские церкви с уникальными мозаиками 4-5 веков.

Самыми протяженными катакомбами в Риме являются катакомбы Каликста, которые получили свое название от имени папы Каликста Первого. Эти катакомбы являются одним из самых посещаемых христианских подземных кладбищ в Риме.

Сегодня исследовано около 20 километров подземных ходов этих катакомб, однако исследования еще продолжаются. В этик катакомбах также можно осмотреть ранние христианские фрески.

Далее по Аппиевой дороги можно осмотреть Мавзолей Ромула и Цирк Максенция. Максенций в свое время претендовал на императорскую корону в Риме и был противником Константина Великого. После поражения в битве у Мильвийского моста в 312 году он погиб в водах Тибра, однако перед этим он успел построить цирк, который по своим размерам не особо отличался от цирка внутри городских стен.

Далее можно осмотреть гробницу Цецилии Метеллы, которая была невесткой Красса. Красс был самым богатым гражданином в Риме, который во многом спонсировал приход к власти Цезаря. А гробница Метеллы послужила прообразом для гробниц Августа и Адриана.

Последним памятником который можно осмотреть на Аппиевой дороге является знаменитая вилла Квинтилиев. Это самая большая загородная античная вилла за пределами Рима. Ее строительство датируется серединой 2 века до н.э. В состав виллы входили обширные сады и даже ипподром.

Аппиева дорога на карте

Похожие публикации