Туристический портал - Paratourism

Христорождественский кафедральный. Христо-рождественский кафедральный собор липецка

(ранее, Успенский собор) - православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором - один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области.
православный собор
Христорождественский собор Рязанского Кремля
Успенский собор

вид на здание со стороны портала
54°38′11″ с. ш. 39°44′54″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Рязань , Кремль, Трубежная набережная
Конфессия православие
Епархия Рязанская епархия
Благочиние Центральное
Тип здания собор
Архитектурный стиль барокко, классицизм
Автор проекта неизвестен
Основатель Олег Рязанский
Реликвии и святыни мощи Святого Василия Рязанского, мощи рязанских князей и княгинь
Статус Объект культурного наследия № 6210014015 № 6210014015
Состояние капитально отреставрирован
Сайт ryazankreml.ru/visitors/…
Медиафайлы на Викискладе

Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесение архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительства нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.

История

После уничтожения Рязани вместе с каменными храмами, великокняжеский двор был перенесён в Переяславль, а затем в небольшой город Борисов-Глебов неподалёку переехал и архиерейский двор. На тот момент все здания Переяславля были деревянными, поэтому великий князь Олег Рязанский начинает строительство первого каменного кафедрального собора. После обретения статуса кафедрального собора, каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену. (1904, 1914).

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу.

В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено лично Патриархом Алексием II .

Реликвии

В 2002 году в храм были перенесены мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей. Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Расположенный на историческом Кремлевском холме Христорождественский кафедральный собор — одно из древнейших в городе каменных сооружений, а возможно и самое древнее. Является памятником древнерусской архитектуры начала XV века и объектом культурного наследия.

Сегодня это главный храм Рязанской епархии. К его приходу относятся:

  • Архангельский собор Рязанского кремля,
  • Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Богослужения в Христорождественском соборе Рязани

Службы в храме проходят ежедневно. Однако в период со Дня Святой Троицы до праздника Воздвижения Креста Господня все богослужения совершаются в Успенском соборе (летний храм).

Перед визитом стоит уточнить расписание богослужений на официальном сайте Рязанской епархии .

Архитектура

В результате многочисленных перестроек современный архитектурный облик собора собрал в себе элементы барокко и классицизма. При этом он имеет широко распространенную среди православных храмов форму — так называемый корабль (это когда все части храмы выстроены в одну линию). Такая форма считается старейшей в храмовой архитектуре и символизирует идею, что церковь, словно корабль, спасает верующих от губительных волн мирской жизни и ведет их к Царствию Божию.

Храм имеет три яруса, уменьшающиеся по диаметру снизу вверх. Верхний ярус занимает восьмигранная ротонда с парой окон на каждой грани. Ротонду венчает купол и главка с крестом. Над порталом красуется необычной формы фронтон, по бокам от него — колонны с коринфским ордером. Кладка цоколя белокаменная, что характерно для храмов XV века.

Среди богатого убранство храма стоит отметить удивительный резной иконостас.

При входе в кремль Архангельский собор практически не виден: обзор закрывает колокольня XIX века и величественное здание Успенского собора.

История собора

Точная дата основания храма до сих пор неизвестна, но заложен он был по воле князя Олега еще в XIV веке. Изначально храм освящен как Успенский, в честь самого почитаемого на Руси праздника Успения Божьей Матери. Только в конце XVII века, после возведения и церемонии освящения нового Успенского собора, он стал Христорождественским.

Собор выполнял функцию не только общегородского храма, но и усыпальницы для рязанских князей и их жен. Однако в XVIII веке, после того как в соборе обвалился свод, гробницы были уничтожены.

Хронология реконструкции

За прошедшие века собор многократно реконструировался и перестраивался в разных традициях: большинство архиереев пытались внести свою лепту в его внешний вид, улучшить облик главного храма Рязанской земли. Современная архитектура Христорождественского храма в Рязанском кремле сложилась лишь к началу XIX века, при активном участии известного архитектора Л. И. Стефенгагена, придавшего зданию черты позднего классицизма.

В 1826 году оригинальные каменные пять глав заменили более легким деревянным, с завершением в виде ротонды. У входов поставили колонны, с запада соорудили портик, окна сделали больше. Однако новый облик не сохранился надолго. Уже в 1873 году купол поменяли на новый — восьмигранный в псевдовизантийском стиле, а западный портик расширили. Через какое-то время на первом ярусе добавили окна. В том же году своды собора расписал выдающийся рязанский иконописец Николай Шумов. Позднее им же был восстановлен иконостас. При Шумове Христорождественский собор в Рязани, наконец-то, обрел свой нынешний образ.

Последний капитальный ремонт проводился в начале ХХ века. Тогда в соборе сделали новый пол из метлахской плитки.

Христорождественский храм в Рязани на панорамах Яндекса (вид со стороны апсиды)

XX век — наши дни

В 1930 году советские власти закрыли собор для прихожан, здание стало светским: в его помещениях расположился городской архив. Даже с распадом СССР храм долгое время не отдавали церкви, и он продолжал находиться в ведомстве Рязанского краеведческого музея.

Под управление православной церкви здание перешло только в 2002 году, тогда же его освятил Святейший Патриарх Алексий II. С тех пор, во вновь освященном соборе, возобновились службы, открылась библиотека, начали работать воскресная и певческая школы.

В настоящее время Христорождественский собор имеет статус кафедрального. Вместе с Успенским собором он остается одним из двух основных храмов Рязанской епархии.

Реликвии

Главная святыня храма — мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Рака с его мощами лежит в левом клиросе.

Внутри собора также покоятся мощи рязанских святителей XIX века — Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова), частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, 84 преподобных отцов Киево-Печерских, многочисленных рязанских и других святых.

Вход в Христорождественский храм в Рязани на панорамах Google Maps

Как добраться до Христорождественского храма Рязани

Самостоятельно добраться до храма можно пешком со стороны Соборной площади. Вход на кремлевскую территорию — бесплатный. Подробно об экскурсиях с охватом храмов, платных выставках в кремлевских музеях — на сайте музея-заповедника .

Ближайшая остановка общественного транспорта — «Рязанский Кремль» — находится в 5 минутах ходьбы от храма. До неё ходит единственная маршрутка — № 41 м2. Также в шаговой доступности (~ 15 минут пешком) остановка «Площадь Свободы», через которую проходит на порядок больше транспорта:

  • автобусы № 18, 23, 25, 107, 108, 110, 111Б, 111, 112, 120, 128, 135, 137, 149, 205,
  • маршрутки № 41 м2, 62 м2, 65 м2, 66 м2, 75 м2, 99 м2,
  • троллейбусы № 3, 10.

Чтобы доехать до собора от ж/д вокзала потребуется сначала дойти до Первомайского проспекта, после чего на ближайшей остановке сесть на маршрутное такси № 41 м2. От автовокзала можно доехать на той же маршрутке.

Для вызова такси удобно пользоваться специальными мобильными приложениями, например: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Карта-схема пешего маршрута от ост. «Площадь Свободы» до Христорождественского собора

Видео о Христорождественском соборе в Рязани

O L

Собор Рождества Христова - кафедральный храм Латвийской православной церкви . Расположен в Риге , на Эспланаде (бульвар Бривибас , 23).

История [ | ]

Строительство храма [ | ]

Ещё в конце XVIII века встал вопрос о необходимости строительства нового православного храма, однако после длительных обсуждений проект так и не был реализован. К дискуссиям на эту тему возвращались в 1836 году, когда в рижской православной церкви Петра и Павла было объявлено об открытии в Риге викарной кафедры Псковской епархии , а также в 1850 году, когда образовалась самостоятельная Рижская епархия и эта же церковь была объявлена кафедральной.

В самом начале 1870-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики , направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи А. М. Горчакову , в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. В то же время известно, что 1 сентября 1873 года над губернской столицей произошла сильнейшая за последнее время буря, и в церковь Петра и Павла ударила молния, серьёзно повредив колокольню храма, выбив стёкла в верхних окнах и повредив позолоту - вероятно, это обстоятельство также способствовало скорейшему решению вопроса о строительстве нового храма. Наконец, 17 апреля 1874 года российский император Александр II выделил Рижской епархии 900 000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным православным храмом на территории Лифляндской губернии .

Три проекта будущего собора были отправлены на рассмотрение в Москву . Один - проект молодого и многообещающего зодчего Яниса-Фридриха Бауманиса , первого архитектора-латыша с высшим архитектурным образованием. Второй проект принадлежал работавшему в Риге с 1853 года академику Санкт-Петербургской АХ Генриху Шелю , автору многих известных зданий в городе. Но в итоге в 1875 году предпочтение было отдано проекту молодого, но амбициозного выпускника Петербургской Академии художеств Роберта Пфлуга , который предлагал строительство храма в неовизантийском стиле , что отчасти преследовало определённые политические цели (в середине XIX века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей).

Храм было решено сооружать на территории свободного участка - эспланады, застройка которой формально была запрещена. Только в 1902 году с противоположной стороны той же эспланады начнётся строительство Рижской коммерческой школы, которым займётся архитектор Вильгельм Бокслаф .

Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернии академик Н. М. Чагин . Орнаментальный декор и каменные строительные детали были изготовлены в мастерской Августа Фольца . Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1877 года . Императором Александром II были подарены храму 12 колоколов , самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского , весил более 820 пудов . Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Н. Д. Финляндского в Москве. Для размещения колоколов, принесённых в дар, понадобилось дополнительное сооружение колокольни над входом в православный собор, что также было профинансировано российским императором.

В оформлении интерьеров Христорождественского собора участвовали известные в России мастера живописи: ректор Петербургской Академии художеств П. Шамшин (его кисти принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем»), а также академики К. Вениг и В. В. Верещагин . Верещагин являлся автором икон первого яруса главного иконостаса; ему же принадлежит роспись Царских врат. Помимо того, Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Профессор Васильев написал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса; ему ассистировали художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин .

Храм в начале ХХ века [ | ]

Вид собора в 1900 году

В начале XX века настоятелем кафедрального собора становится протоиерей В. И. Плисс , который одновременно являлся преподавателем истории, обличения раскола и обличительного богословия в Рижской православной духовной семинарии , исполнял должность библиотекаря семинарии. В период первого десятилетия престиж храма в народе достиг своей кульминационной точки, чему также способствовал предыдущий настоятель храма, протоиерей В. С. Князев , который, будучи профессором церковно-библейской истории, являясь тонким знатоком и ценителем православной иконы и безукоризненно разбираясь в особенностях православной церковной канонической архитектуры, прививал русскому населению Риги тягу к посещению храма Рождества Христова.

После 21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими регулярными формированиями, оккупационная администрация приняла решение превратить православный собор Рождества Христова в гарнизонную кирху. К тому же было принято решение спилить части восьмиконечного православного креста, украшавший купол храма, для того, чтобы лишить крест знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент, когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, автоген выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть.

Церковь служила гарнизонной кирхой вплоть до середины 1918 года, когда в ходе непрекращающихся революционных перипетий в Риге несколько раз менялась политическая власть. Тогда же Рижское самоуправление запретило богослужение в соборе. Когда архиепископ Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Иконостасы были разрушены, многие ценные вещи были вывезены из храма за несколько лет гражданской войны. Дабы предотвратить дальнейшее осквернение храма, архиепископ Иоанн поселился в подвале собора. Он же собрал и сохранил всё, что представляло ценность и что не успели вывезти из храма. Для обогрева храма, а также полуподвального помещения, в котором поселился архиепископ, была сооружена печка. В целом богослужебная жизнь возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года службы стали совершаться ежедневно. Богослужение совершалось на церковнославянском и латышском языках.

Закрытие собора [ | ]

В послевоенной Риге собор оставался действующим до 5 октября 1963 года , когда распоряжением Рижского горисполкома он был вновь закрыт. Храм был превращён в Дом знаний: его внутреннее убранство, включая росписи, полностью уничтожено, в главном зале установлены межэтажные перекрытия и размещён планетарий, в подвале - кафе. Бывший министр культуры Латвийской ССР В. И. Каупуж в интервью 2010 года указал, что Рижский Христорождественский собор после войны находился на попечении городского исполнительного комитета, а переделку храма инициировал заместитель председателя Рижского горисполкома Рейхманис. В рамках городской акции по сбору цветных металлов он приказал спилить медные кресты собора, а затем и перепрофилировать объект в целом.

Христорождественский храм в Липецке (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Христорождественский храм - кафедральный собор Липецка. Здесь проходят все важные богослужения во главе правящего архиерея архиепископа Липецкого и Елецкого Никона. Христорождественский храм всегда считался духовным центром Липецка и доминантой городской архитектуры. Здание храма находится на вершине Соборной горы, в историческом центре города, поэтому его хорошо видно из разных точек Липецка.

Христорождественский храм - памятник архитектуры 18 столетия.

У храма несколько приделов: Никольский, Серафима Саровского, Кресто-Воздвиженский и Смоленской иконы Божьей Матери.

Главная святыня Христорождественского храма - икона Божьей Матери «Липецкая Страстная». Она находится в храме с 1831 г. По преданию, после обретения этой святыни липчане смогли избавиться от бушевавшей в городе эпидемии холеры.

Еще к святыням храма относят ковчег с мощами преподобных отцов из ближней и дальней пещер Киево-Печерский лавры. Рака с мощами выполнена из красного дерева, ее окружают хрустальные лампады.

Собор отлично виден из любой точки Липецка.

Гордость храма - икона с подрясником священномученика Уара, первого епископа Липецкого. Он причислен к лику святых в 2002 г.

Строительство храма началось в 1791 г. на средства липецкого помещика Петра Вильяминова. Строился собор по проекту итальянского архитектора Томмазо Адолини. На строительство Христорождественского храма щедро жертвовали и курортники, приезжающие на воды лечиться в Липецк.

Храм закончили строить в 1803 г., но случившийся пожар передвинул освящение собора еще на два года. Здание собора создано в классическом стиле в два яруса. Позже началось строительство колокольни, она состоит из пяти ярусов. А в 1839 г. стали возводить трапезную храма. Закончились все работы в 1848 г.

На колокольне храма находятся часы. Высота колокольни со шпилем (без учета высоты креста) составляет 60 м.

После революции храм был разграблен, с 1931 г. закрыт для верующих. Шестьдесят лет здание собора использовалось сначала как склад, потом тут был организован музей. Только в 1991 г. храм вернули верующим, началась длительная реконструкция храма. Роспись храма восстанавливали частично по оставшимся фотографиями, частично - по сохранившимся фрескам работы 19 века. К 2002 г. Христорождественский храм получил новые иконостасы. В 2003 г. купол собора покрыли позолотой.

Лучше всего понять величие Христорождественского храма можно во время богослужений на большие праздники: Крещение, Рождество Христово или Пасху. Тогда кажется, будто в кафедральном соборе собираются все липчане. Но и обычные службы проходят очень торжественно.

Христорождественский храм славится своим особенным хором.

Юбилей Христорождественского храма

Найти Христорождественский храм не составит никакого труда. В конце концов, можно идти просто пешком, ориентируясь на местности, ведь собор отлично виден из любой точки Липецка.

Адрес: г. Липецк, Соборная площадь, 4.

Адрес: Липецк, Соборная площадь
Годы строительства: 1791-1805 - собор, 1825-1835 - колокольня, 1840-1842 - трапезная
Архитектор: Томмазо Адолини
Стиль: Ампир

Христорождественский кафедральный собор - православный храм, расположен ный на центральной площади города Липецка - Соборной. Архитектор - Томмазо Адолини.
Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу импе ратрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященно го Иннокентия, епископа Воронежского.
Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Ро ждества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорожде ственского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма - во имя святого Николая Чудотворца.
Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году.
В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектиро ванной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а за вершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году.

После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строитель стве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840-1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Ивано вич Калугин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворяще го Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка.
В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности.
Из отчета Липецкого укома за март 1922 г.: „Кампания по изъятию церковных ценностей проводилась в городе и уезде с половины марта. Изъятие происходило без эксцессов, была одна небольшая вспышка при изъятии ценностей у Собора. Собра лась толпа верующих, главным образом женщин, при появлении 6 конных всадников разбежалась, после чего было приступлено к изъятию ценностей, в остальных церквах города и уезда работа протекала хорошо.“
В 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое со стояние. Поэтому при создании главной площади города - Ленина (ныне - Собор ной) встал вопрос о его сносе. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей (активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков).
В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцо вом часовом заводе. Циферблат спроектировал липчанин В. И. Неминущий.
В 1991 году храм вернули верующим. Тогда же он стал кафедральным.

Похожие публикации