Туристический портал - Paratourism

Строящиеся корабли вмф. Какие корабли состоят на вооружении ВМФ России? Инфографика

Военно-морские Силы - это специфический вид Вооруженных Сил, стоящий на страже интересов России. Они пребывают в готовности защитить Родину на океанских и морских театрах военных действий. Флот готов взаимодействовать с Сухопутными войсками во время возможных континентальных войн.

Флаг ВМФ

Флот с 1992 г. вернул себе исторический флаг ВМФ России, тем самым продолжив прерванную традицию. Под ним, как и прежде, моряки выполняют ответственные задачи поддержания обороноспособности страны.

Задачи флота в мирное время

В мирное время потенциал флота служит для сдерживания возможной агрессии вероятного противника по отношению к РФ. Идет непрерывная учебно-боевая работа. Казалось бы, время мирное, но где-то на своих маршрутах непрерывно осуществляют боевое дежурство ракетоносные подводные лодки (РПЛСН). В стратегически важных районах производится поиск, наблюдение и сопровождение РПЛСН, авианосных групп вероятного противника. Осуществляется противодействие его разведке, коммуникациям. Проводится предварительное обследование районов возможных боевых действий.

ВМФ России находится в готовности производить защиту побережья, действовать совместно с МВД и внутренними войсками в случае возникновения гражданских конфликтов, а при ликвидации последствий катастроф - работать вместе с МЧС и гражданской обороной.

Очевидно, что именно Военно-морские Силы представляют собой лучшую гарантию осуществления народнохозяйственной деятельности в Мировом океане. Они представляют РФ на бескрайних водных просторах, выполняют по указанию командования представительские функции путем визита кораблей. ВМФ России также выполняет межгосударственные обязательства, участвуя в ратифицированных мировым сообществом миротворческих операциях, при условии их соответствия интересам страны.

Задачи флота в военное время

В военное время флот готов активно защищать суверенитет государства на в пространстве исключительной зоны, а также на шельфе континентальном. Кроме того, ему также следует при военных угрозах выполнять специфическую «морскую задачу» - отстаивать свободу открытого моря. Для выполнения вышеизложенных задач во время, указанное нормативами боевой работы, он переводится в военное состояние путем оперативного развертывания. При наличии возможности локализовать конфликт или же предотвратить его, защищая судоходство, первостепенно выполняется эта функция.

В условиях активной фазы боевых действий флот ВМФ России должен поражать удаленные наземные объекты противника, обеспечивать боевой режим работы РПЛСН, наносить удары по подводным и надводным военно-морским силам, береговой обороне противника, защищать побережье России, взаимодействовать с сухопутными фронтовыми группировками войск.

Состав Флота

Руководство военным флотом осуществляется Главным командованием ВМФ. Имеется в виду управление его функциональными силами и средствами: надводными и подводными, морской авиацией, береговыми войсками, береговыми артиллерийско-ракетными, морской пехотой.

Организационно составляют следующие оперативно-стратегические объединения: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский флота, а также Каспийская флотилия.

Северный флот

Военно-морскими базами являются Североморск и Северодвинск. Его называют океанским, атомным, ракетоносным. Основу боевой мощи составляют атомные подлодки-ракетоносцы и торпедные подлодки, авиация ракетоносная и пр/лодочная, пр/лодочные, ракетные корабли, а также авианосец - флагман флота, атомный тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий». Одновременно этот могучий боевой корабль - это флагман ВМФ России.

Длина данного ракетного крейсера составляет 251,1 м, ширина равняется 28,5 м, высота от уровня основной плоскости его - 59 м, водоизмещение - 23,7 тыс. тонн. Могучим «сердцем» гиганта служат два ядерных реактора. Автономность плавания флагмана России определяется запасом продуктов питания для экипажа на борту, которого хватает примерно на 2 месяца. Технически же, благодаря своим реакторам, крейсер может плавать неограниченно - без захода в порта. Максимальная скорость корабля - 31 узел.

Северный флот - наиболее грозное оперативно-стратегическое формирование ВМФ России. Составляющим его мощь военным кораблям в целях боевой подготовки регулярно ставятся учебные боевые задания. К примеру, флагман флота примерно раз в полтора года вместе с сопровождающими кораблями пересекает Атлантический океан, на его счету участие в международных учениях «Восток-2010», «Индра-2009».

Балтийский флот

Близ «окна в Европу» несет службу Состав его (корабли) нынче усиленно модернизируется и обновляется. Процесс происходит на фоне наращивания в Европе военной мощи стран НАТО. Балтийский флот планируется усилить за счет новых фрегатов проекта 11 356 с восемью крылатыми противокорабельными ракетами и противолодочными ракетоторпедами на борту.

Данное оперативно-стратегическое формирование базируется в Калининградской области (г. Балтийск) и в Ленинградской области (г. Кронштадт). Функционально оно защищает балтийскую экономическую зону, способствует безопасности прохождения судов, исполняет функции внешней политики. Это старейший Российский флот. Его история началась с победы над шведскими кораблями 18.05.1703 г. Нынче 2 - «Беспокойный» и «Настойчивый» - составляют основу боевой мощи Балтийского ВМФ России.

Формирует его боевой потенциал бригада дизельных подлодок, дивизия кораблей надводных, вспомогательные судовые соединения, береговые войска, морская авиация. Флагманским кораблем является эскадренный миноносец «Настойчивый». В текущем году производится обновление корабельных навигационных систем (гидрометеокомплексов, картографических систем, гидрокурсоуказателей и проч.), планируется модернизация гавани Балтийска.

Черноморский флот

После вхождения в Российскую империю Крыма, в 1783 г., при императрице Екатерине Великой создан этот флот. Нынче он базируется в городах Севастополе и Новороссийске. С 18.03.2014 года основная база ЧФ - г. Севастополь - вошла в состав России.

25 тыс. человек насчитывает л/с Черноморского ВМФ России. Составляют его следующие силы и средства: подлодки дизельного типа, надводные корабли типа «океан-море», морская авиация (истребительная, ракетоносная, противолодочная). Основными задачами данного флота является защита черноморской экономической зоны и обеспечение судоходства. Флагманом флота является ракетный крейсер «Москва».

В текущее время военные обозреватели сообщают о формировании черноморских флотских береговых войск и артиллерии с обеспечивающими радиотехническими в/ч, оснащенными комплексами ЗРК С-300ПМ2, «Панцирь-С1». Ожидается, что морская авиация флота будет усилена самолетами МиГ-29 и Су-27СМ, штурмовиками Су-25СМ. Также предполагается подкрепление противолодочной авиации путем дополнительного комплектования частей самолетами Ил-38Н, вертолетами ударными Ка-52К и палубными Ка-29М и Ка-27.

Как сообщается в печати, на аэродроме в Гвардейском будет дислоцирован полк бомбардировщиков Ту-22М3. Они смогут тактически поддерживать корабли ВМФ России Средиземноморской эскадры. Параллельно происходит формирование сухопутных в/ч полуострова.

Тихоокеанский флот

Данный флот РФ обеспечивает защиту интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он базируется во Владивостоке, в Фокино, в Малом Улиссе. Основу боевой мощи составляют стратегические подводные ракетные крейсера, подлодки атомные и дизельные, океанские надводные корабли, морская авиация (истребительная, ракетоносная, противолодочная), береговые войска. Флагманом флота является ракетный крейсер «Варяг».

Данный флот выполняет важную стратегическую задачу ядерного сдерживания. Постоянно на маршрутах боевого дежурства находятся атомные подводные лодки. Тихоокеанские корабли ВМФ России осуществляют гарантированную защиту региональной экономической зоны.

Каспийская флотилия

Каспийская флотилия базируется в Махачкале и Каспийске. Регион данного моря является ее зоной ответственности. Организационно флотилия - составляющая Южного ВО. Ее образуют бригады и дивизионы надводных кораблей. Флагманом флотилии является сторожевой корабль «Гепард», оснащенный крылатыми ракетами «Калибр-НК». Перед нею поставлены задачи противодействия терроризму, безопасности плавания, защиты государственных интересов России в нефтедобывающем регионе.

Корабли, входящие в состав ВМФ России

На первый взгляд, неспециалисту трудно себе даже представить корабельный состав ВМФ России, однако все-таки, как оказалось, эта информация находится в свободном доступе. Это позволяет «объять необъятное»: в удобном компактном виде представить сводные данные по флотам державы, занимающей 1/5 суши (см. Таблицу 1). Прокомментируем сокращение, допущенное в таблице: флота в ней для компактности обозначены заглавными буквами.

Таблица 1. Корабельный состав ВМФ России по состоянию на начало 2014 года.

Класс С Б Т КФл Ч Всего
Ракетные подв. крейсера стратег. назначения 10 4 14
Диз./электрические подлодки 8 2 8 2 20
Многоцелевые подлодки атомные, вооруженные торпедные с ракетами крылатыми 18 10 28
Атомные подлодки спецназначения 8 8
Дизельные подлодки спецназначения 3 1 2 6
Всего - подводный флот 47 3 24 0 2 76
Тяж. атомные ракет. крейсера 2 2 4
Тяж. авианесущие крейсера 1 1
Ракет. крейсера 1 1 1 3
Эскадр. миноносцы 3 2 4 9
Сторожевые дальние корабли 2 3 5
Большие противолод. корабли 5 4 1 10
Сторожевые ближние корабли 3 2 5
Малые ракет. корабли 3 4 4 2 4 17
Малые артиллер. корабли 4 4
Малые противолод. корабли 6 7 8 7 28
Ракет. катера 7 11 6 5 29
Противодиверс. катера 1 1 1 3 6
Артиллер. катера 2 5 7
Дальние тральщики 4 2 7 13
Тральщики рейдовые 1 15 5 2 23
Ближние тральщики 6 5 7 2 2 22
Большие десант. корабли 4 4 4 7 19
Десант. катера 4 6 4 6 2 22
Десант. корабли на возд. подуш. 2 2
Всего - надводный флот 42 56 52 33 44 227


Перспективы развития ВМФ России

Проанализируем перспективы развития флота, исходя из интервью, данного Главкомом ВМФ России адмиралом Виктором Викторовичем Чирковым.

Сама логика развития Флота как сложного, целостного организма, считает адмирал, не приемлет скоропалительных решений.

Поэтому его развитие спланировано как стратегический процесс до 2050 г. Цель дальнейшего прогресса связывается с повышением эффективности ядерного сдерживания противника.

Планом предусматривается, что получит ВМФ России новейшие корабли в 3 этапа:

  • с 2012 по 2020 год;
  • с 2021 по 2030 год;
  • с 2031 по 2050 год.

На первом этапе будет завершено строительство подводных атомных крейсеров IV поколения. Главным носителем баллистического оружия станут РПЛСН проекта 955А.

Второй этап ознаменуется заменой действующих РПЛСН их аналогами IV поколения. Также планируется создание для надводных кораблей корабельного стратегического ракетного комплекса. Одновременно будет начата разработка подводных атомных крейсеров пятого поколения.

На третьем этапе предполагается развернуть строительство прошедших испытания атомных крейсеров V поколения.

Кроме принципиального наращивания потенциальных характеристик ВМФ России, новейшие корабли - стратегические подводные крейсера и РПЛСН - будут характеризоваться повышенной скрытностью, малошумностью, совершенной связью, применением робототехники.

Задачи, стоящие перед береговыми войсками

Напомним, что ранее нами уже были названы основные базы ВМФ России для всех ее флотов. Однако намеченное развитие флота на период до 2050 г., безусловно, коснется и береговой охраны. Какие же акценты в нем усматривает главком Чирков? Рассматривая базы ВМФ России в процессе их дальнейшего стратегического развития, Виктор Викторович делает ставку на завершение создания береговых ракетных комплексов, подготовку и оснащение морской пехоты для выполнения задач в условиях Севера.

Вывод

Хотя основа организационной структуры ВМФ России не изменится (4 флота и 1 флотилия), в их рамках будут создаваться разнородные высокоманевренные ударные силы. В ключе их создания продолжаются успешные разработки беспилотных аппаратов, систем искусственного интеллекта, морских роботосистем, оружия нелетального действия.

Подводя итог обзору флота России, следует обратить особое внимание на перспективу его обновления кораблями IV, а затем и V поколения. Вместе с тем основу мощи ВМФ после осуществления плана будут составлять подводные атомные крейсера V поколения. Принципиальное увеличение боевой мощи будет сопровождаться совершенствованием систем управления, интеграцией сил ВМФ в межвидовые группировки войск на возможных театрах боевых действий.

В завершение нашей скромной презентации ВМФ России - фото ее атомного флагмана, ракетного крейсера «Петр Великий».

Во времена своего расцвета Советский Союз располагал одним из самых крупных военно-морских флотов мира. В дальнейшем, после распада страны, ситуация значительно ухудшилась. Большое число кораблей и подлодок прекратило службу и отправилось на разделку. Оставшиеся, в свою очередь, не могли продолжать полноценную службу, что серьезно ударило по обороноспособности страны.

Тем не менее, к настоящему времени появилась возможность вновь заняться строительством кораблей, подлодок, вспомогательных судов и необходимой инфраструктуры. Некоторые более ранние планы уже выполнены, что позволяет определять порядок действий в будущем.

В настоящее время на разных стадиях строительства находятся несколько десятков заказов для военно-морского флота. В течение нескольких следующих лет флот получит большое количество новых и отремонтированных кораблей и подлодок. Кроме того, на более отдаленное будущее запланированы поставки совершенно новой техники. Уже сейчас известны некоторые подробности перспективных проектов, при помощи которых будет создаваться мощь ВМФ в отдаленном будущем. В последние годы представлены или анонсированы несколько новых проектов кораблей и субмарин, которым предстоит начать службу, как минимум, в середине следующего десятилетия.

Авианосец

Пожалуй, одна из главных тем обсуждений в контексте развития кораблей ВМФ в последние годы – перспективный проект отечественного авианосца. В настоящее время наша страна имеет лишь один корабль этого класса, что приводит к соответствующим ожиданиям. Широкая общественность, а вместе с ней и некоторые представители военного и политического руководства страны проявляют большой интерес к кораблям с возможностью несения авиационной группы. Тем не менее, пока этот интерес не выходит из стадии предварительного изучения проблемы.

Макет перспективного авианосца, представленный несколько лет назад.

В течение нескольких последних лет тема строительства новых авианосцев неоднократно поднималась на разных уровнях, но пока дело не идет дальше обсуждений и проработки некоторых вопросов. Согласно различным заявлениям представителей вооруженных сил и руководства страны, новый авианосец может быть построен не ранее конца текущего десятилетия. Кроме того, возможно дополнительное смещение сроков вправо со сдачей первого корабля нового типа не ранее середины или конца двадцатых годов. Таким образом, возможность строительства авианосца не исключается, однако сроки этих работ совершенно не внушают оптимизм.

Несмотря на отсутствие каких-либо четких планов, судостроение уже предлагает свои варианты перспективных кораблей. Ранее сообщалось, Крыловский государственный научный центр разрабатывает несколько вариантов проекта авианосца. Эти корабли должны отличаться размерами, водоизмещением и другими характеристиками. Еще в 2013 году на одной из российских выставок был показан макет, демонстрирующий основные идеи одного из новых проектов. По понятным причинам, он является лишь визуализацией одного из предложений, из-за чего может (или даже должен) серьезно отличаться от корабля, который будет построен в будущем.

По имеющимся данным, рассматривается возможность строительства кораблей водоизмещением до 80-90 тыс. тонн с ядерным реактором или неатомной энергетической установкой, способных нести порядка полусотни летательных аппаратов. Взлет предлагается осуществлять при помощи катапульт или трамплина, а посадку выполнять с применением аэрофинишера. Какие из этих предложений дойдут до практической реализации, а какие будут изменены – покажет время.

Сроки начала работ по созданию и строительству перспективного авианосца пока являются предметом споров и поэтому неизвестны. При этом отсутствие значимых новостей в последнее время позволяет предполагать, что программа строительства вновь сдвигается. Как следствие, даже середина двадцатых годов выглядит чересчур оптимистичным вариантом сроков сдачи корабля. Таким образом, как минимум, в течение следующих 10-12 лет сохранит за собой звание единственного авианосца ВМФ России.

Десантные корабли

Совсем недавно шло активное обсуждение контракта на строительство двух универсальных десантных кораблей типа Mistral французской разработки. Сначала обсуждался сам контракт, его необходимость и последствия для флота, а затем темой споров стал отказ официального Парижа от передачи построенных кораблей и последовавшие за этим события. Результатом всех событий вокруг двух кораблей стало возвращение России уплаченных денег и поиск нового покупателя. Тем не менее, благополучное разрешение истории с «Мистралями» не сняло с повестки дня вопрос создания новых десантных кораблей.

Макет УДК «Лавина»

В настоящее время основной надеждой десантного флота являются корабли проекта 11711. Первый большой десантный корабль этого типа () уже построен, а второй («Петр Моргунов») был заложен в прошлом году. По проекту 11711, как было объявлено, построят только два корабля. В дальнейшем в серию пойдут корабли новых типов.

Летом прошлого года появилась информация о планах по строительству более крупных десантных кораблей, по описанию соответствующих классу универсальных. По сообщениям прессы, первый подобный корабль начнут строить уже в 2016 году. От существующих кораблей он должен отличаться большими размерами и возможностью высадки десанта на значительном расстоянии от берега. Он сможет перевозить не только бронемашины различных типов, но и вертолеты. Утверждалось, что флот получит не менее четырех таких кораблей.

По-видимому, неназванные источники средств массовой информации, говоря о новых УДК, имели в виду проект «Лавина», разработанный Невским проектно-конструкторским бюро. В начале лета прошлого года макет такого корабля был представлен на форуме «Армия-2015». Проект создавался в качестве возможной замены для уже построенных кораблей, которые отказалась передавать Франция. По своим характеристикам корабль «Лавина» не должен уступать «Мистралям». Кроме того, предполагается обеспечить некоторые преимущества перед существующей техникой, как отечественной, так и зарубежной.

УДК «Лавина» должен иметь водоизмещение 24 тыс. т при длине порядка 180 м. Корабль должен получить артиллерийское и ракетное оружие для самообороны. Большая часть объемов трюма и палуба будет выделена для перевозки бронемашин и авиационной техники. Заявлена возможность транспортировки 50 единиц бронетехники, до 16 вертолетов и до 500 человек. За счет собственных средств и при содействии десантных катеров «Лавина» сможет высаживать десанты как на удалении от берега, так и непосредственно на побережье, оборудованное или необорудованное.

В прошлом году сообщалось, что строительство новых десантных кораблей может начаться уже в 2016-м. Тем не менее, назывались и другие сроки – не ранее 2018 года. При этом есть основания предполагать, что командование военно-морского флота уже определилось с необходимостью строительства подобных кораблей, из-за чего под вопросом остаются только сроки выполнения этих работ и подрядчик. Какое предприятие и в какие сроки начнет строительство кораблей типа «Лавина» (или иного аналогичного проекта) – станет известно в обозримом будущем.

Эсминцы «Лидер»

Как минимум, с конца прошлого десятилетия ведется разработка нового эсминца, который в будущем должен заменить существующие корабли нескольких проектов. Время от времени судостроительная промышленность публиковала некоторые подробности текущих работ, а также раскрывала те или иные особенности проекта. Наконец, в 2015 году впервые был показан макет перспективного корабля.

Макет эсминца «Лидер»

Согласно ранее оглашенным данным, будет иметь водоизмещение на уровне 18 тыс. т, что позволит оснастить его всем необходимым оборудованием и вооружением. На этот корабль планируется возложить осуществление противолодочной и противовоздушной обороны, а также нанесение ударов по наземным и надводным целям. Утверждалось, что «Лидер» сможет заменить существующие эсминцы проекта 956 и большие противолодочные корабли проекта 1155. По своим ударным возможностям этот эсминец будет уступать только ракетным крейсерам проекта 1144.

Упоминалось применение ядерной энергетической установки. Кроме того, предполагалось оснастить «Лидер» универсальными пусковыми установками для ракет различного назначения. Общий боекомплект оценивается в 150-200 ракет. Полный состав вооружения корабля при этом пока не разглашается, что приводит к появлению различных предположений. К примеру, существует версия об оснащении эсминца зенитным ракетным комплексом большой дальности, разработанным на базе перспективной «сухопутной» системы С-500.

Несколько следующих лет планируется потратить на завершение разработки нового проекта. Строительство головного «Лидера» стартует в 2019 году. О подобных планах в прошлом году сообщил главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. Количество эсминцев пока не уточнялось, но в некоторых источниках упоминается возможность строительства серии из 10-12 кораблей в интересах нескольких флотов. Вероятно, большая часть новых эсминцев уйдет служить на Северный и Тихоокеанский флоты.

Подводный флот

В последние годы развитию подводных сил военно-морского флота уделяется особое внимание. Следствием этого является серийное строительство атомных и , а также дизель-электрических 636.3 «Варшавянка». Так, в случае с последними программа уже приближается к концу строительства первой партии из шести субмарин, после чего планируется заказать вторую подобную серию. Также в июне планируется заложить очередную подлодку проекта «Борей», а строительство уже шестого «Ясеня» стартует в конце года.

Дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 «Варшавянка»

В последнее время появились несколько новостей о дальнейшем развитии подводного флота. Сообщается, что в настоящее время конструкторское бюро «Малахит» занимается формированием облика новой многоцелевой атомной подлодки, которая будет относиться к пятому поколению. Проект получил шифр «Хаски» и находится на ранних стадиях. На данный момент об этом проекте известно крайне мало.

Подлодки типа «Хаски» должны будут решать те же задачи, что и субмарины проекта 885, а главным их вооружением станут ракеты «Циркон». О каких-либо характеристиках говорить пока рано, хотя бы из-за текущей стадии проекта. Пока специалисты занимаются лишь формированием облика новой техники и определяют основные ее особенности.

В следующую Госпрограмму вооружений, которая будет реализовываться в срок до 2025 года, планируется включить строительство новых неатомных подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой. Таким образом, в обозримом будущем военно-морской флот получит субмарины нового проекта «Калина», созданного в ЦКБ МТ «Рубин». Количество требуемых подлодок пока не определено, но этот вопрос будет решен в течение нескольких следующих месяцев. Новую Госпрограмму планируется утвердить до конца 2016 года.

Сообщается, что новый проект «Калина» подразумевает оснащение подлодки воздухонезависимой энергоустановкой и ракетным комплексом «Калибр». Другие технические подробности пока не разглашаются. По сообщениям отечественной прессы, новый проект уже существует, однако пока не прошел согласование с министерством обороны и не получил его одобрения. Таким образом, в ближайшее время должны пройти несколько важных этапов проекта, которые откроют ему дорогу к серийному строительству.

Ближайшее будущее

Строительство новых авианосцев, эсминцев «Лидер», десантных кораблей «Лавина» и подлодок «Хаски» является делом достаточно отдаленного будущего. Закладка этих кораблей и подлодок состоится, как минимум, в конце текущего десятилетия, что приведет к соответствующим срокам сдачи готовой техники. Тем не менее, уже сейчас ведется строительство кораблей и субмарин различных типов, что позволяет проводить модернизацию флота и повышать его боеспособность, не дожидаясь создания новых перспективных проектов.

Фрегат «Адмирал Григорович», переданный флоту 10 марта 2016 г.

По имеющимся данным, до конца текущего 2016 года военно-морской флот должен получить около десятка новых боевых кораблей и подводных лодок нескольких типов. К концу года флоту планируется сдать головной «Адмирал флота Советского Союза Горшков». 10 марта был подписан приемо-сдаточный акт на головной сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович». До конца года флоту передадут еще два подобных корабля – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров».

Следует отметить, что строительство следующих кораблей проекта 11356 должно серьезно затянуться ввиду проблем с поставками комплектующих. Из-за временного отсутствия подходящих двигателей их удастся достроить и передать флоту только к концу десятилетия. Не ранее середины 2016 года боевой состав флота пополнит большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711.

Также в планах на этот год сдача корветов «Совершенный» и «Громкий» проекта 20380. Таким образом, в этом году флот получит семь крупных надводных кораблей: первый из них (фрегат «Адмирал Григорович») уже сдан, еще шесть ждут своего времени.

Планы на завершение строительства подлодок на текущий год значительно скромнее. В конце года Черноморскому флоту передадут две подлодки проекта 636.3 «Варшавянка»: Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино». Следующие передачи атомных подлодок, строительство которых ведется в настоящее время, запланированы только на 2017 года.

В настоящее время в нашей стране реализуется программа по строительству новых кораблей и субмарин. Несколько новых единиц должны войти в состав военно-морского флота до конца текущего года. На следующие годы так же запланирована сдача большого количества новых кораблей. Это позволит увеличить долю новой техники до требуемого уровня и тем самым повысить боеспособность ВМФ.

Одновременно с выполнением текущих заказов по существующим проектам отечественная промышленность разрабатывает новые корабли и субмарины. В некоторых случаях, как с авианосцем, будущее текущих проектов пока еще не определено и является предметом споров. В прочих проектах уже присутствуют те или иные планы, которые будут осуществляться в будущем.

Строительство эсминцев «Лидер», подлодок «Хаски» и другой новой техники начнется не ранее 2018-20 годов, а на службу они поступят только к середине следующего десятилетия. Таким образом, уже сейчас, за долгие годы до предполагаемого начала службы новых кораблей, специалисты создают задел для защиты страны в будущем.

Конец 2015 - начало 2016 года ознаменовались небывалым количеством анонсов перспективных морских вооружений от представителей оборонно-промышленного комплекса и флотоводцев РФ. FlotProm собрал в одном материале все, что известно о планируемом облике российского Военно-морского флота образца XXI века.

Подводные лодки

Наиболее близким к реализации представляется проект неатомной подводной лодки с анаэробной силовой установкой, позволяющей существенно увеличить время пребывания корабля под водой. Разработкой воздухонезависимого двигателя в России занимается конструкторское бюро "Рубин", которое уже об успешном проведении испытаний установки на береговом стенде. Морские испытания намечены на 2016 год, а проведение опытно-конструкторских работ по строительству подлодки, способной до 3 недель не подниматься к поверхности, на 2017 год. Общее количество перспективных подводных кораблей проекта "Калина" будет еще не принятой госпрограммой вооружений до 2025 года.


В атомном подводном кораблестроении в обозримой перспективе изменений ждать не приходится. До 2020 года северодвинская верфь "Севмаш" продолжит строительство многоцелевых АПЛ проекта "Ясень-М" и стратегических ракетоносцев "Борей-А". На фоне этого ВМФ только к формированию тактико-технического задания на атомоход пятого поколения, который получит шифр "Хаски". О новой подлодке известно немного: она будет многоцелевой и получит гиперзвуковые противокорабельные ракеты. Кроме того, пятое поколение российских АПЛ может быть пополнено противолодочной субмариной-охотником. Согласно открытой документации на перевооружение производственных мощностей, строить подводные корабли пятого поколения планируется - как и современные атомоходы - на "Севмаше".


Подлодки будущего планируется проектировать с учетом активного использования композитных материалов, способных снизить вибрации и шумовую заметность корабля. Речи об изготовлении композитных корпусов пока не идет - замена металла будет произведена при изготовлении наружных покрытий, рулей, стабилизаторов, винтов и других внешних элементов.

При разговоре о перспективах подводного флота немало внимания уделяется и снижению численности экипажа. На современных кораблях на борту находится порядка ста человек - в перспективе их количество предполагается снизить до 30-40 за счет внедрения средств автоматизации управления.


Отдельно стоящим представителем подводных сил ВМФ будущего океанская многоцелевая система "Статус-6", информация о которой стала общеизвестна после президентского совещания в ноябре 2015 года. Ударной силой этой системы выступает самоходный подводный аппарат с дальностью в 10 тысяч километров и глубиной хода в километр, предназначенный для поражения береговой инфраструктуры противника. Им должны быть вооружены атомные подводные лодки проектов 09852 "Белгород" и 09851 "Хабаровск", первая из которых перестраивается в субмарину спецназначения из носителя крылатых ракет, а вторая строится с нуля. Оба корабля находятся на стапелях северодвинского "Севмаша".

Надводные корабли

Перспективы надводного флота России, по заявлениям осведомленных флотских чиновников, видятся менее амбициозными и направлены прежде всего на вывод ВМФ РФ в океанскую зону. Локомотивом этого процесса должны стать новые эсминцы проекта 23560 "Лидер", строительство серии которых будет включено в госпрограмму вооружений 2018-2025. В открытой печати публиковались только характеристики предэскизной модели корабля, разработанной Северным ПКБ. Предполагалось, что он носителем более 200 ракет различного назначения и получит корпус с водоизмещением в 18 тысяч тонн, что более чем в два раза превышает аналогичную характеристику советских эсминцев проекта 956 "Сарыч". Силовая установка корабля атомной.


Атомное сердца "Лидера" планируется унифицировать с силовой установкой другой перспективной российской разработки - авианосца "Шторм". При его строительстве планируется совместить две школы создания кораблей подобного класса - отечественную и западную. К примеру, подъем в воздух авиакрыла будет обеспечиваться как взлетной полосой с трамплинами, так и электромагнитной катапультой. Это позволит сохранить баланс между необходимостью обеспечить взлетную скорость тяжелым самолетам, таким как борты ДРЛОиУ (дальнего радиолокационного обнаружений и управления), и темпом покидания палубы авиакрылом. Поместить на борт авианосца планируется не менее 80 самолетов и вертолетов. Закладку нового корабля предполагается осуществить не ранее 2025 года на "Севмаше" - единственном российском предприятии, способном строить морскую технику длиной около 300 метров.


Третьим кораблем будущего в ВМФ России должен стать вертолетоносец отечественного производства, даже начало проектирования которого повлекло за собой волну рассуждений о скорой замене санкционных "Мистралей". На прошедших летом 2015 года военных выставках специалисты Невского ПКБ показали свой макет корабля подобного класса "Прибой", а на соседнем стенде ученые Крыловского центра продемонстрировали всем желающим макет вертолетоносца "Лавина". Тем не менее, в ВМФ дали однозначный ответ - раньше 2017 года задача по его строительству верфям ставится не будет.


Отдельного внимания в контексте надводного кораблестроения заслуживает главы "Объединенной судостроительной корпорации" Алексея Рахманова о внедрении при проектировании новых образцов морской техники системы электродвижения. Сейчас она используется преимущественно на судах вспомогательного флота и ледоколах, однако в перспективе должна быть введена на всех боевых кораблях. Ее принцип базируется на вращении гребного винта электродвигателями, энергию для которых будет вырабатывать главная силовая установка. Это допускает более свободную компоновку корабля в плане расположения последней и существенно повышает маневренность корабля.

Вооружения

Как ни странно, в контексте морских вооружений наиболее близок к реализации проект не наступательного, но оборонительного оружия. Речь идет об антиторпедах для подводных лодках, которые позволят российским субмаринам получить преимущество в дуэльных ситуациях. Сегодня система "Пакет-НК" создана только в варианте для надводных кораблей, однако гендиректор "Адмиралтейских верфей" появление антиторпед и на строящихся предприятием дизель-электрических подлодках.


Следующим пунктом обновления арсенала ВМФ должна стать модернизированная версия баллистической ракеты "Булава", над которой работают специалисты Морского института теплотехники. Необходимость обновления основного оружия подводных стратегов тем, что "появляются принципиально новые проектные и конструкторские решения, смысл которых - повысить эффективность применения оружия". Помимо прочего, планируется, что новая "Булава" станет менее дорогой.

Развитие ожидает и комплекс крылатых ракет "Калибр", возможности которых были продемонстрированы миру во время российской операции в Сирии. Согласно последним заявлениям командования ВМФ, они будут установлены на многоцелевые атомные подлодки проекта 971.


Другие перспективные крылатые ракеты, получившие название "Циркон", будут не столь многофункциональны, как "Калибры". Этот комплекс должен прийти на смену советским ракетам "Гранит" и будет предназначен исключительно для противокорабельных целей. Основное преимущество "Циркона" будет состоять в возможности полета на гиперзвуковой скорости в 5-6 Мах (число Маха обозначает скорость звука - ред.). Ими будут вооружены перспективные АПЛ 5-го поколения "Хаски", эсминцы "Лидер" и модернизируемые атомные крейсеры проекта 1144 "Орлан". Испытания "Циркона" в России уже начались, однако сроки постановки ракет на вооружение пока не назывались.

Одним из самых свежих и интригующих заявлений стало упоминание заместителем главкома ВМФ Виктором Бурсуком технологий, с помощью которых в будущем подлодки смогут наносить удары по космическим объектам. Никаких подробностей вице-адмирал журналистам разглашать не стал, однако подчеркнул, что они явятся одним из приоритетных направлений развития морских вооружений.

Ранее FlotProm подборку новинок военно-морской техники, представленных на выставке МВМС-2015.

Здравствуйте, нагнали на нас тут тоску накануне, показав, сколько кораблей боевых было списано с флота, начиная с 2000 года. Давайте рассмотрим обратную тенденцию. Сколько больших боевых кораблей было принято в состав ВМФ России, начиная с 2000 года? В расчет брались только большие корабли. В фотообзор не вошли десантные катера и "Грачата".

1. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Северный флот.

2. Подводная лодка атомная торпедная К-335 «Гепард». Вступление в строй – 2001 год. Принадлежность – Северный флот.

3. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-560 «Северодвинск». Вступление в строй – 2013 год. Принадлежность – Северный флот.

4. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский». Вступление в строй – 2013 год. Принадлежность – Тихоокеанский флот.

5. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах». Вступление в строй – 10.12.14. Принадлежность – Тихоокеанский флот.

6. Атомная подводная лодка специального назначения «АС-31». Вступление в строй – 2010 год. Принадлежность – Северный флот.

7. Дизельная подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Северный флот.

8. Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург». Вступление в строй – 2010 год. Принадлежность – Северный флот.

9. Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

10. Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону». Вступление в строй – 25.11.14. Принадлежность – Черноморский флот.

11. Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». Вступление в строй – 2009 год. Принадлежность – Балтийский флот.

12. Корвет «Стерегущий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.

13. Корвет «Сообразительный». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.

14. Корвет «Бойкий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.

15. Корвет «Стойкий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.

16. Ракетный корабль «Татарстан». Вступление в строй – 2003 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

17. Ракетный корабль «Дагестан». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

18. Малый артиллерийский корабль «Астрахань». Вступление в строй – 2006 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

19. Малый артиллерийский корабль «Волгодонск». Вступление в строй – 2011 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

20. Малый артиллерийский корабль «Махачкала». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

21. Малый артиллерийский корабль «Град Свияжск». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

22. Малый артиллерийский корабль «Углич». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

23. Малый артиллерийский корабль «Великий Устюг». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

24. Малый ракетный корабль на воздушной подушке «Самум». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Черноморский флот.

25. Ракетный катер «Р-2». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Балтийский флот.

26. Ракетный катер «Р-32». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Балтийский флот.

27. Ракетный катер «Р-29». Вступление в строй – 2003 год. Принадлежность – Тихоокеанский флот.

28. Морской тральщик «Валентин Пикуль». Вступление в строй – 2001 год. Принадлежность – Черноморский флот.

29. Морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Черноморский флот.

30. Морской тральщик «Владимир Гуманенко». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Северный флот.

Отдельно хотелось бы рассказать об обновах (трофеях), которые были захвачены у Украины, и на данный момент официально числятся в составе резерва Черноморского флота России.

31. Большой десантный корабль «Константин Ольшанский». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

32. Дизель-электрическая подводная лодка «Запорожье». Захвачена у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

33. Малый противолодочный корабль «Тернополь». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

34. Малый противолодочный корабль «Хмельницкий». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

35. Малый противолодочный корабль «Луцк». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

36. Ракетный катер «Приднепровье». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

37. Морской тральщик «Чернигов». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

38. Морской тральщик «Черкассы». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

Стоят наравне с флотом США. И это не удивительно. Что ж, следует вкратце рассказать о ВМФ, а отдельно затронуть такую интересную тему, как классификация кораблей.

Определение

Современный ВМФ РФ является преемником военно-морского флота СССР и Российской Империи. Эти войска защищают суверенитет страны, который распространяется за пределы её сухопутной территории, а также создают и поддерживают условия для обеспечения спокойной морехозяйственной деятельности в Мировом океане. Также российский флот участвует в военных, гуманитарных и прочих акциях, которые отвечают интересам нашей страны. И, помимо перечисленного, ВМФ обеспечивает военно-морское присутствие российской державы в Мировом океане.

Задач немало. Все они разноплановые и имеют свои особенности. И не удивительно, что в нашем флоте числится самая разная техника и суда. Потому и существует классификация делятся на классы (в зависимости от того, каково их предназначение). А они, в свою очередь, - на подклассы. Все зависит от специализации, типа энергетической установки и водоизмещения.

Также важно знать, что все суда делятся ещё и на ранги. Распределение по ним зависит от тактико-технических элементов и непосредственного предназначения. И для начала хотелось бы сказать, что в России установлено четыре ранга, и высшим считается первый.

Общая характеристика первого ранга

К этому классу относятся атомные подводные лодки, а также крупные надводные корабли. То есть авианосцы, противолодочные, ракетные, тяжелые и легкие крейсера, а также линейные корабли. Все суда первого ранга имеют старшинство над остальными в тех вопросах, которые касаются снабжения и комплектования. И, конечно, в плане проведения церемониальных процедур.

Командир корабля первого ранга обязан отвечать за мобилизационную, а также боевую готовность своего полка. Ещё - следить за успешным выполнением боевых задач и подготовкой, воспитанием, дисциплиной личного состава. За внутренний порядок также отвечает он, как и за сохранность вооружения и соответствующей техники. И, конечно, он обязан контролировать материальное, финансовое, медицинское и пр. обслуживание полка.

Суда, относящиеся к первому рангу

Классификация очень подробна. Выше всех стоят авианосцы. Это крупные надводные корабли особого назначения, основная ударная сила которых заключается в палубной авиации. Они обеспечивает воздушное прикрытие, высадку сил десанта, а также наносят воздушные удары по соединению вражеских суден. Плюс ко всему их используют для транспортировки грузов и людей. Основное вооружение - вертолёты и самолёты, базирующиеся на палубе. Также оборудованы всеми необходимыми средствами обеспечения функционирования и базирования летательных аппаратов.

Следом идут крейсера - боевые надводные корабли, выполняющие задачи вне зависимости от основных сил ВМФ. Ими применяется артиллерийское, ракетное, минно-торпедное, противолодочное оружие и ПВО. Крейсера могут уничтожать суда противников, держать оборону и поддерживать приморские фланги сухопутных войск.

Также к первому рангу относится основное вооружение которого - ЗРК и ударный ракетный комплекс. Эта классификация кораблей включает в себя и подводные боевые корабли. Они уничтожают суда противника, занимаются проведением разведок, скрытной постановкой минных заграждений. Их вооружение - минно-торпедное и ракетное. Также к 1 рангу относятся противолодочные и десантные корабли.

Подклассы: крейсеры

Поскольку первый ранг - самый серьезный, то обязательно нужно отметить вниманием и подклассы кораблей. Первыми по списку идут тяжелые авианесущие крейсеры. Их водоизмещение составляет более 25 000 тонн! Работают они на паротурбинной энергетической установке. Именно эта классификация кораблей ВМФ России демонстрирует на международной арене мощь нашего государства.

Следом идут тяжелые атомные ракетные крейсеры. Их характеристика близка к той, которой отличаются вышеупомянутые суда. Только работают они на атомной энергетической установке. На этих судах постоянно базируется два вертолета и ударный управляемый ракетный комплекс, который способен уничтожить крупные надводные корабли.

Также классификация кораблей включает в себя ракетные крейсеры. Они действуют в удаленных районах океанов и морей, и их назначение - уничтожать крупные надводные суда противника, тем самым обеспечивая ПЛО и ПВО своих суден. Ещё к первому рангу относятся атомные подводные крейсеры, которые способны из положения под водой на глубине 400-600 метров поразить крупные береговые объекты на дальности вплоть до 8250 километров.

Лодки и корабли первого ранга

Обсуждая такую тему, как классификация кораблей ВМФ 1 ранга, нельзя не упомянуть про большую атомную подводную лодку. Она достойна внимания. Здесь от лодки одно название: это крупный, 2-корпусный боевой корабль. Его водоизмещение составляет ~6000-10000 тонн. Корабль комплектован торпедными аппаратами, атомной установкой, крылатыми ракетами - всем, за счет чего можно уничтожить авианосные ударные группы и подводные лодки.

Также классификация кораблей по размерам включает в себя большой противолодочный и универсальный десантный корабли. Водоизмещение - 6500-9000 и <11500 тонн соответственно. Первые из перечисленных обеспечивают слежение и уничтожение атомных подводных лодок, а вторые - перевозку техники и войск.

2 ранг

Судно второго ранга - это трехдечный У него имеется гюйс, который поднимается на носовом флагштоке при стоянке. Предназначение кораблей второго ранга заключается в осуществлении военных и оборонительных действий в дальней морской зоне. Причем как самостоятельно, так и в составе соединений.

Классификация кораблей 2 ранга начинается со сторожевого судна. Основная его задача - охранять. Но, тем не менее, это боевой многоцелевой корабль. И у него есть вооружение (артиллерийское, минное, противолодочное, ракетное и ПВО). Оно предназначено для защиты как самого корабля, так и эскорта. Классификация кораблей второго ранга включает в себя ещё ракетные суда. Они предназначены, чтобы поражать на закрытых морях, а также в ближней морской зоне надводную вражескую технику.

Еще ко 2 рангу относятся подводные лодки специального назначения (для уничтожения противников) и десантные корабли (осуществляют транспортировку военной техники и служащих).

Корабли третьего ранга

Их ещё принято называть двухдечными, линейными, У них отсутствует гюйс, а предназначение заключается в проведении действий в ближней морской зоне. Классификация военных кораблей третьего ранга начинается с малых ракетных суден. Они предназначены для того, чтобы поражать любую боевую морскую технику врага на закрытых морях. Главное вооружение - это ЗРК и ударный ракетный комплекс.

Также есть малые артиллерийские и противолодочные корабли. Это боевые надводные суда. Артиллерийские осуществляют огневую поддержку морского десанта, а противолодочные ищут, выслеживают и уничтожают подводные лодки врагов.

Также классификация военных кораблей включает в себя так называемые тральщики. Это надводные суда особого назначения. Их задача заключается в поиске, обнаружении и тралении донных и морских якорных мин. Еще тральщики проводят корабли и прочие суда через мины.

Малые десантные суда тоже относятся к третьему рангу. Это надводные корабли, которые транспортируют личный состав и военную технику.

Корабли четвертого ранга

К ним относятся двухдечные линейные суда, число пушек которых составляет от 44 и до 60 единиц. Если затрагивать такую тему, как классификация военных кораблей по размерам, то нужно отметить, что 4 ранг - это самые маленькие суда. У них нет гюйса, а их водоизмещение составляет всего 100-500 тонн. Сравнить хотя бы с авианосцами, у которых данный показатель составляет 25000 тонн!

И действуют суда четвертого ранга в прибрежной морской зоне, а также на рейдах.

Классификация военных кораблей по размерам завершается боевыми и десантными катерами. Это малые надводные корабли. Суда первого типа из перечисленных предназначены для того, чтобы наносить удары по морской технике противников. А десантные катера выгружают десант и технику на берег. Еще среди суден 4-го ранга есть тральщики, действующие на рейдах, в прибрежной зоне и в акваториях ВМБ.

Исходя из всего вышеперечисленного, каждый, даже не посвященный в подробности человек, сделает вывод: российский военно-морской флот недаром считается одним из мощнейших во всём мире. И этот факт не может не радовать.

Похожие публикации