Туристический портал - Paratourism

Троицкий макариев желтоводский монастырь. Желтоводский Макариев монастырь — обитель старца Макария Кто и когда основал макарьевский монастырь

Макарьевский монастырь был основан в 1435 году иноком Печерского Нижегородского монастыря Макарием рядом с озером с желтой водой. Желтое озеро - старица Волги - существовало еще в начале XIX века, но вскоре было поглощено волжскими водами.

Преподобный Макарий построил здесь, на пойменном лугу, кельи и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Было ему тогда 85 лет и он пользовался уважением многих великих людей Руси.

В 1439 году монастырь был до основания разорен татарами Улу-Махмета, а преподобный Макарий пленен. Татары отпустили его, взяв с него обещание не возрождать православной обители. Макарий ушел из этих мест на реку Унжу и основал там новую обитель (Ныне Макарьев Костромской области). А Желтоводский монастырь с той поры пришел в запустение.

Обитель была восстановлена только спустя 190 лет. Как полагают, возродил ее монах Тетюшского монастыря Авраамий, уроженец Мурома, в 1620 году. В 1624 году была срублена деревянная Троицкая церковь, через два года построена Успенская церковь. А в середине 17-го столетия за очень короткий срок, с 1651 по 1667 год, здесь был создан на редкость целостный и живописный монастырский ансамбль.

В 1627 году Авраамий сумел получить от Михаила Федоровича Уставную грамоту на право сбора у Макарья таможенных пошлин, а в 1628 году от патриарха Филарета Никитича несудную грамоту, которая обеспечивала монастырю покровительство Романовых и защиту от поборов местных властей.

В день памяти первооснователя Макария (25 июля) под стенами монастыря проходил торг - знаменитая Макарьевская ярмарка. В древней Руси местами особого скопища народа были чтимые монастыри и около этих мест всегда возникали базарные торги. С начала ХVII ежегодная Макарьевская ярмарка дала обители

всемирную известность и богатства, на которые и был возведен редкий по архитектурным достоинствам ансамбль, сохранившийся в основном и в наши дни. В 1641 г. Макарьевская ярмарка была утверждена официально, а в 1691г. Зотов, в письме Петру Великому называл её "зело великим сходбищем, о котором думать всегда надлежит"

В 1722 году Макарьевский монастырь и ярмарку осмотрел лично Петр I.

В 1667 году монастырь был окружен каменной стеной с девятью башнями. Стены образуют почти правильный квадрат размерами 200x200 метров, их высота достигает восьми метров, ширина — 2,5 метра. Со стороны берега с трех сторон монастырь окружала дополнительная цепь стен и башен, а перед Святыми воротами было устроено предмостное укрепление. Крепость Макарьев-Желтоводского монастыря имела достаточное вооружение, а в погребах хранились бочки с порохом.

В начале XVIII века комплекс монастырских и ярмарочных строений Макарьева производил на посетителей неизгладимое впечатление. Путешественник Корнелий де Бруин записал в своем дневнике: “… показался Макарьевский монастырь. Это большой каменный монастырь, окруженный отличною каменной же стеною и похожий больше на замок или крепость: стена у него четырехугольная и на каждом ея углу по башне.”

В 1804-1808 был построен каменный гостиный двор и Макарьевская церковь. Макарьевская ярмарка тех времен представляла собой очень живописное зрелище: бесчисленные толпы людей, множество экипажей, телег. На ярмарке продавались всевозможные товары: меха, полотна, посуда, вина…и т.д. Расположена была ярмарка по обеим сторонам Волги, хотя главная часть была на Макарьевской стороне.

“Приближение к ярмарке издали давало о себе знать огромным столбом пыли, стоявшим от непрерывного движения массы народа, лошадей, обозов. Ярмарка Франкфуртская и Лейпцигская едва заслуживают названия ничего не значащих сборищ в сравнении с тою, которая бывает в сем скудном месте.” - так описывал ярмарку лейб-медик Реман, бывший на ней в 1804 г. Устраивались всевозможные зрелища: приезжал крепостной театр князя Шаховского, большим интересом пользовался кукольный театр., приезжали артисты Московского императорского театра.

Такой ярмарка просуществовала до 1816 г. После закрытия торга вспыхнул такой сильный пожар, что отсветы пламени были видны в Нижнем Новгороде. По настойчивым слухам, пожар возник не случайно, а по распоряжению властей. Без этого пожара, уничтожившего все недавно возведенные здания, перевод ярмарки
был бы странен. Ярмарку решено было перенести под Нижний Новгород.

Первоначально Волга текла на некотором удалении от стен монастыря, но затем стала быстро приближаться к нему, размывая берега. В 1829 году рухнула северо-западная угловая башня, в 1859 году — центральный купол Троицкого собора, его удалось восстановить только в 1910 году.

В 1868 году монастырь из-за угрозы полного разрушения был упразднен и было приказано разобрать на кирпич его строения. Но благодаря ходатайствам местных жителей и значительных затрат на разбор, здания сохранились, хотя и в поврежденном виде.

В 1882 году снова возрожден уже как женский. Сначала здесь было всего пятнадцать сестер, но через 10 лет жило уже около ста монахинь. Макарьев монастырь был закрыт в 1927 году. Была уничтожена Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, частично разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е годы началась их реставрация. Ныне это действующий женский монастырь.

В Нижегородской области получила свое воплощение легенда о сказочном Китеж-граде так схожим по внешнему описанию с расположенным здесь Желтоводским Макарьевским женским монастырем. Усиливают такое сравнение и разносящийся по всей округе колокольный звон, и белокаменные стены, омываемые водами реки Волги.

История монастыря

Макарьевский женский монастырь - одно из красивейших мест России, восхищаясь его архитектурой, мало кому придут на ум мысли о том, насколько драматичны события, связанные с его историей. Основатель монастыря - преподобный Макарий Унженский. И монастырь, и святой Макарий именуются Желтоводскими - по названию озера, на берегу которого в XV веке была основана обитель.

Свято-Троицкий Макарьев Желтоводский женский монастырь

История обители начинается с 1435 года, когда монах Печерского монастыря в Новгороде - Макарий, по благословению игумена покинул свою обитель и, выбрав пустынножительство, обрел свой приют на берегах Желтого озера. Уединившись в этих местах, живя в непрестанной молитве и посте, он принял решение поставить себе келью. Довольно скоро новость о появившемся в довольно диком месте пустыннике разнеслась по округе и вскоре другие монахи, покинув свои обители, присоединились к Макарию.

В это время трудами преданных Богу иноков, выстроили небольшую деревянную церковь, посвятив ее Святой Троице. Вокруг этой церковки и разрослась со временем община, ставшая спустя многие годы Свято-Троицким Макарьевским Желтоводским монастырем.

Интересно! Сегодня Желтое озеро, став легендой, уже поглощено водами Волги, поменявшей некогда русло, но название монастыря осталось.

Рождение монастыря

Первое драматичное происшествие, повлиявшее на ход истории обители, случилось уже спустя 5 лет от основания монастыря.

Во время нападения казанского хана обитель была полностью уничтожена и всякое упоминание о ней в летописях также не встречалось. Однако, спустя практически 2 века старец Авраамий рассказал о том, что святой Макарий трижды являлся ему и велел заняться восстановлением обители.

Икона преподобного Макария Желтоводского

И, действительно, в XVII веке, после того, как обитель была полностью восстановлена, Макарьевский монастырь стал играть очень важную роль в духовной жизни России, и стал называться центром православной веры на Волге.

Важно! В память о преподобном Макарии с того времени и по сей день, в дни почитания Святого, на Поволжье проходит большая православная ярмарка.

Судьба святыни

Жизнь обители, ее судьба, тесно переплелись с историей России. Так, в период восстановления монастыря большую роль для него сыграл царь Михаил Федорович - первый государь России из рода Романовых. Государем была выделена довольно большая сумма, предназначавшаяся не только на восстановление первоначального облика обители, но и на нужды, связанные с жизнью монахов.

В 1628 году, по завершении строительных работ, Московским Патриархом Филаретом был присвоен статус монастыря Желтоводской Макарьевской обители. Но уже в 1670 году отряды Стеньки Разина вновь разорили обитель.

Трудные времена

К концу XVII века монастырь, в силу различного рода обстоятельств (в основном в связи с переводом финансов, получаемых с ярмарки в монастырскую казну), пришел в упадок. А спустя несколько лет ситуация усугубилась по причине возникшего в монастырских стенах пожара. Решением Святейшего Синода было принято не проводить восстановительные работы на территории обители, а церковную утварь и иконы перевести в Храм святого Александра Невского в Новгороде.

Лишь в конце XIX века по восшествии на престол Александра III, отличавшегося большой боголюбивостью, обитель было решено восстановить, однако из мужского монастыря она перешла в женский.

Храм преподобного Макария в Желтоводском монастыре, Костромская область

Но и на этот раз судьба Желтоводского Макарьевского женского монастыря сыграла с ним злую шутку, хотя на этот раз стены и строения обители не были разрушены, но после 1917 года, в связи с событиями в стране, они были переданы в хозяйственное использование и теперь здесь решено было организовать подсобное хозяйство, таким образом, стены храмов вместо духовных песнопений и молитв обречены были «слушать» мычание коров и прочей живности.

Так обстояли дела до 1991 года, когда указом правительства Макарьевский женский монастырь, находившийся к тому времени в аварийном состоянии, было решено передать в ведение Нижегородской епархии.

Описание архитектуры

Для человека, отправившегося в путешествие по Волге, Желтоводский женский монастырь - одно из самых живописных мест. Снаружи его окружают крепкие, крепостные стены, снабженные дозорными башнями и тяжелыми воротами. Эти массивные стены к тому же являются местом, где расположены кельи монахинь, а также множественные административные комнаты.

Весьма интересен сам вход в монастырь, который осуществляется через массивные ворота и надвратный храм, посвященный Архангелу Михаилу.

Собор Троицы Живоначальной в Макариево-Желтоводском монастыре

Отдельно стоит сказать о главном храме монастырского комплекса - Собор святой Живоначальной Троицы. Стены его расписаны старинными, частично восстановленными фресками, а в главном зале, на колоннах до сего дня сохранились следы частных наводнений, возникающих от разлива Волги. К слову, на сегодняшний день от потопления монастырь защищен огромным земляным валом.

Уникальные храмы

На территории Желтоводского Макарьевского женского монастыря расположены 6 храмов:

  • Храм преподобного Григория Пельшемского;
  • Собор Святой Троицы;
  • Храм Макария Желтоводского;
  • Храм Архангела Михаила;
  • Церковь Успения святой Богородицы.

Все храмы были построены в XVII - XVIII веках, а Церковь, посвященная Макарию Желтоводскому, была выстроена в XIX веке. В начале XX века, при реставрации храмового комплекса, под слоем побелки были обнаружены старинные фрески, большую часть которых стараниями иконописцев удалось восстановить.

Чтимые святыни и престольные праздники

К особо чтимым святыням Макарьевского монастыря относят:

  • иконостас с частицей мощей Святого Макария;
  • главу Преподобного Макария.

Интерьер церкви Макария Желтоводского в Свято-Троицком Желтоводском монастыре

Прихожане и паломники верят в то, что благодаря поддержке этого Святого можно излечиться даже от самых тяжелых болезней, очистить душу от страданий и грехов, а еще - попросить об исполнении сокровенных желаний.

В храмах архитектурного комплекса Макарьевского женского монастыря хранятся святые мощи:

  • святого Николая Чудотворца;
  • Иоанна Златоуста;
  • Феофана Затворника;
  • Георгия Победоносца;
  • святого Пантелеймона;
  • Петра и Февронии;
  • Матроны Московской.

Главный престольный праздник монастыря проходит ежегодно 7 августа и посвящен он основателю обители - преподобному Макарию. В этот день в стенах монастыря проходят праздничные богослужения и крестный ход.

Деятельность прихода

Основная деятельность монастыря связана с церковной жизнью, кроме того, на территории монастыря имеется приют для девочек, лишившихся родителей, в котором на сегодняшний день проживают 20 детей.

Имеется также монастырская библиотека и гостиничные места для прибывших на некоторое время для помощи в труде паломников.

Богослужение в монастыре

Ежедневно в 8 утра в 17.00 вечером проходят богослужения, по праздничным же и воскресным дням утренняя служба начинается в 9.00, а вечерняя - в 18.00.

Богослужение в Троицком соборе Желтоводского монастыря

Для тех, кто желает пройти обряд крещения, проводятся предварительные беседы со священником (после основных служб), равно как и для готовившихся к обряду венчания.

Как добраться

Добраться до Макарьевского женского монастыря можно на машине, выехав из Нижнего Новгорода. Следует проехать 88 км и уже через полтора-два часа прибыть на место.

Другой вариант - добираться до монастыря на пароме, который отбывает от Лысаково каждые 2 часа. Из Новгорода до Лысаково можно доехать на автобусе.

Макарьевский Желтоводский монастырь

Макарьево-Желтоводский монастырь основан в 1415 г Макарием из Нижнего Новгорода, которого стали звать Желтоводским из-за называния монастыря, построенного на волжских пойменных лугах у Желтого озера. И в 1439 году татары разорили и сожгли его. Макарий был взят в плен, но вскоре выпущен на свободу. С него взяли обещание не восстанавливать монастырь на том же месте. И Макарий ушел в леса Костромы, и впоследствии основал другой монастырь на Ужне. История архитектуры Макарьевского монастыря начинается только со времени его возобновления в 1620-е года, когда 1624 году была построена первая деревянная церковь.

Макарьевский монастырь в 1640 году. Реконструкция Н. Филатова, рисунок взят из его книги.

Московское правительство еще с XVI века предпринимали попытки переместить центр волжской торговли в земли Руси. Но организованная ярмарка в Васильсурске (городе построенном Василием III), потерпела неудачу. В 1641 году выходит указ об организации ярмарки около Макарьевского монастыря, который мог также собирать торговые пошлины.

Вообще, в то время русские монастыри были культурными и хозяйственными центрами. Это давало им возможность быть опорными пунктами при заселении края. У стен монастыря встречались судна, идущие вниз по течению из старорусских земель. Это поспособствовало тому, что на середине Волжского пути закрепилась знаменитая в то время Макарьевская ярмарка.


Павильон (каменный) ярмарки после реконструкции. Как видите, эта «античная» громадина и в самом деле могла превосходить Гостиный двор в Санкт Петербурге.

Все основные постройки в Макарьевском монастыре были возведены за достаточно небольшой период — с 1651 по 1667 года. Из-за этого он смотрится как единый архитектурный ансамбль. В своем современном виде его территория окружена крепостью четырехугольной формы, со сторонами около 200 м каждая, и предназначалась для защиты монастыря и ярмарки от народных волнений.


План «города Макарьева» (не воплощенный) 1781 года. Виден монастырь, стены (земляные) города (которых, кажется, так и не стали строить), и неудачно выбранное (у воды) место для ярмарки. Рисунок из книги Н. Филатова.

Центр монастыря — Троицкий собор — построенный в 1658 году. Это шестистолпный пятиглавый храм с тремя аспидами, их низкие стены подчеркивают высоту основного объёма. Собор по своему облику и величию было подобно Спасскому собору (1652) в Нижегородском кремле.


Макарьевский монастырь на иконе Симона Ушакова в процессе строительства (1661). Видно два каменных храма, Святые ворота в камне, которые потом придется переделывать, и квадратная башня с идущим от нее «вверх» пряслом каменной стены. Она впоследствии перестанет быть угловой, а прясло придется сломать. Остальные стены пока в дереве. Рисунок взят из книги Н. Филатова.

Четыре круглых массивных столба поддерживают своды Троицкого собора. В конце XVII иле начале XVIII века все стены и своды зала были покрыты росписью. Синие, красно-коричневые и охристо-желтые цвета оттеняются пятнами чистого черного цвета. На стенах нет пустого места, все занято изображениями человеческих фигур, коней, сказочными постройками, скалами и деревьями. Множество различных картин, соединенных в сплошные ленты, несколькими рядами опоясывают храм. Хотя сюжеты для композиций были взяты из церковной тематики, художники трактовали их в привычных для себя образах, помещая действующие лица библейских историй в обстановку повседневного быта своего времени, показывая реальную жизнь. Сейчас эти изображения без реставрации проявляются, и становятся всё ярче и ярче.


Трапезная Макарьевского монастыря, 1651 года, представляет собой двухэтажное здание. На первом этаже были хозяйственные помещения, которые во времена ярмарки сдавались под склад товаров. К большому залу трапезной примыкала Успенская церковь, а с противоположной западной стороны открытая паперть соединяла ее с колокольней, углы которой были обработаны под каменный руст. В 1882 году открытые проемы галереи были заделаны, а вместо прежнего деревянного крыльца сделана внутренняя, деревянная лестница.

Обрамление окон первого яруса трапезной, как и многие детали на корпусах келий крепостных стен, особенно по южной стороне монастыря — результат переделок первой половины XVIII века.

По четырем углам монастыря стояли круглые башни, между ними, на середине стен, квадратные с воротами.


С южной стороны, обращенной к реке, был устроен главный вход — Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. Первоначально церковь имела одну главу, которую в 1670 году заменили пластически более сложным пятиглавым завершением.


Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, а боевой ход покрыт деревянной кровлей. Высота стен с зубцами — 8 метров, ширина — 2,5 метра.

Кроме сохранившихся сейчас укреплений, монастырь имел пристроенную с запада дополнительную территорию, огороженную тремя стенами, с мощными квадратными башнями и встроенным в западную наружную стену каменным Гостиным двором. Помещения Гостиного двора в XIX веке перестроили в пересыльную тюрьму, под таким названием и были известны стоявшие до недавнего времени остатки сооружения. Башни и стены этого участка давно уже полностью разрушены, а примыкавшая к ним угловая северо-западная башня обвалилась при высоком паводке еще в 1829 году.

Во второй половине XVII века монастырь достиг своего расцвета. Патриарх Антиохийский Макарий, посетивший монастырь в 1666 году, назвал его «вторым Иерусалимом». В монастыре даже побывали император Петр I и императрица Екатерина Великая.

Будущий патриарх Никон, Аввакум Петров, архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон, протопопы Стефан Вонифатьев и Иван Неронов – выходцы из Мкарьевского монастыря.

XIX век был очень трудным для монастыря. В 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Волжские воды стали постепенно разрушать наружную линию укреплений. В 1868 году обитель была закрыта, так как существовала угроза полного закрытия. В 1883 году, монастырь был восстановлен, но уже как женский.

А в 1927 году монастырь уже закрыли, сестер разогнали. В 1928–1929 годах здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным советским организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 году обитель была передана Лысковскому зооветеринарному техникуму. За годы советской власти монастырские храмы и строения постепенно разрушались и приходили в упадок.


В 1990 году Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь был передан Нижегородской епархии. К 2005 году отреставрированы и освящены монастырские храмы. В настоящее время обитель переживает свое третье возрождение, что конечно не может не радовать!

Расположен Желтоводский Макариев монастырь, фото которого, представленные в статье, в полной мере подтверждают, что он по праву считается одним из красивейших в России. Белоснежные стены обители, как бы встающие из воды, невольно рождают в памяти образ сказочного града Китежа, а доносящийся из-за них благовест лишь усиливает ассоциацию. Однако за столь дивной красотой скрывается долгая и полная драматизма история.

О том, как зарождался Желтоводский Макариев монастырь

Летопись сообщает, что в 1435 году инок Печерского Нижегородского монастыря Макарий с благословения игумена оставил свою обитель и удалился для пустынножительства на берег Жёлтого озера, находившегося вблизи Волги. По имени озера и вся эта местность называлась Жёлтыми водами. Там, среди лесов и полей, срубил он себе келью и, отрешившись от суетного мира, предался постам и молитвам.

Но так уж повелось, что свет Божий истины не бывает потаённым, и вскоре весть о подвижнике разнеслась по округе, и к его одинокой келье на берегу озера потянулись люди. Одни, сотворив с ним молитву, возвращались в мир, а другие, получив на то дозволение, оставались и устраивали себе жилища поблизости. Вскоре совместными усилиями срубили иноки деревянную церковку, освятив её во имя Святой Троицы. Так постепенно образовалась монашеская община, на месте которой через много лет встал на берегу Волги Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь.

Разорение обители и пленение его насельников

Но недолго суждено было прожить на этом месте преподобному Макарию и его братии. Лишь четыре года минуло с той поры, как обосновались они на Жёлтых водах, как попустил Господь татарскому хану Улу-Мухаммеду совершить набег на Нижегородские земли и вместе с прочими святыми обителями разорить и предать огню недавно созданный монастырь. Многие иноки приняли от супостатов мученическую смерть, а те, кого минули татарские сабли и стрелы, были угнаны в полон.

В числе прочих невольников оказался и преподобный Макарий. И быть ему проданным в рабство, если бы не грозный хан. Поразило басурманина глубочайшее смирение, разлитое во всём облике пленного монаха, и неземная благодать, лучившаяся в его очах. Расспросив о нём воинов, пригнавших пленников, он услышал от них, что перед ним человек, не причинивший никому зла и старавшийся на всём протяжении пути делать добро не только своим товарищам по несчастью, но и даже тем, кто гнал его, связанного, по пыльной дороге.

Нежданная свобода и новые тяготы

Поражённый услышанным, хан приказал страже развязать кроткого монаха и даровать ему волю. Своё решение он объяснил тем, что Бог - единый для всех, независимо от того, в какой вере человек живёт, - неизбежно покарает каждого, кто причинит зло такому праведнику. Отпустив Макария на свободу, он по просьбе последнего позволил уйти с ним ещё многочисленным невольникам, в том числе и нескольким женщинам с детьми.

В одном лишь хан был неумолим - он запретил восстанавливать на Жёлтом озере разорённую обитель. Никому было неведомо, что пройдут сто девяносто лет, и на прежнем месте возродится Желтоводский Макариев монастырь, но в ту пору монахам, получившим столь чудесным и неожиданным образом свободу, ничего не оставалось, как пуститься на поиски нового места для своей обители.

Окончание странствий

Долог и труден был их путь на родную землю. По дороге преподобный Макарий и его спутники набрели на чудное место, расположенное на берегу Оно как раз подходило для обустройства нового монастыря. Здесь сама природа благоприятствовала им, создав небольшую возвышенность, окружённую с трёх сторон холмами и омываемую рекой. Но территория сия принадлежала казанскому хану, и тот, узнав о появлении в его владениях православных монахов, приказал им уйти.

Долго ещё шли монахи, пока, наконец, не достигли Костромских земель и не остановились в городе Унже. Тех, кто возвращался из татарского плена, всегда принимали на Руси с радушием, а поскольку бывшие пленники были ещё и Божьими людьми, к ним отнеслись с особой симпатией, а к Макарию - с подчёркнутым почтением.

Основание нового монастыря

Но далёкий от жажды мирских почестей преподобный счёл за благо удалиться в лесную глушь. Там в пятнадцати верстах от города им был основан новый, уже второй Желтоводский Макариев монастырь. История его создания в точности повторила всё, что произошло несколько лет назад на Жёлтом озере. Вскоре уединение пустынника было нарушено желающими разделить с ним иноческий подвиг, и в результате вновь появились в глухом лесу кельи, за ними - деревянная церковь, и, наконец, образовалась община.

К тому времени преподобный Макарий достиг преклонного возраста и в 1444 году, когда исполнилось ему девяносто пять лет, мирно почил. Незадолго до этого, предчувствуя скорое расставание с братией, завещал он своим духовным чадам вернуться, когда будет возможность, на Жёлтое озеро, в то место, где пленил их татарский хан, и туда перевести Желтоводский Макариев монастырь.

Муромский монах - исполнитель заповеди преподобного Макария

Прошло без малого два века. И настало время, когда благословил Господь честных иноков вновь основать свои кельи на берегу Жёлтого озера. Это событие связано с именем Авраамия Желтоводского - монаха одного из муромских монастырей, не причисленного до сих пор к лику святых, но снискавшему своими деяниями бессмертную славу.

С детства болея душой о разорённой некогда обители, он часто молился перед иконой преподобного Макария, испрашивая его небесного покровительства в деле её восстановления. Точно известно, что благочестивый инок получил некое знамение, свидетельствовавшее о том, что его молитва услышана, и что Благодать Божия будет ему споспешествовать в этом благом деле.

Возрождение обители и получение ею официального статуса

Изготовив список с иконы, через которую он получил эту благую весть, Авраамий и несколько иноков из монастырской братии прибыли на Жёлтое озеро и, усердно помолившись Господу, принялись восстанавливать монастырь на старом пепелище. Местные жители, желая внести свою лепту в это богоугодное дело, оказывали им помощь.

Большая заслуга в успехе столь важного начинания принадлежит благочестивому царю Михаилу Фёдоровичу - первому государю из династии Романовых. Посетив в 1619 году Унженскую обитель и узнав о сокровенном желании иноков вершить их монашеский подвиг там, где основал свой первый монастырь преподобный Макарий, он оказал им всяческое содействие. Государь не только поддержал их своим указом, но выделил значительную материальную помощь. Окончательно же статус монастыря был закреплён в 1628 году грамотой Московского

Годы процветания обители

Но не только земные владыки оказывали своё содействие монастырю. Обильно ниспосылалась ему и Благодать Божия. Волей Всевышнего Волга со временем изменила своё русло, полностью поглотив Жёлтое озеро, и Желтоводский Макариев монастырь, таким образом, оказался на берегу великой русской реки, являвшейся одной из главных судоходных артерий России.

Столь удобное расположение обители способствовало тому, что со временем на принадлежащих ей землях начали устраиваться ярмарки, по названию монастыря именовавшиеся Макарьевскими. Как владельцы территории, монахи имели право на взимание торговых сборов - весьма значительных сумм, позволивших им в непродолжительное время возвести в обители множество каменных построек и значительно обустроить свой быт.

Упадок и упразднение монастыря

Продолжалась эта благодатная пора до 1817 года, пока Господь не попустил перенести ярмарки, столь обильно пополнявшие монастырскую казну, в Нижний Новгород. Там они приняли ещё больший размах, сохранив при этом своё прежнее название. Однако монастырь Макария Желтоводского, лишившись своего главного источника доходов, стал приходить в упадок. Со временем он получил статус заштатного.

Беда же, как известно, не приходит одна, и по прошествии нескольких лет случился в его стенах пожар, уничтоживший многое из того, что на протяжении долгих лет возводилось несколькими поколениями иноков. не счёл нужным проводить восстановление обители, и она была упразднена. Иконы и утварь, спасённые из огня, было приказано передать в Нижегородский собор святого Александра Невского.

Восстановлена обитель была только в 1883 году, после восшествия на престол боголюбивого государя Александра III, но уже как Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь. Отныне его обитательницами стали сёстры, пожелавшие оставить суету тленного мира и всей душой предаться служению Богу.

Катастрофа семнадцатого года

Из дошедших до нас документов известно, что к началу Апокалипсиса, которым стал для России 1917 год, в стенах обители проживало более трехсот насельниц, и она была в числе наиболее обустроенных в стране. Однако в своём отношении к монастырю, да и вообще к православию большевики мало чем отличались от хана Улу-Мохаммеда, некогда разорившего Макарьевскую обитель.

Как пять веков назад двигались по пыльным российским дорогам караваны невольников, так же и в XX веке потянулись на север и северо-восток нескончаемые эшелоны репрессированных, среди которых были и скорбные женщины в монашеских рясах. Но, в отличие от степных кочевников, даровавших некогда свободу преподобному Макарию, а с ним и сотням других россиян, ханы нынешней орды не имели милосердия, и многие из их пленников так никогда больше и не смогли увидеть родных мест.

Монастырские же постройки с тех пор использовались в хозяйственных нуждах. Одно время на территории бывшей обители размещалось животноводческое хозяйство, и в помещениях, являвшиеся прежде Божьими храмами, держали скот.

Время долгожданных перемен

Но не вечно длилось поругание, попущенное Господом за грехи людские. Достиг и волжских берегов свежий ветер перестройки. В 1991 году правительственным указом Желтоводский Макариев монастырь, храмы которого к тому времени пришли в аварийное состояние, был передан в ведение С этого времени началось его активное восстановление.

Спустя несколько месяцев вышло и постановление Священного Синода о том, что Желтоводский Макариев монастырь возобновляет свою деятельность, прерванную десятилетиями атеистического мракобесия. Первыми его насельницами стали двадцать пять монахинь, пожелавших перейти в него из других обителей страны.

Сегодня Желтоводский Макариев монастырь, адрес которого: Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево, находится в числе самых известных и посещаемых паломниками обителей России. Ежегодно он принимает сотни тысяч гостей из разных концов страны. И это закономерно, так как здесь, на берегу Волги, посетители становятся свидетелями единения духовного величия православной веры с неповторимой красотой её храмового зодчества.

Территория монастыря окружена мощными крепостными стенами, усиленными сторожевыми башнями. Внутри них архитектурным центром является величественный Троицкий собор, при построении которого за образец был взят Успенский собор Московского Кремля. Кроме того, монастырский комплекс включает в себя ещё пять храмов, построенных в разное время, но объединённых общим композиционным замыслом.

репортаж из женского монастыря.

Неподалеку от впадения Керженца на левом берегу находится - поселок Макарьево. Рядом с ним расположился знаменитый Макарьевский монастырь. Есть несколько способов добраться до Макарьевского монастыря. Первые два - по Волге от Речного вокзала Нижнего Новгорода.


фото из архивов
Откуда бы вы двигались к Макарьеву:


по воде


или по суше


с любой стороны открывается прекрасный вид на монастырь
Начало обители было положено в 1435 г. прп. Макарием Желтоводским чудотворцем. В то время инок Нижегородского Печерского монастыря поставил в урочище Желтые воды уединенную келию. Постепенно к нему стали стекаться странствующие монахи, привлеченные его святым образом жизни. Так образовалась пустынь во имя Живоначальной Троицы.


Макарьево. На заднем плане Казанская церковь и магазин.


Однако через четыре года обитель подверглась разорению войсками хана Улу-Мухамеда. Насельники монастыря были перебиты, а прп. Макария враги взяли в плен.


Вход в обитель

Надвратная икона.


Изгнание злых духов.




Златые врата. Здесь и ангелы, здесь и спартак...


здесь и вохр


Надвратная Михаило-Архангельская церковь


Возобновлен был монастырь в 1620 г. иноком Тетюшского Казанского монастыря Авраамием по повелению прп. Макария, явившегося ему во сне. В это время был построен Троицкий собор с приделами прп. Макария и прп. Михаила Малеина (1664 г.), деревянная часовня с образом прп. Макария, перенесенным из монастыря на Унже. Впоследствии на ее месте возвели каменный храм.

Вход в надвратную церковь.


В обители принял постриг будущий Патриарх Всея Руси Никон (1605-1681)


Церковь Макария Желтоводского


С обратной стороны.


Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Построен в 1664 году по образцу Московского Успенского собора.
За алтарем соборного храма находятся могилы убиенных татарами при разрушении монастыря иноков.

Единственная в Нижегородской области сохранившаяся роспись стен и сводов верхневолжской школы конца XVII - начала XVIII в. А звук с соборе феноменальный.


Таких эффектов я ещё не встречал. Кроп с верхнего снимка.
Что это за проэкция?


На колоннах следы от наводнений в XIXв.


Колокольня трапезной Успенской церкви.


Настоятельский корпус Макарьев-Желтоводского монастыря, где помещалась домовая церковь Антония Великого.


В 1670 г., монастырь осаждали отряды Максима Осипова, одного из атаманов Степана Разина.


А жизнь идёт своим чередом.


У стен монастыря ежегодно проводилась ярмарка. Официально ярмарка была учреждена в 1641 г., когда по указу царя Михаила Федоровича все пошлинные доходы от ярмарки были отданы монастырю "на свечи, на ладан, на церковное строение и братии на пропитание". Монастырь содержал торговые ряды, гостиницы. Ярмарка под стенами монастыря просуществовала до 1816 г., когда после уничтожения пожаром была перенесена в Нижний Новгород, положив начало знаменитой Нижегородской ярмарке.


В 1868 г. обитель была упразднена, а в 1882 г. (по другим источникам в 1883 г.) ее обратили в женскую по просьбе жителей города Макарьева, ходатайствовавших о восстановлении обители.


После в 1927 г. монастырь был закрыт Советской властью. В его постройках размещался детдом, в годы войны - госпиталь, затем зооветеринарный техникум. Русской Православной Церкви обитель передана в январе 1992 г.



А нам пора домой...

Похожие публикации