Туристический портал - Paratourism

Интересный журнал. Открыть левое меню гянджа Где находится гянджа

Факты и цены

Номер от 90 AZN / 3443 руб.

Обед от 7,3 AZN / 281 руб.

Транспорт от 0,3 AZN / 12 руб.

Языки азербайджанский

Валюта азербайджанский манат

Виза не нужна

Коротко о Гяндже

Гянджа - «Город сокровищ», и не только потому, что его название в нескольких восточных языках трактуется как «клад». Но еще и потому, что до сегодняшних дней здесь сохранился дух древности, атмосфера старинного города, пережившего множество нашествий и видевшего расцвет и закат великих династий. Гянджа находится у подножия хребта Малый Кавказ, как раз на Великом Шелковом пути. Крепости, мавзолеи, церкви, развалины дворцов - отовсюду веет легендарной стариной.

Современная Гянджа еще помнит, как носила название Кировабад и была местом жестоких столкновений в период карабахского конфликта. Но, помня о прошлом, город не забывает и о дне сегодняшнем: здесь разбиты великолепные парки с прудами и фонтанами, площади сияют чистотой, а раскидистые ветви чинар дарят в солнечные дни благодатную тень.

Что посмотреть в Гяндже

Главным историческим ансамблем Гянджи является ансамбль Шейха Бахауддина, куда входят Джума-мечеть, караван-сарай и Чёкяк-хамам. Первой в этой троице появилась мечеть (1606 г.), за ней баня с двумя сообщающимися залами, а после караван-сарай, где расположен музей поэтессы Месхети Гянджеви.

2 вещи, которые надо сделать в Гяндже

  1. Оставить свой след на одной из мощеных булыгой улиц Гянджи, по которым ходили Катран Тебризи, Абул-Ула, Фелеки, Хагани, Мехсети и другие «звезды» азербайджанского ренессанса.
  2. Откусить кусочек от многотонного торта, приготовленного в честь дня рождения президента Азербайджана Ильхама Алиева (24 декабря). Заметим, что с каждым годом длина торта увеличивается на 1 метр и равняется возрасту президента. Такими темпами, к 2021 году размер его составит 60 метров!

Динамика роста населения:

  • 1897 - 33,6 тыс.
  • 1939 - 99 тыс.
  • 1959 - 136 тыс.
  • 1972 - 195 тыс.
  • 2003 - 302 тыс.
  • 2004 - 320 тыс.
  • 2008 - 397 тыс.

Национальный состав: азербайджанцы составляют около 98% населения, русские, украинцы, татары и др. - 2%

История

Возникновение города
Как и другие города современного Азербайджана (Нахичевань, Шеки, Шемаха), Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на пересечении древних караванных дорог.

Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 г. Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядомом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Мохаммад как основатель Гянджи упомянут и в «Истории страны Алаунк» Мовсеса Каланкатуаци:

«Спустя еще два года пришел хазр патгос, человек беспощадный и свирепый, но и сдох в том же году. Но пришел сын его и покорил страну мечом, предал огню множество церквей, жителей взял в полон и ушел в Багдад. Затем он вновь пришел оттуда по царскому повелению и на средства казны построил в гаваре (округе) Аршакашен город Гандзак в двести девяносто пятом году (армянского летосчисления).»

В Гандзаке долгое время была резиденция католикоса Кавказской Албании (Агванка).

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвертого Халифа Али ибн АбуТалиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.).

В начале VII в и в VIII в. Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине - арабами. В конце VII в. город был превращен в арену битв между арабами и хазарами.

Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьем.

По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы.

В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х в. Гянджа, находившаяся под властью Саларидитов, стала столицей Шададитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла еще больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость.

В 1063 были созданы знаменитые врата Гянджи.

По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных. С 1918 г. город оказался в составе республики Азербайджан.

Турки-сельджуки
В середине ХI в. Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I (1038-1068) в 1054 двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI в. Фадлун III, правитель шададитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 г. сельджукский правитель Малик шах (1072-1092) послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шададитов, которые правили более 100 лет.

Правление Гянджой Малик шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном (1105-1117) всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, в ответ на это сельджукские войска вторглись в Грузию и ограбили ее.

Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гек-гель, Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки.

Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметрий напал на город, захватили много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые поныне хранятся во дворе Келатского монастыря в Грузии.

С образованием государства атабеков (см. Иранский Азербайджан, Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что ее изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шелк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Между Россией и Ираном
В XVIII в. Гянджа - центр Гянджинского ханства.

В конце 1803 г. против Гянджи вступил русский отряд князя П.Д. Цицианова (до 2 тыс. чел.). На требование Цицианова покориться Джавад-хан Гянджинский ответил отказом. На подступах к Гяндже он дал русским бой, но был разбит и бежал в крепость, потреяв 250 чел. убитыми; русские потеряли 70 чел.

3 января 1804 г. в 5 часов 30 минут утра войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Ее окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чем в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I.

Это привело к русско-иранской войне 1804-1813. Иранская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Севан на двух направлениях - эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис (Тбилиси).

В октябре 1813 Иран был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана.

С 1868 Елизаветполь - центр Елизаветпольской губернии.

В 1883 связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век
По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13392, армян 10524). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джумаа (Джаами Гянджи), построенная Шахом-Аббасом в 1620 г., увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Из церквей самая старая - церковь Сурб Ованес Мкртич (Св. Иоанна Крестителя) - 1633 г.; армянский собор высотой 20 м. был закончен в 1869 г.

В начале XX века в городе функционировали 6 армяно-апостольских церквей, 2 русские православные церкви и 13 мечетей. Из сохранившихся армянских апостольских церквей наиболее почтенный возраст имеет церковь святого Ованеса Мкртича, на южной стене которой под солнечными часами была высечена надпись, удостоверяющая, что при католикосе Ованесе в 1633 году построена сия церковь святого Ованеса Мкртича (Иоанна Крестителя).

Гянджа первой половины ХХ века - необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 г. в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами (см. Армяно-татарская резня 1905-1906, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг.

22 января 1918 у станции Шамхор, недалеко от Гянджи вооруженными бандами националистов были убиты и ранены тысячи солдат российской армии возвращавшихся с Кавказского фронта в Россию.

В июне 1918 Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку.

В ночь с 25 на 26 мая 1920 здесь был поднят мятеж мусаватистов, который был ликвидирован в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана.

22 ноября 1988 г. в городе начались армянские погромы, сопроводжавшиеся настоящими сражениями на границах армянского квартала. После этого многотысячное этническое армянское население города было полностью эвакуировано в Армению, их дома и имущество - разграблены.

Климат

  • Среднегодовая температура - +13,4 C°
  • Среднегодовая скорость ветра - 2,5 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха - 68 %

Гянджа , или Ганджа (азерб. Gəncə́, в 1804-1918 - Елизаветполь , в 1918-1935 - Ганджа , в 1935-1989 - Кировабад ) - второй по площади и третий по населению город Азербайджана.

Гянджа расположена в Закавказье. До 1804 года город был известен как столица Гянджинского ханства, впоследствии стал центром Елизаветпольского уезда (1840-1929), Елизаветпольской губернии (1867-1929) и Гянджинской области (1952-1953).

География

Расположен на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай бассейна Куры. Центр исторической области Арран. Железнодорожная станция на линии Баку - Тбилиси, аэропорт.

Гянджа как административная территория включает в себя два городских района (Кяпазский - 178 500 жителей, Низаминский - 164 500 жит.) и посёлок городского типа Аджикент с соответствующими органами местного самоуправления.

История

Первые века существования города

Гянджинская крепость. Фотография XIX в.

Гянджа возникла как поселение из-за благоприятного географического расположения на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 659-660 гг. (то есть во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей. Согласно анонимной «Истории Ширвана и Дербента» («Дербенд-наме»), Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из арабского рода Йазидидов Ширвана, управлявших Азербайджаном (историческая область на юге реки Аракс, главным образом на северо-западе современного Ирана), Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, повторно основал город) подтверждена армянским историком X века Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846-847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению. Происхождения исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» - у арабов, «гандза» - у грузин, «гандз» - у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганджа» или «Ганза» указывает на существование более древнего, доисламского города. Отсюда Гянджа и носит прозвище «Город Сокровищ».

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.). Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни региона. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны, особое внимание уделяли укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX-X вв. в связи с ослаблением Арабского халифата части территории современного Азербайджана входила в феодальные государства династий Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Раввадидов.

В середине X века Гянджа, находившаяся под властью иранской династии Саларидов, стала столицей курдской династии Шеддадидов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шеддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.

От сельджукского завоевания до монгольского нашествия

В середине XI века Арран подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 году двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи эмир Шавур из династии Шеддадидов согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века потомок Шавура Фадлун III, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

Ворота Гянджи XI века, снятые после взятия города войском грузин. Ныне хранятся в монастыре Гелати, близ Кутаиси

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, стала вассалом Грузии вплоть до вторжения монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 30 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием Государствa Ильдегизидов Гянджа стала резиденцией ильдегизидского правителя Аррана. В 1225 году Гянджу захватывает у Ильдегизидов хорезмшах Джелал ад-Дин и правит ею до своей гибели в 1231 году. Люди Джелаледдина творили всевозможный произвол и насилие, что же до христиан, то был отдан приказ о насильственном переводе их в ислам. Результатом этих насилий стало восстание 1231 г. под предводительством ремесленника Бендера. Восставшие перебили гарнизон Джелаладдина, но в конце концов восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, сам Бендер четвертован.

На территории Гянджи известны находки византийских монет..

XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков. Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока. Гянджа в это время сохраняла своё прежнее преимущественно иранское население и являлась одним из центров персидской культуры. Здесь творили такие выдающиеся классики персидской поэзии как Низами Гянджеви и Мехсети Гянджеви.

По словам Киракоса Гандзакеци, „этот многолюдный город был полон персов, а христиан там было мало. [Персы] крайне враждебно относились к Христу и его поклонникам, презирали и хулили крест и церковь, унижали и поносили священников и церковнослужителей“ . Именно этим армянский историк объясняет постигшую город катастрофу - монголо-татарское нашествие.

Взятие города татаро-монголами

Вскоре после гибели Джалалэддина, в 1235 году, Гянджа была взята татаро-монголами. Согласно армянскому историку Киракосу Гандзакеци, монголы в разных местах разрушили машинами стену.

Но никто из врагов [сразу] не вошёл в город, в полном вооружении они осаждали его в течение недели. Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. И никто из них не спасся, за исключением небольшого отряда хорошо вооружённых воинов в полном снаряжении, которые ночью пробили часть стены и убежали, и небольшой группы черни, которую задержали и подвергли пыткам, дабы они показали, где спрятаны сокровища. Позже кое-кого [из них] убили, часть угнали в плен, а сами стали рыться в пепелищах домов и взяли все, что нашли из спрятанного. (…)И таким безлюдным и разрушенным оставался город в течение четырёх лет, потом был дан приказ о его восстановлении. И начали понемногу собираться в нём [люди] и стали строиться, но городской стены не возвели.

В составе государства Сефевидов. Гянджинское ханство

В XVI-XVIII вв. Гянджа входила в состав государства Сефевидов, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Тахмасп I назначил Шахверди-султана из племени каджаров. Представители этого рода - династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом (при этом Нагорный Карабах оставались в руках его армянских правителей), но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах. В конце XVII века османский путешественник Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ - по русскому) Количество армян было столь велико, что в планах восстановления независимости Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат

В 1723 году к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах. Гянджа опустела, в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне - в Согнаги (то есть в Карабах)» ..

Впоследствии Гянджа вновь вернула своё население, после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.

Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией, войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России был захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

  • Памятники
  • Мавзолей «Имамзаде» XIV века в Гяндже

    Гянджинская крепость. XVI век

    Баня XVI века

    Армянская церковь Святого Саркиса, XVI век

    Мавзолей последнего хана Гянджинского Ханства - Джавад Хана в Гяндже

    Развалины дворца

    Армянская церковь Святого Ованеса, 1633

    Ханский дворец

В составе России

Взятии штурмом крепости Гянджи 16-го (4-го) января 1804 года, − А.Шарлемань (1826-1901)

20 ноября 1803 года Цицианов через Тифлис направился в сторону Гянджи с относительно небольшим отрядом (немногим более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. После соответствующей подготовки, 15 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских войск, участвовало до 700 ополченцев добровольцев и армян из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджу окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки осаждавшим удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Со временем город начали произносить, как Елисаветполь. В октябре 1813 года Персия была вынуждена заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признала присоединение к России Гянджинского ханства.

После завоевания ханства в нём было введено комендантское управление: вся власть, как военная, так и гражданская, была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Елизаветполе был создан окружной суд, в 1824 году - полицейское ведомство. Последнее вызвало недовольство населения, из-за произвола и вымогательств полиции. В 1840 году комендантская система была ликвидирована, Елизаветполь стал центром уезда и в этом качестве вошёл в состав Грузинско-Имеретинской губернии. В 1868 году город стал центром вновь образованной Елисаветпольской губернии. В 1883 году был связан железной дорогой с Баку, Тифлисом и Батумом.

По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви, одна лютеранская церковь. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман.


XX век

Елисаветполь первой половины XX века - город с преимущественно двухэтажными домами, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время азербайджанскими татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения также были в 1918-1920 гг. В июне 1918 года в Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, восстановившее историческое название города. Оно находилось здесь до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено. Армянское население было вынуждено покинуть город.

Гянджа от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Гяндже.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Гянджа, как сказочно красивый город, не мог появиться просто так. Согласно легенде, он был основан на том месте, где путник Мазьяд нашел огромный клад - это были котлы, наполненные драгоценными камнями и золотом. Город был назван в честь этой невероятной находки, а через несколько веков стал вторым по значимости в Азербайджане.

Кстати, знаменитый Великий Шелковый Путь проходил именно через Гянджу. Сегодня город участвует в проекте по восстановлению этого древнего торгового маршрута.

На осмотр старого города Гянджи достаточно 1 дня, пешком его можно пройти за пару часов, но если не спешить и по-восточному наслаждаться жизнью, ароматным кофе и достопримечательностями, то и двух дней покажется мало.

Как добраться

До Гянджи можно добраться на самолете, поезде, автобусе или своим транспортом. Рейс из Москвы лайнер преодолеет за 2,5 часа. Из Баку , столицы Азербайджана, до Гянджи - 370 км. На автобусе путь займет порядка 4 часов. Стоимость билета - 6-8 AZN. Водители обычно делают получасовую остановку возле придорожного кафе, чтобы пассажиры могли отдохнуть и пообедать.

Между городами Гянджа и Баку также курсирует ночной поезд, стоимость проезда которого 11-34 AZN, отправляется около 23:00 и прибывает 7:00 утра. Купить жд билеты можно онлайн на сайте (есть русскоязычная версия).

Аэропорт Гянджи

Несколько лет назад аэропорт Гянджи получил статус международного. Он находится ориентировочно в 10 километрах от города. Добраться до аэропорта можно на такси. Средняя стоимость поездки - 5-10 AZN. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Аэропорт принимает рейсы нескольких перевозчиков, среди которых «ВИМ Авиа», «Россия», «Ют Эйр», «Уральские авиалинии» и другие. Из России больше всего рейсов в Гянджу прилетает из Москвы и Санкт-Петербурга. С лета 2017 стал летать лоукостер Buta AZAL.

Поиск авиабилетов в Гянджу

Транспорт

Наиболее развитый вид общественного транспорта в Гяндже - это автобус. Маршруты пронизывают город. Стоимость проезда небольшая - 0,30 AZN. Также в городе работают маршрутки, а пару лет назад в Гянджу поставили несколько электромобилей для поездок по городу. Правда, это не массовый вид транспорта, скорее, как пример заботы об экологии.

С таксистами Гянджи о стоимости проезда нужно договариваться заранее. В среднем поездка по городу обойдется в 2-3 AZN.

Погода в Гяндже

Кухня и рестораны

В Гяндже есть немало мест, где можно вкусно провести время, посидеть компанией, отведать блюда национальной кухни. В основном, это небольшие тихие кафе, в которых местные жители могут собираться после работы.

Естественно, здесь просто необходимо попробовать блюда азербайджанской кухни, иначе поездка в этот город будет пропащей. Местные гурманы считают, что в Гяндже готовят намного лучше, чем в Баку. Опросов мнений и официальных соревнований в этой области никто не проводил, но повара Гянджи считаются одними из лучших в Азербайджане. Проверить это утверждение можно только одним способом: попробовать множество блюд.

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана, главным историческим памятником которого является ансамбль Шейха Бахауддина.

Магазины

Для туристов, в первую очередь, будут интересны сувенирные лавки Гянджи. Магазинчики предлагают сервизы, подносы, вазы. В 70-х годах прошлого века в городе открылся фарфоровый завод. Вот его продукция активно и продвигается среди приезжих.

Фарфора в Гяндже - полным-полно. Изделия расписаны в азербайджанском стиле, изысканные картины рассказывают об истории республики и национальных героях.

Также в городе можно приобрести отличные ковры и шелковые платки, гравированную посуду, ювелирные изделия и, конечно же, вино. Азербайджанское вино, которое по своему вкусу не уступает знаменитому грузинскому.

Гостиницы

Нельзя сказать, что гостиничный бизнес отлично развит в Гяндже. Как и в любом городе, здесь можно снять номер в неплохом отеле или арендовать квартиру на сутки или несколько часов.

Самыми известными гостиницами города являются «Гянджа» и пятизвездочный Ramada Plaza. Первый отель расположен в центральной части, в номерах - душ, кондиционер, телевизор. Также можно арендовать конференц-зал и бизнес-центр.

Отдых в Ramada Plaza обойдется от 126 до 1500 AZN за ночь. За эту сумму можно получить отличный двухместный номер, а также возможность посетить сауну, фитнес-центр, поплавать в отрытом бассейне и поиграть в теннис.

Экскурсии, развлечения и достопримечательности Гянджи

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана. Здесь есть как древние достопримечательности, так и сравнительно молодые, которые отражают недавнюю историю страны.

Главным историческим ансамблем Гянджи является ансамбль Шейха Бахауддина, куда входят Джума-мечеть, караван-сарай и Чёкяк-хамам. Первой в этой троице появилась мечеть (1606 г.), за ней баня с двумя сообщающимися залами, а после караван-сарай, где расположен музей поэтессы Месхети Гянджеви.

2 вещи, которые надо сделать в Гяндже

  1. Оставить свой след на одной из мощеных булыгой улиц Гянджи, по которым ходили Катран Тебризи, Абул-Ула, Фелеки, Хагани, Мехсети и другие «звезды» азербайджанского ренессанса.
  2. Откусить кусочек от многотонного торта, приготовленного в честь дня рождения президента Азербайджана Ильхама Алиева (24 декабря). Заметим, что с каждым годом длина торта увеличивается на 1 метр и равняется возрасту президента. Такими темпами, к 2021 году размер его составит 60 метров!

Джума-мечеть

Архитектор Джума-мечети Шейх Бахауддин был по призванию астрономом. Во время возведения этого уникального здания из красного кирпича он придумал хитрость: построил ее так, что по ней можно сверять часы. Дело в том, что ровно в полдень с западной стороны на белый кирпич падает солнечный луч, по которому можно настраивать свои тикающие механизмы.

Усыпальница Джавад-хана

Усыпальница Джавад-хана была открыта как памятник в 2005 году в честь бесстрашного воина, погибшего при взятии Гянджи русскими войсками в начале 19 века. Эта усыпальница установлена на месте могилы Джавад-хана и выполнена в стиле средневековой архитектурной школы.

Русская церковь

Ближе к концу 19 века в Гяндже открылась русская церковь. Храм появился на месте кладбища, а на его строительство сбросились как православные, так и мусульмане. В интерьере церкви сохранились икона Александра Невского и икона Святой Марии Магдалины. Службы здесь проходят по выходным и по православным праздникам.

Бутылочный дом

А вот бутылочный дом сравнительно молодая достопримечательность Гянджи. Его придумал архитектор Ибрагим Джафаров, который таким образом хотел увековечить память погибших в Великой Отечественной войне. Дом сделан из зеленых бутылок, скрепленных специальным раствором. Из донышек на фасаде здания выложено слово «Гянджа».

На возведение дома ушло порядка 50 тысяч бутылок. Сегодня в этом необычном здании живут дети и внуки Джафарова, которые мечтают обновить дом в память о своем деде.

«Город Гянджа, который еще в 2006 году отметил 2500-летие, занимает видное место в истории Азербайджана. Родина великого поэта Низами Гянджеви и не менее выдающейся поэтессы Мехсети Гянджеви за все время своего существования не раз подвергалась захвату, разрушению и разграблению, а также уничтожению со стороны природных катаклизмов, но каждый раз ей удавалась подняться с руин.»

Современная Гянджа – это своего рода вторая столица Азербайджанской Республики, довольно крупный город с сохранившимися здесь памятниками архитектуры и которая находится на Гянджинско-Газахской низменности у северо-восточного подножия гор Малого Кавказа . Через территорию Гянджи протекает река Гянджачай. Из-за своего удобного расположения на торговых путях, город не раз становился столицей все новых и новых государств. До сих пор идут споры о точной дате образования Гянджи . Одни утверждают, что ее основы заложены еще до нашей эры, а другие считают периодом формирования раннее средневековье. Еще одна группа ученых предполагает, что Гянджа возникла в античную эпоху как небольшое поселение, а в нашу эру превратилась в крупный город. Происхождение самого слова вызывает не меньше вопросов. Топоним «Гянджа», который у арабов звучал как «Джанза », а у грузин как «Гяндза», по мнению некоторых исследователей, имеет древнеиранское происхождение и переводится как «клад», «сокровище». В пользу этой версии имеется миф об арабском наместнике Мазъяде , которому голос во сне велел построить на месте привала город. Позже у одного из холмов им был обнаружен клад с золотом. А затем были заложены основы Гянджи . Однако данная гипотеза, основанная на легенде, не имеет достоверных фактов для подтверждения своей версии. Более близкой к истине считается утверждение о том, что название города, скорее всего, произошло от проживавшего еще в период Кавказкой Албании племени ганджаков . Их существование подтверждено наукой. Ряд местностей в Азербайджане и Средней Азии имеют связь с названием этого племени, часто менявшего ареал своего обитания.

Первоначальные арабские источники сообщают, что основы Гянджи были заложены во второй половине VII века. Из-за своего расположения на караванных путях город долгое время являлся ареной сражений между арабами и персами, а позже в борьбу вмешались и хазары. В историческом труде «Дербенднаме », не имеющего автора, сообщается, что Гянджу построили в 859 году, уже после продолжительных войн между вышеуказанными народами, которые завершились победой Арабского халифата. После ослабления власти Аббасидов во 2 половине IX века, на территории Азербайджана стали возникать мелкие независимые государства. Гянджа стала центром Шеддадидов. В связи с нашествием славян Барда была разграблена и перестала считаться столицей Арранской зоны. Роль Гянджи, как торгового и культурного центра возрастает. Местный шелк и металлические изделия привлекают сюда купцов со всей Европы и Азии. Во 2 половине XI века начинается нашествие сельджуков . В этот же период, в 1063 году Ибрагимом ибн Османом сооружены знаменитые гянджинские ворота. Азербайджан на некоторое время оказался в составе государства Сельджукидов. В 1139 году в Гяндже произошло мощное землетрясение, в результате которого погибло большая часть местного населения. Огромные каменные глыбы горы Кяпаз обрушились на мелкие речки, образовав несколько горных озер. Самым прекрасным и крупнейшим из них является Гёкгёль (в переводе с азербайджанского языка означает «голубое озеро»). Вода в озере необыкновенно чистая. Неподалеку находится одноименный заповедник, являющийся туристической зоной. Грузины во главе с царем Деметре , воспользовавшись беззащитностью города, разграбили Гянджу. Среди захваченных трофеев были и знаменитые гянджинские ворота, которые и сегодня в неполноценном виде являются частью Гелатского монастыря в Грузии. Однако вскоре город был восстановлен Эльденизидами . Правда, новую Гянджу построили чуть южнее развалин старого города. В 1220 году монголы совершили свой первый поход на Кавказ . Некоторые азербайджанские города были разграблены и сожжены. Однако Гянджа сумела отстоять свою свободу. В 1225 году хорезмшах Джамаледдин вторгся на территорию ослабевшего государства Атабеков . Центральные города, в том числе и Гянджа были захвачены. В 1231 году в городе вспыхнуло восстание под руководством Бандара, которое подавили с особой жестокостью. В этом же году монголы совершили свой второй поход. Несмотря на упорное сопротивление местного населения, Гянджа была разграблена, а большинство ее жителей убиты. Лишь через 4 года выжившие жители приступили к восстановлению города. С середины XIII века Азербайджан вошел в состав пятого монгольского улуса – государства Хулагуидов . В 80-е годы XIV века начинается вторжение очередного завоевателя – эмира Тимура. Захватив Гянджу, он использовал город как стратегическую базу для походов в Грузию. Монгольский хан Тохтамыш также стремился к присоединению Азербайджана. Страна на некоторое время вновь превратилась в арену военных сражений между иноземцами. В начале XVI века шах Исмаил I заложил основы Сефевидского государства , в состав которого помимо Азербайджана вошли Иран, часть Ирака и Средней Азии. В результате административной реформы держава Сефевидов была поделена на ряд беклярбекств. Гянджа становится центром одной из областей. С 20-х годов XVII века Азербайджан в очередной раз становится «яблоком раздора». На этот раз в борьбу за передел земель включились Россия и Османская империя. Номинальным правителем ослабевшего Сефевидского государства был Надир хан. После захвата прикаспийских областей русскими, турки решили организовать поход в центральные регионы Азербайджана. Однако османская армия после продолжительной осады так и не смогла завладеть Гянджой.

Константинопольский мир 1724 года все же закрепил за русскими прикаспийские области, а за турками остальную часть Закавказья. Шахское правительство не устраивало такое развитие событий. Надир хан решил отвоевать обратно весь Азербайджан . В 1735 году в Гяндже между персами и русскими подписан договор, по которому прикаспийские территории возвращались Ирану. Оккупированная турками остальная часть также присоединялась к Сефевидам. Формально существовавшему государству был положен конец в 1736 году, когда Надир хан объявил себя шахом, основав собственную династию. Гянджинские беки из рода Зиядоглу воспротивились данному решению. В качестве наказания новоиспеченный шах отобрал у непокорной семьи Борчалы и Шамшадиль и отдал эти земли грузинскому царю. После убийства Надир шаха в 1747 году в истории Азербайджана начинается эпоха раздробленности, когда вся территория была поделена на множество ханств. Первым гянджинским правителем стал Шахверди хан Зиядоглу . Наивысшего могущества ханство достигло при Джавад хане . В начале XIX века Российская империя решила воспользоваться разобщенностью ханств и полностью захватить Южный Кавказ. После присоединения Грузии следующей целью являлась Гянджа. Именно с захватом этого города решалась судьба остальных ханств. В 1803 году русские войска под руководством Цицианова подошли к крепостным воротам. Переговоры и переписка между командующим царской армией и Джавад ханом не дали положительного результата. 3 января 1804 года начался штурм крепости, завершившийся захватом города и смертью правителя и его сына. Захват Гянджи не только открывал для Российской империи путь к другим ханствам Азербайджана, но и привела к началу первой русско-иранской войны. Город в честь супруги Александра I назвали Елизаветполем. В 1868 году Гянджа становится центром Елизаветпольской губернии. В городе был размещен крупный военный гарнизон, открыты школы. После октябрьского переворота в России и начала гражданской войны между большевиками и белогвардейцами, ситуация на Южном Кавказе также накалилась до предела. 28 мая 1918 года была образована Азербайджанская Демократическая Республика. Первой ее столицей стала Гянджа. После освобождения Баку от большевиков 17 сентября этого же года правительство сосредоточилось в новом центре. Однако республика просуществовала чуть меньше 2-х лет. Победившие в гражданской войне большевики довольно быстро прибрали к рукам все Закавказье. Вплоть до 1935 года Гянджа сохраняла свое историческое название. Затем город переименовали в Кировабад . С 1989 года городу возвращено его историческое имя.

Учитывая, что Гянджа не раз подвергалась разрушениям, практически полному физическому уничтожению местных жителей, многочисленным переселениям арабов, персов, тюрков-сельджуков, русских и других народов на протяжении всей истории города, ученым довольно сложно было определить этнический состав населения. Однако достоверно известно, что нашествие сельджуков оказало наибольшее влияние на формирование современного азербайджанского народа. Проведенные в 40-е годы прошлого века археологические раскопки на территории старой Гянджи позволили исследователям предположить, что первое поселение было основано еще до начала нашей эры. Город не раз переходил из рук в руки, однако в составе каждого нового государства Гянджа занимала видное место как важный торговый, культурный и религиозный центр. Еще одной особенностью местных жителей являлось оказание упорного сопротивления абсолютно всем внешним угрозам.

Что касается сохранившихся до наших дней архитектурных построек, то они дошли до нас в довольно хорошем состоянии. После знаменательного землетрясения 1139 года основы современной Гянджи были заложены в 7-10 километрах к югу от развалин старого города. От старой городской крепости сохранились лишь каменные монолиты. Крепостные стены растягивались по обе стороны берега реки Гянджачай . Венчала крепость 2 боевые башни, которые находились на расстоянии чуть более 500 метров друг о друга. Указанные ранее гянджинские ворота Ибрагима ибн Османа были сделаны из железа, а с наружной стороны расписанные орнаментом и узорами в форме отчеканенной монеты. Еще одной исторической постройкой Гянджи является мавзолей шейха Ибрагима, который построен на месте одного из потомков имама Али. Комплекс, состоящий из мавзолея, высотой в 12 метров, мусульманского кладбища, нескольких некрупных мечетей, караван-сарая и других построек был сооружен в XIV веке. Купол мавзолея голубого цвета. Из-за этого мавзолей часто именуют «Гёй-Имам» или «Имамзаде». В 19 веке после капитального ремонта весь комплекс был обнесен кирпичной стеной. В период правления сефевидского шаха Аббаса I Гяндже наряду с другими азербайджанскими городами уделялось не меньше внимания. В XVII веке на территории архитектором Шейхом Бахауддином был сооружен целый ансамбль сооружений, состоящий из 3 архитектурных построек: Джума-мечети, Чекек-Хамама и сефевидского караван-сарая. Джума-мечеть сооружена в 1606 году из обожженного красного кирпича. Молитвенный зал делился на 2 части(отделявший женщин и мужчин), а окна мечети украшают различные узоры. Венчает сооружение металлический купол диаметром около 17 метров и 2 минарета с вышками. К мечети примыкала медресе, в котором обучались местные дети. Здесь преподавал азербайджанский поэт Мирза Шафи Вазех, оказавший огромное влияние на не менее знаменитого писателя Мирза Фатали Ахундова. В советский период минареты и медресе были разрушены, однако на сегодняшний день они восстановлены. Вторым сооружением удивительного ансамбля является Чекек-Хамам – сефевидская баня, имеющая 2 зала, разные по размеру. Большой зал включает в себя довольно крупный бассейн и фонтан. Малый зал предназначался для купания. Вся баня построена из красного кирпича и имеет довольно сложную вентиляцию и систему подачи пара. Баня функционировала вплоть до 1963 года. На сегодняшний день эта постройка входит в список национального достояния ЮНЕСКО. Третье сооружение данного комплекса – караван-сарай – это двухэтажное сооружение, имеющее 15 комнат и 54 комнаты. Здесь же располагается музей поэтессы Мехсети Гянджеви . В 1991 году сооружен мавзолей великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви, автора знаменитого «Хамсэ»(Пятерицы). Данный музей, наряду с азербайджанскими современными поэтами, посещают поэты из других стран. В 2005 году построена усыпальница в честь последнего гянджинского хана Джавад хана. Его останки из старинного кладбища перенесли в новое сооружение. В Гяндже также в первозданном виде сохранилось здание, в котором заседало первое правительство Азербайджанской Демократической Республики.

Сегодняшняя Гянджа – это не только крупный экономический и туристический центр северо-запада Азербайджана, но и развитый индустриальный город с хорошо сохранившимися архитектурными постройками и богатой на события историей. В местных музеях имеются сотни экспонатов. Несмотря на взлеты и падения на протяжении всего времени, именно стойкость местного населения позволило сохранить до наших дней столь огромное культурное наследие.

Похожие публикации