Туристический портал - Paratourism

Храм Христа Спасителя: история возведения. Московский Храм Христа Спасителя (история строительства и сноса) Когда восстановили храм христа спасителя

В этот день 130 лет назад произошло освящение Храма Христа Спасителя только вошедшим на престол Императором Александром III. В честь такого юбилея мы решили познакомиться поближе с историей Храма.

А началось все 25 декабря 1812 года , когда последний солдат армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык ».

Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.
Уже в 1813 году был объявлен официальный конкурс на проект храма-памятника, в котором приняли участие выдающиеся архитекторы того времени. К декабрю 1815 года на конкурс поступило около 20 проектов.
Большинству из проектов была присуща высокая степень однородности. Мысль и воображение архитекторов того времени работали в рамках строго определенных понятий, обусловленных идеями архитектуры ампира. Участники конкурса на проект храма Христа Спасителя в основном вдохновлялись собором Святого Петра в Риме и Пантеоном.

Проект, разработанный Джакомо Кваренги, схож с Пантеоном, особенно его главный фасад с восьмиколонным портиком коринфского ордера и торжественной лестницей перед ним.

Проект Воронихина тяготеет к собору Святого Петра в Риме.

Воронихин использовал также формы, ассоциирующиеся с готикой, - стрельчатые проёмы и характерные для западноевропейского средневековья декоративные элементы.

Но Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом, который сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.

Представления Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: «1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу ».
Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично называл «короною Москвы».

Доводами для выбора места было и желание Императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания ». Этому соответствовало и удачное географическое расположение (расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком), и то, что Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

По мысли Витберга, храм должен был стать тройственным, т.е. «храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един ». Таким образом, идея тройственного храма становится центральной в проекте Витберга.
Он работает, стремясь, «чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи ». Идея тройственного храма и то, что Витберг сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства, помогает ему выиграть конкурс.

Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены:
- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды);
- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй;
- круглый верхний - во имя Воскресения Христова.

Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Подземный храм предполагалось соорудить в толще берегового склона, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц.

При подведении итогов конкурса Государь с благосклонностью сказал Витбергу: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни ».
Церемония закладки - исключительно красивая и торжественная - состоялась 12 октября 1817 года , через пять лет после выступления французов из Москвы, и сопровождалась небывалым духовным подъемом.


А. Афанасьев - Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя


«Г-нъ Академикъ Александръ Лавретьевичъ Витбергъ, сочинитель плана и фасада храма сего поднес Государю Императору вызолоченную мѣдную крестообразную доску, с приличною надписью, которую Его Императорское Величество изволилъ положиь в углубленiе камня; за симъ Г-нъ Архитекторъ подалъ на двухъ приуготовленныхъ для сего серебрянныхъ, вызолоченныхъ блюдахъ - мраморный камень, серебряной вызолоченный молотокъ, таковую же лопатку и растворенную известь. Послѣ положенiя перваго камня, поданы были на серебрянныхъ же блюдах камни, приличный серебряный инструментъ и известь всей Царской фамилiи и присутствовавшему при семъ торжествѣ Прусскому Принцу Вильгельму ».
После закладки храма в 1817 году работа над проектом не закончилась, и окончательный вариант 1825 года представляет квадратный в плане однокупольный храм с величественными двенадцатиколонными портиками под треугольными фронтонами.

Во время строительства у Витберга возникли проблемы с доставкой камня и грунтом, что привело к проволочкам в строительстве.
Со смертью Александра I Витберг лишился своего главного покровителя. Новый самодержец России - Николай I - приказал приостановить все работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга Николай I 4 мая 1826 года создает специальный «Искусственный Комитет».
В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и разрезов Воробьевых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание ».
Это решило судьбу Витберга и его проекта. Строительство, задуманное с огромным размахом, закончилось для зодчего трагично. Витберга обвинили в растрате казенных сумм, начался процесс, который закончился в 1835 году обвинительным приговором и ссылкой архитектора в Вятку.
В феврале 1830 года устраивается новый конкурс, причем было предложено разметить храм на вершине Воробьевых гор или в другом месте.
Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами.


А.С. Кутепов - Проект Храма Христа Спасителя,г лавный фасад и прилегающая к нему площадь на верхней площадке Воробьевых гор , 1831 г.

В проекте архитекторского помощника Е.Г. Малютина храм Христа Спасителя предлагалось построить в самом центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля, но на противоположной от Москвы-реки стороне - на громадной площади, простиравшейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот.

В проекте привлекал внимание оригинальный, редкий в архитектуре классицизма, четырехлепестковый план. Одним из двух вариантов проекта предусматривалась прямая связь площади храма Христа Спасителя с помощью переброшенного через Александровский сад моста с Кремлем.

Проект А.И. Мельникова был типичен для классицизма - пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8-колонными портиками.


А.И. Мельников - Проект Храма Христа Спасителя на верхней площадке Воробьевых гор, западный фасад, 1831 г.

И.Т. Таманский предложил разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю - на противоположной стороне Москвы-реки на Царицыном лугу.

Главная ось ансамбля, ориентированная на Соборную площадь Кремля, подчеркнута расположенной на берегу реки пристанью. Перед храмом Таманский предлагал воздвигнуть конный памятник Императору Александру I, в центре округлостей каждой из сторон овала - триумфальные ворота, символизирующие "две крайние точки великого дела - взятие Парижа и Москва, обновленная в славе и величии своего Отечества". Обелиски или пирамиды, стоящие внутри колоссальной овальной площади, Таманский предлагал украсить барельефами с надписями.


И.Т. Таманский - Генеральный план и проект храма Христа Спасителя на Царицыном лугу, 1829 г.



И.И. Шарлемань - Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, 1831 г.


10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Работая над проектом храма, Тон представил Николаю I на выбор три варианта размещения храма Христа Спасителя: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (вариант, родственный предложенному Бове), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня Пушкинская площадь; разновидность варианта, предложенного Шестаковым) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император лично выбрал последнее.

Судьба Алексеевского монастыря и до этих времен была непростой. Он был основан в 1358 году и являлся самым древним девичьем монастырем. В XVI веке, после страшного пожара 1547 года, на месте сгоревшего монастыря был основан Федором Ивановичем и Ириной - Зачатьевский монастырь.
Восстановлением Алексеевского монастыря в XVII веке уже на новом месте - в Белом Городе, в Чертолье - занялся царь Михаил Федорович. Особенно много для монастыря сделал царь Алексей Михайлович, нареченный в честь Алексия, Человека Божия.

В XIX веке, после Отечественной войны Алексеевский монастырь был восстановлен, но, как уже было сказано выше, его судьбу решил проект постройки на его месте Храм Христа Спасителя. Монастырь же перевели в 1837 году на место, где стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Красном селе.


Н. Бенуа - Общий вид выемки земли для фундаментов Храма Христа Спасителя, фасад храма и бывшего Алексеевского монастыря


Новый собор, как и храм Витберга, был обращен к Москве-реке и стоял на излучине высокого берега.

Принимая во внимание, что символика храма Христа Спасителя в целом была ориентирована на выявление связи с соборами Московского Кремля, большим достоинством окончательно выбранного места стал великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя вид на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года.


Генеральный план места строительства Храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона. 10 апреля 1832 г.


План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е гг.


На строительство согласно общему уговору скидывался весь народ. Вклад каждого изначально ограничивался определенными социальными рамками, чтоб самые бедные могли внести посильную для себя лепту, а у состоятельных не появилось искушения покичиться своей щедростью.

Разные предметы, относящиеся к закладке Храма Христа Спасителя, 10 сентября 1839 г.

В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии.


В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. Со смотровой площадки собора открывался незабываемый вид на малоэтажную Москву.

С 1878 по 1881 год велись работы по отделке площади-террасы вокруг Храма.
Весной 1880 года к подножию Храма Христа Спасителя, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но не собрался с силами. Так и лежал он с глазами, полными слез.
Остается лишь догадываться о тех чувствах, что испытывал выдающийся зодчий при виде своего главного творения.

Он умер, не дожив совсем немного до освящения своего детища, до того дня, когда под мощными сводами храма Христа Спасителя была провозглашена Вечная Память совершившим ратный подвиг во имя Отчизны, до того дня, когда и его, К.А. Тона, имя с благодарностью было произнесено простыми людьми, преклонившими колена в молитве пред алтарем...

К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а та кже установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Напротив главного входа, в восточной ветви креста проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имевшего аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI - первой половине XVII веков.


Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство - на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России.


Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

26 мая 1883 года , в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

15 августа 1917 года , в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

В 1918 году, после революции, в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.

1931 год - роковой для Храма Христа Спасителя. В соответствии со сталинским Генеральным планом реконструкции Москвы архитектурной доминантой этого района должен был стать Дворец Советов. 18 августа 1931 года , ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором.

Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. На скульптуры накидывали буксировочные тросы и за шею выволакивали наружу. Ангелов - так, что у них отлетали головы и ломались крылья - сбрасывали с высоты на землю, в грязь. Мраморные горельефы раскалывали, порфировые колонны дробили отбойными молотками.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. И это было делом непростым: оказалось, что ни ломом, ни зубилами стены Храма не взять, потому что они были сложены из крупных плит песчаника, которые при кладке вместо цемента заливали расплавленным свинцом.

Тогда и решили - нужно взрывать. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.
В несколько часов все было кончено. Вот что писал об этом варварстве литературовед Л.В. Гартунг: «Мы с Б.Л. (прим. Б.Л. Пастернаком) смотрели из окна, как готовится взрыв Храма, и после того, как здание рухнуло, печальные, отошли от окна, подавленные и молча... »

Все более или менее ценные вещи приспосабливали под "нужды народного хозяйства". Золото с куполов (а его на одном только главном было более четырехсот килограммов) смывали химическим путем на заводе им. В. Менжинского, колокола переплавили.

В целости сохранился лишь один колокол с башенных часов потому, что через семь лет он был пристроен на верхней площадке Северного речного вокзала. Для решения вопросов с интерьерами была создана специальная Комиссия по изъятию художественных ценностей. Эта комиссия велела сохранить по одной работе художников В. Сурикова и Г. Семирадского ("Тайная вечеря").


Несколько горельефов, выполненные скульпторами А. Логановским и Н. Рамадановым, были вмурованы в крепостную стену Донского монастыря. "Городские легенды" говорят о том, что многие части Храма, основательно переделанные, можно встретить и в метро, и в парках, и в вестибюлях административных зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, однако к 1941 году был уложен только железобетонный фундамент глубиной более 20 метров и возведен металлический каркас примерно до высоты шестого этажа.

Дворец советов проект

В 1941 году грянула Великая Отечественная война, и балки из стали "ДС" особой прочности пришлось пустить на изготовление противотанковых ежей, а затем и разобрать часть каркаса для восстановления поврежденных железнодорожных мостов. После войны от грандиозной стройки остался лишь заброшенный котлован, углубления в котором стали заполняться водой. В начале 1950-х годов в котлованных озерках завелись караси...
В 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" по проекту архитетора Д. Чечулина появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

Бассейн "Москва"


Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам". Подогретая в бассейне вода была соответствующим образом хлорирована, в результате чего каждую зиму сильные испарения с поверхности были причиной коррозии окружающих зданий, и даже представляли угрозу для мировых шедевров, хранящихся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя. Проект нового Храма выполнили архитекторы М.М. Посохин, А.М. Денисов и другие. Бассейн демонтировали, а на его месте возвели огромный стилобат, который ныне вмещает в себя зал Соборов Русской православной церкви, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, а также множество административно-хозяйственных помещений. На полученной платформе был возведен монолитный железобетонный каркас с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. На нем по той же технологии соорудили главы.По одному из сохранившихся оригинальных колоколов был установлен сплав, и после изучения материалов в виброакустической лаборатории на АМО-ЗИЛ был отлит нынешний набор колоколов. К новому оформлению собора был привлечен З. Церетели. 19 августа 1996 года , в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём. 19 августа 2000 года состоялось великое освящение Храма собором архиереев.Использованная литература:
1. xxc.ru
2. Москва - исторический путеводитель
3. Н.П. Ямской - Московские бульвары

Восстановление Храма Христа Спасителя

19 августа 2000 года в Москве произошло событие исторического масштаба. В этот день в восстановленном Храме Христа Спасителя патриарх Алексий II совершил Великое освящение собора.
История самого большого собора современной России началась в далеком XIX веке. В конце 1812 года император Александр I издал указ о создании храма-памятника, посвященного победе в Отечественной войне. Но от указа до закладки прошло целых 25 лет, а строился храм почти 44 года и был освящен только в 1883 году. Архитектором собора стал К.Тон, над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Г. Семирадский, В. Суриков, К. Маковский и др. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор - первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов А. Логановского, Н. Рамазанова, П. Клодта.
По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм взорвали, на его месте решили построить самое высокое здание на планете – Дворец Советов. Но вместо Дворца на месте Храма сумели соорудить лишь открытый плавательный бассейн «Москва», который функционировал с 1960 по 1994 года.
В сентябре 1994 года правительство Москвы приняло решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. В рекордно короткие сроки, всего за 5,5 лет, Храм полностью восстановили. Он стал самым большим собором Русской православной церкви и вмещает до 10 тысяч человек.
Главным архитектором и руководителем проекта восстановления стал академик М. Посохин. Над воссозданием художественного убранства работали 23 артели художников под руководством президента Российской Академии Художеств З. Церетели. Скульптурное убранство фасадов воссоздано под руководством академика Ю. Орехова при содействии фонда "Скульптор".
А теперь посмотрим насколько точно к оригиналу был восстановлен Храм Христа Спасителя:
1.Высота здания XIX века составляла 48,5 саженей (около 103,5 м), а высота восстановленного храма с куполом и крестом составляет 103 м.
2.Плоскости стен первого храма были оштукатурены, а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого камня карьера в Коломенском уезде. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля крыш (кроме куполов) заменена на покрытие на основе нитрида титана. Эти изменения привели к смене цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную.
3.Декоративные элементы первого храма делались из мрамора и мраморной крошки, что привело к нескольким случаям обрушения деталей в начале XX века. Для декора нового храма выбрали искусственный камень.
4.В первом храме пол был выложен из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших войну 1812 года - Франции, Италии. Для современного храма мрамор привезли из тех же каменоломен.
5.Из росписей XIX века сохранилась лишь небольшая часть росписей Семирадского, остался образ Спасителя работы Сорокина. И сохранилась картина Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», где можно увидеть некоторые росписи. Все фото, сделанные в конце XIX - начале XX века, черно-белые. По этим открыткам и воссоздавался храм.
6.К. Тон осуществил желание императора Александра I - убранство Храма Христа Спасителя стало летописью Отечественной войны, Храм читали, как книгу. В современном храме также прослеживается история Отечественной Войны 1812г.: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты военного времени, в хронологическом порядке описаны все 71 сражения, напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812г. По южной и западной стороне расположены описания 87 сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира в Европе.
7.На стенах восстановленного храма появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые горельефы.
8.Современный Храм Христа Спасителя - это комплекс из «верхнего храма» - Храма Христа Спасителя, «нижнего храма» - Преображенской церкви и Стилобатной части, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Возрождение Храма Христа Спасителя – это не только восстановление разрушенного церковного объекта, прежде всего - это восстановление величайшего памятника отечественной истории и культуры, восстановление благодарности и памяти мужеству русских воинов, защитивших Отчизну.

Храм Христа Спасителя в Москве - самый большой собор Русской Православной Церкви и ее главный символ. Трагическая история храма, как в зеркале, отражает всю историю взаимоотношений власти, народа и церкви в XX веке.

Храм Христа Спасителя. Наши дни.

Ольга Ваганова/АиФ

История создания

Идея строительства кафедрального собора во имя Христа Спасителя возникла после окончательной победы России над Наполеоновской армией в 1812 году. Возведение церкви возрождало древнерусскую традицию обетных храмов, строившихся в знак благодарности за победу.

25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о построении церкви в Москве. В результате проведенного конкурса победил проект художника Александра Витберга, согласно которому храм был втрое больше нынешнего, увенчан исполинской колоннадой и включал Пантеон погибших.

Интересно, что архитектор был лютеранином, но ради реализации проекта принял православие.

Возведение собора началось на Воробьевых горах , там, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьевский дворец. Руководил строительством сам Витберг, неопытность которого в подобных делах привела к масштабным денежным хищениям.

Вступивший на престол в 1825 году император Николай I останавливает стройку из-за непригодности почвы, а руководители обвинены в растратах и отданы под суд.

В качестве нового места для возведения храма выбрана территория на берегу Москвы-реки, на Чертолье (Волхонка), занятое Алексеевским женским монастырем . Монастырь сносится, и по преданию, игуменья Алексеевской обители проклинает строителей со словами: «Сему месту быть пусту». Так оно впоследствии и случится.

Архитектором храма Христа Спасителя становится Константин Тон - автор Ленинградского вокзала и Большого Кремлевского дворца. Он проектирует собор в официально принятом тогда, отвечающем вкусам царя русско-византийском стиле.

В 1837 году состоялась торжественная закладка церкви, а строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 44 года, до окончания правления уже следующего императора - Александра II.

В 1860 году году наружное здание храма было построено, и начались работы по отделке внутренних интерьеров. Оформлением собора занимались художники Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие члены Академии Художеств. В нижней галерее храма были размещены мраморные плиты с именами павших солдат и с названиями всех сражений Отечественной войны 1812 года.

Торжественное освящение собора состоялось в 1883 году при Александре III . Храм становится центром не только религиозной, но также общественной и культурной жизни страны. Здесь проводятся коронации, юбилеи и всенародные праздники.

Первый проект храма архитектора Витберга.

В 1917 году, во время революции и развертывающейся Гражданской войны, церковь, после 200-летнего перерыва, восстанавливает институт Патриаршества. В храме Христа Спасителя избирается новый патриарх Московский и Всея России Тихон . Таким образом, храм становится центром церковной жизни страны и обрушившихся на нее потрясений.

В 1918 году специальным декретом правительство прекращает финансирование церквей. Со времени постройки храм Христа Спасителя не ремонтировался, для его восстановления и поддержания жизнедеятельности требовались колоссальные средства. Тогда было организовано Братство храма, которому силами частных жертвователей на непродолжительное время удается продлить его работу.

В 1922 году году Патриарх Тихон был арестован, а храм передали «обновленцам» - противникам Патриарха. Тогда же рождается идея возведения Дворца Советов , одного из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, а построить его было решено на месте храма Христа Спасителя.

Летом 1931 года ВЦИК вынес резолюцию: «ввиду отвода участка храм ликвидировать и снести».

5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные удары содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Кадр взрыва храма. 1931 год.

Строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1937 году, пришлось остановить из-за начавшейся войны. Здание было разобрано, так как стройматериалы потребовались для изготовления противотанковых ежей и других оборонительных сооружений. От идеи возведения Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

В послевоенные годы в столице разворачивается масштабное строительство, на фоне которого огромный пустырь в центре Москвы, на Волхонке, выглядит нелепо. На его месте было решено сделать открытый плавательный бассейн с подогревом воды для зимнего купания.

Так, в 1969 году в столице, на месте храма Христа Спасителя, появляется бассейн «Москва» . Он проработает до начала 1990-х годов и закроется в связи с износом коммуникаций.

Бассейн "Москва". 1980 год.

Восстановление храма

В Перестройку, в конце 1980-х, организован народный референдум за возрождение храма Христа Спасителя. Свои подписи за восстановление церкви ставят тысячи советских людей. Тогда же появляются первые фонды по сбору средств на строительство собора. Но на правительственном уровне соответствующее решение принимается только в 1994 году.

Пожертвования на строительство храма Христа Спасителя поступают от сотен тысяч граждан, а также от российских и зарубежных компаний.

Проект нового храма разработала группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, которого позже заменил скульптор Зураб Церетели.

Церетели внес в облик здания значительные изменения, отличающие его от исторического: вместо белокаменной облицовки, появилась мраморная, добавилась стилобатная часть, мраморные горельефы на фасаде сменили бронзовые композиции.

В 2000 году, после завершения всех работ, новый храм освятил патриарх Алексий II. В память о ранее существовавшем на этом месте Алексеевском монастыре в подцерковье освящен нижний храм во имя Преображения Господня с приделами Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

На сегодняшний день храм Христа Спасителя - второй по величине православный собор в мире и первый по высоте.

Здесь проводятся торжественные богослужения с участием первых лиц государства. Сюда в Пасхальную ночь доставляется частичка Благодатного огня из Иерусалима.

Храм Христа Спасителя - когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве - по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя - спроектировали в 1817 году . Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем - устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй - был воздвигнут в 1883 году , выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя - размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте - и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя - 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади - 60 на 60 метров - этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси - 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде - 91 на 81 метр).

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас - 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше - 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг - колоннады, пантеоны (в том числе - монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти - из-за ненадежности почвы, а отчасти - из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов - включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, - один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался - на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте - уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но - абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение - Дворец советов - поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров - в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они - исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) - дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн - кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне - почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя - за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя - расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя - «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Изначально Храм Христа Спасителя был символом победы над Наполеоном

Когда в 1812 году войска Наполеона были повержены, воодушевленный Александр I задумался о возведении в Москве церкви во имя Христа Спасителя. Эта идея была жестом благодарности Всевышнему за спасение русского народа. Впоследствии Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма и издал указ о празднестве 25 декабря как дня избавления от врагов. Между тем, несмотря на то, что сам замысел возведения церкви принадлежал государю, его строительная идея была воплощена генералом русской армии Михаилом Ардалионовичом Кикиным. Архитектурная же задумка была представлена Александром Витбергом. Среди множества конкурсных работ именно его оказалась более подходящей для создания храма-памятника.

Проект начал реализовываться в 1817 году. Тогда и состоялась торжественная закладка храма. Проходила она на Воробьевых горах, но возникшие вскоре проблемы, связанные с непрочностью почвы, вынудили уже нового правителя — Николая I — приостановить работу. В апреле 1832 года император утвердил новый проект храма. В этот раз архитектором выступал Константин Тон, а местом возведения храма-памятника стал берег Москвы-реки, рядом с Кремлем. Находившийся на этой территории Алексеевский монастырь был переведен в Сокольники, а церковь Всех святых разрушена. Закладка нового храма состоялась в сентябре 1839 года.

Храм Христа Спасителя строился более сорока лет

Преодолевая пожары, затопление грунтовыми водами и обвалы фундамента, рабочие строили храм больше сорока лет. В 1841 году с поверхностью цоколя были выровнены стены. В 1846 году сведен свод большого купола. Через еще три года была завершена работа по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. В 1849 году закончен свод большого купола. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичами. Уже в 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствующую в первоначальном проекте. И к 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари. Работы по внутренней росписи храма к этому времени тоже подошли к концу.

На всех стенах храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за русскую землю, а также русских князей, отдавших свои жизни за целостность страны. Имена этих героев были начертаны на мраморных досках, разложенных в нижней галерее храма. В целом, скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков. А также те пути и средства, которые господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого спасителем.

Освящение храма состоялось в день Вознесения Господня — 26 мая 1883 года. В это же время на престол вступил Александр III. В июне, во имя святого Николая Чудотворца, совершилось освещение предела храма, а в июле во имя святого Александра Невского был освящен второй предел. После этого в храме стали проводится регулярные богослужения. Хор, учрежденный при храме, вскоре стал считаться одним из лучших в столице.

Некоторое время на месте храма был огромный бассейн «Москва»

Всевозможные события, юбилеи и коронации с размахом отмечались в храме. Главным же престольным праздником считалось Рождество Христово, которое до 1917 года отмечалось всей православной Москвой как день победы в Отечественной войне 1812 года. В начале 1918 года, в период гонений на церковь, храм полностью лишился помощи от органов власти, а 5 декабря 1931 год был разрушен большевиками.

В честь победившего социализма на этом месте власти решили построить Московский Дворец Советов. По задумкам, это должно было быть самое высокое в мире здание, которое стало бы символом новой страны. Предполагалось, что размеры здания превысят четыреста метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина. Впрочем, воплотить проект в жизнь так и не удалось. И после Второй мировой войны на месте памятника-храма появился бассейн «Москва».

В годы перестройки возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя. Впоследствии было принято решение восстановить храм на его изначальном месте и в точности соответствующим оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 1990-х годов началось строительство. Великое освящение Храма Христа Спасителя свершилось в 2000 году и ознаменовало начало нового тысячелетия.

Похожие публикации