Туристический портал - Paratourism

Древнеегипетские храмы: описание, история и фото. Выдающиеся храмы древнего египта, которые стоят вашего посещения Египетские храмы посвященные богам древних народов

Вконтакте

Храмовые постройки расположены по всей территории Древнего Египта и в тех областях, которые зависели от этого государства.

Описание

Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат - божественного порядка вселенной. Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов.

бота загрузки с Flickr , CC BY 2.0

В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания от бога обитавшего там.

A. Parrot , CC BY-SA 3.0

Одним из наиболее важных мест храма было святилище, в котором обычно находились культовые изображения и статуи богов. Помещения расположенные снаружи храма с течением времени росли и всё более усложнялись, поэтому храм превратился из небольшого святилища в конце Додинастического периода в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве (ок. 1550-1070 годы до н. э.). Эти сооружения являются примером крупнейших и наиболее устойчивых сооружений древнеегипетской архитектуры. Каждый элемент и деталь храма выполнены в соответствии с религиозной символикой египтян. Конструкция храма включала в себя ряд закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны, которые были выравнены вдоль пути, по которому проходили праздничные процессии. За стенами храма располагались ограждения и ряд дополнительных зданий.


Olaf Tausch , CC BY-SA 3.0

Большим храмам принадлежали не менее крупные земельные участки, на которых работали простые люди, обеспечивавшие материальные нужды храма. Храмы являлись главными как религиозными, так и экономическими центрами. Жрецы, управлявшие этими мощными структурами, обладали большим влиянием, и, несмотря на их «условное» подчинение фараону, порой создавали значительные проблемы в его власти.


Jerzy Strzelecki , GNU 1.2

Строительство храмов в Египте продолжалось, несмотря на понижение численности населения и окончательную потерю независимости в период Римской империи. С приходом христианства, египетская религия стала подвергаться всё большим нападкам со стороны христиан, стали закрываться храмы, последний из которых был закрыт для посещения в 550 году нашей эры. С течением времени, старые здания опустели и стали разрушаться.


Alonso de Mendoza , CC BY-SA 3.0

Но в начале XIX века в Европе вспыхнула новая волна интереса к Египту, что привело к зарождению науки египтологии и стало привлекать всё большее количество посетителей, которым было интересно увидеть руины древней цивилизации. Десятки храмов сохранились до наших дней, некоторые стали всемирно известными туристическими достопримечательностями. Туризм стал приносить немалые доходы в казну современной египетской экономики. Египтологи продолжают и в наши дни изучать руины и сохранившиеся храмы древнейшей цивилизации, так как они являются бесценным источником информации о древнем египетском обществе.

Функции

Религиозность

Древнеегипетские храмы были предназначены в качестве жилья для жизни богов на земле. Слово «храм»


ḥwt-nṯr

что буквально означает «дом бога», египтяне чаще всего использовали для обозначения здания храма. Присутствие бога в храме соединяет человеческий мир с божественным и позволяет человеку общаться с богом посредством ритуальных действий. Согласно верованиям египтян, эти ритуалы поддерживали жизнь бога и позволяли ему продолжать играть свою роль в природе. В конечном счёте, всё сводилось в поддержании ключевой фигуры Маат - совершенного устройства природы и человеческого общества. Цель египетской религии заключалась в поддержании Маат, эта же цель была и у храмов.


A. Parrot , GNU 1.2

Фараону была доверена собственная божественная сила, поэтому он, как священный правитель, считался представителем от всего Египта к богам и наиболее важным сторонником истины. Теоретически, в его обязанности могло входить выполнение храмовых обрядов. В то же время неизвестно насколько часто фараон мог принимать участие в подобного рода церемониях. Наличие большого количества храмов на территории Египта делали невозможным его присутствие во всех их, поэтому в большинстве случаев эти обязанности отводились жрецам. Тем не менее фараон был обязан поддерживать, содержать и расширять храмы по всему государству.

Фотогалерея















Я беззаветно люблю Египет и ничего не могу с собой поделать. Его необычная красота и манящая архитектура привлекает меня постоянно, с детства. Собравшись в очередную поездку, решил, что основной целью моего тура будет посещение всемирно известного храма Хатшепсут , который является одним из самых известных комплексом страны фараонов.

К своему стыду ни разу здесь не был, но восторженные отзывы знакомых меня просто раздразнили. Поэтому немного изучив литературу, пришел к выводу, что к бесчисленному множеству моих непредсказуемых поездок пора добавить то место, где я гарантировано получу массу приятных и ярких ощущений.

Итак, Храм Хатшепсут был возведен одноименной царицей, супругой Тутмоса II в период расцвета XVIII династии фараонов. Эта женщина была довольно смелой и амбициозной, именно поэтому, отстранив тогда еще пасынка Тутмоса III , она в течение 15 лет удерживала всю власть в своих руках. Этот период характеризуется минимальным количеством военных конфликтов, а все вопросы правительница предпочитала решать дипломатическими путями. Храм был возведен еще при жизни Хатшепсут как символ её правомерности в качестве правителя, с целью прославления самого фараона и её деяний на небесах и земле.

Вот вкратце и вся история, а непосредственно о поездке далее: после перелета и заселения в гостиницу я с группой и гидом отправились на автобусе к месту назначения. Дорога заняла не много ни мало 5 часов, но экскурсовод не давал и минуты продохнуть, постоянно что-то рассказывал и пояснял, причем так удивительно не навязчиво, что даже не раздражало). И вот мы вышли к ступенькам храма.

Тут я увидел всё это прекрасное строение вживую, ощущения надо сказать потрясающие. Сразу бросается в глаза плавность и величие сооружения. Например, если в гробнице Тутмоса становилось ясно, что этот человек незаурядный стратег и завоеватель, а усыпальница Рамзеса была отражением простоты нрава правителя, то здесь становилось ясна натура самой Хатшепсут. Строение наполнено заботой, мягкостью, величием и гордостью. Мне кажется - очень необычные сочетания для Египта в целом.

После подъема по ступенькам входной композиции нас ждала первая часть храма. Здесь возвышаются колонны с верхней и нижней отделкой. Одну из них украшало лицо женщины , с крупными чертами лица, широким носом и скулами. Взгляд её гордый, а губы немного вытянуты в легкой улыбке. Хоть большая часть комплекса и реставрировалась, я умудрился заглянуть в закрытую зону, откуда тут же повеяло прохладой. Скрытые помещения были уставлены колоннами, а стены привлекали внимания росписями, немного потускневшими от времени, но сохранившими первозданную красоту.

Далее, минуя вторую часть комплекса, мы переместились в третий, более открытый, чем все остальные, зал храма с множеством тематических росписей на стенах. На изображениях переплетались фигуры древнеегипетских богов , судивших души загробного мира. Это помещение наполнено величием прошлого, красотой и ни с чем несравнимой святостью.

На этом небольшая экскурсия подошла к концу. Недалеко от комплекса на нас набросились "дикие" продавцы фигурок, но на них даже никто толком не обращал внимания, все просто шли и тихо перешептывались о пережитом в храме. На меня это место также произвело сильнейшее впечатление, ну а всем поклонникам величественной древности советую непременно побывать здесь.

1. Первое из чудес света. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Самая высокая - пирамида фараона Хе­опса - была построена около 2600 года до н. э. Её высо­та почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр.

Семь самых знаменитых сооружений в старину назы­вали чудесами света, и первое из них - египетские пи­рамиды. Многие путешественники стремились повидать

их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже желез­ных орудий труда.

На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотёсов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжё­лые камни. Древнегреческий историк Геро­дот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменя­ясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и де­сятилетия. Народ изнемогал от непосиль­ного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны.

2. Храмы - жилища богов. Знамениты и другие сооружения - храмы. Подойдём к одному из них.

Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов. По обе сторо­ны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высе­чены из гранита огромные фигуры фарао­на, восседающего на троне. У входа стоят обелиски - каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые зо-
лотом, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

За воротами - широкий двор, окружён­ный колоннамиИз двора виден огромный крытый зал с рядами колонн, похожих на связки стеблей папируса. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. Робеет че­ловек среди этих каменных исполинов, трепещет его сердце при мысли о могуще­стве и величии богов. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараон вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога - хозяина храма.

В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем про­цессия медленно двигалась к реке и подни­малась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах- храмах. По завершении празднества статую возвращали на место - в глубину храма.

3. Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне пере­стали строить пирамиды - они хоронили своих фараонов в помещениях, вырублен­ных в скалах.

За века и тысячелетия, про­шедшие со времён фараонов, их погребения были разграблены.

Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, ког­да, спустившись в подземелье, они заме­тили, что печать фараона на дверях цела. Никто не входил сюда более трёх тысяч лет - все сокровища остались на месте.

Посреди первой комнаты стоял трон - на звериных лапах, покрытый золотом, укра-

Строительство пирамиды. Ри­сунок нашего времени.

шенныи слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов: мебель, вазы из полу­прозрачного камня, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг, а в нём - второй саркофаг, во втором - третий. Лишь в последнем, четвёр­том, саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхамона.

4. Пойдёмте в музей! В гробницах, храмах, при раскоп­ках древних городов Египта найдено множество прекрас­ных произведений искусства. Они собраны в разных музе­ях мира.

Создавая каменные ста­туи, скульптор соблюдал особые правила. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая - к коленям. Это не естествен­ная поза живого человека. Фараоны, вельможи и боги изображены так, словно они заколдованы: вперёд устрем­лены их взгляды, в одина­ковой позе застыли их тела.

Были и другие правила: мужчин изображали с кожей тёмного цвета, а женщин - светлого. Фигуры богов - всег­да большого роста. Фараон обычно гораздо выше своих вельмож; простые люди в срав­нении с фараоном совсем маленькие.

А вот каким правилам следовали египет­ские скульпторы при изображении человека на рельефах. На стене гробницы - фигура вельможи (см. рисунок). Верхняя часть его тела (плечи, руки) выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги - будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повёрнута к нам боком, но глаз изображён так, слов­но мы глядим человеку прямо в лицо.

Большинство статуй находилось в гробни­цах. Статуя должна была быть похожей на покойного, чтобы душа её «узнала» и все­лилась в неё (если мумия почему-либо не сохранилась). Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

В Москве вы можете посетить Музей изобразительных искусств, а в Санкт- Петербурге - музей Эрмитаж. Там вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов.

Объясните значение слов: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна.

Проверьте себя. 1. Как и с какими целями сооружались огромные пира­миды? 2. Что вам известно о гробнице фараона Тутанхамона? 3. Какие подарки делали фараоны богам, будто бы обитавшим в храмах? 4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера? Поработайте с картой (см. с. 33). Найдите египетские пирамиды и опре­делите их местоположение.

Опишите рисунок «Строительство пирамиды» (см. с. 59). Соответствует ли рисунок тому, что рассказывает древний историк Геродот о возведе­нии пирамиды? Если да, то чем?

Составьте рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов; 2) обелиски, статуи, башни; 3) вход во двор; 4) колон­ный зал; 5) помещение со статуей бога.

После нескольких коротких поездок в Египет , я решил съездить туда на два месяца, с единственной целью глубоко погрузиться в историю Древнего Египта и посетить значимые места Среднего и Нового царств. Собственно, от Древнего царства не осталось практически ничего, кроме величественных пирамид плато Гиза , а также пирамид Саккары и Дашхура. Великий некогда город Мемфис , с огромными храмами, в то время религиозный и административный центр древнеегипетской цивилизации, вокруг которого и строились сохранившиеся погребальные пирамиды фараонов, был несколько раз до основания разрушен. Сейчас на его месте можно найти только маленькую арабскую деревню в несколько дворов.

Величие сохранившихся пирамид Старого царства нисколько не умаляет тот факт, что основной религиозный и культурный расцвет Древнего Египта пришелся на Среднее и Новое царство. Это было время невероятного расцвета древнеегипетской государственности, религиозного и жреческого культов, пик развития искусств и архитектуры. Именно в Новом царстве, во времена правления поздних древних династий фараонов были построены и завершены все древнеегипетские храмы, в том виде, в котором мы их сейчас видим. Из Мемфиса религиозная и культовая столица Древнего Египта была перенесена в Фивы (современный Луксор), на юг, где в скалах стали высекаться подземные заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближенных, а на земле строились величественные, грандиозные храмы и храмовые комплексы — культовые сооружения, которые несли функцию поклонения богам древнеегипетского пантеона, и являлись центрами власти жреческого культа.

Храмы рассматривались как дома для фараонов и, чаще, богов, которым они были посвящены. В них жрецы проводили всевозможные религиозные ритуалы, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса и поддержание божественного порядка вселенной. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян.

Храмы выстраивались последовательно, и то, что было небольшим святилищем во времена Среднего царства, превращалось в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве. Почти все из этих построек хорошо сохранились, за исключением Рамессеума, поминального храма фараона Рамзеса II, который лежит в руинах. Однако по развалинам можно увидеть, что когда-то, и он был грандиозным сооружением. Все остальные крупные архитектурные творения Среднего и Нового царств, в соответствие с общепринятой классификацией, можно разделить на 9 групп отдельно стоящих храмов или храмовых комплексов. Все они находятся на берегах верхнего Нила, и строились и реставрировались из нубийского песчаного камня, крепкой древней карстовой песчаной породы континентального происхождения времен Палеозоя и Мезозоя.

Для их полного осмотра удобнее всего остановиться в Луксоре и Асуане, и оттуда совершать экспедиционные выезды. По времени это может занять от одной недели до нескольких недель, в случае детального подхода. На сайте доступно около тысячи фотографий, которые остались у меня после моего эпического двухмесячного пребывания на берегах Нила, в Луксоре и Асуане. Когда-то в детстве я и представить себе не мог, что когда-то у меня будет возможность просто так пожить пару месяцев на берегах реки Нил для удовлетворения исследовательского интереса и любопытства к этим огромным постройкам.

Луксорский храм

Карнакский храм (храм Амона-Ра)

Храм Хатшепсут

Хорошо сохранившийся храм женщины-царицы-фараона Хатшепсут, которая воздвигла множество памятников по всему Египту. При жизни отца Хатшепсут стала "супругой Бога" — верховной жрицей фиванского бога Амона. Силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные круги египетского жречества, именно поэтому власть ее была сильна. Правление Хатшепсут ознаменовало небывалое процветание и возвышение Египта.

Храм Сети в Абидосе

Это, пожалуй, самый мистический и самый атмосферный египетский храм, как в силу своего архитектурного исполнения и назначения, так и в силу труднодоступности для обычного туриста. Считается, что Абидос — одно из важнейших археологических мест Древнего Египта. В Абидосе было построено до десяти храмов, но все они были разрушены. С самых ранних времен Абидос был важным центром культа Осириса и его жены Исиды. Осирис — царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Хорошо сохранился храм, построенный Сети I, над которым и внутри которого витает воздух тайны и древнеегипетских мистерий. Пребывание внутри оставляет самые мистические и благоговейные ощущения, особенно если время ближе к вечеру, и кроме вас здесь никого уже нет. Храм потрясает своей атмосферой и высочайшего уровня рельефами, сохранившими свой оригинальный цвет. Справа от него находились святилища Абидосской триады: Осириса, Исиды и Хора. В этом храме были найдены и хорошо сохранились рельефные росписи на стенах, в том числе Абидосский список царей, знаменитый список фараонских династий, который внес значительный вклад в изучение и понимание Древнего Египта.

Храм находится близ арабской деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна, в сотне километров на север от Дендеры и Кены. Сюда обычно добираются на дневных автобусных турах из Луксора, но попробуйте добраться сюда своим ходом, на общественном транспорте, и вы получите кучу приключений на свою голову, которые вы никогда не забудете. Это земли радикальных суннитских общин, и туристам здесь положено передвигаться только в сопровождении полицейского. Я добирался сюда на электричке из исламского города Кена. Потом, на станции, попробовал взять такси до конечного места, но отвезли меня в местный полицейский участок, где полчаса вели дружескую беседу, а после отправили с каким-то таксистом бесплатно до самого храма.

Храм Хатхор в Дендере

Храм Хатхор в Дендере , являющийся основной частью храмового комплекса в Дендере — один из хорошо сохранившихся поздних храмов Древнего Египта. Был возведен из песчаника, имеет 80 метров в основании. Внутри находится огромный гипостильный зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены. На крыше храма были святилища Осириса, в одном из которых были обнаружены уникальный зодиак и солнечный диск.

Хатхор, или Хатор (небо) — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты и веселья. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.

Храм находится на западной границе города Кена, в 70 километрах к северу от Луксора. Можно добраться на электричке и такси, но большинство приезжают в составе туристических автобусных туров. Я останавливался в Кене на два дня, в отеле рядом с железнодорожной станцией. Сам город очень радикально-исламский. Туристы в нем практически (или вообще?) отсутствуют. Стоит пройти по улице несколько сот метров от отеля, и на тебя начинают все таращиться как на ходячий столб — чувствуешь себя очень некомфортно. Выдавала одежда, а не лицо. Можно вообразить, что этот город — оплот радикального египетского джихадизма и такфиризма, поставляющий идеологические кадры и имамов в Каир, на север, и смертников, в Луксор, на юг.

Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды , существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.

Храм Хора в Эдфу

Храм Хора в Эдфу — один из лучших и величественных храмов Нового царства, который однозначно стоит посетить. Храм поражает грандиозным размером и пропорциями. По размерам это второй храм после Карнака, но при этом сохранился он в гораздо лучшей степени, благодаря более поздним срокам строительства — он строился уже на закате древнеегипетской цивилизации. Забавно наблюдать, как редкие люди теряются как букашки на фоне грандиозного первого пилона храма. Строение имеет 137 метров в длину и 80 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров.

Хор — бог неба, царственности и солнца. В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, и человека с головой сокола. Он был также Хором-Ра. Храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и женой Хатхор. Рельефы этого храма имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов позднего времени.

Храм раскинулся на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора, в черте вальяжно расслабленного и очень жаркого египетского города Эдфу. В Эдфу останавливаются круизные корабли, и это один из лучших способов увидеть этот храм. Что может быть лучше классического многодневного de-luxe круиза по Нилу с остановками? Сюда также можно добраться в составе тура из Луксора, а особо горячие головы, как я, могут попробовать приехать сюда на поезде, а потом пройти несколько километров пешком, через мост, и дальше в город. Правда, будьте готовы к удивленным взглядам полицейского кордона на мосту. С моста открываются широкие виды на Нил, город, и пустыню вокруг.

Храм Абу-Симбел (храмы Рамзеса II и Нефертари)

Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма времен правления Рамзеса II. Храмы были построены в 250 километрах к югу от Асуана в назидание жителям Нубии и для обозначения южной границы древнеегипетского государства, а также как вечный монумент фараону Рамзесу II и его жене, царице Нефертари.

По размеру эти храмы самые маленькие из всех рассмотренных здесь, но качество, детальность, искусность исполнения, а также художественная ценность скульптур и рельефов внутри и снаружи этих храмов очень высока. Это одни из самых красивых храмов Нового царства. Внутри этих храмов работали одни из самых лучших художников династии Рамзеса II, создав бессмертие для себя и своего фараона. Чтобы спасти от затопления после строительства Асуанской плотины, в 1965 году храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн, перенесены на новое место, в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки, и собраны заново.

Добраться сюда можно только из Асуана на туристическом или собственном автотранспорте. Комфортабельный, кондиционированный микроавтобус, рассекая плотную сухую жару в 45 градусов, домчит вас сюда за 4 часа. Место невероятно тихое, пустынное и почти сказочное, напоминающее место из снов — на самом берегу широкого водохранилища Насер, где голубая гладь воды практически сливается с грядой далеких холмов песочного камня и небом над ними.

Луксор и Асуан

Все эти храмы были осмотрены мною, пока я пребывал в Луксоре и Асуане . Сами города невероятно приятны и расслаблены, особенно Асуан. Считается что, луксорские местные жители испорчены двухсотлетней историей непрерывного туризма и паломничества на эти земли. Считается что Луксор — город в мире, с максимальной концентрацией присутствия в нем разного рода мошенников и обманщиков, охотящихся на туристов. Да, это так. Но нетрудно научиться их игнорировать. Явного криминала я не встретил. Если вы посмотрели в глаза и поздоровались с мошенником, вы уже проиграли. Избегать контакта с посторонними нужно еще на стадии контакта глазами, то есть попросту игнорировать даже приветствия от незнакомых людей. И тогда в Луксоре можно жить неделями, в том числе каждый вечер приходить на центральную площадь и наблюдать обычную жизнь и обычных людей, не мошенников.

Самое прекрасное в этих городах не столько сами города, сколько западный берег Нила в этих местах: легендарные Фивы и плато Тебеса в Люксоре, великолепная холмистая нубийская пустыня в Асуане. Ну и, конечно, сам Нил , медленный и широкий, делает пребывание в этих местах таким неторопливым и просто сказочным, запоминающимся на всю жизнь.

Самые ранние храмы Древнего Египта появились в середине 4-го тысячелетия до н.э и напоминали тростниковые хижины. Последним из построенных египетских храмов был Храм в Филах, который прекратили использовать в 6-м веке нашей эры. Не удивительно, что эта подборка охватывает большое разнообразие разных сооружений, построенных за огромный промежуток времени. Ваше путешествие по Египту не будет полным без посещения одного из этих мест.

Великий Храм Мединет-Абу

Расположенный на Западном берегу реки Иордан в Луксоре, Мединет-Абу является арабским названием огромного храмового комплекса. По своим размерам он уступает только Карнаку, но при этом гораздо лучше сохранился до наших дней. Фараоны Хатшепсут и Тутмос III построили на этом месте небольшой храм в честь Амун. Рядом с их храмом Рамзес III построил свою гробницу - самый большой сохранившийся памятник комплекса Мединет-Абу . Рамзес III окружил комплекс храмов большой кирпичной стеной, охватившей склады, цеха и жилые дома.

Храм Ком Омбо

Среди величайших храмов Древнего Египта невозможно не отметить Ком Омбо. Расположенный на высокой выходящей на Нил дюне Ком Омбо представляет из себя необычный двойной храм. Его построили во время правления династии Птолемея. Первоначальный храм начали строить при Птолемее VI Филометоре в начале второго века до н.э. Ком Омбо на самом деле включает два различных храма, зеркально отражающих друг друга. У них есть два входа, два суда, две колоннады, два гипостильных зала и два святилища.

Колоссы Мемнона

Построенные приблизительно в 1350 до н.э. Колоссы Мемнона представляют собой две большие каменные статуи. Они изображают сидящего на пьедестале фараона Аменхотепа III. Первоначальным предназначением Колоссов должна было стоять на страже у входа в храм Аменхотепа, где ему поклонялись как до, так и после ухода в потусторонний мир. Когда-то это был один из самых больших храмов Древнего Египта, но сегодня он практически полностью исчез, за исключением этих двух статуй. Оба Колосса значительно повреждены, а детали выше талии практически неузнаваемы.

Храмы острова Филе

Остров Филе был центром культа богини Изиды. Первый храм на острове был построен фараонами из 30-й династии. Строительство храма продолжалось в течение трех веков правления греческой Птолемеевой династии и римских правителей. В 100 году нашей эры Римский император Траян построил знаменитый киоск Траяна, который вероятнее всего служил речным входом в большой храм Изиды. В 1960-х храм и другие монументы Филе были перемещены на остров Агилика. Перемещением занимались волонтеры ЮНЕСКО, чтобы спасти историческое наследие от возрастающих вод Нила в связи со строительством Асуанской Плотины. Остров Филе в настоящее время затоплен водами Озера Нассер.

Храм Эдфу

Храм Эдфу посвящен богу с головой орла Хору, являясь вторым по величине египетским храмом после Карнака и одним из наиболее сохраненных. Строительство этого храма началось в 237 до н.э во время господства Птолемея III и закончилось почти два века спустя в 57 до н.э Птолемеем XII, отцом легендарной царицы Клеопатры. Этот храм состоит из традиционных элементов египетских Храмов Нового Королевства, вместе с несколькими греческими сооружениями, среди которых стоит выделить Дом Рождения (Маммиси).

Храм Сети I в Абидосе

Храм Сети I представляет из себя гробницу фараона Сети I на западном берегу Нила в Абидосе. Древний храм был построен к концу господства Сети, и достроен его сыном Рамзесом Великим после смерти отца в 1279 году до н.э. В этом храме находится Абидосский Список - хронологический перечень всех династический фараонов Древнего Египта от египетского короля Менеса (основателя первой династии) до отца Сети, Рамзеса I.

Египетский Храм Хатшепсут

Этот храм является гробницей Хатшепсут, управлявшей Египтом приблизительно с 1479 до н.э до ее смерти в 1458 до н.э. Он расположен на западном берегу Нила. Сооружение с колоннадой было разработано и построено египетским архитектором Сенмутом. Королевский архитектор Хатшепсут построил храм для ее погребения, а также чтобы почтить славу Амун. Храм Хатшепсут гармонично вписан в обрыв резко возвышающегося утеса с тремя ступенчатыми террасами, достигающими 30 метров в высоту. Эти террасы связаны длинными пандусами, которые когда-то были окружены садами.

Луксорский Храм

Луксорский Храм расположен на восточном берегу реки Нил в древнем городе Фивы. Он был основан в 1400 до н.э во время Нового Королевства. Храм был посвящен трем египетским богам Амуну, Муту и Хонсу. Храм был центром фестиваля Опет - самого важного фестиваля в Фивах. Во время ежегодного фестиваля статуи трех Богов переносились из храма Амуна в Карнаке в храм Луксора вдоль дороги сфинксов, соединяющей 2 этих храма. Сегодня Луксор является главным местом назначения для путешествующих по Верхнему Египту, а также важной остановкой во время большинства Нильских речных круизов. Среди выдающихся храмов Древнего Египта Луксор всегда занимал особое место.

Абу Симбел

Карнакский Храм Древнего Египта

Даже будучи ужасно разрушенным, Карнакский Храм превосходит по своей красоте большинство других достопримечательностей Египта. Это самое большое древнее религиозное сооружение в мире, представляющее объединенный результат труда многих поколений египетских строителей. Храм Карнака на самом деле состоит из трех главных египетских храмов, закрытых храмов меньшего размера, и нескольких внешних храмов приблизительно в 2.5 километрах к северу от Луксора. Потребовались тысячелетия, чтобы построить и расширить Храм Карнака. Большая часть работы над Карнаком была сделана фараонами Нового Королевства (1570-1100 до н.э). Одной из самых известных структур Карнака является Гипостильный Зал площадью в 5,000 квадратных метров с 134 большими колоннами, установленными в 16 рядов.

Похожие публикации