Туристический портал - Paratourism

Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, г.Коломна, Московская область. Свято-троицкий ново-голутвин женский монастырь в коломне Самый древний коломенский монастырь

В Коломне, посреди деревянного Кремля расположился Ново-Голутвин Свято-Троицкий женский монастырь. Обходя Соборную площадь, непременно наткнешься на него. На сегодняшний день он является одним из крупнейших, находящихся на территории современной России. Являясь самым молодым из кремлевских монастырей, он был основан в 1799 году в городе Коломне и является первой православной женской обителью, открывшейся в Московской епархии.

Писцовые книги 1577—1578 гг. предоставляют сведения о том, что монастырь возведен на той территории, где раньше находилась архиерейская резиденция с 1350 по 1799 год. В резиденции проживали епископы, архиепископы, которые управляли Коломенской епархией. Именно эти данные дают основание утверждать о том, что на самом деле некоторые из зданий Новоголутвинского монастыря намного древнее. После упразднения епархии в 1799 году внутри Коломенского кремля и основывается Свято-Троицкий монастырь.

Главным храмом, сохранившимся до наших дней, но неоднократно переделанным, является Троицкий. Он был основан в 1680 году в стиле московского барокко. Вдальнейшем вокруг храма создавались новые корпуса и строения, легшие в основу Свято-Троицкого монастыря.

История

Коломенская епархия была образована еще до пришествия монголов. Первое упоминание о ней относится ко времени правления Ивана Калиты, то есть 1328—1340 гг. В это время при ней имелись десять монастырей и 931 церковь.

Из писем сирийца Павла Алеппского, секретаря Антиохийского патриарха Макария, мы узнаем, что представлял из себя архиерейский дом XVII века.

Весьма великим и обнесенным вокруг деревянной стеной; дворец епископский сооружен из прочнейшего камня и хорошего дерева — такое описание резиденции дает сириец. Его поражала длинная деревянная галерея, возвышающаяся над землей и предназначавшаяся для прохода епископа от южных дверей церкви к кельям. Большое внимание он уделяет русским мастерам-плотникам, которым удалось построить настолько теплые покои.

Расцвет архиерейского подворья

В конце XVII века архиепископом стал Никита Московский и Каширский. Именно при нем отмечают расцвет архиерейского подворья. Новыми зданиями, при нем построенными, стали Архиерейский дом, помещение Разрядного приказа и Троицкая крестовая церковь, являющиеся на данный момент основными зданиями комплекса.

К 1728 году была построена духовная семинария в Коломне, где учились дети местного духовенства. Наиболее одаренных учащихся посылали в Москву для продолжения обучения, с условием последующего их возвращения в семинарию в качестве учителей и преподавателей.

После того, как в 1799 году по приказу императора Павла I Коломенская епархия была упразднена, архиерея переводят в Тульскую губернию. Опасаясь того, что бывший архиерейский дом могут упразднить, митрополит Московский Платон (Левшин) спешил исполнить указ и в кратчайшие сроки перевести братию из Богоявленского мужского монастыря сюда. После этих событий новый монастырь в Коломне именуется Ново-Голутвин, имеющий также другое название Коломенский, а находящийся на окраине – Старо-Голутвин.

XIX век

В виду того, что монастырь был построен в честь Святой Троицы, он стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, и в начале XIX века мог содержать не более 17 человек, так как ему был присвоен 2 класс. Две церкви – Тихвинская и Успенская, также были присоединены к монастырю. Настоятелем стал архимандрит Варлаам.

Через несколько лет опасения митрополита Московского и Коломенского подтвердились – в письме от графа А. А. Аракчеева указывалось о намерениях создать на территории бывшей Архиерейской резиденции конюшни. Но митрополиту, хоть и с большим трудом, все же удалось отстоять здания. Архитектором, разработавшим план по размещению кирасир на месте архиерейского дома, стал И.А.Селихов. Этот план сохранился до наших дней в архивах Санкт-Петербурга.

Жизнь в обители забурлила. Здания требовали ремонта, большое количество насельников – скорейшего размещения, а непредвиденные обстоятельства, такие как плохие погодные условия длительное время или внезапно поднявшийся ураган, мгновенно срывающий крыши, добавляли хлопот. Поэтому работы хватало всегда.

С 1823 года разворачивается еще более масштабное строительство, уже при архимандрите Арсении (Козиорове). Построенная в псевдоготическом стиле кирпичная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была одним из новоиспеченных зданий монастыря.

Кроме того практически одновременно со строительством церкви возводятся ворота с северной стороны, одна из оградительных башен на северо-западе монастыря, а также вторая по высоте в Коломне колокольня, составлявшая более 50 метров ввысь.

Архимандрит Тихон (Угленский)

Череда сменявших друг друга настоятелей продолжилась до 1846 года, когда этот пост занял архимандрит Тихон (Угленский), прослуживший здесь не менее 25 лет. Всерьез увлекаясь историей раскола Русской православной церкви, он не жалел денег на то, чтобы приобрести литературу или рукописи, касающиеся данного вопроса. Впоследствии часть приобретенных им редких книг была передана в библиотеку Московской епархии, а оставшиеся – проданы, деньги переданы монастырю.

В благодарность за многолетнюю службу настоятель Тихон был удостоен ордена святой Анны 2 степени. Но при всем этом, некоторые историки считают, что хозяйство вести он не умел, и поэтому после кончины архимандрита монастырь пришел в запустение. В качестве доказательства такой точки зрения приводят воспоминания Угрешского настоятеля Пимена (Мясникова).

Ново-Голутвин монастырь становится общежительным

Реформирование было очевидно и неизбежно. К тому же важной подоплекой стало появившееся в обществе мнение, что институт монашества вообще необходимо устранить. Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) всерьез взялся за решение этой проблемы. Он считал, что вымирание монастырей происходит из-за снижения уровня нравственности. Поэтому наилучшим выходом из сложившейся ситуации будет переведение всех мужских монастырей в ряд общежительных.

C 1871 году Ново-Голутвин монастырь становится общежительным и насчитывает уже около 50 монахов. Большую помощь в реорганизации обители оказывали меценаты Ротины. Они помогали не только финансами, ими в 1876 году был пожертвован дом в несколько этажей с участком земли, приносивший монастырю немалый годовой доход.

Обучение известных сейчас личностей

Необходимо также отметить, что XIX столетие стало для Новоголутвинского монастыря своеобразным «золотым веком», ведь именно тогда здесь обучались и веди свою активную деятельность многие известные сейчас личности.

Протопресвитер Успенского собора Московского кремля Николай Александрович Сергиевский (1827—1892) начинал здесь свое обучение. В дальнейшем он становится профессором богословия в Московском университете и основателем одного из духовных журналов — «Православное образование», пишет множество трудов на религиозную тематику.

Будущий профессор Духовной Академии в Москве Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824—1887) также обучался в Коломне, а затем оставил воспоминания о быте и нравах Коломенского училища. Особенно врезались в его память моменты наказаний учащихся одним из преподавателей.

Василий Григорьевич Толгский (1842—1909) , церковный педагог, по завершению обучения в Коломенском духовном училище отучился в Московской семинарии, а позднее стал священником в 1864 году. Несмотря на материальные трудности и невозможность должным образом обеспечить семью, отцу Василию удалось на свои средства устроить школу, организовать хор, в который входили школьники и крестьяне.

1894 год был ознаменован окончанием Коломенского духовного училища Иваном Николаевичем Державиным, священномучеником Иоаном (1878—1937) ; преподавал в церковно-приходской школе. В 1930 году его приговорили к ссылке на три года, он был отправлен отбывать ее на Север. По возвращении служил в одном из сельских храмов Московской области. В 1937 году его ждал арест и расстрел.

Александр Васильевич Орлов (1890—1937) также являлся учеником Духовного училища в Коломне. После отучился в Московской духовной семинарии, окончив ее в 1909 году. В 1911 году становится священником. В 1937 году был арестован, его ложно обвинили. Заключение свое он отбывал в Таганской тюрьме. В октябре того же года он был расстрелян.

Ликвидация Новоголутвинской обители

Что же касается жизни монастыря, то с началом революции 1917 года она резко переменилась. За период с 1918 по 1921 годы на территории России были ликвидированы 673 монастыря, сюда же относился и Новоголутвинская обитель. Все церкви были отделены, а все имущество монастырей отныне становилось общенародным. Даже личные вещи и награды настоятеля храма Леонида были отобраны и переданы народу. Без приюта оказались 16 монахов и 14 послушников.

Важное значение имело для монастыря то, что в 1919 году почти все помещения были отданы в государственное управление, в частности для уездной милиции. Именно это и спасло здания от полного разрушения.

А к маю было принято решение переорганизовать обитель в колонию типа контрационного лагеря. И не смотря на достаточно благоприятные для этого условия – достаточно высокий забор, маленькие кельи, использовавшиеся бы в качестве камер, быстрое преобразование не удалось. В скором времени помещения монастыря превратились в госпиталь. А позднее, после новых неудавшихся попыток организовать на территории обители концентрационный лагерь, кельи стали заселяться местными жителями.

После закрытия храма остро встала проблема сохранности монастырских архивов, свидетельствовавших об истории монастыря практически со дня его основания. Как выяснилось, монастырская документация находилась в охранной башне, для нее специально были выделены два жилых помещения. В последствии, дела опечатали, но что стало с ними дальше никому неизвестно, так как замков на двери здания не было, и закрыли ее, просто скрутив проволокой.

Работники «Главмузея» всеми усилиями пытались сохранить монастырь и монастырский архив, являвшиеся одной из важнейших исторических ценностей. Несмотря на все попытки, к 1922 году большая часть имущества была изъята в фонд помощи голодающим Поволжья. Но даже это не остановило проведению служб в Троицкой церкви. В 1928 году иеромонаху Иоанну (Болагурову) удалось начать восстановление храма под видом религиозной общины.

Но к концу 20-х гг. XX в. Горсовет Коломны был обязан брать в аренду все здания и предметы культа и заключать об этом договоры с группами верующих. Не обошло стороной это событие и Свято-Троицкий монастырь. Через некоторое время Ново-Голутвинскую церковь была закрыта, многие иконы пропали, а помещения были сильно разорены или подверглись национализации. Например, в 1934 году городской финансовый отдел продал одному из Коломенских заводов колокольню. 1940—1950-е гг. – время, когда церковь Троицы находилась в аренде у швейно-ремонтной фабрики.

Реальный шанс сохранить оставшееся имущество монастыря появился в 1971 году после того, как была создана реставрационная программа, предполагавшая создание историко-архитектурного заповедника, где большую роль играл Ново-Голутвин монастырь. Планировалось создание на месте бывшего архиерейского дома гостиничных комнат для будущих туристов, администрации, ресторанов и тому подобное.

Но эти планы так и не были осуществлены, хотя реставрационные работы в Свято-Троицком монастыре все же начались. За дело принялись мастера-архитекторы В.А.Мозжеров, В.В.Тепляков, С.П.Орловский. Конечно, мастерам пришлось столкнуться с большими трудностями в ходе реставрации. Из зданий пришлось постепенно выселять жителей для того, чтобы охватить ремонтом как можно большую площадь.

Из-за того, что было неясно, как дальше предполагается использовать ремонтируемые помещения, работы растянулись на достаточно продолжительное время. Но с приходом перестройки политической и экономической жизни государства появляются предпосылки для восстановления духовных и религиозных свобод. Постепенно храмы стали переходить в руки верующих, а церковная жизнь восстанавливаться.

Покровительство Русской Православной Церкви

Только 1989 году монастырю были возвращены здания, находившиеся в очень запущенном состоянии. Главной целью возвращения помещений было создание женской общежительной обители. Впоследствии происходила активная организация восстановительных работ в монастыре.

Священный Синод принял решение о том, что настоятельницей монастыря становится игуменья Ксения.

С 1989 года начинается новая жизнь обители – монастырь переходит под покровительство Русской Православной Церкви. С этого момента возникает идея создания первого православного женского монастыря, коих до этого момента не было. Начинается восстановление Архиерейского корпуса. Реставрация обители и налаживание монастырской жизни давалось все-таки с трудом, ведь и навыки строительства, и навыки ведения хозяйства практически отсутствовали. Но тем не менее сестры делали все возможное, что было в их силах – разгребали мусорные завалы, помогали новым жителям обживать теперь уже заново отстроенные места. Началом новой монастырской жизни послужила первая служба в Троицком монастыре.

Вместе с благоустройством монастыря у администрации города Коломны прибавляются новые хлопоты. Храмом начинают интересоваться политические личности, деятели культуры, с каждым годом число гостей и паломников обители неумолимо растет. Такие изменения означали, что Свято-Троицкий монастырь становится достопримечательностью города.

Монастырь в наши дни

На сегодняшний день Новоголутвинский монастырь включает в себя несколько храмов:

  • Во-первых, Храм Пресвятой Троицы . Первое богослужение во вновь возрождающейся обители совершилось здесь во время празднования Сретения Господня 15 февраля 1989 г. С этого момента Троицкий храм начинает символизировать возрождение духовной жизни в Коломне.
  • Во-вторых, Храм в честь Покрова Божией Матери . Довольно продолжительное время Покровский храм находился в состоянии запустения и разрухи. Для освящения его возникла необходимость в ремонтных работах, а именно разборке внутренних перегородки, появившихся здесь в советский период, а также очистке стен и сводов от слоев краски и побелки, под которыми долгое время находились живописные росписи XIX века.
  • В-третьих, Храм во имя святой Блаженной Ксении Петербургской . В 1990 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил и освятил церковь в честь блаженной Ксении Петербургской. Больших трудов стоила монахиням роспись сводов храма. В 1999 г. в храме установили керамический иконостас.
  • В-четвертых, Храм в честь Успения Божией Матери (Подворье) . В 1990 году на территории, предназначенной для ведения хозяйственного подворья, возводится храм в честь Успения Божией Матери. Монастырская жизнь начинает кипеть теперь и здесь.
  • И, наконец, в-пятых, Церковь Пресвятой Троицы (Подворье) .На территории монастырского подворья Свято-Троицкой Новоголутвинской обители была воздвигнута церковь с колокольней, освященная в честь Пресвятой Троицы. В воскресные и праздничные дни в храме совершается Литургия, проводятся занятия воскресной школы.

А также некоторые часовни:

  • Часовня во имя равноапостольного князя Владимира;
  • Часовня во имя Святых Блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской.

Руководство монастырем осуществляет митрополит Ювеналий. В обители проживают более 80 монахинь и инокинь не только из России, но и Ближнего Зарубежья. Кроме того, на территории монастыря жили и работали монахини из таких стран, как Финляндия, Голландия, Венгрия, Польша.

При монастыре открыт еще в 1997 году посвященный святой Блаженной Ксении Петербургской Православный медицинский центр, куда на прием можно обратиться к монахиням – профессиональным докторам. В течении года в медицинский центр обращаются более трех тысяч человек.

Монастырь открыл также свой музей, действующий постоянно. Здесь находятся иконы, мозаики, а также фотовыставка, рассказывающая посетителям историю обители с момента ее основания до сегодняшнего дня со всеми периодами ее взлетов и падений, разрушений и восстановлений.

Ново-Голутвин монастырь ведет активную экскурсионную деятельность – монахини сами организуют экскурсии по обители. При этом здесь имеется трапезная, а также небольшая гостиница для паломников и туристов.

При обители работает клуб любителей животных. Главная достопримечательность монастыря – подаренный Валентиной Терешковой, российской космонавткой, верблюд Синай. В питомнике «Конвент», который был создан самими монахинями, разводят редкую породу собак – монголо-бурятские собаки, а также среднеазиатские овчарки.

В нескольких километрах от Коломны находится монастырское подворье, где сестры занимаются разведением древнейшей и давно уже занесенной в Красную книгу пород чистокровных вятских лошадей, доставленных из Удмуртской республики. Каждый год во время празднования Рождества Христова дети имеют возможность прокатиться на лошадях или верблюде.

На монастырском подворье сестры занимаются также и ведением сельского хозяйства: выращивают натуральные продукты питания в саду и огороде. Кроме того, на подворье имеется своя сыроварня и молочный цех, что позволяет производить сметану, творог, масло и тому подобное.

Кроме всего прочего при монастыре работают различные мастерские – по вышиванию, иконописи, керамике и столярному делу. Монахини освоили издательское дело, а также открыли свою собственную радиостанцию «Благо».

Хор, в котором поют сестры, неоднократно выезжает на концерты и богослужения во многие храмы Москвы и других крупных городов России. Кроме этого, в 2000 году хор принял участие в Саксоно-Богемском фестивале, проходившем в ФРГ.

Монахини имеют возможность обучаться в педагогическом институте и других учебных заведениях. Это позволяет им иметь в своем ведении детский приют для мальчиков-сирот (д. Малое Карасево). Сейчас здесь обучаются более 50 детей. Открыта также и Воскресная школа, где детям преподают основы благочестия, церковного пения, историю Церкви.

Большое значение для обители имеет то, что сюда не единожды прибывал с визитом патриарх Алексий II. В 2003 году, будучи президентом РФ, монастырь посетил В.В.Путин, а в 2011 году – Д.А.Медведев.

Святыни

На сегодняшний момент в Покровском храме Новоголутвинского Свято-Троицкого женского монастыря располагаются почитаемые святыни. Здесь находятся части мощей многих святых:

  • Апостол и Евангелист Лука;
  • святой Пантелеимон;
  • первомученик Стефан;
  • великомученик Георгий Победоносец;
  • преподобный Авраамий;
  • благоверный князь Александр Невский;
  • мученик Иоанн Воин;
  • благоверные князья Петр и Феврония;
  • мученик Иоанн Новый;
  • великомученицы Ирина и Варвара;
  • мученица Татиана;
  • преподобномученица Елисавета Феодоровна;
  • преподобные Кирилл и Мария Радонежские;
  • святая блаженная Матрона Московская.

Подвести итог хочется высказыванием настоятельницы Ксении. Вот ее слова:

О храмах и монастырях большинство людей говорит, не зная толком ни христианства, ни проблем монастырской жизни. Но они так говорят не от незнания, а потому что их так учили еще с раннего детства. Поэтому очень легко в результате неверных суждений докатиться до самой настоящей «тюрьмы ложных воззрений», которая по сути своей не вызывает у человека никакого дискомфорта, а поэтому освобождаться из нее никто не даже не пытается.

Моральная деградация, происходящая сейчас в самых толерантных и демократических странах мира, не может остаться незамеченной. Решением такого рода проблем может послужить «удерживающие» факторы. Монашество – особое устроение души, приобретение таких знаний, которые станут ключом к тому, чтобы понять настоящий смысл жизни, найти путь к состраданию и вдохновению.

На карте

Как добраться до Ново-Голутвина Свято-Троицкого женского монастыря

  • Как проехать к Новоголутвинскому монастырю на городском транспорте: едем от станции метро «Выхино» на автобусе № 460 до города Коломна. Выходим на остановке «Площадь Двух революций». Приблизительное время в пути — 1,5 – 2 часа. Входим в Коломенский кремль со стороны улицы Лажечникова.
  • На железнодорожном транспорте: едем от Казанского вокзала электропоездом «Москва-Голутвин» или «Москва-Рязань» до станции «Голутвин» (ориентировочное время пребывания в пути – 2-2,5 часа).
    Далее садимся на трамвай № 3, либо на маршрутное такси № 10У, или 18 до остановки «Площадь Двух революций». Входим в кремль со стороны Ямской башни.
  • Чтобы проехать к Ново-Голутвину монастырю на автомобиле, необходимо двигаться по Новорязанскому шоссе. После въезда (со стороны Москвы) в Коломну нужно придерживаться длинной центральной улицы города — улица Октябрьской революции. После железнодорожного переезда через 500 м повернуть налево (где дорожный указатель «Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и Коломенская духовная семинария»). Через 100 м — конечная остановка.

Адрес

  • Ново-Голутвина монастыря: Московская область, город Коломна, улица Лазарева, 9-11А

Часы работы

  • Ежедневно с 07:00 до 20:00

Телефоны, e-mail

  • Звонок из Москвы и Московской области, код г. Коломны — 261, звонок из других регионов – 09661.
  • Канцелярия тел.факс: (монахиня Анастасия) 2-07-07
  • Медицинский центр — главный врач монахиня Екатерина: 4-27-44
  • Паломнический центр: (Ирина Анатольевна) 8-910-4678767
  • Заказать экскурсии можно обратившись к монахини Матроне: 4-75-07
  • E-mail: [email protected]

Во все времена Коломна была религиозным центром Московского княжества и всегда гордилась своими святыми местами и монастырями. Самый древний Коломенский монастырь – Богородице-Рождественский Бобренев монастырь , он является архитектурным памятником храбрости и доблести русских воинов, которые разгромили войско хана Мамая в Куликовской битве. Монастырь был возведен на деньги князя Дмитрия Донского, а наблюдал за строительством князь Боброк-Волынский, который был правой рукой Дмитрия Ивановича. Второе название монастырь получил, потому что был возведен на землях боярина Бобрени. Также есть легенда, согласно которой монастырь был построен в лесах, где промышлял Бобреня-разбойник.

На территории монастыря расположены два храма: Храм Рождества Богородицы, который возвели в в1790 году и Храм Святого Великомученика Фёдора, построенный на средства благотворителя Хлудова в 1861 году. Корпуса с кельями относятся к XVIII-XIX вв. В 1778 году была построена ограда с воротами и башнями, которая не имеет аналогов во всем Подмосковье. В 1930 году была прекращена служба в храмах, но на сегодняшний день обитель действующая.

Старо-Голутвин монастырь в Коломне второй по старшинству. Он был основан возле слияния Оки и Москвы-реки в 1385 году Сергием Радонежским. Все постройки первоначально были деревянными, первый каменный Богоявленский собор был возведен в начале 1700-х годов. Сергиевская церковь была построена в 1833 году. В полном комплексе строений монастыря особое место можно отдать ограде, которая была возведена по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Во время войны монастырь был базой артиллерийских частей Красной Армии и сильно пострадал от солдат, которые тренируясь в точности стрельбы, использовали в качестве мишеней лики и одежды святых. В начале 90-х годов были проведены тяжелейшие работы насельниками монастыря по восстановлению обители.

В юго-западной части Коломенского кремля расположен Успенский Брусенский монастырь , который был основан во второй половине XVI века. Перед Казанским походом Иван Грозный дал обет, что в случае победы он построит в Коломне монастырь. По легенде монастырь был мужской и первыми его населяли участники Казанского похода. На территории монастыря расположена Успенская церковь, которая является первой постройкой в шатровом строительстве. Ограда монастыря с башнями и двумя воротами была возведена в 1778 году. Эту постройку также относят к разработкам М.Ф. Казакова, который в свое время был автором градостроительного плана Коломны. Расцвет обители связывают с появлением в ней игуменьи Олимпиады, которая в Коломну была направлена митрополитом Филаретом. С ее появлением связывают строительство Крестовоздвиженского собора, освященного в 1856 году, также здесь были созданы келейный корпус, трапезная и дом настоятельницы.

Череду действующих Коломенских монастырей завершает Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь . На территории этого монастыря в XIV – XVIII вв. была расположена резиденция коломенских епископов. В 1783 году была построена церковь Покрова Богородицы. Так же на территории монастыря расположены Троицкая церковь, Трапезный и Семинарский корпуса. Под руководством архитектора М.Ф. Казакова было перестроено подворье, а также возведена ограда с наугольными башнями и тремя воротами. В 1825 году монастырь украсила ампирная колокольня с изображением Святой Троицы. Вначале монастырь был мужским, и после закрытия в 1918 году его помещения использовали как жилые дома. После возвращения монастыря Православной церкви в 1989 году были отреставрированы Троицкий собор и Покровский храм. На сегодняшний день это действующий монастырь женский, однако, при этом он сохранил прежнее название.

На берегу Москвы-реки в центре Коломенского кремля расположился Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

Архиерейския резиденция с управлявшими Коломенской епархией епископами и архиепископами располагалась на территории монастыря в период с 1350 по 1799 годы. Коломенская епархия же была учреждена после нашествия монголов на Русь. Ее начало относят к временам, когда княжил Калита (1328-1340гг) либо Симеон Гордый (1340-1353гг). Принадлежала епархия к третьему классу и имела 931 церковь и 10 монастырей.

Окно Архиерейского корпуса Свято-Троицкого монастыря

Из писем очевидца можно понять, как выглядел в VXII веке дом архиерея. Был он очень большой, выстроенный из камня и дерева, а обнесен был большим деревянным забором. В доме было тепло, поскольку покои были обиты деревом, а двери обиты войлоком и кожей, что не пропускали никаких сквозняков. Епископ передвигался к кельям от церкви по длинной деревянной галерее, построенной над землей. В то же время были построены основные три здания сегодняшнего комплекса. Это сам Архиерейский дом, Троицкая церковь и здание Разрядного приказа.


Троицкая церковь

В 1728 году в Коломне началось строительство духовной семинарии, учениками которой позже стали дети местного духовенства. Лучшие ученики посылались для продолжения учебы в Москву, но после окончания должны были вернуться, чтобы учить в Коломенской семинарии. Среди известных лиц, окончивших Коломенскую семинарию можно назвать митрополита Московского, Святого Филарета Дроздова, публициста Н.Гилярова-Платонова.

Коломенская епархия была упразднена в 1799 году по указу императора Павла, при этом, архиерей был переведен в Тулу, затем в 1800 году Митрополит Московский Платон перевел сюда братию из мужского Богоявленского монастыря, находившегося на окраине Коломны. С этих пор монастырь, открывшийся в Кремле, стал называться Ново-Голутвиным, монастырь пригородный – Старо-Голутвиным.

Главный храм в новообразовавшемся монастыре был посвящен Святой Троице, поэтому, и монастырь стал Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем. Монастырю присвоен был 2-й класс, который позволял содержать до 17 человек монахов. И приписаны были еще две церкви - Тихвинская и Успенская. Позже, в 1871 году монастырь из штатного был преобразован в общежительный, и количество монахов возросло да 50 человек.



Спокойная монашеская жизнь единомоментно рухнула в 1917 году, когда на основании декрета «Об отделении церквей…», все религиозные организации лишились своих прав, а их имущество стало народным достоянием. Таким образом, за период с 1918 по 1921 год было ликвидировано 673 монастыря, в том числе и Ново-Голутвин. Имущество его и находившуюся в собственности землю национализировали, у настоятеля архимандрита Леонида даже были изъяты личные вещи и награды. Почти на улице оказались 16 монахов и 14 послушников.


Троицкий монастырь. Колокольня

В начале 1919 года часть помещений монастыря было занято управлением городской и уездной милиции, что спасло монастырь от разрушения. Согласно предписанию 23 мая монастырь должен был быть переоборудован в лагерь для принудительных ворот. Этому способствовало высокий забор вокруг него, узкие кельи, которые можно было переоборудовать под камеры, большая монастырская территория. Быстро освободить помещения не получилось, поэтому было принято решение о временном размещении в монастыре госпиталя. 9 августа С.Н. Нилов, зав отделом управления Коломенского совдепа, снова вернулся к вопросу об устройстве концентрационного лагеря, не дожидаясь выезда госпиталя, однако по каким-то причинам, устройство лагеря не состоялось, а кельи начало обживать население.


Башенка ограды

После закрытия монастыря встал вопрос о сохранности документов, которые могли датироваться еще датой основания монастыря. Архивные документы опечатали в специальных помещениях в башне ограды, но, поскольку замков не оказалось, закрытые двери скрутили проволокой. Естественно, куда делись потом документы исторической ценности, никто не знает. Специалисты «Главмузея», делая все возможное, чтобы сохранить культурное наследие страны от разворовывания, включили Ново-Голутвин монастырь в список церквей, принадлежащих ведению Главмузея. Однако сотрудников Главмузея не всегда ставили в известность о планируемом изъятии ценностей, которое, в частности, произошло 2 апреля 1922 года в фонд помощи для голодающих Поволжья. Из храма в присутствии настоятеля Варсонофия и нескольких верующих было изъято кадила, елейницы, кресты, ризы и пр. общим весов 2 пуда 10 фунтов. Изъятие не остановило прохождение служб в Троицком храме.

Со временем Ново-Голотвинскую церковь закрыли, пропали все иконы, здания перешли в пользование многочисленных организаций и жильцов. Ничто теперь не могла прекратить беспощадную эксплуатацию монастыря, даже бесконечные постановления Совета Министров РСФСР, утверждавшие списки памятников архитектуры, которые подлежали охране.

6 мая 1968 года появилась возможность получиь реальную защиту государства, когда было принято решение о создании в Коломне историко-архитектурного заповедника. Тут планировалось и использование здания под гостиничные номера, ресторан, открытие музея, а плодовый сад сделать таким, какой он был в XVIII веке. Грандиозным планам не суждено было воплотиться в жизнь, но в 1973 году работы по реставрации все-таки были начаты. По следам декора, архивным материалам постарались восстановить первоначальный внешний вид здания. Были восстановлены снесенные в период дикого атеизма крест, глава и барабан. Восстановление фасада потребовало большое количество профилированного специальным образом кирпича, поскольку во время строительства храма, кирпич тесали вручную. Было выполнено множество работ по восстановлению древних ниш, интерьеров апсиды, трапезной, четверика.


Часовня в Свято-Троицком монастыре

Восстановление затянулось на годы, долго не было ясно, какое назначение будет у этого комплекса, пока в 1985 году в начавшемся движении по оживлению религиозной свободы в СССР, храм был передан Русской православной церкви. Сегодня Монастырский комплекс передан в пользование организации женской монашеской общины, принадлежащей Русской православной церкви.


Фото Татьяны Селяниновой, 2014

На всем протяжении Москва-реки раскинулось ожерелье городов и городков. Коломна, город с многовековой историей, тоже расположился на берегах этой неширокой, но очень живописной реке. Здесь же в кристальных водах отражаются резные стены и сверкающие купола, украшающие Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь.

История женского монастыря

Точное время создания монастырского комплекса неизвестно. Считается, что монастырю немного больше лет, чем Коломенской епархии. Расположенный в самом центре кремлевской территории города Коломна, основан он был примерно в начале или середине 14-го века, т. е. после окончания нашествия монгольских орд на Киевскую Русь. В этих местах тогда властвовал либо князь Калита с 1328 года по 1340 год, либо Симеон Гордый, приступивший к власти в 1340 году и ушедший с престола в 1353 году. С тех пор и по 1799 год монастырь стал центром Коломенской епархии.

В те годы епархию относили к третьему классу. В нее входили:

  • церкви в количестве 931 храма;
  • монастыри в количестве 10-ти комплексов.

Благодаря тому, что монастырь в те годы был религиозным центром всего княжества, за качеством работы строителей тщательно следили, а обеспечение его проходило на самом высоком уровне. Шли годы, менялись правители, но здесь, в тихом монастырском подворье оно словно замерло. Столетие за столетием здесь не менялось ничего вплоть до 17-го века.

1728 год принес с собой ряд новшеств, повлиявших на жизнь города и нашедших отклик в монастыре. Началось строительство духовной семинарии, первыми слушателями в которой стали дети местного духовенства. Лучших учеников потом отправляли в столицу для дальнейшего обучения с условием возвращения в стены альма-матер в качестве новых учителей. Наиболее известными выпускниками коломенской семинарии стали:

  • Московский митрополит св. Филарет Дроздов;
  • публицист Н. Гиляров-Платонов.

Император Павел своим указом упразднил Коломенскую епархию в 1799 году. Архиерея ее перевели в Тулу.

Полностью исчезнуть монастырю не позволил Митрополит Московский Платон, который в 1800 году часть братьев из окраинного коломенского Богоявленского мужского монастыря перевел сюда. Данный поступок привел к изменению названия монастыря, поскольку кремлевский стал называться Ново-Голутвин, а пригородный – Старо-Голутвин.

Первую часть названия дал монастырю главный храм комплекса, который посвящен Святой Троице. Ему присвоили 2-й класс и позволили содержать 17 монахов. К нему приписали 2 церкви: Тихвинскую и Успенскую.

1871 год принес новые изменения. Из штатного монастыря его перевели в разряд общежительных, что позволило увеличить количество монашествующих до 50 человек.

Спокойствие и благоустроенность вновь стали спутниками монастыря, поддерживая его благополучие более ста лет, однако все рухнуло в одночасье.

1917 год, когда был провозглашен декрет «Об отделении церквей…», принес несчастья всем религиозным организациям (в том числе и монастырям). Не обошла стороной беда и Коломну. Ново-Голутвин стал одним из 673 монастырей, которые были ликвидированы в период с 1918 года по 1921 год. Все имущество вывезли. Землю национализировали. Настоятель архимандрит Леонид лишился личных вещей и наград. Лишились крова над головой 16 монахов и 14 молодых послушников.

Помещениям монастыря угрожал снос, однако их спасла необходимость разместить где-то управление новой милиции как городского, так и уездного значения. Они перебрались в часть монастырских помещений в 1919 году, занимающих наиболее удобное расположение относительно входа.

23 мая в монастыре должны были провести ряд изменений, которые превратили бы его в лагерь для содержания заключенных, осужденных на принудительные работы. Основными параметрами, давшими такую идею руководству, стали:

  • наличие высокого и крепкого забора по всему периметру монастыря;
  • размеры келий, которые были очень узкими, ведь их легко можно было сделать камерами для заточения;
  • размеры монастырской территории, которые вмещали большое количество зданий.

Местные власти попытались выполнить задание, но провести быструю подготовку корпусов не получилось. В результате, идею открытия лагеря для преступников заменили на план временного размещения госпиталя. С. Н. Нилову, который в то время занимал место заведующего отделом управления Коломенского совдепа, такая ситуация не очень импонировала, поэтому 9 августа он вернулся к данному вопросу, намереваясь не дожидаться момента освобождения монастырской территории госпиталем. И все же, постоянно возникали какие-то неувязки и причины, не позволяющие превратить монастырь в лагерь, а позже жители стали обживать кельи.

Архивы монастыря включали в себя документацию, которая могла быть датирована временем формирования монастырского комплекса, при этом требовала особого отношения к сохранности. Бумаги собрали в башне ограды и закрутили дверь проволокой, поскольку не нашлось замков. В результате, много исторических документов было утеряно. Монастырь отдали в ведомство Главмузея, чтобы сохранить как можно больше ценных экспонатов.

6 мая 1968 года из монастыря и всей центральной части города хотели создать Коломенский историко-архитектурный заповедник. Он должен был включать в себя:

  • монастырское здание, которое должно было использоваться в виде гостиничных номеров;
  • ресторан;
  • музей;
  • плодовый сад, похожий на тот, который был разбит здесь в начале 18-го века.

Эти планы не сбылись, но в 1973 году началась реставрация на территории монастырского комплекса. Специалисты изучали следы декора, историческую документацию, материалы архивов, чтобы можно было восстановить первоначальный внешний вид комплекса. Это было нелегко, ведь годы оголтелого атеизма разрушили почти все.

Восстановили крест, главу и барабан, потом долго возрождали фасад, изготавливая такое же тесанный вручную кирпич, как и в древние времена. Постепенно проводились множественные работы, направленные на восстановление из разрухи таких элементов монастырского комплекса, как:

  • трапезная;
  • древние ниши;
  • четверик;
  • интерьеры апсида.

Русской православной Церкви монастырь был передан в 1985 году.

Наше время

Сейчас монастырь принадлежит женской общине. Кроме вышеперечисленных зданий, имеются такие строения:

  • Троицкая и Покровская церкви
  • Каменные палаты и колокольня
  • Храм во имя Ксении Петербургской
  • Часовня со святым источником
  • Гостиница для размещения паломников и монашествующих

Монастырь дает приют 80 монахиням и инокиням родом из России и ближнего зарубежья. Работает Православный медицинский центр им. св. Блаженной Ксении Петербургской. Больных принимают монахини, являющиеся профессиональными докторами.

Здесь можно посетить экскурсию, которую проведут для вас сестры-монахини.

Заботятся в монастыре не только о людских душах, но и о животных. На территории открыт питомник «Конвент», так что здесь и на подворье, расположенном за городом, живут:

  • монголо-бурятские собаки;
  • среднеазиатские овчарки;
  • верблюд Синай;
  • чистокровные вятские лошади.

Здесь работают мастерские разных направлений:

  • вышивальная;
  • керамическая;
  • иконописная;
  • столярная.

Монастырь взял под свою опеку приют для мальчиков-сирот, обосновавшийся на территории деревни Малое Карасево. Монахини проходят обучение в педагогических учреждениях разного ранга.

Расписание богослужений

Режим работы храмов на территории монастыря зависит от наличия праздников. В обычное время служба проводится:

  • 8:00 – литургия.
  • 17:00 – вечерняя служба.

По большим праздникам режим может меняться. О том, в каком именно из монастырских храмов проходит богослужение в конкретный день, необходимо узнавать у сестер монастыря.

Как добраться до Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря

Гости города могут воспользоваться такси и заказать поездку по адресу район Старая Коломна, улица Лазарева, д. 11 а.

Контактные данные

  • Электронный адрес: [email protected]
  • Телефонные номера: 8-49661- 20707, 8-916-8167225.

Фотографии


Похожие публикации