Туристический портал - Paratourism

Благовещенский собор. Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор относится к числу древнейших православных храмов столицы. Он предназначался для членов великокняжеской, а затем и царской семьи.

Самый первый деревянный Благовещенский собор был построен в 1397 году по инициативе князя Василия I, сына знаменитого Дмитрия Донского. Собор располагался у входа в княжеский дворец, поэтому получил название «храм Благовещения на сенях». Расписывали его специально приглашенные мастера-иконописцы, среди которых упоминают Андрея Рублева, Феофана Грека и некого Прохора из Городца.

Спустя столетие Благовещенский храм перестроили – снесли старое деревянное здание и на этом же месте построили новое, каменное. Примечательно, что это важное дело поручили не итальянским архитекторам, которые уже возводили каменные строения в Московском Кремле, а отечественным мастерам – Мышкину и Кривцову. Перед ними поставили достаточно сложную задачу – новый собор должен был точно вписаться в архитектурный ансамбль, созданный иноземными специалистами.

Новый храм был заложен в 1484 году. Его строили в течение 5 лет.

В истории собора есть довольно интересные детали, касающиеся его росписи. Ее производили по приказу князя Василия III. Нужно было не только выполнить художественные работы, но и изготовить серебряные и золотые оклады к иконам. С росписью блестяще справился знаменитый иконописец тех лет Федор Едикеев.

Среди персонажей, изображенных в настенной росписи, можно легко узнать древнегреческих философов. Это всем известные мудрецы - Плутарх, Птолемей, Зенон, Аристотель, Платон, Фукидид и Сократ. В руках у них свитки с изречениями, похожими на христианские. Ученые до сих пор спорят, откуда на стенах православного храма взялись великие греки из Древнего мира. Одни считают их новаторским приемом мастера, другие – приверженностью к традициям первых русских митрополитов греческого происхождения.

При строительстве Благовещенского собора Василий III не экономил на деньгах. Об этом свидетельствует дорогая церковная живопись, драгоценные оклады икон, золоченые главки. Даже полы в соборе выложены исключительно мрамором, яшмой и агатом, что подчеркивает его великолепие.

Благовещенский собор был очень любим российскими государями. После Василия III он перешел к его сыну Ивану Грозному, который тоже всячески опекал храм и заботился о нем.

В 1547 году храм пострадал от типичного для того времени сильного пожара. Он был каменным, поэтому не сгорел дотла, но повреждения все же были значительными. Иван Грозный приказал мастерам полностью обновить роспись в соборе, так как она существенно пострадала. Кроме того, при нем построили крытую галерею в левой стороне храма и установили образ Благовещения, который был привезен их одного из новгородских монастырей. По преданию царь на выходе из Благовещенского собора заметил в небе необычную комету в форме креста и почувствовал в этом явлении знак скорой кончины. Спустя недолгое время он умер.

Сыну Ивана Грозного - царю Федору Иоанновичу так нравились пылающие на солнце купола, что он захотел видеть на соборе еще и золотой крест. Он был благополучно отлит и стал известен на весь мир. Во время Отечественной войны 1812 года крестом очень хотел завладеть Наполеон, но по иронии судьбы по ошибке захватил похожий с колокольни Ивана Великого, который был всего лишь позолоченным.

Интересно, что именно с Благовещенского собора начали свою историю знаменитые кремлевские куранты. В начале XIII века монах и мастер на все руки Лазарь Сербин изготовил уникальный экземпляр механических часов с боем. Их поместили на башню в великокняжеском дворце. Часы тогда стоили огромные деньги. По сути это был самый первый вариант городских часов. Позднее куранты, изготовленные русскими мастерами Жданом и Шумило, появились и на Спасской башне.

В годы революции Благовещенский собор пострадал во время пушечного обстрела. Особенно досталось от снаряда знаменитому крыльцу, на котором Иван Грозный наблюдал знаковую комету. В советское время Благовещенский собор закрыли. Сейчас в нем расположена музейная экспозиция, а службы практически не проводятся.

Благовещенский собор Московского Кремля – один из старейших и красивейших храмов России. Его строительство датируется XIII веком. Многие туристы и паломники приезжают из разных точек земного шара, чтобы взглянуть на неповторимую архитектуру здания и окунуться в атмосферу древней православной Руси.

История Благовещенского собора

За времена существования Благовещенского собора Московского Кремля его много раз перестраивали, реконструировали и достраивали. Первое упоминание о храме датируется 1291 годом. Из древнего предания известно, что указание о начале строительства было дано сыном Александра Невского Андреем. На территории Кремля была построена деревянная Благовещенская церковь. Существует версия, что изначально собор называли храмом Рождества Богоматери. В 1397 году в церковь из Византии была доставлена икона «Спас в ризе белой». По некоторым историческим источникам считается, что церковь строилась в XIV веке по приказу вдовы Александра Невского, принявшей постриг и посвятившей последние годы жизни богу.

В XV веке Иван III, подверженный влиянию европейских архитекторов, начал грандиозную перестройку и реконструкцию Кремля. Благовещенскую церковь тоже решено было перестроить. На месте деревянного здания на белокаменном подклете вырос трехкупольный храм. Освящение состоялось 7 апреля 1489 года. Церемония была приурочена к празднованию великого церковного праздника Благовещения и проводилась митрополитом Геронтием.

В 1547 году в Кремле случился знаменитый славный пожар, в котором пострадало много зданий, и погибли люди. Благовещенскому собору также был причинен значительный ущерб. Восстановительные работы продолжались до 1564 года. Храм был немножко расширен. С западной стороны к нему сделали пристройку, увенчанную двумя главами.

Грозненское крыльцо было пристроено к собору в 1572 году. Его строительство началось по приказу Иван Грозного. После четвертого развода с женой он был отлучен от церкви. Стоя на новом крыльце, он мог слушать литургии, проходящие в храме.

Примечательно, что в конце XVI века в соборе работал священником известнейший композитор того времени Фёдор Крестьянин. Вплоть до XVIII века Благовещенский храм был личным приходом русских государей и их семей. Настоятель собора всегда был личным духовником царя. В стенах храма хранились святые реликвии правителей: мощи, древние книги и ценные сосуду, особо почитаемые образа.

Во времена правления династии Романовых храм оберегался и украшался. Во время первой мировой войны разрушительным снарядом было значительно повреждено крыльцо собора.

После революции Благовещенский собор был закрыт и в нем сделали музей. Главной целью работников культуры было сохранение внутреннего убранства и архитектуры здания, его изучение и реставрация. В 1989 году собору исполнилось пятьсот лет. В честь этого значимого события была устроена выставка исторических ценностей и предметов обихода служителей и знаменитых прихожан церкви.

Работа храма была возобновлена в 1993 году. Первое богослужение состоялось на престольный праздник собора Благовещение. Торжественную церемонию проводил патриарх всея Руси Алексий II. С тех пор стало традиционным приглашать главного священнослужителя страны на проведение службы в престольный праздник собора.


Подклет храма на сегодняшний день является одной из древнейших архитектурных построек Кремля. В настоящее время в нем устроен музей «Клады и древности Московского Кремля», открытый для посещения жителями и гостями города. Здание храма представляет собой образец русского зодчества и имеет большую историческую ценность. К сожалению, внутреннее убранство стен храма с течением лет значительно пострадало: часть древних фресок не удалось сохранить. Сохранилась роспись художника Феодосия, сделанная в 1508 г. Современная роспись с точностью воспроизводит утерянные рисунки прошлых лет. Примечательно то, что наряду с иконами стены собора украшают портреты русских царей.

Благовещенский собор считается одним из самых значимых храмов царских семей. Благодаря многочисленным переходам и галереям он является частью дворцового комплекса. Многие иностранные делегации, чтобы попасть в Московский Кремль, проходили через соборные галереи. Думные палаты бояр размещались сразу за храмом. Главная роль собора состояла в том, что он был домовой церковью царских семей. Здесь венчали и крестили государевых отпрысков, отпевали умерших членов семьи, причащали и исповедовали главных лиц державы. Протопоп собора в обязательном порядке был духовным лицом царя. Также в его обязанности входило обучение и духовное просвещение государевых детей и составление завещания.

Строительство Благовещенского собора Московского Кремля

Новое белокаменное здание с тремя куполами было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Строительство шло пять лет: с 1484 по 1489 год. Проект для здания разрабатывался итальянскими архитекторами. Строительные работы были выполнены псковскими умельцами, славящимися своим мастерством. В результате получилось неповторимое здание в стиле кремлевской архитектуры с нотками псковского зодчества.

Фундамент для собора был выложен на месте старого здания, повторяя его форму. Стены выкладывались из белого камня. Изначально было возведено прямоугольное здание, увенчанное тремя куполами. Арки небольшого размера расходились от главной постройки, крытые галереи располагались вокруг купольной части. С жилыми кремлевскими строениями собор связывала система переходов.

В 1508 году по велению государя были позолочены купола. Произвели украшение иконостаса: образа святых обложили золотом, серебром и бисером. В 1520 году расписали паперти. Обновлялись росписи в 1648 и в 1667 годах. На росписях изображены древнегреческие мудрецы: Аристотель, Птоломей, Гомер, Плутарх, Анаксагор, Менандр. На воротах с северной стороны нарисованы древнеримские пророчицы Сивиллы.

Иконостас Благовещенского собора изначально был украшен иконами, написанными Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Во время пожара в 1547 году они сгорели и на их место поставили два древних ряда той же эпохи: Праздничный и Деисусный. Уникально напольное покрытие храма: оно выполнено из яшмы медового цвета. Предание гласит, что Иван Грозный, будучи в Ростове увидел данный материал и велел доставить его в Москву для убранства собора.

После пожара в 1547 году основное здание отремонтировали и с западной стороны сделали пристройку с двумя куполами. В 60-е годы XVI века Иван Грозный отдал распоряжение о расширении Благовещенского собора. На углах галерей пристроили 4 придела, возвели две закрытые главки в западной части здания. Кровлю и купола обделали позолоченными листами из меди. Собор Московского Кремля стал девятиглавым, каким можно его увидеть в наше время.

Архитектура

Внешняя архитектура храма

Благовещенский собор являет собой образец смешения московской архитектуры и псковского зодчества. Воздвигнут на подклете, сохранившемся от старой деревянной церкви. Облик девятиглавого храма с золочеными куполами радует глаз россиян с 60-х годов XVI в.


Под куполами собора по окружности сделаны декоративные полукруглые нишки в стиле псковского зодчества. Фасад здания украшают пояски «бегунка» и «поребрика» из кирпича особой формы. В стиле московского зодчества сделаны ярусы кокошников и килевидных закомар, продолжающихся расчлененными лопатками. Основной объем храма дополняется с четырех сторон пристроенными приделами. Приделы возведены над углами галерей и представляют собой маленькие тонкостенные церковки, увенчанные золотым куполом. По историческим сведениям, приделы были построены в честь венчания русского царя Ивана Грозного. До постройки приделов Благовещенский собор ничем ни отличался от многих храмов Москвы, теперь же он обрел объемную красоту и величие, сравнимую только с Покровским собором.

Подклет храма гораздо старше, чем само здание (примерно на 200 лет). Он находится под центральной частью храма. Выложен из белого камня и имеет четырехугольную форму. Массивный столп располагается по центру подклета, от него на стены перекинуты низкие арки. С восточной стороны к нему пристроена апсида. Скорее всего, в подклете хранилась царская казна.


Архитектура итальянского Возрождения ярко выражается на парадных галереях с северной и восточной стороны здания: резные белокаменные капители, филенки на опорных столпах, перекрытия с крестовыми сводами. По этим галереям торжественно проводили в Гранатовую палату особо почитаемых гостей царя.

Южная и восточная галереи возводились в 1489 г. Восточная до настоящего времени не сохранилась: ее разобрали вместе с пристроенными к ней палатами. Скорее всего, паперть была пристроена по ошибке, так как обычно к храму со стороны алтаря пристройки не полагались. Изначально она служила для соединения собора с Казенной палатой. Южная галерея – это закрытое помещение, в котором с XVI века расположен придел Василия Кесарийского. По ней цари переходили во дворец с Соборной площади.

Во внешнем и внутреннем убранстве Южной галереи произошли большие перемены. Западную и восточную стену перестроили, своды переложили, лопатки четверика стесали. В XIX веке здесь был устроен придел Николая Чудотворца. Позднее в южной паперти устроили соборную ризницу и мастерскую вышивальщиц. Был значительно испорчен и стесан декор здания. Декоративные элементы были возвращены зданию после реставрационных работ в 1949 году. Южное крыльцо, расположенное со стороны Москвы-реки, украшено резьбой. Изначально оно было открытым, потом его перестроили и сделали закрытым. По этому крыльцу русская знать выходила в дворцовый сад, где отдыхали и раздавали милость. Резной портал XV века из белого камня сохранился до наших дней.


Изначально южная паперть была богато украшена изысканной резьбой. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют об этом. Красивые узоры листьев аканта ярких цветов украшали капитель и колонки. В XIX веке многие искусные элементы декора заменили грубыми копиями.

Внутреннее убранство храма

Своды в Благовещенском соборе Московского Кремля имеют крестообразную форму. Барабан центральной башни держат четыре столпа. Так как собор предназначался для княжеской семьи, его интерьер изначально был невелик. Позднее помещение храма расширили, пристроив к нему дополнительные приделы. Рядом с восточным столпом расположен иконостас. Широкие хоры с ведущей на них лестницей находятся в западной части. В предании говорится, что при богослужениях женская часть царской семьи находилась на хорах. Но историки опровергают этот факт, считая, что хоры отделяла двухметровая кирпичная стена и, судя по характерным рисункам фресок, там находились три придела: Богоматери, Собора архангелов и Георгиевский.

Центральная часть храма имеет высокие своды, завершаемые барабаном купола. Днем барабан купола имеет хорошее естественное освещение, падающее из многочисленных окон, а нижняя часть храма остается затемненной. Изначально на южной и северной стенах окна были очень узкими, в XVIII веке их расширили. Центральную часть храма многократно реконструировали. Сперва в XVII веке были разобраны хоры, через два столетия их восстановили, а свод загородили плоским перекрытием.

Роспись собора достаточно традиционна. На куполах изображены Христос-Вседержатель и Божья Матерь. Стены храма расписаны изображениями известных сцен из Евангелия. В западной части стены иллюстрированы сценами Страшного суда. Кроме библейских изображений во внутреннем убранстве храма присутствуют лики государевых предков. Рукописные изображения Дмитрия Донского и Ивана Калиты находятся на столбах, удерживающих своды.


Иконостас

Величественный иконостас Благовещенского собора является основным украшением внутреннего убранства храма. Он состоит из разных частей, привозимых в собор в разное время. Некоторые части для иконостаса изготовлены современными мастерами, а некоторые имеют древние корни и считаются исторической реликвией. Каждая составляющая иконостаса была изготовлена для Благовещенского храма в честь какого-нибудь значимого для России события.

Например, новые Царские врата иконостаса сделали после нашествия Наполеона на Москву. Собор был разграблен французскими оккупантами и основные ценности вывезены за пределы города. В их числе были и Царские врата. Новые врата были изготовлены в 1818 году. В Благовещенском соборе собрали все обветшалые изделия из серебра и выплавили из них новые врата. Об этом можно узнать из надписи, сделанной мастерами на внутренней стороне створок. Царские врата иконостаса в представлении православных людей являются символической границей между Небесным и Земным миром. Не смотря на различия в материалах, во всех кремлевских соборах они очень похожи.


Образа для иконостаса Благовещенского собора изначально расписывал Феофан Грек и Андрей Рублев. После пожара на их место были установлены иконы, принадлежащие руке художника Феодосия.

Внешний вид Царских врат в Благовещенском соборе Московского кремля достаточно традиционен. На верхней части створок изображено Благовещение, нижняя часть украшена фигурами четверых евангелистов и их символами. К сожалению, расписная эмаль, которой были выполнены лики, кисти ног и стопы святых, сохранилась лишь частично, большая часть доработана современными мастерами во время реставрации. В 1838 году иконостас подвергался обновлению и над святыми появились новые столбики, корона и сень.

Оклад для иконостаса Благовещенского собора изготавливался на московской фабрике известного ювелира XIX века Хлебникова И. П. в 1896 году. На изготовление цокольной части в 1894 году императором был объявлен конкурс, в котором выиграл архитектор Н. В. Султанов. Он разрабатывал чертежи для ее изготовления. Цоколь был изготовлен из чеканных листов из меди и украшен орнаментом под XVI-XVII века. На выпуклых мишенях по краям цокольной части иконостаса выбита надпись с годами начала и окончания работы.

Продолжаем подробный обзор Благовещенского собора Московского Кремля. Начало в статье .

Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.

Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.

Покрытие пола Благовещенского собора

Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен подмосковным кремнем. Его обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот “яшмовый” пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке.


Первое упоминание о нём в летописях не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах. Есть основания верить, что ещё Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём перестроили Благовещенский собор.

В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.

Роспись Благовещенского собора. Верхний ярус

Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением – из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.


Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана – ростовые фигуры библейских праотцов – Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.

В парусах, по традиции, помещены евангелисты.

Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены – Рождество Христово XIX века., северной – Успение Богоматери – фреска XVI века.

Роспись Благовещенского собора. Сцены Апокалипсиса

Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда. Повествование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.

1.Фреска на северной стене собора – изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке – семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.

2.Фреска на промежуточной восточной стене над аркой. Справа – конь рыжий одного из всадников Апокалипсиса.


Слева – конь бледный. Конь бледный означает смерть, конь рыжий – войну.

На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.

Фреска на северной стене – “Жена, облачённая в солнце”. Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)

В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а “жена, облачённая в солнце” – христианскую Церковь.

Роспись Благовещенского собора. Столпы

На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых – византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа – император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание. На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.

На северо-западном столпе – святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир. Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.

Роспись Благовещенского собора. Иконостас

Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.


Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием.

Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.

В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали другие мастера, это не умаляет их ценности.

Пророческий и Праотеческие чины состоят из икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов, перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.

Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.

Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.

Тихвинская икона Божией Матери в Благовещенском соборе Кремля

О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье . Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.

Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.

Смоленско-Шуйская икона

Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.

Храмовая икона Благовещенского собора

Храмовая икона “Благовещение” XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется “Воплощение”.

В клеймах иконы изображён Акафист.

Другие значимые иконы Благовещенского собора

Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие. К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.

Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.

Четырёхчастная икона

Большая икона “Четырёхчастная” расположена на южной стене храма. Написана икона в середине XVI века и вызвала множество споров, в частности, дьяк Иван Михайлович Висковатый считал, что эта икона не должна находиться в домовом храме. Претензии Висковатого даже разбирали на церковном соборе. Митрополит Макарий и другие церковные иерархи утвердили законность и обоснованность такой иконографии.

На иконе в лицах изображена история земного мира в её связи с миром космическим и предопределённость спасения человечества через смерть Сына Божия и утверждения троичности и единства Бога.

Чтение иконы идёт по кругу, начало – в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство.

Затем следуют события ветхозаветной истории, чтение переходит в нижнюю левую часть иконы, затем – в нижнюю правую часть, где изображена победа над смертью через крестную смерть Христа. Повествование заканчивается в верхней правой части, там написано возвращение Единородного сына в лоно Отца. Над каждой частью иконы помещена надпись, где раскрывается основное содержание сюжета.

Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.

Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.

На южной стене храма – проход в южную галерею. Об экспозиции расскажем в статье “Благовещенский собор. Южная галерея”.

Начало цикла в статье

Внутри Благовещенского собора тесно. Это говорит об интимном характере храма. Но порталы (обрамление входа в храм) с кружевной резьбой по камню и пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой, притягивают взгляд.

Здание церкви окружает галерея. К ней пристроены паперть и ризница. Переходы соединяют Благовещенский собор с хоромами великих князей. Они могли пройти из своего дворца в церковь, даже не выходя на улицу. Только Иван Грозный не имел на это права: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен - непозволительная для средневековой Руси роскошь), он не мог больше по православным законам молиться в церкви. Поэтому для царя построили отдельное Грозненское крыльцо.

Сначала Благовещенский собор был трехглавым, а дополнительные купола и приделы появились уже после перестройки сгоревшего храма Иваном IV.

Что есть что в церкви

Тогда в 1560-х над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей, а над центральной частью возвели еще две главки. В результате собор стал девятиглавым.

Также для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. Он пришел на смену полок с иконами. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.

Некоторые иконы праздничного ряда создал Андрей Рублев. Многие написал Феофан Грек еще в 1405 году для храма, стоявшего здесь до современной постройки. Потом их перенесли в новую церковь. Но так как религиозные произведения в средневековье не подписывали, выводы можно сделать только на основе летописей или стилистических признаков. Поэтому авторство Феофана Грека признают не все специалисты.

В росписи Благовещенского собора христианские образы соседствуют с изображениями греческих мудрецов - Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа.

Путеводитель по архитектурным стилям

Древние мыслители изображены со свитками в руках, а на свитках написаны философские изречения, близкие к христианской мысли. Например, у Сократа: Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание. У Платона: Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям.

Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского », а раньше был тайник с государевой казной.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон. Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны - древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото. Его умели делать только в Китае, и пока европейцы пытались изобрести секрет фарфоровой массы, китайцы делали сосуды с тончайшими полупрозрачными стенками, которые так и назывались - «яичная скорлупа».

В советское время службу в Благовещенском соборе Кремля запретили. Но с 1990 года его вернули православной церкви, хотя в храме работает музей.

По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. Перед этим его каждый раз освящают заново. Также в Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Говорят, что... ...с «грозненского крыльца» Благовещенского собора в марте 1584 года Иван IV увидел крестообразную комету и истолковал ее как знак скорой кончины. Через несколько дней царь умер.

Благовещенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Благовещенского собора?

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор - один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.

Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484-1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера. В облике собора черты московской архитектуры соединились с деталями, характерными для псковского зодчества. Его украшают излюбленные в псковской архитектуре декоративные полукруглые нишки и выложенные из кирпича особой формы пояски «бегунка» и «поребрика». В то же время, мы видим ярусы килевидных закомар и кокошников, характерных московскому зодчеству. Собор наряден и невелик, что полностью соответствовало его роли домового храма великокняжеской семьи.

По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля), установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии.

В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия - Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора.

Первоначально Благовещенский собор имел три главы и с четырёх сторон был окружён крытыми галереями - папертями. В 1560-е годы по заказу царя Ивана IV Грозного на углах галерей соорудили 4 небольшие придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки. Купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами. Именно в это время в основном сложился живописный облик девятиглавого собора, который мы видим сегодня.

Этот этап строительства и посвящение приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: венчанием Ивана Грозного на царство, завоеванием Казани, одной из побед Ливонской войны - взятием Полоцка. Очевидно, перестраивая и украшая свою домовую церковь, Иван Грозный стремился усилить её роль в кремлёвском ансамбле, сделать храм достойным самодержавного правителя огромного государства.

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI-XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.

В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода, связанных с историей собора.

С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

Похожие публикации