Туристический портал - Paratourism

Морской порт камчатки. Морские порты П камчатский морской торговый порт контейнерный терминал

Морской торговый порт, построенный героическими усилиями в годы Великой Отечественной войны, на протяжении десятилетий остается одним из флагманов экономики края.

В июне 1740 года русский штурман Иван Елагин на боте «Святой Гавриил» подошел к берегу Авачинской губы, став первым путешественником, пришедшим сюда морским путем. Выбрав место на берегу Ниакиной гавани, Елагин основал базу для будущего порта. Спустя 4 месяца сюда пришли пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова. От этих событий ведет свою историю старейший на Тихом океане российский порт Петропавловск-Камчатский. Официальное его строительство начнется 200 лет спустя.

Народный комиссариат морского флота СССР, приказ № 336. «В целях обеспечения бесперебойной поставки и перевалки грузов оборонного и народно-хозяйственного назначения… приказываю: организовать в Петропавловске-Камчатском морской торговый порт II разряда…» Народный комиссар П.П. Ширшов, 23 октября 1943 года.

Строительство порта велось в тяжелейший для всего Советского Союза период, в годы Великой Отечественной войны, и стало уникальным не только по срокам, но и по качеству. «В тылу как на фронте» – под таким девизом работали строители, и уже в апреле 1944 года первый причал начал принимать оборонные грузы. А в феврале 1945 года в эксплуатацию были сданы все 6 причалов первой очереди. Большая часть причалов и сооружений порта построена под руководством Алексея Виноградова – лучшего в стране инженера-гидростроителя и руководителя организации «Камчатморстрой». В годы войны Петропавловск сыграл важнейшую роль: почти единственный незамерзающий порт на востоке был сравнительно безопасным морским путем из США, откуда поступал большой объем различных грузов. В августе 45-го самоходные баржи порта и их экипажи самоотверженно помогали при высадке Курильского десанта.

В первый послевоенный 1946 год порт переработал свыше 205,5 тысячи тонн народно-хозяйственных грузов. Переработка грузов постоянно увеличивалась, и в 1956 году ее объем превысил проектную мощность в один миллион тонн. В 1970–1980-х годах грузооборот приблизился к 4 миллионам тонн. В конце 1990-х, когда морской порт Петропавловск-Камчатский был открыт для международного сообщения и посещения иностранцами, начал расти поток пассажиров. Сюда стали заходить круизные суда из США, Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ достиг 100 процентов еще в 1990-е годы. По сей день порт остается самым высокомеханизированным предприятием в Камчатском крае.

Бесценна роль порта в камчатской экономике. Сегодня это многоотраслевое транспортное предприятие, располагающее многотысячным парком универсальных грузовых площадок. Производится переработка грузов в пакетах и контейнерах. Большой парк средств малой механизации – автопогрузчиков, электрокаров, трюмных механизмов, различных грузозахватных приспособлений – применяется для специализированной переработки любых грузов.

В последние годы в порту активно ведутся реконструкция и благоустройство. На сегодняшний день современным требованиям отвечают все 12 причалов, контейнерный терминал, парк перегрузочных механизмов и судов портового флота, цеха и сама организация работы всех подразделений порта, основным из которых является грузовой район. Это сильная школа для молодых специалистов, многие из которых, приобретая опыт работы, становились руководителями и главными специалистами.

Первым начальником порта был Алексей Асеев, в 1947 году его сменил Исаак Улицкий. Каждый руководитель оставил свой след в истории предприятия.

В торговом порту трудятся более полутора сотен человек. За 75 лет звания «Ветеран труда» удостоились 588 человек, звания «Почетный работник транспорта России», «Почетный работник морского флота» и «Заслуженный работник порта» имеют 120 человек.

Порт гордится своими трудовыми династиями, а их более двух десятков. Это семьи Вашкиных, Костиных, Салеевых, Некраш, Виноградовых, Цыбульковых, Сметаниных, Малышевых, Лесниковых, Радько, Николаевых, братья Ситько и другие, чей добросовестный труд пополнил копилку славных достижений порта.

Особое внимание в морском торговом порту уделяется работникам, членам их семей и ветеранам, ушедшим из порта на заслуженный отдых. На предприятии есть своя Доска почета и существуют программы, предусматривающие для работников дополнительный социальный пакет. Широко развита и благотворительная деятельность: порт поддерживает школы, детские дома, больницы, спортивные и общественные организации.

Петропавловск-Камчатский морской торговый порт – это порт федерального значения, оснащенный необходимой инфраструктурой. Расположенный в непосредственной близости к международным судоходным линиям (150–200 морских миль от восточного побережья Камчатки), он играет важную роль в развитии Северного морского пути, что не раз доказывал за всю свою 75-летнюю историю.

Сергей СЕМЕНОВ

Порт на Камчатке построен на востоке полуострова, в центре города Петропавловск-Камчатский. Для страны он имеет важное стратегическое и экономическое значение. Это один из двух не замерзающих портов в регионе. К тому же, самый северный.

Характеристика

Статус: свободный порт.

Местоположение (где находится): Авачинская бухта.

Характеристика бухты - внутренний водоем, второй по размеру в мире, гавань имеет 18 км среднюю глубину и 28 км максимальную. Ее площадь 215 квадратных км. Расстояние до международных судоходных линий - 150 морских миль. Внешняя гавань Петропавловской губы - акватория современного порта.

  • Грузооборот - 1 млн тонн.
  • Количество причалов - 12.
  • Могут заходить суда длиной до 200 м, шириной до 25 м, осадкой до 9 м.
  • Имеет 10 портальных кранов.


Для обработки и временного хранения грузов порт имеет специальные склады и площадки, на которых разгружаются зерно, материалы деревопереработки и строительный лес, металлолом, техника. А также контейнерные грузы. Есть места для временного хранения грузов по распоряжению таможни.

Проводится разгрузка не только непосредственно на причал, но и сразу на автотранспорт, на другое грузовое судно, на судно-хладокомбинат или корабль-мелькомбинат.

Порт предоставляет следующие услуги:

  • предлагает аренду технических средств для работ разного профиля;
  • выполняет водоснабжение судов, стоящих у причала и снятие с них мусора;
  • имеет службу береговых швартовщиков;
  • оформляет соответствующие документы на грузы.

История порта

История Камчатского порта тесно связана с Авачинской губой, где сейчас построен Петропавловск-Камчатский, и, следовательно, порт. Экспедиция, состоявшая из казаков под руководством казака Родиона Преснецова, открыла Авачинскую губу в 1703 году. Несколько раньше, в 1697, полуостров специальным указом царя был присоединен к России.


В 1740 году, высадившись на берег Авачинской губы, Иван Елагин, штурман русской исследовательской шхуны, стал искать оптимальную точку для строительства остро необходимой здесь гавани. И решил, что это будет небольшая бухта, прикрытая Никольской сопкой. Она называлась Ниакиной и идеально подходила по всем параметрам. Тогда Елагин начертил план, включив в него и уже имеющиеся тут постройки. Это стало первым изображением будущего порта и гавани.

6 октября 1740 г здесь, в еще не оборудованной экватории, встали на якорь два корабля - "Святой апостол Петр" и "Святой апостол Павел", принадлежавшие экспедиции Беринга. Это событие и явилось началом Петропавловского порта.

Долгое время ни новый порт, ни образовавшееся при нем поселение не развивались, хотя сюда постоянно заходили корабли. Гавань стала активно отстраиваться лишь в 1779 году, тогда ее комендантом стал Василий Шмалев. Именно при нем тут возвели сразу шесть портовых батарей. В период командования Шмалева сюда заходили корабли Джеймса Кука, Лаперуза и Г. Сарычева и других мореплавателей - первооткрывателей.


Авачинская губа занимала очень выгодное расположение. Именно поэтому в XIX столетии она быстро стала удобной базой русских мореплавателей, совершавших кругосветные и полукругосветные путешествия. Суда практически всех великих мореплавателей, оказывавшиеся в этой части Тихого океана, вставали на якорь в Петропавловской гавани. Здесь сходили на берег И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головин, Ф.П.Литке и многие другие.

В 1822 году вышло новое императорское распоряжение, регулировавшее статус Камчатки. Распоряжаться всем полуостровом теперь имел право начальник гавани. А поселок Петропавловская гавань оказался центром полуострова, там размещалась администрация.

В 1849 году Н.Н.Муравьев, который в то время был генерал-губернатором Восточной Сибири, издал указ о переносе Охотского порта в Петропавловскую гавань. И после такого слияния Петропавловский порт по тому же распоряжению назначался основным на этом побережье Тихого океана. Спустя год его командиром стал Василий Завойко.

В том же году был сооружен Петропавловский маяк у самого входа в бухту, обеспечивавший безопасность судов в ночное время.

Героические страницы порта

Одним из самых значимых событий в истории порта стала его защита в период Крымской войны.

Англичане и их союзники придавали большое значение дальневосточному краю и морским портам, находящимся на русском побережье Тихого океана. Поэтому сюда были отправлены военные корабли коалиции.

17 августа 1854 года вражеская военная эскадра появилась на горизонте в Авачинской бухте. А 24 августа началось сражение, во время которого неприятелем был высажен десант на Никольскую сопку. Там произошла практически рукопашная схватка, после которой противник отступил, и его корабли ушли из бухты. О мужестве гарнизона порта стало известно в Крыму. После этих военных событий Петропавловский порт уже не имел статус главного в этом регионе, отдав бразды правления Николаевску-на-Амуре.


Новая история старой гавани

В 1943 году для практически умиравшего порта началась новая жизнь. Тогда наркомом морского флота СССР П.Ширшовым был издан приказ за номером 336, он предписывал организовать морской порт в Петропавловске - Камчатском. Такая гавань была нужна для принятия и дальнейшей обработки и отправки в европейскую часть воевавшей страны большого количества грузов, шедших по ленд-лизу.

Дата 23 октября, когда вышел приказ, считается днем основания порта. Его отстроили за короткое время силами военных и инженеров и рабочих из числа местного населения. На первом этапе на строительстве работали практически вручную. Но несмотря на все трудности уже в 1944 на востоке Ниакинской гавани смонтировали 100-тонный кран. И в апреле того же года тут стали принимать первые грузы. Обновленный порт сыграл не последнюю роль на последних этапах войны.


Современные морские ворота на Камчатке

Порт подвергся большой реконструкции во второй половине прошлого века. Тогда выходили на мощность более 3 млн тонн. Строительные материалы для населенных пунктов, которые активно возводились на полуострове, оборудование для воинских частей, дислоцировавшихся тут - вот основной характер грузов.

Далее начался кризис, и в 1994 обрабатывали всего лишь 480 тысяч тонн. Но несмотря на все сложности в экономике гавань удалось сохранить. Теперь в порту перерабатывается примерно до миллиона тонн грузов в течение года.


В 2016 году тут построили третий за историю гавани морской вокзал. Для порта это важный объект. Именно здесь теперь будет находиться служба капитана порта, полиция и пограничники и таможенники.

Сейчас начал работу первый морской рыбный терминал, в работе которого принимают активное участие основные службы порта. Гавань предоставляет терминал для контейнеров, склады, принимает и обрабатывает рыболовецкие суда из всех стран, которые зашли сюда, и оказывает им практически все виды портовых услуг.

Основными грузами, перерабатываемыми тут, стали контейнерные перевозки, материалы для строительства разного типа, грузы каботажные, автомобили и техника, металлолом и руда.

Грузы отправляются по всему миру, больше всего их идет в Китай и Южную Корею.


Планы на будущее развитие порта Камчатки

Порт на Камчатке стремительно развивается, и сейчас существует несколько основных направлений дальнейшей работы по модернизации:

  • организация встречи туристических судов. Для этого необходимо построить грузопассажирский терминал на мысе Сигнальном, а имеющуюся там пристань для насыпных грузов вывести за город;
  • строительство нового причала для больших круизных лайнеров, чтобы они могли швартоваться непосредственно у морского вокзала;
  • развитие Северного морского пути - подготовка базы для его деятельности. Этот маршрут может стать альтернативным Суэцкому каналу;
  • развитие портового хаба для разных направлений - для Канады и Северной Европы, а также стран тихоокеанского бассейна;
  • углубление дна для приема судов большого водоизмещения;
  • обновление состава судов: необходимо иметь суда ледового класса, атомоходы, судно-лихтеровоз.

Вас ждут незабываемые морские круизы

Посмотрите наше новое видео с уникального тура "Легенды Севера"

Дата внесения оператора в реестр: 23.11.2010

Основание внесения оператора в реестр (номер приказа): 899

Наименование оператора: Открытое акционерное общество "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт"

Адрес местонахождения оператора: 683000, Камчатская край, г.Петропавловск-Камчатский, пл. им. Щедрина, 2

Дата начала обработки персональных данных: 21.07.1994

Субъекты РФ, на территории которых происходит обработка персональных данных: Камчатский край

Цель обработки персональных данных: осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, выполнение договорных обязательств, в том числе по трудовым и гражданско - правовым договорам.

Описание мер, предусмотренных ст. 18.1 и 19 Закона: 19.03.2007 г. приказом генерального директора ОАО "ПКМТП" № 147 утверждено Положение "О работе с персональными данными работников ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт". Помещения, внутри которых расположена компьютерная техника для автоматизированной обработки персональных данных, и помещения для хранения персональных данных на бумажных носителях, закрываются на ключ и круглосуточно охраняются силами внутренней службы функциональной безопасности предприятия. Право доступа к персональным данным имеют только специально уполномоченные лица, в объеме, необходимом для выполнения конкретных функций. Компьютеры с персональными данными защищены индивидуальным паролем уполномоченного лица, дополнительно установлены пароли на доступ во внутреннюю сеть юридического лица.

Категории персональных данных: фамилия, имя, отчество,год рождения,месяц рождения,дата рождения,место рождения,адрес,семейное положение,социальное положение,образование,профессия,доходы, ИНН, паспортные данные, данные трудовой книжки, данные диплома об образовании, данные страхового свидетельства, сведения о воинском учете, другая необходимая информация для определения трудовых отношений, предусмотренная законодательством.

Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются: Работники (субъекты), состоящие в трудовых отношениях с юридическим лицом, физические лица (абонент, пассажир, заемщик, вкладчик, страхователь, заказчик), состоящие в договорных и иных гражданско-правовых отношениях с юридическим лицом

Перечень действий с персональными данными: Сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение (передача), обезличивание, блокировка и уничтожение персональных данных. Обработка персональных данных смешанная, с передачей по внутренней сети, доступна лишь для строго определенных сотрудников юридического лица

Обработка персональных данных: смешанная,с передачей по внутренней сети юридического лица,без передачи по сети Интернет

Правовое основание обработки персональных данных: п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", ст. ст. 85-90 Трудового кодекса РФ, Устав ОАО "ПКМТП"

Наличие трансграничной передачи: нет

Сведения о местонахождении базы данных: Россия

Географические координаты порта: 53 град. 2 минуты север. широты; 158 град. 39 минут восточ. долготы.

Петропавловск-Камчатский - один из крупных тихоокеанских портов России - расположен на восточном побережье полуострова Камчатка в Авачинской губе.

Порт открыт для навигации в течение круглого года. В суровые зимы, когда лед достигает большой толщины, проводка судов осуществляется ледоколами.

В Петропавловске-Камчатском функционируют два порта - морской торговый и морской рыбный. Имеются также причалы, принадлежащие различным организациям города, в том числе судоремонтному заводу, теплоэлектростанции, нефтебазе.

Причалы торгового порта и более половины причалов рыбного порта расположены в Петропавловской губе, разделенной в своей вершине на две гавани - Внешнюю и Внутреннюю. В первой находятся причалы торгового порта, во второй - рыбного порта.

В морском торговом порту оборудовано 11 грузовых причалов общей протяженностью 1,6 км, 4 вспомогательных и 1 пассажирский причалы. Кроме того, строится причал Nо 13 длиной 278 м и глубиной 13,0 м. Грузовые причалы имеют следующую специализацию: 6 причалов - для генеральных грузов; 1 - для навалочных грузов; 3 - для переработки контейнеров; 1 причал - для перегрузки лесных грузов.

Для производства грузовых операций в торговом порту имеется более 40 портальных кранов грузоподъемностью до 40 т, большое количество гусеничных грузоподъемностью от 12,5 до 25 т и автомобильных кранов, 2 плавучих крана грузоподъемностью от 25 до 100 т, причальные контейнерные перегружатели г/п 30,5 т, портальные погрузчики грузоподъемностью 30,5 т, ковшовые погрузчики, около 100 автопогрузчиков г/п от 1,5 до 10 т, спецмашины для трюмных работ, другое перегрузочное оборудование.

Торговый порт располагает закрытыми и открытыми складами общей площадью соответственно 10,7 и 71,2 тыс.кв.м.

В торговом порту перерабатываются в основном каботажные грузы, такие как: хлебные грузы насыпью, рефрижераторные грузы, металлы, оборудование, цемент в мешках, контейнеры ИСО и МПС, колесная техника, лес круглый, пиломатериалы, минерально-строительные грузы, клинкер, уголь, некоторые другие грузы. На экспорт отгружаются металлолом, лесные и минеральностроительные грузы. Среди импорта преобладают зерно, цемент, рефрижераторные грузы.

В торговом порту могут быть перегружены тяжеловесные грузы массой одного места до 100 тонн.

В состав портового флота торгового порта входят около 100 судов различного назначения, в том числе: более 50 грузовых плавсредств, несколько пассажирских судов, около 15 буксиров, шесть плавбункеровщиков, нефтемусоросборщики, сборщики льяльных вод, катера, два парома, водолей, понтоны, плавпричалы, рефрижераторное судно.

Причалы торгового порта находятся на балансе Морской администрации порта Петропавловск-Камчатский. Перевалку грузов на них осуществляет ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт".

Причальный фронт рыбного порта состоит из 13 причалов общей длиной более 1,5 км. Из них 3 (причалы N 6,7 и 10) специализируются на снабжении рыболовных судов. Один мелководный причал используется для отстоя судов портофлота. Остальные причалы являются грузовыми.

Причалы рыбного порта расположены в трех районах: Внутренняя гавань Петропавловской губы (причалы N 1,2,6-9, причал портофлота), бухта Моховая (причалы N 10-13), бухта Раковая (причалы N 1,2).

Для производства грузовых работ в рыбном порту имеется 16 портальных кранов грузоподъемностью от 3,2 до 30 т, 19 стреловых мобильных кранов, 35 авто- и 20 вилочных электропогрузчиков.

Рыбный порт располагает 5 крытыми складами общей площадью 18,7 тыс.кв.м, складом-холодильником вместимостью 10 тыс.т и открытыми складами общей площадью 32,1 тыс.кв.м.

Похожие публикации