Туристический портал - Paratourism

Характеристики эйфелевой башни. История и строительство Эйфелевой башни интересное и курьёзное о башне Занимательная информация о лифтах


В период с 6 мая по 31 октября 1889 года в Париже состоялось грандиозное событие, к 100-летию взятия Бастилии было приурочено проведение Всемирной выставки. Экспозиции проходили в специально построенных грандиозных павильонах, а в качестве приветствия для посетителей перед входом на выставку построили Эйфелеву башню . Спустя некоторое время ее должны были разобрать так же, как и прочие павильоны, однако эта «железная дама» стоит в Париже до сих пор.


Как известно, День взятия Бастилии ознаменовал собой начало французской Революции, именно поэтому многие монархические страны отказались присутствовать на выставке. Всего в этом мероприятии приняли участие 42 страны, продемонстрировавшие свои достижения в области машиностроения, сельского хозяйства и легкой промышленности.


Десятки декоративных павильонов и выставочных залов были возведены на площади в 1 гектар. Каждая страна попыталась оформить выделенное для нее пространство в национальном стиле. Там были здания с изображением фараонов, мексиканских идолов, индийских крокодилов.


Самым выдающимся экспонатом выставки стала Эйфелева башня – символ достижений французской науки и техники. Несмотря на то, что ее официальное открытие состоялось 31 марта 1889, в начале выставки еще не работали ее лифты. Но это не помешало посетителям только за первую неделю подняться на Эйфелеву башню 30 тысяч раз.




Главный конструктор Гюстав Эйфель назвал свое творение просто «300-метровая башня». Планировалось, что через 20 лет его сооружение будет разобрано. Мнение общественности разделилось. Одни писали жалобы в муниципалитет: «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса» . Другие же просто шли смотреть на это чудо инженерной мысли.


Всего за девять месяцев после открытия Эйфелеву башня посетило столько людей, что городу удалось возместить три четверти затрат на ее строительство, а это более 5 миллионов франков.


Но время шло, а поток туристов, желающих посмотреть на 300-метровую «железную даму», не иссякал. К тому же ее начали использовать в качестве вышки для радиопередач, а потом в военных целях. Сегодня Эйфелева башня считается символом не только Парижа, но всей Франции. И уже мало кто вспоминает, что ее когда-то хотели разобрать на части.



Любителям тайн и загадок наверняка придутся по душе еще

Эйфелева башня, символ Парижа, имеет непростую историю. Сначала ее категорически не принимали, затем привыкли, а теперь невозможно представить столицу Франции без этого удивительного сооружения.

Местоположение

Знаменитый символ Парижа, придающий городу знакомый всему миру вид, располагается на бывшем военном плацу, который превращен в красивый парк. Он разделен на аллеи, украшенные небольшими водоемами и цветочными клумбами. Напротив башни находится Йенский мост. Изящная ажурная конструкция видна со многих точек в Париже, хотя Эйфель изначально этого не планировал. Башня должна была выполнить одну функцию - стать необычным входом на Всемирную выставку.

Утверждение проекта и назначение конструкции

История Эйфелевой башни началась в конце XIX века. В 1889 году в столице Франции должна была состояться Всемирная выставка. Это событие имело огромное значение для страны. Оно было приурочено к столетию со дня и должно было продолжаться в течение 6 месяцев.

Одна из задач выставки - демонстрация технических новинок, поэтому создатели павильонов соревновались, чей проект будет более всего отражать будущее. Входом на выставку должна была служить арка. Архитекторам дали задание подготовить проект сооружения, которое будет демонстрировать техническую мощь страны и достижения инженерной мысли.

Предложение об участии в конкурсе от парижской администрации поступило во все инженерные и конструкторские бюро города, в том числе и к Гюставу Эйфелю. У него не было готовых решений, и он решил поискать что-нибудь подходящее в проектах, которые были отложены. Там-то он и нашел эскиз башни, созданный Морисом Кешленом, его сотрудником. С помощью Эмиля Нугье проект сооружения был доработан и представлен на конкурс Эйфелем. Предусмотрительный инженер сначала получил совместно с создателями проекта патент на него, а потом выкупил его у Кешлена и Нугье. Таким образом, владения на чертежи башни перешло к Гюставу Эйфелю.

На конкурс было предложено много интересных и неоднозначных проектов, и история Эйфелевой башни могла так и не начаться. Инженер внес в конструкцию изменения, чтобы придать ей большую декоративность, и из четырех оставшихся в конце конкурса претендентов комиссия выбрала его.

Эйфелева башня - год начала строительства и этапы возведения

К строительству гигантского сооружения приступили 28 января 1887 года. Оно продолжалось в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней. По тем временам это была невиданная скорость. Объяснялось все высочайшей точностью чертежей, в которых был скрупулезно точно указан размер более 18 тысяч деталей конструкции. Кроме того, чтобы максимально ускорить темп работ, Эйфель применял заранее изготовленные части башни. Для соединения всех деталей конструкции было использовано два с половиной миллиона заклепок. В подготовленных заранее частях отверстия для заклепок уже были высверлены, а большая часть из них была установлена, что значительно ускоряло сборку.

Эйфелем было предусмотрено, чтобы ни одна из заготовленных заранее балок и других частей конструкции не весила более 3 тонн - так их легче было поднимать кранами. Когда же высота башни переросла размер подъемных устройств, на помощь пришли сконструированные архитектором специально для этого мобильные краны, которые двигались по рельсам, созданным для будущих лифтов.

Самым сложным для были не работы на самом верху, на 300-метровой высоте, а возведение первой платформы башни. Наполненные песком металлические цилиндры удерживали вес четырех наклонных опор. Постепенно выпуская песок, их можно было установить в правильном положении. Когда это было сделано, первую платформу установили строго горизонтально.

Стоимость работ по возведению башни составила почти 8 миллионов франков. Затраты на строительство удалось окупить в течение времени работы выставки (6 месяцев).

Вес и размер сооружения

Сколько метров Эйфелева башня имела в высоту сначала? Она составляла 300 метров и была намного больше поражающей воображение своими размерами (93 метра вместе с гранитным пьедесталом).

А сколько метров Эйфелева башня в высоту имеет сейчас? После установки новой антенны она стала на 24 метра выше. Общий вес башни составляет 10 тысяч тонн. С каждой покраской вес здания увеличивается еще на 60 тонн.

Судьба башни после выставки и отношение к ней парижан

По договору, заключенному с Эйфелем, башню должны были демонтировать через 20 лет после возведения. Успех ее был оглушительным - за время работы выставки более двух миллионов человек захотели посмотреть на гениальное сооружение, не имевшее равных в мире. За год удалось окупить большую часть расходов на строительство. Но восхищение посетителей выставки не разделяла творческая интеллигенция Парижа. Эйфелева башня (Франция не знала более противоречивого мнения о каком-либо другом сооружении) вызывала возмущение и раздражение у художников и писателей. Они считали ее уродливой, похожей на фабричную трубу, и опасались, что она нарушит уникальный облик Парижа, складывающийся столетиями.

История Эйфелевой башни могла закончиться ее демонтажем, если бы не наступившая эра радио. На здании были установлены радиоантенны, и постройка приобрела значительную стратегическую ценность. О сносе башни теперь не могло идти речи. В 1906 году в Эйфелевой башне разместили радиостанцию, а в 1957 году на ее вершине появилась телевизионная антенна.

Описание Эйфелевой башни и причины особенности ее конструкции

Нижний этаж сооружения представляет собой пирамиду. Она образована четырьмя наклонными опорами. На них покоится первая квадратная (65 метров в поперечнике) платформа башни. Опоры соединены арочными ажурными сводами. Выше на четырех опорах лежит вторая платформа. Следующие четыре колонны башни начинают переплетаться и соединяются в огромную колонну. На ней находится третья платформа. Выше ее расположены маяк и небольшая площадка чуть больше метра в поперечнике.

На первой площадке, по задумке архитектора, располагался ресторан. На второй находились еще один ресторан и емкости с машинным маслом для обслуживания лифтов. Третья площадка была отдана под лаборатории (астрономическую и метеорологическую).

За необычную форму башни в свое время Эйфель был раскритикован. На самом деле гениальный инженер и архитектор прекрасно понимал, что для такого высокого строения главную опасность представляет сильный ветер. Конструкция и форма башни призваны выдерживать большие ветровые нагрузки.

Эйфелева башня: интересное о знаменитом символе Парижа

Адольф Гитлер во время оккупации Франции немецкими войсками побывал в Париже и изъявил желание подняться на Эйфелеву башню. Но прямо перед его приездом привод лифта был серьезно поврежден, а чинить его в военных условиях не представлялось возможным. Лидер Германии так и не смог подняться на башню. После освобождения столицы Франции лифт заработал через несколько часов.

Архитектор Эйфелевой башни был очень озабочен вопросами безопасности, поскольку работа велась на очень большой высоте. За всю историю строительства ни один из рабочих не погиб - это настоящее достижение для тех лет.

С Эйфелевой башней связаны и неприятные события - в 2009 году ей присудили третье место по популярности у самоубийц.

Для того чтобы перекрасить башню, понадобится полтора года работы и 60 тонн краски.

В день башня потребляет столько же электроэнергии, как небольшая деревня в сто домов.

Знаменитый символ Парижа имеет собственный запатентованный цвет - «коричневый эйфелевый». Он максимально приближен к настоящему бронзовому оттенку конструкций сооружения.

В мире существует более 300 копий знаменитой башни. Несколько из них находятся на территории России: в Москве, Красноярске, Перми, Воронеже и Иркутске.

Эйфелева башня в культуре

Знаменитое сооружение не раз становилось объектом интереса художников, поэтов, писателей и режиссеров.

История Эйфелевой башни зафиксирована в документальных источниках, а ее возможное будущее не раз было показано в апокалиптических лентах. Один из наиболее интересных фильмов - документальная лента «Будущее планеты: жизнь после людей». В ней показано, что без обслуживания Эйфелева башня долго не сможет противостоять своим главным врагам: ржавчине и ветру. Примерно через 150-300 лет ее верхняя часть на уровне третьей платформы разрушится и упадет.

Но чаще всего Эйфелеву башню можно увидеть на полотнах художников. Жан Беро, известный своими жанровыми работами, изображающими повседневную жизнь Парижа, создал картину «Около Эйфелевой башни», на которой парижанка с удивлением рассматривает огромное сооружение. Очень много работ творению Эйфеля посвятил Марк Шагал.

Заключение

Одной из самых узнаваемых построек мира является Эйфелева башня. Франция по праву гордится этим удивительным символом Парижа. Вид, который открывается с вершины башни на город, великолепен.

Полюбоваться им можно в любой день - гениальное творение Гюстава Эйфеля открыто для посетителей и в выходные дни.

Дарья Нессель | Дек 20, 2016

Эйфелева башня - главный символ Парижа и всей Франции. Кто из нас ни хотел бы оказаться в самом волшебном, романтичном и прекрасном городе на земле - Париже. Он полон красок, французская столица захватывает, открывая новый, доподлинно неизвестный мир. Каждый из нас всегда мечтал прогуляться по Елисейским полям, пройтись по залам Версаля, и, конечно же, увидеть город с высоты птичьего полёта, поднявшись на Эйфелеву башню.

Вес Эйфелевой башни

Вес же этого творения инженерной мысли составляет 10 100 тонн, а вес самой металлической конструкции 7300 тонн. На сегодняшний день благодаря развитию технологий данного количества металла хватило бы на несколько подобных сооружений.

Высота Эйфелевой башни

На протяжении четырёх десятилетий Эйфелева башня с высотой в 300 метров (в 2010 году, благодаря установленной антенне, высота увеличилась до 324 метров) считалась самой высокой в мире и превышала почти вдвое строения того времени, такие как и .

Высота нижнего яруса

Высота среднего яруса

Высота верхнего яруса

  • Со 2-го этажа, а именно со 115 м. в 2010 г. был установлен мировой рекорд по прыжкам на роликах.
  • В 2012 г. Ален Робер влез на вершину монумента без страховки.
  • Эйфелева башня является обладательницей эксклюзивного цвета под названием «эйфелевый-коричневый».
  • Около двух тысяч килограмм бумаги требуется для печати дневных билетов для посетителей «Железной леди».
  • В 2007 г. американка Эрика Лабри взяла в мужья Эйфелеву башню. Правительство не признало брак, но женщине разрешили сменить имя на Эрику Ла Тур Эйфель.
  • Создатель «Железной леди» потратил из собственных средств на строительство 8 000 000 франков, которые окупились в первый год после открытия.
  • Башня неоднократно меняла свой облик от красно-коричневого до жёлтого.
  • С 2004 года на первом этаже заливается . В этом году он стилизован под хоккейную тему.
  • Общая протяженность пути до вершины Эйфелевой башни составляет 1792 ступени.
  • Ежегодно монумент посещают более 6 млн. туристов, а в день до 30 тысяч человек.
  • Количество энергии потребляемой башней составляет 7,8 млн кВтч в год для обеспечения 5 миллиардов ламп и фонарей.
  • 300-сот миллионного посетителя ожидают в 2017 году
  • Одна акция Эйфелевой башни на бирже стоит приблизительно 40 евро.
  • Общее количество элементов конструкции 18038 и соединены они более чем 2 500 000 заклёпок.
  • Общая площадь металлической конструкции 250 тыс. м 2
  • Покраска строения обходится в 4 000 000 евро (данные 2009 года), красят её раз в 7 лет.
  • На покраску уходит более 60 тонн краски 3-ёх оттенков
  • Несчастья тоже сопровождают данный памятник с 15 июня 1898 года. Уже около 400 человек покончило жизнь самоубийством.
  • От ветра башня отклоняется всего на 15 см, а в солнечный день ее наклон составляет 18 см.
  • Обслуживающий персонал 350 человек.
  • Давление на землю 4 кг. см 2
  • Обзор с верхней смотровой площадки составляет почти 70 км. в хорошую погоду.
  • Эйфелева башня считается самым дорогим памятником Европы, ее стоимость 435 миллионов

Проект Эйфелевой башни


Наступил юбилей Французской революции, в честь этого властями было решено устроить выставку, создав нечто такое, что запомнилось бы надолго. Администрация поручила работу известному инженеру Густаву Эйфелю сделать проект и внести предложения по возведению будущего сооружения. Густав был удивлён, но после кропотливой работы внёс на рассмотрение администрации города оригинальный, сложный и необычный по тем временам чертёж - железную башню, возвышающийся на триста метров. По историческим справкам у инженера давно была подобная задумка и первоначальный чертёж, но он не уделял им большого внимания из-за сложности работы и занятости.

В 1884 года он получил патент на создание проекта, после выкупив исключительное право.

Через два года был дан старт конкурсу, определявшему облик выставки. В нём приняли участие 107 самых разнообразных проектов, многие из них повторяли чертежи Эйфелевой башни, но не превосходили её.

Для выставки предлагались весьма необычные предложения, например, огромная гильотина – специальный механизм для проведения в действия смертной казни, путём отсечения головы, напоминающая о всех ужасах революции. Другое интересное предложение – башня из камня, постройка должна была переплюнуть Вашингтонский монумент в США. От идеи сразу отказались, из-за неудобства возведение сооружения лишь из камня.

Проект Эйфеля вошёл в число четверых счастливчиков-победителей. Чтобы башня соответствовала эстетическому ансамблю города были внесены последние изменения, после чертёж окончательно утвердили.

После утверждения стояла сложная задача: возвести Эйфелеву башню за два года. Это стало возможно благодаря особым конструкционным методам.

Многие представители общественности были против железной махины прямо в центре Парижа, поэтому поработать над эстетическим видом пригласили Стефана Совестра. Он выдвинул несколько концептуальных решений по облагораживанию железной конструкции, предложил обшить низшие опоры камнями, основание и первый этаж соединить с помощью узорчатой арки. Было предложено застеклить залы, сделать вершину округлой, и последний штрих – использование декоративных элементов по всей высоте.

С Эйфелем, как инженером и создателем, подписали соглашение, ему предоставлялась она в личное пользование и аренду на двадцать пять лет, плюс немалые субсидии. Стоит отметить, что Эйфелева башня полностью окупилась за время выставки, а экскурсия на неё выгодный бизнес и сегодня.

Строительство Эйфелевой башни

Строительство Эйфелевой башни заняло чуть более двух лет, всё благодаря тщательно проработанным чертежам. В них были указаны точные размеры около двенадцати тысяч различных металлических деталей. Для сборки конструкции было использовано более двух с половиной миллионов заклёпок. Для проведения более быстрой работы, ещё на земле собирались несколько деталей в единые блоки, заранее сверлились дырки для заклёпок. Каждый из железных блоков весил не более трёх тонн, это облегчало их установку на высоте.

Сначала были использованы краны, а когда башня их переросла, Густав придумал специальные мобильные краны, двигавшиеся по рельсам, а после на их месте запустили лифты.

Из-за сжатых сроков и большой высоты сооружения, Эйфель уделял огромное внимание безопасности. За весь период не было инцидентов, со смертельным исходом, что довольно удивительно для того периода.

Парадоксально, но самая сложная работа была проведена с нижней платформой, она удерживала многотонную конструкцию, не давая ей просесть, наклониться или рухнуть. Вся конструкция имеет отличную колебательную траекторию, что позволяет не упасть из-за сильного ветра.

Из дневников очевидцев тех событий можно встретить восторженные истории о строительстве Эйфелевой башни.

Многие парижане искренне удивлялись и восхищались о так быстрорастущем, огромном железном гиганте в самом центре города.

И вот, 31 марта 1889, через двадцать шесть месяцев, инженер пригласил чиновников для первого подъёма, нужно было преодолеть 1710 ступенек.

Реакция на Эйфелеву башню

По договору с инженером Эйфелеву башню должны были демонтировать через двадцать лет, но необычное строение очень понравилось посетителям выставки и гостям столицы, имея оглушительный успех. Только за 6 месяцев её посетили более двух миллионов человек.

«Железная леди», именно так в народе назвали строение, вызывала довольно противоречивую реакцию. После утверждения проекта и на всём протяжение строительства в мэрию и администрацию приходили письма и петиции, с требованием остановить стройку. Активисты считали, что Эйфелева башня разрушит эстетический ансамбль города, выстроенный многими веками. Они называли её уродливой, безвкусной, огромной железной трубой. Многие возмущались тенью, отбрасываемой башней, говоря что от неё не спрятаться нигде, её видно из любой точки города.

На первом этаже был создан ресторан, работающий и сегодня. Однажды, Ги де Мопассана - знаменитого французского писателя, обедавшего в ресторане, спросили, почему он выбирает именно это место. На что он дал весьма категоричный ответ, говоря: «Что этот ресторан единственное место во всём Париже, откуда не видно башню». Но «железная леди» простояла больше, чем двадцать лет, сейчас уже нельзя представить город без неё.

Огни Эйфелевой башни

Когда на город опускается ночь, Эйфелева башня загорается тысячами маленьких огонёчков, зрелище неописуемой красоты, от неё просто невозможно отвести взгляд. Обычно она светится золотыми огнями, но во время торжественных мероприятий или траурных событий, окрашивается в цвета флагов различных стран, на ней проецируются надписи, или выбирается цвет, символизирующей наступившее событие.

Где находится Эйфелева башня

Символ Парижа расположен в 7 округе, недалеко от набережной Бранли на берегу реки Сена.

В 5 –10 минутах от Эйфелевой башни находятся несколько станций метро:

  • Станция Trocadero, выходит на площадь Трокадеро, шестая и девятая линия метро. Вам лишь нужно немного прогуляться, пройти сады - парковая зона, украшенная фонтанами и мост через реку.
  • Станция Bir-Hakeim, шестая линия метро. До этой же станции ходят и пригородные поезда, линии С. Вы выйдете на набережной, отсюда пешком идти всего-то пару минут, наслаждаясь видами на Сену.
  • Станция Ecole Militaire, восьмая линия. Она находится дальше всех от известной достопримечательности, но примечательна тем, что проходит через знаменитый парк Марсово поле.

Не стоит пренебрегать автобусами (42, 69, 72, 82, 87) или пешей прогулкой, так вы сможете наслаждаться городом вживую, а не толкаться в душных вагонах подземки.

Вид на Эйфелеву башню

Google-панорама Эйфелевой башни.

Известный всему миру символ Франции, самая знаменитая достопримечательность Парижа, снятая в сотнях фильмов, воспетая в стихах, миллионы раз воспроизведённая в сувенирах и на открытках, объект восхищения и насмешек, запечатлённый в живописных полотнах и карикатурах – всё это Эйфелева башня. Вызвавшая поначалу множество споров и массовое недовольство, она стала любимым местом встреч парижан и неотъемлемой частью облика Парижа. Ежегодно башню посещает более 6 млн. человек, по популярности она занимает первое место в мире среди платных достопримечательностей. Всего же за время её существования Эйфелеву башню посетило свыше четверти миллиарда человек.

История Эйфелевой башни

«Нет ничего более постоянного, чем временное» - это расхожее выражение с полным основанием применимо к Эйфелевой башне. В 1889 году в Париже планировалось проведение Всемирной промышленной выставки, на которой предполагалось представить все последние достижения человечества в науке и технике. Год проведения выставки выбрали не случайно – Франция готовилась отметить 100-летие взятия Бастилии.

По замыслу оргкомитета, символом выставки должно было стать сооружение, олицетворяющее научно-технический прогресс и демонстрирующее достижения страны. Был объявлен конкурс, на который представили 107 проектов. Среди них были весьма своеобразные, например, огромная модель гильотины, печального атрибута Великой французской революции. Одним из требований к проекту была лёгкость демонтажа будущего сооружения, поскольку после выставки её намеревались убрать.














Победителем конкурса оказался французский инженер и промышленник Густав Эйфель, представивший проект ажурной конструкции из ковкого чугуна высотой 300 метров. Полноправными партнёрами Эйфеля были его сотрудники Морис Кёшлен и Эмиль Нугье, предложившие саму идею каркасной башни из металла.

В первоначальном варианте будущая конструкция имела слишком «индустриальный» вид, и парижская публика активно воспротивилась появлению подобного сооружения, разрушавшего, по её мнению, эстетический облик Парижа. Художественную обработку проекта поручили архитектору Стефану Совестру, предложившему оформить нижнюю опорную часть башни в виде арок и устроить под ними вход на выставку. Сами опоры предполагалось обложить каменными плитами, соорудить на некоторых этажах остеклённые залы и добавить ряд декоративных элементов.

Проект был запатентован Эйфелем и двумя его соавторами. Позже Эйфель выкупил доли Кёшлена и Нугье и стал единственным владельцем авторских прав.

Сметная стоимость работ составляла 6 миллионов франков, но в итоге выросла до 7,8 млн. Государство и муниципалитет могли выделить лишь 1,5 млн. франков, и Эйфель принял на себя обязательство изыскать недостающие средства при условии предоставления ему башни в аренду на 20 лет, до момента демонтажа. После подписания договора Эйфель создал акционерное общество с капиталом в 5 млн. франков, половину из которых внёс сам инженер, половину – три парижских банка.

Опубликование окончательного проекта и условий договора вызвало шквал протестов французской интеллигенции. В муниципалитет была направлена петиция, которую подписало более трёхсот художников, архитекторов, литераторов и музыкантов, в том числе Мопассан, Шарль Гуно, Александр Дюма-сын. Башню именовали «фонарным столбом», «железным монстром», «ненавистной колонной», призывая власти не допустить появления в Париже сооружения, которое 20 лет будет уродовать его архитектурный облик.

Впрочем, настроение довольно быстро изменилось. Тот же Мопассан впоследствии любил обедать в одном из ресторанов башни. Когда ему указывали на непоследовательность его поведения, он спокойно отвечал, что Эйфелева башня – единственное место в Париже, откуда не видно её саму.

Вся конструкция состояла из 18 тысяч элементов, которые изготавливались на машиностроительном заводе самого Эйфеля в городке Леваллуа-Перре недалеко от Парижа. Вес каждой части не превышал трёх тонн, все крепёжные отверстия и детали тщательно подгонялись, чтобы максимально облегчить сборку и избежать переделок. Первые ярусы башни собирались с помощью башенных кранов, затем перешли к применению небольших кранов собственной конструкции Эйфеля, которые перемещались по рельсам, предназначенным для лифтов. Сами лифты предполагалось приводить в движение гидравлическими насосами.

Благодаря невиданной точности чертежей (погрешность составляла не более 0,1 мм.) и филигранной подгонке частей друг к другу уже на заводе, темпы работ были очень высокими. В строительстве принимали участие 300 рабочих. Работа на высоте была весьма рискованной, и Эйфель уделял особое внимание технике безопасности, благодаря чему на стройке не произошло ни одного несчастного случая со смертельным исходом.

Наконец, через 2 года и 2 месяца после закладки Эйфель пригласил муниципальных чиновников проинспектировать башню. Лифты ещё не работали, и несчастным служащим предстоял подъём по лестнице из 1710 ступеней.

Трёхсотметровая башня, ставшая самым высоким сооружением в мире, имела оглушительный успех. За первые полгода работы выставки на башне, окрещённой «железной дамой» за изящный грациозный силуэт, побывало около 2 миллионов посетителей. Доходы от продажи билетов, выпуска открыток и т. д. уже к концу 1889 года покрыли 75% затрат на строительство.

К моменту запланированного демонтажа башни в 1910 году стало ясно, что её лучше оставить на своём месте. Она активно использовалась для радио- и телеграфной связи, кроме того, башня пришлась по душе широкой публике и стала узнаваемым в мире символом Парижа. Договор аренды был продлён на 70 лет, однако впоследствии Эйфель отказался как от договора, так и от своих авторских прав в пользу государства.

С Эйфелевой башней связан ряд технических прорывов в области связи. В начале ХХ века на ней проводились эксперименты с беспроволочным телеграфом, а в 1906 году была установлена постоянно действующая радиостанция. Именно она позволила в 1914 году во время сражения на Марне произвести радиоперехват немецкой передачи и организовать контрнаступление. В 1925 году с башни был транслирован первый телесигнал, а 10 лет спустя началось постоянное телевещание. Благодаря установке телевизионных антенн высота башни выросла до 324 метров.

Широко известен случай с приездом Гитлера в оккупированный Париж в 1940 году. Фюрер собирался подняться на башню, но прямо перед его приездом рабочие, занимавшиеся обслуживанием лифтов, вывели их из строя. Гитлеру пришлось ограничиться прогулкой у подножия башни. Впоследствии из Германии были присланы специалисты, но им не удалось наладить работу лифтов, и германский флаг так и не взвился на верхушке символа Парижа. Вновь лифты заработали в 1944 году, через несколько часов после освобождения города.

История башни могла закончиться в том же 1944 году, когда Гитлер приказал взорвать её вместе со многими другими достопримечательностями, однако комендант Парижа Дитрих фон Хольтиц приказа не выполнил. Неприятных последствий для него это не имело, так как он сразу же сдался англичанам.

«Железная дама» Парижа

Сегодня Эйфелева башня является одним из самых популярных мест французской столицы, как среди туристов, так и среди самих парижан. По статистике наибольшее количество туристов, впервые приезжающих в Париж, идёт именно на Эйфелеву башню. Что касается жителей города, то среди молодых парижан распространена традиция объясняться в любви или делать предложение руки и сердца на Эйфелевой башне, как бы призывая в свидетели весь Париж.

Сам Эйфель, кстати, никогда не называл своё детище Эйфелевой башней – он говорил «трёхсотметровая».

Металлическая конструкция весит 7300 тонн и отличается большой прочностью и устойчивостью. Её отклонение в сильный ветер составляет 12 см., при высоких температурах – 18 см. Интересно, что в работе над конструкциями креплений Эйфель руководствовался не только техническими расчётами, но и работами палеонтолога Германа фон Майера, изучавшего строение суставов человека и животных, их способность переносить большую нагрузку.

Нижний этаж образуют четыре сходящиеся колонны, соединённые арочным сводом на высоте около 57 м. На поддерживаемой ими платформе также стоят четыре колонны, несущие квадратную площадку со стороной 35 м. Находится она на высоте 116 м. Верхняя часть башни представляет собой мощную колонну, на которой находится третья площадка (276 м.). Самая верхняя площадка (1,4 Х 1,4 м.) расположена на высоте 300 м. Подняться на башню можно на лифте или по лестнице в 1792 ступени.

Между третьей и четвёртой площадками установлено теле- и радиооборудование, антенны сотовой связи, маяк и метеостанция.

Первоначально башня освещалась газовыми фонарями, которых насчитывалось 10 тысяч. В 1900 году на башне смонтировали электрическое освещение. В 2003 году осветительная система была модернизирована, а в 2015 году начали применять светодиодные лампы. Лампочки (их 20 тысяч) легко сменяются, что позволяет при необходимости устраивать разноцветные иллюминации.

Цвет самой башни менялся неоднократно. Сейчас она имеет бронзовый оттенок, специально запатентованный именно для Эйфелевой башни. Красят её каждые 7 лет, затрачивая каждый раз по 57 тонн краски. Одновременно проводится осмотр всех частей башни, которые при необходимости заменяются новыми.

К услугам посетителей башни в колоннах первого яруса открыты сувенирные магазины, а в южной опоре – ещё и почта. Здесь же в отдельном помещении можно осмотреть гидравлические механизмы, некогда поднимавшие лифты.

На первой площадке находится ресторан «58 Eiffel», магазин сувениров и киноцентр, в котором демонстрируют фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Здесь же начинается старая винтовая лестница, по которой некогда можно было подняться на верхние ярусы и в апартаменты самого Эйфеля, расположенные на третьей площадке. На парапете можно прочитать имена 72-х знаменитых учёных, инженеров и промышленников Франции. Зимой для любителей коньков на первом этаже заливают небольшой каток.

Квартира Эйфеля была его любимым местом времяпровождения, когда он приезжал в столицу. Она достаточно просторна, меблирована в стиле XIX века, здесь есть даже рояль. В ней инженер неоднократно принимал пришедших взглянуть на башню почётных гостей, в том числе Эдисона. Парижские богачи предлагали Эйфелю немалые деньги за апартаменты или хотя бы за право переночевать в них, но он каждый раз отказывал.

На второй платформе находится любимый ресторан Мопассана «Жюль Верн», смотровая площадка и неизменный сувенирный магазин. Здесь также можно ознакомиться с экспозицией, рассказывающей о постройке башни.

Подъём на третий этаж осуществляется с помощью трёх лифтов. Раньше здесь располагались обсерватория и метеорологическая лаборатория, сейчас же третья платформа – великолепная смотровая площадка с фантастическим видом на Париж. В центре площадки находится бар для желающих полюбоваться видом города с бокалом вина в руке.

Сейчас невозможно себе представить, что когда-то Эйфелеву башню собирались снести. Напротив, она является самой копируемой достопримечательностью мира. Всего известно более 30 копий башни разной степени точности, сколько же их, известных лишь местным жителям, на самом деле – не скажет никто.

Эйфелева башня уже как сотню лет влилась в городской пейзаж Парижа и стала его символом. Но также это не только достояние всей Франции, но и памятник великих технических достижений конца XIX века.

Кто построил Эйфелеву башню?

Со второй половины XIX века прогресс устремляет многие страны мира возводить высотные конструкции. Многие из проектов еще на стадии задумки терпели поражения, но были и те инженеры, кто твердо верил в успех их замыслов. Как раз к последним относился Гюстав Эйфель.

Гюстав Эйфель

К столетию промышленной революции в 1886 году Париж открывает конкурс на создание новых выдающихся достижений современности. По своему замыслу это мероприятие должно было стать одним из самых выдающихся событий своего времени. В ходе этой задумки на свет появились Дворец машин из металла и стекла, уничтоженный в начале XX века, и знаменитая Эйфелева башня в Париже высотой в 1000 футов.

Работа над проектом Эйфелевой башни началась еще в 1884 году. К слову, Эйфель не был новичком своего дела, до этого ему блестяще удавалось находить решения в области строительства железнодорожных мостов. На конкурс проектов он предоставил около 5000 листов чертежей деталей башни в оригинальном масштабе. Проект одобрили, но это было только началом тяжелого труда. До того как Эйфель навсегда увековечит свое имя в истории оставалось еще 3 года.

Строительство Эйфелевой башни

Строительство башни посреди города многие известные жители не приняли. Писатели, художники, скульпторы, архитекторы выступали с протестом против этой стройки, нарушающей, по их мнению, исконную красоту Парижа.

Но, тем не менее, работы продолжались. Был вырыт огромный 5-метровый котлован, в который устанавливались четыре 10-метровых блока под каждую ножку башни. Дополнительно каждая из 16 опор башни снабжалась гидравлическими домкратами для получения идеального горизонтального уровня. Без этого замысла строительство башни могло бы затянуться навечно.

Июль 1888 года

250 рабочих смогли воздвигнуть самую высокую башню своего времени в мире всего за 26 месяцев. Здесь только стоит еще раз позавидовать возможностям Эйфеля в области точных расчетов и организации работ. Высота Эйфелевой башни - 320 метров, общий вес - около 7500 тонн.

Башня делится на три яруса - 60 метров, 140 метров и 275 метров. Четыре лифта внутри ног башни поднимают посетителей на второй. Пятый лифт идет уже на третий уровень. На первом этаже находится ресторан, на втором редакция газеты, на третьем размещался кабинет Эйфеля.

Несмотря на раннюю критику, башня органично вписалась в виды города и быстро стала символом Парижа. Только за время выставки здесь побывали около двух миллионов человек, некоторые из которых сразу же пешком забирались на самую вершину.

С окончанием выставки башню решено было снести. Спасением для нее стали новые технологии - радио. На самое высокое сооружение быстро установили антенны. В последующие годы на ней устанавливались антенны телевидения, радарной службы. Здесь же находится метеостанция и вещание городских служб.

Вплоть до постройки в 1931 году Эмпайр Стейт Билдинг башня оставалась самым высоким сооружением в мире. Трудно представить город Париж без этого славного образа.

Похожие публикации