Туристический портал - Paratourism

Успения в печатниках расписание. Инцидент в московском храме успения в печатниках

Для сегодняшнего жителя Москвы Печатники – это район соответствующей станции метро. Однако для москвича XVI–XVII веков ассоциации были другие: о них сегодня напоминает Печатников переулок рядом между Сретенкой и Трубной, а также церковь Успения Божией Матери в Печатниках.

С конца XVI века за стеной Белого города у Сретенских ворот начиналась Государева Печатная слобода – поселение типографов, трудившихся на Печатном дворе на Никольской улице. Именно они и создали первый деревянный Успенский храм в 1631 году, вместо которого в 1659 году было построено новое здание, тоже деревянное. Наконец, в 1695 году печатники создали третью Успенскую церковь, на этот раз каменную – ее четверик и колокольня сохраняются и по сей день.

Когда строился новый храм, в церковном зодчестве Москве преобладал стиль «нарышкинское барокко», уделявший особое внимание декору окон и порталов. Все это воплощено в церкви Успения в Печатниках: окна ее четверика обрамлены наличниками с гребнями, а боковые порталы украшены тонкой белокаменной резьбой, изображающей вьющиеся вокруг колонок виноградные лозы. Колокольня выполнена в три яруса: в нижнем расположен вход в церковь, в среднем – хозяйственное помещение, а верхний создан в виде восьмигранной звонницы с сомкнутым сводом. При этом шатер у колокольни есть, но он поставлен поверх свода и не несет никакой практической функции, играя исключительно декоративную роль. Трапезная у храма несколько раз значительно перестраивалась. В 1727 году в ней появился теплый (то есть отапливаемый) придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в 1763 году с ее другой стороны создан придел святого Николая Чудотворца. В 1775 году к южной стене трапезной была пристроена небольшая часовня, выделенная на фасаде небольшим куполом с главкой. В последний раз облик церкви менялся в 1897–1902 годах, когда по проекту архитектора М.А. Аладьина была построена новая трапезная с часовней, выдержанные в псевдорусском стиле. Окна трапезной повторяют мотивы нарышкинского барокко, тем самым перекликаясь с окнами древнего четверика Успенской церкви.

По одной из версий, именно в церкви Успения в Печатниках художник Пукирев стал свидетелем брака старика и девушки, что впоследствии нашло отражение в картине «Неравный брак», ныне находящейся в Третьяковской галерее. Также до революции в церковной ризнице хранилась древняя еврейская серебряная монета – молва утверждала, что это один из тридцати серебряников, полученных Иудой за предательство Христа.

После революции и закрытия храма для богослужений его здание было занято сначала трестом «Арктикпроект», затем в 1950 году здесь появилась выставка «Советская Арктика», которую в 1960 году сменила постоянно действовавшая выставка «Морской флот СССР». Внешне здание почти не перестраивалось, были только сняты кресты и разобрана ограда, но внутреннее убранство исчезло полностью, пространство храма оказалось перепланировано. В 1994 году выставка была вывезена, а в храме возобновились богослужения.

Инцидент в московском храме Успения в Печатниках

Указ, изданный в связи с завершением работы комиссии по расследованию инцидента в московском храме Успения в Печатниках

Патриарх Алексий II

Священнику Георгию Серафимовичу Кочеткову, временно запрещенному в священнослужении, клирику г. Москвы

Протоиерею Олегу Федоровичу Клемышеву, благочинному храмов Сретенского округа,
и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москвы

Приходскому собранию того же храма

Священнику Михаилу Владимировичу Дубовицкому, клирику того же храма

Духовнику г. Москвы протоиерею Владимиру Жаворонкову
Настоятелю храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москвы»

Храм Успения в Печатниках.

В связи с завершением работы назначенной Нами комиссии по расследованию инцидента, происшедшего при совершении богослужения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 29 июня 1997 г., и установлением данной комиссией факта совершения насилия и глумления над священником Михаилом Дубовицким, а также уяснением причин тому, выражавшихся в систематическом проявлении самочиния со стороны как в богослужебной, так и в иной деятельности возглавляемого им прихода, что и послужило нарушению церковного мира, возникновению конфликтной ситуации, а также соблазну не только для людей православных, но и для ищущих дорогу к храму, - считаем целесообразным:

7. При проведении заседания Приходского собрания, которое следует провести под председательством Нашего викария, настоятелю храма надлежит озаботиться о внесении изменений в состав Приходского собрания, исключив из него лиц, отлученных от церковного общения и получивших иные прещения, а также переизбрать руководящие органы прихода, виновные в развитии возникшей в храме конфликтной ситуации, недопустимой для православного храма.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках С крещением Руси в IX в. началась ее новая история. Князь Владимир-Красно солнышко - первый из великих русских князей помышляет об отмене смертной казни, просвещении и гуманизации населения в Духе Христовом после многих лет язычества и политического беспредела. Возникают первые очаги просвещения: храмы и монастыри. Здесь выковывается духовный стержень народа. Вместе с православием Русь получает и языковую культуру, азбуку.Поскольку книги, переписанные от руки, очень дороги, главный способ обучения основам православия: чтение Библии и христианских книг в храмах.

Когда Москва становится столицей Руси, ее украшают храмы, построенные уже из камня и кирпича.К началу IX в. в московском небе плыл звон “Сорока сороков” церквей. Каждый небольшой квартал Москвы с населением 200-1000 жителей имел свой приход и свой храм (деревянный или кирпичный в зависимости от зажиточности) . Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в городе Москве на углу Сретенки и проезда Рождественского бульвара (местность, именуемая “Печатниками” , получила свое название от живших здесь печатников, т.е. мастеров Государева Печатного Двора: наборщиков, разборщиков, тередорщиков, бытарщиков (накладчиков красок на буквы) , знаменщиков, а также приставов и сторожей) . О времени и обстоятельствах первоначального построения храма в Печатной слободе не сохранилось определенных документальных известий.

В первый раз он упоминается в списке “сороковых” церквей 1631-32 гг. В записях, хранящихся в церковном архиве, значится, что первая церковь в Печатниках, неизвестно когда и кем построена, была деревянная, в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Около 1695 г. была сооружена новая одноглавая каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы без пределов, с трапезою и шатрообразною колокольнею; в 1722 г. ее не было. В ХVIII в. при Успенской церкви были устроены два придела, один - в честь Иоанна Предтечи в особой пристройке к правой стороне трапезы, а другой - во имя святителя Николая внутри самой трапезы, на левой стороне.

Два печальных в истории Москвы события XVIII в. - Троицкий пожар 1737 г. и моровая язва 1771 г. - по счастию, не имели неблагоприятных последствий для Успенской, в Печатниках, церкви. Мы не видим ее в числе погоревших церквей Сретенского сорока в ведомости, представленной Императрице Анне Иоанновне генералом-адъютантом Салтыковым.В моровую же язву она избежала участи тех 75 церквей, которые были запечатаны вследствие смерти священников, а после нее, в 1774 г она из 260 приходных церквей считалась в числе 55 “лучших” . Конец XVIII и начало XIX вв. должны быть названы временем наиболее цветущего состояния Успенской, в Печатниках, церкви.

Трудами священника Василия Иоаннова Комарова, который был ее ктитором более 15 лет, при довольном Участии в трудах достойного диакона Иоанна, был устроен серебряный оклад на храмовый образ, приобретены Евангелие, ковчег, крест, сосуды, исправлена ризница. “В 1794 году расписана холодная церковь за 700 р а в 1795 г. теплая за 400 р. живописцем Николаем Николаевым Тяпкиным на его материале.

В 1798 году слит большой колокол весом в 177 п стоимостью 3417 рублей, и два при нем малых.В 1805 году сделан новый иконостас прихожанином московским купцом Дмитриевым за 1500 рублей и поставлен к празднику Пасхи. Иконы, кроме нижнего яруса, написаны иконописцами Петром и Михайлом Ивановыми за 1000 рублей” . 1812-й год положил конец такому благосостоянию церковному. 2-го сентября французы вступили в Москву и были у Сретенских ворот. 5-го числа неприятели разграбили церковь, а на другой день зажгли.

В огне погибли - святые престолы, иконостасы, иконы, церковная утварь, большая часть библиотеки. Церковный староста Московский купец Григорий Дмитриев сохранил и после представил прихожанам 26 фун. серебра и зарытую в земле утварь.Староста не оставлял церковь, жив на колокольне. 11-го октября уже по выходе французов спас церковь от грабителей, ломавших дверь, чтобы похитить скрываемые в церкви вещи. Зарытые в земле церковные вещи остались целы и первоначально были отданы на сохранение в Сретенский монастырь.

Собственные дома служащих церкви и церковные лавки сгорели, из 45 приходских дворов уцелело только 8. После неприятеля был устроен иконостас в приделе Иоанна Предтечи и освящен 30-го марта 1813 года, затем был возобновлён и 24-го апреля 1814 года освящен придел Святителя Николая.

В 1900-1902 годах было совершено внешнее и внутреннее благоукрашение новоустроенного придельного храма. Внутреннее украшение храма произведено лучшими мастерами под общим руководством архитектора В. В. Иордана. Стены покрыты орнаментами в русско-византийском стиле и украшены священными изображениями. Из последних некоторые замечательны как художественностью исполнения, так и силою производимого впечатления.Таковы изображения евангелистов на потолке и Благовещение на переднем плафоне над аркою (А. М. Корина) , Спасителя пред Пилатом - на заднем над дверью (Струнникова) , Святителя Николая на северном (И. П. Богданова) . Иконы вновь написаны художником С. К. Шваревым.

Все работы были выполнены энергией, трудами и заботами церковного старосты Павла Петровича Севостьянова, стоили более 50 тысяч рублей и произведены на средства, пожертвованные им, прихожанами и доброхотными дателями, и церковные.Церковь была закрыта после 1917 года. После ее закрытия помещение занял трест Арктикпроект, а 12 января 1960 года открылась выставка “Морской флот СССР” , показывающая историю корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.

В 1991 году появились планы передать храм братству соседнего Сретенского монастыря, а в 1993 году они осуществились. В 1994 году выставка была вывезена из храма.В 1995 году церковь отпраздновала свое 300-летие. По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины “Неравный брак” . В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за Христа Спасителя.

Монета эта, по мнению археологов, бесспорно относится ко времени кесаря Августа. Список использованной литературы: Московские церковные ведомости. 1895. № 34. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. 1980. С. 21. Каталог архивов.Вып. 3. С. 585; Вып. 5. С. 314. Памятники архитектуры Москвы.

Земляной город. 1989. С. 221. Синодальный справочник.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

И.А.Гончаров и храм св. великомученика Пантелеимона
Искать я ничего не искал: напротив, все прятался со страхом и трепетом…" (ЛН, Т. 102. С. 260-261). Да, в Божием храме Гончаров не искал ничего.. Здесь он забывал ту сложную, наполненную диалектикой, философию жизни, которую.. В одном из писем к своему другу известному юристу Анатолию Федоровичу Кони он признается:"Я с умилением смотрю на тех..

Православные храмы долины реки Кача
Но не всегда так было. Не скованная плотиной Загорского водохранилища, с берегами не лишенными древесного покрова, Кача слыла бурной и суровой.. А позже, в 15 веке, по долине проходила граница между двумя крупными.. Осторожно приоткройте створку ворот, – и вы среди древнего христианского кладбища (здесь более 40 памятников..

Храм Саграда Фамилиа
Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. " Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да.. Бокабелья предпринял все возможное, чтобы Собор увидел свет. Он напечатал об.. Строительство началось с Крипты. Вильяр руководил процессом, определив стиль и убранство вырастающей часовни. Но..

Храм Василия Блаженного
Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых.. Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел.. Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего..

Южный Ильинский храм
В целом храм построен в русле античных строительных традиций, в частности, с применением кладки " тычком и ложком " в углах здания. Сложенный.. Этот факт говорит в пользу того, что церковь воздвигнута на месте какого-то.. Еще более интересной и специфической особенностью Ильинской церкви является вытянутое по продольной оси подкупольное..

Храм Христа Спасителя
В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году.. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из.. На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26..

Центральные храмы города Екатеринбурга
Переезд к Ново-Тихвинскому женскому монастырю 13-10 остановка у Ново-Тихвинского женского монастыря (Зелёная роща,1), храм Александра Невского.. Продолжительность пребывания на каждом из объектов примерно 30-40 минут. 2).. Желательный внешний вид: для девушек и женщин - не вызывающая неяркая одежда, юбка ниже колена, если есть желание..

Храмы Крыма
Со стороны привратной площади к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой.Погребальные сооружения такой.. На крымско-татарском языке они назывались «дюрбе», или «дурбе». Арабская.. Сохранил ли он первозданный вид? Есть ли хоть малая доля истины в поэтических легендах, посвященных «государыне..

Россия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть XX вв)
Рассматривая процесс градостроительного освоения Дальнего Востока в контексте такого целостного явления как градостроительство России середины XIX -.. Согласно Е. И. Кириченко первостепенная градообразующая роль в рассматриваемый.. Это вполне соотносится с комплексом идей, ориентированных не на служение государству, как это было в XVIII - нач. XIX..

Храм Xриста Cпасителя
Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа-спасителя в Москве - была яркой, бурной и по истине трагической Храм Христа.. Мысль соорудить грандиозный храм в память изгнания из России армии Наполеона.. Да совершится оно. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило..

0.063

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПЕЧАТНИКАХ НА СРЕТЕНКЕ

С крещением Руси в IX в. Началась ее новая история. Князь Владимир-«Красно солнышко»- первый из великих русских князей помышляет об отмене смертной казни, просвещении и гуманизации населения в Духе Христовом,после многих лет язычества и политического беспредела. Возникают первые очаги просвещения: Храмы и монастыри. Здесь выковывается духовный стержень народа. Вместе с православием Русь получает и языковую культуру, азбуку.

Поскольку книги, переписанные от руки, очень дороги, главный способ обучения основам православия: чтение библии и христианских книг в храмах.

Когда Москва становится столицей Руси, ее украшают храмы построенные уже из камня и кирпича. К началу IX в. В московском небе плыл звон « Сорока сороков» церквей.

Каждый небольшой квартал Москвы с населением 200-1000 жителей имел свой приход и свой храм (деревянный или кирпичный в зависимости от зажиточности) .

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в городе Москве на углу Сретенки и проезда Рождественского бульвара (местность, именуемая "Печатниками», получила свое название от живших здесь печатников, т.е.мастеров Государева Печатного Двора: наборщиков, разборщиков, тередорщиков, бытарщиков (накладчиков красок на буквы), знаменщиков, а также приставов и сторожей).

О времени и обстоятельствах первоначального построения храма в Печатной слободе не

сохранилось определенных документальных известий. В первый раз он упоминается в списке " сороковых " церквей 1631-32 гг.

В записях, хранящихся в церковном архиве, значится, что первая церковь в Печатниках, неизвестно когда и кем построена, была деревянная, в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Около 1695 г. Была сооружена новая одноглавая каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы без пределов, с трапезою и шатрообразною колокольнию; в 1722 г. ее не было.

В ХVIII в. При успенской церкви были устроены два придела, один - в честь Иоанна Предтечи в особой пристройке к правой стороне трапезы, а другой - во имя святителя Николая внутри самой трапезы, на левой стороне.

Два печальных в истории Москвы события XVIII в. - Троицкий пожар 1737 г. И моровая язва 1771 г. - по счастию, не имели неблагоприятных последствий для Успенской, в Печатниках, церкви. Мы не видим ее в числе погоревших церквей Сретенского сорока в ведомости, представленной Императрице Анне Иоанновне генералом-адъютантом Салтыковым. В моровую же язву она избежала участи тех 75 церквей, которые были запечатаны в следствие смерти священников, а после нее, в 1774 г., она из 260 приходных церквей считалась в числе 55

« лучших ».

Конец XVIII и начало XIX вв. Должны быть названы временем наиболее цветущего состояния Успенской, в Печатниках, церкви. Трудами священника Василия Иоаннова Комарова, который был ее ктитором более 15 лет, при довольном Участии в трудах достойного диакона Иоанна, был устроен серебренный оклад на храмовый образ, приобретены Евангелие, ковчег, крест, сосуды, исправлена ризница.

« В 1794 году расписана холодная церковь за 700 р., а в 1795 г. теплая за 400 р. живописцем Николаем Николаевым Тяпкиным на его материале. В 1798 году слит большой колокол весом в 177 п., стоимостью 3417 рублей и два при нем малых. В 1805 году сделан новый иконостас прихожанином московским купцом Дмитриевым за 1500 рублей и поставлен к празднику Пасхи. Иконы, кроме нижнего яруса, написаны иконописцами Петром и Михайлом Ивановыми за 1000 рублей ».

1812-й год положил конец такому благосостоянию церковному. 2-го сентября французы вступили в Москву и были у Сретенских ворот. 5-го числа неприятели разграбили церковь, а на другой день зажгли. В огне погибли - св. престолы, иконостасы, иконы, церковная утварь, большая часть библиотеки. Церковный староста Московский купец Григорий Дмитриев сохранил и после представил прихожанам 26 фун. серебра и зарытую в земле утварь. Староста не оставлял церковь, жив на колокольне.11-го октября уже по выходе французов спас церковь от грабителей, ломавших дверь, чтобы похитить скрываемые в церкви вещи. Зарытые в земле церковные вещи остались целы и первоначально были отданы на сохранение в Сретенский монастырь. Собственные дома служащих церкви и церковные лавки сгорели, из 45 приходских дворов уцелело только 8.

После неприятеля был устроен иконостас в приделе Иоанна Предтечи и освящен 30-го марта 1813 года, затем был возобновлён и 24-го апреля 1814 года освящен придел Святителя Николая.

В 1900-1902 годах было совершено внешнее и внутреннее благоукрашение новоустроенного придельного храма. Внутреннее украшение храма произведено лучшими мастерами под общим руководством архитектора В. В. Иордана. Стены покрыты орнаментами в русско-византийском стиле и украшены священными изображениями Из последних некоторые замечательны как художественностью исполнения, так и силою производимого впечатления. Таковы изображения евангелистов на потолке и Благовещение на переднем плафоне над аркою(А. М. Корина), Спасителя пред Пилатом - на заднем над дверью (Струнникова), Святителя Николая на северном (И.П Богданова). Иконы вновь написаны художником С. К. Шваревым. Все работы были выполнены энергией, трудами и заботами церковного старосты Павла Петровича Севостьянова, стоили более 50 тысяч рублей и произведены на средства, пожертвованные им, прихожанами и доброхотными дателями, и церковные.

Церковь была закрыта после 1917 года. После ее закрытия помещение занял трест Арктикпроект, а 12 января 1960 года открылась выставка «Морской флот СССР», показывающая историю корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.

В 1991 году появились планы передать храм братству соседнего Сретенского монастыря, а в 1993 году они осуществились В 1994 году выставка была вывезена из храма.

В 1995 году церковь отпраздновала свое 300-летие.

По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В.В. Пукиреву темой для его знаменитой картины « Неравный брак ».

В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за Христа Спасителя. Монета эта, по мнению археологов, бесспорно относится ко времени кесаря Августа.

Использованная литература:

4. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. 1989. С. 221.

5. Сытин. С. 428.

6. Синоидальный справочник.

Точную дату построения первоначального храма в Печатной слободе назвать пока невозможно. Различные исторические источники называют 1625 и 1631 годы. Неизвестно также, кем она была построена. На основании хранящихся в церковном архиве записей можно с уверенностью утверждать только то, что церковь была деревянной, и построена она была в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Местность, где был возведен храм, именовалась «Печатниками», поскольку между Трубной улицей и Сретенкой в XVII веке проживали мастера Печатного Государева Двора.

Первоначальная деревянная церковь перестроена в 1659 году, но храм снова построен деревянным. Именно этот год и считается датой основания церкви.

Каменный одноглавый храм без приделов в стиле московского барокко построили в 1695 году. Установить эту дату помогла надпись на иконе, принадлежащей церкви.

Из ведомости, которая была представлена генералом Салтыковым императрице Анне Иоанновне, следует, что Успенский храм в Печатниках не пострадал в пожаре 1737 года. Не был он запечатан и во время мора 1771 года. Более того, в 1774 году церковь признана в числе лучших пятидесяти пяти из общего числа приходских церквей.

Два придела храма Успения Пресвятой Богородицы были построены в XVIII веке. Эти приделы устроены в честь Иоанна Предтечи и Святителя Николая.

Расписана церковь в Печатниках были в 1794 году. Автором росписи стал живописец Тяпкин Николай Николаевич.

Большой колокол, вес которого составлял 177 пудов, был отлит для храма в 1798 году. При нем еще было два колокола, меньших по размерам.

К Пасхе 1805 года поставили новый иконостас.

Таким образом, XVIII и начало XIX веков отмечены расцветом храма Успения. В это же время был сделан на храмовый образ серебряный оклад, исправили ризницу, приобрели Евангелие, крест, ковчег и сосуды.

Церковное благосостояние закончилось в 1812 году, 5 сентября. Французы, вступившие в Москву, разграбили и сожгли храм. Огонь погубил святые престолы, большую часть церковной библиотеки, иконы и иконостасы, церковную утварь. Часть утвари была спасена церковным старостой и отдана на хранение в . После ухода французов, в течение 1813 и 1814 годов был воссоздан и освящен иконостас в приделе Иоанна Предтечи, затем возобновили и освятили придел Святителя Николая.

Часовню и трапезную Успенского храма полностью перестроили в 1897-1902 годах. Автор архитектурного проекта - М.А. Аладьин.

Колокольня храма построена в виде двухъярусного четверика, несущего восьмерик звона, который завершался небольшого размера кирпичным шатром. Нижний ярус колокольни встроили в трапезную. В течение двух лет, начиная с 1900 года, священными изображениями и прекрасными русско-византийскими орнаментами были украшены стены придельного храма. Сила впечатления, производимого этими росписями очень велика.

РПЦ храм передан в 1991 году. В 1994 году его заново освятили.

В ризнице святыни хранится еврейский сребреник, одна из тех монет, которые по преданию получил Иуда за совершенное им предательство Иисуса Христа. При церкви работает воскресная школа. В ней изучается литургика, история православной Москвы. Кроме этого, в школе изучают церковнославянский язык и церковное искусство.

Похожие публикации