Введено-оятский женский монастырь в ленинградской области. Ленинградская область (монастыри) Женский монастырь ленинградская
История Ленинградской области как территории, заселенной разумными людьми, уходит своими корнями в глубины среднего каменного века. Природа этого края тоже весьма богата, как и разнообразны культура и этнос заселяющих эти земли людей. Однако всех их объединяет единая религия, что можно с легкостью отследить по обилию православных монастырей и скитов, о которых мы расскажем в этом материале.
Александро-Свирский монастырь
Эта православная мужская обитель Ленинградской области расположена в 21 километре от города Лодейное поле. Основана она была в XV веке силами Александра Свирского в местечке, где до того проживали лишь язычники чудь, вепсы и карелы. Довольно быстро у Свирского появились ученики и последователи, и уже в XVI веке, при жизни самого Александра, на деньги Василия III к приходу были пристроены каменная Покровская церковь и трапезная. В советские годы в зданиях обители располагался детский инвалидный дом. Сегодня она является действующим монастырским подворьем и памятником архитектуры, где можно увидеть мощи самого Александра Свирского, копию Туринской плащаницы, мощи некоторых святых и испить воды из священного целебного источника.
Введено-Оятский монастырь
Женская православная обитель Ленинградской области, расположенная примерно в двух сотнях километров к востоку от Санкт-Петербурга. Есть множество предположений о дате ее основания, но мнения специалистов по большей части сходятся на рубеже XIV и XV веков. Деревянные церкви и постройки обители в начале XIX века были переложены из камня, а к началу XX века территория ее владений простиралась на 500 гектаров, несмотря на довольно скромное количество послушников. В то время приход был полностью мужским, а статус женского приобрел лишь в 1993 году. Здесь в XVI веке была написала икона Богородицы Одигитрии, которая сегодня хранится в Русском музее.
Зеленецкий Троицкий монастырь
Первые сооружения на месте будущей мужской обители на берегах реки Россоха в Ленинградской области появились еще в 1564 году стараниями монаха Мартирия и знатного рода строителя Федора Сыркова. Первые деревянные здания вместе с оградой были сожжены при набеге шведов, после чего восстановлены уже большей частью из камня к 1690 году. С приходом советской власти приход закрыли, частично разрушили, а оставшиеся постройки использовали для хозяйственных нужд. Сегодня обитель вновь функционирует, но местами до сих пор ведутся восстановительные работы.
Староладожский Никольский монастырь
Располагается в селе Старая Ладога Ленинградской области. История его уходит корнями вглубь XIII века, когда Александр Невский велел заложить в тех местах новую обитель имени Николая Чудотворца в честь своей сокрушительной победы над шведами. Мощи святого Николая Чудотворца до сих пор хранятся в этом приходе. В смутное время в обители скрывались от шведов монахи Валаамского монастыря, взявшие с собой мощи его основателей Сергия и Германа. В советские годы здания обители использовались под мото-тракторную станцию и начали восстанавливаться лишь в 2002 году.
Коневский Рождество-Богородичный монастырь
Эта православная обитель Ленинградской области ведет свою историю с XIV века, и многими рассматривается как двойник знаменитого Валаамского монастыря, тем более что расположены они на одном и том же Ладожском озере. На острове, где была поставлена обитель, в средние века располагалось финское языческое святилище, где поклонялись огромному валуну в форме лошадиной головы, от которого и пошло название острова. Основал обитель преподобный Арсений Коневский, хотевший принести христианство карелам. После шведского нашествия приход был вынужден эвакуироваться в Новгород, а после войны 1812 года отошел финнам. Обитель посещали многие святые, а также известные в свете писатели и художники. В ХХ веке там базировались финские войска, а после войны монастырь снова вернулся в Россию. Сегодня там можно увидеть мощи самого Арсения Коневского, старинный иконостас и библиотеку.
Староладожский Успенский монастырь
Наверное, самая древняя обитель на территории Ленинградской области, так как официальной датой начала возведения на этом месте православного храма считается 1156 год. Главная церковь обители – Успения Пречистой Богоматери – является самым старым православным сооружением домонгольской Руси. В XVII веке архитектурный ансамбль был почти полностью (за исключением главной церкви) разрушен при нашествии шведских войск, затем восстановлен. Здесь с 1718 года и до смерти Петра Великого жила его супруга Евдокия Лопухина, насильно постриженная в монахини за несогласие с царем. С 2005 года идет активное восстановление помещений обители и хозяйственных построек, а в уже восстановленных зданиях располагается городская больница.
Новая православная женская обитель находится в поселке Ленинское (фин. Хапполо) Выборгского района, недалеко от курортных поселков Репино и Комарово. В этом селении никогда не было православного храма. Исторически эта территория принадлежала Финляндскому княжеству и население было в основном лютеранского вероисповедания. Ближайший православный храм находился только в Рощино, где жили православие люди. В 1998 году в поселке "Ленинское" была создана православная община. Место, отведенное под строительство храма, было местом, оставшимся от сгоревшего в перестроечные годы клуба. Строительство осуществлялось на средства ктитора Константина Вениаминовича Голощапова.
В июне 1998 года состоялась закладка церкви в честь святых равноапостольных Константина и Елены, в феврале следующего года были установлены купола на храм. В декабре 1999 года на звонницу подняли восемь колоколов. Первая служба в храме состоялась в Рождественский пост в 1999 году, с мая 2000 года богослужения здесь проводятся постоянно. Храм был освещен в 2001 года Святейшим Патриархом Алексием.
Несколько лет храм Константина и Елены действовал как приходский. Но на заседании Священного Синода от 6 октября 2006 года было удовлетворено прошение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие Константино-Еленинского женского монастыря в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области.
Первые сестры приехали сюда из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. Настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности была назначена монахиня Илариона (Феоктистова).
На территории обители сейчас находятся три храма: во имя святых равноапостольных Константина и Елены, во имя святителя Николая Чудотворца и крестильный храм во имя Рождества Христова. Старший священник Константино-Еленинского храма о. Феоктист.
В Никольском храме хранятся мощи свт. Николая чудотворца, свт. Спиридона Трифунского, вмч. Пантелеймона целителя, св. благоверного князя Александра Невского, прпп. Серафима Саровского, Антония Дымского.
Другой храм построен во имя Рождества Христова. Этот храм называют ещё "баптистерий", он предназначен для крещения. В купелях можно крестить полным погружением не только детей, но и взрослых и для взрослых.
В монастыре более пятидесяти святынь. Там пребывают ковчеги с частицами мощей святых царей Константина и Елены, мощи св. Апостола Варфоломея и св. равноапостольной Марии Магдалины, мучеников первых веков христианства - священномученика Харалампия и великомученика Феодора Стратилата; глава мц. Иулитты, часть мощей муч. Кирика; свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, Феофана Затворника и других святых, а также частица Древа Креста Господня.
Особо почитаются образ Божией материи "Всецарица" афонского письма, икона Нерукотворенного Образа Господня кисти Васнецова, Иверская икона Божией Матери, написанная в Афоне в 2002 году, древний образ святителя Николая Чудотворца - дар В.В. Путина.
На территории монастыря находятся два памятника - дары известных скульпторов. Скульптура святителя Николая Чудотворца, подаренная Зурабом Церетели, установлена у входа в храм святителя Николая.
Напротив храма святых равноапостольных Константина и Елены установлена другая скульптура: коленопреклоненная фигура святого благоверного князя Александра Невского - работа скульптора А.Чаркина. По словам экскурсовода, она выставлялась на конкурс памятника Александру Невскому на одноименной площади у Александро-Невской лавры. Однако конкурс выиграла другая скульптурная работа. Теперь этот памятник находится в Костантино-Еленинском монастыре. Он - часть военного мемориала. Рядом с ним установлены доски с именами жителей посёлка, погибших за Родину в сражениях на Великой Отечественной и последующих войнах. Жителей поселка собираться возле мемориала на праздник 9-го Мая. Здесь служится панихида, и потом посещаются другие захоронения.
При монастыре действует воскресная школа, строится богадельня для престарелых священно- и церковнослужителей. Обитель принимает паломников-инвалидов, детей из церковных воскресных школ, трудниц по благословению приходских священников. Сюда можно приезжать и группами до тридцати человек по предварительной договоренности. Паломников обеспечивают питанием и ночлегом в помещениях с хорошим отоплением и горячей водой.
С 2007 года в Санкт-Петербурге действует подворье монастыря - .
С недавнего времени у монастыря есть и другое подворье: Свято-Троицкий монастырь в (поселок "Огоньки" Выборгского района). Этот монастырь был построен по благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства помещиков Нероновых. Во время финской войны в 1939 году он был эвакуирован в Финляндию, где и продолжает своё существование.
Однако, сейчас, на историческом месте Линтулы началось возрождение старой обители: ведется проектирование храма и келейного корпуса.
4 августа 2008 года был организован 10-километровый Крестный ход от Константино-Еленинского монастыря до бывшего Линтульского монастыря.
Адрес монастыря:
188839 Ленинградская область, Выборгский район, пос. Ленинское, ул. Советская, д. 44.
Тел.: 343-67-88
Факс: 343-67-89
Проезд: электропоездом с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга (Выборгское направление) до ст. Репино, автобус № 408 пос. Лeнинское.
Проезд автотранспортом: а/д Репино (от ж-д. платформы) - Симагино (А122).
Фотографии сделаны 30 мая 2009 г.
Фото: 2009 год. |
Храм св. равноапостольных царей Константина и Елены. |
Алтарная часть храма. |
Мозаичное изображение на алтарной стене. |
С восточной стороны храма отведено место для будущих погребений насельниц монастыря. Фрагмент ограды места для захоронений. |
Храм св. равноапостольных царей Константина и Елены с юго-западной стороны. |
Южный фасад храма. |
Мозаичная икона Божьей Матери над южным входом в храм. |
Двери южного входа. В храме читается акафист иконе Божьей Матери "Всецарица". |
Икона над южными дверями. Исцеление расслабленного. |
Западная часть главного Константино-Еленинского храма. Главный вход и колокольня. |
Церковь свв. Константина и Елены. Западный фасад.
|
Фрагмент главного входа и колокольни Константино-Еленинского храма и церковь свт. Николая, расположенная с южной стороны. |
Мозаичная икона Спаса Нерукотворенного, над главным входом в Константино-Еленинский храм. |
Двери главного входа в храм. |
Икона над главным входом. Святые Константин и Елена, воздвигающие Крест Христов. |
Вид с паперти главного входа на церковь свт. Николая и храм Рождества Христова. |
Крыльцо северного входа в храм. |
Мозаичная икона св. Константины и Елены над северным входом. |
Икона, непосредственно над дверями с северной стороны: исцеление жены кровоточивой. |
Колокольня храма. Ярус звона. |
Колокола. Белые крапинки - это облетающие лепестки цветов черёмухи. |
Храм свв. Константина и Елены. Южный фасад. Справа - забор паломниками освящённой воды. |
Паперть главного входа в Константино-Еленинский храм. |
Храм свв. равноапостольных царей Константина и Елены. Восточный фасад, алтарная часть. |
Храм свт. Николая. Справа - фрагмент алтарной стены Константино-Еленинского храма. |
Храм свт. Николая. Западный фасад, вход в храм. |
Возле входа в Никольский храм - скульптурное изображение святителя Николая (автор - З. Церетелли). |
Скульптурное изображение святителя Николая (фрагмент). |
Храм свт. Николая. |
Особенностью монастыря стало использование изделий художественной ковки в храмах и помещениях. |
Храм свт. Николая. Восточный фасад, алтарная часть. |
Решётка на окне Никольского храма. |
Никольский храм с северной стороны. |
Именитые гости монастыря сажают ёлочки на память о своём пребывании здесь. |
Эта ёлочка посажена Святейшим Патриархом Алексием. |
Мемориальный комплекс на территории монастыря. |
Скульптурное изображение св. вел. князя Александра Невского (автор А. Чаркин). |
Изображение иконы Казанской Божьей Матери, перед которой склонился благоверный князь. |
Одна из двух мемориальных досок с именами погибших. |
Крестильный храм во имя Рождества Христова (баптистерий). |
Храм во имя Рождество Христова. Перед ним - готовящиеся принять таинство крещения. |
Икона над входом в Рождественский храм. |
Рождественский храм. К сожаления, купель для взрослых стоит далеко от входа и потому в кадр не попала. |
Восточная часть Рождественского храма. |
Рождественский храм, восточная часть. Перед ним - кормление паломников. |
Трапеза паломников. |
Желающие могли трапезовать под открытым небом. |
А кто хотел - мог обосноваться для трапезы в беседке. |
По видимому, в беседке со временем будет фонтан. Во всяком случае, скульптура в центре наводит на такие размышления. |
Ель, посаженная нынешним Патриархом Кириллом во время, когда он был митрополитом и посещал Константино-Еленинский монастырь. |
Сестринский корпус и часовня. |
Корпус, назначения которого я не знаю. |
Окраска крыши. |
Корпус монастыря. |
Монастырский автобус. |
Монастырская техника. |
Двор монастыря замощён и содержится в идеальной чистоте. |
Газоны расцветают одуванчиками. |
Монастырский страж. Несмотря на добродушный вид - собака серьёзная. |
Таким видится храм с дороги. |
Озеро или пруд у посёлка Ленинское, напротив монастыря. |
Дорога к монастырю. Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009 |
В Ленинградской области, приблизительно в 200 км от Северной столицы, находится Введено-Оятский женский монастырь. Скромная обитель, которая в наше время переживает период возрождения, расположена в красивой местности, на берегу реки Оять, которой и обязана своим теперешним названием.
История монастыря насчитывает несколько веков, предположительно он был основан в конце XIV – начале XV вв. Его старое название – Введенско-Островский. Первая часть – от религии – по главному храму, посвященному празднику Введения Пресвятой Богородицы во храм. Вторая – от природных особенностей местности. Монастырь во время разлива Ояти был окружен со всех сторон водой и на некоторое время превращался действительно в остров. Монастырь связан с именем почитаемого православного святого – Александра Свирского, который благодаря своему монашескому подвигу привел в христианскую веру много новых последователей. Введенская обитель до середины XVIII в. была приписана к Александро-Свирскому монастырю.
В Введенском монастыре проживали родители святого, которые приняли постриг под именем Сергия и Варвары, а после смерти были погребены на территории Преображенской церкви. В те времена в небольших монастырях существовала практика совместного пребывания мужчин и женщин, которые размещались в отдельных келейных помещениях. Только значительно позже монастырь стал исключительно мужским. Монастырь был спланирован в форме прямоугольника, четыре угла которого символизировали Небесный Иерусалим. Большинство первых строений, в том числе и двухэтажный Преображенский храм с несколькими приделами, в монастыре были из дерева, поэтому время от времени подвергались разрушению из-за пожаров.
По этой причине менялся состав церквей, но всегда в нем присутствовали посвящения праздникам Введения Пресвятой Богородицы во храм, Богоявлению и Преображению Господнему, апостолам Петру и Павлу, преподобному Александру Свирскому, и иконам Божией Матери – Тихвинской и «Живоносного источника» . Территория монастыря по периметру была обнесена оградой со святыми вратами, украшенными иконами и росписями. Так как монастырь по статусу был заштатным, обладал не слишком большим количеством земель и насельников, его развитие шло медленными темпами. Окончательный архитектурный ансамбль сложился в первой половине XIX века. Был возведен каменный Введенский собор с приделами, отстроены помещения хозяйственного назначения – погреба, пивоварня, склады.
К храму примыкала Трапезная как символ непрекращающегося богослужения. Наряду с кельи насельников располагались на восточной стороне монастыря. Были предусмотрены помещения и для богомольцев, которые строили за оградой. В 1910 году на территории монастыря появился красивейший Богоявленский храм в неорусском стиле, выстроенный по проекту архитектора А. Аплаксина. В советский период монастырь был упразднен, на его территории была организована хозяйственная коммуна, церковные ценности были изъяты, Введенский храм стал клубом, а Богоявленский собор был разобран до основания, в кельях и даже в колокольне были устроены неудобные и тесные жилища для работников.
Начало возрождения приходится на начало 90-х годов прошлого века. Небольшая группа женщин по инициативе Лидии Коняшовой, получив благословение на организацию общины, взяли на себя нелегкий труд по восстановлению обители, которая обрела официальный статус Введено-Оятского женского монастыря. Сегодня на небольшой площади разместились храм, колокольня, колейные корпуса и часовня. Настоящим чудом является источник с целительной родоново-минеральной водой, над которым была поставлена часовня. Рядом с прудом, куда стекает целебная вода из источника, обустроена деревянная закрытая купель.
Главными реликвиями стали дарованные частицы мощей Сергия Радонежского и Анны Кашинской, икона Богородицы Одигитрия с частицей ее Ризы. Святыми покровителями Введенского монастыря считаются Сергий и Варвара Островские, гробницы которых так же чудесным образом были найдены в фундаменте разрушенного храма. Сестры за мизерное вознаграждение проводят экскурсии, в которых повествуют о событиях, связанных с историей монастыря.
Введено-Оятский монастырь на фото
Адрес: 187725, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-он, ст. Оять, п/о Рассвет