Туристический портал - Paratourism

Украина. история

Вся правда о создании Украины...

Благодаря неиссякаемой энергии «свидомых» идеологов и пропагандистов в нашем обществе устоялся миф о том, что коммунистический режим был лютым врагом украинства и «Украины». Украинская сознательная интеллигенция с пеной у рта без устали вещает о преступлениях Ленина и Сталина против «украинського народу». И эта наглая ложь, пожалуй, является наиболее несправедливой в арсенале «свидомых». Несправедливость её заключается в том, что без Ленина и Сталина, без советской власти и «национальной политики» большевиков никогда бы не появились ни «украинцы», ни «Украина» в том виде, в каком мы их знаем. Именно большевицкий режим и его вожди создали из Юго-Западного края России «Украину», а из её населения - «украинцев». Именно они потом добавили к этому новообразованию территории никогда не принадлежавшие ни Малой Руси, ни Гетманату, ни Юго-Западному краю.

Зачем большевики создали «украинцев»

При всей ненависти «свидомых» галичан к «совъетам» они должны были бы признать, что без Сталина Галиция еще в начале прошлого века осталась бы разорванной между Польшей, Венгрией и Румынией, а про «украинцев» Прикарпатья и Закарпатья сейчас вряд ли бы вообще кто-то вспомнил, учитывая ассимиляционные таланты наших западных соседей.

Натужная искусственность проекта «Ukraina» в те годы была очевидна для многих деятелей коммунистического движения. Уже тогда Ленина предупреждали о том, что его эксперименты с нациостроительством и заигрывание с недобитыми опереточными националистами имперских окраин рано или поздно приведут к беде. Очень чётко в этом смысле проговаривался т. н. «украинский вопрос». Однако Ленин игнорировал эти предупреждения. И не только из-за своей так называемой «политики национального самоопределения». Украинского народа-то как раз на момент революции и не существовало. Была лишь юго-западная ветвь русской этнической группы и ничтожная кучка «свидомых» малорусских и галицийских интеллигентов, никогда не выражавших интересы простых людей. И Ленин был прекрасно информирован об этом. Он активно интересовался политической обстановкой в Малороссии тех лет.

Вот какую историю он поведал 30 января 1917 года в своём письме И. Арманд, услышанную им от бежавшего из германского плена солдата: «Пробыл год в немецком плену... в лагере из 27 000 чел. украинцев. Немцы составляют лагеря по нациям и всеми силами откалывают их от России. Украинцам подослали ловких лекторов из Галиции. Результаты? Только-де 2 000 были за «самостийность»… Остальные-де впадали в ярость при мысли об отделении от России и переходе к немцам или австрийцам.

Факт знаменательный! Не верить нельзя. 27 000 - число большое. Год - срок большой. Условия для галицийской пропаганды - архиблагоприятные. И всё же близость к великорусам брала верх!» .

То есть уже в 1917 году Ленин прекрасно понимал всю абсурдность, искусственность и надуманность «нации украинцев». Понимал, кто эту «нацию» создал и для чего. Но, тем не менее, сознательно продолжил польско-австрийско-немецкое дело по выведению из русских Юго-Западной Руси «украинцев».

Вот что, например, написала Роза Люксембург, обвинившая Ленина в создании искусственного «народа» и сознательном расчленении России: «Украинский национализм в России был совсем иным, чем, скажем, чешский, польский или финский, не более чем простой причудой, кривлянием нескольких десятков мелкобуржуазных интеллигентиков, без каких либо корней в экономике, политике или духовной сфере страны, без всякой исторической традиции, ибо Украина никогда не была ни нацией, ни государством, без всякой национальной культуры, если не считать реакционно-романтических стихотворений Шевченко. […] И такую смехотворную штуку нескольких университетских профессоров и студентов Ленин и его товарищи раздули искусственно в политический фактор своей доктринерской агитацией за «право на самоопределение вплоть» и т. д.».

Люксембург была политиком-реалистом и прекрасно понимала, что такое «Украина», но она, очевидно, не знала, что у большевиков, поляков и взращенных ими «украинцев» было два общих свойства, ставящих их на одну позицию в отношении «украинского вопроса». Это очень важные свойства их ментальности - страх и ненависть. ОНИ ОДИНАКОВО СИЛЬНО БОЯЛИСЬ И НЕНАВИДЕЛИ РОССИЮ И ВСЁ РУССКОЕ. В данном вопросе у них доминировало очень мощное иррациональное начало. Интернациональная, скажем так, верхушка РСДРП(б), в которой русских надо было еще поискать, не могла себе позволить сохранить государствообразующее этническое ядро Российской империи. По их мнению, в коммунистическом раю ни русский народ, ни русская культура не должны были доминировать. Для них русский народ являлся народом-угнетателем, русское государство - государством-поработителем, а русская культура - «русским великодержавным шовинизмом». Не зря нерусская, верхушка большевиков последовательно и тотально уничтожала всё русское и всех носителей русскости.

Когда в революционные годы речь шла о «классовой ненависти», подогреваемой большевицкими агитаторами, то на самом деле имелась в виду ненависть ко всему русскому, так как именно высшие социальные слои России были её носителями. Чтобы поставить под сомнение существование русскости и, соответственно, России, необходимо было просто истребить правящую элиту, истребить дворянство. Что, собственно, и произошло.

А простой народ на тот момент в своем духовно-психологическом развитии ещё не достиг уровня чёткой национальной и уж тем более культурной идентичности. Народ очень плохо понимал, где «свой» и «чужой». Именно потому сладкоголосые комиссары-инородцы были ему ближе русских дворян, а разговоры о том, что во всём виноваты «господа», стимулировали народный энтузиазм красного террора. Большевики мастерски использовали недоразвитость крестьянского сознания в своей пропаганде. В итоге они смогли превратить значительную часть народа в бунтующего хама, и натравить этого хама на русскую правящую элиту. Естественно, что расколотый народ устоять не смог. Когда же православная церковь и православная вера - последние оплоты русскости оказались под репрессивно-террористическим ударом нового режима, у советской власти появилась реальная духовно-психологическая возможность создания «советского человека», а у правящей «свидомойи» верхушки УССР появилась возможность создания региональной разновидности «советского человека» - «украинца».

Как писал уже в эмиграции историк Николай Ульянов: «Еще до октябрьского переворота революционные партии сбросили Россию со счетов, уже тогда ей противопоставлено было новое божество - революция. После же захвата власти большевиками, Россия и русское имя попали в число запретных слов. Запрет продолжался, как известно, до середины 30-х годов. Первые семнадцать-восемнадцать лет были годами беспощадного истребления русской культурной элиты, уничтожения исторических памятников и памятников искусства, искоренения научных дисциплин, вроде философии, психологии, византиноведения, изъятия из университетского и школьного преподавания русской истории, замененной историей революционного движения. Не было в нашей стране дотоле таких издевательств надо всем носившим русское имя. Если потом, перед второй мировой войной, его реабилитировали, то с нескрываемой целью советизации. «Национальное по форме, социалистическое по содержанию» - таков был лозунг обнажавший хитроумный замысел.

Приспособ**я к России всеми силами австро-марксистскую схему, большевики «постигли» все национальные вопросы за исключением русского. Точка зрения некоторых публицистов, вроде П. Б. Струве, видевших в «русских» «творимую нацию», nation in the making, как называли себя американцы, была им чужда и непонятна. Руководствуясь этнографическим принципом формирования СССР и сочинив украинскую и белорусскую нации, им ничего не оставалось, как сочинить и великорусскую. Они игнорировали тот факт, что великорусы, белорусы, украинцы - это еще не нации и во всяком случае, не культуры, они лишь обещают стать культурами в неопределенном будущем. Тем не менее, с легким сердцем приносится им в жертву развитая, исторически сложившаяся русская культура. Картина ее гибели - одна из самых драматических страниц нашей истории. Это победа полян, древлян, вятичей и радимичей над Русью» .

Россию большевики вообще не брали в расчёт. Они даже власть в ней захватывали не для того, что бы затем осчастливить русских коммунизмом, а для того, что бы использовать её как расходный материал в разжигании мировой революции. Осенью 1917 года, Ленин прямо сказал: «Дело не в России, на нее, господа хорошие, мне наплевать, - это только этап, через который мы проходим к мировой революции…» . Большевикам нужны были материальные и людские ресурсы империи для революционного похода в Европу. Ради осуществления их мессианских целей они были готовы пожертвовать как русским народом, так и страной в целом. С их точки зрения, русские были слишком дикими, примитивными и неполноценными для построения коммунизма, но, используя их как некий гигантский рычаг, можно было перевернуть Европу, дабы направить её просвещенные и культурные народы на путь построения коммунистического общества.

Чтобы разрушить Россию и на её обломках захватить власть, РСДРП(б) была готова делать всё что угодно, не останавливаясь ни перед чем. В 1914 году её вожди с естественной лёгкостью иуды вступили в сговор с её врагом - кайзеровской Германией. В своих мемуарах генерал Людендорф написал: «Отправлением в Россию Ленина наше правительство возложило на себя особую ответственность. С военной точки зрения его проезд через Германию имел своё оправдание: Россия должна была рухнуть в пропасть» . Точно так же считали и большевики.

В Париже, в 1922 году была издана книга «История большевизма в России от возникновения до захвата власти (1883-1903-1917)». Особый интерес она представляла тем, что была написана бывшим жандармским генералом Александром Ивановичем Спиридовичем, на основе тех документов, которые были добыты российскими спецслужбами в процессе борьбы с РСДРП(б). Вот как он описал ситуацию сотрудничества большевиков с немцами в деле разрушения России: «Ленин был одним из тех, которые были убеждены, что война неизбежна и что при поражении России она поведёт за собою большие внутренние потрясения, которые могут быть использованы в целях революции, для свержения монархии. Победа же России понималась как укрепление самодержавия и, следовательно, провал всех революционных вожделений. Естественно, что Ленин очень хотел поражения России. Учитывая же, сколь важно для Германии получить в своё распоряжение всё, что так или иначе будет содействовать разгрому России, Ленин решил использовать благоприятный момент в целях добытия денежных средств на свою революционную работу, решил войти в соглашение с Германией относительно совместной борьбы против России.

Он отправился в июне того года в Берлин и сделал личное предложение германскому Министерству иностранных дел работать для него в целях разложения русской армии и поднятия беспорядков в тылу. На свою работу против России Ленин требовал больших денежных сумм. Министерство отвергло первое предложение Ленина, что не помешало ему сделать вторичное предложение, которое так же было отвергнуто. Тогда на помощь Ленину пришёл служивший Германии в качестве политического агента социал-демократ Гельфант, известный под именем Парвуса.

Под непосредственным влиянием Парвуса, информировавшего немцев о действительной сущности большевизма, о его деятелях и их моральной пригодности для выполнения изменнического предложения, германское правительство поняло всю выгоду ленинского плана и решило им воспользоваться. В июле Ленин был вызван в Берлин, где им совместно с представителями Германского правительства был выработан план действий тыловой войны против России и Франции. Немедленно после объявления войны Ленину должны были выплатить 70 миллионов марок, после чего дальнейшие суммы должны были поступать в его распоряжение по мере надобности. Ленин обязывался направить против России находившийся в его руках партийный аппарат с его центральными органами.

Такова была обстановка, при которой оторвавшийся давно от России, забывший в своём интернационализме, что такое родина и её интересы, русский дворянин Ульянов-Ленин пошёл на государственную измену. С этого момента РСДРП в лице её большевистских организаций и её центральных органов, в лице многих отдельных партийных работников становится орудием германского Генерального штаба, приводимым в действие Лениным с группой его ближайших друзей»].

Ненависть к России, русскому народу, а так же стремление к их уничтожению объединяло в начале XX века «свидомых украйинцив» и большевиков. В этом смысле они были близнецами-братьями. Более того, их поддерживала и направляла одна и та же сила, противостоявшая Российской империи в смертельной борьбе - кайзеровская Германия. Начиная с 1914 года, у Союза освобождения Украины (СОУ), возглавляемого Д. Донцовым, так и РСДРП(б), возглавляемого В. Лениным, был общий иностранный источник финансирования - немецкое Министерство иностранных дел и Генеральный штаб. Общим у них был и немецкий куратор - Израиль Гельфанд (Парвус), учитель и вдохновитель Льва Троцкого. Еще, будучи в США, на вопрос как там поживает его наставник, будущий создатель РККА ответил предельно лаконично: «наживает двенадцатый миллион».

Сейчас крайне интересно выглядит тот факт, что 28 декабря 1914 года, один из вождей СОУ М. Меленевский, написал В. Ленину письмо, в котором предложил последнему крепкий союз в общем деле уничтожения России, и захвата на её руинах власти. «Дорогой Владимир Ильич! - с удивительной нежностью обратился он к вождю русского пролетариата. - Очень рад, что могу передать Вам свой лучший привет. В эти времена, когда подул такой всеобщий истинно русский ветер по московским губерниям - Ваше и Вашей группы выступления со старыми революционными лозунгами и Ваше верное понимание совершающихся событий заставило я меня и моих товарищей поверить, что не все оподлено в России и что есть элементы и группы, с которыми и нам, украинским с.-д. и революционным укр. демократам, можно и следует связаться и при взаимной поддержке продолжать старое наше великое революционное дело.

Союз Освобождения Украины, куда вошли как автономная и полноправная группа и мы, спілчане и другие украинские с.-д. элементы, является в настоящий момент истинно демократической организацией, преследующей своей целью захват власти на Украине и проведение тех реформ, за которые массы народные боролась всё время у нас (конфискации в пользу народа помещичьих в других земель, полная демократизация политических и других учреждений, Учредительное Собрание для Украины). Союз наш действует и сейчас как ядро будущего украинского правительства, оттягивая к себе все живые силы и борясь с собственной украинской реакцией. Мы уверены, что наши стремления встретят с Вашей стороны полное сочувствие. И если так, то мы были бы очень рады вступить с большевиками в более тесные сношения. Мы были бы тоже чрезвычайно рады, если б и русские революционные силы, во главе с Вашей группой поставили перед собой аналогичные задачи вплоть до стремления и подготовки захвата власти в русский части России.

Среди украинского населения чрезвычайный национально-революционный подъем, в особенности среди галицких украинцев и украинцев Америки. Это способствовало поступлению в наш Союз крупных пожертвований, это же помогло нам организовать прекрасно всякую технику и т.д. Если бы мы с Вами столковались для совместных действий, то мы охотно оказали б Вам всякую материальную и другую помощь. Вели Вы захотите вступить немедленно в официальные переговоры, то телеграфируйте мне кратко... а я сообщу вашему комитету, чтобы он немедленно делегировал к Вам специальное лицо для этих переговоров... Как поживаете, как себя чувствуете? Буду очень благодарен, если будете высылать на мой Софийский адрес все Ваши издания. Лучший привет Надежде Константиновне. Жму крепко руку. Ваш Басок» .

После прочтения данного послания у Владимира Ильича началась истерика. Он тут же, в присутствии курьера настрочил гневный ответ своим нежеланным товарищам по общему делу уничтожения России, в котором категорически заявил, что не собирается вступать ни в какие сношения с наймитами империализма, резко отметая какое либо сотрудничество с СОУ. Безусловно, что для М. Меленевского и Д. Донцова (бывшего марксиста), данная реакция была неожиданной, так как они прекрасно знали, что большевики получают деньги от немцев точно так же как и они. Ленин же хорошо понимал, что малейший намёк на его связь с СОУ бросит тень на его революционную репутацию и вскроет факт его сотрудничества с Германией. Тем более что грузинские социал-демократы, к которым с аналогичным предложением о сотрудничестве обратились галицийские «свидоми», устроили публичный скандал, официально заявив, что предложение СОУ отвергают, «как предложение такой организации, которая действует при материальной поддержке и покровительстве Гогенцоллернов и Габсбургов и их братьев» .

Из вышеприведённых фактов не сложно понять, что как СОУ, так и РСДРП(б) обладали антирусской природой, стремясь к уничтожению России. Разница между ними была лишь в том, что в отличие от полувиртуального Союза освобождения Украины, большевики являлись сильной, сплочённой организацией, реально боровшаяся с Россией не на жизнь, а на смерть. И в этой борьбе для них все средства были хороши.

Таким образом, инородческая ненависть ко всему русскому, а также принципиальный интернационализм революции, не позволяющий сохранить русское этническое ядро империи, заставили большевиков видеть во всём русском чуть ли не главную опасность для себя. Именно поэтому русский этнический монолит был разрезан по живому на три части и объявлен «тремя братскими народами». Уж слишком велик и могуч был русский колосс. Тут-то как раз и пригодилась польская идеология «двух отдельных народов», особого украинского языка и самостоятельной культуры. Вот и получается, что сама идея создания «украинцев» и «Украины», иными словами Руси антирусской, была рождена творческим гением поляков, её рабочий прототип сконструирован австрийцами и германцами в Восточной Галиции, но превратил её в масштабную реальность Ленин и Сталин.

Как большевики создавали «украинцев»

В 1921 году, выступая на X съезде партии, Иосиф Виссарионович Сталин подчеркнул, что «если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы» . И это было серьезное заявление. В апреле 1923 г. XII съезд РКП(б) объявил «коренизацию» курсом партии в национальном вопросе, а в том же месяце на VII конференции КП(б)У было заявлено о начале политики «украинизации». Украинские ЦИК и Совнарком сразу же оформили данное решении соответствующими декретами.

Коммунистам практически из ничего пришлось создавать украинскую «нацию», украинский «язык», украинское «государство», украинскую «культуру» и т. п. Украинизация Малой Руси была тотальной. Украинизировалось всё - госучреждения, делопроизводство, школы, вузы, пресса, театры и т. п. Не желавшие украинизироваться или не сдавшие экзамены по украинскому языку увольнялись без права получения пособия по безработице. Всякий, кто был уличен в «отрицательном отношении к украинизации», рассматривался как контрреволюционер и враг советской власти. Чистке по критерию «национальнойи свидомости» подвергся аппарат государственного управления. Борьба с неграмотностью проводилась на украинском языке. Существовали обязательные для всех курсы по изучению украинского языка и культуры. Процесс украинизации постоянно контролировала тьма разнообразных комиссий. Вся мощь партийного аппарата и государственной машины обрушилась на «несвидомэ насэлэння», которое должно было в кратчайшие сроки стать «украйинською нациею».

Не зря Грушевский, вернувшись в советскую Украину, с восторгом писал одному из своих соратников, что «я тут, несмотря на все недостатки, чувствую себя в Украинской Республике, которую мы начали строить в 1917 году» . Еще бы! Ведь, например, два таких ярых фанатика украинизации, как Николай Хвылевой и Николай Скрыпник, в прошлом занимали руководящие посты в ВЧК и принимали непосредственное участие в карательных акциях против врагов революции. Неудивительно, что их методы украинизации по своей сути были чекистскими. Хорошо, что хоть никого не расстреливали за нежелание сменить национальную идентичность, как это делали австрийцы в Галиции.

Здесь возникает закономерный вопрос: а каким образом на коммунистическую украинизацию реагировал простой малорусский мужик? Ведь по версии «свидомых» идеологов, малорусский народ тысячелетиями бредил обо всём украинском. Украинизация должна была стать для них чуть ли не божьей благодатью, осуществлением их заветной мечты стать украинцем, свободно разговаривать на родном украинском языке, наслаждаться украинской культурой. Однако реальность 20-х годов прошлого века была иной. Радости от украинизации как и сейчас жители новоиспечённой Украины не испытывали. Становиться украинцами не хотели. Разговаривать на украинском языке не желали. Украинской культурой не интересовались. Украинизация вызывала у них в лучшем случае раздражение, в худшем - резкое неприятие и неприязнь.

Вот как описывал народные настроения 1918 года «свидомый» украинизатор от КП(б)У, нарком просвещения УССР Затонский: «Широкие украинские массы относились с… презрением к Украине. Почему это так было? Потому что тогда украинцы [в смысле украинофилы - А.В.] были с немцами, потому что тянулась Украина от Киева аж до империалистического Берлина. Не только рабочие, но и крестьяне, украинские крестьяне не терпели тогда «украинцев» (мы через делегацию Раковского в Киеве получали протоколы крестьянских собраний, протоколы в большинстве были с печатью сельского старосты и все на них расписывались - вот видите, какая чудесная конспирация была). В этих протоколах крестьяне писали нам: мы все чувствуем себя русскими и ненавидим немцев и украинцев и просим РСФСР, чтобы она присоединила нас к себе» .

Большевики ломали в 20-х малороссов через колено, стремясь путем т. н. «коренизации» переделать их из русских в «украинцев». Однако народ оказывал упорное, хотя и пассивное, сопротивление украинизации. Имел место откровенный саботаж решений партии и правительства. В связи с этим партийных вождей просто «плющило» от злости. «Презренный шкурнический тип малоросса, который… бравирует своим безразличным отношением ко всему украинскому и готов всегда оплевать его» - гневно сокрушался в те годы на заседании ЦК КП(б)У Шумский. Не менее энергично высказывался в своем дневнике и партийный деятель Ефремов: «Нужно, чтобы сгинуло это рабское поколение, которое привыкло только «хохла изображать», а не органично чувствовать себя украинцами» . Несмотря на эти пожелания пламенного большевика-ленинца, малороссы не «згинули» и не почувствовали себя органично «украинцами», хоть эта этнонимическая кличка и закрепилась за ними в годы сталинизма. Как оказалось, русский дух не так-то просто задушить. Для этого явно не хватало массового террора и концентрационных лагерей по австрийскому образцу.

Прекрасно понимая всю сложность задачи по украинизации русского населения бывшего Юго-Западного края, Сталин мудро указывал своим партийным товарищам на те ошибки, которые они допускали в процессе создания «украинцев». Так, в апреле 1926 года он пишет Лазарю Кагановичу и другим членам ЦК КП(б)У письмо, в котором говорится следующее: «Верно, что целый ряд коммунистов на Украине не понимает смысла и значения этого движения и потому не принимает мер для овладения им. Верно, что нужно произвести перелом в кадрах наших партийных и советских работников, все еще проникнутых духом иронии и скептицизма в вопросе об украинской культуре и украинской общественности. Верно, что надо тщательно подбирать и создавать кадры людей, способных овладеть новым движением на Украине. Все это верно. Но т. Шумский допускает при этом по крайней мере две серьезные ошибки.

Во-первых, он смешивает украинизацию нашего партийного и советского аппаратов с украинизацией пролетариата. Можно и нужно украинизировать, соблюдая при этом известный темп, наши партийный, государственный и иные аппараты, обслуживающие население. Но нельзя украинизировать сверху пролетариат. Нельзя заставить русские рабочие массы отказаться от русского языка и русской культуры и признать своей культурой и своим языком украинский. Это противоречит принципу свободного развития национальностей. Это была бы не национальная свобода, а своеобразная форма национального гнета. Несомненно, что состав украинского пролетариата будет меняться по мере промышленного развития Украины, по мере притока в промышленность из окрестных деревень украинских рабочих. Несомненно, что состав украинского пролетариата будет украинизироваться, так же как состав пролетариата, скажем, в Латвии и Венгрии, имевший одно время немецкий характер, стал потом латышизироваться и мадъяризироваться. Но это процесс длительный, стихийный, естественный. Пытаться заменить этот стихийный процесс насильственной украинизацией пролетариата сверху — значит проводить утопическую и вредную политику, способную вызвать в неукраинских слоях пролетариата на Украине антиукраинский шовинизм».

Несложно понять по этому письму, что украинизация Малороссии шла очень тяжело. Простой народ сопротивлялся, как мог, а местная «свидома» партийная верхушка, отчаявшись добиться поставленной цели, активно использовала насильственные формы украинизации. Из-за этого народ роптал, а авторитет партии в его глазах падал. Сталин это прекрасно понимал, предостерегая от перегибов.

Большие проблемы возникали у украинских коммунистов и с кадрами, которые были бы способны на должном уровне осуществлять украинизацию русского населения бывшей Малороссии. В Москве даже были вынуждены рекомендовать местным партийным органам привлекать к работе бывших политических оппонентов из числа «свидомых» в качестве «спецов» по украинизации (наподобие того, как в гражданскую войну привлекались офицеры и чиновники Российской империи).

Данная рекомендация была не случайна. Большевики-малорусы, победившие в военно-политическом противостоянии Центральную Раду, Гетманат и Директорию, были неспособны самостоятельно трансформировать Юго-Западный край России в «Украину», а её русское население в «украинцев».

Именно поэтому Москва позволила влиться в КП(б)У и советские органы власти бывшим большевицким оппонентам - социалистам Центральной Рады и Директории, чьи политические убеждения были практически идентичны идеологии РСДРП(б). Это сегодняшняя украинская пропаганда рисует этих деятелей этакими непримиримыми врагами большевизма, а на самом деле в принципиальных вопросах расхождений между ними не было, расхождения возникали лишь относительно того, кому будет принадлежать власть. Как Центральная Рада, так и петлюровский режим представляли собой региональную разновидность большевизма. Только в большей степени демагогическую и совершенно недееспособную. В качестве абсолютного зла вожди ЦР и Директории воспринимали не большевиков, а Белое движение вообще и Добровольческую армию в частности. На аналогичных позициях стояли и коммунисты. Для них украинские социалисты-националисты были чем-то вроде недоделанных большевиков, попавших под враждебное влияние. Именно поэтому представителей Белого движения они безжалостно истреб**ли, а с деятелями Центральной Рады и Директории искали компромисс с позиции победителя.

Доказательством этого является факт великодушного прощения советской властью многих руководителей, а так же простых «свидомых» деятелей и сторонников ЦР и Директории, которые впоследствии наводнили партийные и государственные структуры УССР.

Всё, что плетут идеологи современного политического украинства относительно якобы непримиримой борьбы «украйинськойи национальнойи революцийи» с большевиками - полная чушь. Грушевский и Винниченко (олицетворявшие собой период правления Центральной Рады) после гражданской войны благополучно вернулись в родные пенаты и доживали свой век под опекой советской власти. Тоже самое касалось и целого ряда виднейших деятелей Директории.

В мае 1921 года в Киеве состоялся суд над бывшими лидерами ЦР и Директории. На скамье подсудимых оказалось достаточно много народа. Однако среди них не было никого, кто бы понес серьезное наказание и уж тем более получил «высшую меру». Некоторые из них вообще были оправданы.

Из этой компании не повезло лишь Петлюре. Но убит он был в Париже не за то, что боролся с советской властью, а за массовые еврейские погромы, которые охватили весь Юго-Западный край во времена его руководства украинской армией. Тогда петлюровцами было истреблено около 25 тысяч евреев. Чего только стоит резня в Проскурове в марте 1919 года, во время которой «Запорожская бригада» атамана Семесенко убила около трех тысяч евреев, в числе которых были женщины и дети.

Факты истребления петлюровцами еврейского населения были столь очевидны, что французский суд оправдал Самуила Шварцбарта, отомстившего в 1926 году Петлюре за свой народ.

Таким образом, как было сказано выше, после того, как КП(б)У при поддержке Москвы установила советскую власть на всей территории Юго-Западного края (за исключением Волыни), в её ряды мутным потоком начали вливаться бывшие деятели левых украинских партий, ЦР и Директории.

Первая их группа, весьма многочисленная и активная, состояла из так называемых «укапистов» - бывших членов левых фракций украинских эсдеков и эсеров. Они полностью стояли на большевистской политической платформе, выступая лишь за создание отдельной украинской армии, экономики и проведение тотальной украинизации Юго-Западного края.

Вторая группа, влившаяся в советские и партийные структуры УССР, состояла из раскаявшихся и прощённых большевиками бывших деятелей Центральной Рады и Директории.

И, наконец, третью группу «свидомых», сыгравших важную роль в строительстве УССР и её тотальной украинизации, составили галицийцы, толпами хлынувшие из польской Галиции и эмиграции в СССР, где, по их мнению, началось строительство украинского государства. В их рядах было около 400 офицеров Галицкой армии, разгромленной поляками, во главе с Г.Коссаком, а так же разнообразные культурные и политические деятели (Лозинский, Витик, Рудницкий, Чайковский, Яворский, Крушельницкий и многие другие).

Начиная с 1925 года в центральные регионы Малороссии переехали на постоянное жительство десятки тысяч «свидомых галычан». Их размещали ровным слоем на руководящих постах в Киеве, поручая им промывку мозгов населения. Особенно усердствовал в 1927-1933 годах руководитель Наркомпроса, пламенный большевик Скрыпник. «Свидомымы» янычарами Франца Иосифа большевики также заменяли русскую профессуру, ученых, не желавших украинизироваться. В одном из своих писем Грушевский сообщил, что из Галиции переехало около 50 тысяч человек, некоторые с женами и семьями, молодые люди, мужчины. Очевидно, без привлечения идейных «украйинцив» Австро-Венгрии, взлелеянных на польской пропаганде, украинизация Руси была бы просто невозможна.

А вот что писал один из них о том, как их воспринимали в Малороссии: «Мое несчастье в том, что я - галичанин. Тут галичан никто не любит. Старшая русская публика относится к ним враждебно как к большевистскому орудию украинизации (вечные разговоры о «галицийской мове»). Старшие местные украинцы относятся еще хуже, считая галичан «предателями» и «большевистскими наймитами» .

У наших «свидомых украйинцив» является хорошим тоном проводить пятиминутки ненависти по отношению к «кату» и «голодоморитэлю украйинського народу» Иосифу Сталину, но комичность ситуации заключается в том, что, если бы не железная воля «отца народов», ни «украинцев», ни «Украины» никогда не было бы.

Кстати, если говорить о традиционном пантеоне врагов Украины, составленном «свидомымы», то необходимо заметить, что если их ненависть к «москалям» еще как-то можно обосновать, то их ненависть к «жидам» труднообъяснима. Возможно, это просто откровенная неблагодарность, а возможно, просто тупое невежество. Дело в том, что евреи внесли колоссальный вклад в дело создания «украйинцив», «Украйины», «украйинського» языка и литературы. Это тема для научного исследования и как минимум тянет на отдельную монографию. Если бы у «свидомых» была хоть капля благодарности, то на майдане «Нэзалэжности» они водрузили бы гигантскую скульптуру Иосифа Сталина, а на Европейской площади соорудили бы памятник Лазарю Кагановичу.

Дело в том, что наиболее интенсивный и радикальный период советской украинизации 20-х годов прошлого века проходил под непосредственным руководством именно Кагановича. Не было на тот момент более пламенного украинизатора русских, чем он. Это была действительно выдающаяся личность. Человек острого ума и несгибаемой воли. По сравнению с тем как он осуществлял украинизацию, всё то, что делали его последователи после провозглашения украинской независимости в 1991-м, выглядит слюнтяйством и дуракавалянием. «Свидомым» надо не портреты Тараса Григорьевича заворачивать в рушнички и вывешивать как икону на стену, а фотографии Лазаря Моисеевича. Об этом просто вопит благим матом историческая справедливость.

Впрочем, даже такие титаны, как Сталин и Каганович, не смогли сломать национальный и культурный хребет малороссов. Побушевав десять лет, процесс украинизации тихо заглох, наткнувшись на пассивное сопротивление народа.

Сворачивание украинизации, судя по всему, было связано не только с упорным сопротивлением жителей Руси, но и изменением стратегических планов коммунистической верхушки. Похоже, что к началу 30-х Сталину пришлось отказаться от любимой Лениным идеи мировой революции. Дело в том, что вождь русского пролетариата, к тому времени уже покойный, «замутил» всю эту игру в «национальное самоопределение» для всех «угнетенных народов» России лишь для того, чтобы потом к их освобожденному братскому союзу постепенно присоединять новые государства, прошедшие через пролетарскую революцию. К 30-м Сталин, как талантливый политик-реалист, понял, что с мировой революцией в принципе ничего не «светит» и что перед лицом хищных империалистов необходимо превратить Советский Союз в надежную коммунистическую крепость. Это был этап глухой обороны. Сталину нужно было сильное, монолитное государство с эффективной, жестко централизованной властью. «Украйинська нация» уже была создана, а надобности в дальнейшем углублении украинизации, не мало раздражавшей народ, в общем-то, уже не было. К тому же ему изрядно поднадоел настырный «буржуазно-националистический» уклонизм некоторых вождей КП(б)У, которых он потом слегка «проредил» за «перегибы». В итоге украинизация заглохла. Народ с облегчением вздохнул. Но «Украйина», «украйинци», «украйинська мова» остались. Лишь в 1991-м бывшие партийцы и комсомольцы торжественно возродили сталинскую украинизацию с шараварно-галушечными элементами в её национально-демократической, предельно карикатурной версии.

Была ли тогда в 1991 году у нашей страны реальная возможность пойти другим путем? Вряд ли. Для этого просто не было идеологических предпосылок. Когда партийная и управленческая номенклатура неожиданно оказалась «нэзалэжною» от старших товарищей из Москвы, под эту «нэзалэжнисть» необходимо было подвести соответствующий идеологический фундамент. Кроме польско-австрийско-немецких сепаратистских идей, отшлифованных до блеска в 20-х годах советской властью, в 30-40-х «мыслителями-воителями» ОУН-УПА(б) и в 60-70-х диссидентами-украинофилами, других идей просто не было. Ни чиновники, ни народ не были готовы к внезапно свалившейся на них независимости. Никто не знал, что с нею делать. «Великие идеи» именно «украйинськойи нэзалэжности» придумывалось на ходу, во время дожёвывания пищи... Во что, всё это вылилось..., мы теперь являемся свидетелями, многолетних трудов, многих поколений " старателей" ... ну и как всегда, не обошлось без США, этой страны дьявола. Чем весь этот украинский бардак закончится, мы скоро узнаем...

«Украинская государственность» – это что? И соответственно, борьба за восстановление «украинской государственности» – это что и борьба за что? Разумеется, кроме того, что это трагедия, потому что она льет потоки крови и погружает людей в нищету, с одной стороны, и кроме того, что это водевиль – потому что не может не вызывать насмешек как тех, кто понимал происходящее, – раньше, так и уже почти всего мира, включая покровителей этой драмы, уже сегодня.

Конгломерат политических группировок, захвативший при поддержке коалиции западных государств власть в Киеве, говорит о своей суверенности, государственности и о праве на неприкосновенность своих границ и целостность своей территории.

При этом эти группы претендуют на неприкосновенность своей территории в границах УССР, Украинской Советской Социалистической Республики – в границах 1985-91 гг., то есть, де факто, на преемственность с УССР. Однако сами провозглашают свою преемственность не с ней, а с «Украинской державой», провозглашенной Бандерой после вторжения на территорию СССР армии Третьего рейха, на территории, оккупированной силами Третьего рейха, и под покровительством Третьего рейха.

Впрочем, провозглашенное самообразование через несколько дней после возникновения было ликвидировано. То есть нынешнее киевское руководство официально претендует на преемственность с образованием, которое ни юридически, ни фактически никогда не существовало – и никакой определенной и минимально установленной территории не имело.

То есть налицо некая клоунада постмодерна: «Мы преемники того, чего не было, но претендуем на наследство того, что было».

Другой объект исторических симпатий нынешней киевской власти – «Украинская народная республика», то возникавшая, то исчезавшая в 1918-1920-х годах в промежутках между установлением контроля над регионом то Германией, то Верховным командованием Юга России (Деникин), то Украинской Советской Республикой.

УНР объявила о независимости 22 января 1918 года и смогла кратковременно ее подтвердить, в результате поддержки Германии и заключения сепаратного договора с ней 9 февраля 1918 года (еще до подписания Брестского мира, что и привело к унизительным для Советской России условиям), но уже 28 апреля того же года ее властные органы были разогнаны немецким патрулем, а власть передана Гетманату и «Украинской державе». После падения гетмана УНР вновь была провозглашена, в январе 1919 года объявила войну Советской России – и к февралю 19 года была разгромлена. Летом 19 года, воспользовавшись наступлением Деникина, петлюровские отряды успели войти в Киев, но через день их оттуда выбросили полки ВКЮР, которое с УНР и Директорией вообще отказались вести какие-либо переговоры. Петлюра бежал в Польшу. Он практически признал вассальную зависимость от нее и заключил договор о совместной борьбе с Советской Россией на условиях передачи новому суверену территории Западной Украины. Таким образом, после окончания войны УНР прекратила своей существование.

То есть о ее «государственном существовании» можно говорить только в недолгие периоды с февраля по апрель 1918 года (под патронажем Германии), с ноября 1918 по февраль 1919 года – пока Украинская Советская республика ликвидировала последствия германской оккупации, недолгий период летом 19 года, в разрывах между властью Советской республики и властью ВКЮР, – и недолго летом 1919 года под патронажем Речи Посполитой. То есть – всегда так или иначе была продуктом либо вторжения иностранных армий, либо разного рода противостояний внутри России.

Но дело в общем-то и не в этом. Вряд ли кого-либо может привлекать роль исторических преемников того или иного местного атамана времен больших исторических трансформаций.

Украинская государственность если и существовала когда-либо, то лишь во времена Древнерусского государства и Киевской Руси. Но тогда вряд ли кому-нибудь приходило в голову называть эту государственность «украинской».

Эта древняя «Киевская государственность» пала в битве на реке Ирпень, после которой Киевское княжество уже полностью лишилось суверенности, а на престоле его утвердились Ольгердовичи, ставившиеся на княжение Литовскими князьями и королями Польши и являвшиеся их вассалами. А в 1471 году исчезает и само Киевское княжество.

То есть Киевская государственность пала, не сумев себя защитить, в эпоху ордынского нашествия. Киевщина, Поднепровье вернулись в состав России только к концу XVII века, а собственную государственность восстановила лишь в 1918 году.

И здесь рождается две борющиеся между собой тенденции и новые традиции.

Одна – традиция Советской Украины в составе СССР, единого союзного государства, как его системообразующей части (представители УСССР возглавляют Союз в течении 28 из 70 лет его истории с 1954 по 1982, представители РСФСР – в течении лишь 16 лет – с 1922 по 1929 год и с 1983 по 1991 год.

Вторая – традиция националистической Украинской народной республики, апеллировавшая формально к «незалежности», а реально – всегда являвшаяся неким вассалитетом либо Германии, как в 1918 году, либо Польши, как в 1918-19 годах, и вновь Германии в 1941. Попытка обрести «незалежность» после выхода из состава СССР в итоге окончилась тем же: сначала тягой к вассалитету Евросоюза с середины 1995 по февраль 2014 года, а после февраля 2014 – реальным вассалитетом по отношению к США.

Предысторией либо историей «украинской государственности» можно считать те времена, когда оно существовало в едином государстве с остальными русскими землями, что до ордынского нашествия, что после освобождения от польского господства с 17 века по 1917 год, что после Октябрьской Революции и Гражданской войны.

Всегда, когда «украинская государственность» пыталась утвердить свою исключительность и противопоставить себя объединению русских, российских, советских территорий, она приходила в упадок, теряла суверенитет и обретала вассальный и колониальный статус.

В этом отношении «Украинская незалежность» – вообще исторический симулякр, являвшийся в реальности лишь неким инструментом борьбы конкурентов России – против исторической России.

И если оно и обретало реальность, то лишь силами внешнего агрессора, спекулировавшего на комплексах обиды народа, действительно ставшего некогда основой создания величайшей державы, но в силу исторической драмы несколько сот лет своей истории проведшего в отрыве от этой великой державы, а в ее составе оказавшегося, как могло показаться, не его ядром, а его «украиной».

«Незалежная Украина» являлась на свет лишь тогда, когда у кого-либо возникала возможность и силы нанести удар России как таковой. Она никогда не бывала действительно «незалежной» и всегда держалась на чужих штыках. Она возникала как продукт чужой политики, когда Россия, пребывавшая в том или ином из своих исторических обличий, ослабевала, и всегда терпела крушение, как только Россия начинала вновь усиливаться.

Когда-то вообще Украиной называли лишь «русские земли, находящиеся под властью Польши», и ровно также в ХХ веке то, что присваивало себе имя «незалежности», было лишь формой оккупации российских, советских земель теми или иными вторгшимися на территорию исторической России агрессоров.

«Незалежность» – это вовсе не выбор судьбы, осуществленный вольными украинцами, «незалежность» – это всего лишь форма агрессии против России.

Причем особо нужно помнить о том, что, использовав «незалежность» против России, ее суверены тут же отказываются ее поддерживать, как только появляется основание полагать, что помириться с Россией оказывается выгоднее, чем вести с ней войну до конца.

И одно из напоминаний об этом – судьбы петлюровской «Украинской Народной республики»: в мае 1920 года Петлюра заключает союз с Польшей и начинает совместную войну с УССР и Россией.

Можно спорить, победила в этой войне Советская Россия или панская Польша, но одно бесспорно: когда они заключили мир, то разделили между собой все те территории, на которые претендовала союзная Польша и «незалежная» УНР.

Кто-то может не соглашаться, но примерно такой же будет и судьба нынешней «незалежной», когда ЕС и США устанут и предпочтут помириться с Российской Федерацией.

Именно такой. Если только у граждан нынешней «незалежной» не хватит разума и воли избавиться от нынешней киевской клоунады, взять власть в свои руки и создать единое союзное государство с Российской Федерацией.

То есть, либо Украина восстанет против своих западный сюзеренов и на равноправных началах объединиться с Российской Федерацией, либо эти «западные суверены» сами помирятся с Российской Федерацией, отдав ей как приз ими же разоренную Украину.

Слово «Украина», как название территории, известно с давних пор. Впервые оно появилось в Киевской летописи в 1187 году по Ипатьевскому списку. Повествуя о смерти переяславского князя Владимира Глебовича во время похода на половцев, летописец отмечал, что «плакашеся по немъ все переяславцы», «о нем же Украина много постона».

О быстром и повсеместном распространении этого названия в XII-XIII веках свидетельствуют еще несколько летописей, в частности - Галицко-Волынская. Позднее - в XIV-XV столетиях - слово «Украина» начало употребляться для обозначения земель в верховьях рек Сейм, Трубеж, Сула, Пело (сейчас Псел), т. е. территорий давней Сиверщины и Переяславщины. Потом это название распространилось на Нижнее Приднепровье, Брацлавщину, Подолье, Полесье, Покутье, Люблянщину и Закарпатье..

С XIV века термин «Украина» употреблялся в значении «страна, заселенная украинцами». Позднее это слово существовало наряду с названием «Малороссия», которое появилось после вхождения украинских земель в состав Московского государства. Что же касается происхождения самого названия «Украина», то здесь существует множество версий. Споры об этом продолжаются с давних пор.

Часть историков полагает, что оно происходит от слова край - «конец», что означает «окраина», «пограничная или межевая земля». Эта версия - одна из самых старых. Ее существование восходит еще к польской историографии XVII столетия. Ее поддерживают российские историки, которые исходят из факта присоединения украинских земель к Российской империи, относительно которой они на самом деле были периферийными, т. е. окраинными.

Но, как мы уже видели, слово «Украина» появилось задолго до объединения украинцев с Россией и означало название определенной самостоятельной территории. Многочисленные доказательства относительно употребления термина «Украина» как географического названия государства можно найти в официальных документах 17 века. Например, гетман Петр Конашевич-Сагайдачный в письме к польскому королю 15 февраля 1622 года писал об «Украине, собственной, вековечной, отчизне нашей».

А запорожские казаки в письме от 3 января 1654 года подписывались; «Со всем войском и Украиной, отчизной нашей». В летописи Самийла Величко содержатся и более конкретные названия: «Украина обеих сторон Днепра», «Казацкая Украина» и г. п. Такой же безосновательной следует считать и другую гипотезу, по которой слово «Украина» якобы происходит от глагола «украяти», т. е. «отрезать», и означает «кусок земли, отрезанный от целого». Эта версия не нашла поддержки среди специалистов, поскольку имела искусственный характер и не отвечала ходу исторических событий.Еще меньше приверженцев находит версия, согласно которой слово «Украина» происходит от названия славянского племени «укров». Якобы, согласно некоторым источникам, это племя в VI веке заселяло территории вокруг нынешнего немецкого города Любека.

Преобладающая же часть историков придерживается мысли, что понятие «Украина» происходит из праславянского языка от соединения слова «страна» с предлогами «у» или «в». Именно в значении «страна», «родной край» это название употреблялось не только в исторических документах, но и в народных думах и песнях, в творчестве украинских поэтов и писателей. «Світе тихий, краю милий, моя Україна» - так обращался к родной стране Т. Г. Шевченко. Сегодня это дорогое для сердца каждого украинца название, пришедшее из глубины веков, возвращено независимому государству Украина.

Краткая история страны Украина
1000 лет до н.э. – территорию страны заселяли племена киммерийцев.
VIIв. до н.э. – появление племен скифов.
Vв. до н.э. – возникновение на побережье греческих колоний (Ольвия, Тира, Херсонес, Пантикапей). В Крыму образовалось Боспорское царство.
IIв. до н.э. – распространение племен сарматов.
Vв. – появление славянских племен (анты).
VIIв. – возникновение княжеств славянских племен (полян, древлян, северян, дулебов, уличей, тиверцев и др.)
882г. – образование централизованного государства Киевская Русь.
988г. – принятие христианства (князь Владимир Святой).
1051г. – основание Киево-Печерской лавры.
XIIв. – начало периода феодальной раздробленности.
1223г. – первое вооруженное столкновение с татаро-монголами (битва на реке Калке).
1239 – 1240 гг. – завоевание Руси татаро-монголами (хан Батый).
XIVв. – в составе Великого Княжества Литовского.
XVв. – возникло Крымское ханство.
XVIв. – образование казачьего центра – Запорожской Сечи.
1569г. – в составе Речи Посполитой.
1648 – 1654 гг. – национально-освободительная война украинского народа против поляков (Б. Хмельницкий).
1654г. – Переяславская Рада и присоединение Левобережной Украины к России.
1667г. – Андрусовское перемирие России с Польшей. Утверждение Левобережной Украины и Киева в составе России.
1708 – 1709 гг. – поход на Украину шведов (Карл XII). Попытка гетмана Мазепы выйти из-под власти России.
1709г. – Полтавская битва и разгром шведов русскими.
1722г. – создание Малороссийской коллегии, контролировавшей деятельность украинского гетмана.
1775г. – ликвидация русскими войсками Запорожской Сечи.
1783г. – присоединение к России Крыма.
1785г. – уравнение в правах казацкой старшины с русским дворянством.
1791г. – Россия получила земли между Южным Бугом и Днестром.
1793 – 1795 гг. – в результате ликвидации польского государства Россия заняла Правобережную Украину и Волынь.
1906 – 1910 гг. – столыпинская аграрная реформа способствовала развитию крупных крестьянских хозяйств на Украине.
1917г. – образование в Киеве правительства Центральной Рады. Провозглашение независимости страны.
1917 – 1920 гг. – гражданская война. Украинские большевики с помощью российской Красной Армии одержали победу.
1920г. – война Советской России с Польшей и передача последней Западной Украины.
1922г. – вхождение Украины в состав СССР.
1939г. – возвращение Западной Украины в результате нападения СССР на Польшу.
1940г. – присоединение к Украине Северной Буковины.
1941 – 1944 гг. – немецкая оккупация Украины в ходе II мировой войны.
1945г. – включение в состав Украины Закарпатской области. Украинская ССР – член ООН.
1954г. – передача Крыма Украине (из состава России).
1986г. – авария на Чернобыльской АЭС.
24 августа 1991г. – провозглашение независимости Украины

Территория Украины заселена людьми уже как минимум 44 тысячи лет. Понтийско-Каспийская степь была ареной важных исторических событий бронзового века. Здесь происходила миграция индо-европейских народов. В этих же причерноморских и прикаспийских степях люди приручили лошадь.

Позже на территории Крыма и Поднепровья жили скифы и сарматы. Наконец, эти земли были заселены славянами. Они основали средневековое государство Киевская Русь, которое распалось в XII веке. К середине нынешние украинские земли находились под властью трех сил: Золотой Орды, и Королевства Польского. Позднее территорию делили такие державы, как Крымское ханство, Речь Посполитая, Российская империя и Австро-Венгрия.

В XX веке появилась независимая Украина. История возникновения страны начинается с попыток создания государств УНР и ЗУНР. Затем была образована УССР в составе Советского Союза. И, наконец, в 1991 году была провозглашена независимость Украины, подтвержденная на всенародном референдуме и признанная международным сообществом.

Древняя история Украины

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что неандертальцы жили в Северном Причерноморье уже в 43-45 тысячелетии до нашей эры. В Крыму обнаружены предметы, принадлежавшие кроманьольцам. Они датированы 32 тысячелетием до нашей эры.

В конце неолита на украинских землях возникла Трипольская культура. Своего расцвета она достигла в 4500-3000 годах до нашей эры.

С наступлением железного века через степи Северного Причерноморья прошли племена даков - предков современных румын. Затем кочевые народы (киммерийцы, скифы и сарматы) заселили земли Украины. История этих племен известна не только благодаря археологическим памятникам, но и из письменных источников. О скифах упоминает в своих сочинениях Геродот. Греки основали свои колонии в Крыму в VI веке до нашей эры.

Затем на территорию Украины пришли готы и происходило в III-V веках нашей эры. В пятом столетии здесь появились славянские племена.

В VII веке в украинских степях возникает государство булгар. Но вскоре оно распалось и было поглощено хазарами. Этот кочевой народ из Средней Азии основал страну, в которую были включены огромные территории - Кавказ, Крым, донские степи и восточная Украина. История возникновения и расцвета тесно связана с процессом становления государственности восточных славян. Известно, что титул кагана носили первые киевские князья.

Киевская Русь

История Украины как государства, по мнению многих исследователей, начинается в 882 году. Именно тогда Киев был отвоеван князем Олегом у хазар и стал центром обширной по территории страны. В единое государство были объединены поляне, древляне, уличи, белые хорваты и другие славянские племена. Сам Олег, согласно доминирующей в историографии концепции, был варягом.

В XI веке Киевская Русь становится крупнейшим по территории государством Европы. В западных источниках того времени ее земли чаще всего были обозначены как Рутения. Название Украина впервые встречается в документах XII века. Оно означает "край", "страна".

В XVI веке появляется первая карта Украины. На ней под этим названием обозначены киевские, черниговские и переяславские земли.

Принятие христианства и дробление Руси

Первые последователи Христа появились в Крыму как минимум в IV веке. Христианство стало официальной религией Киевской Руси в 988 году по инициативе Владимира Великого. Первой же крещеной правительницей государства была его бабушка княгиня Ольга.

В период правления Ярослава Мудрого был принят свод законов, получивший название "Русская правда". Это было время наивысшего политического могущества киевского государства. После смерти Ярослава наступила эпоха дробления Руси на отдельные, часто враждующие друг с другом, княжества.

Владимир Мономах пытался возродить единое централизованное государство, но в XII веке Русь окончательно распадается. Киев и Галицко-Волынское княжество стали теми территориями, на которых позднее возникла Украина. История возникновения России начинается с возвышения города Суздаль, который был политическим и культурным центром северо-восточных русских земель. Позже столицей этих территорий стала Москва. На северо-западе Полоцкое княжество стало центром, вокруг которого сформировалась белорусская нация.

В 1240 году Киев был разграблен монголами и надолго утратил какое-либо политическое влияние.

Галицко-Волынское княжество

История возникновения государства Украина, по мнению ряда ученых, начинается в XII веке. В то время, как северные княжества попадают под власть Золотой Орды, на западе остаются две независимые русские державы со столицами в городах Галич и Лодомир (ныне Владимир-Волынский). После их объединения образовалось Галицко-Волынское княжество. На пике своего могущества оно включало в себя Валахию и Бессарабию и имело выход к Черному морю.

В 1245 году Папа Иннокентий IV короновал князя Даниила Галицкого и пожаловал ему титул короля всея Руси. В это время княжество вело сложную войну против монголов. После смерти Даниила Галицкого в 1264 году его сменил его сын Лев, который перенес столицу в город Львов. В отличие от своего отца, который придерживался прозападного политического вектора, он пошел на сотрудничество с монголами, в частности заключил союз с ногайским ханом. Вместе со своими татарскими союзниками Лев вторгся в Польшу. В 1280 году он разгромил венгров и захватил часть Закарпатья.

После смерти Льва начался закат Галицко-Волынского княжества. В 1323 году в битве с монголами погибли последние представители этой ветви рода Рюриковичей. После этого Волынь перешла под контроль литовских князей Гедеминовичей, а Галиция попала под власть польской короны.

Речь Посполитая

После Люблинской унии русинские земли стали частью Польского королевства. В этот период история Украины как государства прерывается, но именно в это время формируется украинская нация. Противоречия между поляками-католиками и русинами-православными постепенно вылились в межэтническую напряженность.

Казачество

Поляки были заинтересованы в защите своих восточных рубежей от Османской империи и ее вассалов. Для этих целей лучше всего подходили казаки. Они не только отражали набеги крымских ханов, но и участвовали в войнах Речи Посполитой с Московским царством.

Несмотря на боевые заслуги казаков, отказывалась предоставлять им сколь-либо значительную автономию, пытаясь вместо этого превратить большую часть украинского населения в крепостных. Это приводило к конфликтам и восстаниям.

В конечном итоге в 1648 году началась освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого. История создания Украины вступила в новую фазу. Возникшее в результате восстания государство Гетманщина оказалось в окружении трех сил: Османской империи, Речи Посполитой и Московии. Начался период политического маневрирования.

В 1654 году запорожские казаки заключили соглашение с московским царем. Польша попыталась вернуть контроль над утерянными территориями, заключив с гетманом Иваном Выговским договор. Это стало причиной войны между Речью Посполитой и Московией. Она закончилась подписанием Андрусовского договора, по которому Гетманщина отходила Москве.

Под властью Российской империи и Австро-Венгрии

Дальнейшая история Украины, территория которой оказалась разделена между двумя государствами, характеризовалась подъемом среди писателей и интеллектуалов.

В этот период Российская империя окончательно разбивает Крымское ханство и присоединяет к себе его территории. Также происходит три раздела Польши. В результате большая часть ее земель, населенных украинцами, входит в состав России. Галиция отходит Австрийскому императору.

Многие российские писатели, художники и государственные деятели XVIII-XIX века имели украинские корни. Среди самых известных - Николай Гоголь и Петр Ильич Чайковский. В отличие от России, в Галиции почти вся элита состояла из австрийцев и поляков, а русины в основном были крестьянами.

Национальное возрождение

В XIX веке в Восточной Европе начался процесс культурного возрождения народов, находившихся под властью крупных империй - Австрийской, Российской и Османской. Не осталась в стороне от этих тенденций и Украина. История возникновения движения за национальную независимость начинается в 1846 году с основания Кирилло-Мефодиевского братства. Участником этой организации был в том числе и поэт Тарас Шевченко. Позднее появились социал-демократические и революционные партии, выступавшие за автономию украинских земель.

Примерно в это же время, в 1848 году, во Львове начала деятельность "Головна Руська Рада" - первая политическая организация западных украинцев. В то время в среде галицийской интеллигенции доминировали русофильские и пророссийские настроения.

Таким образом, история создания Украины в ее современных границах начинается с зарождения национально ориентированных партий в середине XIX века. Именно они сформировали идеологию будущего единого государства.

Первая мировая война и распад империй

Начавшийся в 1914 году вооруженный конфликт привел к падению крупнейших монархий Европы. У народов, многие века живших под властью могущественных империй, появился шанс самим определить свои дальнейшие судьбы.

20 ноября 1917 года была создана Украинская народна республика. А 25 января 1918 она провозгласила о своей полной независимости от России. Чуть позже распалась Австро-Венгерская империя. В результате 13 ноября 1918 года была провозглашена Западно-Украинская народная республика. 22 января 1919 состоялось воссоединение УНР и ЗУНР. Однако история возникновения государства Украина была далека от завершения. Новая держава оказалась в эпицентре гражданской, а затем советско-польской войны, и в результате потеряла независимость.

УССР

В 1922 году была создана Украинская Советская Социалистическая Республика, которая стала частью СССР. С момента появления и до распада Советского Союза она занимала второе место среди республик по экономической мощи и политическому влиянию.

Карта Украины в этот период несколько раз менялась. В 1939 году были возвращены Галиция и Волынь. В 1940 - некоторые районы, до того принадлежавшие Румынии, а в 1945 - Закарпатье. Наконец, в 1954 году к Украине был присоединен Крым. С другой стороны, в 1924-м России были переданы Шахтинский и Таганрогский округа, а в 1940-м отошло Приднестровье.

После Второй мировой войны Украинская ССР стала одной из стран-учредителей ООН. По результатам переписи 1989 года население республики составляло почти 52 миллиона человек.

Независимость

С распадом Советского Союза в 1991 году Украина стала независимым государством. Этому предшествовал подъем патриотических настроений. 21 января 1990 триста тысяч украинцев организовали живую цепь от Киева до Львова в поддержку независимости. Были основаны партии, стоящие на национально-патриотических позициях. Украина стала правопреемницей УССР и УНР. Правительство УНР в изгнании официально передало свои полномочия первому президенту Леониду Кравчуку.

Как видите, история Украины с древнейших времен была наполнена великими победами, непревзойденными поражениями, благородными катастрофами, страшными и завораживающими сюжетами.

Похожие публикации