Туристический портал - Paratourism

Трансгендер в индии. Хиджры: Как живёт каста неприкасаемых, и почему в Индии боготворят и опасаются «третий пол

Вопреки природе человеческой в Индии появился «третий пол». Во время очередной переписи населения представители хиджра - одной из групп касты неприкасаемых - отказались регистрироваться как мужчины и женщины и потребовали признать их особым, третьим полом. 16 апреля 2014 года Верховный суд Индии официально удовлетворил притязания хиджра.

Вагонная вымогательница

Однажды я с двумя спутниками ехал в поезде Пури - Дели. Мы занимали одну сторону купе слипера (это вроде нашего плацкартного вагона, только спальные места располагаются в три ряда), на другой стороне - пассажиры-индийцы: пожилая пара и мальчишка-студент.

Перезнакомились, оживленно беседовали, а парень даже устроил концерт, аккомпанируя себе на каком-то национальном струнном инструменте, вследствие чего в нашем купе прибавилось народу - подтянулись соседи по вагону. Дальше ехали весело, в тесноте, да не в обиде. Мы пели русские песни, они - индийские, а все вместе - английские.

На какой-то станции в вагон ввалилась шумная стая пестро одетых женщин - типа наших цыганок. Оглашая пространство резкими, пронзительными голосами, они останавливались возле каждого купе. Наконец, одна из них подошла к нам, уставилась на меня наглыми насмешливыми глазами и резким повелительным движением выбросила вперед правую руку, требуя дани.

Тут только я рассмотрел ее - и обнаружил нечто странное. Вроде бы женщина в пестром красивом платье, увешанная украшениями, ярко, вызывающе накрашенная. Но черты лица какие-то грубоватые, неженственные, и фигура - высокая, мускулистая. Вошедшая что-то отрывисто произнесла на хинди командным тоном. Понятно, впрочем, что ей нужно.

Я не шелохнулся - не было у меня лишних рупий для всяких попрошаек, тем более таких наглых. Зато индийцы зашуршали купюрами, подобострастно протягивая их посетительнице. Она принимала их не глядя, небрежным жестом, не благодаря за подаяние. Потом, взглянув на нас, опять что-то резко произнесла и ухватилась рукой за подол, намереваясь приподнять его.

Тут подошла другая такая же «цыганка» и остановила свою подельницу, потянув за рукав. Бросив на нас пренебрежительно-насмешливый взгляд, вымогательница царственно удалилась. После их ухода пассажиры-индийцы стали посматривать на нас с каким-то суеверным ужасом. Все веселье разом разладилось.

Кто это были? - поинтересовался я у товарища - знатока Индии и ее обитателей.

Как? Ты не понял? - удивился он. -Это же хиджра!

Благословенные и проклятые

Это довольно специфическая социальная и религиозно-культовая группа, имеющая очень низкий общественный статус. В нее входят гермафродиты, бисексуалы, кастраты, трансвеститы, гомосексуалы... О них не принято говорить в приличном индийском обществе. Однако этих людей не только побаиваются, но и уважают.

Считается, что хиджра обладают магическими способностями, коими их наделили высшие божества в качестве своеобразной компенсации за физиологическую либо психическую ущербность. Это своего рода колдуны, которые могут как благословить угодного им человека и тем самым принести ему удачу, так и наложить проклятие на кого-то, кто им не по нраву.

Хиджра обитают в основном в северной Индии, но их группы можно встретить повсюду в стране: на городских улицах, базарах, в поездах. Большинство хиджра имеют женский облик и одеваются как женщины: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой, носят женские имена.

Они считают себя занана (что на урду означает «женский», «женоподобный», а также - «евнух»), называя при этом нормальных женщин нигаран. В сочетании с высоким ростом, иногда низким голосом, мускулистым телом это производит странное впечатление. Они передвигаются группами по 3-4 человека, попрошайничают, пристают к окружающим, особенно к мужчинам.

Похитители младенцев

Журналист и исследователь Светлана Рыжакова выделяет несколько видов этих особей «третьего пола». Хиджра - матерые мужиковатые существа, имеющие, например, женские грудь и половые органы, но при этом также грубый низкий голос, мощные мышцы, резкие черты лица.

Хиджри - женственные гермафродиты, внешне больше похожие на девушек; они не занимаются проституцией, но поют и танцуют за деньги.

Наконец, аквахиджра - гермафродиты, имеющие мужские половые органы. Кроме того, к гермафродитам подчас тяготеют некоторые гомосексуалы и бисексуалы, которые после обряда оскопления входят в их круг.

Иная классификация выделяет кудрати хиджра - собственно гермафродитов, имеющих слабо развитый мужской орган, хиджра кастратов и джаакха - среди которых существуют мужчины, которые имеют жену и детей, но работают вместе с танцорами-хиджра и аккомпанируют им на барабане дхолак.

Численность хиджра точно неизвестна. По разным оценкам, она колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов. Их ряды постоянно пополняются за счет новорожденных, у которых имеются половые аномалии. О таких детях узнают от акушерок, занимающихся частной практикой или работающих в роддомах, или же непосредственно на празднованиях по случаю рождения ребенка, куда хиджра непременно являются (порой без приглашения) и при этом обязательно осматривают виновника торжества.

Во многих случаях родители отдают таких детей с врожденными дефектами в общину добровольно, это своего рода принесение жертвы во имя искупления грехов. А при отказе родителей отдать младенца хиджра могут выкрасть его или даже захватить силой и навсегда скрыть в недрах своего общества.

Способы заработка

В социальном отношении хиджра неоднородны. Светлана Рыжакова выделяет следующие четыре группы, по-разному зарабатывающие себе на жизнь:

«Высокие группы исполняют танцы, их приглашают на празднование рождения и свадьбу, где они благословляют новорожденного или молодую чету, поют и танцуют, и где получают дары - бадхаи - обычно деньги, сладости, одежду и зерно. Выступления хиджра носят отчетливую символику плодородия. Танец и пение хиджра - бурлеск имитации женского поведения, иногда вульгарной, иногда превосходной.

Широко используются грубые шутки, явные эротические жесты, хиджра подшучивает над аудиторией, особенно над мальчиками-подростками. Существуют традиционные сюжеты, разыгрываемые хиджра, например, изображение беременной женщины, испытывающей трудности на разных стадиях беременности.

Средние группы поют и пляшут на площадях и рынках, прислуживают в домах, даже работают поварами. В некоторых городах Индии хиджра владеют общественными банями.

Низкие исполняют грязную работу по домам, нижайшие - занимаются криминальными делами, выпрашивают милостыню у прохожих, у пассажиров в поездах, в магазинах (за распределением собранных средств следят старшие), приводят клиентов к проституткам. Хиджра, не соблюдающие целибат и занимающиеся проституцией, называются балавар кхар, дхорру котхи.

Имеются особые группы хиджра, прислуживающие в храмах. В настоящее время хиджра выступают с танцевальными представлениями на выставках, презентациях, праздниках в колледжах, снимаются в художественных фильмах».

Белый танец Шивы

Большинство хиджра являются индуистами, многие из них поклоняются Бахучара Мата - одной из многих ипостасей Богини-матери. В каждом из их домов есть алтарь с изображением этой богини. Главный храм, посвященный Бахучара Мата, расположен в Ахмадабаде. Кроме того, хиджра идентифицируют себя с Шивой - высшим божеством, объединяющим в себе сексуальность и аскетизм.

Очень популярен среди них облик Шивы - Ардханаришвара, это полуженщина-полумужчина, или единение Шивы с супругой, божественной женской энергией, Шакти. Предания о Шиве и Парвати повествуют об их постоянном «переодевании» в одежды друг друга, в особенности в ходе игры и танца.

В тамильской поэме «Шилаппадикарам» («Повесть о браслете») среди 11 божественных танцев упоминается пандарангам - «белый танец, который Шива в облике богини Бхарати танцует перед четырехглавым Брахмой, стоящим на колеснице». Хиджра часто посещают шиваистские храмы.

Гуру и челли

Главный принцип социальной организации хиджра - отношения между гуру (учителем) и челли (воспитанницей, ученицей). Гуру - старшая личность - понимается как отец, мать или супруг, челли обязаны ему подчиняться, выказывать уважение. Ученицы одного учителя словно сестры между собой.

Хиджра примыкает к общине под покровительством какого-либо гуру, в идеальном случае он остается таковым на всю жизнь (хотя возможна и смена учителя).

Гуру выступает первым мужем хиджра, и если он умирает, то хиджра почитается вдовой. Хиджра говорят, что они не могут жить без своего гуру, в противоположность обычным людям, которые способны жить без своих матерей. Задачей гуру является обеспечение жилища, способа и места работы для своих челли.

Лучшие сборщики налогов

В последнее время хиджра стали заявлять о себе в обществе. Существует общеиндийская ассоциация хиджра, которая собирается в случае юбилеев или смерти наиболее выдающихся учителей. У них появились своя партия и профсоюзная организация. В Мумбаи возникла государственная служба хиджра, занимающаяся сбором налогов и взиманием долгов.

Через некоторое время было замечено, что взимание долгов совершается чрезвычайно успешно: индиец не отказывает хиджра, это чревато самыми плохими для него последствиями.

В конце 1990-х годов хиджра получили избирательные права. Однако они до сих пор не имеют права наследовать собственность, открывать банковские счета, усыновлять детей, вести торговлю или даже получать кредиты.

Но общество хиджра значительно модернизируется: им удалось сформировать, внедрить в жизнь новое мировоззрение, основывающееся на чувстве самоуважения и опоры на собственные силы.

Михаил ЮРЬЕВ

В этот день был праздник – в дом вошла новая невестка. Дервиши приходят благословить молодую жену, здесь же на полу усаживаются музыканты, женщины поют весьма откровенные песни, их танцы непристойны, но даже старшие в доме смеются – непристойность в свадебных ритуалах носит сакральный характер. Дервишами в Индии называют хиджр. Танцующие женщины – вовсе не женщины. Ни мужчины, ни женщины, третий пол, хиджры создатели своего собственного мира. Их любовь к мужчинам презирают, их проклятий опасаются, их откровенности сторонятся, их благословений жаждут. Пришедшие соседки и члены семьи благословляют рупиями молодых и жертвуют деньги танцораме. Это чаевые, после выступления на женской половине дома они получат еще несколько тысяч. Свободные от этических рамок и морали, готовые благословить или проклясть, наделенные молвой магическим даром. Они нравятся мне своей фатальностью.

Ham ko bhi suar khane ka haram he, - "Нам тоже свинину есть грех" - обиженно отзываются в Индии проститутки и слуги из низких, презираемых каст (придерживающиеся, конечно, мусульманской религии и блюдущие связанные с ней пищевые запреты), если слышат в свой адрес грубые выкрики. Они ведь тоже люди!
В индийском обществе до сих пор имеется множество низких, неприкасаемых, презираемых групп. Но к каждой из них все же относятся по-разному и презирают каждую по-особому. Например, хотя общественный статус прачек дхоби и цирюльников матаи низок, их уважают. Это понятно: ведь без их услуг невозможно было бы существование высших каст, не соприкасающихся с такой повседневной "прозой жизни", как стирка белья, бритье бороды, стрижка. Прачки уважаются еще и с ритуальной точки зрения: грязное они делают чистым. А вот представителей полукриминальной касты санъси, которые до сих пор промышляют воровством чужих животных, боятся и презирают все.
Низкие касты, занимающиеся уборкой мусора, кожевенными работами, плетением корзин, разделкой туш, необходимы для общества так же, как и ступни ног для человека: извечно погруженные в пыль и грязь, они дают возможность и передвигаться, и сохранять в чистоте остальные части тела.
Живя в Индии и наблюдая за индийским обществом, не перестаешь изумляться многообразным диковинным обычаям и облику разных каст, общественных групп, субкультур, религиозных общин. Пожалуй, одно из самых сильных потрясений вызывает общество хиджра, до сих пор мало изученное антропологами. В приличном индийском обществе не принято говорить о них, интересоваться их жизнью. Упаси тебя Бог упомянуть о своем добровольном общении с ними! Хотя, впрочем, это не следует воспринимать так уж серьезно. Современное индийское общество, в особенности его средние слои, довольно цинично и лицемерно. Подчас "порядочный" индиец, отец семейства, при свете дня будет на чем свет поносить представителей этой касты, а ночью с удовольствием примет их сексуальные услуги.
Итак, кто же такие хиджра? Прежде всего, это гермафродиты, но не только (ср.: O"Flajerty, Doniger. 1980). Настоящие гермафродиты, кстати говоря, довольно редко встречаются даже среди хиджра, хотя они весьма почитаются остальными. Обозначение хиджра предлагается использовать в качестве так называемого "зонтичного" термина, применимого для обозначения религиозной, этнической, кастовой принадлежности, а также группы людей с определенными физиологическими особенностями. Хиджра называют себя кхунса, кходжа, кусра, мукхама (в штате Уттар-Прадеш), кхада, котхи (в Андхра-Прадеш), парайя, фатада, чхаки (в Гуджарате).
В эту многотысячную общину (общая численность их точно не известна, может быть, около 50 тысяч человек, называется цифра и в 11 лакхов - Сингх. 1997) входят гермафродиты, бисексуалы, кастраты, трансвеститы, гомосексуалы... Около 20% хиджра (в основном трансвеститы) имеют семью - женаты на женщинах и даже имеют детей. Можно сказать, что хиджра - социальная или религиозно-культовая, физиологическая, или инвалидная группа, или своего рода каста, имеющая определенный, в целом очень низкий общественный статус, но также пользующаяся специфическим уважением.
Первые рассказы о хиджра - странных людях, полумужчинах-полуженщинах, которые бродят по улицам городов Северной Индии, попрошайничают, занимаются проституцией, я услышала от моих русских друзей, уже много лет живущих в Дели, - Светланы Гатиной и Дмитрия Змеева. Инструктируя меня, как себя вести в городе, они рассказывали, конечно, и о хиджра, причем говорили: "Будь осторожной с ними! Эти люди действительно обладают магическими способностями". Но какова природа таких способностей у гермафродитов, почему в обществе укрепилась слава за ними как своего рода колдунами? "Человек, в чем-то очень серьезно ущемленный, обиженный природой или высшими силами, всегда имеет особые возможности. Это своего рода компенсация", - объяснила мне Светлана. Но как сами хиджра пользуются этими возможностями?
Хиджра - непременные участники многих религиозных праздников, свадебных и родильных обрядовых действий. Но как и другие ачхут - "неприкасаемые", - они не входят в магазины, больницы, гостиницы, другие государственные учреждения. У них нет паспортов, до совсем недавнего времени они не имели права голоса на выборах. Более того: неофициально им даже запрещено ездить в общественном транспорте. Если водитель и кондуктор посмотрят на это сквозь пальцы, то на вошедшую в автобус хиджру могут наброситься сидящие там женщины, обругают и вытолкают вон.
Большинство хиджра имеют женский облик и одеваются как женщины: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой. Они считают себя женщинами - janana (занана - на урду означает "женский, женоподобный", также - "евнух"), называя при этом нормальных женщин nigaran. В сочетании с высоким ростом, иногда низким голосом, мускулистым телом это производит странное впечатление. Они передвигаются группами по 3-4 человека, попрошайничают, пристают к окружающим, особенно к мужчинам.
Хиджра проживают в основном в городах Северной Индии, а также в сельских районах Северной и в городах Южной Индии. Однако хиджра Мадхья-Прадеш собираются раз в году, в апрельское полнолуние, на праздник Чайт Пунам в деревне Кувагам (в 30 км от Виллупурам в штате Тамил-над). Там проводится своего рода свадебный ритуал - замужество членов общины с богом Араваном, сыном героя Махабхараты Арджуны и царицы нагое - полулюдей-полузмей - Улупи. Группы хиджра можно встретить повсюду в Индии.
Я встречала хиджра в основном в крупных городах Индии, в поездах, на обочинах дорог, около базаров, в подземных переходах. Только одна моя встреча с хиджрой произошла в небольшом сельском храме Купедикаву в центральной Керале (юго-западном штате Индии). Это была очень высокая девушка с характерными для хиджры резкими, словно точеными, мужественными и очень красивыми чертами лица. Она была одета "по-северному", в шальвар-камиз - широкие штаны и платье-рубашку. Это тоже выделяло ее на фоне местных женщин, носящих преимущественно сари или малаяльское одеяние - мунду-вешти. В долгом, томительном ожидании возвращения процессии богини, отправившейся посещать окрестные дома, эта девушка играла с мальчишками в мяч, и в ее движениях нельзя было не заметить некоторого эпатажа, развязности, внутренней свободы. Это было соединено, однако, и с чувством собственного достоинства, и с большой скрытой энергией. Она подошла ко мне и протянула ладонь с длинными красивыми пальцами, представилась: "Сантия". Находясь рядом, я ощутила удивительное чувство - восхищение, смешанное с ужасом. Странно, что в тот момент куда-то исчезло привычное для этнографа любопытство. Мы перебросились несколькими фразами, я узнала, что она изучает политологию в одном колледже в Вайкоме. Обстоятельства не позволили нам говорить дольше.
Недолгим было мое общение и с Татой Керенджитой - котхи из Андхра-Прадеш, которую я встретила в поезде по дороге из Ченнаи в Калькутту. За доброжелательное отношение и небольшую добровольно пожертвованную денежную сумму я была удостоена благословения: Тата накрыла мою голову концом сари и произнесла слова благопожелания. Продолжительного разговора не вышло: мне удалось только узнать имя ее гуру - мать Веренки Равана и адрес дома, где она сейчас проживает в Тадепаллигудем (дистрикт Западная Годавари в Андхра Прадеш). Даже непродолжительное общение с хиджрой позволяет заметить, что они живут в особом пространстве, очень чутко ощущая отношение окружающих к себе, не позволяют себе останавливаться на одном месте чуть дольше положенных мгновений и тем более - присаживаться рядом с людьми. Общество обычных людей для хиджра - область пути: они всегда находятся в небыстром, но равномерном движении. Хиджра - личность маргинальная, это странник. Заметно, как высоко этикетны все их движения: жест испрашивания денег существенно отличается от попрошайничества других, он исполнен достоинства и самоуважения. Отсутствие привязанности к постоянному месту, странничество, возможность благословлять и проклинать людей, обладание магическими способностями, связь с демоническим миром - все это роднит хиджра со святыми садху.
Рождаются гермафродиты, конечно, повсюду, но скапливаются они в основном в северных штатах - Панджаб, Харьяна, Раджастхан, Кашмир. Крупные общины хиджра имеются в Уттар-Прадеш, Гуджарате, Мадхья-Прадеш. Считается, что на севере Индии, в особенности в пограничных районах с большой численностью солдатского населения, мужчины темпераментны, а также более падки на любовь хиджры. Переодетые мальчики и гермафродиты, согласно народным рассказам, всегда сопровождали войска солдат-сипаев. Процветали сексуальные услуги гермафродитов в период империи Великих Моголов: в них влюблялись, про них писали, им посвящали стихи, за ними ухаживали... После падения империи в историю ушли и знаменитые куртизанки, тавайф, исполнительницы лирических песен - газелей, и занкха, или хиджра - танцоры и певцы при дворах, судьбы которых часто переплетались...
В настоящее время хиджра говорят на языках тех народов, среди которых проживают, но их почти всегда можно узнать по специфической интонации и особому сленгу, в котором имеется множество пословиц, эвфемизмов, поэтизированных строчек, пошлостей. Бродя по городу, выпрашивая милостыню или выискивая клиента для сексуальных услуг, хиджра ведут себя очень нагло. Они попрошайки, которые любыми способами стараются вытребовать себе любой понравившейся предмет - часы, портсигар, кольцо.
Увидев потенциального клиента, они хлопают в ладоши, кричат ему через улицу: "Are, bhaiisaab, chai pine he, kyaa?" ("Эй, господин, попьем чаю?"); "Are, mere bachcha, idhar ayo, me tere ko apna dudh piladungi" ("Эй, моя детка, иди сюда, я напою тебя своим молоком"); "Mere bachcha, dudh pi lo, па!" ("Детка моя, иди, пососи грудь!") или совсем просто: "Chikna he, kya?" ("Потрахаемся?"). Встречая нерешительного человека, сторонящегося их, восклицают: "Tere panir jam gaya, kya?" ("Что, твой сыр свернулся, что ли?"). Удачную или неудачную сделку комментируют сленговыми словечками: "A, chisa (billa) he!" ("О, хорошо (плохо)!").
Происхождение сословия хиджра, вероятно, очень древнее и неарийское. В ведической и брахманической литературе о нем упоминаний нет.
Зато есть сведения в "Махабхарате", куда, как известно, вошло много архаических неарийских сюжетов.
Так, говорится, что Арджуна, один из братьев Пандавов, по жизненным обстоятельствам вынужденный скрывать свой пол, самопроизвольно превратился в женщину или ее подобие. Скрываясь при дворе одного царя, он проводил время на женской половине дворца среди царевен и их подружек, обучал их танцу. Там он носил женские одежды и украшения. По истечении заданного срока он внезапно превратился в мужественного воина и ринулся в бой, даже не успев снять развевающиеся покрывала (Гусева. 1999. С. 39-42).
Важное традиционное занятие хиджра - исполнение танцев в рамках обрядов жизненного цикла - тоже дает нам основание говорить об их неарийском происхождении. О педи - танце гермафродита, который исполняет бог любовного желания Кама, - упоминается в знаменитой тамильской поэме III века н. э. "Повесть о браслете" (Шилаппадикарам. 1966. С. 55). Он исполнялся на празднестве в честь Индры в Пуркаре, "славящемся богатством городе южной стороны".
Хиджра ведут свое происхождение от трех персонажей, известных по Махабхарате: Сикхнада (брата Драупади, кастрата), Бриханнала и Арава-на (детей от брака Арджуны с принцессой-змеей Улупи). Нередко хиджра называют себя сикхнади или бриханнала.
Другим источником формирования хиджра был, по-видимому, класс евнухов в придворной мусульманской культуре. В XVIII-XIX вв. хиджра и евнухи представляли собой различные общины, индуистскую и мусульманскую; они значительно различались. Евнухи не одевались по-женски, не участвовали в обрядовых действиях, не благословляли новорожденных и молодоженов, не были связаны со священными культами. Однако в настоящее время хиджра - индуисты и мусульмане - живут вместе. И в языке, и в обрядах, и в их повседневном быту смешиваются мусульманские и индуистские черты. Это заметно уже по одному только приветствию, произносимому группой хиджра, приходящей в новый район: "Are, muhale vale guru salam!" ("Эй, салям [мусульманское приветствие] гуру [индуистским учителям] этого района!").
В настоящее время можно выделить несколько видов представителей этой общины. Хиджра - матерые мужиковатые существа, имеющие, например, женские грудь и половые органы, но при этом также грубый низкий голос, мощные мышцы, резкие черты лица. Хиджри - женственные гермафродиты, внешне больше похожие на девушек; они часто не занимаются проституцией, но поют и танцуют. Наконец, аквахиджра - это гермафродиты, имеющие мужской член. Кроме того, к гермафродитам подчас тяготеют некоторые гомосексуалы и бисексуалы, которые после обряда оскопления входят в их круг. Иная классификация выделяет кудрати хиджра - собственно гермафродитов, имеющих слабо развитый мужской орган, хиджра - кастратов, и джаакха - среди которых существуют мужчины, имеющие жену и детей, но которые связаны социальными связями с танцорами - хиджра, аккомпанирующими им на барабане дхолак.
Численность хиджра в современной Индии не определена, но замечено, что она не снижается. Они пополняют свои ряды за счет новорожденных, у которых имеются половые аномалии. В ряде случаев "хиджрой" признают девушку, у которой не растет грудь или слишком долго не начинаются месячные. Узнают о новорожденных с дефектами половых органов через акушерок, занимающихся частной практикой и работающих в роддомах, с ними у хиджра налажена постоянная связь. Во многих случаях родители отдают таких детей в общину добровольно; это делается из соображения принесения жертвы, искупления грехов. Подчас при отказе родителей отдать ребенка добровольно хиджра силой захватывают младенца и навсегда скрывают его в недрах своего общества.
Трудно сказать, чем объясняется такая многочисленность этой общины. Н. Р. Гусева предполагает, что предписываемая необходимость заключать внутрикастовые браки приводила к тому, что в малочисленных кастах появлялись дети с определенными половыми аномалиями. Возможно, это стало результатом обычая детских браков и ранних родов, когда появлялись гормонально неполноценные дети (Гусева. 1999. С. 39-40). Известно, что иногда хиджры рекрутируют в свою общину мальчиков без половых аномалий и оскопляют их. Наконец есть сведения, что в среде хиджра живут и вполне полноценные мужчины, и женщины, играющие роль гермафродитов, или занимающиеся организаторской деятельностью. Очень часто хиджры сочетаются браком с людьми без половых аномалий, обычно нищими, но и не только. Известны случаи временного сожительства, гражданских браков хиджра (почти всегда исполняющей женскую роль в семье) с молодыми мужчинами из среднего класса. Долго, однако, такие отношения не длятся.
Община хиджра делится на значительно различающиеся в социальном отношении уровни (см. Nanda. 1994. Р. 96-98). В основном это следующие четыре группы, по-разному зарабатывающие себе на жизнь.
Высокие группы исполняют танцы, их приглашают на празднование рождения и свадьбу, где они благословляют новорожденного или молодую чету, поют и танцуют, и где получают дары - бадхаи (буквально - "поздравление") - обычно деньги, сладости, одежду и зерно. Выступления хиджра носят отчетливую символику плодородия. Танец и пение хиджра - бурлеск имитации женского поведения, иногда вульгарной, иногда превосходной. Широко используются грубые шутки, явные эротические жесты, хиджра подшучивает над аудиторией, особенно над мальчиками-подростками. Существуют традиционные сюжеты, разыгрываемые хиджра, например, изображение беременной женщины, испытывающей трудности на разных стадиях беременности. На всех выступлениях, исполняемых в честь новорожденного, хиджра осматривает половые органы младенца. Индийцы знают, что всякий ребенок, родившийся с аномалиями половых органов, будет взят в общину хиджра, В последнее время, правда, при некотором снижении количества традиционных ритуалов жизненного цикла, эта практика начинает исчезать из повседневного обихода и больше не приносит необходимых доходов.
Средние группы поют и пляшут на площадях и рынках, прислуживают в домах, даже работают поварами. В некоторых городах Индии хиджра владеют общественными банями.
Низкие исполняют грязную работу по домам, нижайшие - занимаются криминальными делами, выпрашивают милостыню у прохожих, у пассажиров в поездах, в магазинах (за распределением собранных средств следят старшие), приводят клиентов к проституткам. Хиджра, не соблюдающие целибат и занимающиеся проституцией, называются балавар кхар, дхорру котхи.
Имеются особые группы хиджра, прислуживающие в храмах. В настоящее время хиджра выступают с танцевальными представлениями на выставках, презентациях, праздниках в колледжах, снимаются в художественных фильмах.
Встречаются, хотя и редко, хиджра высокого ранга: музыканты, чиновники, служащие - вплоть до министров. Возможно, что не последнюю роль играет и происхождение хиджра: зачастую настоящие родители оказывают ей финансовую поддержку, тайную помощь. Нередко говорят о своеобразных варнах внутри общества хиджра: там есть свои "брахманки", "кшатрийки", "вайшьи" и "шудры".
Все же главный принцип социальной организации хиджра - отношения между гуру (учителем) и челли (воспитанницей, ученицей). Эта модель имеется и в индуистской семейной организации, и в системе духовного наставничества в индуизме. Гуру - старшая личность - понимается как отец, мать или супруг, челла или челли - ученик, ученица - обязаны ему подчиняться, выказывать уважение. Ученицы одного учителя словно сестры между собой. Они часто обращаются друг к другу диди - "старшая сестра".
Хиджра примыкает к общине под покровительством какого-либо гуру, в идеальном случае он остается таковым на всю жизнь (хотя существует и практика смены учителя, что оформляется небольшим обрядом и выплатой денежной суммы старому учителю). Гуру выступает первым мужем хиджры, и если он умирает, то хиджра почитается вдовой. Хиджра говорят, что они не могут жить без своего гуру в противоположность обычным людям, которые могут жить без своих матерей. Задачами гуру являются обеспечение жилища, способа и места работы для своих чела.
В обществе хиджра бытует квазиродственная терминология. Гуру находится в центре системы "родственных" связей. "Сестры" гуру именуются "тетями", учитель учителя - "бабушкой". У учителя имеется обычно одна или несколько любимых старших "учениц", пользующихся особым расположением и привилегиями.
"Учителя" и "ученики" составляют акхра, дера, стхан, гадда - "дома", внетерриториальные единицы, сходные с кланами. Таких домов у хиджра насчитывается по меньшей мере семь (Nanda. 1990). Главы домов образуют джамат - совет старейшин, который принимает важные для общины решения, принимает новых членов, разрешает конфликты. "Дома" хиджра не находятся в отношении подчинения, иерархии, но каждый имеет собственную легенду, историю происхождения, свои поведенческие нормы. Похороны хиджры организуют члены ее "дома". Перед погребением труп бьют обувью, чтобы усопший не переродился снова в образе хиджры.
В последнее время хиджра стали заявлять о себе в обществе (Nanda 1990). Существует общеиндийская ассоциация хиджра, которая собирается в случае юбилеев или смерти наиболее выдающихся, известных учителей хиджра. В последнее время у хиджра появилась своя партия и профсоюзная организация. Замечателен такой дальновидный пример использования труда хиджры: в Мумбаи (Бомбее) возникла государственная служба хиджра, занимающаяся сбором налогов и взимания долгов. Через некоторое время было замечено, что взимание долгов совершается чрезвычайно успешно: традиционно индиец никогда не откажет хиджра, это чревато самыми плохими для него последствиями.
В конце 1990-х гг. хиджра получили избирательные права. Однако они до сих пор не имеют права наследовать собственность, открывать банковские счета, усыновлять детей, вести торговлю или даже получать кредиты. Но общество хиджра значительно модернизируется: среди всех индийских субкультур только хиджра и садку удалось преодолеть цепи бывшей коллективной идентичности и сформировать, внедрить в жизнь новое мировоззрение, основывающееся на чувстве самоуважения, опоры на собственные силы.
Важно учесть еще то обстоятельство, что хиджра - общество сексуального меньшинства. Большой интерес для общества представляет сексуальная жизнь хиджра. Она объединяет два крайние полюса. С одной стороны, имеются свидетельства об их целомудрии или импотенции, связи с божеством. С другой стороны, хорошо известно, что многие из них заняты в проституции, как индивидуальной, так и организованной, входят в особые публичные дома под начальством "мадам". Хиджра-проститутки пользуются большим спросом у клиентов - солдат, рикшей, торговцев, просто у молодежи. Хиджра ищут клиентов в общественных туалетах, где за 150 рупий делают минет. Старшие хиджры "выводят в свет" младших (воспитанниц, челли), медленно прохаживаясь мимо рядов лавочек и магазинчиков и демонстрируя свой "товар". Среди низких групп хиджра процветают наркомания, алкоголизм, курение табака. Однако имеются и группы (например, в Гуджарате), не употребляющие мясной пищи и соблюдающие целибат.
Хиджра считаются почитателями и служителями богов, в особенности Кришны и матери Бахучара. Им они посвящают свою необычную сексуальность, свои таланты и искусство. Хиджра считают себя орудием этой богини, главный храм которой находится в Гуджарате. Божество хиджра восседает на ездовом животном в облике петуха или курицы.
Многие хиджра почитают себя бродячими аскетами, санньяси. Они говорят, что оставили семью, отказались от своей касты только для того, чтобы присоединиться к хиджра как к религиозной общине. Находясь словно бы вне общественной иерархии, как санньяси, а с другой стороны, - в самом низу социума, хиджра свободны от многих условностей повседневного поведения. Они легко провоцируют окружающих, пристают к незнакомым людям, вымогают деньги, бесстыдно завлекают мужчин.
Окружающие относятся к ним с терпением и опасением. Широко распространено мнение, что хиджра имеют магическую силу, черным взглядом, словами и действиями могут лишить человека признаков пола, сделать бездетным или наслать на него беду. Наиболее опасным и вредоносным считается, когда рассерженная хиджра восклицает: "Сейчас я разденусь, и ты увидишь, что будет!" - и затем поднимает юбку, демонстрирует свои половые органы. Рассказы очевидцев подтверждают, что за таким проклятием хиджры может последовать крупная денежная потеря, неприятность или болезнь. Поэтому люди, встретившиеся с хиджрой, дают ей то, о чем она просит, или - в крайнем случае - стараются ее проигнорировать, не довести дело до разговора.
Но вот совсем другой пример: почитается за счастье, если проходящий мимо твоего дома хиджра присел на порог. Это приносит дому успех, радость, процветание.
Хиджра, безусловно, обладают некоторыми магическими знаниями. К ним, например, обращаются с просьбой проколоть уши: известно, что они, поплевав куда-то, помазав какой-то травкой, делают это очень быстро, совершенно без боли и неприятных последствий.
Социальная роль хиджра как "третьего пола" (тритика лаингика - в индийской религиозной антропологии) уникальна, и представители этой касты понимают это. Они устраивают публичные разбирательства с людьми, позорящими их, с теми, кто выдает себя за хиджру. Хиджра борются за свой традиционный рынок услуг; если обычные женщины начинают выполнять их работу, выступая на мероприятиях, где изначально практиковалось выступления гермафродитов, то последние могут даже применить физическую силу для изгнания конкуренток.
Повседневная жизнь хиджра связана с "домохозяйством" - коммунальным хозяйством, объединяющем от пяти до пятнадцати человек под одной крышей и под управлением гуру или домохозяина. Это более или менее постоянные члены семьи плюс посетители или временные жильцы - гости, часто "сестры" из других городов. Все члены семьи должны заботиться о ежедневном заработке, распоряжается которым гуру или домохозяин. Пожилые или больные люди выполняют посильную им, обычно домашнюю работу, присматривают за детьми. Члены домохозяйств могут иметь различных "учителей", могут принадлежать к различным "домам". Географические перемещения, мобильность хиджра велики.
Община выработала эффективную систему социального контроля за своими членами - главным образом благодаря почти полной монополии старших над жизненными ресурсами. Когда хиджра примыкает к общине, она выплачивает некоторый денежный "взнос", после чего вправе получить место жительство на территории, подконтрольной учителю.
Наиболее важная норма жизни среди хиджра - честность и уважение к чужой собственности. Ссоры, склоки и бесчестное поведение в домохозяйстве ведут к потере репутации, а как следствие - к потере экономического успеха. Кроме того, как ритуальные специалисты хиджра входят в дома своих клиентов; поэтому для них важна репутация честных людей. Домохозяйство хиджра - одновременно и семья, и профессиональное объединение, поэтому стремление к конформизму здесь очень велико. Человек, не поладивший в одном домохозяйстве, может сменить место проживания, но общеиндийская сеть "домов" имеет внутренние связи, и люди, заработавшие дурную репутацию, с трудом находят себе новое пристанище.
За склокой и вредительством следует наказание. Провинившуюся могут сначала предостеречь, припугнуть, а с согласия джамата - обрезать ей волосы. Человек, выгнанный из общины (например, за нападение на учителя), лишается средств к пропитанию, не имеет возможности продолжать привычную ему работу. Поскольку все исполнительские выступления устраиваются учителями, хиджра в одиночку не может быть приглашена. Территории для сбора милостыни также поделены между группами, и чужак будет изгнан. Хиджра вне группы может только постараться сформировать свою собственную группу, но это довольно сложно, так как интересы и территории разных групп будут пересекаться (вспомним, как возник конфликт "детей лейтенанта Шмидта").
Сила воздействия хиджра на индийцев, их особая сексуальная роль могут быть поняты только в контексте индуизма.
В индуизме очень значима тема силы, божественной энергии существа, соединившего в себе мужское и женское начало (Bradford. 1983. Р. 307-322). О таких божествах известно уже по тексту древнейшего священного ведического источника "Ригведы". Гимн, обращенный ко всем богам, так описывает богиню Адити: "Адити - небо, Адити - воздушное пространство, Адити - мать, она - отец, она - сын. Все боги - Адити" (Ригведа. 1989. С. 1). В. А. Ефименко в статье о шактизме и тантре замечает, что в других гимнах Адити выступает божеством мужского рода, принимает облик быка или коня (Ефименко. 1999. С. 70). Андрогинность, сочетание мужских и женских признаков - важнейший элемент в шактийском направлении индуизма, в тантризме. Д. Чаттопадхьяя утверждает, что религиозные методы тантризма - не что иное, как усилие человека реализовать в себе женское начало: "это самовоспитание, предназначенное для преобразования основных черт личности и сознания из мужского в женское" (Чаттопадхьяя. 1961. С. 308).
Бахучара Мата - главный религиозный объект почитания хиджра - ассоциируется с травестизмом и транссексуализмом. Все домохозяйства хиджра имеют алтарь с изображениями этой богини, которой поклоняются ежедневно. Об этой богине известно по тексту из Джатипуранам - "Бахучара смрити". Главный храм, посвященный этой богине, расположен в Ахмедабаде (Гуджарат). Кроме того, хиджра идентифицируют себя с Шивой - амбивалентной фигурой в индуизме, объединяющем в себе (как и сами хиджра) сексуальность и аскетизм.
Очень популярен среди хиджра облик Шивы - Ардханаришвара, полуженщина-полумужчина, или единение Шивы с супругой, божественной женской энергией, Шакти. Предания о Шиве и Парвати повествуют об их постоянном "переодевании" в одежды друг друга, в особенности в ходе игры и танца. В тамильской поэме "Шилаппадикарам" ("Повесть о браслете") среди одиннадцати божественных танцев упоминается танец пандарангам - "белый танец, который Шива в облике богини Бхарати танцует перед четырехглавым Брахмой, стоящим на колеснице" (Шилаппадикарам. 1966. С. 55). Хиджра часто посещают шиваистские храмы. Хиджра занимались также рассказыванием мифологических историй, что роднит их с древними индийскими сказителями - сутами, катхаками.
Важная церемония в жизни хиджры - оскопление, удаление всех или части мужских половых органов, что сближает культовую жизнь хиджра с древними мистериями Востока, посвященными великой богине, известной под разными именами, например - Кибела. В настоящее время, правда, она проводится редко.
Эта операция почитается вторым рождением (Nanda. 1994. Р. 96-98). Полагают, что если импотент не внемлет зову богини и не оскопит себя, то и в последующих семи рождениях ему придется оставаться импотентом. Хиджра, созданный этим обрядом (совершаемым в честь богини), именуется нирван и, как считается, укрепляет свою личную связь с Бахучарой. Для хиджра это - перерождение из импотентного мужчины в полноценного хиджру. Операцию проводит хиджра, называемый "повивальной бабкой", и только после получения санкции богини. Такой операции подлежат как преданные Шиве, так и матери-богине. Операция хирургическая, и после ее проведения предписывается особая диета, церемонии, которые имитируют поведение роженицы после разрешения от бремени. Сорок дней длится период изоляции новообращенного. По их истечении нирвана облачают как невесту, устраивают шествие к воде, в ходе которого выполняются многие обряды, нацеленные на увеличение плодородия, имеющие символику бракосочетания и деторождения. После свадьбы хиджра получает благословение и силу богини, он вправе выступать на празднованиях рождения и свадьбы, являя собой "ездовое животное" божества. Через тело и действия хиджры в ходе обряда проявляется энергия божества. Парадоксальная ситуация, характерная, впрочем, для индуизма: импотент, оскопленный, преображается женской плодородной энергией в творческого аскета и отныне может наделять людей плодородием и удачей.


Хиджр Индии, Бангладеша и Пакистана часто называют «кастой третьего пола», но это - не совсем верное название. Иногда, соотнося с двуполым божеством Ардханари, их называют одной из древнейших каст - но и это не совсем верно. Хиджры вызывают сочувствие и отторжение, любопытство и много общественных дискуссий. Это явление, полного аналога которому в западном мире нет.

Мужчины, которые хотят быть женщинами

Есть несколько стереотипов, к которым прибегают европейцы, описывая касту хиджр. Мужчины, которые хотят быть женщинами; проституированные гомосексуальные мужчины; кастраты; природные гермафродиты. На самом деле, ни одно из этих описаний не является полным, хотя все эти типы можно встретить в касте хиджр. Кроме них, частью касты являются женщины - жёны и дочери мужчин-хиджр. Правда, женщин касты хиджра государство не считает третьим полом.



Хотя среди хиджр немало гермафродитов и транссексуалов, решивших перейти в хиджры из других каст в зрелом возрасте, во многих случаях о добровольности ношения женского образа или, тем более, занятий проституцией в среде хиджр говорить нельзя. Хиджрами становятся или по факту рождения внутри касты - никакую другую карьеру рождённому хиджрой кроме тех, что связаны с его кастой, просто не разрешат сделать ни окружающие, ни другие члены общины; или в хиджры могут купить ребёнка, «обладающего признаками хиджры» - с недоразвитыми гениталиями, подозрением на двуполость или просто «слишком красивого для мальчика». Торговля детьми в Индии вне закона, и, тем не менее, по факту борьба с ней очень слаба. У государства не хватает ресурсов, у рядовых полицейских на местах - желания.

Хиджр также часто обвиняют в краже детей, оставленных ненадолго без присмотра, поскольку воспроизводимость общины меньше смертности, а детей продают всё неохотнее. Сколько в этих обвинениях реальных фактов, а сколько - неприязни к касте, трудно сказать. Антропологические исследования касты хиджр пока не очень глубоки, и уж тем более никаким исследователям в своём уме члены касты не признаются, если какой-то из детей был похищен.



В любом случае, даже взрослые хиджры необязательно желают носить женский образ в нерабочее время. Многие дома ходят в обычной мужской одежде, далеко не все принимают женские гормоны (хотя, вероятно, подростков к этому порой принуждают из соображений выгоды для клана). С другой стороны, многие носят женскую одежду и макияж всю жизнь, в любых обстоятельствах. Есть и хиджры, которые ходят в мужской одежде на представления - они работают музыкантами при тех, кто танцует в женской одежде. Общину хиджр невозможно описать как нечто однородное. Она объединяет множество очень разных людей.

Утерянные евнухи

Хотя, вспоминая о двуполом божестве Ардханари, многие полагают, что каста хиджр существует в Индии очень давно, надо заметить, что следы этой касты трудно найти дальше, чем на несколько веков назад (что для индийской цивилизации, начинающейся ещё с хараппских городов, просто ничто). По гипотезе, которая выглядит очень убедительно, каста хиджр образовалась из евнухов, которые остались без хозяев после того, как индуистское население скидывало власть мусульманских правителей.



В гаремах мусульманской знати Индии - преимущественно пришлой по происхождению - евнухи играли множество разнообразных ролей. Они ухаживали за женщинами гарема, развлекали и их, и мужчин танцами и песнями, сохраняли разного рода обычаи, связанные с церемониями вокруг свадьб, рождений и похорон, занимались хозяйством. Без сомнения, молодых невольников-евнухов склоняли к сожительству хозяева, но в целом евнухи были просто прислугой, прежде всего - на женской половине дома.

Индуисты относились к евнухам и кастрации намного жёстче, чем мусульмане; кроме того, очевидно, поначалу все или почти все евнухи были сами мусульманами, то есть - представителями завоевателей. В индийском обществе слуги-кастраты оказались брошены на самое дно. Хотя они пытались сохранить за собой такие профессии, как исполнение танцев и участие в праздниках, в целом, чтобы выжить, евнухам пришлось сделать проституцию одним из основных занятий. Они также сблизились и смешались с общинами проституированных мужчин, которые существовали ещё до падения евнухов.

Первые хиджры-евнухи не могли воспроизводить численность общины своими силами. В то же время, евнухи старели и теряли клиентуру; чтобы выжить, им нужны были подчинённые и наследники. Так родился обычай, осматривая новорождённых на празднествах, выявлять «природных евнухов» - детей с нарушениями развития гениталий, и выкупать их, а также искать подростков с особенностями полового развития или, в конце концов, скупать мальчиков и затем кастрировать их либо же оставлять «на развод».



Со временем у хиджр сложилась своя особенная культура. Их речь опознаётся по большому количеству прибауток, полупристойных шуток и цитат из классической, часто иранского происхождения поэзии. Чтобы привлечь внимание, везде, где они появляются, хиджры хлопают в ладоши. Чтобы подаяние не выглядело милостыней нищему, они в ответ всегда благословляют, считая это своей особенной функцией. Благословение обычно выглядит как накладывание ладоней на голову подарившего деньги. Хотя кастрацию проходят далеко не все, есть поверье, что совсем настоящим хиджра становится только после её проведения. Молодые хиджры обязаны кормить не только кровных родственников, но и «наставниц».

Хиджры - благословение и проклятие

Со временем хиджры вписались в традиционное жизнь индуистского общества. Их посещения на семейных праздниках стало считаться благословением; если же где-то хиджрам были не рады, они грозили проклясть этот дом, пока не получат плату за свои пляски (которые исполняли в любом случае, чтобы никто не счёл, что они живут на милостыню). Как и во многих сообществах, индийцы традиционно верят в умение «женомужчин» навести порчу. Те, что придерживаются более прогрессивных взглядов, всё равно платят за танцы хиджр, потому что хотят прекратить скандал.



Туристы часто описывают хиджр как некрасивых, ярко накрашенных вымогателей в женской одежде. В то же время, можно найти интервью очень элегантных представителей касты, которые объясняют, почему никогда не опускаются до проституции и как строго относятся к танцевальному искусству. Правдой являются те и иные свидетельства. Есть целая прослойка хиджр, которые сумели поставить себя достаточно хорошо и благодаря внешности, искусству и затем отчислениям не менее искусных учеников (или учениц) могут получать хорошие деньги, поддерживать достойный уровень жизни и посвятить себя сохранению лучших традиций, подобно евнухам золотого времени мусульманских правителей Индии.

Интересна роль подобных хиджр в сохранении муджра - танца куртизанок, чью общину разогнали в девятнадцатом веке англичане из-за роли этой общины в национально-освободительном подпольном движении индийцев. Собрания индийцев на муджра использовались для обсуждения планов и пропаганды, сами куртизанки часто были связаны с лидерами движения и помогали им. После того, как кварталы куртизанок принудительно закрыли, танцу муджра - мусульманскому переосмыслению индийского катхака, мягкому и волнующему - грозило исчезновение, но его начали исполнять проституированные мужчины, включая представителей общины хиджра. До сих пор муджра разной степени искусности танцуют на мужских вечеринках хиджры, обычно - транссексуалы, сделавшие или делающие переход.



В то же время, менее искусные, разрушенные наркотиками или алкоголем с подросткового возраста, слишком рано проституированные, попросту некрасивые внешне хиджры - будь то обычные мужчины в женском, кастраты, трансгендеры или природные гермафродиты - не имеют возможности ни добывать пропитание одним только искусством, ни освоить любую другую профессию, кроме танцев - для общества они до сих пор неприкасаемые, несмотря на то, что говорит об этом закон. Для них нет другого выхода, кроме проституции и вымогательств, прикрытых ради сохранения остатков достоинства вековыми традициями и способностью благословлять, делая мужчин и женщин плодородными.

Считается, что индийское правительство благоволит хиджрам - оно ввело ради них понятие третьего пола, что, теоретически, должно повышать их статус, переведя из ранга «неправильных мужчин» в нечто особенное. Однако многие реальные проблемы сообщества не решаются. О раннем принуждении мальчиков к проституции, вызванном нищетой, молчат даже активисты, опасаясь увеличить стигматизацию общины и лишить тех же мальчиков возможность освоить какую-то другую профессию в будущем, когда слово «хиджра», возможно, перестанет быть клеймом. О приниженном положении женщин не говорит вообще никто - оно таково почти по всей Индии. Нет больших программ, расширяющих выбор профессий в сторону, например, удалённых (то, что можно делать через интернет), независимо от того, третьего ты пола или одного из «первых» и богаты ли твои родители и опекуны.

Смена пола в восточном обществе может быть и временной. К ней относится … но не навсегда.

    При слове транссексуал или трансгендер мы представляем высоких, немного мужеподобных женщин. Тайских леди-боев или израильскую певицу Дану International, что завоевала первый приз на конкурсе Евровидение в 98 году. Но этнический калейдоскоп затаил много сюрпризов. В условиях традиционных культур транссексуализм может приобретать форму культа.

    Хиджры - жутковатого вида то ли мужчины, то ли женщины. Они с вызовом протягивают руку, требуя деньги у проходящих мимо людей. Ведут хиджра себя очень нагло - пристают к прохожим, особенно к мужчинам, провожая их непристойными жестами. Я бы охарактеризовала хиджра, как этническую разновидность транссексуалов. Только если на цивилизованном уровне и в цивилизованных обществах транссексуалы сначала проходят психологические тесты, а далее вступают в долгий и постепенный процесс коррекции пола и гормональной терапии, то в случае с индийскими хиджрами молодым людям просто отсекают половые органы специальными ножами по типу мачете. Вот такая вагинопластика. Сегодня подобная процедура является вне закона в Индии, поэтому ее проводят тайно в частных домах. Хиджры составляют в Индии одну из каст неприкасаемых. Они также формируют религиозную общину, которая поклоняется богине Бахучаре. По легенде дева Бахучара попадает в плен к разбойникам и чтобы избежать насилия, она отсекает себе кинжалом грудь и умирает, истекая кровью. Поэтому те, кто поклоняется этой богине намеренно наносят себе увечья. Как и другие неприкасаемые, хиджры не могут заходить в магазины, государственные учреждения, больницы и др. Они не обладают правом голоса на выборах и не имеют паспортов.

    Хиджры носят женскую одежду, отращивают длинные волосы, ярко красятся, подражают женственным манерам. В сочетании с высоким ростом, мужеподобными чертами лица и низким голосом выглядит это порой устрашающе. Хотя они и ведут себя как женщины, их относят к «третьему полу». Кстати, во время последней переписи населения сами хиджры отказались регистрироваться, как мужчины или женщины и потребовали внесения в анкету графы «третий пол».

    В переводе слово «хиджра» означает евнух/кастрат или гермафродит. Оба эти слова несут в себе значение половой дисфункции. Слово «хиджра» часто употребляют как синоним «занана», что означает евнух или «принимающих» (пассивный) гомосексуалист. В Индии бытует поверье, что если мужчина долгое время будет практиковать пассивный гомосексуализм, он утратит мужскую силу и станет импотентом. Сами хиджры считают себя «не полностью мужчинами», объясняя это отсутствием сексуального влечения к женщинам. Правда причину отсутствия таких сексуальных желаний они усматривают в том, что их половые органы деформированы или полностью удалены.

    Духовная подноготная общины полна ритуалов и мифов. Чтобы стать хиджрой, необходимо пройти обряд посвящения и процедуру кастрации. Для этого врачеватель общины испрашивает разрешения у изображения богини Бахучары. Если богиня «улыбается» в ответ, значит она дала свое благословение и будущий хиджра отправляется в изоляцию на месяц, где морально и психологически готовится к ритуалу кастрации. В назначенный день хиджра садится на низкий табурет, концентрирует внимание на изображении Бахучары, после чего ему отсекают гениталии двумя ударами острого ножа крест на крест. По традиции хлынувшую кровь не останавливают, так как считается, что она уносит с собой прошлое. Поэтому первый час после операции становится определяющим в жизни хиджры. Рану не зашивают, она зарастает самостоятельно. В уретру вставляют специальный прутик, чтобы мочевой канал не зарастал. Вот такая доисторическая «коррекция пола». Ритуал превращает в хиджру или «нирвану». Последний термин широко распространен в буддизме и обозначает «освободившийся от желаний» или «возрожденный».

    После процедуры яички и пенис бывшего мужчины закапывают под деревом. А на 40-ой день новоиспеченную хиджру наряжают в свадебный наряд и официально принимают в общину. Община делится на коммуны, в которых проживают вместе по 5 - 15 человек под покровительством одного гуру. Помимо непосредственно кастратов к общине могут присоединяться гермафродиты. Отличительно чертой всех членов общины является неспособность к воспроизводству потомства. Несмотря на то, что деформированные гениталии служат отличительной чертой хиджр, тем не менее, на практике любой признак утраты мужественности может послужить поводом присоединения к общине. Будь то импотенция, женоподобное поведение или пассивный гомосексуализм.

    Попадает будущий хиджра в общину при покровительстве гуру. Всю последующую жизнь гуру будет выполнять функцию «отца» и авторитета для хиджры. Как правило, наставник у хиджры один на всю жизнь, хотя и существует нежелательная практика смены учителя с уплатой денежной компенсации бывшему наставнику. Такая социальная организация внутри общины произрастает из общепринятой в индуизме традиции духовного наставничества и основывается на отношениях между учителем и учениками. Ученики занимают подчиненное положение и должны во всем слушаться своего гуру и всячески проявлять к нему уважение. Учителя и ученики формируют целые кланы, которые проживают вместе в общинных домах - как минимум семь у одного клана. Главы домов создают совет старейшин - джамат. Джамат принимает решения о приеме новых членов в общину, разрешает споры и конфликты.

    Внутри общины существует четкая иерархия. Община делится на четыре группы. Каждая группа по-разному зарабатывает себе на жизнь. Высшие слои иерархии танцуют и поют на свадьбах. Они дают свое благословение новорожденным и молодоженам. За это они получают плату «бадхаи». Это могут быть деньги, либо еда, сладости или одежда. Когда их не приглашают добровольно на свадьбы или праздники в честь новорожденных, они могут заявиться незваными гостями, стараясь всячески испортить праздник. Привлекать внимание непристойными жестами и грубыми насмешками. Средние слои иерархии танцуют и поют на площадях и рынках, работают прислугой в домах. Низшие слои общины выполняют самую грязную работу, собирают милостыню, занимаются проституцией и вымогательством, воруют.

    Отношение к хиджрам в обществе двойственное. С одной стороны их боятся. Угроза хиджры поднять юбку и показать изуродованные гениталии равносильна проклятью. С другой стороны, их наделяют магической силой. Бездетные женщины просят у них благословения. Также есть примета, что если хиджра присела отдохнуть на порог дома это принесет в дом счастье.

    В последние годы растет активность общины в политической жизни. У них появилась своя общенациональная ассоциация, которая собирается в случае смерти одного из наиболее уважаемых гуру общины. Хиджры создали свою партию и профсоюз. Всеиндийское собрание хиджр борется за права сообщества. Организация также имеет своей целью реабилитировать репутацию общины, которая сильно пострадала из-за распространившегося поверья о том, что хиджры похищают мальчиков и насильно кастрируют их. В Бомбее была организована государственная служба по сбору налогов и взиманию долгов, сформированная исключительно из хиджр. По прошествии небольшого времени было замечено, что служба обладает высокой эффективностью - индийцы бояться проклятий хиджр и их задранных юбок. В последнее время хиджры стали сниматься в художественных кинолентах, выступают с танцевальными номерами на праздниках и выставках.

    Фото: Джоханан Оттенсусер и Уолтер Люстиш

Для танго нужны только двое, но для распития бутылки водки традиция требует третьего. У Азимова в трилогии «Сами боги» в параллельной вселенной обитает раса трехполых «паралюдей», приславших нам, двуполым, чертеж электронно-позитронного насоса. Бог, говорят, троицу любит, а сам создал для безделья в саду Эдема и последовавшего опозоривания лишь пару - мужчину и женщину. Человечеству спокон веку не хватает чего-то или кого-то третьего, поэтому оно радо было узнать, например, о том, что ангелы - бесплотны и бесполы, а поиски третьего пола людского в культуре сапиенсов начались еще в древних Шумере и Аккаде, где жители Междуречья как-то сели и выдумали себе богиню Нинма. Она была вроде бы «матерью всего», но при этом не имела ни женских, ни мужских отличительных органов, зато у Нинма были крылья и .

В Древнем Египте третьим полом, «секхетами», якобы называли , подверженных кастрации в раннем возрасте. Гипотеза такая есть. В ветхозаветном Израиле существовало аж 6 человеческих полов, ну а в древнегреческой, более изученной, мифологии мы напрямую знакомимся с Гермафродитом.

У чукчей и у евреев, у и у индийцев ведической эпохи в разное время рядом с мужчиной и женщиной находилось место кому-то третьему. Человеческие существа третьего пола живут на Земле и поныне. Начнем с самых «бросающихся в глаза» из них - индийских и пакистанских хиджр, которых белые путешественники привычно для себя обзывают «юродивыми трансвеститами, клянчащими мелочь в поездах».

Как правило, хиджры, коих в Индии насчитывается около 6 миллионов, рождаются обычными мальчиками или трансами, ощущающими себя в неправильном теле неуютно. Под «ряженых» хиджр часто косят пассивные педерасты, но настоящим лицом третьего пола на Индостане может стать лишь тот мальчик или юноша, кого кустарно кастрировали старшие члены их странной общины.

Если Хиджре, мужику, облаченному в женский наряд, предложить слетать в Сингапур на операцию по смене пола, он удивится и откажется, ибо действительно считает себя ни мужчиной и ни женщиной, а чем-то третьим и вполне божественным. В первую очередь ссылаясь на то, что самый модный бог индусов является гермафродитом.

Хиджры обычно официально не работают, считаются одной из каст неприкасаемых. В паспортах они официально значатся лицами неопределенной гендерной принадлежности. Бездетные женщины просят у хиджр благословения на зачатие, транс-индусов и пакистанцев приглашают петь и играть на и днях рождения. Если хиджры заявляются на праздник без приглашения, их обязаны накормить, выслушать их песни и выплатить немалый гонорар. Иначе хиджра якобы может наложить на семейство проклятие. А может и не наложить, потому суеверные индусы и боятся гнать наглецов из дому. Если праздников по месту жительства не происходит, хиджра ругается матом, занимается попрошайничеством или жульничает.

Живет индийский средний пол общинами с четко распределенными ролями и сильной поддержкой и взаимовыручкой. Если хиджра вдруг решит зарабатывать на жизнь проституцией, то его могут больно побить обычные граждане, доходит даже до зверских убийств. Ибо в таких случаях обычные граждане Индии смотрят на «ряженых», как в мужских тюрьмах всего мира смотрят на «опущенных». Поэтому власти кое-где чувствуют себя обязанными обеспечить трансов человеческой работой. Так, в городе Патна хиджры в виде эксперимента трудоустроены мэрией сборщиками налогов у лавочников-должников, и им достается по закону 4% от «выбитых» у предпринимателей денег.

Сексуальными партнерами хиджр обычно являются члены другой низшей касты - котхи, гомосексуалисты, отождествляющие себя с мужским полом, не средним.

Похожие публикации