Туристический портал - Paratourism

Описание монастыря яснаи горы. Ясногорский монастырь (Ясная Гора) Ясная гора

Ясная Гора , Ясна Гура (польск. Jasna Góra ) — католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название — Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie ). Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов. Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери, которая почитается католиками, как величайшая реликвия. Ясная Гора — главный объект религиозного паломничества в Польше.


История


1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена — храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.


На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Она разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии.


В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства.


Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.


После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и был утерян после революции 1917 года. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.


В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.


Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привели к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.


После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.


В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие , и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.


Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря доминирует над городом Ченстохова и видна приблизительно с 10-километрового расстояния от монастыря. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.


Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Бастионы носят имена:


  • бастион Морштынов

  • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)

  • королевский бастион (или бастион Потоцких)

  • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

Колокольня

Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.


Кололкольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Хедвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви — св. Альберта Великого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.



Капелла Девы Марии


Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери — сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.


В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.



Собор Святого Креста и Рождества Богородицы


Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.


В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692—1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.


Трёхнефный собор — один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св. Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.



Ризница


Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году, её длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.



Библиотека


Монастырь располагает обширной библиотекой. Среди уникальных библиотечных экземпляров 8 000 старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в своё время была завещана монастырю.


Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.



Рыцарский зал


Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен св. Иоанна Богослова работы XVIII века.


В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.




В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.



Паломничества


Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.


Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.



Монастырь в литературе


Оборона Ясногорского монастыря от шведов в 1655 году описана на страницах исторического романа Г. Сенкевича Потоп.

Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской.
(Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).
Польша (Polska), Силезское воеводство (Województwo śląskie). Ченстоховский повят (район) (Powiat częstochowski). Ченстохова (Częstochowa). Klasztorna 1.

Ясна Гура или Ясногорский (Ясная Гора, на польском языке Jasna Góra) - католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (на польском языке Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).

История города Ченстохова и возникновения Ясногорского монастыря уходят вглубь веков. Так первая деревня Ченстохова была основана еще в 11-ом столетии, а первое упоминание о ней в исторических документах относится к 1220 году. Статус города Ченстохова получила в 1377 году.

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов (Орден святого Павла Отшельника – на латыни Ordo Sancti Pauli Primi Eremitæ, на польском языке Zakon Świętego Pawła Pierwszego Pustelnika), которым князь передал приходский костёл Пресвятой Девы Марии. Благодаря дарам и пожертвованиям Владислава II Ягеллы (Władysław Jagiełło) и его жены Ядвиги, на холме абсолютная высота которого составляет 293 метра, в 1393 году основали монастырь. Новая обитель получила имя„Ясна Гора” в честь главной в тот момент церкви ордена - храма святого Лаврентия на Ясной Горе в Буде (сейчас Будапешт).

Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери (из-за темного оттенка лика также известна как „Черная Мадонна”, Czarna Madonna или Matka Boska Częstochowska), которая почитается католиками и православными, как величайшая реликвия.

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука на доске от стола, при котором молилась и принимала пищу Пресвятая Семья. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. Достоверно историю иконы можно проследить с конца 13 века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону из Константинополя в город Белз (современная Украина), где она прославилась многочисленными чудесами. В Ясногорский монастырь ее перевез Владислав Опольский. Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте „Translatio Tabulae”, экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве.

Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2 x 82,2 x 3,5 сантиметров, относится к типу Одигитрия. Младенец Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а в левой держит книгу.

На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь. Ворвавшись в каплицу Божией Матери, они сорвали с алтаря икону, украли ценные предметы ее окружавшие и саблями порезали лик Мадонны. После чего бросили икону на землю так, что доски иконы треснули на три части.

Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Художники несколько раз безуспешно наносили новые краски, а они вновь и вновь сходили с иконы. Отчаявшись отреставрировать икону, они сняли с доски остатки первичной краски и нарисовали новую ее копию, максимально приближенную к оригиналу. А там где на лике Божией Матери были разрезы, в память о вандалистских действий, они нанесли резцом следы на новую икону. Именно в таком виде икона дошла до наших дней.

Над входом в боковую капеллу храма находиться копия иконы Божьей Матери из Ченстохова. По мнению искусствоведов, копия иконы была создана в Византии в 9–11 веках.

В 1466 году Ясногорский монастырь пережил еще одну осаду чешской армии.
После этих событий слава Ясногорского монастыря возросла больше прежней. В Ясногорский монастырь стали прибывать многочисленные паломники, первоначальная каплица уже не могла всех вмещать, и монастырь начал расширяться, началось строительство нового большого костела. Очередное нападение на монастырь и его грабеж, а также пограничное расположение Ясногорского холма склонили польских королей Сигизмунда III Вазу (Sigismund, Zygmunt) и Владислава IV Вазу (Władysław IV Waza), окружить монастырь оборонным рвом. В 1621 году были начаты фортификационные работы, таким образом, святилище на Ясна Гуре стало крепостью Марии.

Построенные в 1621-1644 годах укрепления превратили Ясногорский монастырь в значимый оборонный объект . Очень скоро фортификационные сооружения Ясногорского монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого „потопа”, шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян II Казимир Ваза (Jan II Kazimierz Waza) бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясногорского монастыря . Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы.

1 апреля 1656 года благодарный король Ян II Казимир Ваза, во время торжественного обета, отдал себя и свою страну под опеку Божией Матери, назвав ее Духовной Матерью и Королевой Польши.
Еще несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность.

После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав II Август Понятовский (Stanisław August Poniatowski) приказал сдать Ясногорский монастырь русским войскам . Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн. Настоятель Ясногорского монастыря преподнес русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешел на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясногорского монастыря, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены в несколько иной конфигурации, чем раньше.

В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знаменах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.

Во время второй мировой войны Ясногорский монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.
После войны Ясногорский монастырь продолжал быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия „львовских обетов” Яна II Казимира Вазы, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышиньского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.

Территория Ясногорского монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трех сторон парком, в то время как с четвертой стороны к ним ведет большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы.

Бастионы носят имена:

  • бастион Морштынув (Роха, Bastion Morsztynów).
  • бастион святой Варвары (Любомирских, Bastion św. Barbary, bastion Lubomirskich).
  • королевский бастион (Потоцких, святого Якуба, Bastion królewski, bastion Potockich).
  • бастион Святой Троицы (Шанявских, Bastion św. Trójcy, bastion Szaniawskich).

Доминантой Ясногорского монастыря является Ясногорская колокольня высотой 106.3 метра. Колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Она несколько раз страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена. Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - святого Павла Фивейского, святого Флориана, святого Казимира и святой Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - святого Альберта Великого, святого Григория Назианзина, святого Августина и святого Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери - сердце Ясногорского монастыря. Первоначальная капелла была построена еще до начала 17 века, в 1644 году она была перестроена в трехнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остается на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом. Завесу поднимают только два раза в день. Икона время от времени меняет свой вид из-за того, что ее „переодевают” попеременно в семь разных убранств, инкрустированных золотом, серебром и драгоценными камнями.
В 1929 году к капелле была пристроена еще одна часть. В капелле 5 алтарей, ее стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение Ясногорского монастыря, его сооружение началось в начале 15 века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.

В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692-1695 годах были проведены восстановительные работы. Еще несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 годах.

Трехнефный собор - один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла святого Павла Фивейского, святого

Сердца Иисуса, святого Антония Падуанского.
Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году. Ее длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи относятся к 17 веку.
Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада Ясногорского монастыря позади капеллы Девы Марии. Он возведен в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в 17 веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь святого Иоанна Богослова работы 18 века. В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия Ясногорского монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и другие.

В 1900-1913 годах в сухом рву монастыря была создана скульптурная группа (14 станций) Путь Христа (Droga Krzyžowa Częstochowa). Ее по проекту архитектора Stefana Szyllerskie, создал скульптор Pius Weloncki.

Перед Ясногорским монастырем находится большое открытое пространство (сквер). Здесь во время больших богослужений собирается более 200 000 паломников.

В течение года в Ясногорский монастырь приезжает 4-5 миллионов туристов и паломников.

макет Ясногорского монастыря в парке миниатюр в Огродзенеце (Польша)
почтовые марки посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
почтовые конверты посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
монеты посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
монеты посвященные Ясногорскому монастырю


Ясногорский монастырь (Ясная Гора) базилика Ясногорского монастыря


Центральный вход Ясногорского монастыря фото на память у Ясногорского монастыря


ворота Любомирских Ясногорского монастыря ворота Королевы Польши Ясногорского монастыря


надвратные украшения ворот монастыря фрагмент ворот монастыря
ворота Валова (Ягелло) вход в базилику Ясногорская колокольня


Королевские покои

Мы уже не раз акцентировали тот факт, что поляки – народ очень религиозный. В принципе, этому не стоит особо удивляться. Земля Речи Посполитой богата не только историческими и природными достопримечательностями, но и сакральными местами, которые ежегодно посещают миллионы паломников. Одним из таких мест является городок Ченстохова, расположенный в Шленском воеводстве. Небольшое, провинциальное местечко стало синонимом религиозности и истинной веры, благодаря уникальному церковно-монастырскому комплексу, называемому «Ясна Гура». Откуда же взялась на польских землях таинственная икона, творящая чудеса? Почему именно Ясна Гура стала символом польской веры? Как так получилось, что вопреки активной антирелигиозной кампании, проводившейся властями коммунистической Польши, страна все же не утратила своей веры? Ответы следует искать здесь, в Ченстохове.

Удивительный шленский городок.

1220 год от рождества Христова. На перекрестке реки Варта и королевского тракта, ведущего от до , на самой границе Малопольски и Велькопольски появляется небольшое поселение, именуемое Ченстоховой. Место было выбрано не зря – именно на этом участке находилась речная переправа, которую нужно было охранять. Первыми поселенцами Ченстоховы вероятнее всего были солдаты, стерегущие ту самую переправу, и их семьи. Поселение довольно быстро разрасталось и вскоре уже получило городские права. Уже в XIV веке роль Ченстоховы в геополитической и экономической деятельности Речи Посполитой стала на столько важна, что милостью божьей король дарит городу магдебургское право. По другому было бы и нельзя – через Ченстохову проходит не только королевский тракт, но и один из важнейших торговых путей Средневековья, так называемый «воловий» путь из Молдавии до .

В 1377 году Ченстохова переходит под юрисдикцию Владислава Опольчика, потомка славной династии Пястов. Так уж получилось, что князь Владислав был не только правителем Опольско-Рацибужского княжества, но и палатином (премьер-министром) Королевства Венгерского, и правителем Княжества Галицкого (Червленой Руси). Вот эти моменты и были запечатлены на гербе Ченстоховы – золотой лев (символ Галичины), стоящий напротив орла (символа Опольско-Рацибужа). Немногим позже, орел был изменен на черного ворона с хлебом в клюве (символ монахов-паулинов).

Золотой галицкий лев против черного монашеского ворона.

Хотя князь Опольско-Рацибужский не долго правил в Ченстохове, все же за два десятилетия он успел свершить парочку особо важных дел, с которыми связана дальнейшая история города. Дело первое – Владислав впустил в город монахов ордена Паулинов и позволил им построить свой храм. Дело второе (особо важное) – в 1382 году князь Владислав Опольчик привез из Руси в ченстохову чудотворную икону Богородицы и приказал разместить ее в костеле, построенном паулинами.

Легенда

Когда будущий евангелист Лука пребывал в Иерусалиме, он посетил дом Марии и Иосифа. Скромный ужин в доме святой семьи на столько поразил Луку своей сакральностью, что он, не удержавшись, прямо на дощатом столе нарисовал Богородицу вместе с младенцем Иисусом. Спустя несколько десятилетий, икона была передана императору Константину и хранилась в одном из христианских храмов Константинополя. На службе у императора в те годы состоял галицкий князь Лев. Не известно за какие именно заслуги, но икона была подарена князю самим императором. Лев привез святыню в родную Галичину, богато украсил ее золотом и драгоценными камнями и подарил церкви в городке Белз. Когда Владислав Опольчик стал правителем Галицкого Княжества, ему донесли о чудотворной иконе. Князь решил лично удостовериться в ее могуществе и отправился в церковь. Икона произвела на него такое огромное впечатление, что он решил, во что бы то ни было, забрать ее к себе на родину.

Эту иконы по легенде нарисовал евангелист Лука.

Решающим фактором в желании заполучить икону, стала чудесная победа над литовскими и татарскими войсками, окружившими город. Однако, когда икона была снята с церковной стены и установлена в специальной карете, кони не смогли двинуться с места. Владислав поклялся, что будет чтить икону до конца своих дней и построит величественный храм в том месте, которое она сама себе выберет. Икона выбрала Ченстохову.

Легенда легендой, но чудодейственная икона Богородицы с Иисусом с тех пор «поселилась» в Ченстоховском костеле и стала главным религиозным атрибутом Польши.

Та же икона, в костеле Ясной Гуры.

Почему же самая известная польская святыня называется «Ясна Гура»? Ясна, в переводе с польского – светлая. Скорее всего, это название объясняется белыми известняковыми останцами (элементами рельефа), характерными для всей Краковско-Ченстоховской Юры (возвышенности). Благодаря этим светлым валунам, пластам золотистой глины и серебристого гравия, гора и получила такое название, которое потом перешло на весь монастырский комплекс.

Туристы и паломники, посещающие Ясну Гуру, с легкостью замечают, что это – не обычный монастырь. Толстые стены, оборонные валы, пушечные ядра, застрявшие в кирпичах у главного входа. Это все – свидетельство необычной истории Ченстоховы. Монахи-паулины изначально строили свой храм таким образом, чтобы он мог исполнять и фортификационные функции. Здесь даже находился постоянный вооруженный сторожевой отряд, состоящий из «братьев во Христе». Ничего удивительного. Вспомните смутное Средневековье и расположение Ченстоховы на стыке важных торговых путей – кто бы не позарился на монашеские добра?

Храм или неприступная крепость?

Монастырь в Ясной Гуре – это, действительно, неприступная крепость. Чем бы не объясняли его мощь – прекрасным расположением, укрепленными стенами или защитой чудодейственной иконы, факт остается фактом. Ни , ни I Северная война, ни многочисленные разбойничьи набеги не смогли выжить паулинов из их священного гнезда.

Шли годы. Власть менялась. Менялись нравы и обычаи. Но Ченстохова не замолкала. Даже в самые смутные коммунистические времена находились смельчаки, которые приезжали в Ясну Гуру, дабы поклониться Богородице и попросить ее о помощи. Удивительно, но если вспомнить, что творилось на территории бывшего советского союза, то сохранение монастыря и тем более – самой иконы Ченстоховской Богоматери, можно объяснить только воздействием высших сил. Ее не украли, не уничтожили, не заперли в музейных складах… Давно все позабыли о монахах-паулинах. Имя Владислава Опольчика затерялось в анналах истории. И только грустная Богородица с темным, как гречневый мед, лицом, задумчиво смотрит на мир, держа на руках свое единственное дитя.

На автобусе через пол Европы

Ченстохова

И вновь мы в Польше. Автобус опережает график, и у нас есть время, чтобы заглянуть в еще одно интересное место. Город Ченстохова - это духовная столица Польши, центр культа Девы Марии. Первые упоминания о Ченстохове в летописях встречаются еще в тринадцатом столетии, но в центр католической веры он начал превращаться с конца XIV века, когда польский князь Владислав Опольский пригласил из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали на холме рядом с Ченстоховой монастырь Ясная Гора. Этот же князь перенес сюда знаменитую икону Божией Матери - главную реликвию обители.

У Ченстоховы была бурная история. За восемь с лишним веков город не раз подвергался осаде, переходил во владение Пруссии, потом снова возвращался в состав Польши. Помимо Ясногорского монастыря, в нем сохранились и другие исторические постройки и места, например, костёл Святого Зигмунда, собор Святого Семейства, старое еврейское кладбище.

Сегодня Ченстохова продолжает играть важную роль в духовной и культурной жизни Польши. Здесь проходит Международный фестиваль духовной музыки Gaude Mater, фестиваль традиционного джаза Hot Jazz Spring, Дни культуры народов Европы, Международный фестиваль фольклора «Из далека и близка», Всенародный поэтический конкурс им. Галины Посвятовской.

Ясногорский монастырь прежде всего известен как место хранения главной польской католической святыни - Ченстоховской иконы Божией Матери. Особое почитание икона и сам монастырь заслужили в 1655 году, во время шведского нашествия на Польшу, которое сами поляки традиционно называют «Потоп». Шведы быстро наступали, в короткий срок захватив крупнейшие города страны. Королю пришлось бежать за рубеж. Вскоре к монастырю подступила трехтысячная армия. Больше месяца захватчики вели осаду. Но, хотя защитники монастыря как минимум в 15 раз уступали шведам по численности (в гарнизоне было менее двухсот солдат), осаждающим так и не удалось пробиться за его стены, и они отступили. Это стало переломным моментом в войне. По всей стране начался национальный подъем, создание ополчения. Поляки перешли в наступление и изгнали шведов. Многие объясняли это чудом, совершенным Девой Марией. После войны со всей страны в монастырь Ясная Гора потекли потоки паломников, а король Ян Казимир объявил Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши.

106-метровая монастырская колокольня. Каждые 15 минут колокола на ней исполняют гимн, посвященный Деве Марии. На самом шпиле, под крестом, находится ворон с куском хлеба во рту - символ монашеского ордена паулинов, основавшего монастырь.

Вход в Собор Святого Креста и Рождества Богородицы с двумя солнечными часами над дверью, с арабскими и римскими цифрами.

Слева на фото - музей 600-летия монастыря.

Во внутреннем дворе монастыря есть священный источник, вода в котором, как считается, обладает свойством исцелять болезни. Паломники и туристы обязательно увозят с собой хоть немного чудесной воды. Многие приезжают в монастырь специально, чтобы молить об исцелении.

Внутренний двор перед входом в святая святых Ясногорского монастыря - капеллу, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери.

Люди со всей Польши постоянно передают монастырю различные дары. Поскольку среди дарителей было немало королей, знатных и просто состоятельных людей, то за несколько веков в монастыре собралась богатая коллекция редких и дорогих предметов, имеющих высокую историческую ценность. Сейчас часть из них хранится в монастырском музее, а часть украшают стены капеллы (на фото).

Поглядим на потолок, весь покрытый плетением барочных узоров. Среди портретов, украшающих потолочные своды, не только святые, но и выдающиеся люди Польши.

Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

А вот и она - та самая Ченстоховская икона Божией Матери. В просторечии ее называют Чёрной Мадонной за темный цвет лика. По легенде, она была написана еще апостолом Лукой. А в IV веке ее подарили матери римского императора Константина - Святой Елене во время визита последней в Иерусалим. Она-то и перевезла ее в Константинополь, становившийся в то время центром христианского мира. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к мнению, что икону создали в Византии примерно в IX-XI веке.

За свою многовековую историю она успела послужить в Византии, в Западной Украине, наконец, в Польше, и, как говорят верующие, повсюду совершала чудеса. Икона пережила несколько войн и осад монастыря. В XV веке, во время разграбления обители восставшими гуситами икону порубили саблями и даже после реставрации на лике остались отметины. А во Вторую мировую войну ее чуть не взорвали вместе с монастырем отступавшие нацисты. Несмотря на все испытания, икона сохранилась до наших дней и по-прежнему остается главной святыней Польши.

Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

В годы, когда Польша была разделена между Пруссией, Россией и Австрией (1795-1918 гг.) и не имела своей государственности, Ченстоховская икона Божией Матери была символом единения нации, ее в равной мере почитали во всех областях разделенной страны. А в XX веке, в годы гонений на религию, икона превратилась еще и в символ сопротивления коммунистическому режиму.

Кстати, святыней Ченстоховская икона Божией Матери считается не только у католиков, но и у православных. Список с нее хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Ясная Гора, Ясна Гура - католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов. Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери, которая почитается католиками, как величайшая реликвия. Ясная Гора - главный объект религиозного паломничества в Польше.

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена - храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.

На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии.

В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства.

Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и был утерян после революции 1917 года. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.

Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привели к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.

После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.

В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря доминирует над городом Ченстохова и видна приблизительно с 10-километрового расстояния от монастыря. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Бастионы носят имена:

  • бастион Морштынов
  • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)
  • королевский бастион (или бастион Потоцких)
  • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

Кололкольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Хедвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери - сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.

В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692-1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.

Трёхнефный собор - один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св. Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.

Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году, её длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.

Монастырь располагает обширной библиотекой. Среди уникальных библиотечных экземпляров 8 000 старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в своё время была завещана монастырю.

Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.

Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.

Оборона Ясногорского монастыря от шведов в 1655 году описана на страницах исторического романа Г. Сенкевича Потоп.

Сайт: http://www.jasnagora.pl

Паломнические поездки к Монастырю Яснае Горе

Похожие публикации