Туристический портал - Paratourism

Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных

Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных.

Особняк Трубецких-Нарышкиных (ул.Чайковского, 29) наконец открыл свои двери после реставрации.

Дом Трубецкого (Нарышкиных) — федеральный памятник архитектуры. На участке дома №29 по улице Чайковского с 1750-х годов находилось два дома, один из которых принадлежал прадеду А.С. Пушкина

Одноэтажный особняк был построен в 1779-1780 гг. для Абрама Петровича Ганнибала - «арапа Петра Великого».

Иван Абрамович Ганнибал был крупной фигурой того времени: знаменитый военный, герой Наваринского сражения и Чесменской битвы, строитель крепости и города Херсона, он был настолько известен, что даже когда рассорился с фаворитом императрицы князем Потемкиным, Екатерина II приняла сторону Ганнибала. Однако горячий нравом сын "арапа Петра Великого", несмотря на милость императрицы, вышел в отставку и переехал в Петербург. Какое-то время он жил в этом доме, периодически выезжая в Ингерманландию.

После смерти старика Ганнибала в 1781 г. дом перешёл к его сыновьям, которые уступили права на него старшему брату - Ивану. После смерти Ивана в 1823 г. дом переходит в собственность сенатора И. Н. Неплюева, а после его смерти в 1823 г. в доме поселилась его дочь Мария вместе с мужем поручиком Е. П. Енгалычевым.

Князь Пётр Никитич Трубецкой (4 (15) августа 1724 — 12 (23) мая 1791) — русский сенатор, литератор и библиофил из рода Трубецких

В 1855 г. новым хозяином особняка становится князь П. Н. Трубецкой. Для него Г. А. Боссе перестраивает особняк. Был значительно расширен фасад на ул. Чайковского за счёт сноса маленького флигеля и ворот.



Вскоре Трубецкой женился на Елизавете Эсперовне Белосельской-Белозерской. Эта дама желала устроить здесь великосветский салон, однако приобрести такую известность их дому не удалось. Мало того, из-за больших финансовых трат князь был вынужден сдавать особняк в наём. Дом снимали английский посол Непир, итальянское посольство.

В 1874 году дом приобрёл зять князя Павел Павлович Демидов (наследник огромного наследства), носивший не признанный в России титул Сан-Донато. В следующем году Демидов перепродал участок Василию Львовичу Нарышкину.

Для Нарышкиных дом был перестроен 1875-1876 годах по проекту архитектора Р.А. Гедике. Во дворе сохранялся сад, а вдоль Кирочного (ныне Друскеникского) переулка были построены новые служебный корпуса. Здесь архитектором был создан большой зал на 200-250 человек. Василий Львович Нарышкин был женат на княжне Февронье Орбелиани, его сын женился на дочери Сергея Юльевича Витте.

После 1917 года хозяева особняка уехали из России. То, что затем здание занимали различные организации (так, в 1918 году - Литейная районная продовольственная управа), спасло его от разграбления, которому в те годы подверглись многие особняки. После бегства Нарышкиных за границу здесь оставалось значительное количество ценных предметов искусства. В 1920 году на трёх подводах они были вывезены в Эрмитаж, часть ценностей затем передали Русскому музею.

С 1923 года здесь находилась Детская художественная студия, носившая имя Златы Лилиной - жены тогдашнего петроградского руководителя Зиновьева. Потом имя Лилиной из названия убрали, а сама студия, преобразованная в Дом художественного воспитания детей, находилась тут и дальше. После войны здание целиком принадлежало Дзержинскому райкому партии: здесь помещались кабинет политического просвещения, отдел пропаганды и агитации. Одну из комнат в бывшем особняке Нарышкиных занимало районное общество «Знание».

В 2009 году ООО «Интарсия» выкупило все жилые квартиры и перевело их в статус нежилых.
Здание будет приспособлено под Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия.


В Санкт-Петербурге эксперты изучают редчайший клад. В особняке Нарышкиных найдены семейные сокровища, которые пролежали в тайной комнате почти целый век после революции в 1917 году.На тайник наткнулись во время ремонта, когда вскрыли полы. Находка вполне может оказаться не последней — в то неспокойное время в России дворяне и просто богатые люди часто старались спрятать накопленные сокровища.

Фамильное столовое серебро старинного дворянского рода Нарышкиных обнаружил в четверг 29 марта во время реконструкции особняка по адресу: улица Чайковского, 29 прораб группы компаний «Интарсия». Эта компания специализируется на реставрационных работах. Ее рабочие нашли небольшое помещение, которого не было ни на одном плане здания.В комнате площадью 6 квадратных метров находились 40 мешков с серебряной посудой, украшенной гербом Нарышкиных, а также медалями и орденами времен Российской империи.

Ценности были завернуты в газеты, датированные 1917-м годом. Заметим, что в конце 1917 года Нарышкины покинули Россию, а ценности, сохранившиеся в особняке, в 1920 годум были перевезены в Эрмитаж и Русский музей.
О том, что в особняке может еще хранится фамильная посуда Нарышкиных, никто из наследников никогда не упоминал.
Сейчас ценности пытаются описать прибывшие на место эксперты КГИОП правительства Санкт-Петербурга. Они работают в перчатках, чтобы не повредить ценности

Десятки килограммов серебра: уникальные сервизы, канделябры — все бережно упаковано в газеты страшного 17-го года. И полито уксусом, он защищает благородный металл от окисления. Особняк на Чайковского принадлежал роду Нарышкиных, и именно их герб выгравирован на большинстве предметов.«Впечатлило! Это парадные сервизы дворянские, то есть это уникальный клад, равного которому просто не было», — говорит начальник отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владислав Кириллов.


Даже по кадрам оперативной съемки понятно, что в Петербурге нашли нечто настолько неординарное, с чем еще не сталкивались даже ведущие эксперты Государственного Эрмитажа.

Марина Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором западно-европейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, считает: «По-моему, Сазиков — один из крупнейших серебренников, работавших в Петербурге и имевших отделение в Москве. Вещи очень дорогие. Даже в те времена. Это должно быть в музее и даже на постоянных выставках».Если бы не капитальный ремонт великокняжеского особняка, кто знает, сколько десятилетий пролежало бы сокровище между вторым и третьим этажами. Каменный мешок обнаружили рабочие, которые вскрывали полы. Настоящая тайная комната не такая уж редкость для старинных домов. Эффект барокко — изумлять, поражать — нашел своеобразное применение.



«В России мода на тайники особенно возникла в XVIII веке. Пошла мода на механику. То есть интересовал механизм, интересовали обманки. Например, вот вы прикоснётесь, подвинете это, и оно откроется», — рассказала Екатерина Станюкович-Денисова, историк архитектуры, старший преподаватель кафедры истории и русского искусства Санкт-Петербургского госуниверситета.



Начиная от скрытых замочных скважин в хозяйственных шкафах, заканчивая совсем сложными сооружениями, что-то витало тогда в воздухе: желание иметь тайну, скрыть нечто от посторонних глаз не обошло даже представителей рода Романовых.



В кабинете внука Николая Первого, великого князя Константина Константиновича Романова, того самого президента Императорской академии наук и поэта, который подписывался инициалами Ка Эр, была тайна, о которой, наверное, догадывались другие обитатели Мраморного дворца, но это был всё же секрет для большинства. С виду обычный книжный шкаф, но если нажать на стеновую панель — это кнопка.



То есть это и не шкаф вовсе, а потайная дверь. Она не вела к черному ходу, не использовалась для каких-то конспиративных целей. За дверцей была молельня. И общение с Богом было настолько личным и деликатным делом, что великий князь распорядился вход скрыть от посторонних глаз и уходил за дверь только тогда, когда в кабинете никого не было.


Про умершего в 1915 году великого князя Константина теперь говорят: ему повезло, имея в виду, что он не дожил до революции. Троих его сыновей большевики жестоко убили в Алапаевске. Мода на тайники в то время превратилась в необходимость. Если предприимчивые купцы переводили деньги в бриллианты, то дворяне пытались спрятать имущество в собственных домах.


«Вот это тайник, обнаруженный 12 октября 1925 года. Даже следы взлома видны с тех самых далеких времен. Самый богатый, пожалуй, клад найден был в Юсуповском дворце — том самом, где убили Григория Распутина. Вот, кстати, потайная дверь, через которую выносили сибирского старца. По советским музеям разошлись одна из лучших в Европе коллекций живописи, скрипки Амати, драгоценности, неизвестные письма Пушкина и автографы других знаменитостей, принадлежавшие Феликсу Юсупову и его семье», — показывает специалист.




Потомственный русский аристократ и классик литературы Владимир Набоков, бежавший в одно время с Нарышкиными, Шереметьевыми и Юсуповыми, до конца жизни хранил фото семейного особняка на Большой Морской улице Петербурга. Разделённый с Россией целым океаном, он вспоминал о доме в автобиографии «Другие берега».



«Я родился в комнате на втором этаже — там, где был тайничок с материнскими драгоценностями: швейцар Устин лично привёл к нему восставший народ через все комнаты в ноябре 17-го года», — писал Набоков много десятилетий спустя. Вот он этот тайничок — скрытый в стене сейф. Закрыт — ключ утерян давным-давно. Отсюда Набоковы бежали от революции. И уж наверное, как и тысячи других, не думали, что это навсегда. И надеялись, что ценности дождутся их возвращения на родину.



В доме Нарышкиных сейчас проводят сигнализацию и выставили вооруженную охрану. Не исключено, что в великокняжеском особняке есть ещё таинственные полости в каменной кладке.





О своих правах на наследие предков объявил представитель рода Нарышкиных, в настоящее время проживающий в Южной Африке, и петербургский адвокат, носящий ту же фамилию.


"По российским законам, насколько мне известно, мне не на что претендовать, ведь я не являюсь родственником по прямой линии… Но, возможно, если не найдется других родственников, и если найдется адвокат, который будет готов заняться этим делом, - почему бы и не претендовать", - заявил 65-летний Петр Нарышкин



На кусочке территории между реками Цной, Шачей и Вышей, где время как будто застыло на месте - стоит и не движется. Кажется, что здесь сам воздух пропитан легендами и преданиями. И есть такая гора, называемая Быковой - где-то там, на севере, где Выша сливается с Цной. А на горе той стоит замок хозяйки тех мест - Александры Николаевны Нарышкиной. Сама Александра Николаевна урождена была Чичериной, но имя ее прочно связано с дворянской фамилией Нарышкиных. Нарышкины - дворянский род, происходящий, по преданию, от крымского татарина Нарышка, выехавшего в Москву в 1463 году и бывшего при великом князе Московском Иване Васильевиче окольничим. Его потомки находились на государственной службе и занимали разные должности. Нарышкины возвысились в конце XVII века, благодаря браку царя Алексея Михайловича с дочерью Кирилла Полуэктовича Нарышкина, Натальей. Рождением Петра Великого род Нарышкиных сделался на вечные времена известным. Во второй половине XVII века Петр I подарил своему дяде по линии матери, Льву Кирилловичу Нарышкину, на территории Тамбовской губернии огромные земельные вотчины, в том числе и в Шацком уезде, где в селе Польное Конобеево у Нарышкиных было устроено родовое поместье. Земельные владения передавались из рода в род по наследству. Самыми памятными в истории Шацкого края и, в частности, в истории Вышенского монастыря, из фамилии Нарышкиных были Эммануил Дмитриевич и Сергей Кириллович. Замечательна и тесными узами соприкасается с историей Вышенской пустыни судьба Эммануила Дмитриевича Нарышкина, двоюродного дяди Сергея Кирилловича.Первой женой Э. Д. Нарышкина была дочь действительного тайного советника Новосильцева, Екатерина Николаевна. В 1869 году последовала преждевременная ее кончина, вызвавшая перелом в душе Эммануила Дмитриевича. Он стал тяготеть к тихой уединенной жизни. К этому времени отменили крепостное право. Эммануил Дмитриевич оставил службу при Дворе, а благоустроенное родовое поместье переместил из Польного Конобеева на Быкову Гору. Здесь его стараниями возник уникальный усадебный комплекс - своего рода летняя резиденция.

В каком году на Горе начали строить дом-замок, сейчас, не располагая документальными материалами, сказать сложно. Очевидно, Эммануил Нарышкин построил его для своей первой жены Екатерины. Известно, что к началу 1870-х годов дом на Горе уже существовал .

Сама барская усадьба расположена на вершине горы, которая как будто обрывается к берегу реки Цны. Дальше, до самой реки, простирается широкий луг. Центром усадьбы был просторный двухэтажный барский дом.

На втором этаже в башенке была устроена специальная молельная комната.

С балконов

открывался живописный вид на пойменные луга реки Цны. Все строения утопали в зелени. Роскошный сад, парк с липовыми аллеями, пруд, цветники...

Рядом с домом была устроена в отдельном флигеле вышивальная мастерская, куда привлекались девушки из окрестных деревень, работу которых Александра Николаевна щедро оплачивала, таким образом обеспечивая их к замужеству. Здесь изготавливались прекрасные изделия: многоцветные ковры из шерстяной пряжи и сетчатые плетеные кружева. Лучшие из них демонстрировались на выставках кустарных изделий в Тамбове, Санкт-Петербурге и других городах.

Несмотря на отдаленность от столиц Быкову Гору посещали знаменитые и высокие гости. Среди них - министр Двора граф И. И. Воронцов-Дашков с семейством. Но самым, пожалуй, памятным был визит Их Императорских Высочеств. В сентябре 1886 года в усадьбу прибыли Великий Князь Сергей Александрович с супругой Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, ныне прославленной Русской Православной Церковью, и Великий Князь Павел Александрович.

Дом представляется небольшим деревянным замком о двух этажах, с одной башенкой, двумя балконами-лоджиями и глубоким каменным подвалом.

Большие комнаты с облупившимися стенами еще хранят память о бывших хозяевах дома, правда память эта "разбавлена" несознательными посетителями.

Вот только передвигаться по дому следует с опаской - совершенно запросто можно свернуть себе шею. попав в какую-нибудь дырку в полу или проломив своим весом подгнившие доски.

Удивительное это место - Быкова гора....

В 1813 г. у фаворитки императора Александра I , Марии Антоновны Нарышкиной , родился сын Эммануил , которого современники считали сыном императора (правда, по другой версии, отцом младенца был князь Григорий Гагарин ). Так, отнюдь не впервые, род Нарышкиных переплёлся с царствующим родом Романовых.

А в первый раз это случилось при заключении брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной , будущей матерью Петра I .

Здесь сдали Москву

Нарышкины - один из самых древних и богатых дворянских родов России. Он происходит то ли от германского племени наристов (владевшего, среди прочих, венгерским городом Эгер, герб которого и стал гербом рода), то ли от крымского караима Мордки Курбата по прозвищу Нарыш (в переводе с тюркского «верблюд»). Как бы там ни было, им принадлежали имения Кунцево, Черкизово, Петровское. Последнее стало частью приданого Екатерины Ивановны Нарышкиной , обвенчавшейся с Кириллом Разумовским . Поэтому с тех пор именовалось Петровско-Разумовским. Владела семья ещё и Троице-Лыковом, Свибловом, Братцевом. Последние два имения были пожалованы Кириллу Алексеевичу Нарышкину , первому коменданту Санкт-Петербурга, а позже - московскому губернатору.

Кунцево, купленное в 1690 г. дядей Петра Львом Кирилловичем , начальником Посольского приказа, почти два века оставалось в руках семьи. При его сыне Александре Львовиче , сенаторе и президенте коммерц-коллегии, был построен усадебный дом (ныне ул. Б. Филёвская, 65) ➊, сохранившийся после пожаров и перестроек до наших дней. Перед визитом в Кунцево Екатерины II в 1763 г. через усадебный парк была проложена парадная аллея, ставшая Большой Филёвской улицей.

В 1818 г. по случаю рождения наследника престола, будущего Александра II , в Белокаменной принимали Фридриха Вильгельма III , отца императрицы Александры Фёдоровны . Путь его лежал по Можайской дороге мимо усадьбы. В честь этого события в парке появился обелиск с памятной доской такого содержания: «1818 года июля 4 дня король прусский, узрев из Кунцева Москву, благодарствовал ей за спасение своего государства».

Именно в имении Нарышкиных стояла изба, в которой проходил военный совет: на нём было решено оставить Москву французам. Сегодня «кутузов-ская изба» (Кутузовский просп., 38) ➋ стала музеем.

В начале XVII в. здесь же (тогда Кунцево принадлежало соперникам и врагам Нарышкиных Милославским) выстроили деревянную Покровскую церковь. При Льве Кирилловиче её перестроили в кирпиче и белом камне. Сегодня церковь в Филях - один из красивейших русских храмов (ул. Новозаводская, 6) ➌.

На рубеже XVIII-XIX вв. сюда приезжал на лето из Петербурга, подальше от семейного позора, обер-егермейстер Дмитрий Львович Нарышкин , сын шута Екатерины II Льва Александровича и знаменитый рогоносец. Его жена, красавица-полька Мария Антоновна (в девичестве Четвертинская), фрейлина императрицы, фаворитка императора Александра I, родила от того троих, если не четверых детей. «В благодарность» за терпение император щедро вознаградил Нарышкина, пожаловав ему обширные владения в Тамбовской губернии. Младший, Эммануил , учился в

Школе гвардейских подпрапорщиков и конно-гвардейских юнкеров вместе с Лермонтовым и Мартыновым . Поэт, дразня доброго товарища, называл его не иначе как Французом (Нарышкин изъяснялся по-французски лучше, чем по-русски).

По мнению профессора Александра Кирилловича Нарышкина , современного историографа рода и пра(пятикратно)внука Кирилла Алексеевича, на Эммануила Дмитриевича очень похож нынешний спикер Госдумы Сергей Евгеньевич Нарышкин .

В 1828 г. на кунцевской даче гостил вместе с бабушкой 14-летний Миша Лермонтов. Здесь он впервые страстно и безответно влюбился. А отвергнутый, в порыве отчаяния воскликнул: «И чёрт меня угораздил родиться в этой России!»

В середине столетия камер-юнкер Василий Львович Нарышкин продал имение книгоиздателю и собирателю произведений искусства Козьме Солдатёнкову . Кстати, продал вместе со всеми картинами и скульптурами, хранившимися там. Позднее это собрание перешло в Третьяковскую галерею.

Как разорился мародёр

В усадьбу Свиблово, также уцелевшую до наших дней (Л-азоревый пр-д, 19) ➍, Кирилл Алексеевич Нарышкин привёз из захваченных им прибалтийских городов Нарвы и Дерпта (ныне Тарту) много добра (даже оконные рамы для усадебного дома, ехидничали над мародёром современники). Однако он вступил в конфликт с влиятельным соседом Меншиковым (Петру I пришлось даже уговаривать родственника «не обижать» фельдмаршала) и с Плещеевыми , прежними владельцами Свиблова. Проиграв оба спора, он расстался с богатейшей обуст-роенной им усадьбой.

Братцево на северо-западе современной Москвы (Светлогорский пр-д, 13) ➎ с прекрасным парком принадлежало тому же Кириллу Алексеевичу, а сохранившийся дворец, один из лучших в Москве, построен в начале XIX в. по проекту петербургского зодчего Андрея Воронихина , строителя Казанского собора на Невском проспекте.

От усадьбы в Троице-Лыкове, пожалованной Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину , дяде и стольнику (придворному, занимавшему высокие должности) Петра I, осталась красивейшая Троицкая церковь (ул. Одинцовская, 24) ➏. В недавние годы в Троице-Лыкове жил писатель и лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын .

Из городских домов Нарышкиных до наших дней дошли особняк на Гоголевском бул., 10 (арх. Матвей Казаков) ➐ - здесь жил декабрист Михаил Нарышкин и собирал у себя членов возглавляемой им московской управы Северного общества; усадьба на Пречистенке, 16 (н-ыне Дом учёных) ➑, где жил сенатор Иван Александрович Нарышкин - посажённый отец на свадьбе Пушкина и Гончаровой. Уцелели и дом № 14 ➒ по Страстному бульвару, называвшемуся прежде Нарышкинским сквером, и часть городской усадьбы по ул. Солянка, 14/2 ➓, и так называемое Малороссий-ское подворье (ул. Маросейка, 11) с сохранившимися во дворе пышными наличниками начала XVIII в.

Оказавшись однажды на западе Москвы, я решила прогуляться по Филевскому парку. Когда-то он был частью обширных владений знаменитого рода Нарышкиных, которые приходились близкими родственниками императору Петру Первому. Им принадлежало, в том числе, две усадьбы Кунцево и Фили, о которых я хочу рассказать поподробней. От первого имения остался полуразрушенный сильно перестроенный дом и восстановленный Знаменский храм, а в Филях можно увидеть настоящий шедевр «нарышкинского барокко» - Покровскую церковь. Именно с нее мы начнем нашу прогулку. Добраться до храма можно от метро «Фили», пройдясь немного по Новозаводской улице. Уже издали видна шикарная розовая церковь, украшенная резным белокаменным декором.

Она была построена в 1690-1693 гг., когда эти земли перешли в собственность дяди Петра Великого - Льва Кирилловича Нарышкина. До сих пор ученые спорят о том, кто же был автором проекта такого потрясающего архитектурного объекта.


Некоторые приписывают авторство Якову Бухвостову, который подобным образом украшал Успенский собор в Рязани и Спасский храм в Уборах. Другие утверждают, что архитектором Покровского храма в Филях был некий Петр Потапов, предположительно строивший Новодевичий монастырь. Третьи видят явное сходство этой церкви со Знаменским храмом в центре Москвы, там, где раньше была городская резиденция Л.К. Нарышкина. Лично мне Покровский храм очень сильно напомнил Спасский в подмосковных Уборах. Точно также здесь несколько ярусов, открытое гульбище, к которому ведут лестницы и потрясающая белокаменная резьба, украшающая окна и фронтоны здания.


В верхнем храме, который открыт только в теплое время года, сейчас размещается филиал музея им. Андрея Рублева. Однако мне не удалось туда попасть, так как подъем на лестницу почему-то был закрыт. Очень жаль, потому что именно в верхнем храме сохранились уникальные интерьеры, которые в нижнем были утрачены. Я прошлась немного вокруг, церковь окружает небольшой зеленый парк, где очень малолюдно.


Огромный контраст с этим старинным архитектурным шедевром составляют современные башни комплекса Москва-Сити, которые видны вдали.


Мимо идет Большая Филевская улица. Раньше по этой дороге ходили на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Пройдясь по этой улице, можно попасть к другой усадьбе Льва Кирилловича Нарышкина - Кунцево. Она вместе с окрестными деревнями была отобрана Петром Первым у Милославских и подарена родственникам матери - Нарышкиным. В 1744 г. Александр Львович Нарышкин распорядился о строительстве в Кунцево на месте старой деревянной церкви нового каменного храма Знамения Богородицы. В начале XX века уже при новых владельцах усадьбы Солдатенковых он был перестроен в очень редком неовизантийском стиле. Таким образом, внешний вид обновленного храма разительно стал отличаться от того, каким он был при Нарышкиных. В советское время церковь была частично разрушена, восстанавливали ее уже в 90-е гг XX в. Говорят, что с 1913 г. сохранился только пол.


Напротив этого храма простирается на несколько километров Филевский парк, также разбитый еще в конце XVII века. В парке этом очень любят гулять горожане, здесь обустроены зоны отдыха, кафе, ухоженные аллеи и уютная набережная. Один из прудов до сих пор носит название Нарышкинский.


Долго я пыталась найти остатки главного усадебного дома, и только зайдя на какую-то вялотекущую стройку, поняла, что особняк Нарышкиных передо мной. Сейчас он представляет собой крайне печальное зрелище, а когда-то это была потрясающая, очень изящная постройка.


Здание перестраивалось после войны 1812 г и позже, в конце XIX века, когда усадьба перешла в собственность предпринимателей Солдатенковых. Построено оно было из дерева, крышу украшал бельведер. По бокам стояли два флигеля, а пространство вокруг украшал мраморный обелиск и статуи Юноны и Юпитера. Усадьбу Кунцево посещали как первые лица государства и члены императорской семьи, так и деятели искусства. Здесь бывали Екатерина Вторая и тесть Николая I король Фридрих Вильгельм III, Александр II с супругой. Гостили в Кунцево М.Ю. Лермонтов, позже Л.Н. Толстой, А. Герцен и Н. Огарев, художники А. Саврасов и И. Крамской писали виды усадьбы. Действительно, дом расположен на высоком холме, и если сейчас вокруг заросли и Москвы-реки практически не видно, то раньше территория была ухожена и за растениями тщательно следили, к реке был оборудован удобный спуск.


В последние десятилетия главный усадебный дом неоднократно горел. Очередной пожар в 2014 г. практически уничтожил здание - от него остались только стены, и хотя официально его с тех пор восстанавливают, существенного улучшения в его внешнем виде не наблюдается. Давно исчезли из парка статуи, а на месте обелиска стоит пыльная гипсовая ваза. Хорошо, что хотя бы сохранился Филевский парк, который является настоящим зеленым оазисом запада Москвы. Это чудесное место с необыкновенным холмистым рельефом, его деревянные лесенки местами напоминают Коломенское, возможно и главный дом когда-нибудь восстановят. Хочется на это надеяться.

Похожие публикации