Туристический портал - Paratourism

Памятник русам на сицилии. Как русские моряки итальянцев спасали Землетрясения на Сицилии в наши дни







Мессина является прекрасной жемчужиной в короне городов Италии. Он имеет древнюю историю – первые упоминания об этом поселении датируются 730 годом до н.э. Расположившись на береговой линии Мессинского пролива, город стал не только торговым центром, но и ядром всего сельскохозяйственного района, специализирующегося на выращивании цитрусовых культур.

В истории города было много событий, которые приводили к его упадку, но Мессина восстанавливалась и расцветала вновь. Одним из таких трагических для города событием было землетрясение, происшедшее 28 декабря 1908 года. Участниками спасательной операции, по воле случая, стали российские моряки.

После завершения русско-японской войны, в результате которой был обескровлен российский военно-морской флот, перед властью остро стоял вопрос подготовки кадров для формирования командного состава боевых кораблей. С этой целью весной 1906 года был сформирован особый отряд судов, в который входили два линкора – «Цесаревич» и «Слава» и крейсера «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Командование отрядом было поручено контрадмиралу В.И. Литвинову. На кораблях разместились практиканты: 135 выпускников морского корпуса Петра Великого, 23 механика, 6 выпускников инженерного института и несколько человек учеников квартирмейстеров Балтийского флота. Перед походом отряд посетил Государь Император, который призвал моряков вести себя в заморских странах подобающим образом, поскольку они являются посланниками своей Родины.

В октябре 1908 года корабли вышли в Финский залив и направились в Средиземное море, согласно плану учений.
После выполнения учебных задач похода 15 декабря 1908 года отряд прибыл в итальянский порт Аугуста, расположенный на восточном побережье Сицилии на расстоянии около 70 миль от Мессины.

Утром 28 декабря в Мессине произошли подземные толчки, которые привели к смещению участков дна Мессинского пролива. Огромные волны, внезапно обрушились на утренний город. Одновременно произошло три сильных подземных толчка, что стало причиной обрушения зданий почти в двадцати населенных пунктах, расположенных в прибрежной полосе Сицилии и Калабрии.

Моряков русской эскадры разбудил мощный гул, а затем, все услышали удары по корпусу корабля. Огромная волна ворвалась в бухту порта, развернув стоявшие в ней на якоре корабли на 180 градусов. Через несколько минут ситуация нормализовалась, лишь на водной глади наблюдалось небольшое волнение.

Вечером этого же дня к командиру отряда обратились капитан порта и российский консул А. Макеев с просьбой оказать помощь населению Мессины, оказавшемуся, практически, в эпицентре землетрясения. Направив информацию о случившемся в Петербург, командир отряда приказал судам готовиться к отплытию в Мессину.

Во время перехода моряки отряда готовились к оказанию экстренной помощи пострадавшим: формировали подразделения спасателей, группы снабжались инструментами, продовольствием и водой. Лазареты подготавливались для приема пострадавших. Руководил медиками опытный врач А. Бунге, прошедший хорошую практику работы в экстремальных условиях Заполярья.

Когда корабли прибыли на рейд Мессины, моряки увидели огромные разрушения: уничтожены все дома, портовые сооружения. Оставшиеся в живых жители, обезумевшие от горя, боли, потери близких, просили о помощи. Из-под завалов доносились крики раненных, в городе наблюдались многочисленные очаги пожаров.

Российские моряки начали расчистку завалов. Работа осложнялась еще тем, что подземные толчки продолжались, обрушения в завалах угрожали жизни моряков, разбирающих остатки зданий.




Вот,что пишет Гаральд Карлович Граф: << крейсер,Адмирал Макаров, первым поднял пары и вышел в море. Мы снялись с якоря ещё не имея достаточно паров во всех котлах и по этому шли средним ходом, но потом подняли до полного. Все только и говорили об этой катастрофе, но не представляли грандиозности разрушений и гибели такого количества людей. Во время перехода командир приказал докторам собрать все наличные перевязочные средства и со всем медицинским персоналом приготовится к съеду на берег. Кроме того, было приказано двум ротам надеть рабочие платье и высокие сапоги и приготовить верёвки, ломы, кирки и лопаты. Скоро на горизонте показались высокие столбы дыма, и чем ближе мы подходили к Мессине, тем ярче вырисовывались пожары и разрушения. В нескольких местах вырывалось пламя. Фактически весь город был разрушен.Всюду виднелись полуразрушенные дома. В гавани затонуло несколько пароходов, и их стенки покосились и дали трещины. Кое где на набережной виднелись люди, которые махали руками и что-то кричали. Очевидно звали на помощь. Перед командиром встал вопрос отдать ли якорь на рейде или войти в гавань. Если встать на рейде,далеко от берега, то нельзя оказать быструю и интенсивную помощь, а войдёшь в гавань- подвергнешься большому риску, так как несомненно,что её дно деформировалось… и тогда там застрянем. Но командир не долго колебался и решил рисковать и войти в гавань…Увидя входящий крейсер, на набережной стала собираться толпа обезумевших от пережитых ужасов жителей. Все кричали и размахивали руками, разобрать,что они кричат, мы не могли. Во всяком случае, они с большой готовность помогали нам завести швартовы и притащили большую сходню…
Наша помощь оказалась особенно ценной, потому что мы первыми пришли к месту катастрофы. Уговаривать нас не пришлось. На берег немедленно сошли обе роты, доктора, фельдшеры и санитары. Последние немедленно открыли санитарный пункт. А роты разделились на маленькие группы и начали раскопки, по указанию местных жителей. Встала задача искать живых. Но этим помощь моряков не ограничилась. Раненых брали на крейсер, оказывали им первую помощь, готовили к отправке в Неаполь. Весть о русских спасателях быстро распространилась по городу, изо всех районов в порт, к крейсеру, Макаров, стали доставлять тяжелораненых, их размещали на палубе и в каютах. Но прибывали всё новые и новые тысячи пострадавших средств не хватало… из семьи русского консула в Мессине в живых осталось одна жена, тяжело раненная, она была отправлена на броненосце,Цесаревич, в Сиракузы. А меж тем оставшиеся на берегу моряки, рискуя каждый момент жизнью, под угрозой новых обрушений, продолжали раскапывать завалы. Раздававшиеся из под руин стоны заставляли спешить, забывая усталость и страха за свою жизнь. Мольбы родных, чьи близкие оказались под обломками зданий,только усиливали колоссальный стресс, в котором наши матросы и офицеры вели свои спасательные работы. Когда вечером пришла команда возвращаться на крейсер, многие поначалу ослушались приказа, продолжая опасную и тяжёлую работу, от которой тогда зависела жизнь сотен и сотен мессинцев. >>

В развернутых в кратчайшее время перевязочных пунктах оказывалась медицинская помощь. Как потом оказалось, многим жителям это благодеяние спасло жизнь. Впоследствии к российским спасателям присоединились экипажи прибывшей английской эскадры.

Yи докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.

Группы спасения работали круглосуточно. Российскими моряками из завалов было извлечено более двух тысяч пострадавших.

Раненых, больных, детей и стариков на российских кораблях отвозили в ближайшие города Италии, которые не пострадали от стихии: Неаполь, Палермо и Сиракузы. Возвращаясь в Мессину, суда доставляли закупленную провизию, перевязочные материалы и средства для дезинфекции.

По имеющейся информации в результате мессинского землетрясения погибло около 44% жителей населенных пунктов, которые приняли на себя самые сильные удары стихии. 100 тысяч жизней унесло это самое мощное европейское землетрясение.

В последствие, итальянские медики написали российскому морскому министру благодарственное письмо, в котором отметили самоотверженный труд моряков и братскую заботу о пострадавших Мессины, заверив его, что Италия вечно будет помнить помощь русских моряков.

Итальянское правительство наградило орденами врачей и командование кораблей.

За участие в спасении людей правительством Италии 1910 году были награждены:

контр-адмирал Владимир Литвинов - Большим Крестом ордена Итальянской Короны,
флагманский врач Балтийского отряда Александр Бунге - Большим офицерским крестом ордена Итальянской короны,
командорским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены: флаг-капитан капитан 2 ранга Казимир Погребенский, командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Павел Любимов, старший врач линейного корабля «Цесаревич» Николай Новиков, командир линейного корабля «Слава» капитан 1 ранга Эдуард Кетлер, старший врач линейного корабля «Слава» Е.Емельянов, командир крейсера «Богатырь» капитан 1 ранга Николай Петров 2-й, старший врач крейсера «Богатырь» Ф. Гласко, командир крейсера «Адмирал Макаров» капитан 1 ранга Владимир Пономарев, старший врач крейсера «Адмирал Макаров» Ю.Каружась,
офицерским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены младшие врачи: линейного корабля «Цесаревич» - Адам Шишло, линейного корабля «Слава» - Евгений Каллина, крейсера «Богатырь» - Петр Бачинский, врач канонерской лодки «Кореец» Николай Востросаблин,
командорским крестом ордена итальянской короны были награждены: младший врач крейсера «Адмирал Макаров» - Владимир Лубо, командир канонерской лодки «Гиляк», капитан 2 ранга Петр Патон-Фантон-де-Веррайон, командир канонерской лодки «Кореец» капитан 2 ранга Федор Римский-Корсаков, врач канонерской лодки «Гиляк» Владимир Госс.

Орден Итальянской короны (степенями не заморачивался)



Маврикий и Лазарь

В спасательной операции принимали участие более 6 тысяч военных и 300 врачей. Только 3 января местные власти, поблагодарив российских военных, уведомили их, что теперь в состоянии справиться собственными силами. Отряд российских кораблей продолжил свой путь: сначала в Аугусту, а затем в Александрию.

Мессина не забыла своих спасителей. Через два года, на собранные жителями Мессины деньги, была отлита золотая медаль, которой решено было наградить Российский флот, а также скульптурная композиция, изображающая русских моряков, спасающих людей из под обломков зданий.
Эти знаки благодарности были вручены командиру крейсера «Аврора», который прибыл в Мессинскую гавань в марте 1911 г.


До настоящего времени жители города хранят память о подвиге русских моряков. Много улиц Мессины названы в честь российских спасателей Балтийской эскадры. На памятной доске, укрепленной на здании муниципалитета в 1978 году, написано, что она установлены в память щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году.

Через сто лет мессинцы отмечали эту трагическую дату. Самое трогательное то, что потомки жителей помнят о русских моряках, которые пришли на помощь населению города. Благодарные мессинцы до сих пор называют русских моряков «голубыми ангелами» - потому что они появились неожиданно со стороны моря и форма их была голубого цвета.

В 1910 г. правительство Италии приняло решение о награждении участников спасательной операции. Королевским декретом от 5 июня 1910 года, награждались:
- командир отряда - орденом и золотой медалью;
- командиры кораблей - орденами и большими серебряными медалями с надписью «За оказание помощи пострадавшим во время бедствия в Мессине и Калабрии»;
- Российский флот - большой золотой медалью;
- корабли - большими серебряными медалями;
- все участники без исключения - малыми серебряными медалями с надписью «В память бедствия, постигшего Мессину и Калабрию».
Такие же награды предназначались и другим экипажам иностранных кораблей, принявшим участие в спасении жителей Мессины.
Так как необходимое количество медалей не было готово, вручение их было перенесено на 1911 г.
Крейсер «Аврора», совершавший в 1910-1911 гг. практическое плавание, в это время находился в Средиземном море. Командование поручило командиру крейсера капитану 1 ранга II.Н. Лескову посетить порт Мессина и принять награды и подарки.
1 марта 1911. г. крейсер «Аврора» прибыл в Мессину. На следующий день на борту корабля состоялась торжественная церемония, на которой итальянская делегация вручила П.Н. Лескову:
- большую золотую медаль и художественно выполненный благодарственный адрес русскому флоту;
- большие золотую и серебряную медали для В. И. Литвинова;
- большие серебряные медали для командиров кораблей;
- большие серебряные медали и дипломы для кораблей;
- серебряные медали для всех участников спасательной операции;
- многочисленные подарки.

По данным Главного морского штаба, в спасательных работах в Мессине принимало участие следующее количество моряков Российского флота:

– с кораблей Балтийского отряда: 113 офицеров, 164 корабельных гардемарина, 42 кондуктора и 2559 нижних чинов;

– с канонерских лодок "Кореец" и "Гиляк", присоединившихся к кораблям Балтийского отряда: 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.

Русским морякам были вручены серебряные шестистрочные медали в память мессинского землетрясения.

ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 629.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: На принятие отчеканенных. Итальянским Правительством медалей в память бедствия, постигшего в конце 1908 года Мессину и Калабрию:

Золотых:
ИМПЕРАТОРСКОМУ Российскому Флоту
Бывшему Начальнику Балтийского Отряда, ныне Члену Адмиралтейств-Совета, Вице-Адмиралу Литвинову

Серебряных:
Линейным кораблям:
"Слава" и бывшему командиру его, ныне отставному Капитану 1-го ранга Кетлеру "Цесаревич" и
бывшему командиру его Капитану 1-го ранга Любимову
Крейсеру "Богатырь" и командиру его Капитану 1-го ранга Петрову-Чернышеву
Канонерским лодкам: "Кореец" и бывшему командиру ее, капитану 1-го ранга
Римскому-Корсакову 2-му
"Гиляк" и бывшему командиру ее Капитану 1-го ранга Паттону-Фантону-де-Веррайону,

с тем, чтобы пожалованные лица носили означенные медали, пожалованная Флоту – хранилась в Морском Корпусе, а пожалованные судам хранились на судах, до исключения их из списков, а затем были передаваемы для дальнейшего хранения в Морской Корпус.
На подлинном рукою Морского Министра написано: "Высочайше соизволено. В Царском Селе, Мая 16 дня 1911 года. Морской Министр Вице-Адмирал Григорович".

ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 650.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: на принятие и ношение серебряных медалей.
Командиру отряда, командирам кораблей, офицерам, чиновникам, гардемаринам и нижним чинам – 3029 человек.
Разрешено: 4 октября 1911 г.

ОТНОШЕНИЕ ВТОРОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В ГЛАВНЫЙ МОРСКОЙ ШТАБ.
21 сентября 1911 г., № 11677.
Препровождая у сего в двух запечатанных ящиках 3170 итальянских серебряных медалей, пожалованных лицам, оказавшим помощь пострадавшим во время землятресения в Сицилии и Калабрии в 1908 г., Второй Департамент имеет честь покорнейше просить Главный Морской Штаб не отказать передать 3163 из них чинам Морского Ведомства, поименованным в списках, приложенных к отношениям Главного Морского Штаба от 1 Апреля 1909 г. за № 6594 и от 3 Апреля того же года за № 6818, благоволив об исправном получении медалей уведомить Департамент, с возвращением остальных 7 медалей для передачи таковых Департаментом по принадлежности.
Вместе с тем Департамент препровождает 143 удостоверения, подлежащие выдаче, поименованным в них лицам, присовокупляя, что гардемаринам и нижним чинам удостоверения Итальянским Правительством изготовлены не будут и что пожалование таковых медалей награжденным лицам должно быть удостоверено подлежащим начальством.
Медали, которые, по каким-либо причинам, не представляется возможным вручить лицам, которым они пожалованы, Департамент, по ходатайству Итальянского Министерства Иностранных Дел, покорнейше просит возвратить,
Участвовало в спасении жителей Мессины:

Офицеров:
Балтийского отряда 113, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 20, итого 133
Корабельных гардемарин:
Балтийского отряда 164, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 0, итого 164
Кондукторов:
Балтийского отряда 42, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 4, итого 46
Нижних чинов:
Балтийского отряда 2559, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 260, итого 2819
Всего:
Балтийского отряда 2878, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 284, итого 3162



Носили русские моряки мессинские медали как на пятиугольных колодках, так и на треугольных - кто как мог и хотел.

Русская пятиугольная колодка с шестистрочной мессинской медалью








Матрос с "Богатыря" с медалью за Мессину на треугольной колодке





В чем разница между мессинскими медалями?

Было несколько разных наград, у каждой из которых имелись свои разновидности:
- по металлу
золото-серебро-бронза у четырехстрочных и серебро-бронза у памятных шестистрочных;
- по размеру
40мм для юридических лиц (корабли, организации) и 35мм (четырехстрочка) и 32мм (шестистрочка) для физических лиц, людей.

I. Четырехстрочная
Medaglia di benemerenza per il terremoto calabro-siculo

Медаль заслуг во время землетрясения в Калабрии и Сицилии 28 декабря 1908
Учреждена в Риме 6 мая 1909 года в двух видах:
Диаметр
4 см для учреждений
3,5 см для людей
Степени: золото, серебро, бронза

Надпись на реверсе в четыре строки «Terremoto 28 dicembre 1908 in Calabria e in Sicilia»

Кроме этого, были различия в ленте медали. С 6 мая по 21 октября лента была зелёной с красными полосками 6 мм по краям. Королевским указом № 719 от 21 октября 1909 года вводился указ о том, что цвет кантов становится белым.

Малое золото получили командиры российских кораблей, большое золото флот и корабли.

Плюс командирам кораблей было вручено памятное шестистрочное серебро (см. ниже).

II. Шестистрочная памятная.
Более поздняя La medaglia commemorativa per il terremoto calabro-siculo
«Медаль в память землетрясения в Калабрии и на Сицилии» была учреждена Королевским указом № 79 от 20 февраля 1910 года, чтобы отметить работу наградить за ликвидацию последствий стихийного бедствия, в местах, опустошенными землетрясением 28 декабря 1908 года. Медаль выдавали бесплатно, за счет государства, иностранцам [в т.ч. офицеры и матросы Российского императорского флота с кораблей «Цесаревич», «Слава», «Адмирал Макаров», «Богатырь» и канонерских лодок «Гиляк II» и «Кореец II»], для солдат королевской армии и военно-морского флота, стражам правопорядка города и членам Ассоциации Красного Креста Италии, участвующим в ликвидации последствий землетрясения 28 декабря 1908 года в Калабрии и Сицилии.

Медаль была изготовлена в единственном размере из серебра и бронзы диаметром 32 мм.
Памятной шестистрочной награждали только людей.



Надпись на реверсе в шесть строк : «Medaglia commemorativa - Terremoto calabro-siculo 28 dicembre 1908»

С лентой у этой медали всё тоже не совсем просто.
Медаль носилась на левой груди на шелковой ленте синего цвета шириной 33 мм, с вертикальной белой полосой в центре шириной 11 мм.

Королевским указом № 497 от 7 июля 1910 лента была изменена. Теперь она стала зелёного цвета, шириной 36 мм, с тремя вертикальными белыми полосами, шириной по шесть мм. Этот вариант является самым распространённым.

Русские моряки получили малое памятное серебро - шестистрочную мессинскую медаль.





Автор серебряных шестистрочных мессинских медалей Луиджи Джиоржи (итал. Luigi Giorgi, 1848-1912) - золотых дел мастер, главный гравер Королевского монетного двора в Риме и первый директор-профессор Школы медальерного искусства.
Шестистрочная бронза, показанная выше, в обрезе шеи S.J. (фирма S.Johnson) - Стефан Джонсон, Милан.

А вот итальянцы могли получить и носить сразу две медали - непосредственно за участие в ликвидации - четырехстрочную и памятную шестистрочную, и серебро и бронзу.
Первой наградой у итальянца орден Итальянской короны.

Мессинское землетрясение (итал. Тerremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина и Реджо-Калабрия. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек. Чаще всего называются цифры в 70 000-100 000 человек, в том числе от 60 000 - в Мессине, население которой составляло около 150 000 человек. В двух поселках на восточном берегу (в Калабрии) погибло 43,7 % жителей.
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю. Помимо основных экипажей, для прохождения практики на кораблях находились еще 166 гардемаринов — выпускников Морского кадетского корпуса.
Контр-адмирал Андрей Августович Эбергард

27 (14) июля 1908 г. А. Эбергард сдал отряд контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Литвинову, который сразу же начал готовить его к заграничному плаванию для прохождения практики с гардемаринами. Были разработаны 2 маршрута с учетом политической ситуации в европейских странах, один из которых (№2) был утвержден (по первому маршруту возвращение в Либаву планировалось 28 (15) апреля, а по второму 10 апреля (28 марта) 1909 г. Морской министр адмирал И. М. Диков 2 сентября (20 августа) дал приказание отряду возвратиться к 3 апреля (21 марта), поэтому первый маршрут был отвергнут). Что касается захода отряда в итальянские порты, то из Министерства иностранных дел России был получен ответ, в котором говорилось что: «…Итальянское Правительство не встречает препятствий к заходу и пребыванию нашей эскадры в итальянских водах, присовокупляет, что качество порта Аугуста считается лучше Сиракуз». По первоначально утвержденному плану заход отряда должен был быть в Сиракузы (город на юго-востоке Сицилии, центр морской торговли).
«Адмирал Макаров»


В Кронштадте приняли новую смену практикантов, состоящую из произведенных 19 (6) мая 1908 года 135 корабельных гардемарин морского корпуса (ныне военно-морской институт - морской корпус Петра Великого), 23 корабельных гардемарина-механика и 6 корабельных гардемарин-судостроителей инженерного училища (ныне военно-морской инженерный институт им. А. Н. Крылова), а также учеников строевых унтер-офицеров (учеников квартирмейстеров) Балтийского флота, и 22 (9) июля вышли в практическое плавание по Финскому заливу.
Предполагавшееся включение в состав отряда крейсера «Олег», состоявшего в Гвардейском экипаже, не произошло.
В центре — «Адмирал Макаров», слева — «Олег» и «Богатырь»


Корабль 10 октября (27 сентября) попал в аварию у маяка Стейнорт по пути к Либаве (сел на мель). Взамен него был назначен крейсер «Адмирал Макаров» (позже обсуждался вопрос с Морским министром о включении крейсера «Олег» после ремонта 5-м кораблем в состав отряда). Гардемарины, находившиеся на крейсере «Олег» были распределены по другим кораблям, чем было ухудшено условие службы и жизни всех гардемарин отряда из-за увеличения их на каждом корабле, не приспособленном к этому. 3 октября (20 сентября) 1908 года гардемаринский отряд удостоился Высочайшего посещения Государём Императором Николаем II на рейде Биорке. В своей речи Государь Император призывал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями Его - Всероссийского Императора и нашей славной Родины - России. «…Ведите себя достойным образом, чтобы поддерживать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить …», - так закончил свою речь Государь Император.
7 (4) октября 1908 г. Балтийский гардемаринский отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсера «Богатырь» вышел из Либавы и отправился в учебное плавание в Средиземное море в соответствии с утвержденным планом.
«Цесаревич»


3 ноября (20 октября) корабли отряда прибыли в порт Виго, расположенный на Атлантическом побережье северо-запада Испании. В виду хорошей погоды на кораблях отряда проводились всякого рода рейдовые учения и занятия, особенно важные в первый период плавания после очень больших перемен в составе экипажей кораблей (это объяснялось недостатком офицерского состава вследствие гибели многих во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота. Их осталось на службе немного и по большей части это были молодые офицеры, обязанные служить за полученное образование). В этот же период состоялись парусные офицерские соревнования (гонки) при свежем шквалистом ветре, из-за которого часть шлюпок не окончила гонку. Вельбот с линкора «Слава» завоевавший первый приз, после прохождения дистанции перевернулся, но его команда была подобрана подошедшими шлюпками. В воскресенье 15 (2) ноября на кораблях отряда были приспущены флаги и гюйсы, в связи с известием о кончине Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича. По уведомлении береговых властей о причине траура, флаги были приспущены на кораблях и судах испанского флота стоящих в гавани и на рейде, а также на крепости. На кораблях отряда было отслужено торжественное заупокойное богослужение.
Адмирал Макаров в Мессене


12 декабря (30 ноября) отряд в составе уже четырех кораблей во главе с «Цесаревичем», вышел из Бизерты и 14 (1) декабря 1908 г. пришел в порт Аугуста (восточное побережье острова Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Стоянка в порту Аугуста была использована для производства всевозможных учений и занятий, положенных по программе соревнований и стрельб. Итальянский флот пользовался Аугустой для выполнения практических и боевых стрельб.
28 (15) декабря 1908 года отряд после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб встал на якорь в порту Аугуста. Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда почти на 360 градусов. Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение еще некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, дали отбой.
Вечером из Катании (город и порт на восточном побережье острова Сицилия, у подножия вулкана Этна, административный центр провинции Катания) к командиру отряда В. Литвинову, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии в Сицилии и Южной Калабрии произошло землетрясение силой 7.5 баллов с эпицентром в Мессинском проливе.
Район землетрясения


Города Meccинa, Реджо-ди-Kaлaбpия и ещё 40 oкpecтных селений были полностью разрушены. Под их развалинами и в трех огромных морских волнах (пришедших одна за другой через несколько минут после начала толчков) погибли десятки тысяч людей, в очертаниях берегов Мессинского пролива и его дна произошли значительные изменения.

Портовый начальник вручил В. Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».

Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, дал команду кораблям готовиться к походу. Ночью 29 (16) декабря В. Литвинов приказал отряду сняться с якоря и следовать в Мессину для помощи пострадавшим жителям города. Крейсер «Богатырь» был оставлен в порту Аугуста для связи.
Месси́на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μεσσήνη) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноименной провинции. Третий по величине город на острове Сицилия.
Покровителем города считается Madonna della Lettera. Праздник города - 3 июня.
Дворец построенный Джино Коппеде. 1900


Мессина расположена на севере Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).
Проспект Виктора Эммануила до землетрясения


Мессина находится в 90 км от Катании, расстояние до Палермо - 230 км. Город тянется на 30 км вдоль Мессинского пролива, на суше обрамлен Пелоританскими горами.
Мессина до землетрясения


Центром города считается территория, занимающая 10 км, которая расположена между речками Аннунциата и Сан Филиппо, в настоящее время скрытыми под улицами. Порт Мессины (имеющий военное и торговое значение) расположен в естественной бухте Ионического моря.
Панорама гавани


Благодаря морской торговле Мессина достигла своего расцвета в XV столетии и в XVII веке была настолько богатой, что претендовала на восточную часть Сицилии и даже пыталась отделиться от Испании при поддержке французского короля Людовика XIV.
Собор на Виа Сеттембре


Хотя Мессина не обрела независимости и была разрушена во время землетрясения 1783, город снова восстановился и в XIX веке среди первых участвовал в итальянском Рисорджименто.
Фонтан Нептуна

Мессина - очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. От материковой части Италии он отделен узким Мессинским проливом. Древнегреческая легенда гласит, что в этом проливе обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. Харибда топила корабли у сицилийской стороны, а Сцилла губила моряков у итальянского берега. В одном из своих странствий по Средиземноморью Одиссей (в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой) сумел успешно миновать пролив. И с тех пор появилось выражение «быть между Сциллой и Харибдой», т.е. выбирать между двумя опасностями.


В 1860 Мессина был освобождена войсками Джузеппе Гарибальди. Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908, когда погибло почти 70 тыс. жителей, оказалось настоящим ударом для города; почти все средневековые здания были разрушены. Мессину восстановили, но город снова пострадал при американских бомбардировках 1943.
Фотографии Мессины до катастрофы


Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. Уже в море обнаружилась масса плавающих обломков строений, шлюпок и рыбачьих судов. Всех их смыло в море или сорвало с якорей обрушившийся на город циклопической почти 5 м высоты придонной волной.
Погода испортилась, через несколько часов впереди по курсу отряда показалось зарево, горела Мессина. Утром 29 (16) декабря корабли отряда прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина.

Курортный город, славившийся своей изысканной архитектурой и красивейшей набережной, являл ужасающую картину тотального разрушения. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.



Телеграмма контр-адмирала В. Литвинова Морскому министру гласила: «Мессина многие города на побережье Сицилии и Калабрийском берегу совершенно разрушены население в панике засыпанных и раненых насчитывают тысячами точка команды заняты откапыванием людей оказываем помощь пострадавшим точка сегодня посылаю крейсер Адмирал Макаров для отвоза Неаполь четырехсот раненных. 2495. Подписал Литвинов».
Панорама Мессины со стоящими на рейде русскими кораблями

С кораблей на берег были немедленно направлены спасательные группы, включавшие в свой состав спасателей, медиков и санитаров. Погрузив в баркасы, паровые и моторные катера медикаменты, хирургические инструменты, носилки, матросы, врачи и санитары в 8 часов 30 минут утра двинулись к берегу.



То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Разрушенный водопровод, полное отсутствие еды и лекарств - такой предстала Мессина перед спасателями. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «…Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении…».
Развалины жилых домов


Город или то, что от него осталось, разбили на участки и улицы, и каждой группе поставлена была задача - искать живых. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.
Моряки с русского броненосца «Слава» помогают в расчистке завалов


Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Ориентировались по крикам и стонам людей, раздававшихся из развалин.
Моряки на расчистке завалов

Тут же организовали перевязочные пункты и своего рода «госпиталь», на которые стали переносить раненых. Организовал этот «госпиталь» и перевязочные пункты флагманский врач Балтийского отряда действительный тайный советник Александр Александрович Бунге, в прошлом известный полярный путешественник. В этом ему помогали: младший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский асессор Адам Александрович Шишло, старший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Вячеславович Емельянов, младший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» надворный советник доктор медицины Владимир Казимирович Лубо, старший судовой врач крейсера «Богатыр» коллежский советник Флориан Францевич Гласко, старший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский советник Николай Новиков, младший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Каллина, младший судовой врач крейсера «Богатырь» коллежский асессор Петр Бачинский, старший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» коллежский советник Юрий Каружась. По прибытии в бухту Мессины канонерских лодок «Кореец» и «Гиляк» к ним присоединились судовые врачи этих кораблей: коллежский асессор Николай Востросаблин и коллежский советник Владимир Госс соответственно. Необходимо отметить, что Н. Востросаблин был первым врачом созданного в Кронштадте в 1904 г. накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. первого соединения первых подводных лодок. Это он разработал первую инструкцию «О санитарных мероприятиях на подводных лодках».
Оказание помощи местным жителям


Ни докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.


У пострадавших в основном были как закрытые повреждения (ушибы, ранения и разрывы мягких тканей, повреждение костей и суставов, закрытые переломы костей, вывихи) так и открытые повреждения, раны сопровождающиеся нарушением целостности кожных покровов, ожоги различных степеней. У тяжело пострадавших были множественные переломы ребер. Страх породил шок, коллапс, травматический невроз.
Жертвы землетрясения




А на улицах и пустырях лежали и ползали раненые. По развалинам бродили обезумевшие от пережитого, оборванные, полунагие люди, разыскивавшие своих родных, зовущие детей.
Русские моряки переносят тела жертв


Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин.
Извлечение тел из под обломков


Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших, но уже в первый день удалось спасти более ста человек.
Итальянские моряки переносят раненных


В полдень прибыли корабли английской эскадры, также, по счастью, оказавшейся неподалеку от бедствующего города. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами. Экипажи с кораблей английской эскадры присоединились к русским морякам по спасению пострадавших.

Раскопки велись с большой опасностью для самих спасателей. Время от времени ощущались подземные толчки, грозившие дальнейшим обрушением зданий.

Расчистка завалов



Из представления командира линейного корабля «Цесаревич» командиру отряда контр-адмиралу В. Литвинову: «…Старший механик вверенного мне корабля штабс-капитан Федоров при откапывании человека, засыпанного развалинами дома в Мессине, подвергал свою жизнь весьма серьезной опасности, самоотверженно пролезши в прорытую пещеру, и будучи засыпан обвалом, он спасся случайно только тем, что соседняя стена обвалилась в другую сторону. При обвале стены в сторону разрушенного дома, пещера в которой находился штабс-капитан Федоров не выдержала бы, и он был бы раздавлен. За такой самоотверженный и человеколюбивый поступок прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении его медалью за спасение погибающих. Рейд г. Виго 11 февраля 1909 г. Командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Любимов».
Американские моряки пытаются обнаружить среди руин тела американского консула и его супруги


Из рапорта командира Балтийского отряда контр-адмирала В. Литвинова Начальнику Главного морского штаба: «…Прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении старшего инженер механика корабля «Цесаревич», штабс-капитана Федорова медалью «За спасение погибавших» 4-й степени. Виго 13 февраля 1909 г. Начальник Балтийского отряда контр-адмирал В. Литвинов».



Смена команд происходила через шесть часов, но многие по-прежнему отказывались от заслуженного отдыха. О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!». Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Таранто. Линкор «Слава» с 600 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.
Лишенные крова жители Мессины

Из телеграммы Литвинова Морскому министру от 31 (18) декабря, посланной из Неаполя: «…Сегодня прибывшие в Мессину Король и Королева Италии посетили корабли «Цесаревич» и «Славу» и благодарили за помощь населению. Бедствие ужасное. Средств для спасения засыпанных мало. Погибших не менее 50.000 в одной Мессине, не считая унесенных волною в море. Работа всего личного состава вверенного мне отряда выше похвалы».

Из письма Морскому министру из г. Бари, полученного 7 января 1909 г. (по новому стилю): «Ваше Превосходительство! Позвольте и нам присоединить наши голоса к всеобщему хору благословений, исходящих из глубины сердец Итальянской нации, за подвиги героизма, проявленные доблестными Вашими моряками в ужасной катастрофе, постигшей нашу родину. Мы пришли в Неаполь на Вашем прекрасном крейсере «Адмирал Макаров», направлявшемся в Мессину для того, чтобы разыскивать там наших родных. Мы не в силах описать Вашему Превосходительству все, более чем братские заботы, которыми командир этого судна и все его офицеры нас окружали. Мы на месте бедствия были свидетелями сверхчеловеческих подвигов этих божественных героев, которые будто сошли к нам с небес. Память об этих подвигах никогда не изгладится из наших сердец. Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии, и мы были бы глубоко признательны Вашему Превосходительству, если бы Вы соблаговолили выразить от себя командиру и всему экипажу крейсера «Адмирал Макаров» нашу бесконечную благодарность и вечную преданность; тем более что командир этого крейсера, по своей непостижимой скромности (еще большей, чем его доброта) не пожелал выслушать нашу сердечную признательность. Да поймет Ваше Превосходительство наши чувства лучше, нежели мы умеем их выразить словами, т. к. никакое слово не в силах передать грандиозность подвигов этих героев. Да здравствует Россия! Искренне преданны Вашему Превосходительству доктор Константино Скиорчи и доктор Антонио Де-Викарис».
1 (14) марта в мессинскую гавань под звуки оркестра вошел крейсер «Аврора». Повсюду развевались русские и итальянские флаги. Набережная была запружена ликующим народом. На борт корабля прибыли представители властей города. Они передали командиру памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. В нем были строки: «Вам, славным сынам благородной земли, героизм которых войдет в историю, первым поспешившим на помощь тем, кому грозила верная смерть от ярости стихии…».
Итальянское правительство наградило участников спасения. Контр-адмиралу Литвинову вручили Большой крест Итальянской короны, командирам кораблей и врачам — Командорские кресты. И все без исключения получили «Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года».
Благотворительные марки разных стран выпущенных в пользу жителей Мессины



Благодарность жителей Мессины русским морякам за великое чувство сострадания, проявленное в их самоотверженной помощи, трудно переоценить. Рассказывали, что когда один русский морской офицер, участник «мессинских дней», после революции 1917 г. случайно оказался на Сицилии без средств к существованию, жители острова, увидев у него серебряную медаль с бело-зеленой лентой, через муниципалитет предложили ему пожизненную пенсию и небольшой дом с виноградником. События вековой давности не забыты. О русских моряках рассказывают и сегодня на уроках истории в школах Италии. В новых районах нынешней «большой Мессины», прежде бывших окраинными деревнями, как и весь город, лежавшими в развалинах после землетрясения, можно встретить таблички с названиями «Улица российских героев-моряков 1908 года», «Улица русских моряков», «Улица русских моряков Балтийской эскадры».
Что же до самих моряков… По возвращении в Петербург император Николай II, пожимая руку командующему эскадрой контр-адмиралу Литвинову, так выразил свою оценку действиям моряков: «Вы, адмирал, со своими моряками в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за все мое царствование…»
Передача членами Мессинского муниципалитета диплома и золотой медали «за самоотверженность и человеколюбие». Борт КР Аврора, 12 марта 1911 года


Награды за участие в спасении жителей Мессины во время землетрясения

Сильнейшие землетрясения на протяжении всей истории человечества наносили колоссальный материальный ущерб и являлись причиной огромного количества жертв среди населения. Первые упоминания о подземных толчках датируются 2000 годами до нашей эры.
И не смотря на достижения современной науки и развитие технологий, никто до сих пор не может предсказать точное время, когда стихия нанесёт удар, поэтому часто становится невозможной быстрая и своевременная эвакуация людей.

Землетрясения – это стихийные бедствия, в результате которых гибнет больше всего людей, гораздо больше чем, например, при ураганах или тайфунах.
В этом рейтинге мы расскажем про 12 самых сильных и разрушительных землетрясений в истории человечества.

12. Лиссабон

1 ноября 1755 года, в столице Португалии, городе Лиссабоне произошло сильнейшее землетрясение, в последствии названное Великим лиссабонским землетрясением. Страшным стечением обстоятельств являлось то, что 1 ноября – День Всех Святых и тысячи жителей собрались на мессе в церквях Лиссабона. Эти церкви, как и другие здания по всему городу не выдержали мощных толчков и рухнули, похоронив под своими обломками тысячи несчастных.

Затем на город хлынула 6-метровая волна цунами, накрывшая оставшихся в живых людей, мечущихся в панике по улочкам разрушенного Лиссабона. Разрушения и человеческие жертвы были колоссальными! В результате землетрясения, которое длилось не более 6 минут, вызванного им цунами и многочисленных пожаров, охвативших город, погибло не менее 80.000 жителей столицы Португалии.

Многие известные деятели и философы касались этого смертоносного землетрясения в своих работах, например, Иммануил Кант, пытавшийся найти научное объяснение столь масштабной трагедии.

11. Сан – Франциско

18 апреля 1906 года, в 5:12 утра мощные подземные толчки сотрясли спящий Сан-Франциско. Сила толчков составляла 7,9 балла и в результате сильнейшего землетрясения в городе было разрушено 80% зданий.

После первых подсчетов погибших, власти сообщили о 400 жертвах, но в дальнейшем их число возросло до 3000 человек. Однако основной ущерб городу нанесло не само землетрясение, а вызванный им чудовищный пожар. В результате было уничтожено более 28.000 зданий по всему Сан-Франциско, материальный ущерб составил более 400 миллионов долларов по курсу того времени.
Многие жители сами поджигали свои полуразрушенные дома, которые были застрахованы от пожара, но не от землетрясения.

10. Мессина

Крупнейшим землетрясением в Европе стало землетрясение в Сицилии и Южной Италии, когда 28 декабря 1908 года, в результате мощнейших подземных толчков силой в 7,5 баллов по шкале Рихтера, по оценкам различных экспертов погибло от 120 до 200.000 человек.
Эпицентром катастрофы стал Мессинский пролив, расположенный между Аппенинским полуостровом и Сицилией, больше всего пострадал город Мессина, где практически не осталось ни одного уцелевшего здания. Много разрушений принесла и огромная волна цунами, вызванная подземными толчками и усиленная подводным оползнем.

Задокументированный факт: спасатели смогли вытащить двух истощенных, обезвоженных, но живых детей из-под обломков, спустя 18 дней после удара стихии! Многочисленные и обширные разрушения были вызваны в первую очередь низким качеством зданий в Мессине и других частях Сицилии.

Неоценимую помощь жителям Мессины оказали русские моряки императорского флота. Корабли в составе учебной группы совершали плавание по Средиземному морю и в день трагедии оказались в порту Аугуста на Сицилии. Сразу после подземных толчков, моряки организовали спасательную операцию и благодаря их отважным действиям, были спасены тысячи жителей.

9. Хайюань

Одним из самых смертоносных землетрясений в истории человечества, стало разрушительное землетрясение, ударившее 16 декабря 1920 года по уезду Хайюань, входящий в провинцию Ганьсу.
По оценкам историков, в тот день погибло не менее 230.000 человек. Сила толчков была такова, что целые селения пропадали в разломах земной коры, очень сильно пострадали такие крупные города как Сиань, Тайюань и Ланчжоу. Невероятно, но сильные волны, образовавшиеся после удара стихии были зафиксированы даже в Норвегии.

Современные исследователи полагают что количество погибших было гораздо больше и насчитывает не менее 270.000 человек. В то время это было 59 % населения уезда Хайюань. Несколько десятков тысяч человек погибли от холода, после того как их жилища были разрушены стихией.

8. Чили

Землетрясение в Чили 22 мая 1960 года, считается сильнейшим землетрясением в истории сейсмологии, сила толчков составила 9.5 баллов по шкале Рихтера. Землетрясение было настолько мощным, что вызвало волны цунами высотой более 10 метров, накрывшие не только побережье Чили, но и причинившие огромный ущерб городу Хило на Гавайях, а часть волн достигла побережья Японии и Филиппин.

Погибло более 6.000 человек, большинство из которых попали под удар цунами, разрушения были немыслимые. Без жилья и крова остались 2 миллиона человек, а сумма ущерба составила более 500 миллионов долларов. В некоторых районах Чили, удар волны цунами был настолько силён, что многие дома унесло на 3 км вглубь материка.

7. Аляска

27 марта 1964 года, на территории Аляски произошло самое сильное землетрясение в истории Америки. Сила толков составила 9,2 балла по шкале Рихтера и это землетрясение стало сильнейшим после удара стихии в Чили в 1960 году.
Погибло 129 человек, из которых жертвами подземных толчков стали 6 несчастных, остальных смыло огромной волной цунами. Наибольшие разрушения стихия вызвала в Анкоридже, а подземные толчки были зарегистрированы в 47 штатах США.

6. Кобе

Землетрясение в Кобе, в Японии, 16 января 1995 года, стало одним из самых разрушительных в истории. Подземные толчки силой в 7,3 балла начались в 05:46 утра по местному времени и продолжались несколько суток. В результате погибло более 6000 человек, 26.000 получили ранения.

Ущерб, нанесенный инфраструктуре города было просто огромен. Было разрушено более 200.000 зданий, в порту Кобе оказались уничтожены 120 причалов из 150, электроснабжения не было несколько дней. Общий ущерб от удара стихии составил около 200 миллиардов долларов, что на тот момент являлось 2,5 % от всего ВВП Японии.

На помощь пострадавшим жителям кинулись не только правительственные службы, но и японская мафия – якудза, члены которой доставляли пострадавшим от удара стихии воду и продукты.

5. Суматра

26 декабря 2004 года, сильнейшее цунами, обрушившееся на берега Таиланда, Индонезии, Шри-Ланки и другие страны, было вызвано разрушительным землетрясением силой в 9,1 балла по шкале Рихтера. Эпицентр подземных толчков находился в Индийском океане, недалеко от острова Симёлуэ, возле северо-западного побережья Суматры. Землетрясение было необычайно масштабным, произошел сдвиг земной коры на расстоянии 1200 км.

Высота волн цунами достигала 15 -30 метров и жертвами стихии по различным оценкам стали от 230 до 300.000 человек, хотя точное количество погибших подсчитать невозможно. Многих людей просто смыло в океан.
Одной из причин такого количества жертв стало отсутствие системы раннего предупреждения в Индийском океане, с помощью которого можно было сообщить местному населению о приближении цунами.

4. Кашмир

8 октября 2005 года, в регионе Кашмир, находящимся под контролем Пакистана, произошло сильнейшее землетрясение в Южной Азии за последние сто лет. Сила подземных толчков составила 7, 6 баллов по шкале Рихтера, что сопоставимо с землетрясением в Сан-Франциско, в 1906 году.
В результате удара стихии погибли по официальным данным – 84.000 человек, по неофициальным – более 200.000. Спасательные работы были затруднены в результате военного конфликта между Пакистаном и Индией в этом регионе. Многие села и деревни оказались полностью стёрты с лица земли, а также был полностью уничтожен город Балакот в Пакистане. В Индии жертвами землетрясения стали 1300 человек.

3. Гаити

12 января 2010 года на Гаити произошло землетрясение силой 7 баллов по шкале Рихтера. Основной удар пришелся на столицу государства – город Порт-о-Пренс. Последствия были ужасны: практически 3 миллиона человек остались без крова, были разрушены все больницы и тысячи жилых зданий. Количество жертв было просто огромным, по различным оценкам от 160 до 230.000 человек.

В город хлынули преступники, сбежавшие из уничтоженной стихией тюрьмы, на улицах стали нередки случаи мародерства, грабежей и разбоев . Материальный ущерб от землетрясения оценивается в 5, 6 миллиардов долларов.

Не смотря на то, что посильную помощь в устранение последствий стихии Гаити оказали множество государств – Россия, Франция, Испания, Украина, США, Канада и десятки других, спустя более пяти лет после землетрясения, более 80.000 человек до сих пор проживают в импровизированных лагерях для беженцев.
Гаити является беднейшей страной в западном полушарии и это стихийное бедствие нанесло непоправимый удар по экономике и уровню жизни граждан.

2. Землетрясение в Японии

11 марта 2011 года в регионе Тохоку произошло сильнейшее землетрясение в истории Японии. Эпицентр находился восточнее острова Хонсю и сила подземных толчков составила 9,1 баллов по шкале Рихтера.
В результате удара стихии, была сильно повреждена АЭС в городе Фукусима и разрушены энергоблоки на реакторах 1, 2, и 3. Многие районы стали непригодными для жизни в результате радиоактивного излучения.

После подводных толчков, огромная волна цунами накрыла побережье и уничтожила тысячи административных и жилых зданий. Погибло более 16.000 человек, 2.500 до сих пор считаются пропавшими без вести.

Материальный ущерб также оказался колоссальным – более 100 миллиардов долларов. А учитывая, что на полное восстановление разрушенной инфраструктуры могут уйти годы, сумма ущерба может вырасти в несколько раз.

1. Спитак и Ленинакан

В истории СССР есть много трагических дат и одна из самых известных – землетрясение, сотрясшее Армянскую ССР 7 декабря 1988 года. Мощнейшие подземные толчки всего за полминуты практически полностью уничтожили северную часть республики, захватив территорию, на которой проживало более 1 миллиона жителей.

Последствия стихии были чудовищны: практически полностью был стёрт с лица Земли город Спитак, сильно пострадал Ленинакан, разрушены более 300 сёл и уничтожено 40% промышленных мощностей республики. Более 500 тысяч армян остались без крова, погибло по разным оценкам, от 25.000 до 170.000 жителей, инвалидами остались 17.000 граждан.
Помощь в восстановлении разрушенной Армении оказали 111 государств и все республики СССР.

Мессина является прекрасной жемчужиной в короне городов Италии. Он имеет древнюю – первые упоминания об этом поселении датируются 730 годом до н.э. Расположившись на береговой линии Мессинского пролива, город стал не только торговым центром, но и ядром всего сельскохозяйственного района, специализирующегося на выращивании цитрусовых культур.

В истории города было много событий, которые приводили к его упадку, но Мессина восстанавливалась и расцветала вновь. Одним из таких трагических для города событием было землетрясение, происшедшее 28 декабря 1908 года. Участниками спасательной операции, по воле случая, стали российские моряки.

После завершения русско-японской войны, в результате которой был обескровлен российский военно-морской флот, перед властью остро стоял вопрос подготовки кадров для формирования командного состава боевых кораблей. С этой целью весной 1906 года был сформирован особый отряд судов, в который входили два линкора – «Цесаревич» и «Слава» и крейсера «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Командование отрядом было поручено контрадмиралу В.И. Литвинову. На кораблях разместились практиканты: 135 выпускников морского корпуса Петра Великого, 23 механика, 6 выпускников инженерного института и несколько человек учеников квартирмейстеров Балтийского флота. Перед походом отряд посетил Государь Император, который призвал моряков вести себя в заморских странах подобающим образом, поскольку они являются посланниками своей Родины.

В октябре 1908 года корабли вышли в Финский залив и направились в Средиземное море, согласно плану учений.

Недалеко от берегов Испании на кораблях проводились занятия и учения, главной целью которых было обучение нового пополнения офицерского состава, не имеющего практического опыта.

После выполнения учебных задач похода 15 декабря 1908 года отряд прибыл в итальянский порт Аугуста, расположенный на восточном побережье Сицилии на расстоянии около 70 миль от Мессины.

Утром 28 декабря в Мессине произошли подземные толчки, которые привели к смещению участков дна Мессинского пролива. Огромные волны, внезапно обрушились на утренний город. Одновременно произошло три сильных подземных толчка, что стало причиной обрушения зданий почти в двадцати населенных пунктах, расположенных в прибрежной полосе Сицилии и Калабрии.

Моряков русской эскадры разбудил мощный гул, а затем, все услышали удары по корпусу корабля. Огромная волна ворвалась в бухту порта, развернув стоявшие в ней на якоре корабли на 180 градусов. Через несколько минут ситуация нормализовалась, лишь на водной глади наблюдалось небольшое волнение.

Вечером этого же дня к командиру отряда обратились капитан порта и российский консул А. Макеев с просьбой оказать помощь населению Мессины, оказавшемуся, практически, в эпицентре землетрясения. Направив информацию о случившемся в Петербург, командир отряда приказал судам готовиться к отплытию в Мессину.

Во время перехода моряки отряда готовились к оказанию экстренной помощи пострадавшим: формировали подразделения спасателей, группы снабжались инструментами, продовольствием и водой. Лазареты подготавливались для приема пострадавших. Руководил медиками опытный врач А. Бунге, прошедший хорошую практику работы в экстремальных условиях Заполярья.

Когда корабли прибыли на рейд Мессины, моряки увидели огромные разрушения: уничтожены все дома, портовые сооружения. Оставшиеся в живых жители, обезумившие от горя, боли, потери близких, просили о помощи. Из-под завалов доносились крики раненных, в городе наблюдались многочисленные очаги пожаров.

Российские моряки начали расчистку завалов. Работа осложнялась еще тем, что подземные толчки продолжались, обрушения в завалах угрожали жизни моряков, разбирающих остатки зданий.

В развернутых в кратчайшее время перевязочных пунктах оказывалась медицинская помощь. Как потом оказалось, многим жителям это благодеяние спасло жизнь. Впоследствии к российским спасателям присоединились экипажи прибывшей английской эскадры.

Группы спасения работали круглосуточно. Российскими моряками из завалов было извлечено более двух тысяч пострадавших.

Раненых, больных, детей и стариков на российских кораблях отвозили в ближайшие города Италии, которые не пострадали от стихии: Неаполь, Палермо и Сиракузы. Возвращаясь в Мессину, суда доставляли закупленную провизию, перевязочные материалы и средства для дезинфекции.

По имеющейся информации в результате мессинского землетрясения погибло около 44% жителей населенных пунктов, которые приняли на себя самые сильные удары стихии. 100 тысяч жизней унесло это самое мощное европейское землетрясение.

В последствие, итальянские медики написали российскому морскому министру благодарственное письмо, в котором отметили самоотверженный труд моряков и братскую заботу о пострадавших Мессины, заверив его, что Италия вечно будет помнить помощь русских моряков.

Итальянское правительство наградило орденами врачей и командование кораблей: Литвинов получил Большой крест Итальянской короны и золотую медаль, остальные серебряные медали и Командорские кресты. В память о содружестве все моряки были награждены серебряными медалями.

В спасательной операции принимали участие более 6 тысяч военных и 300 врачей. Только 3 января местные власти, поблагодарив российских военных, уведомили их, что теперь в состоянии справиться собственными силами. Отряд российских кораблей продолжил свой путь: сначала в Аугусту, а затем в Александрию.

Мессина не забыла своих спасителей. Через два года, на собранные жителями Мессины деньги, была отлита золотая медаль, которой решено было наградить Российский флот, а также скульптурная композиция, изображающая русских моряков, спасающих людей из под обломков зданий. Эти знаки благодарности были вручены командиру крейсера «Аврора», который прибыл в мессинскую гавань в марте 1910 г.

До настоящего времени жители города хранят память о подвиге русских моряков. Много улиц Мессины названы в честь российских спасателей Балтийской эскадры. На памятной доске, укрепленной на здании муниципалитета в 1978 году, написано, что она установлены в память щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году.

Через сто лет мессинцы отмечали эту трагическую дату. Самое трогательное то, что потомки жителей помнят о русских моряках, которые пришли на помощь населению города. Благодарные мессинцы до сих пор называют русских моряков «голубыми ангелами» - потому что они появились неожиданно со стороны моря и форма их была голубого цвета.

Проходят годы, но пока жива память потомков мессинцев, возле берегов этого славного города не раз будет развиваться Андреевский флаг.

Использованы материалы:
http://genocid.net/news_content.php?id=1611
http://humus.livejournal.com/2321946.html
http://humus.livejournal.com/2323524.html
http://secretworlds.ru/publ/6-1-0-1274

В северо-восточной части Сицилии расположен богатый и многолюдный город Мессина.

Прямо против него, по другую сторону Мессинского пролива, лежит берег Апеннинского полуострова - юго-западная его окраина огородом Реджио. В этой местности, и по ту и по другую сторону пролива, не раз случались землетрясения. Но никогда еще не происходило такой катастрофы, которая разразилась в декабре 1908 года.

Рано утром 28 декабря, когда большинство жителей еще беспечно спало, произошло землетрясение, которое в несколько минут превратило в развалины Мессину, Реджио и целый ряд других соседних местечек.

Мы не будем подробно описывать самое землетрясение. Оно происходило так же, как и многие другие. Вследствие сотрясения морского дна образовалась громадная волна, которая. как и в Лиссабоне, нахлынула на берег, смыла и уничтожила все, что еще оставалось неповрежденного землетрясением. Также провалились в море часть берега и набережная. Тотчас вслед за землетрясением начались в разных концах пожары, которые сжигали не только оставшееся имущество, но и живых людей, заваленных обломками зданий и не имевших возможности выбраться оттуда без посторонней помощи. На бедственной судьбе этих несчастных, израненных и искалеченных, погребенных под развалинами своих домов, мы и остановим теперь наше внимание. Воспользуемся рассказом очевидца, который попал в Мессину тотчас после землетрясения и участвовал в раскопках и оказании помощи пострадавшим.

«Утром 28 декабря, в 5 часов 25 минут, большой пароход подходил к Мессинскому проливу. Вдруг пароход задрожал, весь затрясся, и его бросало из стороны в сторону, как будто у него сразу сломалась машина. Это длилось несколько мгновений. Никто из находившихся на пароходе не понял, в чем было дело. Войдя в пролив, пароход был принужден остановиться: ехать дальше не было никакой возможности. Весь пролив был загроможден изломанными барками, баржами, бочками, опрокинутыми лодками, досками, мебелью, между которыми кое-где едва виднелись человеческие фигуры; они кричали, молили о помощи. Вдали, там, где должна была находиться Мессина, в темноте видны были только красные извивающиеся языки пламени. Красное зарево трепетало в небе.

Рассветало, когда я с матросами парохода подъехал на лодке к Мессине. Много трудов стоило нам пробраться между плавающими досками, разбитыми барками и другим скарбом. У самого берега наша лодка сильно стукнулась дном о что-то твердое. Мы объехали это место и причалили. По берегу мы подошли к тому месту, где стукнулась наша лодка, и увидели в прозрачной морской воде целый ряд товарных вагонов. Они находились на той части набережной, которая опустилась в море.

Вошли в первую улицу. Вместо домов лежали груды обломков такими же правильными рядами, как стояли прежде дома. Во всем городе осталось не более 30 домов, но и в них входить было очень опасно: в стенах и в потолках зияли страшные трещины.

С трудом пробирались мы через груды развалин. Кое-где возвышались четырех-, пятиэтажные стены, уцелевшие от домов; некоторые из них сильно наклонились и грозили смертью проходившим мимо. В одном месте среди развалин одиноко торчал вверх угол шестиэтажного дома. Длина каждой стены была не более одного метра; часть пола уцелела в каждом этаже. На внутренних стенах угла виднелись картины, фотографии, на полках - тарелки и чашки. В третьем этаже остались прислоненное к стене небольшое пианино и письменный стол.

Мы шагали дальше. От груд развалин уже стало трудно определять направление прежних улиц. Не было домов. Нет улиц! Нет Мессины! Две большие собаки, увидев нас издали, бросились бежать - они поедали раздавленную лошадь… А груды обломков, которые нас окружали, не были мертвы: они жили ужасной жизнью - жизнью, пахнущей смертью. Они кричали на тысячи голосов, вопили о помощи. Со всех сторон неслись к нам стоны, крики… Шел дождь… Это была агония Мессины. Утихавший огонь кое-где сверкал среди развалин, и оттуда уже не слышно было криков,

Земля легонько содрогнулась. Этого было достаточно, чтобы с громом посыпались треснувшие, накренившиеся дома и стены. Вопли и крики сильней раздались из-под развалин. На груде обломков, около которой стояла небольшая часть каменной стены, мы увидели полуодетых людей, которые кучкой сидели молча под одним зонтиком. Это была целая семья - отец, мать и двое детей. «Идемте с нами, - пригласил их матрос, - мы вам дадим одежду и еду. Идемте!» - «Нет, - резко ответила мать. - Мы не хотим оставить дом, где засыпаны два моих сына. Хотим погибнуть здесь».

Она не плакала, говорила не пошевельнувшись, не глядя на матроса; глаза ее бессмысленно смотрели куда-то в сторону. Матрос что-то хотел возразить, но его прервал отец семьи. В ночном белье вскочил он на ноги и дико крикнул: «Пусть все умрут! Зачем теперь всем жить? Здесь сейчас умирают мои два сына». И он снова опустился на прежнее место. Мы хотели попытаться разрыть детей руками, но, как только подошли к груде камней и щебня, опять вскочил отец и с силой бросил в нас большущим камнем, но промахнулся. Он был сумасшедший. Жена и дети его не шевелились - так сильно поразил их пережитый ужас. Мы отошли, а они молча, кучкой, сидели на остатках своего дома под одним зонтиком.

Дождь стал тише. Мы подошли к развалинам, откуда неслись стоны, и начали руками раскидывать тяжелые камни. После четырехчасового труда нам удалось извлечь оттуда двух мужчин и одну девушку. У них были переломлены ноги, руки… Взвалив их на плечи, мы двинулись молча назад, к нашей лодке. К берегу подъезжало много лодок с русскими и английскими матросами. Ехавшие мимо военные суда спустили лодки на берег, чтобы помочь мессинцам.

Закипела работа. Матросы лопатами выкапывали зарытых. Работали до вечера. В первый же день было выкопано до тысячи раненых. Не было времени, не было сил закапывать в землю всех мертвых. Их клали прямо на улицах и торопились освободить из-под развалин живых. Какие-то люди тихо бродили среди этого ужаса, руками рылись в грудах обломков, искали золотых вещей и денег, обшаривали мертвых, раненых, которые не могли подняться.

Лил дождь. Начало темнеть. Работать, раскапывать было почти невозможно. Собаки стаями бегали по развалинам; они ели мертвых, оставленных прямо на улицах. Дождь ускорял разложение трупов. Уже слышался трупный запах. Пахло гарью. Работали всю ночь. Оставшиеся в живых мессинцы наскоро сколотили себе небольшие сараи на площадях, посреди улиц, и там расположились со своими семьями.

На другой день утром небольшая толпа голодных мессинцев напала на палатку, где был сложен солдатский провиант, и отбила его. Кроме этого пищи не было совершенно во всей Мессине. Только к вечеру второго дня прибыл пароход, который привез хлеб. Днем поднялся ветер. Морские волны, точно желая усилить ужас, мерно и с шумом бились о берег и выкидывали на него изуродованные человеческие тела, взятые ими накануне. По улицам непрерывной цепью тянулись солдаты с носилками на плечах - переносили на пароходы раненых.

Из-под развалин все еще неслись ужасные крики, но их стало меньше: некоторых вырыли, другие умерли.

Вдруг из-под одной кучи обломков мы услыхали слабый детский голос: «Выройте меня! Я уже давно здесь! Я умру! Выройте скорее!»

Начали раскапывать. «Ой! Вы мне больно делаете!» - кричал мальчуган, ясно выговаривая слова; очевидно, он не был сильно ранен. Начали копать с другой стороны. Скоро откопали маленькую ножку в деревянном башмаке, а потом и всего мальчугана. Он сейчас же вскочил на ноги, отряхнулся и заплакал, прося есть. Он даже не был ранен. Над ним случайно упали доски, так что внизу осталось пространство, где мальчик мог свободно дышать и где он пробыл почти два дня. Его увели на пароход. За эти дни на пароходах увезли несколько тысяч человек в разные города Италии.

Раскапывая одну груду развалин, мы вдруг услыхали детские голоса, точно там, под этой кучей камней, ссорились маленькие ребята. Начали копать осторожнее и скоро вырыли изломанный шкаф, которым были накрыты два маленьких мальчугана трех и пяти лет и одна девочка шести лет. Они прожили здесь три дня. Вместе с ними в шкафу были сахар, фиговые ягоды и апельсины. Апельсины у них только что все вышли, и они спорили из-за последнего в то время, когда их вырыли. Ни один из них не был ранен.

Шли дни, и жили под каменными обломками люди кричали, стонали они, но не доходили голоса всех до слуха работавших, и многие умирали от голода или просто задыхались в своих могилах. Многих удалось вырыть живыми после шести-семидневного пребывания под кучами камней, без крошки хлеба, на мокрой от дождя земле.

Мессинское землетрясение по своим жертвам было одним из самых ужасных, какие только известны на памяти людей. Число погибших от него достигало 150 тысяч.

Землетрясение случилось ранним утром, когда большинство жителей еще спало и потому не успело выскочить из домов. Большую роль сыграла также легкая разрыхленная почва, на которой был построен город Мессина. Такая почва, как мы увидим дальше, особенно способствует тому, что построенные на ней большие, многоэтажные здания рассыпаются впрах при первых же сотрясениях земли.

Одновременно с Мессиной погиб и город Реджио, лежавший на противоположном берегу Италии. В группе Липарских островов, расположенных недалеко от Мессины, два маленьких острова совершенно исчезли во время этого землетрясения, провалившись в море. К счастью, оба эти островка были необитаемы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Похожие публикации