Туристический портал - Paratourism

Новоиерусалимский монастырь график работы. Новоиерусалимский монастырь: расписание богослужений, адрес и как доехать

Новоиерусалимский монастырь, подмосковный город Истра. Поехали на один день. Слева от основного входа в монастырь есть очень удобная большая парковка.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мы оценили, что встали именно туда, когда закончились экскурсии и мы пошли гулять по саду, выход из сада – прямо на парковку.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменные стены монастыря возвышаются на 9 метров, толщина – 3 метра. Башни крепостной стены имеют палестинские названия, кроме Елизаветинской, через нее можно попасть в Гефсиманский сад.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда монастыря – неправильный шестиугольник, а периметр – более километра. Так что территория значительная. Внутри идет обустройство территории, поэтому обойти все постройки не удалось.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда имеет восемь башен, которые названы по воротам в Иерусалиме. Оказывается, башни разделены перекрытиями, и внизу помещения используются для хозяйственных нужд, а верхние этажи это – кельи, в них живут.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вдоль монастырских стен идем к входу

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Башни ограды необычные, какие-то двойные. Причем они все разные при детальном рассмотрение, а кажется – одинаковые. Они увенчаны каменными шатрами, а одна башня – Иноплеменничья заново перекрыта деревянным шатром, так как кренилась вбок.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Показалась надвратная церковь

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Справа находится небольшая выставка пушек и звонница

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход через восточные ворота. Сейчас пока это единственный вход – через трехпролетные Святые ворота. У каждого пролета – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Сама надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Нам повезло, мы идем через Святые (Красные) врата, хотя они всегда закрыты, используются для въезда транспорта. Рабочие делают настил, видимо, для транспорта, поэтому мы так свободно проходим:)

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это вид на церковь Входа Господня в Иерусалим с территории монастыря

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вот он – главный храм – Воскресенский. Как видите, ходить по территории невозможно, проход – только к храму и все.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

При входе висят листы с информацией, если хотите экскурсию – звоните. Мы позвонили, нам мило сообщили, что экскурсия будет через 15 минут, объяснили куда подходить.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мой совет – обязательно берите экскурсию, если вы впервые или давно не были. Стоимость на 31 мая 2016 года: взрослые – 250 руб., дети – 100 руб. Нам экскурсию проводила экскурсовод паломнического центра Ирина Анатольевна Алексеева. Замечательно! Огромное ей спасибо, почти 2 часа пролетели незаметно, причем, она готова была еще отвечать на все вопросы и заново пошла показывать, присоединившимся к экскурсии людям, начало нашей экскурсии.

Благоустройство территории

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень долго колокольни не было в этом Новоиерусалимском монастыре, аж с 1941 года, когда немцы, отступая заминировали весь комплекс и колокольня была тоже взорвана, полностью уничтожена.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед воскресенским собором находится церковь Константина и Елены, это подземная церковь, единственная, которая не была разрушена немцами. Вот она – правее – нежно розового цвета. Около нее – захоронения.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень примечательное надгробие А.С. Цуриковой, она была благотворительницей монастыря, жила в XIX веке. Икона Богородицы выполнена по эскизу В.Васнецова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены углублена на 6 метров. По преданию, именно на 6-метровой глубине царица Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. А искала она его, потому, что он был сброшен с Голгофы в отходную яму и пролежал там 3 века. Да, там нашли еще 2 креста – от разбойников. В самой церкви есть фреска, посвященная этому событию. Об этом чуть позже.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены строилась долго, так как при рытье котлована забил источник, это осложнило работы. Причем вода проступила на том месте, гда по плану (и по преданию) царица Елена нашла Животворящий Крест.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Новоиерусалимский монастырь задуман патриархом Никоном (XVII век). Начало работ 1658 год. Возводится монастырь с Воскресенским храмом, подобным иерусалимскому храму с Гробом Господнем. Никон посылает иеромонаха Арсения Суханова в Иерусалим, чтобы он привез точные чертежи и планы Воскресенского храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон понимал, что мало кто сможет себе позволить побывать в Иерусалиме. Дорого, да и времени займет несколько лет, это ведь не то, что сейчас. Хотя, первая причина для многих из нас так и осталась актуальной. Поэтому цель Никона и была, чтобы ознакомить русских верующих со священными местами казни, погребения и воскресения Христова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Итак, Воскресенский храм — топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Если планировка довольно точно соответствует прототипу, то внутренняя и внешняя отделка придуманы Никоном, ни на что не похожа, своеобразна.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон задумал украсить храм изразцами.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход в Воскресенский собор, справа белокаменные плиты с резной летописью о строительстве собора. Летопись написана в стихах, причем, если прочесть первые буквы строк текста, то выясним, что летопись писал архимандрит Никанорис, так себя увековечив.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Заходим – справа находится Голгофа, место казни Христа, но храм был закрыт. Поэтому мы сразу же прошли к гробу Господню.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед нами открывается история смерти Иисуса Христа и чудеса, которые потом происходили.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменная часовня, в ней находится главная святыня – Гроб Господень.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня называется кувуклия (опочивальня), она состоит из двух частей – пещеры Гроба Господня и предела Ангела.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Керамические колонки – аркады, здесь, у нас повторяют мраморные колонны, которые в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Входим в часовню с востока, в предел Ангела, там лежит небольшой округлый камень. Это подобие камня, который был отвален от пещеры с Гробом Господня в ночь Воскресения. Сначала камень в Иерусалиме был большим, ведь он закрывал вход в пещеру, но от него стали откалывать части для других храмов, как святыню. Поэтому к XVII веку камень стал таким маленьким. Здесь он немного виден.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Далее через низкий проем попадаем к Гробу Господню, пустому гробу. На нем повязка головная, плащаница и два ангела. При реставрации оставили копоть на своде кувуклии, как напоминание о Великой Отечественной войне, когда храм практически весь был разрушен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Все время идет народ

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня окружена ротондой с шатром.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Красота необыкновенная. Шатер над ротондой

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ротонда, фрески с историческими событиями, все подробно рассказывает экскурсовод

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Истру, старинный подмосковный городок, расположившийся в сорока километрах от столицы, часто называют Новым Иерусалимом. Горделивое название! Но в XVII веке оно воспринималось всерьез, да и в наше время говорит о многом.

В 1656 г. патриарх Никон купил село Воскресенское (оно и стало истоком нынешней Истры) с тремя прилегающими деревнями. Тогда же патриарх-реформатор основал здесь Воскресенский монастырь, в котором попытался перевести на русскую землю образ Гроба Господня. По замыслу святейшего, даже местную топонимику поменяли в соответствии с Евангелием. Так начиналась судьба подмосковной Палестины… Холм, на котором заложили монастырь, нарекли Сионом, другой пригорок - Фавором. Реку Истру переименовали в Иордан.

Строительство монастыря началось с размахом: его опекали и патриарх, и царь Алексей Михайлович. Когда государь впервые увидал строящиеся стены и храм с холма, названного Елеонским, он воскликнул: «Новый Иерусалим!».

Но вскоре позиции патриарха Никона пошатнулись. Ему пришлось уехать из Белокаменной, он потерял власть над Церковью, но три монастыря остались в его ведении - в первую очередь - Воскресенский, что на Иордане. Однако через несколько лет, в 1666 г. году, Никона сослали в Ферапонтов монастырь - подалее от подмосковной Палестины. Строительство прервалось.

Возрождение монастыря началось после смерти царя Алексея, когда на престоле утвердился царь Федор Алексеевич, ученик Никона. Этот энергичный, просвещенный государь передал Новому Иерусалиму двадцать монастырей, пожаловал ему новые земли. Снова открылись возможности для продолжения грандиозного проекта. И вот уже громада Воскресенского собора выросла над мощными стенами, и золотые купола заиграли на солнце.

В XIX веке расцвет монастыря связан с деятельностью архимандрита Леонида (Кавелина). Он составил историю монастыря, способствовал строительству гостиниц для паломников, которых вплоть до Первой Мировой было великое множество.

И сегодня мощный купол собора и высокая, пирамидообразная колокольня видны издалека в любую погоду. Многое довелось пережить этим стенам!

В 1919 г. монастырская жизнь в Новом Иерусалима была пресечена. В монастыре учредили музей.

В ноябре 1941-го Истру заняли немецкие войска, наступавшие на Москву. Через полтора месяца захватчикам пришлось отступать - и саперы дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. После взрыва практически полностью разрушилась колокольня. В мастерской архитектора Щусева без промедления началась работа над проектом восстановления шедевра архитектуры. Новое строительство храма началось в 50-е годы и растянулось на десятилетия. Воссоздание исторического облика монастыря продолжается поныне. Сегодня восстановленный монастырь соседствует с музеем и остается центром притяжения для всех любителей старины. Там есть, что посмотреть.

В Воскресенском соборе находится могила основателя монастыря - патриарха Никона. Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребен Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии — архимандрит Герман.

В монастыре действует Историко-архитектурный и художественный музей - один из крупнейших в Подмосковье. Начать знакомство с музеем логично с экспозиции «Новый Иерусалим - памятник истории и культуры XVII-XIX вв.». Здесь вы сможете, доверяя собственным глазам, сравнить Воскресенский собор с Иерусалимским храмом Гроба Господня. Не забудьте осмотреть уникальную кипарисовую модель храма Гроба Господня, привезенную в Москву в 1649 г. Иерусалимским патриархом Паисием. Эта модель вдохновляла русских зодчих.

Есть здесь и копия изразцовой печи XVII века из Богоявленской пустыни (скита) Патриарха. И старинные иконы, найденные зимой 1941-го в развалинах храма. На выставке представлены две сохранившиеся иконы на меди середины XVIII века из иконостаса Подземной церкви. Здесь же можно увидеть иконы из иконостаса Голгофской церкви и придела Успения Пресвятой Богородицы

Здесь хранится и диковинное транспортное средство - колесная колымага патриарха Никона.

В зале русской живописи - Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, Н.Г. Чернецов, И.К. Айвазовский, И.К. Саврасов, Л.Н. Пастернак…

Музей хранит богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства... В парковой зоне музея работает экспозиция деревянного зодчества под открытым небом. Здесь туристы могут познакомиться с замечательными примерами быта XIX века - крестьянской избой, часовней, мельницей. Деревянная часовня, воссозданная по обмерам и фотографиям постройки XVIII века, украшает поляну перед воротами усадьбы. Поодаль на берегу реки Истры стоит ветряная мельница, на которой вплоть до 1950-х годов мололи муку.

Из образцов русского зодчества, вошедших в ансамбль монастыря, упомянем несколько:
Подземная церковь Константина и Елены;
Святые ворота с надвратной церковью (построены в 1694—1697);
Трапезная с церковью Рождества Христова (конец XVII века);
Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века).

Имеет богатую историю, которая тесно взаимосвязана с памятью его отца-основателя - патриарха Никона. Святейший очень любил эту обитель и прожил тут около восьми лет после того, как был удалён из Москвы. Все свои силы преподобный направил на то, чтобы воплотить собственный замысел: в Подмосковье должен был быть создан монастырь, который стал бы точной копией знаменитого храма Воскресения Господня, находящегося в Иерусалиме. В соборе были полностью воспроизведены священные подобия пещеры гроба Голгофы, места погребения и Воскресения Христова. Патриарх хотел, чтобы православный народ созерцал обитель как место святых страстей.

Особенности территории

По замыслу архитекторов, топономика, топография, сооружения самого монастыря и окружающей территории, которая простирается на несколько десятков километров, должны были воссоздать образ Святой земли и главных христианских святынь Палестины. В центре огороженного пространства был основан монастырь - город-храм. Башни обители приобрели символические названия - Гефсиманская, Входиерусалимская. По русской Палестине протекает быстрая и извилистая река. Она дополняет и украшает местность, окружающую Новоиерусалимский монастырь. Истра - не единственный водный объект на территории. Кедроносный поток также обтекает монастырский холм.

Новоиерусалимский монастырь начал возводиться в 1656 году, когда Никон ещё находился в доброжелательных отношениях с царём Алексеем Михайловичем. При его пособии строительство шло быстро, однако приостановилось на четырнадцать лет после ссылки патриарха. Усердием царя Фёдора Алексеевича благое дело возобновилось. В его же царствие сбылось пожелание самого святейшего - вернуться в свою излюбленную обитель. От царя он получил разрешение возвратиться в Новый Иерусалим, но преставился на пути из ссылки и был погребён.

После смерти Никона строительство продолжалось, и в 1685 году собор был освящён. Таинство провёл патриарх Иоаким. Годом позже державные ктиторы Воскресенского собора решили даровать храму «вечно утверждённую грамоту» на все угодья и вотчины.

В начале XIX века Новоиерусалимский монастырь был одним из самых популярных паломнических центров в стране. Когда неподалёку было проложено железнодорожное полотно, количество прихожан возросло ещё больше. В 1913 году обитель посетило около 35 тысяч человек. На средства, выделенные монастырём, был возведён странноприимный дом для нищих паломников и гостиницы. Богатые вклады в ризницу вносили даже члены царской семьи.

Исторические исследования

В XIX веке началось научное изучение этапов развития обители. Крупнейшим историком храма стал архимандрит Леонид, создавший поистине фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского монастыря». Рукопись была издана в 1874 году и содержала не только исторический очерк, но и публикации многих документов, имеющих научную ценность, которые сейчас вовсе утрачены. Кроме того, архимандрит основал музей, в котором были выставлены предметы личного пользования патриарха Никона, иконы, книги, картины, ткани из собрания обители. По сей день Воскресенский Новоиерусалимский монастырь знаменит своим музеем.

Закрытие обители в революцию

В смутное для России время по решению местного уездного съезда советов Новоеирусалимский монастырь был закрыт. Имущество обители согласно предписанию было арестовано и национализировано. По сей день в фондах действующего исторического музея «Новый Иерусалим» выставлена памятная доска. На ней выгравирована надпись о том, что Великая русская революция устранила "культовый" Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и передала его народу. Собор перестал служить. Чуть позже наиболее ценные предметы были изъяты из ризницы и перемещены в Оружейную палату.

Монастырские дела и Великая Отечественная война

В 1941 году обитель оказалась в очаге ожесточённых боёв за Москву. Большинство построек и зданий монастыря очень сильно пострадали, некоторые из них и вовсе были разрушены. Сведения об этом фигурировали даже на Нюрнбергском процессе. После войны, ближе к 50-м годам, в монастыре начались Архитектурный комплекс обители был поднят из руин. Затем были проведены работы по восстановлению внутренней отделки собора. Милостью Господа ожил Новоиерусалимский монастырь, Истра по сей день протекает по его территории, подчёркивая умиротворение и благолепие местности.

Собор и современная история

В 1994 году Русская Православная Церковь объявила о возобновлении деятельности русской Палестины. Новоиерусалимский монастырь, реставрация которого тогда ещё не началась, получил нового главу. Второй назначил наместника обители - архимандрита Никиту.

С середины 2008 года Священный синод РПЦ утвердил главой благочинного игумена Феофилакта. В этом же году обитель посетил сам патриарх в сопровождении Президента РФ Дмитрия Медведева. Они ознакомились с сооружениями и сошлись на том, что предстоит много сделать, чтобы возродить прежнее благолепие русской Палестины. Именно тогда был создан благотворительный фонд монастыря.

В 2009 году Президентом был подписан указ, благодаря которому были предприняты меры по воссозданию исторического облика территории. Из федерального бюджета выделяются субсидии на восстановление обители. По замыслу архитекторов вся местность должна принять свои исторические черты, которыми так знаменит Новоиерусалимский монастырь. Когда закончится реставрация, двери обители широко откроются для всех паломников и прихожан.

Музей монастыря

Художественный и историко-архитектурный музей монастыря был основан в 1920 году. На сегодняшний день это один из самых крупных и старейших государственных музеев, расположенных в Подмосковье. За период своего существования он пережил множество потрясений и преобразований. В 1941 году здание было практически разрушено фашистскими захватчиками. Несмотря на столь сильный ущерб, памятное место возродилось и по сей день активно развивается.

Современный музей стал вместилищем более 180 тысяч экспонатов, где пристального внимания заслуживают уникальные коллекции зарубежной и отечественной живописи, оружия, фарфора, раритетные печатные и рукописные издания. Можно ознакомиться с коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства, графикой и живописью двадцатого века. В парковой зоне прямо под открытым небом расположен отдел деревянного зодчества. Любой турист или паломник может осмотреть исторические памятники XIX века: мельницу, часовню, крестьянские избы.

На сегодняшний день музей размещён в современном здании, которое было возведено специально неподалеку от обители. Посещать Новоиерусалимский монастырь, фото которого представлено ниже, благодаря такому решению, стало удобнее.

Экскурсионные программы

Прежде всего, внимания достойна эксклюзивная программа, которая рассчитана на зимнее время года. В рамках этой экскурсии проводится осмотр архитектурного ансамбля Воскресенского монастыря. Просмотр достопримечательностей предусматривает посещение центральной части собора, подземной церкви святых Елены и Константина, приделов и многого другого. Программа также подразумевает катание на лошадях и чаепитие с монастырскими пирогами. Посещение доступно для любых возрастных групп.

Экскурсия «Патриарх Никон»

Музейный работник в ходе экскурсии рассказывает о судьбе основателя обители. Широко освещается его роль в русской истории XVII века. Хождение по памятным местам проводится для взрослых и детей. За самую символическую плату можно осмотреть Новоиерусалимский мужской монастырь, собор и прилегающие территории.

Особенного внимания заслуживает экскурсия о православных храмах и церковном искусстве в целом. Тут можно узнать полезную информацию о тонкостях устройства русских обителей, церковных таинствах, предметах и атрибутах церковного искусства, которые используются при проведении богослужений. Посетители музея могут совершить настоящее путешествие в мир русской иконы, во всех подробностях узнав о чтимых в православии святых, о знаменитом образе «Спас Нерукотворный», о становлении иконописи и отношении к иконам в старину.

Реставрационные работы

На сегодняшний день предприняты все меры по возрождению обители как одного из самых важных духовных центров России. Благодаря обширным реставрационным работам музей Воскресенского монастыря станет главнейшей выставочной площадкой Подмосковья. Тут будут воссозданы все необходимые условия для восстановления, хранения исторических коллекций художественного музея «Новый Иерусалим».

Музей начнёт функционировать полноценно в конце 2015 года. Его новое здание практически в три раза превышает старое. Кроме экспозиционно-выставочной зоны, проектом реставрации предусмотрено создание современных фондохранилищ, музейных магазинов и кафе, множества культурно-образовательных зон. Несмотря на ремонтные работы каждый прихожанин или турист может посетить Новоиерусалимский монастырь. Экскурсии проводятся регулярно.

Сейчас готовится к выпуску издание, которое будет освещать все этапы спасения и реализации реставрационных работ архитектурного ансамбля Новоиерусалимского монастыря. В нём будет обнародовано множество воспоминаний современников, документов и фотографий.

Все реконструкционные работы, которые переживает Новоиерусалимский монастырь, планируется завершить к концу будущего года, музей будет отреставрирован чуть раньше. Обитель полностью восстановится.

Воскресенский собор

На сегодняшний день он является единственным памятником русского искусства, в котором для внутреннего убранства интерьеров использовались изразцы. Парапеты галерей, керамические фризы, надписи полностью соответствуют членению пространства храма. Дверные проёмы оформляют керамические порталы. В семи приделах удалось сохраниться уникальным иконостасам, которые также выполнены из изразцов. Особенно впечатляют трехъярусные иконостасы, высота которых достигает восьми метров. Воскресенский монастыря поражает своей красотой.

Как доехать до обители

От Москвы с отходит электричка до станции «Истра» или «Новоирусалимская». Затем следует пересесть на автобус или маршрутное такси и доехать до остановки «Монастырь». Кроме того, на станции метро «Тушино» расположена остановка, откуда отходит рейсовый автобус до Истры. Билеты лучше покупать заранее, чтобы не стоять в утомительных очередях.

Если подразумевается автомобильное путешествие, следует выехать на Волоколамское шоссе. Двигаться необходимо мимо Нахабино, Красногорска, Снегирей, Дедовска, через город Истра, шоссе как раз походит мимо монастыря. На территории предусмотрены специальные места, где можно оставить собственное транспортное средство.

  • Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
  • Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это , и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь - Фёдор Алексеевич - разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

История возведения монастыря

Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего , в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Формы главного храма обители - Воскресенского собора - были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей - Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия - часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты . Первые сооружены значительно более нарядно - украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, - скит патриарха Никона. Именно о нём писал («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

Во время монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее - его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь - в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), - подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря - Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив - становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию - часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина - сподвижника и биографа патриарха Никона.

Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру - это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь - с 18 на 19 января - можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Святая топография

Наверное, самая главная святыня монастыря - топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке - церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку - монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь основан Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Патриарх купил у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское на реке Истре, с окрестными деревнями и пустошами; на холме, очищенном от леса, была поставлена теплая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и построена деревянная стена с восемью башнями.

Подмосковная обитель должна была стать воплощением заветного желания Патриарха – создать на Руси зримое подобие Святой Земли – русскую Новую Палестину с главенствующим над всем Воскресенским собором, который повторял бы в деталях иерусалимскую святыню – Храм Воскресения Христова. Мысль Патриарха простиралась гораздо дальше: это было, прежде всего, стремление въяве воплотить и прославить идею Руси как духовного центра православного мира.

Осуществление грандиозного замысла потребовало многих лет. Строительство монастыря приостанавливалось на время ссылки Патриарха (с 1666 по 1679 год).

Начатое при царе Алексее Михайловиче, продолжалось в царствование его сына Феодора Алексеевича, при деятельном участии царевны Татьяны Михайловны. Возведение Воскресенского собора завершилось уже после того, как Патриарх Никон, скончавшийся на пути из ссылки в августе 1681 года, был похоронен в своей любимой Ново-Иерусалимской обители. 18 января (ст. ст.) 1685 года, собор был освящен Патриархом Иоакимом. Спустя год юные цари Иоанн и Петр Алексеевичи даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Территория, окружавшая монастырь, простиралась на несколько десятков километров. Ее топонимика, все церковные сооружения создавали образ Святой Земли: в центре был расположен холм под названием Сион; холмы вокруг обители именовались Елеонским, Фаворским; села имели названия Преображенское, Назарет, Капернаум; река Истра получила имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, – Кедронский поток. Башни монастырских стен имели символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т. д. В самом соборе были воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, храма Обретения Животворящего Креста Господня, Темницы Господней и Темничной церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Последующие государи династии Романовых продолжали благоустраивать монастырь. В XVIII–XIX веках над созданием его архитектурного ансамбля трудились выдающиеся зодчие – Б. Растрелли, К. Бланк, М. Казаков, А. Воронихин, А. Витберг.

В 1870-е годы возник научный интерес к наследию обители. Архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь восточно-христианских и отечественных памятников письменности издал в 1874 году фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», опубликовав в нем многие ценные документы. Он же основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В 1875 году вышло в свет «Описание библиотеки Воскресенского монастыря» архимандрита Амфилохия (Казанского). В монастырском книжном собрании хранились ценнейшие рукописи и старопечатные книги XI–XVIII веков, составившие в начале ХХ столетия особое Воскресенское собрание Синодальной библиотеки, которое ныне находится в Историческом музее.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был известнейшим центром паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек. Располагая средствами от крупных пожертвований, монастырь сам вел строительство гостиниц и странноприимного дома для бедных паломников.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, его имущество национализировано. В 1920-е годы наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. На территории обители был открыт музей, святые места были частично уничтожены либо изменены до неузнаваемости.

Новый Иерусалим сильно пострадал в начале Великой Отечественной войны, оказавшись в зоне боев за Москву. Во время недолгой оккупации музей подвергся разграблению, а при отступлении фашистские войска взорвали храмовый ансамбль: некоторые постройки были полностью разрушены, собор значительно поврежден. С 1947 года государство стало проводить реставрационные работы, в результате которых удалось поднять из руин архитектурный комплекс обители и начать восстановление интерьера Воскресенского собора.

Процесс передачи монастыря Русской Православной Церкви начался в 1994 году. Возобновилась богослужебная деятельность. Первым наместником обители был назначен архимандрит Никита (Латушко). 23 июня 2008 года Cвященный Синод утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Тогда же Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Осмотрев сооружения обители, они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и стали сопредседателями Попечительского Совета фонда.

Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года в день празднования 355-летия основания святой обители. Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные с днями земной жизни Спасителя и последующей церковной историей, Святейший Владыка благословил: начиная с 2011 года совершать освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста.

Во время посещения монастыря в 2013 году Патриарх отметил, что в будущем необходимо в полной мере воплотить замысел Патриарха Никона – наряду с восстановлением обители воссоздать весь природно-культурный ландшафт, воспроизводящий топографию Святой Земли.

Реставрационные работы в монастыре интенсивно велись на протяжении восьми лет. В 2014 году была восстановлена утраченная в войну колокольня. 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Были освящены пять престолов собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены.

С 2014 года рядом с монастырем существует уникальный музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», оснащенный самым современным оборудованием. На сегодняшний день это практически единственный крупномасштабный проект в России, который решил проблему сохранения и развития музея в связи с его выводом из культового комплекса.

Похожие публикации