Туристический портал - Paratourism

Преображенская старообрядческая община. Экскурсия по московскому преображенскому старообрядческому монастырю

Это странное место с запутанной историей находится в пяти минутах от не самой отдаленной станции московского метро. При этом оно малоизвестно, во всяком случае муж, проживший в этих краях немало, знал о нем на уровне "да, вроде там что-то есть".
На полноценную историческую справку у меня нет энтузиазма, да и уровень знаний в религиозных вопросах мал. Поэтому прошу простить, если что-то слегка перепутаю.
Это место - один из центров московского старообрядчества. Сначала появилось кладбище, возникшее здесь в 1771 году во время эпидемии чумы. Под предлогом чумного карантина были созданы богадельни. Все это организовывал и финансировал купец-старообрядец Ковылин. На рубеже веков появились мужской и женский старообрядческие монастыри (с кладбищем между ними), вокруг располагались дома, магазины, фабрики: община насчитывала около 10 тысяч человек.
В середине 19 века начался новый виток гонений на старообрядцев. Им был оставлен только бывший женский монастырь. Он закрывался при советской власти, но затем был восстановлен (правда часть территории бывшего монастыря занимает Преображенский рынок); вход туда для посторонних закрыт (можно попасть с экскурсией).
А на территории бывшего мужского монастыря был создан Никольский единоверческий монастырь (единоверцы сохраняли старую обрядность, но признавали юрисдикцию РПЦ). Он просуществовал до 1923 года. В последние годы его храмы принадлежат православному приходу, но основной храм он делит с московской поморской старообрядческой общиной.
Вот такая запутанная история. Разобравшись в ней в первом приближении, можно наконец посмотреть (съемка середины апреля).
Самое красивое и гармоничное, что мы увидели - часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в 1805 году, архитектором предполагали Баженова (и неудивительно - и по стилю похоже, и чувствуется рука незаурядного мастера), но авторство принадлежит Федору Соколову. Это стиль "русской готики", считалось, что образцом послужило оформление Царицынского дворца. Часовня отреставрирована в 2002 году, сейчас находится в хорошем состоянии и принадлежит старообрядцам.

В нынешний старообрядческий монастырь, как я уже сказала, доступа почти нет, можно лишь любоваться оградой с башенками (начало 19 века).

А вторая половина территории доступна для посещения.
Храм Николая Чудотворца построен в 1784-1790 гг. Архитектор - тоже Федор Соколов, хотя и здесь предполагали руку Баженова.

Второй храм - надвратный храм Воздвижения креста господня - построен в 1801 году тоже Ф.Соколовым. При советской власти все пять глав его были сломаны. В постсоветское время они восстановлены, сейчас здесь находятся иконописные и реставрационные мастерские.

И наконец очень красивая колокольня. Построена в 1876-79гг. получила неофициальное название "Преображенская свеча". Ее отреставрировали еще при советской власти, но колоколов на ней нет.

Вот такое странное место. Показалось мрачноватым, но красивым и неожиданным. Столько роскошной "русской готики" в одном месте не знаю, есть ли еще где-нибудь в Москве

А вот так все это выглядело в 1882 году (фото из Википедии)

В третьей части речь пойдет о старообрядческих храмах других согласий. В первой и второй частях я рассказал о храмах Белокриницкого согласия, самого крупного среди староверов. Их духовный центр на Рогожской был основан в 1771 году в связи с эпидемией чумы. В том же году и по той же причине возникла и Преображенская община федосеевцев. Особую роль сыграл один из дворовых людей князей Голицыных, купец Илья Алексеевич Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем (одна из крупнейших конфессий беспоповства), Преображенская община стала центром этой конфессии, да и вообще беспоповства в России. В 1784—1811 годы по проекту архитектора Ф. К. Соколова (на средства и под руководством купца Ковылина) был построен большой комплекс сооружений (в который входили мужской и женский монастыри) в подражание Выгорецкой пустыни.


Федосеевский монастырь, позже Никольский единоверческий

На кладбище и вокруг него Ильей Алексеевичем Ковылиным постепенно были построены дома, магазины, фабрики и молельни. В начале XIX века здесь было около 10000 прихожан. А в окрестных приютах насчитывалось до 1500 человек. Таким образом община стала крупнейшим благотворительным заведением Москвы.
«Для ограничения деятельности раскольников» по указанию императора Николая I 3 апреля 1854 г. Успенская церковь была передана единоверцам (то есть старообрядцам, признающим власть Московского патриархата). В 1866 мужской двор переселён на женский, где сохранилась старообрядческая община, а на территории бывшего мужского двора открыт Никольский единоверческий монастырь. На Преображенском кладбище находилась богатейшая библиотека сочинений о расколе, собранная купцом А. И. Хлудовым; хранились древние иконы (в том числе 1300 икон, собранных Е. Е. Егоровым), произведения древнерусского искусства. В 1920 все федосеевские молельни, кроме Крестовоздвиженской, закрыты, призреваемые выселены. В начале 1920-х гг. закрыт Никольский единоверческий монастырь. Библиотека Хлудова и часть собрания Егорова переданы в Государственный Исторический музей, древние иконы — так же в Исторический музей, откуда потом часть из них попала в Третьяковскую галерею и небольшое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после размещались различные учреждения, например общежитие завода Радио.
Вход в монастырь - через Крестовоздвиженскую надвратную церковь, перестроенную в 1854 году (надстроены главки) из староверческой моленной (т.е. молитвенного дома) 1801 года постройки.

Старообрядческая (федосеевская) церковь Воздвижения Честного Креста Господня

Напротив Крестовоздвиженских ворот - старейший храм Преображенской общины: Никольско-Успенская церковь. Храм был построен в 1784 году, и первоначально носил посвящение Успения Пресвятой Богородицы. В Никольский храм был переосвящен в 1854 году, тогда же был перестроен, в том числе получил ненужную беспоповцам апсиду. Архитектором собора прежде считался предположительно В.И.Баженов, но по последним, наиболее достоверным разысканиям проект это был Ф.К.Соколова. Ныне в здании церкви находятся два храма разных конфессий, разделённые глухой стеной: Никольская церковь новообрядцев в западной части, а в восточной Успенская поморская. Вообще-то, беспрецедентный случай!

Старообрядческая (поморская) церковь Успения Пресвятой Богородицы и Никольский храм


Восточная, старообрядческая часть храма

Колокольня, построенная уже при единоверцах, в 1870-е годы - хотя и выдержана в едином стиле с изначальными постройками, немного от них отличается:
Изначально ни один храм Преображенской общины не назывался "церковью" - были или моленные, или часовни. Успенская часовня стала церковью, видимо, только при единоверцах, получив апсиду, а потом это название распространилось по всей общине.
После Великой Отечественной войны «Преображенское» стало фактическим центром всего российского беспоповства, там располагались духовные центры трех согласий — старопоморского (федосеевского), брачного поморского (ДПЦ) и филипповского.
Преображенское кладбище рядом с монастырем долгое время было исключительно старообрядческим. На кладбище много купеческих захоронений. Во время Великой отечественной войны начались активные гражданские захоронения. На воинском участке могилы более 10 тысяч бойцов и командиров Красной Армии.

Старообрядческая (федосеевская) часовня Николая Чудотворца "О девяти крестах" на Преображенском кладбище

Старообрядческая (федосеевская) часовня Воздвижения Честного Креста Господня на Преображенском кладбище

Ещё одна надмогильная Федосеевская часовня на Преображенском кладбище

В полусотне метров севернее Никольского монастыря, находится Преображенский старообрядческий (федосеевский) богадельный дом . В обычном понимании это монастырь. Сейчас это называется паломнический центр старообрядцев-поморцев имени протопопа Аввакума. Архитектурный ансамбль этой части сохранился со времен постройки почти без изменений, а сама женская часть была более обширной и упорядоченной. Ныне вся она принадлежит федосеевцам - второму по времени возникновения (1706 год) и самому крупному течению беспоповства, отколовшемуся от поморцев из-за того, что те сотрудничали с "властью антихриста" - например, молились за царя. Федосеевцы (или старопоморцы) - более радикальное крыло, они сохранили только 2 православных обряда (Крещение и Покаяния), отвергали бракосочетание, и их принципиальная позиция - неприятие любой существующей власти.

Воздвиженский Собор

Моленная Успения Пресвятой Богородицы

Моленная Преображения Господня

Моленная Покрова Пресвятой Богородицы

Моленная Всемилостивого Спаса

Моленная Пророка Илии

Помимо Преображенского кладбища, в Москве есть еще несколько старообрядческих объектов, о которых я не рассказал в первых двух частях. О храме Покрова Пресвятой Богородицы в Замоскворечье уже шла речь во второй части. Освящен он 26 сентября 1910 года как белокриницкий. В 20-х годах закрыт. А в 1990 году храм был передан другому толку старообрядчества - Древле-православной церкви (ДПЦ).

Первая старообрядческая церковь поморской общины, построенная сразу же после выхода царского манифеста о веротерпимости 1905 г. Идея постройки храма принадлежала давним и близким сотрудникам В. Е. Морозова и его сыновей: И. К. Полякову, директору правлений «Товарищества мануфактур В. Морозова с сыновьями», а также И. И. Ануфриеву, члену правления товарищества. Построена в 1907-1908 гг. в древнепсковском стиле с привнесением особенностей поморского зодчества, что выражалось не только в отсутствии алтаря, но также в строгости и скромности архитектурных форм и интерьера. На фронтоне звонницы были помещены фигуры двух ангелов, поддерживающих икону Спасителя (не сохр.). В 1930 г. храм закрыли. В нем помещался детский театр, библиотека, завод… С 1960-х гг. церковь занимал цех швейной фабрики «Космос». В настоящее время ведется активная реставрация.


Фото 1991 года (автор aj1972)

В бывшей трансформаторной разместилась Федосеевская моленная на Семёновской

А теперь немного о зданиях в которых были старообрядческие церкви или моленные.
Кто проезжал по улице Бауманской, ни мог не обратить внимание на то, что осталось от колокольни бывшей старообрядческой церкви Екатерины Великомученицы . Располагалась он в доме купца 2-й гильдии И.И.Карасёва с 1872 года, на втором этаже. В 1915 году по проекту Н.Н.Благовещенского была построена та самая, отдельно стоящая колокольня. Церковь принадлежала Никольско-Рогожской старообрядческой общине (так называемой "беглопоповской"). Считается, что верхняя часть колокольни - это миниатюрная копия колокольни на Рогожском кладбище. В 1979 году дом Карасёва, где размещалась церковь Святой Екатерины, был снесен, а колокольня сохранилась.

Недалеко от Курского вокзала, в Подсосенском переулке, дом 21, стр. 3, располагалась старообрядческая (поморская) моленная в доме Морозова

В Замоскворечье, на Бахрушина, в здании, сейчас обстроенном и устроенном в нём кинотеатре, в бывшем доме Лубковой была домовая старообрядческая (ДПЦ) Казанская церковь

Выше я упоминал единоверцев. Единоверие нельзя в буквальном смысле назвать староверием. Хотя они признают древние богослужебные чины (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и бытовой уклад, НО и, признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Всё же, я расскажу и о их Московских храмах.
О Никольском единоверческом монастыре я рассказал выше. Расскажу ещё о трех храмах.
На Таганской улице, лом 20а находится Единоверческая церковь Николая Чудотворца, что на Студенце . Построена как «новообрядческая» в центре Семёновской слободы в 1672-1673 гг. (по другим источникам 1699-1702) на месте храма XVI в. Перестроена в 1712 г. (арх. О. Стаpцев). Храм был закрыт в 1920-е гг. Он подвергся разрушению и переделке. Здесь размещалось фабричное общежитие. В 1965 г. собирались уничтожить церковь, однако этого удалось избежать благодаря многочисленным протестам общественности. В 1966-1969 гг. была проведена реставрация. Церковь возвращена верующим в 1992 г. Вновь освящена в 1996 г. как центр Московской единоверческой общины.

В Лефортово, на Самокатной стоят рядом два больших храма. Троицкая и Введенская церкви. Строились они, и до 1930-х годов прошлого века были единоверческими. В 1990-е же были переданы для восстановления «новообрядческой» общине. Единоверческая церковь Троицы Живоначальной у Салтыкова моста была построена в 1817-1819 гг. как летний храм. Чуть позже, в 1829 г. рядом с ней был возведен зимний (теплый) храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь относилась к Троицко-Введенской (Новоблагословенной) старообрядческой, единоверческой общине В 1931 г. храм был закрыт. Здание храма последовательно занимали под жилье, склад, помещения научного института, производственный цех. Богослужения были возобновлены в 1992 г.
, располагался недалеко от Рогожской заставы, на Владимирском шоссе (ныне шоссе Энтузиастов, территория завода "Серп и Молот"). Основан он был на Новоблагословеном единоверческом кладбище в 1862 г. в память освобождения крестьян от крепостного состояния. Окончательно устроен в 1866 г. В 1922 г. монастырь закрыли. Территория включена в состав завода «Серп и Молот» (бывший завод Гужона), храмы сломаны в 1934 г. Единственное сохранившееся здание - заложенная в 1873 году Никольская церковь (Шоссе Энтузиастов, д. 7).

В настоящее время изуродована и лишена признаков храма. Находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание.

Преображенская старообрядческая община (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

С 1771 года в Москве у Преображенского кладбища действует Преображенская старообрядческая община, образованная во время эпидемии чумы. Ранее здесь были и мужские, и женские корпуса. Упраздненная после революции община в наше время возрождена.

В первой половине 1920-х годов Советская власть передала храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма.

Основателем этой общины считается купец И. А. Ковылин. В 1784-90 годах здесь была построена Успенская церковь. В начале XIX века на территории общины сформировались отдельные мужская и женская обители, разделяла которые дорога на Преображенское кладбище. В 1806 году обители были обнесены каменными стенами с башенками.

Тип: женский; веб-сайт: www.staropomor.ru ; вход обычным посетителям невозможен.

Адрес: ст. м. Преображенская, Преображенский вал, д.17-25.

Преображенское кладбище.

Наш пеший маршрут №2 из серии "Прогулки по Москве" может начаться либо от метро "Преображенская площадь", либо от станции метро "Семеновская". Между ними, ближе к Преображенке, по адресу улица Преображенский Вал, 17а, находится Преображенское кладбище. До начала XX века кладбище было старообрядческим, и являлось центром т.н. федосеевцев (представителей беспоповского толка старообрядчества). Сейчас это одно из престижных городских кладбищ города Москвы.

На фото: Колокольня и Никольская церковь (1790 г.) на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря (1866 - 1920-е годы).

Преображенское кладбище было основано в страшное время эпидемии чумы 1771 года за Камер-Коллежским валом. (Чтобы как-то разрядить ситуацию, власти в то время разрешили устраивать в окрестностях города частные кладбища и карантины). Преображенское кладбище было основано за Преображенской заставой одним из дворовых людей князей Голицыных, купцом Ильей Алексеевичем Ковылиным, который, организовав здесь чумной карантин, одновременно устроил и федосеевские богадельни и построил часовню, положив, таким образом, начало целой обители. До самой революции территория Преображенского кладбища являлась вторым после Рогожского кладбища центром старообрядчества .

В 1784-1811 годы по проекту архитектора Ф. К. Соколова (на средства и под руководством купца Ковылина) был построен большой комплекс сооружений (в который входили мужской и женский монастыри) в подражание Выгорецкой пустыни.

На кладбище и вокруг него купцом Ильей Алексеевичем Ковылиным постепенно были построены дома, магазины, фабрики и молельни. В начале XIX века здесь было около 10000 прихожан. А в окрестных приютах насчитывалось до 1500 человек. Таким образом община стала крупнейшим благотворительным заведением Москвы.

Для ограничения деятельности раскольников по указанию императора Николая I 3 апреля 1854 г. Успенская церковь была переосвящена в Православную. В 1866 мужской двор переселён на женский, где сохранилась старообрядческая община, а на территории бывшего мужского двора открыт Никольский единоверческий монастырь. На Преображенском кладбище находилась богатейшая библиотека сочинений о расколе, собранная купцом А. И. Хлудовым; хранились древние иконы (в том числе 1300 икон, собранных Е. Е. Егоровым), произведения древнерусского искусства. В 1920 все федосеевские молельни, кроме Крестовоздвиженской, закрыты, призреваемые выселены. В начале 1920-х гг. закрыт Никольский единоверческий монастырь. Библиотека Хлудова и часть собрания Егорова переданы в Государственный Исторический музей, древние иконы - так же в Исторический музей, откуда потом часть из них попала в Третьяковскую галерею и небольшое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после размещались различные учреждения, например общежитие завода Радио.

После Великой Отечественной войны Преображенское кладбище стало фактическим центром всего российского беспоповства, там располагались духовные центры трех согласий - старопоморского (федосеевского), брачного поморского (ДПЦ) и филипповского, которому федосеевцы отдали часовню на кладбище.

На кладбище действует Соборная церковь Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище, Поморская моленная и Храм свт. Николая на Преображенском кладбище, бывший соборный храм Никольского единоверческого монастыря.

Долгое время погост был исключительно старообрядческим. На кладбище много купеческих захоронений. На воинском участке захоронены более 10 тысяч бойцов и командиров Красной Армии.

Поморское староверие.

В середине XVII века в русской Церкви произошел раскол, учиненный царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Москва становится одним из центров движения за сохранение Старой Веры. После начавшихся кровавых репрессий, многие защитники Старой Веры были казнены, остальные были вынуждены покинуть Москву. Немногие из оставшихся христиан проживали в основном на восточной окраине города, а также в ближайших селах: Преображенское, Измайлово, Черкизово.

Возрождаться церковная жизнь древлеправославных христиан в Москве стала только к началу XVIII века. На тот период времени общество староверов-поморцев состояло в большинстве своем из посадских людей (горожан) и купцов. Поморцами стали называть христиан, которые вели службу по Поморскому церковному Уставу. На богослужение в то время собирались по домашним моленным...

После середины XVIII века в среде поморцев наиболее известной становится домашняя моленная Гавриила Артамонова. Именно здесь по настоянию духовного отца Василия Емельянова был принят обряд безсвященнословного брака. В общине на тот момент времени насчитывалось около 50 купеческих семей. Среди них такие знаменитые московские купцы, как Заикины, Монины, Алексеевы, Зенковы. В 1790-х годах хлопотами купечества была организована первая общественная моленная на Покровке. Владение было закреплено, как частная собственность, за Мониным В.Ф., а моленная получила название "Монинской". Настоятелем был избран Василий Емельянов.

В 1807 году наставником моленной становится Скачков Г.И., который вводит в употребление особо составленный "Чин брачного молитвословия".

В войну 1812 года "Монинский" храм сгорел, однако все общинные ценности удалось сохранить. Вместо сгоревшей деревянной часовни, усилиями прихожан на том же месте годом позже удалось построить каменный двухъярусный храм с просторным помещением для призреваемых. Монинская моленная сделалась настоящим средоточием культурной и духовной жизни поморского староверия, дествовала богадельня и церковная школа.

В 1826 году насчитывалось более 6000 прихожан. Наставником тогда служил Антипа Андреев, который впоследствии стал известен введением в общине наонного пения, по образцу Преображенского монастыря.

В 1837 году предписанием властей Монинская моленная была закрыта. С 1860-х годов ее преемницей стала так называемая "Любушкинсквая" молельная. Стали появляться и другие домашние моленные. К середине XIX века в Москве их насчитывалось уже более 40. На основе этих групп к началу XX века сформировались 1-я и 2-я Московские общины.

После царского манифеста о веротерпимости 1906 года, была устроена 1-я Московская община с традицией наонного пения при богослужении, храм которой находился в Переведеновском переулке. 2-я Московская община с традицией наречного пения обосновалась в храме, построенном в 1908 году в Токмаковом переулке. В 1909 и 1912 годах 2-я Московская община принимала у себя Всероссийские Соборы христиан-поморцев.

После революции 1917 года религиозные свободы в стране стали сворачиваться. В 1922 году был закрыт храм 1-й Московской общины в Переведеновском переулке. Теперь все московские поморцы стали собираться на соборную службу в Воскресенско-Покровском храме в Токмаковом переулке. В 1930 году был закрыт и этот храм...

Община перешла в предоставленный властями Успенский храм, расположенный на территории бывшей мужской половины Преображенского монастыря. Здесь община староверов-поморцев пребывает и по сей день, являясь одной из крупнейших в России.

В северной части комплекса, не зная что бы еще такого придумать, власти размещали отделение милиции с камерами предварительного заключения (КПЗ), различные общежития. Прямо на территории монастыря в 1930-е годы был открыт Преображенский колхозный рынок, который функционирует и сегодня.

Преображенская староверческая община, которая относилась к Федосеевскому согласию, начала формироваться за Преображенской заставой (сегодня - территория владений по улице Преображенский Вал, 17 и 19) в 1771 году, когда купец-старообрядец Илья Алексеевич Ковылин, во время страшной чумной эпидемии в Москве, добился создания в этом районе карантинного кладбища с устроенным лазаретом.

Со временем на этом месте возник целый старообрядческий городок с богадельнями, несколькими приютами, культовыми зданиями и кельями, которые называли Богадельным домом, дабы избежать конфликта с тогдашними светской и религиозной властями, не особо расположенных к раскольникам.

Община староверов оказывала любую помощь к обратившимся к ней, но при этом ставила жесткие условия - обязательное перекрещивание, вступление в Федосеевское согласие, а также передача всего личного имущества местной общине.

Вероучение староверов-федосеевцев подразумевало безбрачную жизнь. Исходя из этого канона, мужская и женская местные обители располагались отдельно. Граница между ними пролегала по дороге, ведущей к Преображенскому кладбищу.

Первым культовым зданием общины стала Успенская, или, как ее еще называли, Никольская церковь, которая была предположительно построена в 1784 году в стиле псевдоготики. Тогда же подняли и соборную часовню на территории мужской обители. Автором проекта считают архитектора Василия Ивановича Баженова, хотя, исходя из другой версии, им являлся зодчий Федор Кириллович Соколов.

Немного позднее мужская обитель была обнесена оградой из красного кирпича, на которой установили смотровые башни, а также выстроили в 1801 году надвратную часовню.

На территории женского монастыря старообрядческой общины на Преображенском Валу, 19, где тогда находился Богадельный дом, возвели в 1811 году соборную часовню во имя Воздвижения Креста Господня. И в данном случае автором проекта считают двоих - опять же Василия Ивановича Баженова и Матвея Федоровича Казакова.

По периметру женской обители также находилась ограда, но выстроенная из камня и покрашенная в желтый цвет.

В годы царствования Николая Первого Успенский храм передали православной церкви, после чего, в период с 1854 по 1857 годы, перестроили. В 1866 году Никольская церковь вошла в состав и стала именоваться собором. Мужскую часть старообрядческой обители, ко всему прочему, перевели на женскую территорию.

В 1912 на территории Преображенской общины возвели больничное здание в стиле модерн с оригинально исполненными главной лестницей и окошками. Автором являлся архитектор .

В 1920 году Никольский монастырь упразднили, а старообрядческую Преображенскую общину попросту разогнали. Никольский храм отдали обновленцам, которые чуть погодя все-таки продали половину здания старообрядцам. Таким образом, в помещениях одного здания, разделенных возведенной стеной, служили представители двух конфессий.

Похожие публикации