Туристический портал - Paratourism

Кафедральный собор святого вита, вацлава и войтеха. Почему главный собор праги назван в честь святого вита Святой вит чехия

Собор Святого Вита (Чехия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Чехию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Святого Вита - шедевр готической архитектуры и символ Праги, столицы Чехии. Свою историю этот архитектурный памятник ведет с 1344 года. Расположенный на территории Пражского Града, сегодня он служит резиденцией для архиепископа Пражского. Сложно описать словами величие и красоту этого здания, которое многократно, на протяжении столетий, достраивалось и совершенствовалось, чтобы приобрести свою нынешнюю, непередаваемую красоту.

По сведениям историков беспрерывное строительство костела длилось около шести веков. Этим объясняется и тот факт, что убранство собора включает в себя образчики самых разных видов искусства - от готики до неоготики, от рококо и ренессанса - до барокко. Свою руку к красоте собора приложили лучшие европейские мастера из Чехии, Германии, Франции, а декорированием интерьера занимался великий чешско-моравский художник Альфонс Муха.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы. Это не только духовная и художественная святыня страны, с костелом Святого Вита связаны и важные исторические события Чехии - в его приделах (в специально отведенной части здания) погребены чешские архиепископы и монархи, здесь же, еще со средних веков, хранятся разнообразные коронационные регалии.

Прага. Собор Святого Вита

Еще до начала строительства собора Святого Вита на его месте находилась маленькая, круглая церквушка. Собор начали возводить в XIV веке, а закончилось строительство только в начале XX. На сегодняшний день здание считается самым долгим «долгостроем» из зданий Европы наряду с собором в Кёльне.

В главной части собора, над алтарем, вы сможете увидеть галерею скульптур основателей костела и его первых строителей - например, бюст Карла IV, мастеров Петра Парлержа и Матье из Арраса, которые были похоронены в стенах здания, пражских архиепископов и других важных лиц государства и архитекторов, причастных к строительству костела. В средневековом искусстве Европы не существует аналогичных памятников.

Каменная резьба украшает величественные фасады собора, а над порталом его южного фасада вы сможете увидеть самую раннюю из ныне сохранившихся чешских мозаик под названием «Страшный суд». На протяжении многих веков башня-колокольня костела считалась самым высоким сооружением чешской столицы.

Высота большой башни собора - около 100 метров, а ведущая на смотровую площадку лестница собора состоит из трехсот каменных ступеней.

Роскошный интерьер собора Святого Вита хорошо известен по открыткам и туристическим путеводителям - золото, словно кружевные стены, многочисленные скульптуры, пышно украшенная резьбой кафедра, цветные витражи, сквозь которые в здание проникают лучи света.

Витражи собора, яркие рисунки которых создают иллюзию солнечного дня в костеле, были выполнены по эскизам Альфонса Мухи.

В богатой библиотеке собора собрано множество средневековых рукописей - таких, как, например, написанное во второй половине XI века Евангелие. Собор Святого Вита славится и своим органом - чуть ли не лучшим в Европе, поэтому, если у вас будет возможность, обязательно посетите концерты органной музыки, проходящие в костеле.

Посещение собора Святого Вита входит в обязательную программу осмотра достопримечательностей Праги. Это один из самых величественных храмов, который часто называют духовным центром всей Чехии, национальной и культурной святыней страны. А ещё говорят, что к виду собора привыкнуть невозможно сколько ни приходи сюда, его величие восхищает, готические элементы пугают, а красота изумляет.

Как добраться

Добраться до Пражского Града можно пешком от Малостранской площади или на трамвае № 22 до остановки «Пражский Град» (Pražský hrad). Найти Собор в Пражском граде - несложно, его видно издалека и к нему постоянно стремятся потоки туристов.

В сердце города расположен один из главных символов пражской архитектуры — величественный Собор Святого Вита. Этот великолепный храм поражает как размерами, так и своим величием.

Собор Святого Вита является католическим собором в готическом стиле. Собор, играя роль центра чешского средневекового искусства, внес свой огромный вклад в становление и чешской культуры.

Как настоящий символ величия и мудрости, покорности и упорства, этот храм служит местом проживания архиепископа Праги. Собор так же служит хранилищем регалий для осуществления коронации, а так же оберегает в своих стенах от разрушения веков усыпальницу королей Богемии.

Как гласит легенда, фундамент текущего собора был заложен святым Вацлавом в 925 году. Церковь была освящена в честь почитаемого святого Вита, десницу которого Вацлаву подарил король Германии Генрих первый. В 19 веке этот романский храм был переобустроен в базилику с тремя нефами, а 21 ноября в 1344 году множество рабочих-мастеровых принялись за строительство собора под покровительством архиепископа Эрнеста и короля Карла четвертого.

В строительстве собора в разные года и эпохи принимали участие такие архитекторы как Петр Парлерж (великий создатель ), Матиас из Арраса, Вензел и Йоханес (сыновья Петра), Петрилк.

От жестоких Гуситских войн (которые проливали кровь, создавали хаос и несли разрушение с 1419 года) собор крайне пострадал. Во время таких яростных противоборств он лишился не только внешней декораций и мозаики, но и самых главных достояний — картин, икон, скульптур. Конец 15 века ознаменовался продолжением строительства и украшением собора. Под пристальным контролем короля Владислава Ягеллонского и при кураторстве архитектора Бенедикта Рейта собор потихоньку начал приобретать подобие храма. С 15 и до 20 века возведением храма занималась известная плеяда искусных зодчих. По прошествии 600 лет со дня закладывания первого кирпичика в фундамент, в 1929 году собор Святого Вита окончательно достроили. Храм высотой в 124 метра, который вы можете наблюдать, на сегодняшний день представляет собой разнообразное смешение стилей и архитектурных направлений. На его вершине со смотровой площадкой стремится побывать каждый, не боясь необходимости преодоления 300 ступеней лестницы из цельного камня.

Самое привлекательное и очень знаменитое место собора – это часовня Святого Вацлава, где хранятся его мощи. Помещение с ребристым сводом спроектировал и создал где-то в период между 1344 и 1364 годом Петр Парлерж. Изумительной отделки нижняя часть стен с полудрагоценными камнями (1300 камней!), картины о Страстях Христовых создают поистине феерическое впечатление. Такое оригинальное оформление часовни, вероятно, было сделано с 1372 по 1373 год. Верхняя часть стен мастерски расписана примерно в 1506-1509 годах картинами про жизнь Святого Вацлава. Середина стены украшена готической статуей Святого Вацлава, которую сделал племянник Петера Парлержа Индржих Парлер в 1373 году.

Из-за богатства убранства и святости мощей Святого часовня закрыта для посещения посетителями. Но это не мешает умиляться ее красотой сквозь дверные проёмы.

Собор множество раз начинали и бросали на пол пути не заканчивая в течение всего своего существования. В один период он был возведен всего лишь до большой башни и трансепта, который закрывался временной стеной. На месте будущего нефа стояла своеобразная конструкция с деревянной крышей. В те времена служба велась отдельно от внутренней части благостного хора. Много раз провести строительные работы пытались чешские меценаты, но все попытки заканчивались провалом. Только вторая половина 15 столетия дала шанс активной постройке собора. Потому как сам король Владислав Ягеллон попросил Бенедикта Рейта (знаменитый талантливый архитектор эпохи готического ренессанса) продолжать строительство храма.

Но проблемы при решении административных передряг не закончились. Так, в начале строительства под руководством Рейта, работа как резво началась, так и молниеносно прекратилась из-за нехватки финансирования из государственной казны.

Следующие попытки строения собора лишь внесли сумятицу в архитектуру здания. Заметно отличающийся шпиль на южной башне готического здания сделан в стиле барокко, а в северном крыле трансепта возвышается большой орган с элементами эпохи Ренессанса.

Уже в 1844 году каноник Святого Вита Вацлав Песина, активный и энергичный человек слова и дела, предложил на ежегодном пражском съезде архитекторов программу реконструкции по завершению строительства большого собора. Проект он разработал совместно с архитектором Йозефом Краннером, который являлся почитателем неоготического стиля и «видел» Собор Святого Вита отличной площадкой для исполнения своих проектов. Проект поддержали. В конце этого же года два активиста организовали общество «Союз за завершение собора Святого Вита в Праге». Своей целью они провозгласили восстановить, завершить строительство и избавить храм от «всего искаженного и стилистически недружественного».

Ремонтные работы возглавлял Йозеф Краннер с 1861 до 1866 года. Мастеровые под его управлением избавлялись от стиля барокко в художественном оформлении собора, таким образом, восстанавливая красоту первозданного интерьера. История восстановления интересна. Фундамент нового нефа закладывают в 1870 году. К сожалению, архитектор Йозеф Краннер скоропостижно умирает, и на его место приходит его тезка в 1873 году, Йозеф Моцкер.

Именно Моцкер проектирует западный фасад в стиле классической готики с башнями-близнецами. Его проект уже посмертно принимается за основу третьим (последним архитектором собора Святого Вита) Камилом Гилбертом. Приглашенный живописец Альфонс Муха, как коренной чех с рождения и истинный фанат своего дела, украшает в северной части нефа новые окна. Потрясающее окно-«роза» принадлежит идее и исполнению в 1925-1927 годах Франтишеку Киселою.

Над порталом, над которым размещено окно-роза, мастерски показаны библейские истории сотворения земли, живого и неживого, изображены самые известные этапы мира.

Примечательно, что собор Святого Вита был достроен так, чтобы через 600 лет с момента воздвижения первого камня, успеть достроиться в 1929 году к дате юбилея Святого Вацлава. Хоть и западная половина храма имеет неоготическое дополнение, множество деталей и художественных элементов от Петера Парлержа использовались в процессе восстановления собора. В итоге собор имеет вполне гармоничный внешний вид, все элементы сочетаются в единое целое.

Собор Святого Вита существенно повлиял на развитие в центральной Европе позднего готического стиля. Члены команды Парлера, которые сформировались при строительстве собора Святого Вита, и сама семья архитектора проектировали множество пражских церквей и разнообразных зданий в Европе. Самые известные нам творения команды архитектора Парлера – венский собор Святого Стефана, собор в Страсбурге, церковь Святого Маока в Загребе, знаменитейшая на всю Европу чешская церковь Святого Барбары в Кутной Горе. Готические стили Словении, Австрии, Польши, северной Хорматии и южной Германии многое «взяли» из стиля и подхода к проектированию мастера Парлера.

В наше время в главной части хора собора над алтарем вы увидите скульптурную галерею основателей и главных (в том числе и первых) строителей храма. На вас свысока будут поглядывать Матье из Арраса и Петр Парлерж, которые похоронены в очаровательной капелле собора Марии Магдалины в знак уважения, большой внеземной любви и признательности. Здесь же и король Карл 4 и его семья, архиепископ Праги, многие причастные к восстановлению и строительству собора особы. Эта памятная галерея является единственным памятником такого рода в западноевропейском искусстве Средневековья. Каменная резьба на фасаде собора придает ему помпезный и величественный вид. Над порталом в южном фасаде радует глаз мозаика «Страшный суд», которая является самой старой из полностью сохранившихся чешских мозаик (исторические летописи уточняют, что она была создана в 1371 или 1372 годах). Стиль и руку первого строителя собора хорошо заметно по каменным статуям химер, которые украшают водостоки. Французский зодчий в отделке перенял весьма модные на то время мотивы из средневековой Франции.

Колокольная башня собора Святого Вита со шпилем, высоко взметнувшимся ввысь, длительное время считалась во всех пражских упоминаниях самым высоким строением Праги. На вершину колокольни ведет крутая лестница, после преодоления ступеней которой, вы насладитесь привлекательной, парящей и уютной панорамой чешской столицы.

Да и вообще во всем интерьере собора все соблюдено в возвышенном высоком стиле. Стены второго яруса выглядят как нежное кружево с льющимися лучами света через оконные переплеты, а стекла витражей создают яркое и солнечное настроение в храме. Большая часть витражей создана по эскизам уважаемого чешского художника Альфонса Мухи. Скульптуры в виде бюстов членов королевской семьи во главе с Карлом 4, многочисленные надгробия князей Чехии и королей в капеллах хора изготовлены мастерскими семейства Парлера.

Величественные статуи хранят в себе мощь и силу Чешского государства и изумляют сходством портретов с оригиналом, совершенством форм и рельефов. Многие скульптуры являются образцами классической итальянской архитектурной школы 15 столетия.

Пышная резьба, которая покрывает кафедру собора, поражает своим великолепием внутреннего убранства.

А капеллу Святого Вацлава (сделанную в 1362-1364 годах) заслуженно считают сокровищницей чешского готического искусства, которая создана руками мастера Петра Парлержа. Она построена над фактической гробницей чешского князя Вацлава (924-935 годы жизни), который был не только сильным правителем, но и божественным покровителем Чехии. Именно при нем чешский народ принял за веру христианство. Легенда и история гласят, что князь был убит своим же младшим братом, поэтому после смерти мученик Вацлав был причислен к лику святых. Стены капеллы расписаны и украшены мозаикой из агата, яшмы, аметиста, сердолика и другими полудрагоценными камнями.

В самом сердце капеллы, как своеобразный знак, установлена статуя Святого Вацлава, которую создал нам уже известный и несменный создатель Петр Парлерж. Статуя изображает князя Вацлава в доспехах, в полной военной амуниции и при оружии, на фоне громадной настенной росписи, в которой изображены многие важные сцены из его жизни. Тут, как говорилось ранее, находится его богато украшенная гробница.

В специальной камере бережно сохраняются коронационные регалии многих чешских королей. Можно увидеть прекрасную корону князя Вацлава, шлем и многие святые реликвии. В библиотеке капеллы собраны многочисленные рукописи времен Средневековья, среди которых особо стоит упомянуть датированное второй половиной 19 века Святое Евангелие.

В соборе Святого Вита часто проводятся торжественные концерты органной музыки. А храмовый орган считается одним из лучших органов Европы. Собор Святого Вита заслуженно внесен в список золотого фонда национальной культуры Чехии.

Rail Europe и на автобус . Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на .

Если вы спросите, что является главной достопримечательностью, настоящей жемчужиной Праги, то любой вам ответит, что это Собор Святого Вита. Он величественно возвышается над старым городом Праги, вонзаясь своими остроконечными башнями в небо. Его просто невозможно не заметить, так как он просто притягивает к себе восхищенные взгляды. Когда я слышу "Прага", то перед глазами в первую очередь всплывает Собор Святого Вита.


Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха – это не только главный храм Чехии, жемчужина готической архитектуры, но и символ чешской государственности и чешской истории. Его строительство длилось без малого шесть веков – с 1344 по 1929 г., а свой современный облик он принял менее столетия назад.


Но история собора начинается гораздо раньше, чем 1344 г.: еще в конце 10 века именно на этом месте была возведена ротонда (круглое здание с куполом), ставшая одной из первых христианских церквей Праги. Ее возвели по приказу короля Вацлава – ревностного христианина, но было это в период обострения противостояния между противниками и сторонниками христианизации церкви, а также в период феодальных усобиц, во время которых Вацлав был убит. По одной из версий, он был убит по приказу собственного брата, когда входил в храм. Кольцо, за которое он взялся, входя в храм, сохранено и считается одной из святынь собора св. Вита – оно вмонтировано в дверь часовни св. Вацлава. Со временем брат раскаялся в убийстве Вацлава, христианство стало господствующей религией в Чехии, а Вацлав – одним из самых почитаемых чешских святых, покровителем страны и народа, причем признают его и католики, и православные. Памятник ему стоит на главной площади города.


Но вернемся к Собору. Ротонда, построенная при Вацлаве, была названа в честь святого Вита – святого великомученика, казненного при Диоклетиане. Этот римский император вызвал христианского священника, чтобы тот изгнал из него бесов, но вместо благодарности, заставлял Вита поклониться римским богам. За отказ его приговорили к смертной казни – бросили на растерзание диким зверям, но те не стали есть праведника, тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом. Десница (рука) святого Вита была подарена Вацлаву германским королем Генрихом по прозвищу Птицелов. Мощи св. Вита стали главной реликвией храма. Остатки древней ротонды были обнаружены археологами в нижней части храма.


Идея закладки нового, более величественного и внушающего трепет собора принадлежала императору Карлу VI. Вообще, Карл, являвшийся потомкам многих европейских королевских дворов, будучи императором Священной Римской империи – крупнейшего средневекового государства Европы, особенно гордился тем, что по матери он был прямым потомкам Пржемысловичей – древнейшей династии чешских правителей, основавших государство. А потому он стремился возвысить Чехию – свою родину. При нем и началось строительство нового, уже готического собора, названного в честь св. Вита, св. Вацлава и св. Войцеха. Последний, более известный, как Адальберт Пражский, принявший мученическую смерть от рук язычников в местечке, расположенном в Восточной Пруссии, недалеко от современного Калининграда, когда ездил туда с миссионерскими проповедями (его статуя расположена за конной статуей Вацлава на Вацлавской площади).

Строительство начал знаменитый в то время архитектор Матиас Арраский, приглашенный из самого Авиньона (в недолгий период этот французский город служил вынужденной резиденцией папы римского). Но в том, что собор сегодня выглядит именно так, а не иначе, не его заслуга, а другого приглашенного французско-немецкого зодчего, тогда еще малоизвестного Петра Парлержа. Не будет преувеличением, что Парлерж создал облик Праги, а Прага сделала его имя всемирно известным. Достаточно только назвать два архитектурных объекта – Карлов мост и Собор св. Вита, и можно уже не перечислять остальные творения этого архитектора. Строительство собора, как я уже написала, длилось почти шестьсот лет. Оно прерывалось во времена войн и экономических трудностей, принято выделять несколько этапов его строительства: с 1344 по 1419, с 1490 по 1510, с 1556 по 1593 и завершающий: с 1873 – 1929 гг., когда была выстроена западная часть собора. Самая старая часть – алтарная. Расположена она с восточной стороны. Именно с ее возведения началось долгое строительство храма.


Южная сторона собора выходит на главный, третий двор Пражского града. На этой стороне расположена часовня св. Вацлава, Золотые ворота и Большая южная башня. Капелла или часовня святого Вацлава стоит как раз на месте старой ротонды, в которой был похоронен король Вацлав. С тех пор за тысячу лет мощи св. Вацлава ни разу не покинули место своего захоронения. Она была возведена еще при Парлерже, ее убранство, росписи, витражи – произведения искусства и воплощение тогдашнего богатства страны. Это – святая святых собора, «сердце» Чехии и ее народа, ведь именно из часовни св. Вацлава тяжелая дубовая дверь с семью замками ведет в Коронационную палату – место, где короновались чешские короли. Церемония эта не была публичной, как во многих других государствах, а имела сакральный оттенок, потому и место остается сакральным.

В этой палате хранятся королевские регалии – корона святого Войцеха, выполненная из цельного листа золота и украшенная драгоценными камнями по приказу Карла, золотые скипетр, держава, обрамленная горностаем королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Эти регалии священны для любого чеха, по легенде, никто, кроме наследника чешского трона не может надеть на себя корону Вацлава, иначе жить ему останется не больше года. Действие заклятия испытал на себе наместник фашистской Германии Гейдрих: он водрузил себе на голову корону, а спустя менее года погиб в результате покушения. Сегодня копии регалий находятся в чешском парламенте, а сами они выносятся только в исключительных случаях. Семь ключей от семи замков вручаются президенту, премьер-министру, архиепископу, председателям верхней и нижней палат парламента, митрополиту Пражскому и мэру города. Вход и в часовню, и тем более, в Коронационную палату закрыт для простых посетителей.


Над южным фасадом здания высится Большая южная башня. Высота этой башни немногим не дотягивает до ста метров – она возвышается на 95 метров над Пражским градом, который и так находится на возвышенности. Именно благодаря этому Собор св. Вита – самое высокое здание Праги. На башне расположены часы, созданные еще в 16 веке. Интересны они тем, что в те времена еще не умели совмещать минутную и часовую стрелки, поэтому они состоят из двух циферблатов. Венчает башню зеленый купол в стиле барокко (интересное сочетание – собор готический, а купол – барочный), который также был построен Парлержем.


Большая башня является визуальным ориентиром, делящим собор на старую и новую часть. Если стоять лицом к южному фасаду, то по левую руку (западная часть) будет та часть собора, которая была достроена только к началу ХХ века, а по правую – старая часть. Наиболее примечательны здесь Золотые ворота – главный вход, предназначенный для священнослужителей высших санов. Ворота также открыты только в особых случаях, миряне, туристы и простые священнослужители входят через двери западного фасада. Золотые ворота украшены мозаикой со сценами Страшного суда. Здесь изображены святые заступники, которые молят о милости и спасении для чешского народа. Мозаичные элементы (а их здесь, по легенде, не менее миллиона), выполняли из смальты с добавлением золота мастера – венецианцы.


Левая, западная часть собора была выстроена в конце 19 - начале 20 века, но этого практически не заметно, так как достраивался Собор по старым чертежам Парлержа, следуя его замыслу. Говорят, что многие строительные хитрости Парлержа до сих пор не разгаданы, а сама архитектура готических храмов, для которой характерны высокие своды при практически ажурных (из-за высоких окон) стенах, была навеяна телом паука, держащегося на длинных тонких ножках. Такими «ножками» в готических храмах являются внешние арки – аркбутаны, поддерживающие всю конструкцию храма. Парлерж довел эту технику до совершентсва, сохранив многие ее особенности в тайне. Недаром говорили о его связях с дьяволом. В строительстве собора после смерти Парлержа принимали участие и его сыновья – также известные зодчие.


В плане собор выполнен в форме креста. Его длина – 124 метра, а ширина в максимальной части – 60 метров; высота внутренних сводов – более 30 метров. Войти в храм можно через ворота в западной части. Западный фронтон украшает огромная витражная розетка, диаметр которой превышает 10 метров, а также две фронтальные башни высотой 82 метра. В западном фронтоне три входа, войти можно через любой. Ворота центрального входа украшены сценами, повествующими об истории строительства собора.




Внешний облик собора дополняют различные статуи в виде горгулий, чудовищ, изображающих различные пороки. Подобные статуи характерны для католических, особенно готических храмов, ведь в средние века храмы называли Библией для неграмотных. Неумеющих читать людей впечатляли визуальные образы – фрески, росписи, витражи, скульптуры. Есть у этих скульптур и практическая цель – они выполняют функцию водоотводов при дожде.



Внутри собор поражает не менее, чем снаружи. Грандиозность и легкость, величественность и возвышенность – трудно подобрать слова для описания этой красоты. 28 высоких колонн поддерживают ребристый сетчатый, словно воздушный свод. Сдержанность и возвышенность подчеркивается не только стремительно взметающимися вверх арками, но и отсутствием большого количества росписей и украшений в центральной части.


По бокам находятся входы в отдельные капеллы, среди которых есть и капелла Яна Непомуцкого, главного покровителя Чехии, того самого, который был сброшен с Карлова моста и изображается с пятью звездами на нимбе. Его массивный саркофаг, выполненный из серебра и украшенный золотом – произведение искусства. В нижней части Собора, под главным алтарем также находится крипта, в которой покоятся останки королей и королев, а также видных церковных деятелей Чехии. Центральный саркофаг крипты – усыпальница Карла IV, самого великого из чешских королей. В соборе захоронены его создатели – Матье Аррасский и Петр Парлерж (капелла св. Марии Магдалины). В других капеллах также находятся надгробия и усыпальницы королей и высших церковных служителей Чехии. Всего капелл в соборе 28, большинство из них принадлежали самым богатым родам Чехии. Есть здесь капеллы Шварценбергов, Штернбергов и других, есть и отдельная королевская капелла, где молились члены королевской семьи.


Свет в Собор проникает через многочисленные высокие окна, украшенные разноцветными витражами и через огромную розетку над западным входом. Эта розетка была выполнена в 1927-29 году Франтишеком Киселоем, а многие витражи создал ставший уже позже знаменитым художником-авангардистом тогда еще молодой Альфонс Муха – коренной чех и патриот. Яркие, насыщенные, поражающие обилием красок витражи со сценами из Святого писания – это подлинное украшение собора.




Хочу еще добавить, если представится возможность прогуляться рядом с собором ночью, непременно ей воспользуйтесь. Мистическое, завораживающее ощущение: впечатление, что находишься в знаменитом клипе Энигмы. Страшные горгульи, устремляющиеся куда-то в темноту башни, нижняя подсветка придают собору неземной вид. Еще больше ощущение нереальности придают одинокие туристы и совсем неожиданные персонажи. Нам, например, повезло увидеть ночную «процессию», состоящую из старого длинного и худого монаха в рясе до пят (вероятно из расположенного рядом Страговского монастыря) и следующих за ним ребятишек (вероятно, воспитанников). Гуляющая с нами экскурсовод сказала, что это очень редкое зрелище, и за свою жизнь она видит такое впервые.



Собор открыт для посещений с 9 часов утра, а по воскресеньям – с 12. 00, в летний период он работает до 18.00, в зимний – до 16.00. В собор можно войти бесплатно, но тогда вы не сможете пройти дальше небольшой огороженной площадки, правда, красоту и величие собора вы все-таки сможете оценить (в первое свое посещение мы ограничились именно таким осмотром); можно купить билеты для экскурсии по «малому кругу» (250 крон) или по «Большому кругу» (350 крон), куда входит посещение не только капелл и осмотр алтаря, но и посещение крипты.

Отели в Праге: цены, отзывы, бронирование

Одно из самых посещаемых туристических мест в Праге. Естественно, уже выложены тысячи прекрасных фотографий. Но мне хочется узнать об этом Соборе побольше и поподробнее. Поэтому, если есть желание - приглашаю

Вообще-то в Собор Святого Вита вход абсолютно свободный. Даже нет запрета на фотографии. Но осмотреть можно только небольшую его часть, - у входа. Билет у нас есть, поэтому мы можем пройти в глубь Собора. Не будем спешить - давайте все-таки немного истории. Кто такой Святой Вит? Мне это имя было абсолютно не известно. Хотя "болезнь Святого Вита" была на слуху. Но почему ему посвящен самый роскошный Собор в Праге?

Сведений о Святом Вите немного. Поминается он вместе со своим воспитателем Модестом и няней Крискентией 15 июня. Зародился культ Святого Вита еще в 5 веке в Сицилии и лишь в 8-9 веке добрался до Центральной Европы.
Отрок Вит (ему было от 7 до 12 лет) жил в Сицилии во времена императора Диоклитиана в богатой и знатной семье. Его отец "придерживался еллинского нечестия", а "отроку была дарована от Бога сила творить чудеса". Он изгонял бесов и исцелял больных. Когда же император приказал отроку молиться языческим богам,он отказался. За что и был брошен в клетку ко львам, которые его не тронули. Затем беднягу бросили в котел с кипящим маслом. Но и это было бесполезно. "Тогда император приказал повесить на мучилищном дереве святых мучеников Вита и Модеста, вместе с ними также и святую Крискентию, воспитательницу Витову, которая, придя к тому месту, исповедала себя христианкой, царя же обличила за его нечестие и мучение святых; потом мучитель приказал строгать обнаженные тела святых железными орудиями. При этом святой Вит сказал царю: «Ты показываешь силу твою немощной и достойной смеха, когда мучаешь женщину».

Теперь насчет пляски Святого Вита. Еще с 16 века в Германии и в Италии плясали перед статуями Святого Вита для того, чтобы весь последующий год быть здоровыми. По некоторым источникам эти пляски в Италии затем стали называть тарантеллой, так как они,якобы, избавляли от последствий укуса тарантула. А потом почему-то заболевание нервной системы - хорею, при которой происходят подергивания всего тела,тоже стали называть болезнью Святого Вита.
Вот такой оказался интересный Святой со многими неизвестными. Какое отношение имел Святой Вит к королю Карлу Четвертому, который начал строительство этого собора в 1344 году, я так точно и не выяснила. Хотя вычитала в Википедии, что Вацлав (впоследствии - Святой Вацлав, покровитель Чехии), который в 905 году на этом месте построил небольшую капеллу, имел священную реликвию - руку Святого Вита.
Во время правления короля Карла Четвертого Прага пережила невиданный расцвет.
Но,очевидно,всевозможные новшества и украшения города, в том числе и строительство Карлова Моста, не дали возможность королю завершить строительство Собора.
Собор был освящен лишь спустя 6 веков - в 1929 году! Вот такой получился долгострой. Хотя глядя на Собор никогда не скажешь, что он построен в прошлом веке.
Сфотографировать Собор целиком удалось только со стороны Хоров, т.е. сзади. Но здесь видно,какой он огромный. Длина Собора -124 метра.

Подходим к центральному входу. Собор Святого Вита строился для коронации королей и для их почивания в Вечности.
Видите центральную розетку? Она всегда помещается над входом.
Справа - небольшие башенки.

На одной из этих башенок - Петушок. Иногда Святого Вита изображают с петухом.
Это не моя фотография - это известный фотограф Фил Дуглас. Всегда радуюсь, когда вижу такие чудесные фотографии. Обалдеть!
Здание по центру - церковь Святого Георгия. Узнаете? Мы там уже были.

Это уже моя фотография. Чувствуете разницу? Но придется вам ими довольствоваться. Потому что очень хочется показать вам все чудеса этого неоготического сооружения.
Вот такие горгульи. Конечно, это не горульи и химеры Нотр Дам де Пари, про которые я писала >. И назначение их уж очень прозаическое - сток воды. Но все-равно - впечатляют.

Так же,как и этот бесподобный портал - вход в Собор.


Обойдем еще Собор со стороны. Здесь есть на что посмотреть.

Это колокольня Святого Вита. Здесь,за этой изумительной позолоченной решеткой с 1549 года висит "Зигмунд", самый тяжелый колокол чехии. Его вес - 18 тонн.
Здесь же видите стилизованную букву R - память об императоре Рудольфе Первом Габсбургском, родоначальнике всей Габсбургской династии. (Помним, что до 1918 года Чехия входила в состав Австро-Венрии).
И очень интересные часы с циферблатами,на которых по одной стрелке. Верхние часы показывают ЧАСЫ.А нижние - минуты и четверти минут.

И вот - известнейшие Золотые Ворота (Porta Aurea). Через эти ворота проходили будущие короли,направляясь в Собор для коронации.

Бесподобная стеклянная мозаика выполнена венецианскими мастерами в 14 веке. По заказу Карла Четвертого. Изображена картина Страшного суда. На центральной мозаике,внизу можно рассмотреть фигуры кающихся Карла Четвертого и его супруги. Наверняка, Страшный суд их миновал.

Не менее интересны и решетки перед золотыми воротами. На них изображены все знаки зодиака. Интересное "решение". впервые вижу на культовом сооружении астрологическую символику. Вроде бы церкоь не признает астрологию?

Нашла свой знак. Можно юзерпик себе сделать... Чем это народ занимается? Похоже, что картошку садит.

И еще очень интересное изображение,наводящее на размышления.
В нише Золотых ворот я рассмотрела вот это мозаичное Распятие. Собор Святого Вита - католический храм. А Распятие изображено по православным канонам. Ведь до сих пор ведется спор - сколько было гвоздей, которыми пригвоздили Спасителя - три или четыре. Здесь явное указание на четыре гвоздя, такое изображение всегда в православных храмах. Хотя в Соборе Вита есть еще одно, подобное изображение.

Проходим немного дальше. Мы стоим перед капеллой Святого Яна Непомуцкого. Она внутри Собора.Мы с вами уже встречались с этим Святым, когда были в Чешском Крумлове. Напомню, что Ян Непомуцкий - Saint John of Nepomuk здесь очень почитаем - он небесный покровитель Праги и всей Чехии. И хотя это имя известно во всей Европе,именно здесь в 1393 году трагически расстался с жизнью исповедник короля Вацлава Четвертого. И это не легенда.

Чем же так не угодил исповедник чешскому королю? В 1393 году в пражскую тюрьму было брошено три священнослужителя, которые не соглашались с превосходством светской власти над церковной. Вскоре два священника были выпущены на свободу, а Ян Непомуцкий был подвергнут страшным пыткам. После чего его в мешке бросили во Влтаву. Тело нашли, но король не разрешал достать его. Но когда над ним зажглись чудесные огни, жители Праги не выдержали. Поняв, что это святой, они извлекли мученики и похоронили.
Когда же в Соборе Святого Вита сделали достойную усыпальницу, Святой Ян Непомуцкий был помещен туда.
Считается, что Ян Непомуцкий не раскрыл тайну исповеди. А именно этого добивался у него король Вацлав. Очень уж хотел узнать в чем каялась перед Богом его супруга.
Атрибутами Святого Яна Непомуцкого являются крест с распятием,ореол из звезд вокруг головы и пальмовая ветвь. Все это мы и видим на этой замечательной скульптуре.

Раз уж мы с вами стоим на площади перед Собором, то давайте посмотрим на обелиск. Он интересен своим недостроем. Высота обелиска 17 метров, установлен в память о жертвах Первой мировой войны. Выполнен из монолитного гранитного блока. У подножия должна была быть могила неизвестного солдата. Но до сегодняшнего дня обелиск не завершен.

Очень интересн дом с розовыми вставками. Это бывшая резиденция пражских епископов, построенная в 18 веке.

И еще смотрим на скульптуру,изображающую Святого Георгия. Она была создана в 1373 году. Не буду вводить вас в заблуждение - это всего лишь копия. Интересна она тем, что никто не знает,как раньше выглядел конь Святого Георгия. Этот конь был разрушен во время одного из турниров в 1562 году. Оригинал без коня сохранился, а для копии архитектор придумал нового коня.

Давайте еще раз посмотрим на расчудесный Собор Святого Вита.

А теперь для тех, кто досмотрел мои "мемуары" до конца - сюрприз.
Предлагаю посмотреть этот ролик и немного расслабиться. Потому что впереди нас ждет экскурсия по мрачному готическому псевдоготическому Собору - усыпальнице Святых, королей и приближенных к ним лицам.
Там уже будет не до веселья.... Но интересно и красиво. Обещаю.

Сердце чешского государства и святое место для всех чехов лежит посредине III двора Пражского града, где когда-то стояла ротонда св. Вита, основанная св. Вацлавом (925 г.), а позже и романская базилика (после 1059 г.), там сегодня находится Кафедральный собор св. Вита с часовней св. Вацлава.

Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha), фото one-thirteen

Собор Святого Вита (Katedrála svatého Víta) называют жемчужиной Пражского Града. Величественные шпили готического храма взметнулись к небу, прекрасные фасады украсило кружево каменной резьбы. Короли Чехии короновались здесь до 1836 года.

История Собора Святого Вита

Собор был заложен в 1344 году на фундаменте церкви-ротонды X века. В XI веке ротонду перестроили в базилику, а в XIV столетии Ян Люксембургский задумал возвести на этом месте новый грандиозный собор. Первым архитектором проекта стал фламандец Матьё Арасский. В 1352 году руководство строительством принял Петер Парлер – в то время молодой и малоизвестный зодчий.

Более сорока лет отдал Парлер постройке собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни.

Гаргульи, фото Roman Melnichuk

В годы гуситских войн строительство было надолго остановлено. В XV–XVI вв. работу продолжали архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут – в тот период была возведена северная часть собора с башней. В недостроенном храме проходили богослужения, совершались торжественные церемонии.

Строительство длилось почти шесть столетий и закончилось в XX веке. Западную часть храма достроили по проекту Петра Парлера чешские зодчие. Основные работы по оформлению здания завершились к 1929 году.

Западный фасад

Западные неоготические башни-близнецы и окно роза

Войти в храм сегодня можно через один из трех порталов западного фасада. Рельефы на бронзовых центральных вратах изображают фрагменты истории строительства собора; на боковых вратах отражены сцены из легенд о короле Вацлаве и епископе Войтехе. На витражном окне над порталом можно увидеть картину «Сотворение мира». Водостоки фасада украшены горгульями и химерами. Западные неоготические башни-близнецы поднимаются на высоту 82 м. Их возводили последними – в XX веке, по первоначальному плану Парлера.

Южный фасад

В южной части храма находятся «Золотые ворота» – парадный вход для священников верховного сана. Со стороны южного фасада расположена и .

Высота колокольни составляет 96,5 м. Она украшена удивительными часами, созданными в 1597 году. У этих часов два циферблата, отдельно показывающие часы и минуты. К смотровой площадке, расположенной на южной башне, ведет винтовая лестница, насчитывающая 298 ступеней. За позолоченными решетками скрыты соборные колокола. Первую звонницу храма уничтожил пожар 1541 года, после этого были установлены новые колокола. Самый большой из них – Зигмунд, созданный мастером Т. Ярошем.

Золотые ворота

Неоготический архитектурный стиль центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами, фото Andrew

Интерьер собора св. Вита поражает величием и богатством. Свод храма поддерживают 28 колонн. Двадцать мастеров в разное время создавали витражные картины для храма, среди них был и модернист Альфонс Муха. Орган собора считают одним из красивейших в Европе.

Часовня Святого Вацлава

Часовня св. Вацлава (Kaple svatého Václava), фото DXR

Сокровищницей готического искусства называют (kaple svatého Václava), построенную во времена Карла IV Петером Парлером (закончена к 1367 г.). Здесь покоится тело вечного правителя и защитника страны, а над часовней в Коронационной палате хранятся (korunovační klenoty) средневековой Чехии. Самая ценная среди них корона св. Вацлава (Svatováclavská koruna) времен Карла IV. Легенда гласит, что тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Говорят, что на это решился только гитлеровский протектор Р. Гайдрих, и меньше чем через год погиб при покушении (1942).

Стены часовни украшены искусными фресками, декорированы золотом и мозаикой из самоцветов. Посредине установлена фигура св. Вацлава в боевых доспехах.

Часовни

Могила святого Яна Непомуцкого

В капеллах хора можно увидеть многочисленные надгробия чешских правителей и епископов. В капелле Св. Марии Магдалины покоятся останки Матьё Арасского и Петера Парлера. В часовне Яна Непомука установлено серебряное надгробие весом около двух тонн. Всего в соборе 23 капеллы.

Трифориум

Трифориум – галерея-балкон, фото Chris McDaniel

Пространство храма разделено надвое трифориумом (Triforium). Этот балкон-галерея делит собор по горизонтали на земную часть и небесную сферу. В трифориуме хранятся бюсты представителей королевских династий, архиепископов и архитекторов – создателей собора.

Главный алтарь и крипта

Мавзолей, фото Brian Wu

Перед главным алтарем, созданным в XIX веке мастерами Краннером и Мокером, расположено беломраморное надгробие работы голландца Молина (1589 г.). Его крышка украшена рельефными изображениями Фердинанда I, его супруги – Анны Ягеллонки, их сына – Максимилиана II. Это надземная часть мавзолея – внизу находится королевская крипта. Вход в неё открывается из часовни Святого Креста.

Спустившись в крипту, посетители видят остатки фундамента старой ротонды, открытые археологами. Здесь находится и королевский склеп с саркофагами Карла IV, Вацлава Четвёртого, Йиржи из Подебрад, Рудольфа Второго и других правителей Чехии.

Как добраться

На трамвае № 22 доехать до остановки Pražský hrad. Повернуть налево (перейти дорогу) и идти по улице U Prašného mostu, перейти через Пороховой мост и вы окажетесь во II дворе Пражского града. Дальше надо зайти в III двор.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Похожие публикации