Туристический портал - Paratourism

Была открыта троя. Легендарная Троя

Можно назвать Трою. Город Троя (по-турецки – Трува), стал известен во всем мире благодаря эпосам древнегреческого писателя Гомера и множеству легенд и мифов. Город Троя знаменит тем, что тут примерно в 1200 году до нашей эры проходила Троянская война.

Троянская война и Троянский конь

Согласно «Илиаде» Гомера, правитель Трои, царь Приам вел войну с греками из-за похищенной Елены. Елена была женой Менелая, правителя греческого города Спарта, но она сбежала с Парисом, царевичем Трои. Поскольку Парис отказался вернуть Елену, завязалась война, которая длилась 10 лет. В другой поэме Гомера «Одиссея», он рассказывает о том, как Троя была разрушена. Троянская война произошла между коалицией ахейских племен и троянцами и знаменита тем, что ахейцы (древные греки) взяли Трою с помощью военной хитрости. Греки соорудили огромного деревянного коня и оставили его перед воротами Трои, а сами уплыли. Спрятанные в коне сидели воины, а на боку коня была надпись “Этот дар оставили богине Афине”. Жители города позволили ввезти огромную статую внутрь стен, а сидевшие в ней греческие воины вышли наружу и захватили город. Троя упоминается так же и в «Энеиде» Вергилия. Выражение “Троянский конь” теперь означает подарок, приносящий вред. Именно отсюда появилось и название вредоносных комютерных программ – “троянские кони” или просто “троянцы”.

Где находится Троя сегодня?

Воспетая Гомером и Вергилием, Троя была открыта в северо-западной части современной Турции, у входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы (Геллеспонт). Сегодня деревняя Троя лежит приблизительно в 30 км к югу от города Чанаккале . А расстояние от до Трои 430 км (5 часов на автобусе). В продолжении многих тысячелетий через земли, где находилась Троя , проходили дороги с запада на восток и с севера на юг, а сегодня , среди полей засаженных перцем, кукурузой и помидорами, Троя выглядит более чем скромно.

Раскопки Трои

Долгое время Троя оставалась городом-легендой – до тех пор, пока руины древнего поселения не обнаружил немецкий археолог Генрих Шлиман в 1870 году. Во время раскопок стало понятно, что для древнего мира этот город имел большое значение. Основная часть раскопок Трои находится на холме Гиссарлык, где для туристов заботливо были обустроены тропинки и дороги. Символом города стал знаменитый Троянский конь, макет которого находится на входе комплекса. Единственное, что вообще напоминает о легендарном городе – символ Трои – деревянный конь, расположен при входе на территорию Национального парка. Любой желающий может зайти внутрь и посмотреть на необычный способ завоевания города, который когда-то придумал Одиссей. Был ли на самом деле конь? Это можно узнать в музее раскопок. На входе недалеко от коня стоит музей раскопок, где показаны этапы нахождения города, первые найденные артефакты и модель города, какой он был при «жизни». Помимо модели здесь есть целый альбом с набросками функционирующего города. В местных ларьках его копии продаются как сувениры.

Что посмотреть в Трое

Рядом с маленьким музеем при входе находится сад, в котором располагаются настоящие глиняные горшки «Pithos» из Трои, а также водопроводные трубы и изображение системы водоснабжения города. Самой главной достопримечательностью древнего города, конечно, являются руины. Многие строения дошли до нас весьма в плохом виде, и чтобы понять, где что находится, понадобится помощь гида. В древнем мире Троя была известна как Илион, и на протяжении жизни города его много раз атаковали и крушили. Сейчас сложно понять, булыжник находится перед вами или кусок жилого дома. Фрагментов зданий немного, но археологи и художники смогли воссоздать почти все строения на бумаге.

Самыми интересными строениями считаются башни и стеновые укрепления возле алтаря храма Афины. Почему? Потому что тогда получается, что все, о чем писал Гомер в «Илиаде», правда. Недалеко от города располагаются новые раскопки, предположительно города Александрия, который находится недалеко от жилой деревни Гюльпынар. В городе Александрия уже найдены остатки храма Аполлона. В скором времени планируют присоединить город к комплексу руин Трои и открыть музей творчества Гомера. Из раскопок этого города будет понятнее то, что писал Гомер, ведь многие события «Илиады» происходили и здесь.

Мифы и легенды о Троянской войне

Суд Париса

Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». Три богини – Афродита, Гера и Афина – тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса. Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита - любовь самой прекрасной женщины – Елены, жены царя СпартыМенелая. Парис отдал яблоко Афродите. А потом похитил Елену и увез ее в Трою.

Похищение Елены

После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон. Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города. Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом. Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину.

Археологический заповедник, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Турции, на полуострове Малая Азия (его древнегреческое название - Анатолия), признанный той самой Троей, которую описал Гомер в своих поэмах «Илиада» и отчасти «Одиссея». Трою открыл в 1873 г. археолог-любитель Генрих Шлиман. Но в научном археологическом сообществе вывод Шлимана о том, что это та самая Троя, не считается бесспорным.

Руины древнего города на холме Тиссарлык. Независимо от того, подлинная ли это Троя, город, несомненно, был центром цивилизации на полуострове Малая Азия.

ОТ МИФОВ - К РЕАЛИЯМ

Сегодня Троя - это археологический комплекс на территории Турции, исторический памятник, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из этого и будем исходить.

До 1870-х гг. Троя пребывала в статусе мифа, насыщенного массой событий, которые невозможно проверить, что есть органическое свойство всех сказаний, прошедших через многочисленные устные интерпретации. Основным источником знаний о Трое была поэма «Илиада» и отчасти «Одиссея» великого греческого поэта древности Гомера, жившего предположительно в VIII в. до н. э., хотя есть и другие гипотезы относительно его жизненного пути, вплоть до такого экстравагантного предположения, что он вполне мог быть современником Троянской войны между 1220 и 1180 гг. до н. э. (эти даты для многих историков тоже спорные). Одно несомненно - Гомер, талантливо и со страстью патриота Греции поэтизировал события той войны, в которой греки-ахейцы под водительством царя Микен Агамемнона девять лет осаждали Трою и победили. Гомер придерживался известных на его время сведений о троянских сражениях, как занесенных на папирусы, так и пересказанных в мифах и легендах, не только греческих. И нашелся человек, который безоговорочно поверил в ту канву событий, которую представил в «Илиаде» Гомер, и доказал, что уверенность его не была безосновательной.

Его звали Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), он был купец по роду занятий, археолог-любитель по увлечению и авантюрист по натуре. В 1846-1864 гг. Шлиман жил в России, принял российское гражданство, женился на русской женщине и заработал немалое состояние, в том числе на поставках во время Крымской войны 1853-1856 гг., но в основном - на золотых приисках Калифорнии. Почти все эти деньги он планировал потратить на доказательства того, что «Илиада» - исторически достоверный документ. В 1870 г. Шлиман получает от Османской империи разрешение на проведение раскопок на холме Гис-сарлык на полуострове Малая Азия: уже существовали косвенные доказательства того, что там, под многометровым слоем земли, находится крепость античных времен. Шлиман начал с того, что прорыл через весь холм ров 15 м глубиной, не задерживаясь на верхних слоях раскопа. Дойдя до руин зданий, он предположил, что одно из них - дворец царя Трои Приама. И наконец, 31 мая 1873 г. Шлиман обнаружил сокровища, названные им «кладом Приама». Среди его находок (в общей сложности более 10 000) кроме великолепных украшений было много и золотых бусин разных форм. По словам самого Шли-мана, весь «клад Приама» он нашел в одном месте, но так ли это или он собрал их в разных слоях, неизвестно. Широко известна фотография второй жены Шлимана, гречанки, в золотом уборе из «клада Приама». Она появилась после того, как Шлиман тайно вывез свои находки в Германию, и тут он проявил себя как купец, настоящий ученый вряд ли поступил бы так. Еще при жизни Шлимана было установлено, что «клад Приама» не мог принадлежать этому царю, он относится примерно к 2400-2300 гг. до н. э.

Археологический объект Троя сегодня представляет собой 46 культурных слоев, разделяемых на 9 условных эпох (также называемых слоями и датируемых в разных источниках с некоторыми отличиями). Кумтепе, или Троя 0, - неолитическое поселение; Троя I (3000-2600 гг. до н. э.) - город догреческой культуры, имел крепостную стену с бастионами; Троя II (2600-2450 гг. до н. э.) - крупный город минойской культуры; Троя III- IV-V (2450-1700 гг. до н. э.) - небольшие города; Троя VI (1700-1250 гг. до н. э.) была разрушена землетрясением; Троя VII-A (1250-1200 гг. до н. э.): период Троянской войны; Троя VII-B (1200-900 гг. до н. э.): захват полуразрушенного города фригийцами; Троя VIII (900-350 гг. до н. э.): городом владеют алеанские греки; Троя IX (350 г.дон. э. - 400 г. н. э.): значительный центр эллинистической эпохи.

По описанию Гомера и античных историков, местность, называемая Троя (Илион и т. д.), находилась в Анатолии, точнее - на западе полуострова Малая Азия, поблизости от побережья Эгейского моря и входа в Геллеспонт, это древнее название пролива Дарданеллы, соединяющего Мраморное море с Эгейским морем. Считается, что корабли ахейцев, осаждавших Трою, располагались между устьями рек Скаламандр и Симоэнт. Судя по исторической карте, там существовала небольшая бухточка, но не более километра длиной, и маловероятно, чтобы там поместились 1185 кораблей (по Гомеру). На схеме представлены основные слои археологического заповедника Троя.

ТРОЯ: «ДА», «НЕТ» И СНОВА «ДА»

С самого первого известия об открытии Шлимана не утихают споры о том, Троя это или не Троя На эту тему написаны сотни научных работ, книг, статей, и каждая новая находка археологов, связанная с Троей, сразу же становится резонансным событием в ученом мире.

«Я не иллюстрирую Гомера» - так I часто заявлял руководитель крупнейших раскопок нашего времени на Гиссарлыке, профессор университета в Тюбингене (Германия) Манфред Корфман (1942-2005 гг.), глава немецкой археологической школы. Находки его экспедиции позволили доказать, что во времена Троянской войны на холме жили не греки, а хетты. Его коллега, оппонент и соотечественник Эберхард Цангер написал в 1992 г. книгу, в которой попытался доказать, что концентрические рвы Трои аналогичны укреплениям... Атлантиды (по Платону). Корфман по этому поводу только смеялся. Но в главном выводы обоих ученых совпали: Троя возникла на местах не греческих поселений, хотя Корфман «по старинке» только копал, а Цангер. человек молодой, пользовался еще и снимками рельефа местности со спутника и радиолокационными сканами, сделанными с высоты 3000 м над землей. До 1995 г. в Трое не было найдено ни одного артефакта с греческой линейной письменностью, и вот, наконец, находка, а на ней - лувийские пиктограммы. Лувийцы - народность, родственная хеттам, сыгравшая наряду с хурритами и урартами важную роль в этногенезе армян. Возникло даже такое выражение - «армянская Троя». Было также высказано предположение, что керамика, которую находил в Трое Корф-ман, не микенская, а ее лувийские реплики. Приват-доцент Тюбингенского университета Франк Штарке в результате собственных изысканий пришел к выводу, что Троя - это хеттский город Вилуса. В 1997 г. на окраине Трои было сделано еще одно важное открытие. Это был грот, вытесанный в скале и определенный учеными как упоминающееся в лувийских текстах святилище бога Ка-скала Кура. Многие исследователи, однако, полагают, что греческая крито-микенская и лувийская культуры в Трое проникали друг в друга, и разделять их, а тем более противопоставлять - неверно.

В 1993 г. турецкая археологическая экспедиция профессора Хайята Эрканала нашла в 300 км к югу от Трои под пятиметровой толщей наносов похожий на Трою древний город Лиман-тепе («гавань на холме» в переводе с турецкого). Но было и отличие - стены Лиман-тепе более мощные, а сам город крупнее. У него была искусственная гавань, защищенная высокой стеной. От гавани греческие и другие торговцы продвигались в глубь Анатолии по реке. А город и гавань построили лувий-цы. Эрканал отыскал остатки еще 12 древних поселений. По его мнению, гораздо больше руин скрывается на дне моря, близ берегов Малой Азии и в дельтах рек. Но там раскопки вести затруднительно из-за толщины наносов. На греческих островах Лемносе, Лесбосе, Мелосе, Самосе, Хиосе были раскопаны крепости, структурно напоминающие и Трою, и Лиман-тепе. Руины крепости на Самосе немецкие археологи даже назвали «новой Троей».

Одно время Троя звалась Дардани-ей, по имени Дардана, царя Верхней Ме-зии (современная Сербия), женившегося на дочери Тевкра, первого царя Трои. Но в Верхней Мезии тоже была Дардания, и существует гипотеза, что именно там располагалась настоящая Троя. Сохранились этрусские мифы об Энее - герое Троянской войны (по Гомеру). По Титу Ливию, Эней и его спутники высадились на берегу Адриатического моря, и место высадки назвали Троей. Но, по греческим мифам, никуда Эней не уплывал после Троянской войны, а остался в Трое и управлял ею. Топонимы, связанные с Троей, существуют во Франции, в Испании, а также на Сардинии и Сицилии. Некоторые из них возникли определенно до Троянской войны. Хотя, вероятнее всего, это какие-то языковые параллели, но анализ всех «троянских» топонимов вкупе с раскопками и историческими изысканиями еще ждет своего часа.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В своем дневнике Шлиман описал, как его жена София проносила самые ценные вещи из «клада Приама» в корзине с овощами. Но многие ученые считают Шлимана фальсификатором. Наибольшее подозрение у них вызывает тот факт, что самые ценные золотые предметы Шлиман нашел... в последний день своего пребывания в Турции, впрочем, он несколько раз менял даты этой находки. Было высказано предположение, что это вообще изделия парижских ювелиров, потому как на них есть следы современных инструментов. Однако более поздние экспертизы доказали, что никто во времена Шлимана не мог иметь образцов подобных вещей для создания копий.

■ «Трояны» - вредоносные компьютерные программы, запускающие вирусы, имеют общее значение с понятием «Троянский конь», в значении «хитрая ловушка». По «Одиссее» Гомера и «Энеиде» Вергилия, после безуспешной осады ахейцы (данайцы) по совету хитроумного Одиссея построили огромного деревянного коня, на боку которого написали: «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Ночью воины, спрятавшиеся внутри коня, выбрались из него, перебили стражу Трои, открыли городские ворота, и в город хлынули войска ахейцев. Отсюда произошла крылатая фраза «Бойся данайцев, дары приносящих».

■ Император Константин Великий (272-337 гг.) имел намерение сделать Трою новой столицей Римской империи, но, побывав там и увидев, что море отступило от города довольно далеко, столицей сделал стоящий на берегу Босфора город Византии (Константинополь, Стамбул).

■ По одной из легенд о Трое, ее основателя звали Ил (отсюда и Илион). При его сыне Лаомедонте Троя овладела всей Малой Азией и Геллеспонтом, проводила оросительные каналы, а в строительстве участвовали боги Аполлон и Посейдон - под видом простых людей. Гераклу за что-то Лаомедонт пообещал хорошего коня, но обманул его, и герой в гневе разрушил город (очевидно, так описывается землетрясение), убил царя, а его дочь Гесиону отдал своему соратнику Теламону, царю острова Саламин. Гесиона заплатила выкуп за своего маленького брата Подарка, который после этого стал зваться Приамом («Выкупленным»). Когда Приам вырос, он отстроил город заново. Гесиона родила Тевкра, будущего царя, от которого пошел народ тевкров. Тевкрами троянцев называли в своих произведениях Эсхил и Вергилий, а Трою - Троадой.

■ Первым предположил, что Троя могла находиться на холме Гиссарлык, британский археолог Чарлз Макларен (1782-1866 гг.), его поддержал Фрэнк Калверт (1828-1908 гг.) - британский и американский консул на османских землях восточного Средиземноморья, археолог-любитель, начавший раскопки на холме за семь лет до Шлимана. Для масштабных работ ему не хватило средств. От него, собственно, Шлиман и узнал о Гиссарлыке.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Руины Трои, алтарь в храме Афины и стеновые укрепления с башнями. Музей раскопок.
■ «Троянский конь» (можно побывать внутри этой современной скульптуры из дерева).
■ Сад Пифос с ирригационной системой и керамическими сосудами античной эпохи.
■ Поблизости: руины храма Аполлона (V в. до н. э.), археологический заповедник Александрия Троянская (III в. до н. э.), османский замок XVIII в. у порта Бабалекёй, городок Айваджик (базар ремесленных изделий).

Атлас. Целый мир в твоих руках №238

Троя , иначе называемая Илион, Дардания и Скамандр — древнее укрепленное поселение в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Это город, воспетый в поэме «Илиада», автором которой считается Гомер. События, описанные Гомером, в нынешнем представлении историков относятся к крито-микенской эпохе. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.
История города Троя

Турция - страна с большим количеством достопримечательностей. К числу всемирно известных можно отнести Древний город Трою . Этот мифический город располагался на побережье Эгейского моря, на холме Гиссарлык недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Второе название города Троя - Илион . О возникновении древнего города Троя существует такая легенда. Фригийский царь дал Илу корову и велел основать город на том месте, где корова ляжет отдохнуть. Случилось это на холме Ата. Сам Зевс одобрил поступок Ила и низвергнул на землю статую дочери Тритона.
Город имеет вековую историю, но его точное местоположение было обнаружено чуть более ста лет назад. Археолог Генрих Шлиман вел раскопки горного селения Гиссрлык, а обнаружил руины древнего города Троя, это было в 1870 году. Его удивление было еще больше, когда он обнаружил не просто развалины одного города, а девяти, расположенных слоями один под одним. Все они датируются разными веками и условно были пронумерованы от одного до девяти.
Самый нижний слой был назван Троя I и датируется 3000 - 2600 гг. до н. э. Это было небольшое поселение диаметром не более 100 метров. Представляло из себя, крепость с массивными стенами и воротами, а также оборонительными башнями. Две, из которых были обнаружены во время раскопок. Это поселение существовало достаточно долго и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.
Троя II (2600—2300 гг. до н. э.) была воздвигнута на развалинах прежней крепости и занимала территорию 125 метров. В центре был дворец, окруженный двором, на котором были склады, жилые постройки. Именно в этом слое Шлиман нашел клад, с драгоценностями, оружием и различными безделушками.
Троя III - IV -V - это уже более крупные поселения, существовавшие с 2300—1900 гг. до н. э. В этих поселениях уже наблюдаются группы домов, разделенные маленькими улочками.
Троя VI . Поселения 1900—1300 гг. до н. э, свидетельствовали о богатстве, расцвете и могуществе. В диаметре оно составляло около 200 метров, толщина стены 5 метров, по периметру располагалось четверо ворот и три башни. Большие здания, дворцы, террасы. Есть свидетельства и о наличие лошадей. Сильнейшее землетрясение все разрушило.
Троя VII . (1300—900 гг. до н. э.) После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь, использовались оставшиеся блоки, колонны. Дома строились с меньшим размахом, нежели раньше, и плотно стоявшие друг к другу. Именно эта Троя относится к событиям, упомянутым Гомером в "Илиаде" и Троянской войне. После войны город Троя был разграблен и разрушен греками, а затем захвачен фригийцами.
Троя VIII. (900—350 гг. до н. э.) Город уже принадлежал грекам и считался довольно благоустроенным. На территории был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений. Однако он не имел никакого политического значения, и после того как часть населения покинула город, он пришел в упадок.
Троя IX (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.). Именно в эту эпоху город Троя именовался Иллионом. Римские императоры из династии Юлиев - Клавдиев сделали все для широкомасштабной реконструкции города. Была выровнена вершина холма, возле храма Афины сделали священный участок, на склоне возвели театр, а на ровной местности общественные здания. Константин Великий даже хотел сделать город столицей, но эта идея потеряла свое значение с возвышением Константинополя. Город Троя был захвачен турками и разрушен. Сейчас древний город Троя является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Археология Трои

Среди современных Генриху Шлиману историков была распространена гипотеза о том, что Троя находилась на месте селения Бунарбаши. Тождество холма Гиссарлык с гомеровской Троей предположил в 1822 г. Чарлз Макларен. Сторонником его идей был Френк Калверт, который начал в Гиссарлыке раскопки за 7 лет до Шлимана. Участок холма Гиссарлык, принадлежавший Калверту, оказался в стороне от гомеровской Трои. Генрих Шлиман, который был знаком с Калвертом, начал целенаправленное исследование второй половины Гиссарлыкского холма в конце XIX века. Большинство находок Шлимана сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже. К настоящему времени археологи обнаружили на территории раскопок в Гиссарлыке следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи. Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя IX) представляло собой крепость диаметром менее 100 м и, очевидно, существовало на протяжении длительного периода. К гомеровской эпохе относится седьмой слой, который представляет Трою в виде обширного поселения, обнесённого крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей — по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Корфмана, площадь нижнего города была примерно 170 тыс. м², цитадели — 23 тыс. м².
Язык и письменность
Вопрос о языке Гектора и Приама давно занимал ученых. Некоторые древнегреческие историки предполагали, что их речь могла быть близка фригийской. Затем высказывалось мнение, что жители гомеровской Трои были предками этрусков. В середине 1980-х гг. Н. Н. Казанский опубликовал несколько обломков глиняных сосудов из Трои с непонятными знаками, напоминавшими критское письмо — он назвал эти знаки троянским письмом. Однако, по мнению других специалистов, это могли быть не надписи, а лишь подражание письменности. В 1995 г. в слоях Трои VII была обнаружена печать с лувийскими иероглифами. В сочетании с последними данными о том, что имена Приама и других троянских героев скорее всего имеют лувийское происхождение, в научном мире всё более укореняется мнение о том, что древние
троянцы говорили на лувийском наречии. В выпущенной в 2004 году Оксфордским университетом монографии Иоахим Латач приходит к выводу, что лувийский язык был официальным языком гомеровской Трои. Вопрос о повседневном языке троянцев пока остается открытым. Троя находилась под сильным эллинским влиянием, многие знатные троянцы параллельно носили местные и греческие имена. Тот факт, что греческие имена троянцев не являются выдумкой Гомера, подтверждают хеттские надписи, упоминающие имена правителей Таруисы. В настоящее время большинство востоковедов сходятся во мнении, что Троянское государство было многонациональным. В пользу этого говорит довольно пёстрый состав «народов моря», мигрировавших, как предполагается, в результате Троянской войны.
Троянская война

Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. По мнению некоторых историков, это только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы. Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.
Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев. Троянский конь попал в город благодаря уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город.

Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены. Троянский конь стал причиной падения Трои . По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.
Раскопки Трои . При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен. Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением. Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.
Поиски легендарной Трои


Среди археологов встречаются честолюбивые и преданные своим замыслам люди. И, пожалуй, богатый немецкий коммерсант, бросивший в зрелом возрасте свое процветающее дело для поисков ненайденных камней, - Генрих Шлиман - относится к разряду самых известных мастеров древней профессии. Вся жизнь этого человека, родившегося в бедной деревне в 1822 году и ставшего одним из очень богатых ученых своего времени, состоит из тайн и противоречий. Он побывал во многих странах мира, учился в Париже, в 45 лет неожиданно стал изучать греческий язык и археологию, а уже через год приступил к поискам самого загадочного, самого известного по рассказам античных авторов, города - легендарной Трои. Троянская война стала одним из центральных событий греческой мифологии. Древние источники видят ее причину в том, что верховный бог пантеона Зевс пожелал дать возможность многочисленным героям прославиться и оставить о себе след в истории. Серьезным поводом для начала войны послужила красота дочери Зевса - Елены. А толчком к сражениям, хитростям, предательству и завоеваниям стал чисто женский спор трех богинь: Геры, Афины и Афродиты о том, кто же красивейшая из них. Яблоко раздора было вручено юным пастухом Парисом богине любви Афродите за то, что она обещала ему обладание самой красивой женщиной. Красавица Елена была супругой спартанского царя Менелая, а Парис, воспользовавшийся помощью Афродиты, приплыл в Спарту на корабле и увез красавицу в Трою, чем и навлек на город-государство гнев и силу греческого войска. Война стала известной даже не столько из-за справедливого возмездия за поруганную честь царского рода, но благодаря участию в ней на стороне ахейцев Одиссея, Аяксов, Филоклета, Агамемнона, Ахилла. Лишь через 10 лет после похищения, в результате многих испытаний и приключений, флот соратников прибыл под Трою требовать справедливости у старого троянского царя Приама. Гектор во главе троянского войска подступил к кораблям спартанцев, убил одного из блестящих воинов - Патрокла, но побратим последнего, Ахилл, бросается в бой и убивает самого Гектора. Сражения были беспощадными, наполненные жестокостью и бессердечием, а наблюдавшие с Олимпа боги помогали то одной, то другой стороне. Ахилл уничтожает многих помощников троянцев - предводительницу амазонок Пенфесилию, царя эфиопов Мемнона и многих защитников города-крепости, окруженного могучими стенами, остававшимися неприступными.

Царевич Парис с помощью бога Аполлона волшебной стрелой убивает Ахилла, и война приостанавливается. Но пришедшие за прекрасной Еленой и украденными из Спарты сокровищами не могут отступить и придумывают коварную ловушку для троянцев - деревянного коня, в чреве которого прячется несколько воинов. Принятый в качестве примирительного подарка конь выпустил ночью из себя лазутчиков, открывших ворота для войска спартанцев. Троя была разгромлена и сожжена, а историки и археологи многие годы искали то ли реальный, то ли мифический город Трою на земле античной Турции. Генрих Шлиман игнорировал все местные рассказы и предложения. Местом своих раскопок он избрал возвышенность в часе хотьбы от моря, получившую название Гиссарлык. И выбор новоявленного археолога был сделан на основании изучения античных сообщений об истоках и русле реки Скамандрос, обозначенных достаточно определенно. В его воображении происходили мифические события, выступали древние воины, появлялись известные красавицы и, конечно, сокровища.
В этом богатом городе было много художественных изделий, которыми славился греческий мир, сюда, к царю Приаму, привез пастух-царевич Парис, вместе с Еленой, часть спартанских сокровищ, так и не найденных победителями во время штурма и сожжения города Трои. Шлиман выступает перед европейскими покровителями искусства с предложением вложить средства в будущие раскопки древней Трои. Никто не верил в новоявленного исследователя, и Шлиман вкладывает в организованные в 1870 году раскопки собственные капиталы.
Рабочие Шлимана углублялись в землю. Шлиман пропускал слой за слоем, совершенно не считаясь с классическими методами ведения раскопок. Лопаты дошли до скального грунта, и там открылись останки некоего города-поселения, условно названного "Троя I". Исследователь был совершенно разочарован, раскрыв убогие постройки, жалкую планировку и, главное, - почти полное отсутствие характерных для эпохи Гомера художественных изделий. Именно тогда начинающий археолог вспомнил, что вместе с рабочими он прокопал еще несколько слоев, а это значит, что другие временные периоды существования Трои могут оказаться ближе к поверхности, то есть над раскрытыми останками поселения. И все же Шлиман сомневался, что "Троя II" - город времен царя Приама, Гектора и Париса, тюрьма прекрассной Елены. И тут среди архитектурных руин стали появлятся следы гигантского пожара, разрушившего старинные постройки. Пожар, видимо, полыхал здесь не один день и уничтожил все, что оставалось неразрушенным руками и оружием нападающих спартанцев.

Гомер оставил Шлиману точные описания бедствия, следы которого сохранила земля Гиссарлыка. Три года изнурительных поисков, сопротивления слухам, зависти столичных археологов, отказов в финансировании - все искупалось сделанной находкой. Камни не обманули ученого, доказавшего всему миру свое упорство и везение. Можно было, зарисовав все найденное и описав находки для будущей книги, завершать сезон, но что-то задержало Шлимана с молодой женой-гречанкой. Это произошло 15 июня 1873 года, когда среди массивных стен и античных обломов Трои II обнаружили тайник, занявший значительное пространство близ западных ворот города-крепости. Шлиман отправил под незначительным предлогом всех рабочих с территории раскопок по домам, а сам приступил к вскрытию некоего пустого пространства. Свидетельницей находок в тайнике оказалась лишь гречанка София, которая потом и помогла археологу вывезти найденное. В обнаруженном античном кладе находились две золотые диадемы с 2271 золотым кольцом, 4066 пластинок в форме сердечка и 16 изображений богов из чистого золота. Рядом с этими беспрецедентными изделиями находились 24 золотых ожерелья, серьги, пуговицы, иголки, браслеты, золотая чаша весом в 601 грамм, много посуды из золота и серебра, электрона и меди.
В распоряжении Шлимана было всего несколько часов свободного времени до его отъезда с раскопок. Задержка намеченных планов привела бы к подозрению, а единственной мыслью археолога в тот момент была идея сокрытия от турецких властей сделанного открытия. Он был уверен, что в его руках сокровища царя Приама, спрятанные в далекие времена от посторонних глаз и военного лихолетья. Клад состоял из 8700 изделий из золота, и супругам было просто необходимо вывезти его в Германию, минуя все препятствия. Было решено, что сокровища, замаскированные капустой и овощами, в больших корзинах переправят через Геллеспонт в Афины, а уж оттуда будет проложен путь в Германию. Турецкие чиновники удивлялись, но не протестовали, когда провожали молодую и богатую европейскую капризную госпожу Шлиман, везшую с собой в Афины из Гиссарлыка овощи... А эти самые корзины и сама госпожа София с тех самых пор вошли в историю мировых открытий.
В 1873 году вышла книга Шлимана "Троянские древности" , описавшая мощные стены крепости Трои, башни, возведенные на тяжелых каменных фундаментах. Рассказы о дворцовых постройках перемежались описаниями пожара, сыгравшего страшную роль в судьбе побежденной Трои. Наиболее яркие страницы посвящались золоту царя Приама, которое своей вещественностью подтверждало подлинность находки "молодого" удачливого историка. Книга принесла Шлиману большую известность, разделила весь ученый мир на его сторонников и противников. Одни обвиняли его в дилетантизме и варварских раскопках, в откровенном воровстве ценных экспонатов. Другие признавали удачливость бывшего коммерсанта, его интуицию и, главное, - стремление осуществить замысел любыми средствами.

Сюда перенаправляется запрос « ». На эту тему нужна .

Древний город
300px
Руины Трои. Рисунок 1835 года
Основан
Состав населения

многонациональный

Современная локация
Координаты

 /   / 39.9572417; 26.2384750 Координаты :

Название

Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации . Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов , позднее - хеттов).

Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой - собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя - обозначение страны, а Илион - города ). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны , когда многие детали могли забыться.

Раскопки Трои

Девять основных слоев древней Трои

Отрывок, характеризующий Троя

– Так я ведь и не знала!.. – воскликнула Стелла. – Просто думала вчера о тех умерших, которым ты помогала, и спросила бабушку, как же они смогли придти обратно. Оказалось – можно, только надо знать, как это делать! Вот я и пришла. Разве ты не рада?..
– Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи....
– Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...
– Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос.
Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить.
– А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла.
– Это не те друзья, которые настоящие. Это просто ребята, с которыми я рядом живу или с которыми вместе учусь. Они не такие, как ты. А вот ты – настоящая.
Стелла сразу же засияла... А я, «отключённо» ей улыбаясь, лихорадочно пыталась найти какой-то выход, абсолютно не зная, каким образом из этого «скользкого» положения выйти, и уже начинала нервничать, так как ни за что не хотела обижать свою лучшую подругу, но наверняка знала, что скоро моё «странное» поведение обязательно начнут замечать... И опять посыпятся глупые вопросы, на которые у меня сегодня не было ни малейшего желания отвечать.
– Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы.
– Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу!
Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения.
– Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое!

Троя (Truva, Troy) — город, расположенный в северо-западной части Анатолии, недалеко от Дарданелл и горы Ида, входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Троя известна по большей части из-за Троянской войны (и того самого коня), описанной во многих произведениях античного эпоса, в том числе и в известных «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

Древний мир и дата образования Трои
Перед появлением легендарной Трои на полуострове Троада было расположено древнейшее постоянное поселение Кумтепе. Его датой основания принято примерно считать 4800 год до нашей эры. Жители древнего поселения, в основном, занимались рыбной ловлей. Также в рацион поселенцев входили устрицы. В Кумтепе покойников предавали земле, но без каких-либо погребальных даров.
В районе 4500 года до нашей эры поселение было заброшено, однако около 3700 года до нашей эры снова возрождено благодаря новым колонистам. Новое население Кумтепе занималось скотоводством и земледелием, а также проживало в больших домах с несколькими помещениями. Козы и овцы разводились жителями поселения не только для получения мяса, но также ради молока и шерсти. История Трои берет свое начало с 3000 года до нашей эры. Укрепленный населенный пункт был расположен в Малой Азии на полуострове Троада. Город находился в плодородной холмистой стране.
В месте, где находилась Троя, с двух сторон города протекали реки Симоис и Скамандр. Также имелся свободный доступ в Эгейское море. Таким образом, Троя на протяжении своего существования занимала очень выгодное географическое положение не только в экономической сфере, но также в плане обороны в случае возможного нашествия врагов. Не случайно город в Древнем мире, в эпоху бронзы именно поэтому стал ключевым центром торговли между Востоком и Западом.


Легенда о возникновении Трои
О появлении легендарного города можно узнать из старинного предания. Еще задолго до построения Трои на территории полуострова Троада (место, где находилась Троя) проживал народ тевкров. Персонаж древнегреческой мифологии Трос назвал страну, которой правил, Троей. Следовательно, все жители стали называться троянцами.
О возникновении города Трои повествует одна легенда. Старшим сыном Троса был Ил, который после смерти отца унаследовал часть его царства. Однажды он пришел во Фригию, сумев успешно победить всех соперников на состязании. Фригийский царь щедро вознаградил Ила, подарив ему 50 юношей и столько же дев. Также согласно преданию правитель Фригии отдал герою пеструю корову и приказал основать город в том месте, где она захочет отдохнуть. На холме Ата у животного появилось желание полежать. Именно там и был основана Троя, которая также называлась Илионом.
Перед построением города Ил попросил Зевса доброго знамения. На следующее утро перед шатром основателя легендарного города появилось деревянное изображение Афины-Паллады. Таким образом, Зевс предоставил Илу залог божественной помощи, оплот и защиту жителям Трои. Впоследствии на месте появления деревянного изображения Афины-Паллады появился храм, а выстроенная Троя была надежно защищена от врагов высокими стенами с бойницами. Сын Ила царь Лаомедонт продолжил дело отца, укрепив нижнюю часть города стеной.

Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации. Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов, позднее — хеттов).
Имя «Троя» фигурирует в хеттских клинописных табличках Богазкёйского архива как Таруиша. На египетской стеле времён Рамзеса III упомянута его победа над морским народом «турша». Это название часто сопоставляют с народом «тереш», упомянутым несколько ранее на знаменитой стеле Мернептаха. Единства в мнениях о том, были ли эти пришельцы троянцами, в научном мире не наблюдается. Имена с данным корнем встречаются в микенских текстах, например командир отряда to-ro-o.

Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой — собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя — обозначение страны, а Илион — города). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны, когда многие детали могли забыться.


Раскопки Трои
Среди современных Генриху Шлиману историков была распространена гипотеза о том, что Троя находилась на месте селения Бунарбаши. Тождество холма Гиссарлык с гомеровской Троей предположил в 1822 году Чарлз Макларен. Сторонником его идей был Френк Калверт, который начал в Гиссарлыке раскопки за 7 лет до Шлимана. По иронии судьбы, участок холма Гиссарлык, принадлежавший Калверту, оказался в стороне от гомеровской Трои. Генрих Шлиман, который был знаком с Калвертом, начал целенаправленное исследование второй половины Гиссарлыкского холма в конце XIX века. Большинство находок Шлимана сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже. К настоящему времени археологи обнаружили на территории раскопок в Гиссарлыке следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.

Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя I) представляло собой крепость диаметром менее 100 м и, очевидно, существовало на протяжении длительного периода. К эпохе, описанной в «Илиаде», относится седьмой слой. В этот период Троя представляет собой обширное (площадью свыше 200 тыс.м²) поселение, обнесённое крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей — по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Манфреда Корфмана, площадь нижнего города была примерно 170 тыс.м², цитадели — 23 тыс.м².

Девять основных слоев древней Трои
Троя I (3000—2600 гг. до н. э.): Первое Троянское поселение, диаметром 100 м, было застроено очень примитивными жилищами из глиняных кирпичей. Судя по оставшимся следам, оно погибло во время пожара. Керамика имеет сходство с керамикой культуры Езеро в Болгарии.
Троя II (2600—2300 гг. до н. э.): Следующее поселение выглядит более развитым и богатым. В 1873 году немецкий археолог Шлиман обнаружил в этом слое знаменитый троянский клад, который состоял из многочисленного оружия, медных безделушек, частей драгоценных украшений, золотых сосудов, могильных плит доисторического и раннеисторического периода. В III тысячелетии до н. э. эта высокоразвитая культура была также уничтожена пожаром.
Троя III—IV—V (2300—1900 гг. до н. э.): Эти слои свидетельствуют о периоде упадка в истории древнего города.
Троя VI (1900—1300 гг. до н. э.): Город увеличился в диаметре до 200 метров. Поселение стало жертвой сильного землетрясения 1300 года до н. э.
Троя VII-A (1300—1200 гг. до н. э.): К этому периоду относится знаменитая Троянская война. Позднее афиняне разграбили и разрушили поселение.
Троя VII-B (1200—900 гг. до н. э.): Полуразрушенная Троя была захвачена фригийцами.
Троя VIII (900—350 гг. до н. э.): В это время город населяли алеанские греки. Царь Ксеркс посещал тогда Трою и принес здесь в жертву более 1000 голов скота.
Троя IX (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.): Довольно крупный центр эллинистической эпохи.


Где находится. Как добраться до Трои
Троя находится в 2 км от шоссе Чанаккале — Измир (D550/E87), с которого нужно свернуть по указателю Troy или Truva.
Ближайший к Трое город, Чанаккале, находится в 30 км к северу от нее. Оттуда в Трою каждый час ходят автобусы, отправляющиеся с остановки под мостом через реку Sari. Путь на автобусе займет около получаса. Поездка на такси обойдется в 60-70 TRY. Цены на странице указаны на январь 2017 г.
Летом автобусы отправляются регулярно, но в остальное время лучше приехать пораньше, чтобы не упустить последний автобус, отправляющийся обратно.

Отели Трои
Большая часть отелей расположена в Чанаккале, так что туристы чаще всего останавливаются там и приезжают в Трою на один день. В самой Трое можно остановиться в отеле Varol Pansiyon, расположенном в центре соседней деревни Tevfikiye.
Напротив входа в Трою находится отель Hisarlik, принадлежащий местному гиду Мустафе Аскину.

Рестораны
Ресторанов в Трое тоже не так много. В упомянутом выше отеле Hisarlik есть уютный ресторан с домашней кухней, работающий с 8:00 до 23:00. Если остановите свой выбор на нем, непременно попробуйте guvec — мясное рагу в горшочке.
Кроме того, можно пообедать в также находящихся в деревне едальнях Priamos или Wilusa. Оба ресторана готовят блюда турецкой кухни, а последний хорошо известен своими фрикадельками и салатом из помидоров.

Развлечения и достопримечательности Трои
Рядом с входом в город стоит деревянная копия Троянского коня, внутрь которого есть возможность зайти. Но лучше делать это по будням, потому что на выходных он заполнен туристами и подняться или осмотреться внутри будет довольно трудно. Зато, при посещении Трои зимой, вполне можно получить коня в единоличное пользование.
Рядом с ним находится Музей раскопок, в котором выставлены модели и фотографии, рассказывающие о том, как выглядел город в разные периоды. Напротив музея — сад Pithos с водопроводными тубами и глиняными горшками того времени.
Но основной достопримечательностью Трои, несомненно, являются руины. Для посетителей город открыт с ежедневно с 8:00 до 19:00 в период с мая по сентябрь и с 8:00 до 17:00 — с октября по апрель.

Наличие гида сильно помогло бы при ознакомлении с Троей, поскольку руины многих зданий довольно трудно идентифицировать самостоятельно, а из-за разных исторических слоев, они все перемешались.
Троя была разрушена и вновь отстроена 9 раз — и от каждого из восстановлений в городе что-то осталось и по сей день, хотя любительские раскопки в 19 в. оказались крайне разрушительными.
Для осмотра города удобнее всего использовать охватывающую его по кругу дорогу. Справа от входа видны стены и башня периода Троя VII (то есть, города, каким он стал после того, как был отстроен в 7 раз), относящиеся к периоду, когда город в наибольшей степени подходил под описания Гомера в «Илиаде». Там можно спуститься по лестнице и пройти вдоль стен.

Потом дорога приведет к кирпичным стенам, частично восстановленным, а частично сохранившимися в первозданном виде. Над ними расположен разрушенный алтарь храма Афины, вдоль которого проходят стены ранних и средних периодов, а напротив — дома богатых жителей города.
Далее путь проходит мимо траншей, оставшихся от раскопок Шлимана, к дворцовому комплексу, также относящемуся к периоду, вероятнее всего описанному в Илиаде. Справа от дворца находятся части святилища античных богов.
Наконец, тропа выводит к концертному залу Одеону и палатам городского совета, откуда по каменной дороге можно вернуться к месту, с которого начался осмотр.

Окрестности Трои
В 30 км к югу от древней Трои находится не менее старинная Александрия Троянская — город, основанный полководцем Александра Великого Антигоном в 300 г. до н. э. Однако этот обширный археологический участок, в отличие от популярной Трои, почти не промаркирован. Соответственно, разобраться самому, без глубоких познаний в античной истории, здесь едва ли получится.

Примечательны окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar), где расположены живописные руины храма Аполлона, который был возведен в 5 в. до н. э. колонистами с Крита. Самая западная точка Азии — мыс Баба — интересна своим рыбацким портом Бабакалекёй (Бабакале, Babakale, «Крепость Баба»), где находится очаровательный османский замок 18 в. Здесь же можно и освежиться, искупавшись либо прямо среди валунов, обрамляющих гавань с двух сторон, либо проехав еще 3 км на север к симпатичному обустроенному пляжу.

Еще одна изюминка этих мест — городок Айваджик (Ayvacik) в 30 км восточнее Трои. В конце недели на местный рынок стекаются торговцы со всех окраин, лучший сувенир отсюда — красочный ковер. Если же повезет попасть в Айваджик в конце апреля, можно застать традиционный ежегодный сбор кочевых народов Панийыр. В это время по городу устраиваются яркие танцевальные и музыкальные представления, шумные базары, где выставляются породистые скакуны. Кроме того, в 25 км к югу лежит и древний Ассос, название которого ласкает слух не одного поклонника старины.

ПРЕДАНИЕ ПРО ТРОЯНСКОГО КОНЯ
Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско Ахеи и пошел на Париса. Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (ибо конь был сделан из клёна).
Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!) и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли 2 огромных змея, убили Лаокоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим — 20, по Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский. Афина дала героям амброзию.
Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).


Интерпретации
По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем».

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город. По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня.
Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона», трагедия неизвестного автора «Отплытие», трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои».

_______________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Ивик О. Троя. Пять тысяч лет реальности и мифа. М., 2017.
Гиндин Л. А. Население Гомеровской Трои, 1993.
Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.
Блеген К. Троя и троянцы. М., 2002.
Шлиман Г. Илион. Город и страна троянцев. М., 2009, т. I-II.
Шлиман Г. Троя. М., 2010.
Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана. М., 2007.
История древнего Востока, ч. 2. М., 1988.
Вирхов Р. Развалины Трои // Исторический вестник, 1880. — Т. 1. — № 2. — С. 415—430.
Стоун Ирвинг, Греческое сокровище. Биографический роман о Генрихе и Софье Шлиман, 1975
Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 350.
Достопримечательности Турции.
Фролова Н. Эфес и Троя. — ЛитРес, 2013. — ISBN 9785457217829.

Похожие публикации